"Лепим из глины"

Автор: Воробьева Елена Валерьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ № 18
Населённый пункт: город Мончегорск,Мурманская обл.
Наименование материала: методичесая разработка
Тема: "Лепим из глины"
Дата публикации: 31.01.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Консультация для педагогов
«Развитие творческих способностей дошкольников в процессе лепки из глины» Говоря о лепке в детском саду, мы имеем в виду изобразительную деятельность, в процессе которой, дети изображают предметы окружающей их действительности, создают элементарную скульптуру, пользуясь глиной или пластилином. Уникальная методика лепки из глины и пластилин, проста в освоении и ни с чем не сравнима по воздействию на творческое развитие человека любого возраста. Древнейшие чувства, которые, к сожалению, в условиях современной городской жизни практически полностью угасают, с помощью лепки начинают восстанавливаться и приводят не только к развитию творчества, эстетического чувства, чувства гармонии цвета и формы, но и восстанавливают внутренний баланс организма и душевное равновесие, т.е. оказывают на человека определенное психотерапевтическое воздействие. В чем заключается творческая деятельность, как ее можно характеризовать? «Творчество — это деятельность, которая дает новые, впервые создаваемые, оригинальные продукты, имеющие общественное значение,- изображение новых (или реконструкция старых) машин, отыскивание способов получения новых сортов растений или пород животных, открытие новых закономерностей в науке, создание произведений искусства, литературы и т. п.». Творческие способности - это в первую очередь способность ребенка находить особый взгляд на привычные и повседневные вещи или задачи. Эта способность напрямую зависит от кругозора ребенка. Лепка необходима для развития у детей ощущений, восприятий и наглядных представлений. Среди способностей, которые развиваются при лепке, можно выделить такие, как: способность фантазировать, представлять, воображать. Большую роль в детском творчестве, играет воображение. Известно, что воображение у ребенка появляется еще в раннем возрасте. У детей с развитым воображением интенсивно развивается образное мышление, которое может иметь прямое отношение к развитию памяти. Во время лепки, исходя из знаний реальной действительности, ребенок изображает все стороны предмета, а не одну, как в рисовании или аппликации. Следовательно, ему не приходится прибегать к условному изображению, так же у детей в процессе лепки развивается и совершенствуется природное чувство осязания обеих рук. Лепка, и не только она, а любые занятия, которые развивают
мелкую моторику
, полезны для ребенка, т.к. они оказывают положительное влияние на развитие умственных способностей ребенка, на его речевое развитие и работоспособность. Развивая мелкую моторику рук при помощи лепки или любым другим способом, мы воздействуем на важнейшие участки коры головного мозга. Развивая правую руку, мы стимулируем левое полушарие головного мозга, которое отвечает за логическое мышление, анализ и способность к изучению математики и иностранных языков. Развивая левую руку, мы воздействуем на правое полушарие, которое ответственно за развитие творческих способностей у ребенка, за восприятие музыки и искусства, за фантазию и интуицию. Вот так просто, занимаясь с ребенком лепкой или рисованием, или, например, пальчиковыми играми, мы можем вырастить и воспитать творческую, гармоничную личность.
Разные виды изобразительной деятельности формируют художественный вкус ребенка, и если рисунок и аппликация воздействуют на эстетическое воспитание посредством точности линий и красочности цвета, то в лепке на первое место выступает объемная форма предмета, пластика и ритм. Создание ребенком даже самых простых скульптур — творческий процесс. Так, шарообразный комок маленькому ребенку представляется мячом, апельсином, яблоком, а вылепленный согнутый столбик — может напомнить детям улитку. Во время работы с пластичным материалом, ребенок испытывает эстетическое наслаждение от ее пластичности, объемности, от форм, которые получаются в процессе лепки. Одновременно ребенок осознает различные свойства глины и пластилина, знакомится с объемной формой, строением и пропорциями предметов, у него развивается точность движений рук и глазомер, формируются конструктивные способности. Если этот вид деятельности правильно поставлен, то лепка может стать любимым занятием детей. Материалами для лепки детей дошкольного возраста могут быть любые пластичные тела: глина, пластилин, тесто, снег. Основным и наилучшим материалом для лепки является глина. Она эластична, хорошо формуется; высохшее изделие обладает достаточной крепостью, сохраняет форму, хорошо принимает любую краску. Лепка из глины подразумевает, что вы можете придавать этому природному материалу какую угодно форму: из глины можно создать как фигурки зверей, так и машинки, дома, вплоть до целых игрушечных городов. Кстати, глина – самый древний строительный материал человечества и, вполне возможно, строительные функции глины были замечены людьми как раз при наблюдении за играми детей, создающими на берегах рек разнообразные самоделки своими руками. Глина — это вторичный продукт земной коры, осадочная горная порода, образовавшаяся в результате разрушения скальных пород в процессе выветривания. Глина бывает разная – красная, голубая, белая, желтая. На её цвет влияют добавки других минералов. Глину можно купить в готовом виде или в виде порошка. Если есть возможность, можно найти и природную глину, но не всякая годится для работы и требует долгой и тщательной подготовки.
ОБЩИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПРИ ЛЕПКЕ ИЗ ГЛИНЫ
Перед лепкой глину необходимо тщательно размять руками, а затем отбить, простукивая в ладонях. Таким способом можно освободиться от большей части воздуха, чтоб не допустить разрыва изделия при сушке. Работать следует двумя руками. Это позволит одновременно оформлять правую и левую стороны изделия, поможет более органично связать все в единое целое. В помощь рукам для лепки нужно использовать специальные инструменты — стеки. Начинают работу, как правило, с самой крупной части изделия, постепенно переходя к более мелким. Перед завершением работы изделие «выглаживается» влажной губкой, тряпкой или кисточкой.
КАКИЕ СУЩЕСТВУЮТ ВАРИАНТЫ ЛЕПКИ ИЗ ГЛИНЫ?
Как и при работе с пластилином, при лепке из глины применяются такие основные приемы, как: 1. Скатывание (движением полусогнутых ладоней крест-накрест скатывается шарик); 2. Раскатывание (ладони соединяются лодочкой и с поочередным движением происходит сплющивание раскатываемого кусочка); 3. Вдавливание; 4. Прищипывание; 5. Оттягивание.
Можно создать фигуру из цельного куска глины, вытягивая и формируя её как требуется. С помощью несложных приёмов вдавливания, прищипывания и оттягивания создаются традиционные фигурки из глины, например, народные игрушки-свистульки. 1. Можно вырезать фигуру из глины с помощью специальных приспособлений (стеки). Тогда кусок глины должен быть достаточно плотным и слегка затвердевшим, чтобы не разваливался у вас в руках. 2. Можно создать изделие с помощью гипсовой формы, в которую вливается глина, растворённая в воде до состояния однородной массы. 3. Если вы хотите создать поделку из глины по форме (например, сделать вазу со слепка имеющегося у вас сосуда), используйте полиэтиленовую плёнку. Ею нужно обернуть сосуд, прежде чем налепить вокруг него глиняную основу. После высыхания глины плёнка легко отдирается, а у вас остаётся готовая форма. 4. Существует также рельефная лепка, когда на раскатанную пластом глину налепливается рисунок любой сложности. Разновидность рельефной лепки — вырезание рисунка на поверхности.
КАК ПРАВИЛЬНО ЛЕПИТЬ ИЗ ГЛИНЫ?
Всегда помните, что глина — это не пластилин. Этот материал намного прочнее, но и обращаться с ним нужно аккуратнее. Запомните несколько простых правил: 1. Во-первых, глина для лепки всегда должна быть сырой. Поэтому после завершения работы укрывайте массу влажной тряпкой, не давая засыхать. 2. Во-вторых, в процессе лепки всегда заглаживайте появившиеся трещины с помощью воды или водно-глиняной массы. 3. Создавая поделку из глины, начинайте с вылепливания более крупных частей, а впоследствии присоединяйте к ним те, что помельче. 4. Помните, что нельзя закатывать в невысохшую глину посторонние детали, например, кусочки проволоки, металлические или деревянные ножки и т.д. Лучше сделайте для них углубления и сажайте на клей после высушивания изделия. Всякое
изделие из глины нужно высушить
, прежде чем проводить с ним дальнейшую работу. Сушить глиняную поделку лучше в полиэтиленовом пакете. Не торопите события и дайте ей отстояться хотя бы пару дней. Чтобы определить, готова ли поделка, внимательно рассмотрите её: сухое изделие из глины значительно светлее сырого и немного легче. После того, как поделка высохла, можно дополнительно просушить её в духовке или микроволновой печи. Прежде чем красить изделие из глины, нанесите на него слой обычной белой эмали. Она быстро сохнет и создаёт ровную основу для покраски. По завершению покраски, нанесите на глиняную фигурку ровным слоем обычный ПВА. Когда клей засохнет, у вас на руках окажется красивое, блестящее и прочное изделие из глины! Дело сделано! Однако, наряду с этим, существуют типичные трудности в лепке из глины у детей: 1. Не любовь к «серому материалу», если предыдущий опыт был с цветным пластилином, да и боязнь грязных рук отталкивает. Нужно показать обожженное изделие, раскрашенное, а уж в быту керамика всегда найдется, можно и своей поделкой похвастаться. А привыкнуть к материалу поможет игра в лепку лепешек, бусинок или «ласточкиного гнезда», сопровождаемая рассказом о лечебных грязях и аппликациях. 2. Неправильное положение рук, например, в создании круглой формы шара. Нужно показать скатывание в ладошках и скатывание на столе. Пусть дети выберут более удобный для себя способ. При этом следует подсказать, что кисть руки должна сгибаться хорошо (изобразите ладошками шар из двух полусфер), а если пальчики разогнуты, то шар будет сплющиваться. Проблемы встречаются и с раскатыванием жгутика или колбаски. Он получается вместо округлой формы зачастую пластинчатой (толстая полоска), тогда следует обратить внимание на то, какой частью ладошек они это делают. В работе должны участвовать
пальчики, а не серединка ладошки и не нужно стремиться увеличивать расстояние продвижения (проката изделия вперед). 3. Детям сложно делить глину на равновеликие части, а это важно при лепке парных частей (рук, ног, лап, ушей и т.д.), значит нужно попрактиковаться в отщипывании глины на равные кусочки. 4. Главная проблема – плохое соединение. Отработку правильной насечки и промазывание шликером при соединении деталей нужно повторить многократно и объяснять этот процесс, как необходимое склеивание глины. В противном случае, все получим поломанную игрушку и будут безлапые или безухие существа, которые ремонту не подлежат в сухом виде. 5. Не любят процесса сглаживания готового изделия. Глина, выглаженная руками, отполируется, как зеркало, если постараться, но у детей не хватает терпения (спешат закончить), а значит нужно им помочь в ликвидации появившихся трещин на изделии и избежать шероховатой поверхности, если она не красит выполненную работу. Ее будет легче декорировать и на глаз и на ощупь будет приятнее. 6. Ребенку хочется сразу видеть результат своей работы, а процесс сушки длительный. Важно объяснить, что, ускорив процесс, можно только навредить или испортить игрушку… ей необходимо «вылежаться», чтоб стать красивой. Маленькие дети любят лепить сразу законченное изделие, значит задание должно быть не трудоемким и интересным. Лучше, если они осуществят свою задумку или помочь им образцом (макетом, рисунком и т.д) В работе с детьми используются три вида лепки: лепка
предметная, сюжетная и

декоративная.
Каждый из этих видов имеет свои особенности и задачи и может проводиться как по заданию, так и по замыслу детей. Так предметная лепка подразумевает под собой лепку отдельных предметов, а в сюжетной лепке дети лепят сюжеты. Декоративная лепка в дошкольном учреждении — это создание детьми посуды, декоративных пластин, различных фигурок на тему народных игруше. Детей увлекает простота формы, содержание игрушек, яркость оформления, ощущение гладкой, приятной для руки поверхности. Красивые обобщенные формы, изображающие кукол, зверей, птиц с условной яркой росписью, радуют детей и положительно влияют на развитие их художественного вкуса, расширяют представления и фантазию. Дети охотно рассматривают простые, а иногда и замысловатые формы кружек, солонок, кашпо и других изделий. Ребятам нравятся декоративные сосуды, созданные гончарами разных народов. Рассматривая гончарные изделия из России, дети узнают о традициях, обычаях нашего народа. Сегодня, хотелось бы, более подробнее, рассмотреть одно из направлений декоративного или прикладного творчества, а именно, лепка дымковской игрушки с детьми дошкольного возраста. Дымковская игрушка отличается особой пластикой, разнообразием форм и сюжетов, росписью. Значение дымковской игрушки давно уже не игровое. Это — народная декоративная скульптура, которая прекрасно вписывается в современный интерьер и не просто его украшает, а всегда несет активный положительный эмоциональный заряд, обеспечивая ее высокую популярность и не только в России.
ОСНОВЫ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ДЫМКОВСКОЙ (ВЯТСКОЙ) ИГРУШКИ
Техника лепки дымковской игрушки довольно проста. Для лепки можно использовать обычную глину, которую можно потом обжечь в муфельной печи, а также можно использовать современные материалы, например самозатвердевающую глину Джови. Фигурку обычно лепят по частям. Части соединяются между собой шликером (глина разведенная до сметанообразной консистенции) и тщательно заглаживаются. Обычная глина дает большую усадку, для лепки лучше брать целый кусок и выводить из него детали. Самозатвердевающая глина усадки не дает, из нее можно лепить по частям, так как риск растрескивания и отваливания деталей невелик. К тому же, она быстро сохнет и не требует обжига. Поделка из нее очень прочная.
Процесс изготовления дымковской игрушки проходит в 2 больших этапа: 1. Создание собственно формы. 2. Раскраска этой формы.
ПРОЦЕСС ЛЕПКИ ДЫМКОВСКОЙ ИГРУШКИ.
Этот процесс можно подразделить на несколько шагов. Нулевой шаг — это
выбор образца
, готового изделия, которое вы хотите скопировать. Выбранный образец нужно мысленно расчленить на составляющие. Выделить основу, оценить её форму. Выделить «придатки» — хвосты, крылья, копыта, ноги, юбки, коромысла, головы — всё, что крепится к основе. Первый шаг — это
создание основы
. Каждая дымковская игрушка, если вы присмотритесь, состоит из основы — туловища. На которое впоследствии «надевается» всё остальное (перья, хвосты, головы, юбки и так далее). Основа создаётся из комка глины шарообразной формы. То есть, сначала нужно скатать шарик нужного вам размера. Затем деформировать этот шарик (вытянуть, сплюснуть, стянуть) в соответствии с общей формой туловища будущей игрушки. Чем плавнее происходит деформация, тем более хорошей получится форма, она не будет иметь выемок, сколов и прочих дефектов быстрого растяжения. Второй шаг — это
изготовление придатков
. Основа придатков — это также шарики из глины, только меньшего, чем основа размера. То есть, нужно скатать шарик и постепенно деформировать его в сторону нужной формы. Третий шаг —
соединение
придатков с туловищем. Для этого «конечности» прижимаются к туловищу. А потом с помощью некоторого количества глины и чуть большего, чем обычно, количества воды, создаётся плавный переход между придатками и туловищем. Теперь можно добавить всяких
украшений
— колечек, шариков, колбасок, канавок. И оставить заготовку игрушки высыхать. А пока она сохнет, воспользоваться паузой и подобрать себе цвета, которыми вы собираетесь раскрашивать дымковскую игрушку. 18, 19
ПОДБОР КРАСОК И ЦВЕТОВ ДЛЯ ДЫМКОВСКОЙ ИГРУШКИ.
Цвета в дымковской игрушке в основном яркие, баночные — не смешиваемые: жёлтый, красный, чёрный, оранжевый, синий, зелёный, фиолетовый. Акриловые краски — отличный вариант для дымковской игрушки. Кстати, при особом старании ими можно справиться даже с пластилином. Плюс их важный плюс по сравнению с, например, гуашью — краски быстро сохнут и становятся очень прочными. Так что, когда вы будете рисовать по белому фону, он не будет смешиваться с новыми цветами. Ну, а если вы выбрали гуашь — будьте готовы к тому, что белый цвет фона будет взаимодействовать с другими красками. Особенно если вы будете водить кисточкой в одном месте дольше одного мазка.
СЛЕДУЮЩИЙ ЭТАП — РАСКРАСКА ДЫМКОВСКОЙ ИГРУШКИ.
Который, в свою очередь, делится на  нанесение белого фона  окончательную разрисовку. Нанесение белого фона — важный процесс. Если его не нанести хотя бы в один слой, то все ваши цвета, которыми вы будете раскрашивать эту игрушку, окажутся намного более блеклыми, чем если бы под ними был белый фон. Поэтому необходимо покрыть заготовку белым в 2-3 слоя. Соответственно, после высыхания фона начинаем раскрашивать игрушку. Если вы не уверены, то для начала теми же цветами, какие будут использоваться в игрушке, можно раскрасить несколько фигурок на бумаге. Это даст возможность  а) немножко потренироваться  б) в большей степени определиться с желаемым сочетанием цветов. Итак, в раскраске традиционно нуждаются: глаза, волосы (если это человек), предметы одежды или естественных покровов (перья, шкура). Также можно раскрасить декоративные элементы типа бугорков, валиков, канавок, если вы их делали. Если нет — то можно их нарисовать прямо поверх заготовки. Вот и всё! Дымковская игрушка вылеплена и раскрашена! Осталось высушить, при желании покрыть экологичным лаком на водной основе - и радоваться!