Напоминание

"Адаптация к школьному обучению детей 6-7 лет".

Автор: Хакимова Идия Шамилевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ № 107
Населённый пункт: г. Челябинск,
Наименование материала: Статья
Тема: "Адаптация к школьному обучению детей 6-7 лет".







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Адаптация к школьному обучению детей 6-7 лет.
Психологическая готовность к учебе в школе - готовность к усвоению определенной части культуры, включенной в содержание образования в форме учебной деятельности - является сложным структурно-системным образованием, которое охватывает все стороны детской психики, а именно: индивидуально-мотивационную и волевую сферы, элементарные системы обобщенных знаний и умений, некоторые учебные навыки, способности. Это не сумма изолированных психических качеств и свойств, а их целостное единство, которое имеет определенную структуру. Когда говорят о структуре, то имеют в виду некоторую целостность, элементы которой связаны друг из друга определенным образом, при этом важны и связи элементов, и их особенности. В начале школьной учебы успешность усвоения знаний во многом зависит от уровня развития отдельных индивидуальных качеств ребенка, мотивов учебы, способности воспринимать задание. Они, конечно же, взаимозависимые, но связи эти формируются в дошкольных видах деятельности, содержание и организация которых отличаются от содержания и организации учебной деятельности в школе. Поэтому структура индивидуальных качеств ребенка к началу школьной учебы еще мало приспособлена для учебы. Психологическая готовность к систематической учебе в школе - итог всего предыдущего развития ребенка в дошкольном детстве. В исследованиях психологов отмечается, что наиболее общим показателем готовности ребенка к школе является стойкое позитивное отношение к школьной учебе. Если ребенок безболезненно перешел к новым требованиям, если учеба дается ему относительно легко, если у него не теряется интерес к обучению, а наоборот, укрепляется и развивается, в этом случае можно говорить о полноценной психологической подготовке ребенка к школе. А кто же такие неготовые к школе? Какие же причины этого явления? В
зарубежной и отечественной литературе понятия готовности к началу учебы рассматривается с разных позиций: паспортного, биологического возраста, психологической и социальной зрелости. Одни ученые достаточным критерием "школьной незрелости" считают расхождение паспортного и биологического возраста. Другие предоставляют этому критерию меньшего значения, а убедительнее считают объективное рентгеновское обследование и установление таким образом костного возраста. Более широко подходят к вопросу те исследователи, которые рассматривают "школьную незрелость" как неправильное развитие всей личности ребенка. Наиболее полное определение готовности детей к учебе в школе с этой точки зрения дала А. Анастази, которая считает, что готовность к школе означает овладение умениями, знаниями, способностями, мотивацией и другими необходимыми для усвоения школьной программы личностными качествами. В иных случаях школьная зрелость отождествляется с умственными способностями ребенка. В то же время ряд ученых подчеркивает, что "неготовые дети" это вовсе не умственно отсталые, хоть среди них часто встречаются дети с незначительными нарушениями языка, слуха, зрения. У "незрелых" отмечают недостаточную самостоятельность, заторможенность, отсутствие четкого понимания требований, которые требуются, заниженная работоспособность и повышенная утомляемость, отставание моторики и языковые нарушения. Во многих работах отмечается, что незрелость детей находится в тесной взаимосвязи с состоянием матери во время беременности и родов, культурным уровнем родителей и рядом социальных факторов, из них важнейшие - неблагополучие семьи, низкий образовательный фактор родителей, плохие бытовые условия. Исследования, проведенные отечественными учеными, дают возможность утверждать, что "школьная зрелость" - это тот уровень морфологического и функционального развития, который позволяет сделать вывод, что нагрузки будут доступны для ребенка. Интересное исследование относительно готовности к школьной учебе было проведено в 80-х годах на 3
основе теста Керна-Йирасека. Оказалось, что количество "неготовых" по данному тесту детей разное и обусловлено особенностями их жизни и воспитания. Это связано с укладом жизни и особенностями семейного воспитания, недостаточным охватыванием системой дошкольных заведений. Во многих отечественных и зарубежных литературных источниках отмечается влияние неблагоприятных условий жизни в семье на формирование готовности ребенка к учебе в школе и уровню состояния его здоровья. Таким образом, в психолого-педагогической литературе понятие "неготовность к школе" трактуется: 1) как школьная "незрелость" - недостаточный уровень морфологического и функционального развития ребенка; 2) как педагогическая неготовность ребенка к школе - его педагогическая запущенность; 3) как неготовность психической сферы ребенка - психологическая неготовность. Следовательно, психологическая готовность к школьной учебе проявляется в сформированности основных психических сфер ребенка: мотивационной, эмоционально-волевой, умственной, которые в целом обеспечивают успешное овладение учебным материалом. Проблема готовности ребенка к учебе в школе была сформулирована как проблема несколько десятилетий тому, а существовала всегда. Таким образом, можем сделать такие выводы. Адаптация - очень важный процесс. Результатом адаптации является превращение (эволюция) системы качеств лица, умений и навыков, обеспечивающих успешность дальнейшей жизнедеятельности ребенка в школе. Особенное значение адаптация младших школьников должна представлять для учителей и родителей, на которых ложится вся ответственность за их воспитанников и детей, будущих подростков. Лишь успешная адаптация в младшем возрасте содействует дальнейшему развитию ребенка как личности в будущем.
Список литературы
4
1. Артюхова,И.С. В первом классе – без проблем [Текст] / И.С. Артюхова. – М.: Чистые пруды, 2008. – 32с. 2. Гуткина, И.И. Психологическая готовность к школе [Текст] / И.И. Гуткина.- М.: Академический проект, 2000.- 184с. 3. Крайг Г. Психология развития [Текст] /Г. Крайг, Д. Бокум. – СПб.: Питер,2005. – 904с. 4. Формирование образа «Я- будущий школьник» у детей пяти-семи лет как педагогическая проблема.// « Начальная школа», №10-2004
5. О документе
6. Оригинальность: 71.55% 7. Заимствования: 28.45% 8. Цитирование: 0% 9. Дата: 27.12.2015 10. Источников: 6 5