Напоминание

"Путешествие в профессии прошлого"

Автор: Соловьёва Ольга Васильевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №78"
Населённый пункт: город Череповец, Вологодская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Путешествие в профессии прошлого"







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Конспект НОД по познавательному развитию

с использованием ИКТ-технологии

в подготовительной группе

Тема: «Путешествие в профессии прошлого»

Цель:
Формирование представления детей о профессиях людей прошлого и настоящего.
Задачи:
 Познакомить детей с профессиями прошлого, поддерживать интерес к истории;  Уточнить и расширить знания детей о современных профессиях;  Закрепить знания детей о том, что людям помогают в работе разные вещи – орудия труда.  Развивать слуховое и зрительное восприятие памяти, внимания, наблюдательности.  Развивать интерес детей в процессе совместной деятельности.  Воспитывать любознательность, интерес к занятию, формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания.  Воспитывать интерес, желание узнать больше о людях труда.
Предварительная работа:
Рассматривание иллюстраций на тему «Профессии», «Инструменты, орудия труда», чтение рассказов и заучивание стихотворений по теме «Профессии», отгадывание загадок; оформление папки «Все профессии нужны, все профессии важны»; дидактические игры: «Угадай, какая профессия у человека», «Скажи правильно», «Угадай, кем я буду», «Доскажи словечко».
Оборудование:
картинки и пазлы по теме «Профессии», инструменты и орудия труда профессий прошлого, буквы, конверты с заданиями, магнитная доска, магниты, мультимедийное оборудование, презентация.
Ход НОД:

1.

Организационный момент (приветствие в кругу)
Встанем мы в кружочек дружно (шагают на месте) Поздороваться нам нужно Говорю тебе «Привет!» (повернуться к соседу) Улыбнись скорей в ответ 1
Здравствуй, правая рука! (вытянуть правую руку вперед) Здравствуй, левая рука! (вытянуть левую руку вперед) Здравствуй, друг, здравствуй, друг! (пожать руку соседу справа – слева) Здравствуй, весь наш дружный круг! (вытянуть руки вперед)
2.

Основная часть

Игра «Собери слово».

Воспитатель:
- Ребята, посмотрите на доску. Что вы здесь видите? Кто может составить слово из этих букв?
Воспитатель:
А как вы думаете, что такое
профессия
? (ответы детей)
- Профессия – дело, которым человек занимается каждый день, которое

полезно для других людей. Профессии надо специально обучаться. А еще в

каждой профессии есть свои инструменты и орудия труда.

Воспитатель:
Ребята, рассмотрите предметы на столе. Людям, каких профессий они принадлежат? (ответы детей) - А мы можем узнать? Давайте совершим путешествие в далекое прошлое.
Воспитатель:
- Как мы можем попасть в прошлое необычным способом? (Ответы детей).
Воспитатель:
У нас есть волшебный цветок – цветик-семицветик, он нам и поможет. Давайте встанем, возьмем в руки цветок и вместе произнесём волшебные слова:
Гимнастика для глаз
Лети-лети, лепесток, (Дети следят взглядом за цветиком-семицветиком) Через запад – на восток, (Взгляд влево – вправо) Через север, через юг, (Взгляд вверх - вниз) Возвращайся, сделав круг. (Круговые движения глазами) Лишь коснешься ты земли, (Частое моргание) Быть по-нашему вели! Воспитатель: Хотим побывать в прошлом!
Звучит музыка

Воспитатель:
«На златом крыльце сидели царь, царевич, король, королевич, сапожник, портной… (Музыка выключается)
Воспитатель:
В старину профессий было мало, и все они вместе могли поместиться на одном крыльце. Много лет назад были вот такие профессии:
(Показ презентация и беседа о профессиях прошлого)

Воспитатель:
- Давайте с вами вместе прочитаем название профессии
Дети:
Извозчик.
Воспитатель:
Как вы думаете, чем занимался человек этой профессии? 2
- Лет 250 назад машин не было. А надо было переезжать и перевозить грузы. Поэтому конные экипажи украшали собой города и села. Извозчик – это человек, управляющий наёмным конным экипажем. В начале прошлого века – извозчики были основным видом городского транспорта. Извозчик – это человек, который перевозил на конном экипаже людей. Извозчик управлял лошадьми вожжами, а подгонял кнутом. - Как вы думаете, как эта профессия называется в настоящее время?
Дети:
водитель, таксист.
Воспитатель
: А чем сейчас занимается водитель?
Дети:
Водитель легковой машины перевозит людей, а грузовой — перевозит различные грузы.
Воспитатель:
- Ребята, давайте с вами вместе прочитаем название следующей профессии
Дети:
Цирюльник.
Воспитатель:
Как вы думаете, чем занимался человек этой профессии? - Во все времена люди хотели быть красивыми, поэтому ухаживали за собой. Цирюльник – это человек, который занимался стрижкой, укладкой волос, бритьем, маникюром. А с помощью этого инструмента, он называется помазок, цирюльник наносил пену на бороду. - Как вы думаете, как эта профессия называется в настоящее время?
Дети:
парикмахер.
Воспитатель:
Чем занимается парикмахер сейчас?
Воспитатель:
- Прочитаем название следующей профессии.
Дети:
Лекарь.
Воспитатель:
Чем занимался человек этой профессии? - Лекарь – это целитель, который с помощью лекарственных трав, настоек лечил людей. Травы заготавливали летом и сушили в темном помещении. - Как вы думаете, как эта профессия называется в настоящее время? - Чем занимается врач сейчас?
Воспитатель:
- Давайте вместе прочитаем название профессии.
Дети:
Животник.
Воспитатель:
Как вы думаете, чем занимался человек этой профессии? - Животник– это человек, который занимался лечением животных. - Как вы думаете, как эта профессия называется в настоящее время? (ветеринар). - Чем занимается ветеринар сейчас? 3

Воспитатель:
- А еще в давние времена существовали профессии, которых сейчас уже нет: - Будильщик. Человек этой профессии будил людей на работу с помощью длинных палок, которыми они стучали в окна, либо стреляли из трубочки горохом. - Молочик. Человек из деревни в город приносил в бидончиках молоко и разносил его по домам. - Фонарщик. Люди, которые выходили на улицы и с наступлением сумерек зажигали фонари с помощью горящей свечки, привязанной к длинной палке.
Воспитатель:
Ребята, а сейчас вы можете ответить на вопрос: людям, каких профессий принадлежат эти предметы? (ответы детей)
Воспитатель:
Ребята, вот мы с вами и узнали профессии, которые были на Руси в прошлом. Какие-то профессии сохранились, а какие-то исчезли. Нам пора возвращаться, но чтобы вернуться обратно в детский сад предлагаю вам поиграть.
Физкультминутка «Профессии»
Ну-ка, дайте нам продукты (кладут ладошка на ладошку) Мясо, яйца, сухофрукты (загибают пальчики) И получится тогда Очень вкусная еда. (гладят по животику) Быстро голову помыли (имитируют мытье головы шампунем) Расчесали, посушили (сначала пальцами рук расчесывают голову, потом поглаживают) Взяли ножницы, расческу (показывают пальцами рук ножницы и расческу) Вот и сделали прическу (руки в стороны, как бы красуясь) На педаль нажали смело (имитируют нажим на педаль) Посмотрели вправо, влево (поворачивают голову) И поехали вперед К тем, кто нас, конечно, ждет (держа в руках воображаемый руль)
Игра «Выбери правильную картинку».
Воспитатель: А сейчас тихонечко подходите к столам. Поиграем в игру «Выбери картинку» У вас на столах лежит конверт №1. Откройте его. Что внутри? Правило игры: я читаю предложение, а вы поднимаете и показываете картинку, которая соответствует. (проверяем по слайду, правильно ли показали). 4
- стрижет волосы … - лечит животных … - ловит преступников … - лечит людей … - учит детей … - зажигал фонари… - разносил молоко … - будил людей … - стирает белье …
Игра «Кому что нужно».
- Откройте конверт №2. Что внутри? - Вам необходимо собрать картинку. (Ребята в подгруппах собирает картинку – человека определенной профессии). Затем проверяется по слайдам (ребята называют человека, какой профессии они собрали). Кто собирал эту картинку? Что эта за профессия?
Воспитатель:
Ребята, вы все вырастите, получите какую-нибудь профессию и будете работать. А кто-нибудь из вас уже думал, кем хочет стать в будущем? (Ответы детей)
3.

Заключительная часть

1.

Итог занятия

(Дети встают в круг)
- Ребята, скажите, куда мы сегодня путешествовали? - О каких профессиях прошлого вы узнали? - Как эти профессии называются сейчас? 2.
Рефлексия, самооценка

Воспитатель:
Молодцы, вы все хорошо поработали, каждый из вас смог узнать для себя что-то новое, кто-то вспомнил, то, что уже знал. А сейчас попрошу каждого подойти к столу, где лежат смайлики и прикрепить к нашей магнитной доске тот смайлик, который вам характерен:  Если вам было интересно, то…  Если вы узнали что-то новое, то…  Если вам было скучно, то… Каждый ребенок подходит, выбирает смайлик и объясняет, почему именно этот смайлик выбрал. 5
6