Проект "Радуга" по речевому развитию средствами изобразительной деятельности для детей младшего дошкольного возраста

Автор: Мамедова Лалэ Алирзаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ города Нижневартовска ДС №34 "Дюймовочка"
Населённый пункт: ХМАО-Югра
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Проект "Радуга" по речевому развитию средствами изобразительной деятельности для детей младшего дошкольного возраста
Дата публикации: 31.01.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Проект по развитию речи средствами изобразительной деятельности для детей младшего возраста «Радуга» Разработала: воспитатель Мамедова Лалэ Алирзаевна Пояснительная записка Развитие речи в дошкольном возрасте как овладение родным языком, является процессом многоаспектным по своей природе. При стихийном развитии лишь немногие дети достигают достаточно высокого уровня, поэтому необходимо проводить занятия с детьми целенаправленно. Основной задачей речевого развития является доведение его до нормы. Все люди, работающие с детьми, с ОНР хорошо знают, что индивидуальные различия речевого уровня детей различны. Контактируя с окружающими, ребенок выражает в речевой форме эмоции, когнитивные и коммуникативные представления и резервы дошкольного возраста по ориентировке речевой действительности довольно значительны. Этот процесс органически связан с умственным развитием. Попросту говоря – роль интеллекта важна для развития речи. Особенно отчетливо прослеживается тесная связь речевого и интеллектуального развития детей в формировании связной речи, основными характеристиками которой выступают связность и цельность, умение продумать содержание и выстроить его соблюдая структурные части (начало, середина, конец) связывая между собой предложения и части высказываний. Обучение дошкольников родному языку предоставляет возможности и для решения нравственных задач. Содержание литературных произведений, картин обучение детей совместно рассказывать, договариваться между собой и т.п. способствует формированию не только эстетических знаний нравственных чувств, но и нравственного поведения детей. Таким образом, в процессе обучения родному языку возможно и необходимо решать вопросы умственного, нравственного и эстетического развития. Многие ученые отмечали, что рисунки оказывают сильное стимулирующее влияние на развитие речевой и мыслительной деятельности детей. Русский педагог К. Д. Ушинский писал в свое время, что картина является могучим средством «развязывания» языка ребенка: он задает вопросы о том, что видит на картине, делится своими впечатлениями. Развитие речи является центральной задачей речевого воспитания детей. Это обусловлено, прежде всего, ее социальной значимостью и ролью в формировании личности. Именно в связной речи реализуется основная, коммуникативная, функция языка и речи. Связная речь – высшая форма речемыслительной деятельности, которая определяет уровень речевого и умственного развития ребенка (Т.В. Ахутина, Л.С. Выготский, Н.И. Жинкин, А.А. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Ф.А. Сохин и др.). Овладение связной
устной речью составляет, важнейшее условие успешной подготовки к обучению в школе. Активизировать речевое творчество детей нам помогает художественная деятельность в частности изобразительная деятельность. В.А. Сухомлинский утверждал «Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества». В развитие образной речи при восприятии живописи занимались Е.И. Тихеева, Т.С. Комарова, Е.В. Лебедева, Р.М. Чумичева и др. Движения пальцев рук тесно связаны с речевой функцией. Ученые, которые изучают деятельность функций детского мозга, психику детей, отмечают большое стимулирующее значение функции руки. Сотрудники института физиологии детей и подростков АПН установили, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук ( М.М.Кольцова). Л.В. Фоминой на основе проведенных опытов и обследования большого количества детей была выявлена следующая закономерность: если развитие движений пальцев рук соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы. Если же развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и даже выше нормы. М.М. Кольцова пришла к заключению, что формирование речевых областей совершается под влиянием кинестетических импульсов от рук, а точнее, от пальцев. Из изученной литературы мы видим, что в коре головного мозга речевая область расположена совсем рядом с двигательной. Она является, собственно, ее частью. Учеными доказано, что тренировка тонкой (мелкой) моторики пальцев рук оказывает большое влияние на развитие активной речи ребенка. При работе кисти и пальцев в коре возбуждается соответствующий центр. По закону иррадиации возбуждение переходит на соседний центр – речедвигательный (центр Брокка), т.е. активизируется речь ребенка. Функция руки и речь развиваются параллельно. Естественно, это должно использоваться в работе с детьми: теми, у которых развитие речи происходит своевременно и особенно с теми, у которых имеются различные нарушения развития речи. Совершенствование мелкой моторики – это совершенствование речи. Рисование одно из самых любимых занятий дошкольников. Дети любят рисовать. Ребенок чувствует себя настоящим волшебником, способным создать свой собственный волшебный мир. При хорошей фантазии можно придумывать и рассказывать сказки, которые тоже можно сопровождать иллюстрациями, нарисованными детьми. Данное направление воспитательно-коррекционной работы изучали Н.С. Журова, Е.М.Мастюкова, Т.Б.Филичева, Н.И. Кузьмина, М.М. Кольцова. Из всего выше сказанного следует, что необходимо особо стимулировать речевое развитие детей путем тренировки движений пальцев, так как формирование речевых зон в коре головного мозга, совершенствуется под влиянием кинестетических импульсов. Любая двигательная активность ребенка совершенствует не только навыки данной области, но и
оказывает положительное влияние на все его способности. Чтобы ускорить развитие речи ребенка, необходимо развивать движения пальцев рук. Приемы педагога: вопросы и предложения, наводящие детей на дополнение и обогащение воображения, направленные на активизацию творческой фантазии и позволяющие детям достигать более интересного и выразительного изображения, вызывают у детей положительные чувства и, следовательно, способствуют формированию эмоционально-положительного отношения к рисованию. Изобразительная деятельность, как никакая другая, является естественным неоценимым видом деятельности для воспитания и формирования всесторонне развитой личности. Детское изобразительное творчество базируется на культуре восприятия. В своих работах дети отражают впечатления от окружающей жизни. Изобразительная деятельность служит средством расширения и закрепления их представлений о действительности, способствует воспитанию чувств и формированию понятий. Рисование основывается на хорошем уровне развития восприятия представлений, образного мышления, воображения. Следовательно, формирование этих процессов будет служить развитию творческих способностей во многих видах деятельности включая художественно-речевую. Чтобы ускорить развитие речи ребенка, необходимо развивать движения пальцев рук, а формирование речевых зон в коре головного мозга совершенствуется под влиянием кинестетических импульсов. Следовательно, стимулируется развитие мышления и речи. В изобразительной деятельности дети постоянно сталкиваются с образной эстетической характеристикой предмета, явления (часто для этого привлекаются образные сравнения, стихотворные тексты), у них развивается образная выразительная речь, что также связано с умственным развитием детей. Изобразительная деятельность может влиять на развитие речи. Необходима разработка методики, позволяющей педагогу через создание образа вовлекать детей в активную, направленную речевую деятельность. В таком контексте данная проблема до настоящего времени рассматривалась недостаточно полно. В связи с этим работа по данной проблеме является наиболее актуальной в воспитании и образовании детей дошкольного возраста, – и я поставила перед собой следующую цель: теоретически и практически выявить влияние процесса изобразительной деятельности на развитие речи детей дошкольного возраста.
Цель проекта:
теоретически и практически выявить влияние процесса изобразительной деятельности (художественного творчества) на развитие связной речи детей среднего дошкольного возраста.
Объект проекта:
развитие связной речи детей среднего дошкольного возраста в процессе изобразительной деятельности (продуктивной деятельности).
Предмет проекта:
процесс развития связной речи среднего дошкольного возраста средствами изобразительной деятельности.

Гипотеза:
я предполагаю, что деятельность с изобразительным материалом является средством обогащения детской речи при условиях: использования системы игр, направленных на развитие мелкой моторики рук; использование заданий, направленных на вербализацию образов; обучение детей среднего возраста созданию выразительного образа в изобразительной деятельности и в речи; Исходя из цели и гипотезы исследования, были выведены следующие
задачи:
проанализировать теоретико-практические подходы по проблеме развития связной речи детей среднего дошкольного возраста в процессе художественного творчества; разработать систему занятий для детей среднего дошкольного возраста для развития связной речи в продуктивной деятельности; выявить эффективные условия развития связной речи средствами изобразительной деятельности. Для решения поставленных задач, проверки исходных предположений был использован комплекс взаимодополняющих методов исследования, адекватных его предмету: анализ педагогической, психологической и искусствоведческой литературы; наблюдение (прямое, косвенное, включенное); диагностирование детей (на начало, середину и конец года); анализ связной речи детей среднего дошкольного возраста.
Этапы реализации проекта

I.

Организационный этап (сентябрь)
Задачи  Изучить психолого-педагогическую и методическую литературу по данной теме.  Подобрать диагностический инструментарий, разработать мониторинг.  Разработать систему работы с детьми, родителями, педагогами, направленную на развитие речи младших дошкольников.  Подобрать практический материал для работы с педагогами, родителями, детьми. Формы реализации  Анализ психолого-педагогической, методической литературы.  Анкетирование родителей.  Диагностический инструментарий.  Комплекс игровых занятий с детьми.  Перспективный план по работе с родителями.  Перспективный план по работе с педагогами.  Консультационный материал «Пальчиковая живопись».  Папка-передвижка «Совместное творчество взрослых и детей».
II.

Продуктивный этап (сентябрь – апрель)
Задачи  Выявить уровни развития речи младших дошкольников.  Организовать и провести мероприятия, занятия согласно перспективному плану работы с участниками образовательного процесса.  Провести консультации, мастер-классы с родителями и педагогами.  Учить родителей работать с практическим материалом по развитию речи через рисование младших дошкольников в
домашних условиях.  Изготовить дидактические пособия для уголка «Творчества». Формы реализации

Диагностика развития речи детей младшего дошкольного возраста в образовательной области «Речевое развитие».  Практические занятия с дошкольниками.  Мастер-классы с родителями, педагогами.  Консультации.  Творческая мастерская педагогов, родителей и детей «Рисуем пальчиками».
III.

Итоговый этап (май)
Задачи  Выявить динамику развития речи детей младшего дошкольного возраста после проведения различных форм и методов работы, в ходе контрольного эксперимента,  Сформулировать выводы по итогам реализации проекта.  Постановка новой проблемы. Формы реализации  Сравнительный анализ динамики развития речи детей младшего дошкольного возраста до и после проведения различных форм и методов работы, по итогам итоговой диагностики  Мастерская педагогических идей – обсуждение хода и результатов проекта «Развитие речи младших дошкольников с помощью пальчиковой живописи», обмен педагогическим опытом.  Анализ результатов диагностики образовательной области «Речевое развитие», уровня творческих способностей детей младшего возраста 2014-2015 учебного года.
Механизм реализации проекта

I этап – организационный (сентябрь)
Задачами первого этапа являлись: - подбор диагностических методик; - проведение педагогического обследования. На данном этапе проекта было проведено исследование, направленное на изучение особенностей развития речи младших дошкольников. На первом этапе проекта было проведено исследование, направленное на изучение уровня развития речи дошкольников (констатирующий эксперимент). Были определены следующие задачи:
1)
Подбор диагностических методик;
2)
Проведение психологического обследования детей с использованием методик для выявления особенностей развития речи младших дошкольников в процессе пальчиковой живописи. Констатирующий эксперимент включал в себя исследование с использованием следующих методик: диагностическая методика О.С. Ушаковой, Е. М. Струниной, которая направлена на обследование развития связной речи.
Развитие связной речи оценивается, помимо указанных выше общих показателей, по специальным критериям, которые характеризуют основные качества связного высказывания (описания, высказывания по серии сюжетных картин или на самостоятельно выбранную тему). Показатели: Содержательность ( в повествовании – умение придумать интересный сюжет, развернуть его в логической последовательности; в описании – раскрытие микротем ; признаков и действий). Если ребенок придумывает интересный сюжет, то получает 3 балла; если сюжет взаимствован – 2 балла; если идет перечисление – 1 балл. 2. Композиция высказывания – наличие 3 структурных частей (начала, середины и конца ), выстраивание сюжета в логической последовательности – 3 балла; частичное нарушение 2 структурных частей (начала и середины, середины и конца), частичное нарушение логики изложения – 2 балла; отсутствие начала и конца – 1балл. 3. Грамматическая правильность построения предложений, простых и сложных, правильное согласование слов в словосочетаниях и предложениях – 3 балла; использование только простых предложений – 2 балла; однотипные конструкции (назывные предложения) – 1 балл. Разнообразные способы связей между предложениями – 3 балла; использование способов формально-сочинительской связи через союзы «а», «и», наречие «потом» – 2 балла; неумение связать между собой предложения – 1 балл. Разнообразие лексических средств (использование разных частей речи, образных слов, сравнений, синонимов, антонимов)- 3 балла; некоторые нарушения точности словоупотребления – 2 балла; однообразие лексики, повторение одних и тех же слов – 1 балл. Звуковое оформление высказывания (плавность, интонация, выразительность, изложение в умеренном темпе) – 3 балла; прерывистое изложение, незначительные запинки и паузы – 2 балла; монотонное, невыразительное изложение –1 балл. Оценка по заданиям давалась в количественном выражении по (баллам). При условности количественных оценок за высказывания разной полноты и правильности ответа, оценки помогли в выявлении уровня речевого развития: I – высокий; II – средний; III – низкий. В обследовании участвовало 12 детей, среднего дошкольного возраста. Первая группа – 12 человек, вторая группа –12 человек. Д. –5 лет, Д. – 5 лет 1 мес., Н. – 5лет6 мес., Д. – 5 лет 3 мес., К. – 6 лет, М. – 5 лет 7 мес., Д. – 5 лет 3 мес. В. – 5 лет 4 мес., В. – 5 лет 1 мес., М. – 6 лет, Е. – 5лет 8мес., А. – 4 года 11 мес. Результаты обследования речевого развития детей группы на начало года Аналитические данные обследования показали, что из 12 человек первой группы 1 ребенок ( 80%) находятся на высоком уровне, 6 детей ( 50%) на среднем уровне, 5 детей (42%) на низком уровне развития связной речи. 1 ребенок содержательно передает интересный сюжет, композиция высказывания имеет все структурные части, предложения построены
грамматически правильно, связи между предложениями разнообразны, лексические средства тоже разнообразны, рассказ плавный, эмоциональный 6 детей передают заимствованный сюжет, рассказ не полон по структуре, используются только простые предложения, присутствуют нарушения точности словоупотребления, изложение прерывистое. 5 детей лишь перечисляют признаки, не могут составить рассказа, используют назывные предложения, не связанные между собой, лексика однообразна, изложение монотонно.
II этап -продуктивный (октябрь – апрель)
Цель: разработать систему работы по развитию связной речи с помощью средств изобразительной деятельности. Задачи: Выявить и апробировать методы и приемы, непосредственно способствующие развитию художественно- творческой – коммуникативной деятельности средствами изобразительной деятельности. Подобрать комплекс упражнений и игр, направленных на развитие мелкой моторики рук, которая является стимулятором речевой деятельности дошкольников. Разработать комплекс занятий, направленных на вербализацию создаваемого образа. Система развивающего обучения была построена поэтапно. Первый этап (подготовительный) – развитие технических навыков в сюжетном рисунке, активизация связной речи детей, вербализация образов. Были проведены комплексные занятия по закреплению техники сюжетного рисования с активизацией связной речи детей, пополнением словаря. Далее работа заключалась в реализации проекта, базой которого было МАДОУ города Нижневартовска ДС № 34 «Дюймовочка». В продуктивном этапе проекта принимали участие 24 дошкольника младшего возраста. Были определены следующие задачи:
1)
Разработать педагогическую программу с использованием пальчиковой живописи для развития речи младших дошкольников.
2)
Апробировать разработанную педагогическую программу.
3)
Провести повторное педагогическое обследование с использованием тех же методик, что и на 1 этапе проекта. Прежде всего, была разработана программа, главный акцент которой был сделан на развитие речи дошкольников младшего дошкольного возраста. В качестве развивающего средства были выбраны целенаправленные занятия пальчиковой живописью. Так как необходимым условием развития творческого воображения детей является включение субъекта в активные формы деятельности и, прежде всего, предметно-творческой, пальчиковая живопись может быть успешно использована в развитии творческого воображения у детей. Проведение развивающей работы с детьми осуществлялось на занятиях бесплатной дополнительной образовательной услуги кружка «Цветные ладошки» в свободной деятельности. Занятия проводились с детьми 1 раз в
неделю по 15 минут в течение 7 месяцев, в период с октября по апрель. Для организации работы с детьми младшего дошкольного возраста разработана программа «Цветные ладошки» по развитию речи с использованием пальчиковой живописи. Программа включала в себя занятия, состоящие из заданий, целью которых было развитие речи детей, а также решение других воспитательных и образовательных задач, таких как:  развивать абстрактное и пространственное мышление, координацию, мелкую моторику рук;  развивать воображение, фантазию, творческий интерес к занятиям продуктивными видами деятельности;  учить работать быстро, согласованно;  учить детей выделять основные части предмета, определять их форму  воспитывать аккуратность;  развивать умение доводить начатое дело до конца. Предлагаемая система игровых заданий представляет собой перспективный план работы на каждый месяц. Программа разработана с учетом комплексного, системного внедрения в образовательно-воспитательный процесс образовательного учреждения. Дети на занятиях с воспитателями рисовали, применяя нетрадиционные методы рисования. Также игры на развитие речи, воображения помимо занятий применялись в режимных моментах и на прогулках. После реализации развивающей программы «Цветные ладошки» было проведено педагогическое обследование с использованием тех же методик что и в констатирующем эксперименте. Сравнительный анализ уровня речевого развития детей первой и второй групп показало, что во второй группе на высоком уровне находится больше детей, на среднем уровне одинаковое количество, на низком уровне в первой группе группе детей больше. Выводы по начальной диагностике Анализируя работу с детьми по художественному творчеству, отметили. Что проводимая с детьми предварительная работа и используемые разнообразные методы и приемы дали свои результаты. Однако недостаточно уделяем внимания развитию наблюдательности у детей, умению видеть структуру объекта, выделять существенные признаки, значимые для характеристики художественного образа. Из проведенного обследования видно, что мало нами уделялось внимания развитию эмоционального отклика на образы окружающей действительности, умению осознавать свои чувства и находить доступные изобразительно – выразительные средства их воплощения в художественно-творческой деятельности. Анализ предметно-развивающей среды показал, что в свободное распоряжение детей предоставлялось хоть и достаточное количество необходимого материала для самостоятельной продуктивной деятельности, но дети не всегда правильно его использовали, быстро теряли интерес к действию с ним. Редко использовались игры,
направленные на развитие художественно-коммуникативной деятельности дошкольников. Анализ связной речи показал, что коммуникативные навыки находятся на среднем и низком уровне речевого развития.
III этап – итоговый (май)
И, наконец, задачей третьего этапа проекта был сравнительный анализ динамики показателей развития речи дошкольников в процессе пальчиковой живописи. Для того чтобы оценить эффективность развивающей программы с использованием пальчиковой живописи по развитию речи, был проведён контрольный эксперимент, который заключался в сравнительном анализе результатов констатирующего и формирующего экспериментов.
Задачи:
Выявить эффективность предложенного комплекса конспектов, упражнений, направленных на развитие связной речи детей среднего дошкольного возраста средствами изобразительной деятельности. Проанализировать проделанную работу по развитию связной речи детей среднего дошкольного возраста средствами изобразительной деятельности. Сопоставить полученные результаты и определить зависимость между обозначенными параметрами. В результате оценки эффективности, обнаружена положительная динамика в изменении показателей развития речи у детей младшего дошкольного возраста. Дети группы были разделены на 2подгруппы. На конец года для диагностики связной речи применялась та же методика О. С. Ушаковой, Е.М. Струниной, что и на начало года. В ходе обследования у детей были выявлены разные уровни развития связной речи. В ходе проведенной работы произошла динамика в развитии связной речи. Аналитические данные показали, что в 1 подгруппе, у детей, с которыми проводились занятия, индивидуальная работа, повысился уровень развития связной речи, с низкого уровня некоторые дети поднялись на средний уровень, уменьшился процент детей, находящихся на низком уровне развития связной речи. Результаты обследования речевого развития детей 4 ребенка 1 подгруппы при рассмотрении предметной картины сразу приняли задачу, уловили суть вопроса. В серии сюжетных картин логично и правильно выстроили цепь событий, в рассказах присутствовало начало середина и конец; просматривались причинно- следственные связи. Рассказ понятен, логичен, интересен. 5 детей среднего уровня развития речевого развития составляли рассказ с небольшой помощью, по наводящим вопросам. Были затруднения в начале и в концовке рассказа по сюжетным картинкам. В творческом рассказе также встречались затруднения, требовалась незначительная помощь. 3 ребенка с низким уровнем развития связной речи не смогли справиться с заданием самостоятельно. Дети рассказывали только по наводящим вопросам, перед
ним, внимательно рассматривались сюжетные картинки. Самостоятельно рассказ составить не смогли. Требовалась помощь взрослых, наводящие вопросы, детальный просмотр сюжета. Изложение монотонно. Результаты обследования речевого развития детей 2 ребенка 2 подгруппы содержательно передают интересный сюжет, композиция высказывания имеет все структурные части, предложения построены грамматически правильно, связи между предложениями разнообразны, так же разнообразны лексические средства, рассказ плавный, эмоциональный. 7 детей передают заимствованный сюжет, рассказ не полон по структуре, используются только простые предложения, присутствуют нарушения точности словоупотребления, изложение прерывистое. 3 ребенка лишь перечисляют признаки, не могут составить рассказ, используют назывные предложения, не связанные между собой, лексика однообразна, изложение монотонно. Проведенная ранее работа показала, что изобразительная (продуктивная) деятельность способствует развитию коммуникативной деятельности (в том числе связной речи) детей среднего дошкольного возраста. Продуктивная (изобразительная) деятельность, как никакая другая, является естественным, неоценимым видом деятельности для воспитания и формирования всесторонне развитой личности. В продуктивной (изобразительной) деятельности дети постоянно сталкиваются с образной эстетической характеристикой предмета, явления ( часто для этого привлекаются образные сравнения, стихотворные тексты), у них развивается образная, выразительная, связная речь, что так же связано с умственным развитием. Разработанная нами система работы оказала положительное влияние на развитие связной речи детей, что подтвердилось диагностически. Дети в процессе продуктивной (изобразительной) деятельности,в ходе индивидуальной работы, в самостоятельной художественной деятельности активно общаются, передают свои ощущения, эмоции, что подтверждает наше предположение о значимости изобразительной деятельности для речевого развития детей. Применение в педагогической деятельности системы развития речи и обучения младших дошкольников пальчиковой живописи, позволило повысить уровень освоения воспитанниками основных разделов общеобразовательной программы: в образовательной области «Речевое развитие» на 25%, в образовательной области «Коммуникация» на 21%, в образовательной области «Социализация» на 26%. Воспитанники имеют стабильно высокие результаты в образовательной области «Художественное творчество», на 21% повысился уровень развития воображения. Следовательно, поэтапная реализация педагогического проекта «Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста с помощью изобразительной деятельности» способствует развитию связной речи у детей. Воспитанники, участвующие в проекте являются активными участниками и призерами всероссийских конкурсов и мероприятий: в конкурсе «Таланты России» 1 место, в конкурсе рисунков «Золотая рыбка» - 2 место, в
творческом конкурсе «Лира» - 2 место, в познавательной викторине «Грибное лукошко» – 1 место, в творческом конкурсе «В тридевятом царстве» - 1 место. В результате внедрения проекта в образовательный процесс 100% воспитанников младшего дошкольного возраста охвачены бесплатной дополнительной образовательной услугой в форме кружка пальчиковой живописи для детей младшего дошкольного возраста «Цветные ладошки». С целью распространения педагогического опыта по развитию речи у детей младшего дошкольного возраста с помощью пальчиковой живописи в рамках методических совещаний в дошкольном учреждении был проведен ряд мастер-классов по теме: «Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста с помощью пальчиковой живописи». Подготовлены консультации по развитию творческого потенциала дошкольников посредством пальчиковой живописи для родителей, воспитателей и специалистов дошкольного учреждения. Педагоги получили возможность для профессионального совершенствования, родители повысили свою педагогическую компетентность в вопросе развития речи и творческих способностей детей.
Условия реализации проекта
Успешной реализации проекта способствует создание ресурсного обеспечения воспитательно-образовательного процесса в соответствии с Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении, утв. постановлением правительства РФ №2562, требованиями СанПиНа.
Перспективы дальнейшего развития проекта
В 2015-2016 годах планируется продолжение работы по реализации проекта «Развитие речи у детей среднего дошкольного возраста с помощью пальчиковой живописи» в дошкольном учреждении. Продвигаясь в данном направлении, коллектив детского сада нарабатывает богатый практический, методический опыт, что позволит в дальнейшем принимать участие в конкурсах различного уровня, распространять положительный опыт посредством проведения открытых мероприятий на базе учреждения, публиковать описания опыта работы в различных методических журналах. В ходе реализации данного проекта каждый ребенок раскрывает свой творческий потенциал во всех видах деятельности, возрастает уровень социальной и творческой активности воспитанников, что позволяет планировать участие детей в выставках и конкурсах муниципального, регионального, международного уровня. В дальнейшем планируется включение в проект партнеров: детской школы искусств № 2, центра детского творчества.
Список литературы
1. Алябьева Е.А. Развитие воображения и речи детей 4-7 лет: Игровые технологии. - М.:ТЦ Сфера, 2005.
2. Аникина Т., Кузина Н. Учим детей рассказыванию. // Дошкольное воспитание. 1969. №12. 3. Болыпев А.С., Вайнерман С.Н. Сенсомоторное развитие на занятиях по изобразительному творчеству для детей от 3 до 6 лет.М.: Просвещение, 1999. 4. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. Психологический очерк. М.: Просвещение, 1967 г. 5. Грибова О.Е. Технология организации педагогического обследования. Методическое пособие. М.: Айрис-пресс, 2005. ( Библиотека логопеда- практика). 6. Филиппова Л.В., Лебедев Ю.А., Силкин Ю.Р. Педагогические технологии содействия развитию детей дошкольного возраста « Двенадцать месяцев», М., Нижний Новгород, 2002. 7. Цвынтарных Е.В. Пальчиковая гимнастика, М.: Просвещение, 1997. 8. Чумичева Р. Восприятие живописи и развитие образной речи // Дошкольное воспитание.1987. №11. 9. Эльконин Д.Б. Психологическое развитие в детских возрастах: Избранные психологические труды. - Изд-во 2-е, стереотипное. - М.: Институт практической психологии; Воронеж: НПО МОДЭК, 1997. Размещено