Кружок "Умелые ручки"

Автор: Середюк Галина Валентиновна
Должность: учитель технологии
Учебное заведение: МАОУ "Средняя школа № 5"
Населённый пункт: город Когалым, ХМАО - Югра
Наименование материала: Программа дополнительного образования
Тема: Кружок "Умелые ручки"
Дата публикации: 31.01.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Муниципальное автономное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №5»
Программа дополнительного образования

художественной направленности

кружок «Умелые ручки»
Для учащихся: 1- 4 кл Срок реализации 2 года Автор - составитель: Учитель технологии Середюк Г.В. I кв. категория г. Когалым

Пояснительная записка.
Программа дополнительного образования составлена на основе:  Федерального закона РФ от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";  ФГОС начального общего образования, утвержденным Приказом Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009 г. № 373;  ФГОС основного общего образования, утвержденным Приказом Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 г. № 1897;  Закона РФ «Об образовании» в ред. ФЗ от 01.12.2007 г. №309-ФЗ;  Закона РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» в ред. ФЗ от 21.12.04г. №170-ФЗ В современных условиях очень важно подготовить подрастающее поколение к самостоятельной жизни, связанной в дальнейшем с трудовой деятельностью, наполненным творчеством, инициативой, созданием надежного механизма социально-экономического развития. Уроки технологии помогают в этом становлении человека, но все задачи решить не могут, большую роль в воспитании разносторонней личности оказывает дополнительное образование.
Направленность программы
– художественная.
Актуальность, педагогическая целесообразность
данной программы в том, что программа составлена на каждый модуль отдельно, что позволяет педагогу использовать ее при различной нагрузке в неделю, а так же при различной наполняемости групп. Ребятам занятия по данной программе позволяют накопить знания и опыт, которые можно использовать в дальнейшей жизни. Программа рассчитана на курс обучения – два года. I модуль для учащихся 1 кл. – включает в себя объем обязательных знаний, умений и навыков обеспечивающих успех на начальных ступенях творческой деятельности. II модуль для учащихся 3 кл. - – включает в себя объем обязательных знаний, умений и навыков для обеспечения творческого видения ребенка, обеспечения его реализации.
Режим занятий:

Первый
год обучения ( I модуль) – одно занятие в неделю по 1 часу, в год - 33 часа.
Второй
год обучения (II модуль) – одно занятие в неделю по 1 часу, в год – 35 часов.

В течение учебного года проходят обучение две группы учащихся, расписание занятий составляется для каждого модуля индивидуально, согласно занятости и сменности, так чтобы дети разных возрастных
категорий занимались отдельно. Совместными бывают подготовки к массовым мероприятиям и их проведение.
Формы занятий
: традиционные, комбинированные и практические занятия; лекции, игры, праздники, конкурсы.
Формы подведения итогов реализации дополнительной

образовательной программы:
 Составление альбома лучших работ.  Проведение выставок лучших работ учащихся: - в классе; - в школе;  Участие в ежегодной городской выставке детского прикладного и технического творчества.  Участие в региональных выставках.
Методы обучения:
 использование медиа-ресурсов как источника информации;  организация проектной деятельности учащихся;  по степени активности познавательной деятельности учащихся: объяснительный, иллюстративный, проблемный. Наряду с наглядными методами обучения изобразительной деятельности  используются словесные методы и приемы (беседы, объяснение, вопросы,  поощрения, совет, художественное слово, обьяснительно- иллюстративный)  информационно-рецептивный метод, т.е. подражательный, повторяющий формообразующие движения.  личностно-ориентированный подход;  практико-ориентированный подход.
Отличительной особенностью
данной программы является то, что процессы изготовления любой поделки или изделия начинается с выполнения эскизов, зарисовок лучших образцов, составление вариантов композиций. Здесь же учащиеся знакомятся с экономическими требованиями: рациональным расходованием материалов утилизацией отходов. Широкий набор видов деятельности и материалов для работы позволяет не только расширить кругозор учащихся, но и помогает каждому обучаемому раскрыть свои индивидуальные способности, найти свой материал, свою технику, что, безусловно, окажет благотворное влияние на дальнейшее обучение, опираясь на собственные ощущения и предпочтения, дети сами могут выбирать сюжеты, формы и методы изготовления поделок. Программа дает возможность овладеть рядом технологий, требующих терпения, аккуратности, тщательности исполнения поделок. Приобретение навыков мастерства не является самоцелью, умение резать, клеить, лепить и т.д. нужно детям постольку, поскольку помогает осознанно создавать произведение творчества, всякий раз наполняя его конкретным содержанием.
Основная часть учебного времени ( не менее 70%) отводятся на практическую деятельность – овладение общетрудовыми умениями и навыками.
Возможные критерии оценки:
 Конструктивные критерии: а) прочность, надежность; б) удобство использования; в) соответствие конструкции назначению изделия.  Технологические критерии: а) стандартность технологии; б) необходимые материалы, инструменты и приспособления; в) сложность и объем выполненных работ; г) оригинальность применения и сочетания материалов, расход материалов.  Эстетические критерии: а) оригинальность; б) цветовое решение; в) стиль; г) использование традиций национальной художественной культуры.  Экономические критерии: а) потребность в данном изделии; б) себестоимость изделия; в) возможность использования отходов производства. Для повышения заинтересованности детей очень важна связь их работы с темами других школьных предметов. В данной программе неоднократно возникают пересечения с литературой, математикой, окружающим миром, историей, экономикой. Планируя занятия педагог координирует их со всеми параллельно изучаемыми дисциплинами. Планирование может быть связано также с временем года, календарными праздниками и значительными событиями.
Цели и задачи программы:
Кружок «Умелые ручки» предлагает детям для работы хорошо известные и доступные материалы – бумага, пластилин, текстиль, природный материал. Но технологии и способы их обработки во многом являются для детей новыми, а результат может быть неожиданным. Это позволяет ребятам осознать поистине безграничные возможности мира художественного творчества.
Целью
занятий является приобретение следующих знаний: эстетических, технологических, технических, профессиональных, приобщение к мировым культурным ценностям, формирование у учащихся качеств творчески думающей, активно действующей и легко адаптирующейся личности, формирование своего творческого «я».

Задачи:
Обучающие: - развивать стремление к получению технологических и эстетических знаний; - формировать интерес к культуре труда; - формировать политехнические знания, экологическую культуру; - развивать художественный вкус и ориентировать на качество изделий; - дать общее понятие о декоративно-прикладном искусстве, его видах, задачах, закономерностях; - развивать индивидуальные способности учащихся. Воспитательные: - воспитывать уважение к труду; - формировать чувство коллективизма, гражданственности; - воспитывать чувство патриотизма, любви к народным традициям; -воспитывать нравственные качества детей (порядочность, добросовестность, честность, обязательность); - воспитывать трудолюбие, человечность и милосердие; - формировать чувство самоконтроля, взаимопомощи; - формировать культуру поведения и бесконфликтного общения. Познавательные: - развивать познавательный интерес к творчеству; - обеспечивать учащимся возможности самопознания; - умения выразить свои чувства, эмоции, сформулировать свои мысли; - содействовать овладению специальными знаниями и умениями, необходимыми для поиска и использования нужной информации для удовлетворения своих планов. Развивающие: - развивать личностное самообразование, активность, самостоятельность; - формировать интерес к освоению опыта познавательной, творческой деятельности; - создавать оптимальные условия для развития личности; - содействовать формированию всесторонне развитой личности; - создавать условия для наблюдения, сравнения, домысливания, фантазирования. Мотивационные: - создавать комфортную обстановку на занятиях, а так же атмосферу доброжелательности, сотрудничества; - готовить учащихся к преобразовательной деятельности, формировать у них преобразующее мышление и творческих способностей; - развивать активную деятельность. Эстетические: - воспитывать аккуратность, культуру поведения; - формировать художественный вкус; - развивать эстетическое чувство и художественную инициативу ребенка; - развивать пространственное и художественное воображение;
- обогащать визуальный опыт детей через их знакомство с произведениями декоративно-прикладного творчества, с традиционными народными промыслами. Социально-педагогические: - формирование общественной активности, реализации в социуме; - воспитывать стремление к разумной организации своего свободного времени; - прививать навыки работы в коллективе; -формирование интереса к самостоятельной практической деятельности; - развивать разносторонние качества личности и способности .
Требования к знаниям и умениям:
Как уже говорилось выше, реализация данной образовательной программы дополнительного образования, включает в себя три этапа обучения – три модуля. В соответствии с этим, на каждом этапе обучения учащиеся должны приобрести определенные знании и умения.
I модуль
Должны знать: - безопасные методы работы ; - понимать учебное задание; - виды используемых материалов; - цветорешение; - варианты замены используемых материалов; - типы соединений; - порядок работы; - правила организации рабочего места и требования безопасности труда. Должны уметь: - правильно организовать рабочее место; - научиться самостоятельно понимать учебное задание; - научиться распознавать в иды материалов и способы замены одного материала другим.; - максимально реалистично копировать объекты; - предложить свое видение проблемы и методы ее решения; - определять свойства материалов, подбирать и применять инструмент по назначению; - обеспечивать качество выполняемых работ; - создавать самостоятельно простейшие объекты.
II модуль
Должны знать: - безопасные методы работы;
- понимать учебное задание, искать дополнительную информацию в различных источниках; - виды используемых материалов, варианты замены используемых материалов; - цветорешение; - технологию изготовления образца, различные варианты; - типы соединений; - порядок работы, взаимозаменяемость. Должны уметь: - правильно организовать рабочее место и трудовой процесс; - использовать безопасные приемы работы с инструментами; - предложить свое видение проблемы и методы ее решения; - определять свойства материалов, подбирать и применять инструмент по назначению; - обеспечивать качество выполняемых работ; - изготавливать изделие в соответствии с техническими требованиями; - творчески мыслить, самостоятельно ставить себе задачи и решать их.


Общеучебные умения, навыки и способы деятельности.

Компетентностный подход
состоит из трех тематических блоков, обеспечивающих формирование компетенций:
I блок
-
информационный компонент,
который способствует развитию учебно-познавательной компетенции;
II блок
-
операциональный компонент,
который формирует коммуникативную компетенцию;
III блок - мотивационный компонент,
который отражает требования к учащимся (они должны знать, уметь, демонстрировать). Тематическое планирование обеспечивает взаимосвязанное развитие и совершенствование ключевых, общепредметных и предметных компетенций. В процессе освоения учащимися программы формируются
основные

ключевые компетенции:
учебно-познавательные
,
информационно- аналитические, коммуникативные а так же
предметные компетенции:
культурологические, эстетикообразующия, креативная. В начале каждого занятия обсуждается объем работы, который нужно выполнить на данном занятие. Для определения и оценивания художественно-творческой деятельности учащиеся при работе проводиться диагностика в 1 и 2 полугодии.
Учебно - тематический план.

I модуль (для учащихся 1 кл.) Тема занятий Количество часов Теория Практика Итого 1.Введение. Инструктаж по ТБ. 0.5 0,5 1 2.Поделки из природного материала. 0,5 2,5 3 3.Вырезание и аппликация. 1 5 6 4.Из глины и пластилина. 1 7 8 5.Работа с тканью, иглой, ножницами. 1 7 8 6.Комбинированные работы из различных материалов. 0,5 4,5 5 7.Реализация творческих работ. 1 1 ИТОГО: 33 ч.
Учебно - тематический план.
II модуль (для учащихся 2 кл.) Тема занятий Количество часов Теория Практика Итого 1.Введение. Инструктаж по ТБ. 0,5 0,5 1 2.Работа с природным материалом. 0,5 2,5 3 3.Аппликация из различных материалов. 1 7 8 4.Мозаика. 1 7 8 5.Плетение. 1 3 4 6.Скульптура . 1 3 4 7.Шитье и вышивание. 1 5 6 8.Реализация творческих работ. 1 1 ИТОГО: 35 ч.
Содержание курса.

I модуль

1. Инструктаж по технике безопасности:
Познакомить учащихся с безопасными методами работы вручную. Провести вводный инструктаж, первичный инструктаж и планово проводить периодические инструктажи.
2. Поделки из природного материала:
Ознакомить учащихся с различными видами природного материала. Изготовить аппликации «Аквариум» и «Пейзаж», применяя листья, стебли растений и цветы.
3. Вырезание и аппликация:

Свойства и виды бумаги. Правила работы с ножницами. Изготовить аппликацию «Коллекция видов бумаги» в форме гусеницы. Вырезание по шаблонам, изготовление работы «Бабочка». Вырезание на сгиб «Цветок».
4. Из глины и пластилина:
Знакомство с пластичными материалами. Изготовление корзиночки из пластилина. Технология изготовления фигурок животных из пластилина. Изготовление простой фигурки типа «Ёжик» или «Улитка».
5. Работа с тканью , иглой и ножницами:
Что делают из ткани, какие бывают ткани. Инструменты и приспособления для шитья вручную. Правила работы с иглой. Выполняем швы. Пришиваем пуговицы.
6 Комбинированные работы из разных материалов:
Эскизное проектирование. Аппликация с применением ткани, шнура, кружева, тесьмы, пуговиц. блесток и др.
7. Реализация творческих работ:
Подготовка работ учащихся к выставке. Организация и проведение выставочных работ.
II модуль

1. Инструктаж по технике безопасности:
Познакомить учащихся с безопасными методами работы вручную. Провести вводный инструктаж, первичный инструктаж и планово проводить периодические инструктажи.
2. Работа с природным материалом:
Познакомить учащихся с разнообразием природного материала, изготовить поделки объемных форм с применением шишек, желудей, веток, растений и пластилина.
3. Аппликации из различных материалов:
Изготовить аппликации с применением древесной стружки, птичьих перьев, семян и плодов растений, из скрученной бумаги, из ткани, приклеенной и на бумагу на картонной основе.
4. Мозаика:
Познакомить учащихся с историей мозаики. Изготовить вазу для сменного букета в технике мозаики из обрывных кусочков бумаги, объемную мозаику из гофрированной бумаги, из карандашных стружек.
5. Оригами:
Познакомить учащихся с историей оригами. Изготовить несколько простых фигур животных: «лягушка», «журавлик» и т.д.
6. Плетение:
Познакомить учащихся с разнообразием материалов для плетения, с историей этого вида декоративно – прикладного творчества. Научиться выполнять плетение из полосок бумаги, производить разметку. Научиться простым видам плетений из нитей и изготовить плетеного человечка.
7. Скульптура:

Познакомить учащихся с этим видом творчества на примерах из сокровищницы мировой культуры. Изготовить скульптурные композиции из пластилина на свободную тему с выполнением эскизов работ.
8. Шитье и вышивание:
Познакомить учащихся с историей шитья и вышивки, рассказать о многообразии материалов и способах вышивания. Научиться выполнять простые швы. Научиться переводить рисунок на ткань. Вышить салфетку с использованием простых швов.
9. Комбинирование:
Познакомиться как можно скомбинировать несколько техник и применить их для выполнения одной работы. Выполнить работу по украшению подарочной коробки с применением аппликации, шитья и вышивки.
10. Реализация творческих работ:
Подготовка работ учащихся к выставке. Организация и проведение выставочных работ.
Литература.

Для педагога:
1. Барылкина Л.П. Технология. Конспекты уроков, элективные курсы. 5 за знания, М., 2006 г. 2.Геронимус Т. М., Я все умею делать сам. Учебник по трудовому обучению для учащихся 3 класса четырехлетней начальной школы. «АСТ – ПРЕСС». Москва., 2000г. 3. Глухов Г. Путешествие в Антресолию, или чудесное превращение перчаток в …серия «Самоделки» , Центр детских изданий СП «Интербук» Москва 1990г. 4. Коротеева Е.И. Азбука аппликации / Е.И. Коротеева. –М., 2009. 5. Максимова М.В. Кузьмина М.А., Лоскутики, Экмо-Пресс, М., 1988 г. 6. Нерсесов Я.Н. Я познаю мир: Детская энциклопедия. История моды. Издательство АСТ, 1998 г. 7. Проснякова Т.Н. Уроки мастерства. Учебник для 3 класса. – Самара: корпорация «Федоров», Издательский дом «Федоров», 2012.(Программа начальной школы: I – IV «Художественный труд»). 8. Яблонская Т.И. Домашнее ателье. Довира, К., 1993 г.
Для учащихся:
1. Андреева Н.А. «Рукоделие» - полная энциклопедия – Москва,1992 2. Власова А.А «Рукоделие в школе» -Санкт-Петербург, 1996 3. Гульянц Э.К. Что можно сделать из природного материала. М., 1999 4.Энциклопедия для детей. Искусство. Том 7- .М.: Аванта+., 2001. 5. Энциклопедический словарь юного зрителя. М.: Педагогика.1989г.