"Рисование с натуры предметов быта ( вазы ) комбинированной формы".

Автор: Гордеева Анжелика Владимировна
Должность: преподаватель художественного отделения
Учебное заведение: МБУ ДО "ДШИ" пгт.Восток
Населённый пункт: пгт.Восток Приморского края
Наименование материала: План – конспект урока по изобразительному искусству
Тема: "Рисование с натуры предметов быта ( вазы ) комбинированной формы".
Дата публикации: 31.01.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


План – конспект урока

по изобразительному искусству
Преподаватель МБУ ДО « ДШИ» п.Восток ,Красноармейского р-на Приморского края. Гордеева Анжелика Владимировна. Дата___18.01.2016год.____
Вид занятий
Рисование с натуры в третьем классе.
Тема урока
Рисование с натуры предметов быта ( вазы ) комбинированной формы.
Цель урока
Развитие пространственного мышления и образного воображения. Закрепление навыков анализа конструктивных особенностей строения формы предметов и изображения их на плоскости. Дальнейшее развитие навыков рисования с натуры.
Оборудование урока
а)
Для учителя.
Натурная постановка. Наглядные пособия в виде учебного материала , показывающих последовательность построения изображения. Доска, мел.
б) Для учащихся.
Мольберт , бумага А-3, карандаши, резинка
Оформление классной доски
Схема последовательности построения изображения.
План урока

1.
Организационная часть- 2-3 мин.
2.
Сообщение новых знаний -08-10 мин.
3.
Практическая работа учащихся – 20-27 мин.
4.
Сообщение задания на дом –2-3 мин.
Ход урока
1. Установить должную дисциплину в классе. Отметить отсутствующих. Сообщить цели и задачи нового задания.
2. Изложение учебного материала.
Прежде всего обратить внимание учащихся на характер и особенности конструктивного строения формы вазы. Помочь учащимся в анализе формы путем наводящих вопросов. Форма нашей вазы заключает в себе ряд простейших форм, которые конструктивно связаны между собой. Какую форму напоминает горлышко вазы? Определите форму основного объема вазы. На что похожа форма вазы? Затем объяснить методическую последовательность работы над рисунком, как правильно разместить, скомпоновать рисунок и как
начинать построение. Задаю ученикам вопросы: как надо положить лист бумаги – по вертикали или по горизонтали? Почему надо положить его по вертикали, а не по горизонтали? Объясняю общий характер формы и основные пропорции – отношение высоты к ширине. Чтобы изображение вазы не получилось кривое, пользуемся вспомогательными линиями. Вначале проводится осевая вертикальная линия, которая помогает правильно изобразить правую и левую стороны вазы. Напоминаю, что такое осевая линия в рисунке и как пользоваться ею при построении изображения. Чтобы горлышко и ножка вазы правильно располагались по вертикали, необходимо провести еще две вспомогательные прямые линии – от горлышка вазы вниз к ножке. Затем намечаем конструктивную основу формы вазы и проверяем правильность построения изображения. Надо определить, где проходит линия горизонта, и уточнить перспективное изображение горизонтальных плоскостей. Плоскость донышка у ножки вазы будет более округлая, чем у основания тулова, а окружность у основания горлышка вазы будет видна как прямая линия. Начало построения изображения надо вести, легко касаясь карандашом бумаги. Все вспомогательные линии в дальнейшем должны быть стерты. Когда рисунок вазы будет построен, надо наметить границы светотени и проложить легкой штриховкой тень на вазе и за ней. Учащиеся приступают к работе.
3.

Самостоятельная работа учащихся.
Пока ученики рисуют, надо обойти класс и сделать необходимые замечания по отдельным работам. Если будут типичные ошибки у большинства учеников, надо прервать урок и сделать дополнительные пояснения. Заострить внимание на правилах построения окружности в перспективе, пояснить рисунком.
4.

Подведение итогов.
Выбираю хорошую и плохую работы, объяснить детям, что верно и что ошибочно в каждом из рисунков.
5.

Завершение урока и задание на дом.
В конце урока сообщаю учащимся, что эту работу мы продолжим на следующем уроке. Чтобы им было легче справиться с заданием, предлагаю дома выполнить тональный рисунок предмета домашнего обихода, аналогичною по форме (фарфоровый чайник, ваза для цветов,) Давая задание на дом, показываю на классной доске, как надо вести работу, напомнить, как средствами тона выявлять объем формы. После урока учащиеся приводят класс в порядок.
Список использованной литературы 1.Анциферов Л.Г., Анциферова Т.Н. Кисляковская . Рисунок. Примерная программа для ДХШ изобразительных отделений ДШИ . М.,2003. 2.Барышников А.П. Перспектива –М.,1955 3.Бесчастнов Н.П. Графика натюрморта.М.,Гуманитарный издательский центр «Владос», 2008.
Рисунок 1,2,3,4

МЕТОДИКА УРОКА
Методика урока состоится в зависимости от задач и тематики, заявленных в программе, и основывается на разработке тематических положений, как:
Триединство задач
Каждый урок включает в себя воспитательные, образовательные и творческие задачи.
Опорные понятия
Включают то, на чем строится понимание нового материала. Все, что дети наблюдали, читали, слышали от учителя, от родителей, узнали друг от друга, увидели по телевизору.
Основные понятия
Это понятия, которые формируются на данном уроке многообразными формами и методами. Основные понятия учитель не даёт в готовом виде, а подводит детей к ним исподволь, включая их в активную беседу, работая с иллюстративным материалом. Включение в структуру урока музыки и литературного материала дают детям возможность более образно, на эмоциональном уровне воспринимать основные понятия.
Планирование времени на уроке
Распределение времени на уроке зависит от его целей и содержания. Сколько времени отвести на беседы и на практическую работу решает сам учитель. Если урок – беседа, то время урока распределяется следующим образом: Изложение нового материала – 25-30 мин. Самостоятельная работа учащихся – 10-15 мин. Если урок носит практическую направленность, то на беседу отводится 10-15 мин., а на практическую деятельность 25-30 мин.
Активность учителя на уроке
Уроки изобразительного искусства требуют от учителя постоянной активной работы: во время бесед, показа произведений искусства, самостоятельной работы учащихся, анализа детских работ, на протяжении всего урока. От активности учителя зависит формирование творческой активности учащихся.
Психологическая сторона урока
Развитие внимания учащихся, мышления , речи, воображения, творческих способностей.
Эмоциональная сторона урока
Развитие умения радоваться ,смеяться, грустить, волноваться, сопереживать, Развитие доброжелательности в оценочных суждениях.
Ход урока
В урок включают беседу с детьми, носящую всегда проблемный характер, работу с учебником, учебно-дидактические игры, практическую работу, ее оценку. Урок строится по усмотрению учителя исходя из его творческих возможностей, опыта, с использованием нетрадиционных форм и разнообразных средств обучения при разработке драматургии урока.
Слайд-фильм
Использование на уроке слайдов с произведениями искусства и музыки можно объединить в слайд-фильм – подборку из 10-12 произведений на одну тему, выстроенную созвучно по настроению с музыкальным произведением. Слайд-фильм показывают детям без пояснения учителя. Во время его демонстрации учитель может сфокусировать изображение или размыть его, использовать цветной фильтр для усиления эмоционального воздействия отдельных кадров. Желательно иметь кроме целого изображения еще и фрагменты произведения, чтобы можно было рассмотреть детали, обратить внимание на главное.
Для того чтобы после просмотра слайд-фильма дети могли сразу включиться в практическую работу, подборку слайдов надо составить так, чтобы сначала прошли сложные произведения, способные вызвать эмоции, затем слайды с фрагментами, а в конце нужно показать произведения, несложные по композиции, приближенные к теме урока, чтобы у детей сложилось впечатление, что они тоже смогут сделать такого плана работу.
Работа с учебником
Впервые для уроков изобразительного искусства по программе Б.М.Йеменского для начальной школы выпущены учебники, рассчитанные на каждого ученика. Они построены так, что каждая глава соответствует программе одной учебной четверти, а каждый разворот его имеет доступный возрасту текстовый и зрительный материал для уроков. Учебник богато иллюстрирован как репродукциями картин выдающихся художников, так и детскими рисунками для внимательного рассматривания, погружения ребенка в мир искусства, отражающего эстетический аспект жизни. Практические задания расширяют возможности детского творчества, дают повод к самостоятельной работе на уроке и дома. Учебник ни в коем случае не должен заменять учителя на уроке! Он является только подспорьем в работе и может быть использован по усмотрению учителя во время беседы, объяснения темы или практического задания.
Практическая работа учеников
Практическая работа детей связана с конкретной задачей и заданием для выполнения в классе. Это могут быть упражнения, наброски, зарисовки, эскизы и длительная работа с материалом. Живопись, графика, лепка, бумажная пластика дают возможность попробовать свои силы в разных видах искусства, освоить элементарные приемы работы, выявить свои возможности и способности.
Коллективные и групповые работы
Этот метод возник из практики работы, когда понадобилось не только активизировать деятельность детей, но и научить их видеть работу другого человека, уметь находить с ним общий язык. Так, от самого простого – работы вдвоем на одном листе возник метод выполнения групповых работ. Сначала каждый ребенок рисовал только на своей половине листа. Сразу стало видно, что нет единства изображения. Надо было научить видеть работу другого, соподчинять свою часть работы с работой товарища. Некоторые работы, такие, как конструирование, итоговые работы за четверть в виде панно, вообще невозможно сделать в одиночку, например, «Два флота», «Гармония жилья с природой», «Художественный образ средневекового города» и др. Такие работы требуют совместного труда всех мастеров (Изображения, Украшения, Постройки). Это работа индивидуально-коллективная, когда одну часть (постройку, зарисовки) дети делают индивидуально, а потом из них монтируются большие панно, макеты (наклеиваются на большой лист с подрисовкой и т.д.). Есть еще один вид групповой и коллективной работы, когда сразу целая группа детей делает одну большую работу (декоративные панно, декорации к спектаклю). Это самый трудный вид деятельности. Здесь нужно уметь видеть работу не только соседа, а всей группы, согласовывать свою работу с другими, находить единое композиционное решение коллективного замысла. Такой работой дети захвачены, их чувства сливаются воедино, азарт работы увлекает всех. Здесь и игра, и творчество, и труд – все сразу. Так исподволь формируется чувство коллективизма, ответственности не только за свой участок работы, но и за общий труд – качество, необходимое человеку в дальнейшей жизни.
Оценка деятельности детей. Устные ответы
При оценке устных ответов учитываются: –активное участие в беседе; –умение найти нужное, выразительное слово; –умение высказывать свое суждение;
–умение делать выводы; –использование в беседе домашних наблюдений.
Оценка практической работы
Обязательные упражнения можно не оценивать, некоторые упражнения, зарисовки, наброски, выполненные оригинально, имеющие художественную ценность, оцениваются. Практическая работа более крупного плана оценивается по нескольким показателям: а) соответствие задачам, завершенность, аккуратность; б) графические выразительные особенности, композиционное решение, живописное решение (можно поставить две оценки). Творчество детей надо поощрять, при неудачах помогать или давать возможность сделать другую работу. Некоторые неудачные работы можно вообще не оценивать. Плохая оценка по искусству приведет только к отказу от работы. Из лучших работ детей можно организовать выставку. Часть работ (самые выразительные) можно использовать в качестве дидактического материала. Школа не готовит художников. Оценивается включение в творческий процесс, а не продукт его, и все-таки качество детских работ может быть показателем работы учителя. Отдельно оценивается трудолюбие – это добросовестное отношение к домашним заданиям, поддержание порядка на рабочем месте, эстетика работы, бережное и экономное отношение к художественным материалам и инструментам, выполнение отдельных поручений (дежурство, работа лаборанта, роль главного художника и т.п.).
Задание на дом
Это задания по поиску материала и домашние наблюдения. Их можно давать в любое время на уроке, записать очень кратко на доске и в дневнике. Все практические работы дети выполняют в классе. Дома они могут сделать творческую работу по своему желанию. Этому чрезвычайно способствует наличие рабочей тетради – приложения к учебнику.
Методы работы на уроке
1. Словесные: слово учителя; беседа, сравнение; деловые игры, создание ситуаций уподобления действиями, мимикой. 2. Наглядные: коллективное рассматривание, обсуждение произведений искусств, зарисовки после просмотра; многовариативный показ произведений с одинаковой тематикой у разных авторов; самостоятельный поиск и рассматривание произведений искусства; использование домашних наблюдений. 3. Интегрированные: сочетание восприятия с музыкой и художественным словом; использование аудио-, кино-, фотоматериалов. 4. Практические: показ приемов работы учителем; индивидуальная работа учащихся: упражнения, зарисовки, наброски, композиционные поиски, долгосрочная работа; фронтальная работа учителя: постановка задач, инструктаж, знакомство с материалом; групповая работа 2-4 человек с выбором лидера; коллективная работа всем классом или частью его с выбором главного художника. 5. Творческие: исследование, поиск, творческая работа. 6. Непосредственный и опосредованный контроль восприятия искусства, практических работ. Формирование оценочных суждений, оценка своей работы, умение анализировать ее, доброжелательность в оценке чужой работы, умение найти положительные результаты.
Расширение видов деятельности на уроках

1. Активная беседа во время восприятия искусства и освоения нового материала. 2. Работа с учебником. 3. Графические и живописные зарисовки, лепка, моделирование с натуры, по непосредственному впечатлению после просмотра, по памяти, по фантазии. 4. Композиционные поиски, зарисовки, эскизы: иллюстрации, рассказы в рисунках, тематические композиции, предметные композиции. 5. Групповые и коллективные работы: конструирование, создание живописных и графических панно. 6. Конструирование из бумаги и картона, работа с природными материалами. 7. Освоение техники живописи – акварелью, гуашью, восковыми мелками; графики – углем, карандашом, тушью, в гравюре, в монотипии; скульптуры – из пластилина, глины, пластика; конструирования – из бумаги, картона, коробок. 8. Декоративно-прикладное искусство: выполнение эскизов, роспись по дереву и папье-маше, роспись по ткани (батик). [Резьба по дереву, вышивка, макраме – в дополнительном образовании.] 9. Поисковые работы по искусству: коллекции открыток, марок, сбор репродукций в альбомы и для изготовления классных наглядных пособий, рассказы о художниках или видах искусства (возможна их краткая запись для создания классной рукописной библиотеки). 10. Ролевые игры: путешествия, художники и зрители, экскурсоводы и прите ли, уподобление образам и др.