Автор: Хакимова Идия Шамилевна Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ № 107
Населённый пункт: г. Челябинск,
Наименование материала: Статья
Тема: "Адаптация к школьному обучению детей 6-7 лет".
Адаптация к школьному обучению детей 6-7 лет.
Психологическая готовность к учебе в школе - готовность к усвоению
определенной части культуры, включенной в содержание образования в форме
учебной деятельности - является сложным структурно-системным
образованием, которое охватывает все стороны детской психики, а именно:
индивидуально-мотивационную и волевую сферы, элементарные системы
обобщенных знаний и умений, некоторые учебные навыки, способности. Это
не сумма изолированных психических качеств и свойств, а их целостное
единство, которое имеет определенную структуру. Когда говорят о структуре,
то имеют в виду некоторую целостность, элементы которой связаны друг из
друга определенным образом, при этом важны и связи элементов, и их
особенности. В начале школьной учебы успешность усвоения знаний во
многом зависит от уровня развития отдельных индивидуальных качеств
ребенка, мотивов учебы, способности воспринимать задание. Они, конечно же,
взаимозависимые, но связи эти формируются в дошкольных видах
деятельности, содержание и организация которых отличаются от содержания и
организации учебной деятельности в школе. Поэтому структура
индивидуальных качеств ребенка к началу школьной учебы еще мало
приспособлена для учебы. Психологическая готовность к систематической
учебе в школе - итог всего предыдущего развития ребенка в дошкольном
детстве.
В исследованиях психологов отмечается, что наиболее общим
показателем готовности ребенка к школе является стойкое позитивное
отношение к школьной учебе. Если ребенок безболезненно перешел к новым
требованиям, если учеба дается ему относительно легко, если у него не
теряется интерес к обучению, а наоборот, укрепляется и развивается, в этом
случае можно говорить о полноценной психологической подготовке ребенка к
школе. А кто же такие неготовые к школе? Какие же причины этого явления? В
зарубежной и отечественной литературе понятия готовности к началу учебы
рассматривается с разных позиций: паспортного, биологического возраста,
психологической и социальной зрелости.
Одни ученые достаточным критерием "школьной незрелости" считают
расхождение паспортного и биологического возраста. Другие предоставляют
этому критерию меньшего значения, а убедительнее считают объективное
рентгеновское обследование и установление таким образом костного возраста.
Более широко подходят к вопросу те исследователи, которые рассматривают
"школьную незрелость" как неправильное развитие всей личности ребенка.
Наиболее полное определение готовности детей к учебе в школе с этой точки
зрения дала А. Анастази, которая считает, что готовность к школе означает
овладение умениями, знаниями, способностями, мотивацией и другими
необходимыми для усвоения школьной программы личностными качествами.
В иных случаях школьная зрелость отождествляется с умственными
способностями ребенка. В то же время ряд ученых подчеркивает, что
"неготовые дети" это вовсе не умственно отсталые, хоть среди них часто
встречаются дети с незначительными нарушениями языка, слуха, зрения. У
"незрелых" отмечают недостаточную самостоятельность, заторможенность,
отсутствие четкого понимания требований, которые требуются, заниженная
работоспособность и повышенная утомляемость, отставание моторики и
языковые нарушения.
Во многих работах отмечается, что незрелость детей находится в тесной
взаимосвязи с состоянием матери во время беременности и родов, культурным
уровнем родителей и рядом социальных факторов, из них важнейшие -
неблагополучие семьи, низкий образовательный фактор родителей, плохие
бытовые условия. Исследования, проведенные отечественными учеными, дают
возможность утверждать, что "школьная зрелость" - это тот уровень
морфологического и функционального развития, который позволяет сделать
вывод, что нагрузки будут доступны для ребенка. Интересное исследование
относительно готовности к школьной учебе было проведено в 80-х годах на
3
основе теста Керна-Йирасека. Оказалось, что количество "неготовых" по
данному тесту детей разное и обусловлено особенностями их жизни и
воспитания. Это связано с укладом жизни и особенностями семейного
воспитания, недостаточным охватыванием системой дошкольных заведений.
Во многих отечественных и зарубежных литературных источниках отмечается
влияние неблагоприятных условий жизни в семье на формирование готовности
ребенка к учебе в школе и уровню состояния его здоровья.
Таким образом, в психолого-педагогической литературе понятие
"неготовность к школе" трактуется: 1) как школьная "незрелость" -
недостаточный уровень морфологического и функционального развития
ребенка; 2) как педагогическая неготовность ребенка к школе - его
педагогическая запущенность; 3) как неготовность психической сферы ребенка
- психологическая неготовность. Следовательно, психологическая готовность к
школьной учебе проявляется в сформированности основных психических сфер
ребенка: мотивационной, эмоционально-волевой, умственной, которые в целом
обеспечивают успешное овладение учебным материалом. Проблема
готовности ребенка к учебе в школе была сформулирована как проблема
несколько десятилетий тому, а существовала всегда.
Таким образом, можем сделать такие выводы. Адаптация - очень важный
процесс. Результатом адаптации является превращение (эволюция) системы
качеств лица, умений и навыков, обеспечивающих успешность дальнейшей
жизнедеятельности ребенка в школе. Особенное значение адаптация младших
школьников должна представлять для учителей и родителей, на которых
ложится вся ответственность за их воспитанников и детей, будущих
подростков. Лишь успешная адаптация в младшем возрасте содействует
дальнейшему развитию ребенка как личности в будущем.
Список литературы
4
1.
Артюхова,И.С. В первом классе – без проблем [Текст] / И.С.
Артюхова. – М.: Чистые пруды, 2008. – 32с.
2.
Гуткина, И.И. Психологическая готовность к школе [Текст] / И.И.
Гуткина.- М.: Академический проект, 2000.- 184с.
3.
Крайг Г. Психология развития [Текст] /Г. Крайг, Д. Бокум. – СПб.:
Питер,2005. – 904с.
4.
Формирование образа «Я- будущий школьник» у детей пяти-семи
лет как педагогическая проблема.// « Начальная школа», №10-2004
5. О документе
6.
Оригинальность: 71.55%
7.
Заимствования: 28.45%
8.
Цитирование: 0%
9.
Дата: 27.12.2015
10.
Источников: 6
5