"Преемственность дошкольного и начального образования: проблемы и пути их решения"

Автор: Карпова Наталия Геннадьевна
Должность: воспитатель детского сада
Учебное заведение: МБДОУ детский сад № 127
Населённый пункт: город Череповец Вологодская область
Наименование материала: статья
Тема: "Преемственность дошкольного и начального образования: проблемы и пути их решения"
Дата публикации: 31.01.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ ДОШКОЛЬНОГО И НАЧАЛЬНОГО

ОБРАЗОВАНИЯ: ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ РЕШЕНИЯ.
Карпова Наталия Геннадьевна, воспитатель МБДОУ «Детский сад № 127» г. Череповец «Школьное обучение никогда не начинается с пустого места, а всегда опирается на определенную стадию развития, проделанную ребенком». Л.С. Выготский Преемственность дошкольного и начального образования - одна из сложнейших и все еще не решенных проблем общего образования. Много лет она обсуждается среди ученых, специалистов органов управления образования, педагогов, родителей. Ключевыми являются противоречия между ведущими линиями воспитания и обучения детей дошкольного и младшего школьного возраста. Актуальность проблемы преемственности дошкольного и начального образования обусловлена следующим: 1. Сменой образовательной парадигмы: от знаниевой к системно- деятельностной. Вместо передачи суммы знаний- развитие личности ребенка на основе освоения способов деятельности. 2. Изменением стратегии и тактики формирования психологической готовности детей к школьному обучению: на первый план выходит семья- детский сад –школа. Исходя из положений новых стандартов, в дошкольном и начальном образовании появились дополнительные основания для обеспечения преемственности: 1. Итогом освоения образовательной программы дошкольного образования являются целевые ориентиры. 2. Отличительной особенностью ФГОС НОО является его деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности обучающегося. 3. Формулировки ФГОС ДО и ФГОС НОО указывают реальные виды деятельности, которыми дети должен овладеть к концу дошкольного обучения и начального обучения. 4. Оба стандарта обеспечивают способность личности к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта на основе деятельностного подхода. Однако анализ педагогического опыта позволяет говорить о том, что ключевые моменты преемственности остаются декларативными и требуют перехода из концептуальных положений в практическую плоскость. С учетом сложившейся ситуации в нашем учреждении была спланирована и реализована работа по подготовке детей к переходу в начальную школу.
Основной целью такой подготовки стало обеспечение полноценного личностного развития, психического и физического благополучия ребенка в переходный период от дошкольного воспитания к школьному обучению, направленного на перспективное формирование личности ребёнка с опорой на его предыдущий опыт и накопленные знания. Работа осуществлялась по трем направлениям, в соответствии с поставленными задачами. 1.Работа с родителями будущих первоклассников. Основной задачей было повышение педагогической культуры родителей, формирование здорового жизненного стиля и высокоэффективных поведенческих стратегий у родителей и детей. 2. Деловое сотрудничество воспитателей ДОУ и учителей школы. Основная задача – апробировать комплекс различных форм работы для выявления оптимального и эффективного механизма сотрудничества. 3.Общение и взаимодействие воспитанников ДОУ с учениками начальной школы. Основная задача – расширение системы межличностных отношений в социуме. К каждому направлению были подобраны формы работы, по которым осуществлялась деятельность. По первому направлению наиболее эффективными формами работы стали:  «Большой круг»: модификация вчерашнего группового собрания, вобравшая в себя почти все черты собрания, но дополненная теплотой дружеского общения. На собрание обязуют приходить, на Круг – приглашают. Собрание готовит актив, составляя программу. К Кругу готовится каждый приглашенный, и то, что он задумал, никому не известно. Собрание не выходит за пределы поставленных вопросов – Круг имеет лишь один главный вопрос, остальное принадлежит свободной импровизации.  «Конверт дружеских вопросов». Свободный обмен мнениями на самые различные темы в особо созданной дружеской обстановке. Приготавливается большой красивый конверт, в него вкладывается на отдельных карточках множество (числом равным количеству присутствующих) вопросов по теме занятия.  Обмен опытом «В семье первоклассника». Это рассказы воспитателей и родителей из личного опыта об интересных историях, приключениях в школе, об учителях, одноклассниках. Главная особенность таких мероприятий – положительная эмоциональная насыщенность. По второму направлению эффективными формами работы были:  Взаимопосещение занятий в детском саду, уроков в школе. Эти мероприятия проходят, как правило, в начале сентября, чтобы не мешать образовательному процессу. Интересно прошел урок физкультуры в МБДОУ, который проводила учитель СОШ № 1. Участниками этого урока были первоклассники и дошкольники.
 Круглый стол «Предшкольная пора». Дает возможность воспитателям ДОУ лучше узнать требования к выпускникам, что позволяет планировать образовательный процесс по подготовке детей к школе. Учителя в результате таких встреч лучше узнают своих учеников, что помогает успешнее применять индивидуальный подход в обучении.  Дискуссионная площадка. Позволяет обсудить опыт использования вариативных форм, методов и приемов работы воспитателей ДОУ и учителей школы. По третьему направлению эффективной формой общения детей стала организация работы кружка «ДИВО» (Дети Играют, Вместе Общаются). В рамках работы кружка проводились следующие мероприятия:  Совместные игры: «Школа», «Библиотека».  Досуговые мероприятия: «Мы любим цирк» с выступлением бывших воспитанников и их родителей; «Веселые старты», «Навстречу Олимпиаде -2014» и др.  Мастер-классы: «Новогодняя игрушка своими руками», «Опавшие листья превращаются…»,  Игровые практикумы по ОБЖ и ЗОЖ, которые проводили ученики школы: «Если дома ты один», «Быть здоровым-здорово!», «Правила дорожные детям знать положено».  Конкурсы рисунков «Мой любимый педагог», «Школа будущего».  Совместные акции: «Спасибо деду за Победу», «Мы за чистый город!». Одним из важных аспектов работы по обеспечению преемственности между ДОУ и школой является создание развивающей предметно- пространственной среды в дошкольном учреждении, в которой ребенок- дошкольник может накопить жизненный опыт, необходимый ему для успешной адаптации к школьному обучению. В соответствии с этим в группе создан уголок школьника, в котором имеется доска, парта, наборные полотна для цифр и букв, портфели, школьные принадлежности. Использование этих материалов в сюжетно-ролевых играх помогает детям накопить необходимый опыт: отвечать у доски, писать на доске, выполнять задания, предложенные «учителем». В игре формируются умения пользоваться речью, договариваться, устанавливать правила, распределять роли, управлять и быть управляемым. В большом количестве приобретены настольно-печатные игры для развития логики, мышления, воображения, направленные на развитие интеллекта и на развитие мелкой моторики рук. Знакомство с учебной деятельностью зарождается в процессе использования дидактических игр, таких как: «Ассоциация на слово первоклассник» - дети подбирают определения к понятию «первоклассник». Какой он? Что делает на уроке? Что делает на перемене? «Собери портфель»
«Что лишнее в портфеле?» и т. д. «Продолжи предложение: Я хочу учиться в школе потому, что…» «Копилка первоклассника» и др. Результатом работы стало: 1. Создание комфортной преемственной предметно-развивающей образовательной среды. 2. У детей отмечается активность, инициативность, самостоятельность в организации игр школьной тематики, что может послужить основой для формирования компетенций, необходимых для школьного обучения. 3. Педагоги строят работу по обеспечению преемственности на основе доверия, уважения друг к другу. Педагоги ДОУ и школы солидарны в том, что развивающему обучению свойственны формы работы, опирающиеся на совместную познавательную деятельность детей и педагогов. Литература: Бохорский Е.М. Эльконин Д.Б. Проблема готовности к школьному обучению. - М.: Просвещение, 1993. Давыдов В.В., Кудрявцев В. Т. Развивающее образование: теоретические основания преемственности дошкольной и начальной школьной ступени // Вопр. психол. 1997. № 1. Леушина А.М. О путях создания преемственных программ обучения детей в детском саду и в начальной школе // «Личность, образование и общество в России в начале XXI века С-Пб: ЛОИРО. – 2001. Виноградова, Н. Ф. Современные подходы реализации преемственности между дошкольным и начальным звеньями системы образования / Н.Ф.Виноградова // Начальная школа. - 2000. - №1. Кувашова, Н.Г. Методика подготовки детей к школе./ сост. Н.Г. Кувашова.- Волгоград: Учитель,2002г. Харкевич, О.Г. Особенности адаптации школьников в процессе обучения / О.Г. Харкевич // Начальная школа. -2006. - №8.