"Технологические инновации в дополнительном образовании".

Автор: Шепель Людмила Владимировна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБУ ДО Городская станция юных техников
Населённый пункт: город Нижний Тагил Свердловской области
Наименование материала: из опыта работы
Тема: "Технологические инновации в дополнительном образовании".
Дата публикации: 31.01.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Методы креативности

Примерные задания для учащихся

Получение нового объекта с помощью МФО
Работа в группах с целью получения новяого объекта (или усовершенствования) с помощью метода фокальных объектов (тема "В поиске сильных решений" (урок второй)) может быть организована следующим образом:
1 шаг.
Группы получили задания:  придумать новые часы;  усовершенствовать фломастер;  придумать новую пуговицу;  усовершенствовать пенал.
2 шаг.
Группы работали самостоятельно по следующему плану: 1. Выбрали 3 объекта случайным образом. 2. Выделили по 5 признаков у каждого объекта. 3. Наделили заданный объект несколькими из выделенных признаков. 4. Составили описание полученного нового объекта. Работа была закончена через 10 минут.
3 шаг.
Спикеры групп представили полученные результаты: 1 группа: ароматные быстроходные часы с лепестками, на которых расположены дни недели; 2 группа: хищный, всегда желтый фломастер с банановым вкусом; 3 группа: звуковая страшная пуговица, застегивающаяся с помощью магнита; 4 группа: электрический пенал, говорящий расписание и растущий по необходимости.
4 шаг.
В результате проведенной работы в ходе коллективного обсуждения учащимися были сделаны следующие выводы:  методом фокальных объектов можно легко получить до 10 различных вариантов новых объектов;  полученные решения лишь незначительно изменяют объект случайным образом.
Аналогичным образом организуется работа по созданию и преобразованию объектов с помощью синектики, морфологического анализа, отдельных приемов фантазирования. Реализация этого направления предполагает также организацию с помощью метода контрольных вопросов и приемов фантазирования написания сказок и историй, составление загадок ("Сказка об органах чувств" в теме "Органы чувств" (урок второй); "Сказка о Мостике" в теме "Приемы фантазирования" (урок второй); загадки о ключике, лодке, барабане и другие в темах "Объект и его признаки", "Признак "Форма"", "Признак "Материал"" и в контрольных работах; "История о зеркале" в теме "Приемы фантазирования" (урок третий)). Работу над заданиями можно организовать в следующих вариантах:  коллективный выбор темы для сказки (истории, загадки), обсуждение отдельных этапов работы с последующим составлением своего варианта;  самостоятельное написание сказки (истории, загадки) на заданную тему с последующим коллективным обсуждением полученных произведений по следующим вопросам: "Какие приемы чаще использовались при составлении сказки (истории)?"; "Какая понравилась больше, почему?". 
Работа над сказкой по Методу контрольных вопросов
Покажем примерный ход работы над сказкой об органах чувств по контрольным вопросам в рабочей тетради с использованием первого варианта сочетания форм работы.
Когда это случилось?
Давно ли, недавно ли…
Где все происходило?
В одной стране - далекой стороне…
Кто главные герои?
Жили-были города: Зрение, Обоняние, Вкус, Слух, Осязание. Жили дружно, друг другу помогали. Где глаза не доглядели - ухо услышало. Где нос не почувствовал глазки увидели, да руки помогли. Так, глядишь, опять беда стороною прошла. (- А на самом деле так бывает? Вывод 1: Органы чувств тесно взаимосвязаны между собой.)
Что с ними случилось?
И вот однажды нежданно-негаданно напала неизвестно с какой стороны на города страшная болезнь.

Как они поступили?
Стали города думу думать, как победить беду. Кто из них самый важный и беду одолеть сможет? (А как бы вы поступили на их месте?) Город Зрение стал убеждать всех, что он все видит вокруг и другим сообщает, а значит, ему и быть главным - его и должны все слушаться, тогда беду одолеть сумеем. Город Обоняние от волнения так разболелся, что даже запахи чувствовать перестал и сказал, что теперь, он уже ничем помочь не сможет. А Вкус стал говорить, что самое главное в жизни - это дети, а дети любят сладкое, а лучше меня никто в этом не разбирается, значит, мне и спасать города от напасти. Слух возразил, что никто без него ничего не услышит, а значит, ему и спасать всех. Город Осязание так рассмеялся, что даже мурашки по коже побежали. Эх, вы видите, слышите, но без меня вы холодное от горячего отличить не сможете, или кипятком ошпаритесь, или зимой замерзнете и не почувствуете. (- Могут ли органы чувств обойтись друг без друга? Вывод 2: Органы чувств, при необходимости могут частично заменить друг друга.)
Что из этого вышло?
Спорили они три дня и три ночи, да так и не договорились, а болезнь не отступает, все сильнее становится.
Что случилось дальше?
И вдруг по городам прошла весть, что в соседней стране, недалекой стороне живет мудрец Мозг. Он все про всех знает и всегда приходит на помощь.
Как поступили герои?
Решили Зрение, Обоняние, Вкус, Слух, Осязание, втайне друг от друга, к мудрецу за советом отправиться. А, вернувшись, выиграть спор с городами. И вот собрались они снова для спора. Каждый вернулся от Мозга уверенный в своей правоте. Всех мудрец назвал важными и необходимыми. Задумались города, как же им болезнь одолеть, если все главными будут. Поняли органы чувств, что, захотев стать главными, без совета мудреца им не обойтись. Каждый из них часть дела знает, а общим делом управлять не может.
Чем все закончилось?
И решили они доверить правление Мозгу. И попросили мудреца помочь им болезнь одолеть. Недаром говорят: сильнее все вместе, когда каждый на месте. (- А как на самом деле осуществляется управление органами чувств? Вывод 3: Органами чувств управляет мозг. - Придумайте название получившейся сказки. 
Раскадровка сказки на прием фантазирования
Приведем пример раскадровки для сказки, придуманной учащимися в ходе занятия по теме "Приемы фантазирования" (урок второй), основной целью
которого было знакомство с приемами оживление и подвижный - неподвижный. В качестве героев сказки о мостике учащимися были выбраны Бутылка и Пробка, которые жили по разные стороны реки, дружили и ходили к друг другу в гости через мостик. 1 кадр. Нарисуйте героев нашей сказки. Какими они были по характеру, как жили? 2 кадр. Услышали они указ царя: утром моста на реке не должно быть, дабы не мешать движению прогулки царя на своем новом корабле. Как быть? 3 кадр. Стали думать, что же делать: мост нужен, но и таким, как он есть, его оставить нельзя. 4 кадр. Решили сделать мостик наоборот. Изобразите получившийся мостик. 5 кадр. Лучше сделать мост из разборных частей. Нарисуйте. 6 кадр. Может, лучше объединить его с чем-нибудь? Изобразите самые удачные идеи. 7 кадр. Чтобы царю мост не мешал при прогулке, его нужно сделать подвижным, а чтобы можно было ходить по нему в гости, - неподвижным. 8 кадр. Мы же в сказке. Представим, что мост сам, без ничего, становится то подвижным, то неподвижным. Изобразите волшебный мостик. 9 кадр. Творческое задание. Как сделать придуманный мостик героям всего за одну ночь? 10 кадр. Чем закончилась сказка? 
"ИСПОЛЬЗОВАНИЕ В НОВОМ КАЧЕСТВЕ"
Организация работы по четвертому направлению способствует самостоятельному выполнению учащимися младших классов заданий творческого характера на использование объектов в новом качестве путем заимствования назначений других объектов, единичного переноса объектов в другие области применения, фантастического применения объектов, приносящих пользу в реальном мире. Опираясь на имеющийся опыт, возможности различных анализаторов, ученики выполняют следующие задания:  "Попробуйте увидеть необычное в обычном … арбузе";
 "Найди обычное в необычном" (загадки-метафоры);  "Найди применение лишним цветочным горшочкам Мальвины";  "Найди новое применение старой резиновой игрушке";  "Определи назначение предмета и найди ему замену";  "Робот сломался";  "Изобрази приятную мелодию";  "Как родителям не потерять в толпе людей ребенка 4-х лет";  задачи о правилах хорошей памяти и др. При выполнении этих заданий ученикам предоставляется возможность самостоятельного выбора методов из ранее использованных. Поэтому при выборе формы работы предпочтение отдается сочетанию индивидуального выполнения задания с коллективным обсуждением полученных продуктов. Для обеспечения перехода ко II уровню cложности организуется работа по расширению используемых учащимися методов при выполнении творческих заданий и комплексному использованию ранее применяемых методов. Основная задача этого уровня -
развитие системного мышления и

управляемого воображения
. С этой целью учащиеся вовлекаются в творческую деятельность, предполагающую использование более сложных заданий по всем выделенным направлениям. 
"ПОЗНАНИЕ"
Для организации накопления опыта творческой деятельности в рамках первого направления учащимся можно предложить выполнить следующие творческие задания:  "Заполни экраны системы";  "Изобрази систему";  "Угадай систему по заданным свойствам";  "Определи функции систем";  "Проверь силу своего мышления";  "О библиотекаре";
 "С днем рождения" и др., ориентированные на развитие умений выявлять и сопоставлять характеристики объектов, явлений, ситуаций, рассматривать объекты во взаимосвязи, составлять описание объекта, определяя подсистемы, надсистемы, тенденции развития, моделировать системные свойства. При организации работы по данному направлению рекомендуется использование следующих сочетаний форм работы:  коллективного обсуждения предложенного задания с последующим самостоятельным выполнением;  выполнение заданий по выбору в группах с последующим коллективным обсуждением результатов;  самостоятельного выполнения заданий по выбору и оценивания по заданному критерию. Эти задания предназначены для выполнения с помощью системного оператора и моделирования.
Таблица
Преобладающие методы выполнения творческих заданий различных типов
Типы заданий

Методы творчества
III уровень II уровень I уровень Познание Перебор вариантов Метод контрольных вопросов Дихотомия Моделирование Преодоление психологической инерции Системный оператор Законы развития систем Приемы разрешения противоречия в пространстве и во времени Создание Перебор вариантов Метод контрольных вопросов Метод фокальных Моделирование Преодоление психологической инерции Системный Адаптированный алгоритм решения изобретательских задач Типовые приемы
объектов Морфологический анализ Синектика оператор Приемы типового фантазирования Законы развития систем разрешения противоречия Приемы разрешения противоречия в пространстве и во времени Преобразование Перебор вариантов Метод контрольных вопросов Метод фокальных объектов Морфологический анализ Синектика Моделирование Преодоление психологической инерции Системный оператор Ресурсный подход Приемы типового фантазирования Законы развития систем Адаптированный алгоритм решения изобретательских задач Типовые приемы разрешения противоречия Приемы разрешения противоречия в пространстве и во времени Использование в новом качестве Перебор вариантов Метод контрольных вопросов Метод фокальных объектов Морфологический анализ Синектика Моделирование Преодоление психологической инерции Системный оператор Ресурсный подход Приемы типового фантазирования Законы развития систем Адаптированный алгоритм решения изобретательских задач Типовые приемы разрешения противоречия Приемы разрешения противоречия в пространстве и во времени