"Преемственность дошкольного и начального образования: проблемы и пути их решения"
Автор: Карпова Наталия Геннадьевна Должность: воспитатель детского сада
Учебное заведение: МБДОУ детский сад № 127
Населённый пункт: город Череповец Вологодская область
Наименование материала: статья
Тема: "Преемственность дошкольного и начального образования: проблемы и пути их решения"
ОБРАЗОВАНИЯ: ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ РЕШЕНИЯ.
Карпова Наталия Геннадьевна,
воспитатель МБДОУ «Детский сад № 127» г. Череповец
«Школьное обучение никогда не начинается с
пустого места, а всегда опирается на
определенную стадию развития, проделанную
ребенком».
Л.С. Выготский
Преемственность дошкольного и начального образования - одна из
сложнейших и все еще не решенных проблем общего образования. Много лет
она обсуждается среди ученых, специалистов органов управления
образования, педагогов, родителей. Ключевыми являются противоречия
между ведущими линиями воспитания и обучения детей дошкольного и
младшего школьного возраста.
Актуальность проблемы преемственности дошкольного и начального
образования обусловлена следующим:
1.
Сменой образовательной парадигмы: от знаниевой к системно-
деятельностной. Вместо передачи суммы знаний- развитие личности
ребенка на основе освоения способов деятельности.
2.
Изменением стратегии и тактики формирования психологической
готовности детей к школьному обучению: на первый план выходит
семья- детский сад –школа.
Исходя из положений новых стандартов, в дошкольном и начальном
образовании появились дополнительные основания для обеспечения
преемственности:
1.
Итогом освоения образовательной программы дошкольного
образования являются целевые ориентиры.
2.
Отличительной особенностью ФГОС НОО является его
деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности
обучающегося.
3.
Формулировки ФГОС ДО и ФГОС НОО указывают реальные виды
деятельности, которыми дети должен овладеть к концу дошкольного
обучения и начального обучения.
4.
Оба стандарта обеспечивают способность личности к саморазвитию и
самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения
нового социального опыта на основе деятельностного подхода.
Однако анализ педагогического опыта позволяет говорить о том, что
ключевые моменты преемственности остаются декларативными и требуют
перехода из концептуальных положений в практическую плоскость.
С учетом сложившейся ситуации в нашем учреждении была спланирована
и реализована работа по подготовке детей к переходу в начальную школу.
Основной целью такой подготовки стало обеспечение полноценного
личностного развития, психического и физического благополучия ребенка в
переходный период от дошкольного воспитания к школьному обучению,
направленного на перспективное формирование личности ребёнка с опорой
на его предыдущий опыт и накопленные знания.
Работа осуществлялась по трем направлениям, в соответствии с
поставленными задачами.
1.Работа с родителями будущих первоклассников. Основной задачей было
повышение педагогической культуры родителей, формирование здорового
жизненного стиля и высокоэффективных поведенческих стратегий у
родителей и детей.
2. Деловое сотрудничество воспитателей ДОУ и учителей школы. Основная
задача – апробировать комплекс различных форм работы для выявления
оптимального и эффективного механизма сотрудничества.
3.Общение и взаимодействие воспитанников ДОУ с учениками начальной
школы. Основная задача – расширение системы межличностных отношений в
социуме.
К каждому направлению были подобраны формы работы, по которым
осуществлялась деятельность.
По первому направлению наиболее эффективными формами работы
стали:
«Большой круг»:
модификация вчерашнего группового собрания,
вобравшая в себя почти все черты собрания, но дополненная теплотой
дружеского общения.
На собрание обязуют приходить, на Круг –
приглашают. Собрание готовит актив, составляя программу. К Кругу
готовится каждый приглашенный, и то, что он задумал, никому не
известно. Собрание не выходит за пределы поставленных вопросов –
Круг имеет лишь один главный вопрос, остальное принадлежит
свободной импровизации.
«Конверт дружеских вопросов». Свободный обмен мнениями на самые
различные темы в особо созданной дружеской обстановке.
Приготавливается большой красивый конверт, в него вкладывается на
отдельных карточках множество (числом равным количеству
присутствующих) вопросов по теме занятия.
Обмен опытом «В семье первоклассника». Это
рассказы воспитателей
и родителей из личного опыта об интересных историях, приключениях
в школе, об учителях, одноклассниках. Главная особенность таких
мероприятий – положительная эмоциональная насыщенность.
По второму направлению эффективными формами работы были:
Взаимопосещение занятий в детском саду, уроков в школе. Эти
мероприятия проходят, как правило, в начале сентября, чтобы не
мешать образовательному процессу. Интересно прошел урок
физкультуры в МБДОУ, который проводила учитель СОШ № 1.
Участниками этого урока были первоклассники и дошкольники.
Круглый стол «Предшкольная пора». Дает возможность воспитателям
ДОУ лучше узнать требования к выпускникам, что позволяет
планировать образовательный процесс по подготовке детей к школе.
Учителя в результате таких встреч лучше узнают своих учеников, что
помогает успешнее применять индивидуальный подход в обучении.
Дискуссионная площадка. Позволяет обсудить опыт использования
вариативных форм, методов и приемов работы воспитателей ДОУ и
учителей школы.
По третьему направлению эффективной формой общения детей стала
организация работы кружка «ДИВО» (Дети Играют, Вместе Общаются).
В рамках работы кружка проводились следующие мероприятия:
Совместные игры: «Школа», «Библиотека».
Досуговые мероприятия: «Мы любим цирк» с выступлением бывших
воспитанников и их родителей; «Веселые старты», «Навстречу
Олимпиаде -2014» и др.
Мастер-классы: «Новогодняя игрушка своими руками», «Опавшие
листья превращаются…»,
Игровые практикумы по ОБЖ и ЗОЖ, которые проводили ученики
школы: «Если дома ты один», «Быть здоровым-здорово!», «Правила
дорожные детям знать положено».
Конкурсы рисунков «Мой любимый педагог», «Школа будущего».
Совместные акции: «Спасибо деду за Победу», «Мы за чистый
город!».
Одним из важных аспектов работы по обеспечению преемственности
между ДОУ и школой является создание развивающей предметно-
пространственной среды в дошкольном учреждении, в которой ребенок-
дошкольник может накопить жизненный опыт, необходимый ему для
успешной адаптации к школьному обучению. В соответствии с этим в группе
создан уголок школьника, в котором имеется доска, парта, наборные полотна
для цифр и букв, портфели, школьные принадлежности. Использование этих
материалов в сюжетно-ролевых играх помогает детям накопить необходимый
опыт: отвечать у доски, писать на доске, выполнять задания, предложенные
«учителем».
В игре формируются умения пользоваться речью,
договариваться, устанавливать правила, распределять роли, управлять и быть
управляемым.
В большом количестве приобретены настольно-печатные игры для
развития логики, мышления, воображения, направленные на развитие
интеллекта и на развитие мелкой моторики рук.
Знакомство с учебной деятельностью зарождается в процессе
использования дидактических игр, таких как:
«Ассоциация на слово первоклассник» - дети подбирают определения к
понятию «первоклассник». Какой он? Что делает на уроке? Что делает на
перемене?
«Собери портфель»
«Что лишнее в портфеле?» и т. д.
«Продолжи предложение: Я хочу учиться в школе потому, что…»
«Копилка первоклассника» и др.
Результатом работы стало:
1.
Создание комфортной преемственной предметно-развивающей
образовательной среды.
2.
У детей отмечается активность, инициативность, самостоятельность в
организации игр школьной тематики, что может послужить основой
для формирования компетенций, необходимых для школьного
обучения.
3.
Педагоги строят работу по обеспечению преемственности на основе
доверия, уважения друг к другу. Педагоги ДОУ и школы солидарны в
том, что развивающему обучению свойственны формы работы,
опирающиеся на совместную познавательную деятельность детей и
педагогов.
Литература:
Бохорский Е.М. Эльконин Д.Б. Проблема готовности к школьному обучению.
- М.: Просвещение, 1993.
Давыдов В.В., Кудрявцев В. Т. Развивающее образование: теоретические
основания преемственности дошкольной и начальной школьной ступени //
Вопр. психол. 1997. № 1.
Леушина А.М. О путях создания преемственных программ обучения детей в
детском саду и в начальной школе // «Личность, образование и общество в
России в начале XXI века С-Пб: ЛОИРО. – 2001.
Виноградова, Н. Ф. Современные подходы реализации преемственности
между дошкольным и начальным звеньями системы образования /
Н.Ф.Виноградова // Начальная школа. - 2000. - №1.
Кувашова, Н.Г. Методика подготовки детей к школе./ сост. Н.Г. Кувашова.-
Волгоград: Учитель,2002г.
Харкевич, О.Г. Особенности адаптации школьников в процессе обучения /
О.Г. Харкевич // Начальная школа. -2006. - №8.