Автор: Середюк Галина Валентиновна Должность: учитель технологии
Учебное заведение: МАОУ "Средняя школа № 5"
Населённый пункт: город Когалым, ХМАО - Югра
Наименование материала: Программа дополнительного образования
Тема: Кружок "Умелые ручки"
Муниципальное автономное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №5»
Программа дополнительного образования
художественной направленности
кружок «Умелые ручки»
Для учащихся: 1- 4 кл
Срок реализации 2 года
Автор - составитель:
Учитель технологии
Середюк Г.В.
I кв. категория
г. Когалым
Пояснительная записка.
Программа дополнительного образования составлена на основе:
Федерального закона РФ от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в
Российской Федерации";
ФГОС начального общего образования, утвержденным Приказом
Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009 г. № 373;
ФГОС основного общего образования, утвержденным Приказом
Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 г. № 1897;
Закона РФ «Об образовании» в ред. ФЗ от 01.12.2007 г. №309-ФЗ;
Закона РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской
Федерации» в ред. ФЗ от 21.12.04г. №170-ФЗ
В современных условиях очень важно подготовить подрастающее
поколение к самостоятельной жизни, связанной в дальнейшем с трудовой
деятельностью, наполненным творчеством, инициативой, созданием
надежного механизма социально-экономического развития. Уроки
технологии помогают в этом становлении человека, но все задачи решить не
могут, большую роль в воспитании разносторонней личности оказывает
дополнительное образование.
Направленность программы – художественная.
Актуальность, педагогическая целесообразность данной программы
в том, что программа составлена на каждый модуль отдельно, что позволяет
педагогу использовать ее при различной нагрузке в неделю, а так же при
различной наполняемости групп. Ребятам занятия по данной программе
позволяют накопить знания и опыт, которые можно использовать в
дальнейшей жизни.
Программа рассчитана на курс обучения – два года.
I модуль для учащихся 1 кл. – включает в себя объем обязательных знаний,
умений и навыков обеспечивающих успех на начальных ступенях творческой
деятельности.
II модуль для учащихся 3 кл. - – включает в себя объем обязательных знаний,
умений и навыков для обеспечения творческого видения ребенка,
обеспечения его реализации.
Режим занятий:
Первый
год обучения ( I модуль) – одно занятие в неделю по 1 часу, в
год - 33 часа.
Второй
год обучения (II модуль) – одно занятие в неделю по 1 часу, в
год – 35 часов.
В течение учебного года проходят обучение две группы учащихся,
расписание занятий составляется для каждого модуля индивидуально,
согласно занятости и сменности, так чтобы дети разных возрастных
категорий занимались отдельно. Совместными бывают подготовки к
массовым мероприятиям и их проведение.
Формы занятий : традиционные, комбинированные и практические
занятия; лекции, игры, праздники, конкурсы.
Формы подведения итогов реализации дополнительной
образовательной программы:
Составление альбома лучших работ.
Проведение выставок лучших работ учащихся:
- в классе;
- в школе;
Участие в ежегодной городской выставке детского прикладного и
технического творчества.
Участие в региональных выставках.
Методы обучения:
использование медиа-ресурсов как источника информации;
организация проектной деятельности учащихся;
по степени активности познавательной деятельности учащихся:
объяснительный, иллюстративный, проблемный. Наряду с наглядными
методами обучения изобразительной деятельности
используются словесные методы и приемы (беседы, объяснение,
вопросы,
поощрения, совет, художественное слово, обьяснительно-
иллюстративный)
информационно-рецептивный метод, т.е. подражательный,
повторяющий формообразующие движения.
личностно-ориентированный подход;
практико-ориентированный подход.
Отличительной особенностью данной программы является то, что
процессы изготовления любой поделки или изделия начинается с
выполнения эскизов, зарисовок лучших образцов, составление вариантов
композиций. Здесь же учащиеся знакомятся с экономическими требованиями:
рациональным расходованием материалов утилизацией отходов.
Широкий набор видов деятельности и материалов для работы
позволяет не только расширить кругозор учащихся, но и помогает каждому
обучаемому раскрыть свои индивидуальные способности, найти свой
материал, свою технику, что, безусловно, окажет благотворное влияние на
дальнейшее обучение, опираясь на собственные ощущения и предпочтения,
дети сами могут выбирать сюжеты, формы и методы изготовления поделок.
Программа дает возможность овладеть рядом технологий, требующих
терпения, аккуратности, тщательности исполнения поделок. Приобретение
навыков мастерства не является самоцелью, умение резать, клеить, лепить и
т.д. нужно детям постольку, поскольку помогает осознанно создавать
произведение творчества, всякий раз наполняя его конкретным содержанием.
Основная часть учебного времени ( не менее 70%) отводятся на
практическую деятельность – овладение общетрудовыми умениями и
навыками.
Возможные критерии оценки:
Конструктивные критерии:
а) прочность, надежность;
б) удобство использования;
в) соответствие конструкции назначению изделия.
Технологические критерии:
а) стандартность технологии;
б) необходимые материалы, инструменты и приспособления;
в) сложность и объем выполненных работ;
г) оригинальность применения и сочетания материалов, расход
материалов.
Эстетические критерии:
а) оригинальность;
б) цветовое решение;
в) стиль;
г) использование традиций национальной художественной культуры.
Экономические критерии:
а) потребность в данном изделии;
б) себестоимость изделия;
в) возможность использования отходов производства.
Для повышения заинтересованности детей очень важна связь их
работы с темами других школьных предметов. В данной программе
неоднократно возникают пересечения с литературой, математикой,
окружающим миром, историей, экономикой. Планируя занятия педагог
координирует их со всеми параллельно изучаемыми дисциплинами.
Планирование может быть связано также с временем года, календарными
праздниками и значительными событиями.
Цели и задачи программы:
Кружок «Умелые ручки» предлагает детям для работы хорошо
известные и доступные материалы – бумага, пластилин, текстиль, природный
материал. Но технологии и способы их обработки во многом являются для
детей новыми, а результат может быть неожиданным. Это позволяет ребятам
осознать поистине безграничные возможности мира художественного
творчества.
Целью
занятий является приобретение
следующих знаний:
эстетических, технологических, технических, профессиональных,
приобщение к мировым культурным ценностям, формирование у учащихся
качеств творчески думающей, активно действующей и легко адаптирующейся
личности, формирование своего творческого «я».
Задачи:
Обучающие:
- развивать стремление к получению технологических и эстетических знаний;
- формировать интерес к культуре труда;
- формировать политехнические знания, экологическую культуру;
- развивать художественный вкус и ориентировать на качество изделий;
- дать общее понятие о декоративно-прикладном искусстве, его видах,
задачах, закономерностях;
- развивать индивидуальные способности учащихся.
Воспитательные:
- воспитывать уважение к труду;
- формировать чувство коллективизма, гражданственности;
- воспитывать чувство патриотизма, любви к народным традициям;
-воспитывать нравственные качества детей (порядочность, добросовестность,
честность, обязательность);
- воспитывать трудолюбие, человечность и милосердие;
- формировать чувство самоконтроля, взаимопомощи;
- формировать культуру поведения и бесконфликтного общения.
Познавательные:
- развивать познавательный интерес к творчеству;
- обеспечивать учащимся возможности самопознания;
- умения выразить свои чувства, эмоции, сформулировать свои мысли;
- содействовать овладению специальными знаниями и умениями,
необходимыми для поиска и использования нужной информации для
удовлетворения своих планов.
Развивающие:
- развивать личностное самообразование, активность, самостоятельность;
- формировать интерес к освоению опыта познавательной, творческой
деятельности;
- создавать оптимальные условия для развития личности;
- содействовать формированию всесторонне развитой личности;
- создавать условия для наблюдения, сравнения, домысливания,
фантазирования.
Мотивационные:
- создавать комфортную обстановку на занятиях, а так же атмосферу
доброжелательности, сотрудничества;
- готовить учащихся к преобразовательной деятельности, формировать у них
преобразующее мышление и творческих способностей;
- развивать активную деятельность.
Эстетические:
- воспитывать аккуратность, культуру поведения;
- формировать художественный вкус;
- развивать эстетическое чувство и художественную инициативу ребенка;
- развивать пространственное и художественное воображение;
- обогащать визуальный опыт детей через их знакомство с произведениями
декоративно-прикладного творчества, с традиционными народными
промыслами.
Социально-педагогические:
- формирование общественной активности, реализации в социуме;
- воспитывать стремление к разумной организации своего свободного
времени;
- прививать навыки работы в коллективе;
-формирование интереса к самостоятельной практической деятельности;
- развивать разносторонние качества личности и способности .
Требования к знаниям и умениям:
Как уже говорилось выше, реализация данной образовательной
программы дополнительного образования, включает в себя три этапа
обучения – три модуля. В соответствии с этим, на каждом этапе обучения
учащиеся должны приобрести определенные знании и умения.
I модуль
Должны знать:
- безопасные методы работы ;
- понимать учебное задание;
- виды используемых материалов;
- цветорешение;
- варианты замены используемых материалов;
- типы соединений;
- порядок работы;
- правила организации рабочего места и требования безопасности труда.
Должны уметь:
- правильно организовать рабочее место;
- научиться самостоятельно понимать учебное задание;
- научиться распознавать в
иды материалов и способы замены одного
материала другим.;
- максимально реалистично копировать объекты;
- предложить свое видение проблемы и методы ее решения;
- определять свойства материалов, подбирать и применять инструмент по
назначению;
- обеспечивать качество выполняемых работ;
- создавать самостоятельно простейшие объекты.
II модуль
Должны знать:
- безопасные методы работы;
- понимать учебное задание, искать дополнительную информацию в
различных источниках;
- виды используемых материалов, варианты замены используемых
материалов;
- цветорешение;
- технологию изготовления образца, различные варианты;
- типы соединений;
- порядок работы, взаимозаменяемость.
Должны уметь:
- правильно организовать рабочее место и трудовой процесс;
- использовать безопасные приемы работы с инструментами;
- предложить свое видение проблемы и методы ее решения;
- определять свойства материалов, подбирать и применять инструмент по
назначению;
- обеспечивать качество выполняемых работ;
- изготавливать изделие в соответствии с техническими требованиями;
- творчески мыслить, самостоятельно ставить себе задачи и решать их.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности.
Компетентностный подход состоит из трех тематических блоков,
обеспечивающих формирование компетенций:
I блок - информационный компонент, который способствует
развитию учебно-познавательной компетенции;
II блок - операциональный компонент, который формирует
коммуникативную компетенцию;
III блок - мотивационный компонент, который отражает требования
к учащимся (они должны знать, уметь, демонстрировать).
Тематическое планирование обеспечивает взаимосвязанное развитие и
совершенствование ключевых, общепредметных и предметных компетенций.
В процессе освоения учащимися программы формируются
основные
ключевые компетенции:
учебно-познавательные ,
информационно-
аналитические, коммуникативные а так же
предметные компетенции:
культурологические, эстетикообразующия, креативная.
В начале каждого занятия обсуждается объем работы, который нужно
выполнить на данном занятие.
Для определения и оценивания художественно-творческой деятельности
учащиеся при работе проводиться диагностика в 1 и 2 полугодии.
Учебно - тематический план.
I модуль
(для учащихся 1 кл.)
Тема занятий
Количество часов
Теория
Практика
Итого
1.Введение. Инструктаж по ТБ.
0.5
0,5
1
2.Поделки из природного материала.
0,5
2,5
3
3.Вырезание и аппликация.
1
5
6
4.Из глины и пластилина.
1
7
8
5.Работа с тканью, иглой, ножницами.
1
7
8
6.Комбинированные работы из различных материалов.
0,5
4,5
5
7.Реализация творческих работ.
1
1
ИТОГО:
33 ч.
Учебно - тематический план.
II модуль
(для учащихся 2 кл.)
Тема занятий
Количество часов
Теория
Практика
Итого
1.Введение. Инструктаж по ТБ.
0,5
0,5
1
2.Работа с природным материалом.
0,5
2,5
3
3.Аппликация из различных материалов.
1
7
8
4.Мозаика.
1
7
8
5.Плетение.
1
3
4
6.Скульптура .
1
3
4
7.Шитье и вышивание.
1
5
6
8.Реализация творческих работ.
1
1
ИТОГО:
35 ч.
Содержание курса.
I модуль
1. Инструктаж по технике безопасности:
Познакомить учащихся с безопасными методами работы вручную. Провести
вводный инструктаж, первичный инструктаж и планово проводить
периодические инструктажи.
2. Поделки из природного материала:
Ознакомить учащихся с различными видами природного материала.
Изготовить аппликации «Аквариум» и «Пейзаж», применяя листья, стебли
растений и цветы.
3. Вырезание и аппликация:
Свойства и виды бумаги. Правила работы с ножницами. Изготовить
аппликацию «Коллекция видов бумаги» в форме гусеницы. Вырезание по
шаблонам, изготовление работы «Бабочка». Вырезание на сгиб «Цветок».
4. Из глины и пластилина:
Знакомство с пластичными материалами. Изготовление корзиночки из
пластилина. Технология изготовления фигурок животных из пластилина.
Изготовление простой фигурки типа «Ёжик» или «Улитка».
5. Работа с тканью , иглой и ножницами:
Что делают из ткани, какие бывают ткани. Инструменты и приспособления
для шитья вручную. Правила работы с иглой. Выполняем швы. Пришиваем
пуговицы.
6 Комбинированные работы из разных материалов:
Эскизное проектирование. Аппликация с применением ткани, шнура,
кружева, тесьмы, пуговиц. блесток и др.
7. Реализация творческих работ:
Подготовка работ учащихся к выставке. Организация и проведение
выставочных работ.
II модуль
1. Инструктаж по технике безопасности:
Познакомить учащихся с безопасными методами работы вручную. Провести
вводный инструктаж, первичный инструктаж и планово проводить
периодические инструктажи.
2. Работа с природным материалом:
Познакомить учащихся с разнообразием природного материала, изготовить
поделки объемных форм с применением шишек, желудей, веток, растений и
пластилина.
3. Аппликации из различных материалов:
Изготовить аппликации с применением древесной стружки, птичьих перьев,
семян и плодов растений, из скрученной бумаги, из ткани, приклеенной и на
бумагу на картонной основе.
4. Мозаика:
Познакомить учащихся с историей мозаики. Изготовить вазу для сменного
букета в технике мозаики из обрывных кусочков бумаги, объемную мозаику
из гофрированной бумаги, из карандашных стружек.
5. Оригами:
Познакомить учащихся с историей оригами. Изготовить несколько простых
фигур животных: «лягушка», «журавлик» и т.д.
6. Плетение:
Познакомить учащихся с разнообразием материалов для плетения, с историей
этого вида декоративно – прикладного творчества. Научиться выполнять
плетение из полосок бумаги, производить разметку. Научиться простым
видам плетений из нитей и изготовить плетеного человечка.
7. Скульптура:
Познакомить учащихся с этим видом творчества на примерах из
сокровищницы мировой культуры. Изготовить скульптурные композиции из
пластилина на свободную тему с выполнением эскизов работ.
8. Шитье и вышивание:
Познакомить учащихся с историей шитья и вышивки, рассказать о
многообразии материалов и способах вышивания. Научиться выполнять
простые швы. Научиться переводить рисунок на ткань. Вышить салфетку с
использованием простых швов.
9. Комбинирование:
Познакомиться как можно скомбинировать несколько техник и применить их
для выполнения одной работы. Выполнить работу по украшению подарочной
коробки с применением аппликации, шитья и вышивки.
10. Реализация творческих работ:
Подготовка работ учащихся к выставке. Организация и проведение
выставочных работ.
Литература.
Для педагога:
1. Барылкина Л.П. Технология. Конспекты уроков, элективные курсы. 5 за
знания, М., 2006 г.
2.Геронимус Т. М., Я все умею делать сам. Учебник по трудовому обучению
для учащихся 3 класса четырехлетней начальной школы. «АСТ – ПРЕСС».
Москва., 2000г.
3. Глухов Г. Путешествие в Антресолию, или чудесное превращение перчаток
в …серия «Самоделки» , Центр детских изданий СП «Интербук» Москва
1990г.
4.
Коротеева Е.И. Азбука аппликации / Е.И. Коротеева. –М., 2009.
5. Максимова М.В. Кузьмина М.А., Лоскутики, Экмо-Пресс, М., 1988 г.
6. Нерсесов Я.Н. Я познаю мир: Детская энциклопедия. История моды.
Издательство АСТ, 1998 г.
7. Проснякова Т.Н. Уроки мастерства. Учебник для 3 класса. – Самара:
корпорация «Федоров», Издательский дом «Федоров», 2012.(Программа
начальной школы: I – IV «Художественный труд»).
8. Яблонская Т.И. Домашнее ателье. Довира, К., 1993 г.
Для учащихся:
1. Андреева Н.А. «Рукоделие» - полная энциклопедия – Москва,1992
2. Власова А.А «Рукоделие в школе» -Санкт-Петербург, 1996
3. Гульянц Э.К. Что можно сделать из природного материала. М., 1999
4.Энциклопедия для детей. Искусство. Том 7- .М.: Аванта+., 2001.
5. Энциклопедический словарь юного зрителя. М.: Педагогика.1989г.