Сценарий урока. Сочинение-описание в 5 классе по картине Ф.Решетникова "Мальчишки"
Автор: Макарова Мария Николаевна Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ СОШ № 4
Населённый пункт: Урай
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Сценарий урока. Сочинение-описание в 5 классе по картине Ф.Решетникова "Мальчишки"
Урок по развитию речи.
Подготовка к сочинению - описанию по картине Ф.П.Решетникова «Мальчишки».
(УМК по русскому языку для 5 класса авторов Т.А.Ладыженской, М.Т.Тростенцовой, М.Т.Баранова и др).
Учитель русского языка и литературы: Макарова М.Н.
МБОУ СОШ №4, города Урай.
Цели деятельности
учителя
Познакомить учащихся с особенностями типа речи описание. Подготовить пятиклассников к самостоятельной работе над
сочинением-описанием. Развивать творческие и коммуникативные навыки учащихся. Показать детям значение умений
собирать материал к сочинению, наблюдать и записывать свои наблюдения.
Тип урока
Урок развития речи.
Планируемые
образовательные
результаты.
Предметные: знать способы развития темы в тексте. Структуру сочинения – описания. Уметь выбирать языковые средства в
зависимости от цели, темы, основной мысли, сферы, ситуации и условий общения.
Метапредметные: способность к осознанию целей учебной деятельности и умение их пояснить; умение ориентироваться в
целях, задачах и средствах и условиях общения, выбирать языковые средства для успешного решения коммуникативных задач.
Личностные: осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку; гордость за него;
потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому
самосовершенствованию.
Оборудование
Проектор, интер.доска(экран),компьютер.
Наглядно-
демонстрационны
й материал
Презентация, выполненная учителем, карты у каждого ученика (для учащихся) для сбора информации в течение урока,
Основные понятия
и термины:
Тип речи, описание, троп, средства выразительности речи, эпитет, метафора, передний и задний план картины, тема, тема,
микро тема, абзац, вступление, основная часть, заключение.
Организационная структура урока (сценарий).
Этап урока
Обучающие
и
развивающи
е
компоненты,
задания и
упражнения.
Деятельность учителя.
Деятельность учащихся
Формы
организа
ции
совзаимо
действия.
Формируемые
умения (УУД).
Контроль
результатов и
учебной
деятельности.
1.
Мотивация.
Эмоциональ
ная,
психологиче
ская и
мотивацион
ная
подготовка
Вступительное слово.
Предаваться мечтам
превосходно порою,
От раздумий таких на
душе красота,
А мечта все ведет и ведет
за собою,
Слушают учителя,
участвуют в диалоге,
демонстрируют
готовность к року.
Фронталь
ная.
Личностные:
положительно
относятся к
учению,
познавательной
деятельности,
желают
Листы обратной
связи, рабочая
тетрадь с
выполненным
д.з.
учащихся к
усвоению
изучаемого
материала.
В ней счастливые будни и
чувств полнота…
Но не стоит на облаке
вечно кататься,
Чтоб достичь высоты,
недостаточно слов,
И на землю приходится
снова спускаться
После славных полетов –
мечтательных снов…
Ребята, скажите, о
чём стихотворение?
О чём мечтаете вы?
Вспомните
домашнее задание?
Подойдёт ли это
стихотворение к той
картине, с которой
вы работали дома.
(уч.Ч1. упр.229)
приобретать новые
знания, умения.
Познавательные:
осознают
познавательную
задачу.
Регулятивные:
планируют
необходимые
действия и
операции.
2.
Актуализация и
пробное учебное
действие.
Воспроизвед
ение ранее
изученного,
установлени
е
преемственн
ых связей
прежних и
новых
знаний и
применение
их в новых
ситуациях.
Эвристическ
ая беседа.
Вспоминаем домашнее
задание, работаем с
картиной. Вспоминаем
типы речи.
Организует работу в
парах: ребята должны
определить к какому типу
относится каждый текст и
доказать почему (назвать 2
признака).
На доске схема- подсказка
«типы речи». У каждой
пары по два текста, но один
обязательно описание.
Учитель помогает сделать
вывод, задаёт вопрос:
Какие особенности
Отвечают на
вопросы, строят
понятные для
партнёра
высказывания.
Анализируют тексты
по плану:
•
О чём говорится
в высказывании?
•
На какой вопрос
даётся ответ в
высказывании?
Выводы и наблюдения
дети записывают в
тетрадь.
Ребята определяют к
какому типу относится
Работа в
парах и
индивиду
альная
работа..
Личностные:
имеют мотивацию
к учебной
деятельности.
Познавательные:
выполняют
учебно-
познавательные
действия в
материализованно
й и умственной
форме;
осуществляют для
решения учебных
задач, операции
анализа, синтеза,
сравнения,
Письменный
анализ в тетради
и устные ответы
каждой микро
группы.
описания вы можете
отметить?
(вопрос – какой?, называет
общее впечатление ).
Молодцы, правильно
выделили все признаки
писания.
Проследить за
выполнением словарной
работы.
-Запишите слова и вставьте
буквы на месте пропуска.
(Слайд).
П..др..сток;
Ра(с/сс)казывает;
Уд…в…льствие;
Ра(с/сс)казчик;
Г..л..ктика;
Пл…нета;
К…см…с;
К…смический к…рабль;
В(о/оо)бражают;
П…рила;
Тёмно(-/слитно) синем.
Можно ли эти слова
использовать в нашей
письменной работе?
каждый текст и
доказывают почему
(называют 2 признака).
классификации,
устанавливают
причинно –
следственные
связи.
Регулятивные:
принимают и
сохраняют
учебную задачу.
планируют в
сотрудничестве с
учителем и
одноклассниками
или
самостоятельно
необходимые
действия ,
операции,
действуют по
плану.
Коммуникативны
е: задают вопросы,
слушают и
отвечают на
вопросы других,
формулируют
собственные
мысли,
высказывают и
обосновывают
свою точку зрения.
3.
Выявление
места и
причины
затруднения.
Начинаем
составлять
план
сочинения-
описания.
Работа со
Задаёт вопросы
учащимся:
Итак, вспомним из каких
частей должен состоять
текст любого сочинения?
А сочинения по картине?
Формулируют
собственные мысли,
высказывают и
обосновывают свою
точку зрения; в
сотрудничестве с
Работа в
парах.
Личностные:
имеют мотивацию
к учебной
деятельности.
Познавательные:
выполняют
Устные ответы,
работа с картой
урока (на парте).
вступлением
.Словесно-
иллюстратив
ный рассказ
с
элементами
беседы по
теме.
Во вступлении что
напишем? (несколько слов
о художнике и картине).
Предлагает поработать с
текстом в парах:
Перед вами небольшая
статья о художнике
выпишите в парах важные
факты биографии
Решетникова. (2 коротких
предложения).
Все вместе рассматриваем
другие картины художника
на слайдах презентации.
учителем и
одноклассникам делают
выводы.
Работают с
карточками.
Карточка (дети
работают с текстом)
Фёдор Павлович
Решетников -
советский художник с
детства увлекался
рисованием. Художник
Ф. П. Решетников
очень любил писать
картины на детскую
тематику. Часто
наблюдал за игрой
подростков . И
постепенно он стал все
чаще изображать на
своих картинах детей в
разных жизненных
ситуациях. Картина
Решетникова
«Мальчишки» была
создана в 1971 году и
тоже посвящена
детям.
(Записать в спец.поле
таблицы на листах на
партах).
Просматривают другие
работы художника.
учебно-
познавательные
действия в
материализованно
й и умственной
форме;
осуществляют для
решения учебных
задач, операции
анализа, синтеза,
сравнения,
классификации,
устанавливают
причинно –
следственные
связи.
Регулятивные:
принимают и
сохраняют
учебную задачу.
Коммуникативны
е: задают вопросы,
слушают и
отвечают на
вопросы других,
формулируют
собственные
мысли,
высказывают и
обосновывают
свою точку зрения.
4.
Целеполагание и
построение
проекта выхода
Раскрытие
сущности
новых
Формулирует цель учебной
деятельности вместе с
учащимися,
Формулируют
собственные мысли,
высказывают и
Индивид
уальная
работа и
Личностные:
осознают свои
возможности в
Устные ответы,
вопросы для
уточнения
из затруднения.
понятий,
усвоение
новых
способов
учебной и
умственной
деятельност
и учащихся.
Беседа по
вопросам.
Анализ
текста,
предложенн
ого
учителем.
принимающими её на себя.
Помогает вспомнить
учащимся , что в тексе-
описании могут
присутствовать метафоры и
эпитеты. Вместе пытаемся
привести примеры и найти
в тексте.
обосновывают свою
точку зрения; в
сотрудничестве с
учителем и
одноклассникам делают
выводы.
Вспоминают и
формулируют, что такое
эпитет и метафора.
Работают со стихом,
пытаются найти тропы.
Среди громов, среди
огней,
Среди клокочущих
страстей,
В стихийном
пламенном раздоре,
Она с небес слетает к
нам –
Небесная к земным
сынам,
С лазурной ясностью
во взоре –
И на бунтующее море
Льет примирительный
елей.
фронталь
ный
опрос.
учении; способны
адекватно
рассуждать о
причинах своего
успеха или
неуспеха в учении,
связывая успехи с
усилиями,
трудолюбием.
Познавательные:
извлекают
необходимую
информацию из
прослушанного
объяснения
учителя,
высказываний
одноклассников,
систематизируют
собственные
знания.
Регулятивные:
планируют в
сотрудничестве с
учителем и
одноклассниками
или
самостоятельно
необходимые
действия,
операции,
действуют по
плану.
Коммуникативны
е:
Строят небольшие
монологические
информации.
высказывания,
осуществляют
совместную
деятельность в
парах и рабочих
группах с учётом
конкретных
учебно-
познавательных
задач.
5.
Творческая
практическая
деятельность.
Раскрытие
сущности
новых
понятий,
усвоение
новых
способов
учебной и
умственной
деятельност
и учащихся.
Составление
плана
сочинения-
описания,
работа с
основной
частью.
Организует и сопровождает
деятельность детей.
Создаёт условия для
устранения перегрузки
учащихся и овладения
новым учебным
материалом. Предлагает
детям задания разных
уровней
1 пара: составить 5
словосочетаний.
2 пара: три сложных
предложения, о чём
мечтают мальчишки.
3 пара: найти и выписать
метафоры и эпитеты из
предложенных
стихотворений.
4 пара: простых
предложения, о чём
мечтают мальчишки.
5 пара: подобрать
синонимы к словам
мальчишки, мечтать,
воспользовавшись
словарём синонимов.
Следит, чтобы свои
Работают в парах.
Составляют план для
работы над
сочинением-описанием.
Работа в
парах.
Личностные:
желают
приобретать новые
знания, умения,
совершенствовать
имеющиеся.
Познавательные:
Читают и
слушают, извлекая
нужную
информацию , а
также
самостоятельно
находят её в
раздаточных
материалах,.
Регулятивные:
контролируют
учебные действия,
замечают
допущенные
ошибки.
Коммуникативны
е: осуществляют
совместную
деятельность в
парах, умеют
Устные ответы,
вопросы для
уточнения
информации.
наблюдения и выводы дети
записывали в спец.поле.
Выслушивает ответы.
Следит за тем, чтобы все
пары записали нужную,
полученную друг от друга,
информацию.
задавать вопросы
для уточнения
последовательност
и работы.
6.
Первичное
закрепление с
комментирован
ие во внешней
речи.
Самостоятельн
ая работа с
самопроверкой
по эталону.
Обобщение
и
систематиза
ция знаний,
формирован
ие
рациональн
ых способов
применения
их на
практике.
Составление
связного
описания
картины,
работа с
передним и
задним
планом,
письменная
работа.
Подбор
своих
примеров,
иллюстриру
ющих
природу
изучаемого
языкового
явления.
Помогает ребятам
разобраться в примерном
плане работы. Приводит в
пример свой образец как
эталон. Подводит к нему
все высказывания детей.
План:
1. Вступление.
(Несколько слов об авторе
и картине).
2. Осн.часть.
(Передний план, задний
план, главные герои,
настроение, цвета).
Используем метафоры и
эпитеты.
3. Заключение.
(Понравилась картина или
нет?)
Составляют в группах
свои планы сочинений,
сравнивают, выбирают
наиболее удачные
варианты. Сравнивают,
анализируют. Работают
с самопроверкой по
эталону. Формулируют
собственные мысли,
высказывают и
обосновывают свою
точку зрения; в
сотрудничестве с
учителем и
одноклассникам делают
выводы.
Работа в
группах.
(По 3-4
человека)
.
Личностные:
осуществляют
нравственно-
этическое
оценивание
усваиваемого
содержания.
Познавательные:
самостоятельно
выделяют и
формулируют
цель;
осуществляют
поиск
необходимой
информации.
Регулятивные:
Самостоятельно
планируют
необходимые
действия,
операции,
действуют по
плану.
Коммуникативны
е: формулируют
собственные
мысли,
высказывания и
обосновывают
свою точку зрения.
7.
Включение в
систему знаний и
повторение.
Обобщение
полученных
на уроке
сведений,
оценивание.
Поощряет и хвалит детей.
Задаёт домашнее задание,
поработать дома с
черновиком и написать
работу по предложенному
плану, использую
необходимые тропы.
Сообщает, что на
следующем уроке ребятам
предстоит написать работу
в чистовики.
-Молодцы, вы сегодня
хорошо поработали .
-Написать дома работу на
черновике, используя
эпитеты и метофоры.
Отвечают на вопросы;
определяют уровень
приобретённых знаний.
Индивид
уальная.
Личностные:
понимают
значение знаний
для человека.
Регулятивные:
оценивают свою
работу
исправляют и
объясняют
ошибки.
Коммуникативны
е: высказывают и
обосновывают
свою точку зрения.
Оценивание
учащихся за
работу на уроке.
8.
Рефлексия.
Заключитель
ная беседа
по вопросам.
Задаёт вопросы и
выслушивает ответы.
Что нового узнали на
уроке.
Какие трудности возникали
в процессе работы? Как вы
их преодолевали?
Дайте оценку нашей
работе- понравилось
(нарисуйте на доске) –
весёлое лицо, нет –
грустное лицо
(смайликити)
Определяют
эмоциональное
состояние.
Индивид
уальная.
Личностные:
приобретают
мотивацию к
процессу
образования.
Познавательные:
устанавливают
взаимосвязь
между объёмом
приобретённых
знаний, умений,
навыков и
операционных
исследовательских
, аналитических
умений:
приобретают
умение
мотивированно
организовывать
Листы обратной
связи.
свою
деятельность .
Регулятивные:
оценивают свою
работу.
Коммуникативны