Составительская программа "Капельки"

Автор: Глазунова Марина Борисовна
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: МДОУ ЦРР - детский сад "Росинка"
Населённый пункт: город Качканар, Свердловская область
Наименование материала: учебная программа
Тема: Составительская программа "Капельки"
Дата публикации: 31.01.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Составительская программа

«КАПЕЛЬКИ»

(дополнительное образование по художественно-эстетической

направленности развития детей от 3 до 5 лет)

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В эстетическом воспитании подрастающего поколения важная роль отводится искусству, в частности хореографическо - му. Танцевальное искусство в нашей стране с каждым годом приобретает все большую популярность, становится одним из самых действенных факторов в формировании гармонически развитой, духовно развитой личности. Танцевальное искусство, оно доступно всем. Десятки тысяч детей принимают участие в работе хореографических круж- ков, бальных студий. Благодаря систематическому хореографическому образованию и воспитанию дети приобретают общую эстетическую и танцевальную культуру. Развитие танцевальных и музыкальных способностей помогает более тонкому вос- приятию хореографического искусства. Приобщение к искусству хореографии включает ознакомление детей с классическим балетом, современной музыкой, источниками танцевальной культурой, самобытностью национальных танцев, связанных с жизненным укладом народов, их красочными костюмами, образами народной поэзии, музыкально-ритмическим укладом ме- лодии. Музыкально-ритмические движения являются синтетическим видом деятельности, следовательно, любая программа, основанная на движениях под музыку, будет развивать и музыкальный слух, и двигательные способности, а также те пси- хические процессы, которые лежат в их основе. В комплексе ритмических упражнений швейцарский педагог выделял как основу именно музыку, поскольку в ней имеется идеальный образец организованного движения: музыка регулирует движе- ния и дает четкие представления о соотношении между временем, пространством и движением. Современность и актуальность этой методики в музыкально-ритмических упражнениях универсальное средство разви - тия у детей музыкального слуха, памяти, внимания, выразительности движений, творческого воображения. Основная направленность предлагаемой - психологическое раскрепощение ребенка через освоение своего собственного тела как выразительного ("музыкального") инструмента.

Цель программы:
приобщение детей к движению под музыку, обрести чувство уверенности в своих силах и возмож - ность успеха. Для достижения цели необходимо решить ряд
задач:
1. Развитие музыкальности; 2. Развитие двигательных качеств и умений; 3. Развитие творческих способностей, потребности самовыражения в движении под музыку; 4. Развитие и тренировка психических процессов; 5. Развитие нравственно-коммуникативных качеств личности. Программа рассчитана на четыре года обучения с детьми от 3 до 5 лет. В группе записываются дети по желанию, но не более 12 человек в одну группу. Занятия проводятся в зале, дети имеют облегченную форму одежды: футболку, короткую юбочку или шорты, носочки и чешки. Длительность занятия зависит от возрастной группы детей от 15 до 30 минут, 1 раз в неделю. Занятие состоит из 3 частей: упражнения на разминку мышц и закрепление основных движений, разучивание эле - ментов танца или композиций, музыкальные игры. Результатом работы с детьми является выступления детей на праздниках, конкурсах и концертах.
ПРОСТРАНСТВЕННО-ПРЕДМЕТНАЯ СРЕДА

ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ

РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА
Музыкальный центр Микрофон Видеомагнитофон Видеокамера Видео и аудио записи Телевизор Записи караоке Мультимедио Интерактивная доска Фортепиано Костюмы Детские музыкальные инструменты Портреты композиторов Фотоальбомы с концертных выступлений детей Атрибуты к танцам: платочки, ленточки, цветы, балалайки, маракасы, листочки, погремушки.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВОСПИТАННИКОВ
 Выразительность исполнения движений под музыку;  Умение самостоятельно отображать в движении основные средства музыкальной выразительности;  Освоение большого объема разнообразных композиций и отдельных видов движений;  Умение передавать свой опыт младшим, организовывать игровое общение с другими детьми;  Способность к импровизации с использованием оригинальных и разнообразных движений;  Точность и правильность исполнения движений в танцевальных и гимнастических композиций.
Показатели качества усвоения ребенком программного материала.
1. Музыкальность. - Умение слушать и понимать музыку. - Умение двигаться в соответствии с характером музыки. - Умение определять на слух музыкальные жанры. - Чувство ритма. 2. Двигательные навыки. - Координация движений. - Ориентирование в пространстве. - Точность выполнения танцевальных движений. - Пластичность. 3. Эмоциональная сфера. - Выразительность мимики и пантомимики.
4. Творческие проявления. - Умение импровизировать под музыку. - Умение придумывать танцевальные движения в соответствии с задуманным образом. 5. Коммуникативные навыки. - Умение вести себя в паре. - Умение вести себя в коллективе. 6. Проявление некоторых психических процессов. - Память. - Внимание. - Подвижность нервных процессов.
1 год обучения, 3 – 4 года

Организационные формы обучения детей



за-

ня-

тия

Части занятия

Название

композиции

Цель

Количе-

ство ча-

сов

Срок

1.
Упражнения «Веселые путеше- ственники» М. Старо- кадомский Развивать координацию движений рук и ног в процессе ходьбы, быстроту реакции, умение сочетать движения с музыкой и словом 2 I-II неделя октября Танец, композиции и сюжетные танцы «Чебурашка» В. Ша- инский Развивать выразительность пластики, точности и лов- кости движений, музыкальный слух Музыкальные игры «Ловишки» И. Гайдна Учить согласовывать движения с музыкой (легкий бег и ритмичные хлопки), вызвать радостный, эмоциональ- ный отклик
4. Упражнения «Едем к бабушке в деревню» груз. песня Развивать точность и ловкость движений, формирова- ние навыка пружинящей ходьбы, умение ориентиро- ваться в пространстве 2 III-IV неделя октября Танец, композиции и сюжетные танцы «Плюшевый медве- жонок» В. Кривцов Развивать чувство ритма, выразительность движений, воображение, умение кружиться в шаге Музыкальные игры «Ищи игрушку» рус.нар. мелодия Развивать музыкальный слух, внимание, умение ориен- тироваться в пространстве 7. Упражнения «Ходьба и бег» латв. нар. мелодия «Притопы с топотуш- ками» рус.нар. мело- дия Развивать чувство ритма, внимания, умение реагиро- вать на смену музыки Учить согласовывать движения с музыкой, развивать выразительность движений 2 I-II не- деля ноября Танец, композиции и сюжетные танцы «Чебурашка» В. Ша- инский Развивать мягкость, плавность движений рук, фор- мировать навык пружинить ногами во время маховых движений руками, развивать музыкальный слух, вооб- ражение Музыкальные игры «Колпачок» рус.нар. мелодия Развивать музыкальный слух, танцевальное творчество, умение применять простые танцевальные движения 10. Упражнения «Рыбачок» М. Старо- кадомского Развивать координацию, точность движений, вырази- тельность пластики, укрепление мышц спины, голено- стопных суставов 2 III-IV неделя ноября Танец, композиции и сюжетные танцы «Плюшевый медве- жонок» В. Кривцов Развивать музыкальный слух, быстроту реакции, па- мять, выразительность движений Музыкальные игры «Зайцы и лиса» Ю. Рожавская Развивать музыкальный слух, быстроту реакции 13. Упражнения «Марш» Ф. Шуберта «Кружение парами» латв. нар. полька Развивать координацию движений рук и ног в процессе ходьбы, умение слушать окончание музыки Развивать музыкальный слух, различать 2-хчастную форму пьесы, умение кружиться в шаге 2 I-II не- деля декабря
Танец, композиции и сюжетные танцы «Вальс снежинок» - «Вальс» Ф. Шуберта Развивать координацию движений, чувство ритма, об- разного восприятия музыки Музыкальные игры «Птички и ворона» А. Кравцович Развивать музыкальность, выразительность движений, способность к импровизации, воображение и фантазии 16. Упражнения «Антошка» В. Ша- инский Развивать выразительность движений, творческое во- ображение, чувство ритма, координации движений, па- мяти и внимания 1 III неде- ля декабря Танец, композиции и сюжетные танцы Вальс снежинок» - «Вальс» Ф. Шуберта Развивать музыкальный слух, координацию движений, умение перестраиваться в пространстве (в круг, в рас- сыпную) Музыкальные игры «Дикие гуси» Формировать навыки музыкально-сценического дей- ствия, развивать внимание 19. Упражнения «Лошадки» Развивать чувство ритма, координацию движений, чув- ство равновесия, выразительность пластики, умение перестраиваться в пространстве 2 III-IV неделя января Танец, композиции и сюжетные танцы «Вальс снежинок» - «Вальс» Ф. Шуберта Развивать музыкальность, мягкость и плавность движе- ния рук Музыкальные игры «Зайцы и лиса» Ю. Рожавская Развивать музыкальный слух, быстроту реакций 22. Упражнения «Мячик» М. Минков Развивать чувство ритма, координацию движений, фор- мировать навыки кружения на месте, на носках 2 I-II неделя февраля Танец, композиции и сюжетные танцы «Антошка» В. Ша- инский Развивать точность, ловкость, координацию движений, чувство ритма Музыкальные игры «Кошка и девочка» - песня «Расплата» литов. нар. мелодия Развивать творческое воображение, способности к им- провизации 25. Упражнения «Цыплята» азерб.нар. песня Развивать музыкальность, умение координировать дви- жения с музыкой 2 III-IV неделя февраля Танец, композиции и сюжетные танцы «Кот Леопольд» Б.Са- вельев Развивать выразительность движений, творческое во- ображение, чувство ритма, координацию движений Музыкальные игры «Утята» А. Лобанова Развивать внимание, творческие способности
28. Упражнения «Хороводный шаг»- «Как пошли наши подружки» рус.нар. мелодия Учить ориентироваться в пространстве, выполнять шаг с носка 2 I-II неделя марта Танец, композиции и сюжетные танцы «Разноцветная игра» Б. Савельев Развивать музыкальный слуха, быстроту реакции, па- мять, выразительность движений Музыкальные игры «Подарок» Дать представление о музыкальной фразе, развивать внимание, коммуникативные способности 31. Упражнения «Хлоп-хлоп» - «Поль- ка» И. Штрауса Развивать ориентировку в пространстве, координацию движений 2 III-IV неделя марта Танец, композиции и сюжетные танцы «Красная шапочка» А. Рыбников Развитие координации движений, чувства ритма, уме- ние переносить вес тела с ноги на ногу Музыкальные игры «Карусель» Формирование представлений о темпе, музыкальности 34. Упражнения «Скачут по дорожке» Филиппенко Продолжать учить выполнять подскоки с ноги на ногу, стараясь двигаться легко 2 I-II неделя апреля Танец, композиции и сюжетные танцы «Маленький танец» Ф. Кулац Развитие музыкального ритма, координации движений Музыкальные игры «Козочки и волк» Развитие творческого воображения, музыкального слу- ха, выразительности движений 37. Упражнения «Антошка» В. Ша- инский Развитие выразительности движений, творческого во- ображения, чувства ритма, координации 1 III неде- ля апреля Танец, композиции и сюжетные танцы «Волшебный цветок» Ю. Чичиков Развитие музыкального слуха, творческого воображе- ния, умения согласовывать движения с музыкой Музыкальные игры «Жмурки» Ф. Флотов Развитие музыкального слуха, внимания, быстроты ре- акции 40. Упражнения «Марш» Ф. Надненко «Качание рук» поль- ская нар. музыка Реагировать на смену частей музыки ориентируясь в пространстве. Учить естественно непринужденно плавно выполнять движения руками, отмечая акценты в музыке. 2 IV неделя апреля I неделя
мая Танец, композиции и сюжетные танцы «Веселые путеше- ственники» муз. Ста- рокадомский Развивать музыкальность, способность к импровизации Музыкальные игры «Птички и ворона» А. Кравцович Развивать музыкальность, выразительность движений, способность к импровизации. 43. Упражнения «Веселые путеше- ственники» муз. Ста- рокадомский «Попрыгунчики» муз. Ф. Шуберта Развивать координацию рук и ног, быстроту реакции, умение сочетать музыку с движениями. Учить согласовывать свои действия с действиями парт- нера. Формировать коммуникативные навыки. 1 II неделя мая Танец, композиции и сюжетные танцы «Танец с зонтиками» М.Протасов Учить быстро перестраиваться в пространстве Музыкальные игры «Утята» Т. Лобачева «Мелодичные игры» Развивать ритмическое чувство, внимание, творческие способности. 46. Концертная деятельность Представление результатов образованности воспитан- ников 3
ИТОГО
32
2-ой год обучения, 4 –5 лет

Организационные формы обучения детей



за-

ня-

тия

Части занятия

Название

композиции

Цель

Количе-

ство ча-

сов

Срок

1.
Упражнения «Рыбачок» М. Старо- кадомского Развивать координацию, точность движений, вырази- тельность пластики, укрепление мышц спины, голено- стопных суставов 2 I-II неделя октября
Танец, композиции и сюжетные танцы «Разноцветная игра» Б. Савельев Развивать музыкальный слух, быстроту реакции, па- мять, выразительность движений Музыкальные игры «Зайцы и лиса» Ю. Рожавская Развивать музыкальный слух, быстроту реакции 4. Упражнения «Марш» Е. Тиличева «Пружинки» - «Ах, вы, сени, мои сени» рус.нар. мелодия Учить реагировать на окончание музыки, обратить внимание на осанку. Учить различать динамические изменения в музыке и реагировать на них 2 III-IV неделя октября Танец, композиции и сюжетные танцы «Чебурашка» В. Ша- инский Развивать мягкость и плавность движений рук, музы- кальность и выразительность движений Музыкальные игры «Птички и ворона» А. Кравцович Развивать музыкальность, выразительность движений, способность к импровизации, воображения и фантазии 7. Упражнения «Веселые путеше- ственники» М. Старо- кадомский Развивать координацию движений рук и ног в процессе ходьбы, быстроту реакции, умение сочетать движения с музыкой и словом 2 I-II неделя ноября Танец, композиции и сюжетные танцы «Разноцветная игра» Б. Савельев Развивать музыкальный слух, быстроту реакции, па- мять, выразительность движений Музыкальные игры «Ловишки» И. Гайдна Учить согласовывать движения с музыкой (легкий бег и ритмичные хлопки), вызвать радостный, эмоцио- нальный отклик 10. Упражнения «Марш» Ф. Шуберта «Кружение парами» латв. нар. полька Развивать координацию движений рук и ног в процессе ходьбы, умение слушать окончание музыки Развивать музыкальный слух, различать 2-хчастную форму пьесы, умение кружиться в шаге 2 III-IV неделя ноября Танец, композиции и сюжетные танцы «Чебурашка» В. Ша- инский Развивать координацию движений, чувство ритма, об- разного восприятия музыки Музыкальные игры «Птички и ворона» А. Кравцович Развивать музыкальность, выразительность движений, способность к импровизации, воображение и фантазии
13. Упражнения «Ходьба и бег» латв. нар. мелодия «Притопы с топотуш- ками» рус.нар. мело- дия Развивать чувство ритма, внимания, умение реагиро- вать на смену музыки Учить согласовывать движения с музыкой, развивать выразительность движений 2 I-II неделя декабря Танец, композиции и сюжетные танцы «Белочка» В. Ша- инский Развивать мягкость, плавность движений рук, фор- мировать навык пружинить ногами во время маховых движений руками, развивать музыкальный слух, вооб- ражение Музыкальные игры «Колпачок» рус.нар. мелодия Развивать музыкальный слух, танцевальное творче- ство, умение применять простые танцевальные движе- ния 16. Упражнения «Лошадки» Развивать чувство ритма, координацию движений, чув- ство равновесия, выразительность пластики, умение перестраиваться в пространстве 1 III неделя декабря Танец, композиции и сюжетные танцы «Вальс снежинок» - «Вальс» Ф. Шуберта Развивать музыкальность, мягкость и плавность дви- жения рук Музыкальные игры «Зайцы и лиса» Ю. Рожавская Развивать музыкальный слух, быстроту реакций 19. Упражнения «Мячик» М. Минков Развивать чувство ритма, координацию движений, фор- мировать навыки кружения на месте, на носках 2 III-IV неделя января Танец, композиции и сюжетные танцы «Чунга-чанга» В. Ша- инский Развивать точность, ловкость, координацию движений, чувство ритма Музыкальные игры «Кошка и девочка» - песня «Расплата» литов. нар. мелодия Развивать творческое воображение, способности к им- провизации 22. Упражнения «Антошка» В. Ша- инский Развивать выразительность движений, творческое во- ображение, чувство ритма, координации движений, па- мяти и внимания 2 I-II неделя февраля Танец, композиции и сюжетные танцы «Красная шапочка» А. Рыбников Развивать музыкальный слух, координацию движений, умение перестраиваться в пространстве (в круг, в рас- сыпную)
Музыкальные игры «Дикие гуси» Т.Лоба- нова Формировать навыки музыкально-сценического дей- ствия, развивать внимание 25. Упражнения «Хороводный шаг»- «Как пошли наши подружки» рус.нар. мелодия Учить ориентироваться в пространстве, выполнять шаг с носка 2 III-IV неделя февраля Танец, композиции и сюжетные танцы «Разноцветная игра» Б. Савельев Развивать музыкальный слуха, быстроту реакции, па- мять, выразительность движений Музыкальные игры «Подарок» Дать представление о музыкальной фразе, развивать внимание, коммуникативные способности 28. Упражнения «Хлоп-хлоп» - «Поль- ка» И. Штрауса Развивать ориентировку в пространстве, координацию движений 2 I-II неделя марта Танец, композиции и сюжетные танцы «Красная шапочка» А. Рыбников Развитие координации движений, чувства ритма, уме- ние переносить вес тела с ноги на ногу Музыкальные игры «Карусель» р.н.м. Формирование представлений о темпе, музыкальности 31. Упражнения «Скачут по дорожке» Филиппенко Продолжать учить выполнять подскоки с ноги на ногу, стараясь двигаться легко 2 III-IV неделя марта Танец, композиции и сюжетные танцы «Маленький танец» Ф. Кулац Развитие музыкального ритма, координации движений Музыкальные игры «Козочки и волк» Развитие творческого воображения, музыкального слу- ха, выразительности движений 34. Упражнения «Цыплята» азерб.нар. песня Развивать музыкальность, умение координировать дви- жения с музыкой 2 I-II не- деля апреля Танец, композиции и сюжетные танцы «Кот Леопольд» Б.Са- вельев Развивать выразительность движений, творческое во- ображение, чувство ритма, координацию движений Музыкальные игры «Утята» Т.Лобанова Развивать внимание, творческие способности 37. Упражнения «Марш» Ф. Надненко «Качание рук» поль- ская нар. музыка Реагировать на смену частей музыки ориентируясь в пространстве. Учить естественно непринужденно плавно выполнять движения руками, отмечая акценты в музыке. 2 III-IV неделя апреля
Танец, композиции и сюжетные танцы «Волшебный цветок» Ю. Чичиков Развивать музыкальность, способность к импровиза- ции Музыкальные игры «Птички и ворона» А. Кравцович Развивать музыкальность, выразительность движений, способность к импровизации. 40. Упражнения «Антошка» В. Ша- инский Развитие выразительности движений, творческого во- ображения, чувства ритма, координации 2 I-II не- деля мая Танец, композиции и сюжетные танцы «Волшебный цветок» Ю. Чичиков Развитие музыкального слуха, творческого воображе- ния, умения согласовывать движения с музыкой Музыкальные игры «Жмурки» Ф. Флотов Развитие музыкального слуха, внимания, быстроты ре- акции 43. Концертная дея- тельность «Чебурашка» В. Ша- инский «Разноцветная игра» Б. Савельев «Красная шапочка» А. Рыбников Представление результатов образованности воспитан- ников 3
ИТОГО
32
ПРОГРАММНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
1. Буренина А.И. «Ритмическая мозаика», СПб, 2000г. 2. Лобанова Т.В. «Мелодизированные пальчиковые игры» 3. Каплунова И.М., Новоскольцева И.А. «Праздник каждый день» 4. Н.Зарецкая, З.Роот « Танцы в детском саду». Москва, изд. Айрис ПРЕСС 2003г. 5. И.Каплунова, И.Новоскольцева « Потанцуй со мной, дружок». Санкт-Петербург 2010г

Диагностические критерии.

Младший возраст.

Критерии

Высокий уровень

Средний уровень

Уровень ниже среднего

Музыкальность

1.
Слушает внимательно до конца муз. отрывок. Умеет высказаться о характере и темпе данного отрывка.
2.
Двигается в соответствии с характером музыки.
3.
Узнает на слух знакомые танцевальные мелодии
4.
Чувствует метрическую
1.
Слушает муз. отрывок, отвлекаясь. Высказывается о характере и темпе данного отрывка с помощью наводя- щих вопросов.
2.
Не всегда двигается в со- ответствие с характером му- зыки.
3.
Узнает на слух знакомые
1.
Не может дослушать муз. отрывок до конца, все время отвлекается. С трудом вы- сказывается о характере и темпе данного отрывка.
2.
Двигается под музыку не в характере.
3.
Не узнает на слух знако- мые танцевальные мелодии.
пульсацию и двигается в со- ответствие с ней. танцевальные мелодии с подсказкой.
4.
Не всегда чувствует мет- рическую пульсацию и дви- гается в соответствие с ней.
4.
Не чувствует метриче- скую пульсацию, двигается не ритмично.
Двигательные навыки

1.
Легко координирует дви- жения рук и ног в танце- вальных упражнениях.
2.
Ориентируется в про- странстве, знает « право- лево», «ближе-дальше» по отношению к предметам, не путает « вперед-назад.»
3.
Точно выполняет предло- женные танцевальные дви- жения.
4.
Пластично двигается в медленном темпе.
1.
Координация рук и ног в танцевальных упражнениях затруднена.
2.
Не всегда ориентируется в пространстве. Путает « право-лево», « ближе- дальше», « вперед-назад».
3.
Выполняет предложен- ные танцевальные движе- ния с ошибками.
4.
Испытывает трудность при выполнении плавных движений в медленном тем- пе.
1.
не координирует движе- ния рук и ног в танцеваль- ных упражнениях.
2.
Не ориентируется в про- странстве. Не знает « право- лево», « ближе-дальше», « вперед-назад».
3.
Коряво и не точно выпол- няет предложенные танце- вальные движения.
4.
Двигается не пластично.
Эмоциональная сфера

1.
Выразительно и эмоцио- нально исполняет образные движения.
1.
Немного скован, не все- гда проявляет эмоции при исполнении образных дви- жений.
1.
Не эмоционально и вяло исполняет образные движе- ния.
Творческие проявления

1.
Легко и с удовольствием импровизирует под музыку предложенные игровые си- туации и образы животных.
2.
Активно помогает приду- мывать танцевальные дви- жения в соответствии с за- думанным образом.
1.
Импровизирует предло- женные игровые ситуации и образы животных по образ- цу.
2.
Не проявляет инициативу в придумывании танцеваль- ных движении.
1.
Отказывается или не мо- жет импровизировать предложенные игровые си- туации и образы животных.
2.
Не помогает придумывать танцевальные движения.

Коммуникативные навыки

1.
Умеет правильно пригла- сить ( проводить), привет- ствовать партнера, встать красиво в пару и сохранять это положение на протяже- ние всей композиции (тан- ца).
2.
Уважительно относится к товарищам, не толкается, соблюдает очередность и дистанцию. Сохраняет спо- койствие, когда внимание педагога направлено на дру- гого ребенка.
1.
Не всегда правильно приглашает (провожает), приветствует партнера. В паре не может сохранять положение до конца компо- зиции (танца).
2.
Не всегда проявляет чув- ство такта по отношению к товарищам, торопиться, не соблюдает очередность. Не может долго сохранять спо- койствие при отсутствии к себе внимания.
1.
Не умеет правильно при- гласить (проводить) партне- ра, забывает приветствовать его. Не держит позицию « партнер-партнерша» в композиции (танце).
2.
Неуважительно относит- ся к товарищам, толкается, не соблюдает очередность. Требует повышенного вни- мания к себе.
Проявление некоторых

психических процессов

1.
Без труда запоминает тан- цевальные движения, не- сложные комбинации дви- жений, рисунок танца.
2.
Внимателен на занятиях, не отвлекается во время ис- полнения танцевальных элементов и танцев.
3.
Понимает объяснения, условия игры сразу, доста- точно точно может вос- произвести движения од- новременно с показом педа- гога.
1.
Запоминает танцевальные движения, несложные ком- бинации движений, рисунок танца после многочислен- ных повторений.
2.
Отвлекается на занятиях, не всегда внимателен во время исполнения танце- вальных элементов, танцев.
3.
Понимает объяснения, условия игры не сразу, вос- производит движения од- новременно с показом педа- гога не точно, с трудом.
1.
Не может запомнить тан- цевальные движения, не- сложные комбинации дви- жений, рисунок танца.
2.
Невнимателен на заняти- ях, все время отвлекается во время исполнения танце- вальных элементов, танцев.
3.
С трудом понимает объ- яснения, условия игры, не может воспроизвести дви- жения одновременно с по- казом педагога.

Диагностическая таблица. Старший и младший возраст.
Критерии Ф.И.
Музыкаль-

ность

Двигательные

навыки

Эмоцио-

нальная

сфера

Творческие

проявления

Коммуника-

тивные на-

выки

Проявление

Некоторых

Психических

процессов

1

2

3

4

1

2

3

4

1

1

2

1

2

1

2

3
1. 2. 3. 4. 5.
6. 7. 8. 9. 10.
3-й год обучения, 5-6 лет

Организованные формы воспитания и обучения детей



за-

ня-

тия

Части занятия

Название

композиции

Цель

Количе-

ство ча-

сов

Срок
Упражнения «Мячик» М. Минкова «Хороводный шаг» «Белолица-круглоли- ца» рус. нар. музыка Упражнять в кружении на месте. Формировать правильную осанку, осваивать хоровод- ный шаг. 2 III-IV неделя сентября Танец, композиции и сюжетные танцы Полька «Попрыгун- чики» Б. Сметана Развитие ритмического чувства, согласовывать движе- ния с музыкой
Музыкальные игры «Найди себе пару» Развивать чувство ритма, ориентировки в про- странстве, коммуникативных навыков, способности к импровизации Упражнения «Марш» В. Золотаре- ва «Танцуйте сидя» Б. Савельева Учить маршировать энергично, четко координировать работу рук и ног Развивать координацию движений, способность к им- провизации 2 I-II неделя октября Танец, композиции и сюжетные танцы «Волшебный цветок» Ю. Чичиков Развитие музыкального слуха, творческого воображе- ния, умения согласовывать движения с музыкой Музыкальные игры «Шел козел по лесу» рус. нар. музыку Развивать музыкальность, чувство ритма координацию движений Упражнения «Песенка о лете» Е. Крылатов Развивать способность к импровизации, осваивать шаг «с каблучка», бег «с захлестом» 2 III-IV неделя октября Танец, композиции и сюжетные танцы «Кошачий танец» рок-н-ролл Развивать координацию, выразительность движений, способность к импровизации Музыкальные игры «Плетень» Д. Коба- левский Учить выразительно передавать образы персонажей Упражнения «Облака» упражнение с лентами В. Шаинский Развивать чувство ритма, координацию движений, способность к импровизации 2 I-II неделя ноября Танец, композиции и сюжетные танцы «Танец кукол и Миш- ки» Д. Кобалевский Закреплять шаг «с каблучка» Музыкальные игры «Шел козел по лесу» рус. нар. музыку Развивать чувство ритма, создание веселой, шуточной атмосферы Упражнения «Светит месяц» рус. нар. музыка Знакомство с формой «вариации», освоение элементов русской пляски 2 III-IV неделя ноября Танец, композиции и сюжетные танцы «Танец в кругу» финс. нар. мелодия Развивать чувство ритма, координацию движений, способность к импровизации Музыкальные игры «Снежинки и сугроб» Развивать музыкальное внимание и слух, умение ори- ентироваться в пространстве
Упражнения «Озорники» М. Заце- пин Упражнять в умении выполнять прямой галоп 2 I-II не- деля декабря Танец, композиции и сюжетные танцы «Ну и до свидания» полька И. Штрауса Развивать чувство ритма, координацию движений, вни- мание, память Музыкальные игры «Петрушка» Развивать способность к импровизации, память, вни- мание Упражнения «Марш» М. Свиридо- ва «Веселые ножки» латв. нар. мелодия Развивать ритмический слух, координацию движений Развивать координацию движений, закреплять умение выбрасывать ноги вперед 1 III неде- ля декабря Танец, композиции и сюжетные танцы «Танец снежинок и вьюги» Развивать пластичность, легкость движений, внимание Музыкальные игры «Чей кружок быстрее соберется» «Как под яблонькой» Учить детей согласовывать движения с музыкой, реа- гировать на сигнал Ориентироваться в пространстве, развивать внимание Упражнения «Воздушная кукуру- за» Т. Спенсера Развивать координацию, точность и ловкость движе- ний, гибкость и пластичность 2 III-IV неделя января Танец, композиции и сюжетные танцы «Русская плясовая» рус. нар. мелодия «Светит месяц» Продолжать учить детей водить хоровод, идти друг за другом по кругу, не сужая его, сходиться к центру и расширять круг, ходить топающим шагом Музыкальные игры «Козочки и волк» Развивать творческое воображение, музыкальный слух, выразительность движений Упражнения «Рыбачок» М. Старо- кадомский Развивать координацию, гибкость и пластичность 2 I-II не- деля февраля Танец, композиции и сюжетные танцы «Волшебный цветок» Ю. Чичиков Развивать музыкальный слух, творческое воображение, пластичность движений Музыкальные игры «Лягушата» Развивать музыкальный слух, воображение, внимание Упражнения «Едем к бабушке в деревню» груз. песня Упражнять в выполнении пружинящего шага 2 III-IV неделя
февраля Танец, композиции и сюжетные танцы «Танец кукол и сол- датиков» Д. Шостако- вича Развивать выразительность движений, творческое во- ображение, способность к импровизации Музыкальные игры «Поезд» Развивать координацию, ориентировку в пространстве, внимание Упражнения «Упражнение с обру- чами» француз. песня «Побегаем» К. Вебер Упражнять в умении ориентироваться в пространстве Развивать воображение, реагировать на смену частей музыки, бегать легко, в соответствии с подвижным ха- рактером музыки 2 I-II не- деля марта Танец, композиции и сюжетные танцы «Кошки-мышки» Гр. Гладков Воспитывать теплое и доверительное отношение друг к другу Музыкальные игры «Подарок» Развитие коммуникативных способностей, внимания, музыкальности
Упражнения «Танцкласс» Ф. Лоу Развивать чувство ритма, координацию, красивую осанку, гибкость и пластичность 2 III-IV неделя марта Танец, композиции и сюжетные танцы «Птичка польку тан- цевала» Развивать чувство ритма, координацию движений, вы- разительность пластики, упражнять в подскоках Музыкальные игры «Игра с мячом» бер- линская полька Развивать чувство ритма, ловкости, точности, внима- ния, памяти Упражнения «Вместе весело ша- гать» В. Шаинского Упражнять в ритмичной ходьбе и подскоках 2 I-II неделя апреля Танец, композиции и сюжетные танцы «Петербургская кад- риль» П. Болобанов Развивать чувство ритма, ловкости, точности движе- ний, внимания, памяти Музыкальные игры «Стрекоза» Развитие воображения, фантазии, способности к им- провизации Упражнения «Птичий двор» Песня «Ко-ко-ко» Развивать чувство ритма, координацию движений, способность к импровизации 2 III-IV неделя апреля Танец, композиции и сюжетные танцы «Американская поль- ка» Развивать чувство ритма, ловкости, способность к им- провизации Музыкальные игры «Конь и наездник» Развивать коммуникативные способности, внимание, воображение Упражнения «Песенка о лете» Е. Крылатов Упражнять в шаге «с каблучка», беге «с захлестом» 2 I-II неделя мая Танец, композиции и сюжетные танцы «Дети и природа» Ю. Юдахина Развивать музыкальность, творческое воображение, выразительность пластики, способность к импровиза- ции Музыкальные игры «Ищи» Развивать коммуникативные способности, обогащать двигательный опыт, развивать внимание Концертная деятельность Представление результатов образованности воспитан- ников 3
ИТОГО

32


4-ый год обучения, 6 - 7 лет

Организованные формы воспитания и обучения детей



за-

ня-

тия

Части занятия

Название

композиции

Цель

Количе-

ство ча-

сов

Срок

1.
Упражнения «Песенка о лете» муз. Е. Крылатова Развивать способность к импровизации, осваивать шаг «с каблучка», бег «с захлестом» 2 III-IV неделя сентября Танец, композиции и сюжетные танцы «Упражнение с осен- ними листьями» муз. М. Леграна Развивать музыкальность, способность к импровиза- ции Музыкальные игры «Птички и ворона» муз. Л. Кравцова Развивать музыкальность, выразительность движений, способность к импровизации 4. Упражнения «Веселые путеше- ственники» муз. М. Старокадомского Развивать координацию рук и ног, быстроту реакции, умение сочетать музыку с движениями 2 I-II не- деля октября Танец, композиции и сюжетные танцы «Танец с зонтиками» муз. Н. Петрова Учить быстро перестраиваться в пространстве Музыкальные игры «Утята» Развитие ритмического чувства, внимание, творческих способностей 7. Упражнения «Мячик» муз. М. Минкова Упражнять в кружении на месте на носках 2 III-IV неделя октября Танец, композиции и сюжетные танцы «Красная шапочка» муз. А. Рыбина Развивать умение переносить вес тела с ноги на ногу Музыкальные игры «Найди себе пару» Развитие чувства ритма, ориентировки в пространстве, коммуникативных навыков, способности к импровиза- ции
10. Упражнения «Танцуйте сидя» муз. Б. Савельева Развивать координацию движений, способность к им- провизации 2 I-II не- деля ноября Танец, композиции и сюжетные танцы «Кремена» муз. А. Арскос Учить быстро перестраиваться в пространстве Музыкальные игры «Пляска игра с кроко- дилом Геной» муз. В. Шаинского Развивать музыкальность, чувство ритма, координацию движений 13. Упражнения «Турецкий марш» муз. В. Моцарт Развивать быстроту реакции, чувство ритма 2 III-IV неделя ноября Танец, композиции и сюжетные танцы «Три поросенка» муз. Н. Ефремова Развивать координацию, выразительность движений, способность к импровизации Музыкальные игры «Смотри» Развивать коммуникативные способности, обогащать двигательный опыт, развивать внимание 16. Упражнения «Птичий двор» песня «Ко-ко-ко» Развивать чувство ритма, координацию движений, способность к импровизации 2 I-II не- деля декабря Танец, композиции и сюжетные танцы «Танец кукол и Миш- ки» муз. Д. Кобалев- ского Закреплять шаг «с каблучка» Музыкальные игры «Игра с мячом» бер- линская полька Развивать чувство ритма, ловкости и точности выпол- нения движений, внимание и память 19. Упражнения «Светит месяц» рус. нар. мелодия Знакомство с формой «вариации», освоение элементов русской пляски 1 III неде- ля декабря Танец, композиции и сюжетные танцы «Танец снежинок и вьюги» Развивать пластичность, мягкость движений, внимание Музыкальные игры «Снежинки и сугроб» Развивать музыкальный слух, внимание, умение ориен- тироваться в пространстве
Упражнения «Озорники» муз. М. Зацепина Упражнять в умении выполнять прямой галоп 1 III неде- ля января Танец, композиции и сюжетные танцы «Парный танец» финская полька Развивать чувство ритма, координацию движений, вни- мание, память Музыкальные игры «Петрушка» Развивать способность к импровизации, память, вни- мание Упражнения «Марш» муз. М. Сви- ридова Развивать ритмический слух 1 IV неде- ля января Танец, композиции и сюжетные танцы «Кукляндия» муз. П. Овсянникова Развивать выразительность движений, творческое во- ображение, способность к импровизации Музыкальные игры «Поезд» Развитие координации, ориентировки в пространстве, внимание Упражнения «Воздушная кукуру- за» муз. Т. Спенсера Развивать координацию, точность и ловкость движе- ний, гибкость и пластичность 2 I-II не- деля февраля Танец, композиции и сюжетные танцы «Полонез» муз. О. Козловского Знакомство с жанром старинного бального танца, освоить шаг полонеза Музыкальные игры «Козочки и волк» Развивать творческое воображение, музыкальный слух, выразительность движений Упражнения «Рыбачок» муз. М. Старокадомского Развивать координацию, гибкость и пластичность 2 III-IV неделя февраля Танец, композиции и сюжетные танцы Полонез» муз. О. Коз- ловского Знакомство с жанром старинного бального танца, освоить шаг полонеза Музыкальные игры «Лягушата» Развитие музыкального слуха, воображения, внимания
Упражнения «Едем к бабушке в деревню» груз. песня Упражнять в выполнении пружинящего шага 1 I-II не- деля марта Танец, композиции и сюжетные танцы «Кавалеристы» и пес- ня «Эскадрон» Развивать координацию, точность и ловкость движе- ний, гибкость и пластичность Музыкальные игры «Тень-тень» рус. нар. мелодия Развитие музыкальности, выразительности движений, способности к импровизации Упражнения «Упражнение с обру- чами» франц. песня Упражнять в умении ориентироваться пространстве 2 III -IV неделя марта Танец, композиции и сюжетные танцы «Птичка польку тан- цевала» Развивать чувство ритма, координацию движений, вы- разительность пластики, быстроту реакции Музыкальные игры «Конь и наездник» Развитие коммуникативных способностей, внимания, воображения Упражнения «Аэробика» Развивать быстроту реакции, внимание, способность к импровизации 2 I-II не- деля апреля Танец, композиции и сюжетные танцы «Лирический танец» Развивать музыкальность, пластичность движений, об- разное мышление, память Музыкальные игры «Игра с мячом» бер- линская полька Развивать чувство ритма, ловкости, точности, внима- ния, памяти Упражнения «Калинка» рус. нар. песня Развивать умение замедлять или ускорять движение в соответствии с темпом музыки 2 III-IV неделя апреля Танец, композиции и сюжетные танцы «Красный сарафан» муз. А. Варламова Осваивать элементы русской пляски Музыкальные игры «Подарок» Развитие коммуникативных способностей, внимания, музыкальности
Упражнения «Танцкласс» муз. Ф. Лоу Развивать чувство ритма, координацию, красивую осанку, гибкость и пластичность 1 I неделя мая Танец, композиции и сюжетные танцы «Полька» финская полька Развивать чувство ритма, ловкости, точности движе- ний, внимание, память и быстроту реакции Музыкальные игры «Стрекоза» Развитие воображения, фантазии, способности к им- провизации Упражнения «Вместе весело ша- гать» Упражнять в ритмичных: ходьбе и подскоков 1 II неделя мая Танец, композиции и сюжетные танцы «Кошки-мышки» муз. Гр. Гладкова Воспитывать теплое и доверительное отношение друг к другу Музыкальные игры «Найди себе пару» Развитие чувства ритма, ориентировки в пространстве Концертная деятельность Представление результатов образованности воспитан- ников 4
ИТОГО

32


Диагностические критерии. Старший возраст.

Критерии

Высокий уровень

Средний уровень

Уровень ниже среднего

Музыкальность

1.
Внимательно слушает музыку до конца, способен высказаться о характере, со- держании произведения самостоятельно.
2.
Двигается в соответствии с характером музыки, само- стоятельно меняет движе- ния в соответствии с музы- кальными фразами, темпом, ритмом.
3.
Самостоятельно опреде- ляет на слух танцевальные жанры, изучаемые на заня- тиях.
4.
Ритмично выполняет дви- жения под музыку.
1.
Слушает музыку до кон- ца, отвлекаясь. Высказыва- ется о содержании и харак- тере произведения с помо- щью наводящих вопросов.
2.
Двигается приблизитель- но в характере музыки, с помощью подсказки педаго- га меняет движения в соот- ветствии с музыкальными фразами, темпом, ритмом.
3.
Определяет на слух тан- цевальные жанры, изучае- мые на занятиях с помощью подсказки педагога.
4.
Не всегда ритмично вы- полняет движения под му- зыку.
1.
Не может дослушать му- зыку до конца, отвлекается. Не может высказаться о ха- рактере и содержании произведения.
2.
Не может передать в дви- жении характер музыки, не слышит музыкальные фра- зы, движения меняет хао- тично.
3.
Не может определить на слух танцевальные жанры, изучаемые на занятиях.
4.
Движения выполняет под музыку не ритмично.
Двигательные навыки

1
.Уверенно знает части тела. Правильно сочетает движения рук и ног в танце- вальных композициях.
2.
Свободно и самостоя- тельно выполняет пере- строения, предложенные педагогом, а так же исполь- зованные в танце.
3.
Точно и ловко выполняет
1.
Неуверенно знает части тела. Плохо координирует руки и ноги в танцевальных композициях.
2.
Выполняет перестроения с помощью подсказки педа- гога или детей.
3.
Танцевальные движения
1.
Плохо знает части тела. Путает сочетание рук и ног в танцевальных движениях.
2.
Путается в перестроени- ях, плохо ориентируется в пространстве.
3.
Танцевальные движения
танцевальные движения.
4.
Мягко, плавно и музы- кально Выполняет движения рука- ми в соответствующем контексте. выполняет приблизительно.
4.
Испытывает трудности с выполнением мягких и плавных движений руками в соответствующем контек- сте. выполняет с трудом.
4.
Коряво выполняет дви- жения руками в медленных и плавных композициях.
Эмоциональная сфера

1.
Умеет выражать свои чувства в движении, выра- зительно и эмоционально двигаться в танце.
1.
Немного скован эмоцио- нально, не всегда вырази- тельно исполняет компози- цию.
1.
Скован и зажат, движения выполняет не эмоциональ- но, стесняется зрителей.
Творческие проявления

1.
С удовольствием импро- визирует движения под му- зыку, придумывает ориги- нальные композиции.
2.
С легкостью придумыва- ет танцевальные движения, раскрывающие образ героя или настроения музыки.
1.
Импровизирует движения под музыку по просьбе пе- дагога и с его помощью. Помогает в составлении танцевальных композиций.
2.
Придумывает танцеваль- ные движения по образцу.
1
. Не может импровизиро- вать танцевальные движе- ния и придумать компози- цию движений.
2.
Не может придумать тан- цевальные движения.
Коммуникативные навыки

1
. Знает все основные поло- жения « партнер-партнер- ша».
2.
Всегда уважительно от- носится к товарищам, соблюдает очередность, ди- станцию, проявляет терпе- ние к отстающим детям.
1.
Неуверенно знает основ- ные положения « партнер- партнерша».
2.
Не всегда уважительно относиться к товарищам, соблюдает очередность и проявляет терпение к отста- ющим детям.
1.
Плохо знает основные по- ложения « партнер-партнер- ша».
2.
Неуважительно относит- ся к товарищам, не соблю- дает очередность, не может проявить терпение к товари- щам.
Проявление некоторых

Психических процессов

1
. Запоминает всю последо- вательность танцевальных движений и рисунок танца.
1.
Частично запоминает по- следовательность танце- вальных движений и рису- нок танца.
1.
Не может запомнить по- следовательность танце- вальных движений и рису- нок танца.

2.
Не отвлекается от музыки и процесса движения, пра- вильно выполняет всю композицию самостоятель- но от начала до конца.
3.
Умеет самостоятельно подчинять движения темпу, ритму, динамике и форме.
2.
Может отвлекаться во время слушания и движе- ния. Композицию исполня- ет с подсказкой педагога.
3.
Не всегда получается подчинить движения темпу, ритму, динамике и форме самостоятельно.
2.
Все время отвлекается от музыки и процесса движе- ния, композицию исполняет с ошибками.
3.
Не может подчинять дви- жения темпу, ритму, дина- мике и форме.