"Развитие речи детей младшего дошкольного возраста через ознакомление с родной природой".

Автор: Хлебникова Марина Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №23"
Населённый пункт: Г. Тверь
Наименование материала: Презентация
Тема: "Развитие речи детей младшего дошкольного возраста через ознакомление с родной природой".
Дата публикации: 31.01.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО

ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ

ОЗНАКОМЛЕНИЕ С РОДНОЙ

ПРИРОДОЙ.

Воспитатель: Хлебникова Марина Александровна

МДОУ Д/с №23


Речь – могучее средство

общения

и взаимодействия

людей.

А.А. Люблинская


К.Д.Ушинский
считал логику природы самой доступной, наглядной и полезной для ребенка. Именно непосредственное наблюдение окружающей природы «…составит те первоначальные логические упражнения мысли, от которых зависит логичность, т.е. истина самого слова, и из которых потом вытекут само собой логическая речь и понимание грамматических законов».

АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОБЛЕМЫ
. На сегодняшний день развитие речи в дошкольном воспитании, является одной из актуальных проблем. Развитие речи - необходимое условие успешного обучения в школе. Вслушиваясь в речь детей видно, как трудно им еще выразить словами то, что чувствуют, видят, слышат. Именно природа – это богатейшая кладовая для интеллектуального, нравственного и речевого развития ребенка.
ЦЕЛЬ . ОВЛАДЕНИЕ ДЕТЬМИ РЕЧЬЮ, КАК СРЕДСТВОМ ОБЩЕНИЯ И КУЛЬТУРЫ ПРИ ОЗНАКОМЛЕНИИ С РОДНОЙ ПРИРОДОЙ В РАЗНЫХ ВИДАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

ПОПОЛНИТЬ СЛОВАРНЫЙ ЗАПАС ДЕТЕЙ.

РАЗВИВАТЬ АКТИВНУЮ РЕЧЬ ДЕТЕЙ.

ПОКАЗАТЬ КРАСОТУ РУССКОГО ЯЗЫКА ЧЕРЕЗ

ОКРУЖАЮЩУЮ НАС ПРИРОДУ, С ПОМОЩЬЮ РАЗЛИЧНЫХ

НАБЛЮДЕНИЙ, ЧТЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ

ЛИТЕРАТУРЫ, С ПОМОЩЬЮ РАЗЛИЧНЫХ ИГР.

ОБОГАТИТЬ СЛОВАРНЫЙ ЗАПАС ДЕТЕЙ ЗА СЧЕТ

ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОГО ФОРМИРОВАНИЯ ЗНАНИЙ ОБ

ОСОБЕННОСТЯХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА.

СФОРМИРОВАТЬ У ДЕТЕЙ ИНТЕРЕС К ОКРУЖАЮЩЕЙ НАС

ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ.
ЗАДАЧИ.

ОПЫТ РАБОТЫ В ДЕТСКОМ САДУ ПОКАЗЫВАЕТ,

ЧТО НИ ОДИН ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ НЕ

СРАВНИТСЯ С ЕСТЕСТВЕННОЙ ПРИРОДОЙ,

ПОЭТОМУ С САМЫХ РАННИХ ЭТАПОВ РАЗВИТИЯ

РЕБЕНКА, НУЖНО ВВОДИТЬ МАЛЫШЕЙ ВО ВСЕ

МНОГООБРАЗИЕ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА. ВЕДЬ

НЕПОСРЕДСТВЕННОЕ НАБЛЮДЕНИЕ

ОКРУЖАЮЩЕГО, СПОСОБСТВУЕТ РАЗВИТИЮ

ЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ, ПОНИМАНИЮ

ГРАММАТИЧЕСКИХ ЗАКОНОВ.




ФОРМЫ РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ ЧЕРЕЗ

ОЗНАКОМЛЕНИЕ С РОДНОЙ ПРИРОДОЙ:

НАБЛЮДЕНИЕ.

НАБЛЮДЕНИЕ

– ОСНОВНОЙ МЕТОД ПОЗНАНИЯ ПРИРОДЫ.

В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ИСПОЛЬЗУЮТСЯ РАЗЛИЧНЫЕ ТИПЫ

НАБЛЮДЕНИЙ: ОДНОРАЗОВЫЕ И МНОГОРАЗОВЫЕ. В ГРУППАХ

МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ДЕТЕЙ МОЖНО

ПРИВЛЕКАТЬ ЗА НАБЛЮДЕНИЯМИ ЗА ПОГОДОЙ, ДОМАШНИМИ

ЖИВОТНЫМИ, ЗА РАСТЕНИЯМИ И ПТИЦАМИ. ЦЕННЫМ

ПРИЕМОМ, АКТИВИЗИРУЮЩИМ РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ ВО

ВРЕМЯ НАБЛЮДЕНИЙ, ЯВЛЯЕТСЯ СРАВНЕНИЕ,

СОПОСТАВЛЕНИЕ ЯВЛЕНИЙ ПО РАЗЛИЧИЮ И СХОДСТВУ.


ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ.

ИГРА
-
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ РЕБЕНКА, ОН В НЕЙ ЖИВЕТ, И БЕЗ НЕЕ ОН НЕ БУДЕТ

ОБУЧАЕМ
.
ИСПОЛЬЗУЮТСЯ ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ, ДИДАКТИЧЕСКИЕ И

ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ. В РАМКАХ ИГРЫ ДЕТИ ПОЛУЧАЮТ НОВЫЕ ЗНАНИЯ,

ТРУДОВЫЕ ДЕЙСТВИЯ, НАБЛЮДАЮТ ЗА ОБЕКТАМИ ПРИРОДЫ.

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ

- «С КАКОГО ДЕРЕВА ЛИСТИК?», «ПОМОГИ НАЙТИ

МАМУ», «ГДЕ, ЧЕЙ ДОМИК?» - ЭТИ ИГРЫ ЗНАКОМЯТ ДЕТЕЙ С ЖИВОТНЫМИ,

ПТИЦАМИ, ЯВЛЕНИЯМИ ПРИРОДЫ, РАЗВИВАЮТ ИНТЕРЕС К ПОЗНАНИЮ.

СЛОВЕСНЫЕ ИГРЫ –

«СЪЕДОБНОЕ – НЕСЪЕДОБНОЕ», «КТО КАК КРИЧИТ?»,

«ЧТО ЛИШНЕЕ?» - РАЗВИВАЮТ У ДЕТЕЙ ВНИМАНИЕ, РЕЧЬ, ПОВЫШАЮТ

ЗНАНИЯ ОБ ОКРУЖАЮЩЕМ МИРЕ. ОНИ ТРЕБУЮТ ОТ ДЕТЕЙ ЗНАНИЯ

ЗАКОНОМЕРНОСТЕЙ, О КОТОРЫХ ДЕТИ УЗНАЮТ ПРИ ОЗНАКОМЛЕНИИ С

РОДНОЙ ПРИРОДОЙ.

ХОРОВОДНЫЕ ИГРЫ, ИГРЫ ДРАМАТИЗАЦИИ,

ИСПОЛЬЗ

УЕМЫЕ ПРИ

ОЗНАКОМЛЕНИИ С ПРИРОДОЙ, ТАКЖЕ СПОСОБСТВУЮТ РАЗВИТИЮ РЕЧИ.


ЧТЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
.
ЧТЕНИЮ ЛИТЕРАТУРЫ, ОСОБЕННО СКАЗКАМ, ОЧЕНЬ

ПОДДАЮТСЯ ДЕТИ ЛЮБОГО ВОЗРАСТА. РАБОТА ПО

СКАЗКЕ ИМЕЕТ СВОЕ ПРОДОЛЖЕНИЕ В ДРУГОМ ВИДЕ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ - ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ. В ЭТОМ ВИДЕ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФОРМИРУЕТСЯ ПРАВИЛЬНАЯ РЕЧЬ,

ПОПОЛНЯЕТСЯ И АКТИВИЗИРУЕТСЯ СЛОВАРЬ,

РАЗВИВАЕТСЯ ПАМЯТЬ, ВНИМАНИЕ, А ЧТОБЫ ОБРАЗ

БЫЛ БОЛЕЕ ПОХОЖИМ, ПОЯВЛЯЕТСЯ МОТИВАЦИЯ

БОЛЬШЕ УЗНАТЬ ОБ ОСОБЕННОСТЯХ КОНКРЕТНОГО

ЖИВОТНОГО.


ОЗНАКОМЛЕНИЕ ДЕТЕЙ С ПРИРОДОЙ В ДЕТСКОМ САДУ

ТРЕБУЕТ ПОСТОЯННОГО НЕПОСРЕДСТВЕННОГО

ОБЩЕНИЯ С НЕЙ. ОДНИМ ИЗ УСЛОВИЙ,

ОБЕСПЕЧИВАЮЩИХ ЭТО, -

ОРГАНИЗАЦИЯ УГОЛКОВ

ПРИРОДЫ. ЭТО НЕОБХОДИМОЕ УСЛОВИЕ НАГЛЯДНОГО И

ДЕЙСТВЕННОГО ОЗНАКОМЛЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С

ПРИРОДОЙ. ДЕТСКИЕ НАБЛЮДЕНИЯ ВО ВРЕМЯ ПРОГУЛОК

И НА ЗАНЯТИЯХ КРАТКОВРЕМЕННЫ. В УГОЛКЕ ПРИРОДЫ

ДЕТИ МОГУТ В ТЕЧЕНИИ ВСЕГО ДНЯ ПОДХОДИТЬ К

РАСТЕНИЯМ, РАССМАТРИВАТЬ ИХ, ВЕСТИ ЗА НИМИ

НАБЛЮДЕНИЯ, В РЕЗУЛЬТАТЕ ЧЕГО РАЗВИВАЕТСЯ

НАБЛЮДАТЕЛЬНОСТЬ, ИНТЕРЕС К ПРИРОДЕ.

НАБЛЮДЕНИЕ В УГОЛКЕ ПРИРОДЫ
.

В РЕЗУЛЬТАТЕ , РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ В ПРОЦЕССЕ

ОЗНАКОМЛЕНИЯ С РОДНОЙ ПРИРОДОЙ ПРОИСХОДИТ КАК

НА ЗАНЯТИЯХ, ТАК И ВО ВРЕМЯ ИГРЫ, В ПРОЦЕССЕ

ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ВО ВРЕМЯ ПРОГУЛКИ. ВО ВСЕХ

ЭТИХ ВИДАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИДЕТ ПРОЦЕСС УГЛУБЛЕНИЯ

И СИСТЕМАТИЗАЦИИ ЗНАНИЙ ОБ ОКРУЖАЮЩЕЙ

ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ, ПРОИСХОДИТ

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ФОРМЫ ВЫРАЖЕНИЯ МЫСЛЕЙ,

ОБОГАЩЕНИЕ ЛЕКСИКИ, ДОСТИЖЕНИЕ ЧЕТКОСТИ И

ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТИ ИЗЛОЖЕНИЯ.


СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ.

Не забывайте, что решающее значение для развития разговорной

речи детей имеет его общение с вами. Постарайтесь во время

совместных прогулок обращать их внимание на значимые для

человека объекты: магазины, школы, поликлиники, библиотеки.

Расскажите ребенку, для чего эти учреждения, кто в них работает.

Во время прогулки в парке, сквере, на пруду привлекайте

внимание малыша к красоте окружающей природы, растений и

животных, насекомых.

Не уходите от ответов на вопросы ребенка. Знакомя с новыми

предметами, вещами, объектами, называйте их правильно.

Предложите рассмотреть детально, выделить характерные

особенности, свойства (этим вы пополните словарь малыша),

научите его наблюдать, сравнивать предметы и явления.