"Проблемы патриотического воспитания".

Автор: Шабуня Ольга Викторовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МКОУ Ярковская СОШ им. Романова К.Г.
Населённый пункт: село Ярки Черепановский район НСО
Наименование материала: статья
Тема: "Проблемы патриотического воспитания".
Дата публикации: 31.01.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Муниципальное казённоеобразовательное

учреждение

Ярковская средняя школа

имени К.Г. Романова

Программа

патриотического воспитания





Автор-разработчик программы :

Шабуня Ольга Викторовна



2015 г.


Паспорт программы «Мой край родной»
Название Программы Воспитательная Программа « Мой край родной» Цель Программы Формирование нравственно-патриотического отношения и чувства сопричастности к семье, к родному селу, к природе, культуре на основе историко-национальных и природных особенностей родного края. Воспитание чувства собственного достоинства как представителя своего села, уважения к прошлому, настоящему, будущему родного края, толерантного отношения к представителям других национальностей. Задачи Программы 1. Воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, селу, городу; 2. Формирование бережного отношения к природе и всему живому; 3. Воспитание уважения к труду; 4. Развитие интереса к русским традициям и промыслам; 5. Формирование элементарных знаний о правах человека; 6. Знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн); 7. Развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны; 8. Формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям. Разработчик Программы Шабуня Ольга Викторовна воспитатель 1 квалификационной категории Муниципального казённого образовательного учреждения Ярковской
средней школы имени Романова К.Г. с. Ярки Черепановского района Новосибирской области. Ожидаемые результаты Наличие у детей знаний об истории возникновения села Ярки и города Черепаново, их достопримечательностях, природных богатствах, социально-экономической значимости, символике; возникновение стойкого интереса к будущему родного села и края, чувства ответственности, гордости, любви и патриотизма. Привлечение семей воспитанников к нравственно- патриотическому воспитанию детей. Адрес 633541 с. Ярки Черепановский район Новосибирская область Ярковская средняя общеобразовательная школа имени Романова К.Г. Телефон 8-905-951-29-13 «Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого – с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к Родине, её истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству» Д.С.Лихачёв
Актуальность
Проблема патриотического воспитания существует, потому что за последние годы произошли огромные изменения в нашей стране. Это касается нравственных ценностей, отношения к событиям нашей истории и к отдельным личностям. Изменилось и отношение людей к Родине. Если раньше мы постоянно слышали и сами пели хвалебные гимны своей стране, то сейчас о ней говорят в основном негативно. Но трудности переходного периода не являются причиной приостановки патриотического воспитания. Как бы ни менялось общество, воспитание у подрастающего поколения любви к своей стране, гордости за нее необходимо при любом строе. Важность патриотического воспитания в современных условиях подчеркнута Президентом РФ. Утверждена специальная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2010-2015 годы». Президент Российской Федерации В.В. Путин обращает особое внимание на воспитание патриотов нашей страны. В подписанном им Указе о совершенствовании государственной политики в области патриотического воспитания говорится: «Мы должны строить своё будущее и будущие своих детей. И такой фундамент – это патриотизм. Это уважение к своей Родине и традициям,
духовным ценностям наших народов. Это ответственность за свою страну и её будущее. Что дети видят, слышат, что они читают, во многом зависит морально-нравственный климат в обществе в целом» Дошкольные образовательные учреждения, являясь начальным звеном системы образования, именно в дошкольном возрасте закладывается основа личности: развивается целостное восприятие окружающего мира, непосредственное эмоциональное отношение к окружающим людям, сочувствие к их нуждам и переживаниям. Здесь начинают развиваться такие черты характера, которые закладывают в основу нравственного и патриотического воспитания: трудолюбие, милосердие, гуманность и т. д. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он удивляется, что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления не осознаны им глубоко, но пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота. С дошкольного возраста, закладывается фундамент будущей личности, гражданина своей страны. Одна из главных задач, стоящих перед педагогом – воспитывать любовь к Родине, к родному краю, к своему народу. Эти чувства, из которых может вырасти патриотизм, формируется в условиях семьи, в коллективе сверстников, группе детского сада. Постепенно у дошкольника складывается «образ собственного дома», с его укладом, традициями, стилем взаимоотношений. Ребенок принимает свой дом таким, каков он есть, и любит его. Это чувство «родительского дома» и ложится в основу любви к Родине, это формирует чувство защищенности. Важно, чтобы в своем доме ребенок имел обязанности, за что-то был ответствен. Жизнь в детском саду должна быть интересной, запоминающейся. Происходит это в том случае, если воспитатели с уважением относятся к каждому воспитаннику, знают его достоинства и способствуют их развитию в процессе игр, праздников, интересных занятий. Базовым этапом формирования у детей патриотизма следует считать накопление ребенком социального опыта жизни в своем Отечестве и усвоение принятых в нем норм поведения и взаимоотношений. В понятие патриотизма входят: - когнитивный (знания, представления), - эмоциональный (чувства), - поведенческий (умения, навыки) компоненты, которые реализуются в сфере социума. Когнитивный компонент обеспечивает содержание работы по патриотическому воспитанию. Поведенческий – выполняет диагностическую функцию. Эмоциональный компонент является ведущим в этом возрасте. Чувства играют определенную роль в патриотическом воспитании детей, однако нравственные чувства дошкольников отличаются конкретностью, недостаточной прочностью и устойчивостью.
Самое существенное в воспитании нравственных и патриотических чувств – это непосредственное их проявление в реальных практических поступках, повседневной жизни. Занимаясь воспитанием детей, решая задачи нравственно-патриотического воспитания, каждый педагог должен строить свою работу в соответствии с местными условиями и особенностями детей. Актуальность и практическая значимость темы заключаются в том, что работа по ней является одним из путей совершенствования образовательно- воспитательной работы ДОУ, усиление ее патриотической направленности с учетом возможностей для развития ребенка. Ведь формирование отношения к стране и государству, где живет человек, начинается с детства. По словам академика Б. Лихачева: «Сущность понятия «патриотизм» включает в себя любовь к Родине, к земле, где родился и вырос, гордость за исторические свершения народа. Люди с момента рождения естественно и незаметно привыкают к окружающей их среде, природе и культуре своей страны, к быту своего народа. «И от того, как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира, - от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш» (В.А. Сухомлинский, «О воспитании»). Это чувство так многогранно по своему содержанию, что не может быть определено несколькими словами. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности со всем окружающим, и желание сохранять, приумножать богатства своей страны. Работая с детьми , я столкнулась с актуальными проблемами:  Дети, начиная с дошкольного возраста, страдают дефицитом знаний о родном крае, о родном городе, стране, особенностях русских традиций;  Равнодушное отношение детей к близким людям, товарищам по группе, недостаток сочувствия и сострадания к чужому горю. На основе этих проблем, познакомившись с литературой, методическими разработками, наблюдая за поведением детей в реальной жизни, решила изучать и применять в своей работе данную тему, которая привлекла своей:  Актуальностью и перспективностью;  Новизной материала;  Высокой результативностью, доступностью понимания;  Стабильностью, системностью, возможностью творческого применения.
Новизна программы
заключается в том, что она интегрирует различные образовательные линии: православную, культурологическую, экологическую
– в единое образовательное содержание. Отличие от государственной программы – в разнообразии тем, раскрывающих взаимосвязь нравственных и культурных ценностей, в основе которых лежат православные традиции и обычаи нашего города и края. Программа разработана с учетом следующих источников: 1. Закон «Об образовании РФ» 2. Государственная программа “Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2010-2015 годы”, основной целью которой было создание системы патриотического воспитания; 3. Программа воспитания и обучения детей в детском саду. Под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой; 4. Программа Николаевой С.Н. «Юный эколог» по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста. 5. Программа Князевой О.Л. и Маханевой М.Д. «Приобщение детей к истокам народной культуры». 6. Программа нравственно-патриотического воспитания дошкольников «Мой родной дом». Под ред. Оверчук Т.И. 7. Программа Баранниковой О.Н. «Уроки гражданственности и патриотизма в детском саду». 8. Программа Зеленовой Н.Г. и Осиповой Л.Е. для старшей группы «Мы живем в России» 9. «Система патриотического воспитания в ДОУ» Е.Ю.Александрова и Е.П.Гордеева. Программа предполагает работу с детьми младшего и старшего дошкольного возраста (с 3 до 6 лет). Она не предъявляет требований к содержанию и объему стартовых знаний, к уровню развития ребенка, но предполагает активное участие родителей, детей, педагогов в ее реализации. Программа состоит из 3 тематических модулей: 1 модуль «Вместе дружная семья» ( семья и детский сад) 2 модуль «Село, в котором я живу» 3 модуль «Край мой Черепановский» Данные блоки занятий тематически взаимосвязаны и реализуются во всех видах детской деятельности: непосредственно образовательной, самостоятельной деятельности, совместной деятельности со взрослым. Место реализации программы – детский сад и семья. Программа предполагает сочетание разнообразных методов и приемов: беседа, рассказ педагога, работа с иллюстративным, аудио- и видеоматериалом, с текстами, вызывающими яркую эмоциональную реакцию, рисование, презентации, проектная деятельность, информационно- коммуникативные технологии (ИКТ).
Формы проведения занятий: беседы, открытые занятия, участие в концертах, инсценировка сюжетов, выставка детских работ, конкурсы, викторины, экскурсии, походы.
Педагогические принципы
1. Доступность. Принцип доступности предполагает соотнесение содержания, характера и объема учебного материала с уровнем развития, подготовленности детей. 2. Непрерывность. На нынешнем этапе образование призвано сформировать у подрастающего поколения устойчивый интерес к постоянному пополнению своего интеллектуального багажа и совершенствованию нравственных чувств. 3. Научность. Одним из важных принципов программы является ее научность. На основе сведений об истории и культуре родного края. 4. Системность. Принцип системного подхода, который предполагает анализ взаимодействия различных направлений патриотического воспитания. Этот принцип реализуется в процессе взаимосвязанного формирования представлений ребенка о патриотических чувствах в разных видах деятельности и действенного отношения к окружающему миру. 5. Преемственность. Патриотическое воспитание дошкольников продолжается в начальной школе, в школе реализуется программа «Воспитание и развитие школьников через музейную деятельность» 6. Культуросообразность. Этот принцип выстраивает содержание программы как последовательное усвоение и выработке на этой основе ценностных ориентаций. 7. Принцип игровой подачи материала — в своей работе я опираюсь на ведущий вид деятельности — игру. Наш детский сад сотрудничает с библиотекой, сельским домом культуры, со школьным музеем краеведения.
Целью программы
является формирование нравственно-патриотического отношения и чувства сопричастности к семье, к селу, родному краю, к природе и культуре через познание историко-национальных и природных особенностей села и края.
Задачи программы:
1. Заложить основы нравственно-патриотической личности с активной жизненной позицией и с творческим потенциалом, способной к самосовершенствованию, к гармоничному взаимодействию с другими людьми через ознакомление с родным краем. 2. Развить гражданскую позицию и патриотические чувства к прошлому, настоящему и будущему родного края, чувства гордости за свою малую Родину. 3. Расширить представления детей об истории, культуре, профессиях, людях, социально-экономической значимости родного края.
4. Воспитать чувство уважения к профессиям и труду взрослых, к традициям и обычаям нашего края. 5. Сформировать толерантное отношение к представителям других национальностей. 6. Воспитать чувство уважения к прошлому, настоящему, будущему родного края. 7. Воспитать чувство собственного достоинства как представителя своего края.
1 модуль «Вместе дружная семья».
Семья и детский сад – первый коллектив ребенка и в нем он должен чувствовать себя равноправным членом, вносящим каждый день свою, пусть скромную, лепту в семейное дело. В этом разделе дети знакомятся с историей своей семьи, рассказывают где родились и жили дедушка и бабушка ребенка, их прадеды, кем работали, какие у них были увлечения, какие трудности им пришлось испытать.
Цель
: Воспитание любви и уважения к семье, родным и близким людям. Сформировать у детей целостное представление о семье, подчеркивая связь прошлого, настоящего, будущего. Сформировать у детей представление о детском саде, как о социуме, объекте истории и культуры.
Задачи
:  Познакомить с понятием «семья». Учить детей называть членов семьи; внушать детям чувство гордости за свою семью; прививать уважительное, заботливое отношение к пожилым родственникам. Формировать интерес к своей родословной.  Вызывать у детей желание посещать детский сад, встречаться с друзьями.  Воспитывать у детей уважение к сотрудникам детского сада, бережное отношение к труду взрослых, желание оказывать посильную помощь.  Познакомить детей с историей детского сада. Дошкольное детство важная ступень в развитии личности ребенка. Семья состоит из близких и дальних родственников. Самые близкие родственники: мать и отец, братья и сестры. Самые уважаемые люди в семье – бабушки и дедушки. О них все в семье заботятся. Понимание того, как поддерживаются в семье родственные связи (переписка, разговор по телефону, посещения), как проявляется в семье забота, любовь, уважение друг к другу.
В дружной семье все счастливы, радуются при встрече, скучают в разлуке и заботятся друг о друге. Каждый человек в семье имеет право высказать свое мнение, но окончательное решение принимает взрослый. В каждой семье есть вещи, которые напоминают о важных событиях. Есть праздники, которые называются семейными (дни рождения, свадьбы, юбилеи, встречи), традиции семьи, реликвии, любимые увлечения. Старшее поколение знакомит детей со своим родословным древом. В семье важны и необходимы все. Рассмотрим подробно, как реализуется модуль«Моя семья». В средней группе продолжается работа, начатая во 2-ой младшей группе: воспитание любви к маме, к другим членам семьи. Родители знакомят детей с историей семьи, рассказывают, где родились и жили дедушка и бабушка, их прадеды, кем работали, какие у них были увлечения, какие трудности им пришлось испытать. В старшем дошкольном возрасте продолжают уделять внимание тому, что взрослые члены семьи не только выполняют обязанности по дому, но и работают. Поэтому дети должны им помогать. Например: помыть посуду, полить комнатные растения и т.д. Дети должны заботиться о взрослых так же, как взрослые заботятся о них. Особое внимание уделяется заботе о престарелых членах семьи – бабушках, дедушках, прабабушках, прадедушках. В этом возрасте дети начинают подражать взрослым: мальчики – мужчинам, девочки – женщинам. Следует использовать это стремление и показать детям, что мальчики уже могут вести себя как настоящие мужчины: уступить место девочке, помочь расставить физкультурные пособия, защитить маленьких девочек, если их обижают и т.д. А девочки могут вести себя как хозяйки в группе: следить за порядком, помочь мальчикам красиво застелить постели и др. Таким образом, семья является персональной средой жизни ребенка от самого рождения, которая во многом определяет его гражданское становление, как члена общества. В старшей группе необходимо впервые познакомить детей с родословным древом и проводить эту работу совместно с родителями. Большой интерес вызывает у детей рассматривание семейных альбомов, которые они по просьбе воспитателей приносят в группу. Предлагать детям узнать, кто из членов семьи, родственников служил в армии, воевал. Нужно показывать детям, что история их семьи неразрывно связана с историей родного города в котором они живут с историей страны и т.д. Семья является персональной средой жизни ребенка от самого рождения, которая во многом определяет его гражданское становление, как члена общества, его части. Для сотрудничества с родителями необходимо сформировать у них следующие убеждения:  Чтобы учить, необходимо много знать и уметь.  Тот, кто занят воспитанием ребенка, развитием его духовности, должен верить в самого ребенка.
 Верить в свои возможности, никогда не опускать руки, даже тогда, когда кажется, что ничего не получается. Необходимо верить в силу гуманной педагогики. На этих трех «китах» держатся главные принципы: - терпение, - созидательная любовь, - сотрудничество. Модуль «Вместе дружная семья» также знакомит детей с детским садом как вторым домом. Здесь дети могут реализовывать свои потребности, где должны благополучно и интересно жить. Детский сад дорог каждому ребенку. Люди, которые в нем работают, заботятся об их физическом и психическом здоровье. Каждый ребенок с уважением относится к работникам детского сада: называет по имени отчеству, улыбается при встрече и не забывает поздравить с праздниками. Каждый воспитанный ребенок старается сделать приятное (помочь собрать игрушки, убрать мусор и т.д.). Он учится общаться с взрослыми и сверстниками, усваивает основы культуры поведения: быть доброжелательным, чутким, проявлять отзывчивость, помогать тому, кому трудно, уметь научить другого тому, что умеет сам; играть дружно, быть справедливым. В этом возрасте необходимо уделить внимание знакомству дошкольников с сотрудниками детского сада, с обязанностями тех сотрудников, работу которых дети не могут непосредственно наблюдать, например кладовщицы, кастелянши, оператора стиральных машин, сторожа, ведь эти люди так же заботятся о детях в детском саду, как и другие сотрудники. В нашем детском саду есть традиции, с которыми дети не только знакомятся, но являются активными участниками. Это такие мероприятия, как: выставка поделок из природного материала, акции « Огород на подоконнике», « Аллея выпускников» в которой принимают участие сотрудники, дети, родители. Где каждый старается проявить свое творчество, оригинальность, выдумку и фантазию: День защитника Отечества, День рождения, День Матери, День защиты детей, спортивные соревнования, неделя игр и игрушек, во время которой ребята ходят друг к другу в гости, продолжая знакомиться с детским садом и приобретая новых друзей. Продолжаются целевые прогулки по территории детского сада. Родители и дети привлекаются к труду по благоустройству участка.

Содержание

Задачи

Формы работы

Методы и приемы
Семь Я Воспитывать у детей нравственные качества, такие как любовь, к самым близким людям. Внушать детям чувство гордости за свою семью, стремление заботиться о пожилых людях. Занятия, совместные досуги с родителями, игры КВН, праздники, выставки, вечера встреч, дидактические игры. Беседы, составление рассказов, чтение художественной литературы, проекты. Место работы моих родителей Прививать уважение к труду родителей, закреплять знание профессий и понимать значимость их труда. Сюжетно- ролевые игры, дидактические игры. Беседы, составление рассказов о профессиях, чтение стихов «А что у вас?» С. Михалкова, рисование. Дедушка и бабушка – верные друзья Воспитывать доброжелательное отношение к старшим в семье, заботиться о них и уважать. Занятия, праздники, сюжетно-ролевые игры, конкурсы. Беседы, встречи, чтение художественной литературы, рассматривание фотографий, изготовление поделок. Уклад и традиции семьи Продолжать знакомить детей с семейными традициями. Уважать интересы каждой семьи. Театральная деятельность, игры, концерты. Моделирование и решение проблемных ситуаций. Беседы «Моя любимая игрушка», «Самая интересная книга». Домашние праздники «Все мы можем сообща». Древо семьи (старшая группа) Познакомить детей с родословной своей семьи. Занятия, выставки, сюжетно-ролевые игры. Беседы «Моя семья», «Мои дедушка и бабушка», рисование древа семьи. Родной очаг Прививать любовь к своему родному Сюжетно- ролевые игры, Рисование «Герб моей семьи», беседы.

2 модуль «Село, в котором я живу»

Люблю тебя в любое время года,

Моё родное русское село.

И в тёплый день, в любую непогоду

С тобой мне на душе светло.

Кивает мне знакомая берёза,

А я в ответ ей: «Здравствуй!» говорю,

Как хорошо мне, как по-русски просто

Жить в моём светлом, ласковом краю.

Цель:
воспитать чувство привязанности и любви к своему родному селу, восхищение его красотой; вызывать в детях чувство гордости за своё село, интерес к его истории и стремление сделать его лучше, богаче и краше. Модуль знакомит детей с родным селом - Ярки. Возникла необходимость воспитания бережного отношения к малой Родине через её познание.

Знакомство начинается с улицей, по которой идешь в детский сад, селом. Важно показать ребенку, что родное село славно своей историей, традициями, памятниками, лучшими людьми. Село- частица Родины. Зарождаясь из любви к своей «малой Родине», патриотические чувства, пройдя целый ряд этапов на пути к своей зрелости, поднимаются до осознанной любви к своему Отечеству. У нашего села есть своя история, своя символика (флаг, гимн). Как и у человека, у нашего села есть свое имя, которое что-то обозначает, есть день рождения (день основания) и есть много памятных других дат, по которым определяют его историю. В нашей школе есть краеведческий музей,
экспонаты которого рассказывают о его истории и современности, о почётных людях нашего села. В ярках есть свои достопримечательности, исторические места и памятники. Дети учатся видеть красоту и многообразие растительного и животного мира города и его окрестностей. Экологическая воспитанность дошкольника выражается в гуманно-ценностном отношении к природе. Основной целью проводимой работы является воспитание в ребёнке чувства гордости, уважения и любви к тому месту, в котором он живёт.
Задачи
:  Формировать представления детей о географических, климатических, социально-экономических особенностях малой Родины.  Воспитывать любовь к природе родного края и чувства сопричастности к ее сбережению.
Содержание

Задачи

Формы

работы

Методы и

приемы
История возникновения села Ярки Сформировать представления детей об возникновения села. Занятия, экскурсии по селу, посещение школьного музея. Беседы, рассказы о селе, рассматривание фотоальбомов, презентация «Любимое село». Символика родного села Познакомить детей флагом и гимном села, с их историей, происхождением. Занятия, посещение музея, библиотеки. Беседы, конкурсы рисунков, рассматривание иллюстраций. Рисование флага. Конкурс рисунков «Родное село»
Традиции нашего села Познакомить детей с традициями нашего села, научить детей их соблюдать. Занятия, экскурсии, выставки, участие в сельских мероприятиях. Беседы, рассматривание иллюстраций, рисование. Памятники воинам, погибшим в годы ВОВ Вызывать у детей желание подражать воинам, быть такими же мужественными, смелыми. Экскурсии к памятникам. Участие в митингах. Беседы, рассматривание фотоальбомов. Достопримечатель ность села « Чёрные берёзы» Познакомить детей с достопримечательнос тью села. Вызвать у детей гордость за своё село. Экскурсия к чёрным берёзам. Беседы, уроки творчества. Проект « Берёза символ Родины моей» Почетные люди Доска почета Вызвать у детей интерес к людям, живущим в селе. Воспитывать уважение и чувство гордости за них. Занятия, встречи, выставки, экскурсии в музей. Беседы, рассказы воспитателей о почетных людях, рассматривание иллюстраций, фотоснимки. Центры культуры (музей, ДК, почта, библиотеки). Культурно- развлекательные, образовательные центры села. Развивать творческие способности, формировать культурный уровень детей. Экскурсии, кружки, участие в сельских мероприятиях. Беседы, встречи, праздники, экскурсии, уроки творчества, игры. Создание альбома «Любимые места родного села»,
Растительный мир Знакомить детей с растительным миром села; с исчезающими видами растений; воспитывать бережное отношение к природе. Занятия, дидактические игры, экологические игры, сбор лекарственных растений, труд на природе. Опыты, рассматривание картин, слайдов о природе, рисование, беседы. Животный мир Знакомить детей с животным миром села; исчезающими видами животных и птиц; прививать бережное, заботливое отношение к животному миру. Экологические тропы, организация зимних столовых для птиц, занятия, игры. Наблюдение за животными, чтение художественно й литературы, заучивание стихотворений, закличек, прибауток, рисование. Водоемы Дать представление о водоемах села: речке Еловке, об озерах Мусихино, Гусарово, Коровьё их растительном и животном мире. Учить соблюдать правила поведения на водоемах. Экологические тропы, прогулки. Наблюдения за природой, рассматривание иллюстраций, фотоальбомов, беседы. Уроки безопасности Дать понятие об ядовитых растениях и опасных животных; о возможных травмах на природе; научить оказывать первую помощь; учить соблюдать правила поведения на природе. Занятия «Уроки доктора Айболита», экологические тропы. Дидактические и подвижные игры.

3 модуль «Край мой Черепановский»

Край мой Черепановский!

Где, в каком бы я ни был краю,

Но с твоей неоглядною далью

Не разрознить мне душу свою.

Вся близка и мила мне Россия,

Но не где-то, а именно тут

Я увидел и небо впервые,

И как птицы по небу плывут.

Цель
: Дать элементарные представления об истории, героях труда и Великой Отечественной Войны, о защитниках Отечества, достопримечательностях города Черепаново, социально-экономической значимости города.
Задачи
:  Формировать представление об исторических корнях города.  Расширять представления о достопримечательностях, социально- экономической значимости города.  Воспитывать уважение к героям труда, Великой Отечественной Войны, защитникам Отечества.  Воспитать любовь и уважение к родному краю  Развить в детях чувство гордости за свой край; вызвать интерес к истории и традициям родного края. Модуль знакомит детей с родным краем. Формирование у детей системы знаний о своей Родине, в данном модуле представлена следующим образом: природоведческие и географические сведения (географические особенности родного края, климат, природа), сведения о жизни своего народа (особенности быта, труда, культуры, традиций), социальные сведения (знания о достопримечательностях родного края, знания названия областного центра, символики г. Черепаново), некоторые исторические сведения (о подвигах черепановцев в годы Великой Отечественной войны, знание исторических памятников города Черепаново. Любой край, область, даже небольшая деревня неповторимы в своей природе, людях и их труде, замечательном народном творчестве. Отбор соответствующего материала позволяет сформировать у дошкольников представление о том, чем славен край родной. Включение детей в практическую деятельность по применению полученных знаний, предполагает формирование у них определенных навыков и умений: умение отразить накопленные знания в игре, художественной и трудовой деятельности, умение принять участие в общественно направленном труде, умение бережно относится к природе, результатам труда других, умение отразить знания в речи, общении со взрослыми и сверстниками. Рассказать детям о своих любимых местах г.Черепаново, через иллюстрации, фотографии, презентации, открытки показать всю панораму города и
отдельные места. Провести несколько бесед о парках, о памятниках. Очень важно, чтобы познавательный материал был понятен детям, соответствовал их возрасту, вызывал интерес, желание посетить эти места. Дети должны знать и проявлять интерес к истории, быту, традициям Черепановского района. Уметь играть в русские народные игры. Знать памятники культуры, историю возникновения г.Черепаново. Знать животный и растительный мир края. Знать символику г.Черепаново. Закончить хочется словами Д.С. Лихачева: «Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу, к родной речи – задача первостепенной важности, и нет необходимости это доказывать. Но как воспитать эту любовь? Она начинается с малого – с любви к своей семье, к своему дому. Постоянно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своему государству, к его истории, его прошлому и настоящему, а затем ко всему человечеству...».
Содержание

Задачи

Формы работы

Методы и

приемы
1. История города Черепаново Сформировать представление об исторических корнях города. Учить детей умению работать с картой Черепановского района, находить свой город. Занятия, заочные путешествия, выставки, экскурсии в краеведческий музей. Работа с картой Черепановского района. Беседы, рассказы о городе Черепаново и рассматривание карты области, фотоальбомов. 2.Достоприме чательности Черепаново Познакомить детей с достопримечательностям ( база отдыха, памятные места, храмы, фонтаны) Занятия, заочные путешествия, КВН, художественное творчество. Презентация «Черепановский край, навек любимый!», беседы, рассматривание иллюстраций. 3. Знаменитые люди Черепаново Вызвать у детей интерес и гордость за знаменитых людей города Черепаново. Занятия, выставки. Беседы, рассказы воспитателя, рассматривание фотоальбомов, презентации.
4. Изучение родной природы Расширить представления детей о животном и растительном мире родного края, его своеобразии и особенностях. Воспитать в детях интерес к окружающему миру, желание помогать и заботиться о животных и растениях; воспитать в детях бережное отношение к природе, умение видеть и чувствовать красоту родного края; познакомить детей с Красной книгой Новосибирской области. Продолжать знакомить детей с правилами безопасного поведения на природе. Занятия, викторина «Люби и знай свой родной край», экскурсии, целевые прогулки, дидактические игры, экологические игры, сбор лекарственных растений, труд на природе. Рассматривание картин, иллюстраций книг, альбомов с изображениями растительного и животного мира Новосибирской области; разучивание стихов о природе. 5. Символика родного края Познакомить детей с символикой родного края, с историей и происхождением герба, флага. Занятия, посещение музея, библиотеки. Беседы, конкурсы рисунков, рассматривание иллюстраций, рисование аппликация, дидактические игры. 6. «Никто не забыт, ничто не забыто» Воспитать интерес к истории своей Родины, к истории военного времени; объяснить, что народ с благодарностью чтит память защитников отечества; познакомить с памятниками ВОВ ( монумент, обелиск на Партизанской площади, Экскурсии к памятнику, в музей, занятия, выставки. Рассказы воспитателей о ветеранах войны Смоленщины, встречи с ветеранами ВОВ, праздники, рассматривание иллюстраций
аллея Памяти…) воспитать чувство уважения к ветеранам ВОВ и других военных конфликтов. макетирование.

КАЛЕНДАРНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОТЫ ПО

ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ

2

младшая

группа

.

2-4 года

Н

едел

я

Меся

ц

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

Сентябр

ь
«Наш детский сад»- презентация НОД « Давайте Беседа «Моя семья». Сюжетно- «Кто нас лечит в д/с?». Экскурсия в медицинский Беседы с детьми о домашних адресах: адрес
Октябрь
«Кто такой повар?». Экскурсия на пищеблок. Работа с родителями: о необходимости выучить с детьми дом. адрес. Рассказывание русской Занятие «Если ты заболел». Экскурсия в медицински й кабинет. Подвижная русская народная игра Беседа «Я – помощник» «Я, ты, он, она» - беседа о членах семьи. Целевая прогулка: Благоустройство домов. Конструирование из геометрических фигур» Мой дом» Работа по заучиванию домашних адресов: у д/с тоже есть свой адрес, называет улицу, на которой находится д/с. Сюжетно- ролевая игра
Ноябрь
Игры со строительным материалом: построить свою улицу и дать название. Работа в книжном уголке: чтение стихотворения Ч А. Барто «Я расту» Д/и «Назови имя» Рассматрива ние иллюстраци й «Мамы всякие нужны, мамы всякие важны» Беседа «Хорошо у нас в саду» «Что мы делаем в детском саду». Труд взрослых. Беседа «Дом в котором мы живем». Аппликация «Строим, строим дом. Вырос дом огромный». С.Черный «Когда никого нет дома» – чтение стихотворения «Моя семья» – любимые занятия родителей и других членов семьи. Чтение детям русских народных потешек. «Детский сад» с/р игра.

Декабрь
Беседа «Хорошо у нас в саду». Рисование «Моя любимая игрушка в детском саду». Дидактическая игра « Кому спасибо говорим» С/р игра «Семья» Рассматрива ние картины Т.Сорокин «Семья» Чтение К.Ушински й «Петушок с семьей» Беседа «Как животные «Любимые занятия моей семьи» - беседа Беседа о труде в семье, об их обязанностях как членов семьи. Дидактическое упражнение «Угадай, где и кем я работаю». «Как мы с Фунтиком возили песок». Дать представление о том, что папа
Январь
Конкурс рисунков «Дом, в котором я живу». Рассказ воспитателя: история нашего Беседа: мой адрес. Презентаци я «Моё любимое село»». Инсцениров ка русской Акция «Покормите птиц зимой». Целевая прогулка по близлежащей улице, прилегающей к детскому саду. Беседа «Мой дом - семья». Развлечение «Быть здоровыми хотим».
Февраль
Целевая прогулка по близлежащей улице: магазины. Работа в книжном уголке: природа села. Беседа «Хочу быть как папа» Рассказ о празднике День защитника Отечества. Беседа о празднично украшенных улицах: праздник – день защитника Отечества. Рассматривание в книжном уголке книги с Беседа «Белая береза под моим окном» (зимняя природа родного края). Рисование «Приглашаем снегирей,
Март
Рисование: цветочек для мамочки. Беседа: хочу быть, как мама. Беседа о русских народных сказках: чтение сказки « Гуси- лебеди» Рассматрива ние предметов народно- прикладног о искусства: матрешек, глиняных игрушек. Беседа «Домашние животные у нас дома». Дидактическая игра « Чей детеныш?» Беседа: «Я и мой дом» Чтение художественно й литературы Л. Воронкова «Что сказала бы мама». Сюжетно- ролевая игра «

Апрель
Знакомство детей с флагом и гимном села. Рисование флага. Рассказ воспитателя «Самые красивые места родного края». Рассказ воспитателя «Достопримечате льности села Ярки». Аппликация « Берёзка» «В гости к деду Природоведу» – экологическая тропа весной. Рассматривани е предметов народно-
Май
Рассказ воспитателя «О Дне Победы». Лепка «Летит самолет» Д/и «Кому что надо?» (о профессиях работников детского сада). Рисование «Это вспыхнул перед нами яркий, праздничны й салют». Целевая прогулка к «Монумент у Славы». Беседа «Доброй памятью жив человек». Рассматривание фотографий, иллюстраций: памятники в городе Черепаново. День взаимопомощи » - совместное мероприятие с родителями по озеленению территории детского сада. Высаживание цветов на
Июнь
Беседа о городе Черепаново: где в родном городе вы были? Достопримечате льности Черепаново. Инсценировка сказки «Теремок» Природоохр анная акция «Посади цветок» Познаватель ное развитие «Труд воспитателя ». Физкультурный досуг «В здоровом теле, здоровый дух». Чтение стихотворений «Что такое лес?», «Что такое луг?», «Что такое река?», «Что такое море?» из Развлечение «Путешествие в страну чистоты и здоровья». «Друзья наши меньшие» – знакомство с насекомыми. Лепка «Божьих коровок скорее Июль - Авгу ст Закрепление и повторение пройденного материала.
Старшая разновозрастная группа

5-7 лет

Мес

яцы

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя


Сентябр

ь
Беседа с детьми о летнем отдыхе «Мои любимые места отдыха». «Край, в котором мы живем» (географическое расположение, Чтение рассказа Г.Браиловской «Наши мамы, наши папы». Занятие по развитию речи «Мой любимый
Октябрь
Экскурсия в библиотеку. Вечер поэзии (песни, стихи о родном селе, крае). Рассказ воспитателя о народных традициях; -рассматрива- ние предметов народно – декоративно Конкурс рисунков «Мой любимый детский сад». Д/и «Из чего построен дом». Работа по карте Новосибирской области «Где я живу?». Экскурсия по экологической тропе (растительный мир Черепановского района). Дидактическая игра «Узнай, где я нахожусь». Д/и «Все работы хороши – выбирай на вкус» (о профессиях в детском саду). Беседа «Зачем нужна деревня?». С/р игра «Я работаю поваром в
Ноябрь
Дидактическое упражнение «Угадай, где и кем я работаю». Беседа: традиции в моей семье. Придумывание герба группы. «Я, семья, род, народ». Целевая прогулка(закрепить название улицы, на которой находится Рассматривание фотографий «Растительный мир Черепановского района». Сюжетно- ролевая игра Фотовыставка на тему «Мамочка милая, мама моя» (ко Дню матери). Беседа: как я
Декабрь
Д/и «Кто живет в деревне?». Конкурс поделок «Музыкальный сундучок». Рассказ воспитателя «О символике родного края». Дидактическая игра « Собери флаг» Рассказ воспитателя «Самые красивые места родного края». Акция « Ёлочка- зелёная иголочка» Рассказ воспитателя о традиции встречать новый год. Утренник для детей и родителей «Здравствуй,

Январь
Занятие «Генеалогическо е древо моей семьи». Тематическое занятие «Водоемы нашего села». Занятие «Чем богат Черепановский край?». Беседа о правилах дорожного движения «Светофорик». Сюжетно- ролевая игра «Почта» (на знание адреса, дома, детского сада). Создание группового альбома «Все профессии Занятие по развитию речи «Работа над понятием «родня». Чтение стихотворени я А.Ким «Моя родня». Рассматриван
Февраль
Просмотр видеофильмов «Защитники отечества». Рассказ приглашенного воина (из пап) о защитниках отечества. Знакомство с Красной Книгой Новосибирской области. «Лекарственные растения нашей области». Беседа «Мой папа самый лучший». Конкурс рисунков «Мой папа на работе». Изготовление подарков к Дню защитника Отечества. Спортивные развлечения «Мама, папа, я – спортивная семья». Занятие по развитию речи «Работа над понятием «родня».
Март
Составление рассказов на тему «За что я люблю свою маму». Изготовление подарков мамам, бабушкам. Занятие «Бабушка милая моя». Чтение рассказа В. Сухомлинского «У бабушки дрожат руки». Занятие «Мир природы». Природоохранна я акция «Берегите птиц». Занятие «Семейные Чтение рассказа В.Осеевой «Кто хозяин?». Занятие «Как рубашка в поле

Апрель
Беседа «Бережное отношение к природе - норма жизни». Художественно- творческая деятельность «Чудесный мир животных» (аппликация). Игра «Путешествие по краю». Дидактическая Рассматривание фотографий достопримечательнос тей города Черепаново ( памятные места, фонтаны, памятники истории) Беседа «Моё село, и я – его житель» Художественно- творческая деятельность «Моё село» (аппликация). Беседа «Люди каких национальносте й живут в нашем селе и области?». Рассматривание кукол в национальных костюмах. Дидактическая игра « Подбери «День взаимопомощ и» - уборка территории детского сада. Изготовление подарков для ветеранов.
Май
Беседа о войне с просмотром фрагментов фильмов. Целевые прогулки к «Мемориалу Памяти» « Памятнику Баринову» Участие в Музыкально- литературная композиция «Вечно живые». Художественно- творческая деятельность: «Салют Победы». Д/и «Узнай наш герб, узнай наш флаг». Викторина «Конкурс знатоков родного города». Сюжетно- ролевая игра «Путешествие по селу». Занятие «Березка – символ нашей Родины». Познавательн ая игра «Что? Где? Когда?» по теме «Что я знаю о своём крае»
Июнь
«Украсим детский сад» (озеленение территории детского сада). Акция « Аллея выпускников» «Дом, в котором я живу» выставка рисунков. Тренировочное упражнение «Учимся радоваться природе». «Лесные приключения» путешествие по экологической тропе. Игра «Природа и человек». «Зеленая аптека» - сбор лекарственных трав. Беседа «Лучшая земля на свете» Игра «Путешествие по краю». Художественн о-творческая деятельность « Ярки -
Июл

ь

Авгу

ст
Закрепление и повторение пройденного материала.
Особую значимость при решении задач патриотического воспитания имеет тесный контакт с семьей воспитанников. Предлагаемая программа включает в себя представление о семье и ее роли в процессе патриотического воспитания. Безусловно, основа воспитания человека закладывается в семье. Семья - основной институт, где формируются патриотические чувства и сознание будущего гражданина. Первичность контакта родителей с ребенком, его продолжительность превращает семью в ведущий орган, воспитывающий патриота. Именно в се- мье возникает интерес к культуре, языку, истории своего народа, села,государства, к его традициям и обычаям, начинает формироваться личность. Современная модель сотрудничества ДОУ с семьями воспитанников строится как процесс межличностного общения. В этом направлении были поставлены следующие задачи:  объединение усилий педагогов и родителей для развития патриотического самосознания детей;  создание атмосферы общности интересов в процессе организации инновационной деятельности;  активизация и обогащение воспитательных умений родителей. Помощь родителей или совместная деятельность вызывает у детей чувство гордости, способствует развитию эмоций ребенка, его социальной восприимчивости. В процессе общения с родителями и другими членами семьи ребенок, подражая им, усваивает нормы, правила и формы социального поведения.
Взаимодействие с родителями
Форма организации работы с родителями Тема Родительское собрание

круглый стол

педагогическая гостиная «Я – семья- род- народ. Патриотическое воспитание в ДОУ» «Растим патриотов» Семинар - практикум «Воспитание патриотических чувств у дошкольников» «Игры и ситуации переживания, развивающие нравственные чувства и доброе отношение к сверстникам и членам семьи» Акции «Пусть прогулка станет интересней»
(благоустройство территории детской площадки). « Аллея выпускников» (посадка саженцев) «Покормите птиц зимой» ( изготовление кормушек) Природоохранная акция «Ёлочка-зелёная иголочка». Стендовая консультация «Каким бывает общение наших детей» Открытый просмотр «Страна, в которой я живу» «Поезд добродетелей» Совместный досуг «Есть такая профессия Родину защищать» Спортивное развлечение «Мама, папа, я – спортивная семья». Семейный творческий конкурс «Мы за мир!» Презентация «Наша дружная семья» Презентация опыта работы КВН «Знатоки родной страны» Конкурсная программа «Умники и умницы» Анкетирование по патриотическому воспитанию детей в ДОУ «Необходимость патриотического воспитания в ДОУ» Итоги работы по реализации программы.
Планируемые результаты освоения программы
Планируемые результаты освоения детьми программы дошкольного образования подразделяются на промежуточные и итоговые. Цель - оценка эффективности педагогического воздействия; отслеживание достижений и своевременное выявление затруднений каждого ребенка. Результаты диагностики позволяют корректировать дальнейшую работу, планировать индивидуальные занятия с детьми, давать рекомендации по патриотическому воспитанию. По результатам освоения программы предполагается получить следующие результаты: -формирование у дошкольников основ патриотизма, гражданственности, ответственности за судьбу Отечества, готовности к защите; - применение полученных знаний о родном крае, об Отечестве в добрых делах и поступках; -формирование представлений о морали, осознание нравственных норм и реализация их в поведении; - формирование представлений о Родине, своем городе, о своём селе, о самом себе.
Диагностика развития патриотического самосознания ребенка осуществляется в индивидуальном порядке.
Высокий уровень:
Знает свое имя, фамилию, название города, страны, свой адрес; называет и узнает (по иллюстрации) достопримечательности города Черепаново, своего села, 4- 5 улиц. Знает и узнает флаг, герб, гимн России; герб города Черепаново, флаг и гимн села, называет народные праздники, игрушки, предметы быта; заботится об окружающей природе, близких, оказывает помощь, проявляет дружелюбие, считается с интересами товарищей, умеет договориться со сверстниками, анализирует поступки. Умеет высказываться о знаменитых земляках, знает профессии селян, название транспорта. Имеет представление о членах семьи и ближайших родственниках.
Средний уровень:
Знает свое имя, фамилию, название страны, города, свой адрес; флаг, герб, гимн России, герб города Черепаново; затрудняется назвать достопримечательности, названии улицы(делает это после пояснений взрослого); затрудняется назвать народные праздники, игрушки; заботится о близких, проявляет дружелюбие, но не считается с интересами товарищей, не умеет договориться с ними, не оказывает помощь; анализирует поступки с помощью взрослого. Не умеет высказываться о знаменитых земляках, знает профессии селян, название транспорта.
Низкий уровень:
Не знает названия страны, названия своего села, своего адреса, знает название города. Узнает флаг, герб, гимн; отсутствуют знания о достопримечательностях родного города; плохо знает названия улиц своего села; не может назвать народные праздники, игрушки; не заботится об окружающих, не проявляет дружелюбия, не считается с интересами товарищей, не умеет договориться с ними, не оказывает помощи, не может анализировать поступки. Не умеет высказываться о знаменитых земляках, не знает профессии селян, знает название транспорта.
Система мониторинга
Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения программы обеспечивает комплексный подход к оценке итоговых и промежуточных результатов освоения программы, позволяет осуществлять оценку динамики достижений детей и включать описание объекта, форм, периодичности и содержания мониторинга. В процессе мониторинга личностные качества ребенка путем наблюдений за ребенком, бесед, игровых методик. Содержание мониторинга тесно связано с образовательными программами обучения и воспитания детей. Планируемые результаты освоения детьми программы дошкольного образования подразделяются на итоговые и промежуточные. Планируемые итоговые результаты освоения детьми программы дошкольного образования описывают интегративные качества ребенка, которые он может приобрести в результате освоения программы.
Промежуточные результаты освоения программы раскрывают динамику формирования личностных качеств воспитанников в период освоения программы по развитию патриотического самосознания.
Модель выпускника
Под моделью выпускника понимается предполагаемый результат совместной деятельности детского сада и семьи по вопросам развития патриотического самосознания старших дошкольников. Модель выпускника разрабатывалась в соответствии с требованиями Государственного стандарта дошкольного образования, выбранным содержанием образования (реализуемой основной и парциальными общеобразовательными программами, различными технологиями обучения). Модель выпускника складывается из следующих компонентов: 1. Любознательность и активность, качества, которые выражаются в том, что ребенок:  Проявляет интерес к страноведческим знаниям, национальностям людей. Задает вопросы о России, ее общественном устройстве, других странах и народах мира, их особенностях. Задает вопросы морального содержания. 2. Эмоционально отзывчивый, что проявляется в том что ребенок:  Эмоционально реагирует на окружающую действительность.  Сочувствует, сопереживает.  Испытывает гордость за достижения отдельных россиян и России в целом, любовь к «малой» и «большой» Родине.  Понимает эмоциональное состояние партнера по общению.  Узнает и описывает настроение и эмоции персонажа картины, литературного героя.  Использует в процессе речевого общения слова, передающие эмоции, настроение и состояние человека  Эмоционально реагирует на произведения искусства, отражает свои эмоции в речи 3. Ребенок способен управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения.  У ребенка имеется широкий диапазон нравственных представлений о моральных нормах и правилах поведения, отражающих противоположные моральные понятия (4-5 названий). В большинстве случаев правильно раскрывает их содержание. Не использует (или использует в единичных
случаях) в речи слова «плохо (плохой)- хорошо (хороший)», «добрый» - «злой», употребляя вместо них в большинстве случаев более дифференцированную морально-оценочную лексику (например, «скромный»- «нескромный», «честный» - «лживый» и др.). Правильно дифференцирует 1- 2 близких по значению нравственных понятия  Ребенок владеет знаниями о нравственных чувствах и эмоциях (любовь, долг и ответственность, гордость, стыд, совесть). Во всех случаях осознает социально положительную оценку нравственных качеств, действий, проявлений, поступков, в том числе соответствующих идеалу мужчины или женщины. В большинстве случаев положительно относится к требованиям соблюдения моральных норм и правил поведения. Приводит несколько примеров (более 3-х) нравственного (безнравственного) поведения из жизни, кино, литературы и др. Нравственно-ценные знания отличаются устойчивостью и прочностью. В подавляющем большинстве случаев совершает положительный нравственный выбор (воображаемый).  Ребенок совершает реальный положительный нравственный выбор в ситуациях с участием близких людей, друзей и т. д. В практике общения и взаимоотношений в большинстве случаев соблюдает нормы и правила поведения со взрослыми и сверстниками, совершает нравственно- направленные действия. 4. Имеет первичные представления о себе, семье, обществе (ближайшем социуме), государстве (стране), мире и природе
,
что выражается в том, что:  Ребенок знает простейшую структуру государства, его символы, имеет представление о «малой» и «большой» Родине, ее природе, определяет собственную принадлежность к государству.  имеет представление о планете Земля, многообразии стран и государств (европейские, африканские, азиатские и др.), населении и своеобразии природы планеты.
Дети – будущее нашей Родины, им беречь и охранять ее

просторы, ее красоты, ее богатства.

Перечень учебно – методического обеспечения
Учебное обеспечение: Уголок патриотического воспитания, уголок «Русская изба», школьный краеведческий музей. Наглядные пособия: дидактические и настольные игры по патриотическому воспитанию детей, альбомы по экологическому, познавательному развитию детей. Видеоматериалы для ознакомления детей с Россией, с городом Черепаново, села Ярки. Дидактический материал для формирования
элементарных математических представлений и начал экологической культуры. DVD диски с разнообразной тематикой. Художественная литература для детей по развитию патриотических чувств и качеств дошкольников, энциклопедии. ТСО: аудио магнитофон, телевизор, DVD проигрыватель, мультимедийная установка.
Литература
1. Мой родной дом: Программа нравственно-патриотического воспитания дошкольников. Под общ. ред. Оверчук Т.И. Авт.-сост. Арапова- Пискарева Н.А. – М.: Мозаика-Синтез, 2004. 2. Князева О.А., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. – СПб., 1998. 3. Дошкольное воспитание. Ребенок в детском саду. № 3. 2006. 4. «Система патриотического воспитания в ДОУ» Е.Ю.Александрова и Е.П.Гордеева. 5. Лопатина А., Скребцова М. Нравственное воспитание дошкольников: Конспекты занятий, сказки, стихи, игры и задания. – М.: Амрита, 2010.
Наше село относится к самым старым сибирским сёлам. Образовалось оно 5 мая 1756 года на месте слияния двух рек – Еловки и Подунка, на 3-х буграх ( на буграх - на извилистой реке). Своё название село получило оттого, что стоит оно на 3-х холмах, а слово холм в старину обозначало «яр». Отсюда и название – Ярки (татарское – «яр» - бугор (крутой), «ки» - извилистая река). 1 яр – наше село, чалдоны. 2 яр – лес за рекой. 3 яр – хохлы. Флаг:
Гимн села

Деревня моя
1. За тихой рекой, где светлеют поля, К лесам вековым прилегая, Есть самая главная в мире земля- Деревня моя дорогая. Припев: Деревня моя, деревня моя, Родная деревня. Улицы были от согры до озёр. Было 2 магазина, 4 школы, 2 кирпичных завода, 12 мельниц, кожный завод, маслозавод. На кожном заводе выделывали кожи, хозяином его был Иван Григорьевич Кадников. Власть в Ярках была сосредоточена в «сборне» (конторе) – где решались все административные дела. Главным в селе был староста. В селе был свой суд. Решение суда обжалованию не подлежало. Судью и
3-яр

хохлы

1-яр

чалдоны

2-яр

лес

старосту выбирали люди села на сходках. Сборная состояла за старым клубом. Суд тоже был в сборне. Селяне сеяли рожь, пшеницу, гречку. Чтобы посеять, нужно было обрабатывать территории: выкорчёвывать лес, распахивать землю. В сторону Черепаново лес был особенно густой и деревья очень толстые, ездили только на лошади верхом, т. к. телега не могла пройти. Но люди в селе были работящие. Со всей работой справлялись вручную. Кони и быки во всем помогали. Много было живности – куры, овцы, коровы. Жили зажиточно. Продукты продавали - возили в Черепаново, в Новониколаевск (Новосибирск), на Сузунскую и Бердскую ярмарки, и даже в Иркутск. В Иркутск ездили 1 раз в год по зиме на ярмарку. Собирались до 150 подвод большими обозами. Люди нашего села гордятся тем, что разводят лошадей Кузнецкой породы и Пони. В конце 80-х и начале 90-х годов в нашем совхозе производили кумыс на конюшне в кумысном цехе. Его реализовывали жителям села и развозили в магазины Черепановского района. Лошади нашего хозяйства постоянно участвуют в различных выставках и конкурсах, получено много призов и наград. Природа края. Географическое положение. Границы. РельефСело Ярки находится на юге Черепановского района, юга – востоке Новосибирской области. Село находится в 10 километрах от районного центра, в 5 километрах от трассы Барнаул – Новосибирск. Сообщение с центрами через асфальтированную дорогу автомобильным транспортом. Вся территория села носит равнинный характер. Основные высоты от 200 – 300 метров, есть низменные участки с абсолютной высотой от 0 до 150 метров. Полезные ископаемые Недра села богаты полезными ископаемыми – песок, глина, торф, также предполагают, что в районе Ракитов имеются запасы каменного угля. Глина и песок используются для строительства. Внутренние воды На территории села протекает красивая река с интересным названием Еловка и течёт она в Алтайский край, предполагают, что вдоль ее берегов росли ели отсюда и название Еловка. В эту речку впадает другая река, Подунок. На реке Еловке в границах села было 12 мельниц, настолько река была глубока. Мужчины делали запруды на омутах и ставили мельницы. Через реку было 4 моста: Зубов мост, Большов мост, Хромов и Босин. Река имеет площадь 73 кв. км. Сейчас только у нас сделали 2 плотины на реке Еловке и 1 железный мост через реку Подунок (пешеходный) и насыпной мост для
транспорта (между фермой и хохлами). Плотина на реке Еловке образовала водоём, его площадь составляет 50 га., объём воды 1 млн. м 3 ( В 90-х годах на водоёме в течении двух лет жила пара белых лебедей. В селе кроме реки есть множество озёр. 1. Теплое – Киргизское – 1930 г. здесь жили киргизы. Строили железную дорогу. Они имели наделы земли, которыми пользовались. А в настоящее время там водятся золотые караси. 2. Мусихино – носит имя своего хозяина Мусихина, который имел там свои пашни. В озере много подъёмных ключей, за счет которых озеро не пересыхает, но оно сейчас заметно обмелело. 3. По правую сторону дороги, как ехать в Ракиты, есть озеро Гусарово. Оно глубокое, наполовину затянуто плавающей лозой, по которой идёшь как по болоту. Снизу бьют холодные ключи, вода в нём холодная. Здесь растёт клюква, но очень мало. Озеро носит имя хозяина, который имел здесь свой кирпичный завод, его фамилия – Гусар. 4. Озеро Коровье – название народное, по левую сторону от дороги. Озеро имеет холодные ключи, воду используют для орошения полевых лугов. Сейчас там на зиму оставляют посевную технику. 5. Озеро Рыбиково – есть такая легенда: давно жила семья Рыбик. У них была пашня около озера. В этой семье рос мальчик и в этом озере он утонул. По этому случаю озеро назвали Рыбиково. 6. Ракиты – название произошло оттого, что по лугу было много ракитника. Раньше жили хозяева с единоличными пашнями. До 1967 – 1968 г. там была деревня, но потом все разъехались кто куда. Сейчас там осталась конюшня, где находятся лошади нашего совхоза – конезавода «Вперёд». В Ракитах очень много болот. 1. Безгино болото – находится на казанской грани. Жил хозяин Безгин, имел свой надел земли. Болото заросло травой, но вода есть круглый год. 2. Болото Толмачёво находится недалеко в весенние паводки. 3. Болото Сперево находится близ грани Воскресенской земли, принадлежало хозяину Спереву. У него были большие пашни. Вода в болоте есть только в весенние паводки. На территории села есть ещё не пересыхающие болота, но названий им нет. Где-то из-под земли бьют ключи, и вода не уходит. Село окружено лесом. Здесь растут берёзы, ель, сосна, тополь, а также различные кустарники и травянистые растения. Например: горицвет сибирский (стародубка), душица, зверобой, пижма, кипрей (Иван –чай). Здесь живут ласточки, стрижи, перепёлки, соловьи. Ласточки и стрижи прилетают к нам летом. В 2006 году селилась пара журавлей, но после зимы их не стало: возможно не пережили холодов. А из рыб водятся щука, да пескарь, есть карась, карп и окунь. Завезли даже раков. В настоящее время в лесах идёт сбор трав, ягод, грибов. Разрешена охота, заготовка дров. Река является местом отдыха, в ней разрешена ловля рыбы. Главной достопримечательностью, природным памятником, символом села Ярки являются
чёрные берёзы.
Фото 3: Природный
Частенько бывший директор школы Романов Кронид Григорьевич собирал вокруг себя ребятишек и вел их в лес. Один из таких походов завел туристов на окраину леса. Чуть в сторонке стояла дружная семейка берез. От одного корня росло сразу шесть стволов, и все черные! Ребятишки вместе с учителем залистали справочники. Оказалось, что родина чёрных берёз – Дальний Восток. Эта уникальность взволновала село. В школе «Зеленый патруль» взял под защиту восточных красавиц. Ни одно посещение села гостями не проходит без знакомства с этим чудом. Многие люди, приезжающие в гости или просто отдохнуть, и в настоящее время стараются непременно посетить лес и полюбоваться такой редкостью.
Справка

о

черной

березе
 На земле 140 видов берез. В России – 80 (карельская, красная финская, ложновишневая, далекарлийская, карликовая, серая, черная, каменная, железная, тощая, даурская, пушистая, ребристая, плосколистная, клуглолистная, желтая, повислая, Миддендорфа, Шмидта, камчатская, Эрмана, расто пыренная, шерстистая, Крылова (томского ученого), и другие.  В Ярках три вида берез: белая, серая, черная. В Новосибирской области черная береза встречается в Черепановском (с. Ярки), Маслянинском, Сузунском, Венгеровском районах.  В России черная береза “встречается на Урале, местами в Сибири и на Дальнем Востоке”.  Найдена была на экскурсии в природу в сентябре 1955 года. Сейчас ей более 70 лет; ”как черная лебедушка в белой стаюшке”.  Есть два мнения о происхождении черной березы:
1.
В доледниковый период в Сибири березы все были черные и в черном лесу жил черный народ чудь. Климат стал теплеть, черные березы – белеть, а чудь пропала или побелела.
2.
будто птицы семя принесли.
 Семян на ней за 50 лет не было, а черенками не разводили.  Зеленый цвет листьев темнее, чем у белых берез, листья мельче и сильнее из резаны по краям, а внутри древесина белая, как у белой березы, и сок, как у белой (минеральные соли, кислоты, белки, сахар и фруктоза).  Растет она в одном кусту 6 стволов (на фото два слились и кажется, что их 5).  Гимн лесничества «Черная береза»:
“Мы сами написали
В лесной зеленой книжке о том, что есть у леса Надежные друзья: Такие же девчонки, Такие же мальчишки, Такие же счастливые, Как ты и я!”
В 2008 году наши чёрные берёзы вошли в список

семи чудес Новосибирской области.
У этого растения цвет листьев тёмно-зелёный, листья мельче и сильнее изрезаны по краям, чем у белых берёз, а внутри древесина белая, как у белых берёз( минеральные соли, кислоты, белки, сахара и фруктоза).. Чёрная берёза растет в 3-х километрах от нашего населённого пункта, вероятно, поэтому не подвергается ломки и вырубке человеком. Растёт она в одном кусту 6 стволов. В настоящее время это растение является гордостью нашего села, является достопримечательным памятником природы. При проведении свадеб, экскурсий, приезда гостей сельчане приглашают посетить природный уголок и поклониться черной березе и сфотографироваться на память.
Жители села любят свой край, дорожат его природой, культурой и

традициями.

Создание герба своей семьи, помогло ребятам глубже понять суть этого символа. Они с удовольствием рассказывали, что означает их герб, чем он отличается от других, кто помогал рисовать, что они нарисовали сами и почему. В момент рассказа о своем гербе, своей семье, дети ощущали себя настоящими патриотами…
« Любимое дерево моей семьи»


АКЦИЯ « Голубь МИРА»
Каждый год с наступлением майских праздников необъяснимое чувство боли, тревоги и гордости за свой народ испытывает душа. Многие из нас, наверное, сожалеют, что в детстве невнимательно слушали рассказы дедушек и бабушек, участников войны. А сейчас вспоминаются только самые яркие фрагменты этих рассказов. Задача родителей и воспитателей не забыть эти истории и передать нашим детям, чтоб и они знали и помнили, какой ценой была завоёвана Победа. Как рассказать о войне дошкольникам, имеющим пока смутное представление об истории? Как донести в эти маленькие сердца столь непростую и взрослую тему? Важно пробудить у дошкольников чувство сострадания к людям, прошедших и переживших войну, воспитывать чувство патриотизма и любви к своему народу и стране. Нами, воспитателями младшей группы, решено было провести в этом году акцию « Голубь мира». С детьми была проведена предварительная подготовка: чтение стихотворений, рассказов, прослушивание песен о ВОВ. Мы предложили родителям наших воспитанников изготовить вместе с детьми голубей. Родители охотно откликнулись. Голуби получились разного размера, формы, техник изготовления, но одно объединяло этих белых птиц - их делали дети с верой в мирное будущее и желанием, чтоб та страшная война, о которой беседовали с ними, никогда не повторилась. В назначенный день на импровизированном « мирном небе» поселилось более 30 бумажных голубей. Отгремели салюты, прошли праздничные мероприятия, на задний план отошли рассказы о войне и её героях. Страна живёт сегодняшним днем. Суета, проблемы, заботы... А в нашем музыкальном зале «мирное небо». И
голуби.… А в нашей душе - спокойствие, что эта акция смогла разбудить в маленьких сердцах чувство сострадания и не оставило равнодушным ни одного ребёнка. За всё, что есть сейчас у нас, за каждый наш счастливый час, за то, что солнце светит нам, спасибо доблестным солдатам – нашим дедам и прадедам!