Сценарий урока. Сочинение-описание в 5 классе по картине Ф.Решетникова "Мальчишки"

Автор: Макарова Мария Николаевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ СОШ № 4
Населённый пункт: Урай
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Сценарий урока. Сочинение-описание в 5 классе по картине Ф.Решетникова "Мальчишки"
Дата публикации: 31.01.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Урок по развитию речи. Подготовка к сочинению - описанию по картине Ф.П.Решетникова «Мальчишки». (УМК по русскому языку для 5 класса авторов Т.А.Ладыженской, М.Т.Тростенцовой, М.Т.Баранова и др). Учитель русского языка и литературы: Макарова М.Н. МБОУ СОШ №4, города Урай. Цели деятельности учителя Познакомить учащихся с особенностями типа речи описание. Подготовить пятиклассников к самостоятельной работе над сочинением-описанием. Развивать творческие и коммуникативные навыки учащихся. Показать детям значение умений собирать материал к сочинению, наблюдать и записывать свои наблюдения. Тип урока Урок развития речи. Планируемые образовательные результаты. Предметные: знать способы развития темы в тексте. Структуру сочинения – описания. Уметь выбирать языковые средства в зависимости от цели, темы, основной мысли, сферы, ситуации и условий общения. Метапредметные: способность к осознанию целей учебной деятельности и умение их пояснить; умение ориентироваться в целях, задачах и средствах и условиях общения, выбирать языковые средства для успешного решения коммуникативных задач. Личностные: осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку; гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию. Оборудование Проектор, интер.доска(экран),компьютер. Наглядно- демонстрационны й материал Презентация, выполненная учителем, карты у каждого ученика (для учащихся) для сбора информации в течение урока, Основные понятия и термины: Тип речи, описание, троп, средства выразительности речи, эпитет, метафора, передний и задний план картины, тема, тема, микро тема, абзац, вступление, основная часть, заключение. Организационная структура урока (сценарий). Этап урока Обучающие и развивающи е компоненты, задания и упражнения. Деятельность учителя. Деятельность учащихся Формы организа ции совзаимо действия. Формируемые умения (УУД). Контроль результатов и учебной деятельности.
1.

Мотивация.
Эмоциональ ная, психологиче ская и мотивацион ная подготовка
Вступительное слово.
Предаваться мечтам превосходно порою, От раздумий таких на душе красота, А мечта все ведет и ведет за собою, Слушают учителя, участвуют в диалоге, демонстрируют готовность к року. Фронталь ная.
Личностные:
положительно относятся к учению, познавательной деятельности, желают Листы обратной связи, рабочая тетрадь с выполненным д.з.
учащихся к усвоению изучаемого материала. В ней счастливые будни и чувств полнота… Но не стоит на облаке вечно кататься, Чтоб достичь высоты, недостаточно слов, И на землю приходится снова спускаться После славных полетов – мечтательных снов…  Ребята, скажите, о чём стихотворение?  О чём мечтаете вы?  Вспомните домашнее задание?  Подойдёт ли это стихотворение к той картине, с которой вы работали дома. (уч.Ч1. упр.229) приобретать новые знания, умения.
Познавательные:
осознают познавательную задачу.
Регулятивные:
планируют необходимые действия и операции.
2.

Актуализация и

пробное учебное

действие.
Воспроизвед ение ранее изученного, установлени е преемственн ых связей прежних и новых знаний и применение их в новых ситуациях. Эвристическ ая беседа. Вспоминаем домашнее задание, работаем с картиной. Вспоминаем типы речи.
Организует работу в

парах:
ребята должны определить к какому типу относится каждый текст и доказать почему (назвать 2 признака). На доске схема- подсказка «типы речи». У каждой пары по два текста, но один обязательно описание. Учитель помогает сделать вывод, задаёт вопрос:  Какие особенности
Отвечают на

вопросы, строят

понятные для

партнёра

высказывания.

Анализируют тексты

по плану:
• О чём говорится в высказывании? • На какой вопрос даётся ответ в высказывании? Выводы и наблюдения дети записывают в тетрадь. Ребята определяют к какому типу относится Работа в парах и индивиду альная работа..
Личностные:
имеют мотивацию к учебной деятельности.
Познавательные:
выполняют учебно- познавательные действия в материализованно й и умственной форме; осуществляют для решения учебных задач, операции анализа, синтеза, сравнения, Письменный анализ в тетради и устные ответы каждой микро группы.
описания вы можете отметить? (вопрос – какой?, называет общее впечатление ). Молодцы, правильно выделили все признаки писания. Проследить за выполнением словарной работы. -Запишите слова и вставьте буквы на месте пропуска. (Слайд). П..др..сток; Ра(с/сс)казывает; Уд…в…льствие; Ра(с/сс)казчик; Г..л..ктика; Пл…нета; К…см…с; К…смический к…рабль; В(о/оо)бражают; П…рила; Тёмно(-/слитно) синем. Можно ли эти слова использовать в нашей письменной работе? каждый текст и доказывают почему (называют 2 признака). классификации, устанавливают причинно – следственные связи.
Регулятивные:
принимают и сохраняют учебную задачу. планируют в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно необходимые действия , операции, действуют по плану.
Коммуникативны

е:
задают вопросы, слушают и отвечают на вопросы других, формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения.
3.

Выявление

места и

причины

затруднения.
Начинаем составлять план сочинения- описания. Работа со
Задаёт вопросы

учащимся:
Итак, вспомним из каких частей должен состоять текст любого сочинения? А сочинения по картине? Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения; в сотрудничестве с Работа в парах.
Личностные:
имеют мотивацию к учебной деятельности.
Познавательные:
выполняют Устные ответы, работа с картой урока (на парте).
вступлением .Словесно- иллюстратив ный рассказ с элементами беседы по теме. Во вступлении что напишем? (несколько слов о художнике и картине).
Предлагает поработать с

текстом в парах:
Перед вами небольшая статья о художнике выпишите в парах важные факты биографии Решетникова. (2 коротких предложения). Все вместе рассматриваем другие картины художника на слайдах презентации. учителем и одноклассникам делают выводы.
Работают с

карточками.
Карточка (дети работают с текстом)
Фёдор Павлович

Решетников
- советский художник с детства увлекался рисованием. Художник Ф. П. Решетников очень любил писать картины на детскую тематику. Часто наблюдал за игрой подростков . И постепенно он стал все чаще изображать на своих картинах детей в разных жизненных ситуациях. Картина Решетникова «Мальчишки» была создана в 1971 году и тоже посвящена детям. (Записать в спец.поле таблицы на листах на партах). Просматривают другие работы художника. учебно- познавательные действия в материализованно й и умственной форме; осуществляют для решения учебных задач, операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно – следственные связи.
Регулятивные:
принимают и сохраняют учебную задачу.
Коммуникативны

е:
задают вопросы, слушают и отвечают на вопросы других, формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. 4.
Целеполагание и

построение

проекта выхода
Раскрытие сущности новых Формулирует цель учебной деятельности вместе с учащимися, Формулируют собственные мысли, высказывают и Индивид уальная работа и
Личностные:
осознают свои возможности в Устные ответы, вопросы для уточнения

из затруднения.
понятий, усвоение новых способов учебной и умственной деятельност и учащихся. Беседа по вопросам. Анализ текста, предложенн ого учителем. принимающими её на себя. Помогает вспомнить учащимся , что в тексе- описании могут присутствовать метафоры и эпитеты. Вместе пытаемся привести примеры и найти в тексте. обосновывают свою точку зрения; в сотрудничестве с учителем и одноклассникам делают выводы. Вспоминают и формулируют, что такое эпитет и метафора. Работают со стихом, пытаются найти тропы. Среди громов, среди огней, Среди клокочущих страстей, В стихийном пламенном раздоре, Она с небес слетает к нам – Небесная к земным сынам, С лазурной ясностью во взоре – И на бунтующее море Льет примирительный елей. фронталь ный опрос. учении; способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием.
Познавательные:
извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя, высказываний одноклассников, систематизируют собственные знания. Регулятивные: планируют в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно необходимые действия, операции, действуют по плану.
Коммуникативны

е:
Строят небольшие монологические информации.
высказывания, осуществляют совместную деятельность в парах и рабочих группах с учётом конкретных учебно- познавательных задач.
5.

Творческая

практическая

деятельность.
Раскрытие сущности новых понятий, усвоение новых способов учебной и умственной деятельност и учащихся. Составление плана сочинения- описания, работа с основной частью. Организует и сопровождает деятельность детей. Создаёт условия для устранения перегрузки учащихся и овладения новым учебным материалом. Предлагает детям задания разных уровней
1 пара:
составить 5 словосочетаний.
2 пара:
три сложных предложения, о чём мечтают мальчишки.
3 пара:
найти и выписать метафоры и эпитеты из предложенных стихотворений.
4 пара:
простых предложения, о чём мечтают мальчишки.
5 пара:
подобрать синонимы к словам мальчишки, мечтать, воспользовавшись словарём синонимов. Следит, чтобы свои Работают в парах. Составляют план для работы над сочинением-описанием. Работа в парах.
Личностные:
желают приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся.
Познавательные:
Читают и слушают, извлекая нужную информацию , а также самостоятельно находят её в раздаточных материалах,.
Регулятивные:
контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки.
Коммуникативны

е:
осуществляют совместную деятельность в парах, умеют Устные ответы, вопросы для уточнения информации.
наблюдения и выводы дети записывали в спец.поле. Выслушивает ответы. Следит за тем, чтобы все пары записали нужную, полученную друг от друга, информацию. задавать вопросы для уточнения последовательност и работы.
6.

Первичное

закрепление с

комментирован

ие во внешней

речи.

Самостоятельн

ая работа с

самопроверкой

по эталону.
Обобщение и систематиза ция знаний, формирован ие рациональн ых способов применения их на практике. Составление связного описания картины, работа с передним и задним планом, письменная работа. Подбор своих примеров, иллюстриру ющих природу изучаемого языкового явления. Помогает ребятам разобраться в примерном плане работы. Приводит в пример свой образец как эталон. Подводит к нему все высказывания детей.
План:

1. Вступление.
(Несколько слов об авторе и картине).
2. Осн.часть.
(Передний план, задний план, главные герои, настроение, цвета). Используем метафоры и эпитеты.
3. Заключение.
(Понравилась картина или нет?) Составляют в группах свои планы сочинений, сравнивают, выбирают наиболее удачные варианты. Сравнивают, анализируют. Работают с самопроверкой по эталону. Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения; в сотрудничестве с учителем и одноклассникам делают выводы. Работа в группах. (По 3-4 человека) .
Личностные:
осуществляют нравственно- этическое оценивание усваиваемого содержания.
Познавательные:
самостоятельно выделяют и формулируют цель; осуществляют поиск необходимой информации. Регулятивные: Самостоятельно планируют необходимые действия, операции, действуют по плану.
Коммуникативны

е:
формулируют собственные мысли, высказывания и обосновывают
свою точку зрения. 7. Включение в систему знаний и повторение. Обобщение полученных на уроке сведений, оценивание. Поощряет и хвалит детей. Задаёт домашнее задание, поработать дома с черновиком и написать работу по предложенному плану, использую необходимые тропы. Сообщает, что на следующем уроке ребятам предстоит написать работу в чистовики. -Молодцы, вы сегодня хорошо поработали . -Написать дома работу на черновике, используя эпитеты и метофоры. Отвечают на вопросы; определяют уровень приобретённых знаний. Индивид уальная.
Личностные:
понимают значение знаний для человека.
Регулятивные:
оценивают свою работу исправляют и объясняют ошибки.
Коммуникативны

е:
высказывают и обосновывают свою точку зрения. Оценивание учащихся за работу на уроке. 8. Рефлексия. Заключитель ная беседа по вопросам. Задаёт вопросы и выслушивает ответы. Что нового узнали на уроке. Какие трудности возникали в процессе работы? Как вы их преодолевали? Дайте оценку нашей работе- понравилось (нарисуйте на доске) – весёлое лицо, нет – грустное лицо (смайликити) Определяют эмоциональное состояние. Индивид уальная.
Личностные:
приобретают мотивацию к процессу образования. Познавательные: устанавливают взаимосвязь между объёмом приобретённых знаний, умений, навыков и операционных исследовательских , аналитических умений: приобретают умение мотивированно организовывать Листы обратной связи.
свою деятельность
.

Регулятивные:
оценивают свою работу.
Коммуникативны

е:
строят небольшие монологические высказывания.