"Принципы подбора репертуара в фортепианном классе детской музыкальной школы и школы искусств"
Автор: Мельникова Лариса Ильинична Должность: преподаватель по классу фортепиано
Учебное заведение: МАУ ДО "Детская музыкальная школа №5"
Населённый пункт: город Пермь, Пермский край
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Принципы подбора репертуара в фортепианном классе детской музыкальной школы и школы искусств"
Принципы подбора репертуара в фортепианном классе детской
музыкальной школы и школы искусств
Мельникова Лариса Ильинична,
преподаватель по классу фортепиано,
МАУ ДО «Детская музыкальная школа №5» г. Перми
Педагогическая работа – всегда сложный процесс, а в сфере искусства,
возможно, в ещё большей мере, чем в других областях, так как круг задач,
стоящих перед педагогом, особенно широк.
После окончания учебного заведения вся работа молодого педагога-
пианиста представляет своего рода непрерывное самообучение. На основе
получаемых знаний и постоянно накапливаемого опыта он вырабатывает
собственные педагогические приёмы, по разному использует их, занимаясь с
разными учениками. Обучение никогда не может быть обособленно от
воспитания учащихся, эта закономерность лежит в основе педагогической
деятельности. Независимо от уровня подготовки учащихся педагог учит
музыке.
Обучение игре на фортепиано - это процесс последовательного
изучения музыкальных произведений, а не просто усвоение музыкальных
навыков. Поэтому цель данной темы – умело составленный, учитывающий
все индивидуальные качества ученика, репертуарный план, с учётом
программных требований, перспективе развития учащихся при
дифференцированном подходе к обучению.
На мой взгляд репертуар оказывает очень большое воспитательное
воздействие на учащегося, расширяя музыкальный кругозор, пианистические
навыки, умения, знания.
Задача педагогов музыкальных школ – облегчить детям сложный путь в
мир музыки, учитывая реалии современного мира, сделать занятия
интересными и любимыми, подарив ребёнку прекрасный мир музыки.
В моей педагогической практике выбор репертуара для ученика – это
одна из самых сложных задач, т.к. данный момент является одним из главных
в обучении, и педагог должен с полной ответственностью подходить к этому
вопросу. Выбранные произведения должны соответствовать основным
критериям, таким как: художественная ценность, доступность,
педагогическая целесообразность, развивающая направленность и т.д. А
также, педагог должен чувствовать тонкую грань, через которую не следует
переходить в силу неподготовленности или неопытности обучаемого, чтобы
не переоценить возможности ребёнка и не выбрать для него репертуар,
превышающий его возможности.
Меняются вкусы, пристрастия, музыкальный язык, изменилась вся
звуковая атмосфера, в которой растут наши дети. Музыка, которую они
слышат, которую они играют, определяет их вкус, формирует духовные
склонности. Именно репертуар является одним из главных факторов в
обучении учащихся комплексу важнейших навыков музицирования,
самостоятельного творчества: игре по слуху, транспонированию, чтению с
1
листа, игре в ансамбле, умению аккомпанировать, сочинению и
импровизации.
Считаю, что пришло время расширять рамки учебного материала.
Основные источники его пополнения – это сочинения современных
композиторов, создаваемые специально для детского музицирования,
обработки народных песен, эстрадные произведения, а также новые
публикации произведений старинных мастеров. Задача педагога раскрыть
перед детьми динамическую взаимосвязь между музыкальным наследием
прошлого и современной музыкой, научить отбирать истинные ценности,
которые, несомненно, есть в любом виде музыки.
Занятия на фортепиано неотделимы от общеэстетического воспитания
учащихся: нужно привить им любовь к музыке, научить воспринимать
музыкальное произведение во всём их многообразии, глубине, красоте.
Успешность работы педагога в этом отношении зависит от направленности
занятий, одна из определённых целей которых-содержательность исполнения
его воспитанников, и от изучаемого ими репертуара.
Репертуар имеет не только познавательное значение, не только
расширяет музыкальный кругозор, пианистические умения учащегося, но
оказывает весьма большое воспитательное воздействие общеэстетического и
этического плана. Поэтому от педагога требуется серьёзная, непрерывная
работа.
В начале каждого полугодия педагог составляет индивидуальный план
работы учащегося. Само название - индивидуальный план - очень точно
передаёт сущность этого важного для педагогической работы документа. Он
должен быть действительно индивидуальным, отвечающим задаче
воспитания данного, конкретного ученика. Как известно, в план входят
сочинения крупной формы, полифонические произведения, пьесы
разнообразного характера, этюды.
Составление индивидуального плана-это очень ответственный этап
педагогической работы. Исключением обычно является план учащихся
первого года обучения, когда возможности ученика позволяют использовать
лишь пьески и этюды. Рост музыкального развития и овладение
пианистическими навыками дают возможность постепенно раздвигать
границы репертуара.
Хороший педагог думает о плане заранее. Ученику, впервые
встречающемуся с крупной формой при изучении самых лёгких сонатин и
вариаций со временем становятся доступны многочастные сонаты, сложные
вариационные циклы, концерты. Огромен диапазон полифонических
произведений: от лёгких переложений народных песен до прелюдий и фуг И.
Баха, Д. Шостаковича. Важно, чтобы в индивидуальные планы входили
сочинения композиторов-классиков, советских и прогрессивных
современных авторов.
Выбор произведений подчиняется как перспективе развития
учащегося, так и задачам его обучения в данной четверти или полугодия.
Преподаватель учитывает степень музыкально-пианистического развития
ученика, его достижения и недостатки, пройденный репертуар, думает, над
2
чем в первую очередь следует работать, какие публичные выступления
(концерты, конкурсы, экзамены) предстоят в этом полугодии и в этом
учебном году.
По трудности каждое произведение должно соответствовать степени
подготовки ученика и в тоже время способствовать дальнейшему развитию
его музыкально-пианистических навыков, с учётом их обязательной
разносторонности.
Необходимо всегда иметь в виду большое общевоспитательное
значение изучаемого репертуара. Произведения таких композиторов , как И.
Бах, Л. Моцарт, Л. Бетховен, П. Чайковский, С. Рахманинов, Д. Шостакович и
многих других авторов не только познакомят учащихся с крупнейшими
личностями, но и позволят связать их творчество с этическими проблемами.
Иногда пианистические навыки учащегося (например: пальцевая
беглость, аккордовая техника) кажутся на первый взгляд недоступными для
исполнения произведений. Если же ученик практически подготовлен к
разрешению этих технических задач и при большей настойчивости сумеет
успешно справиться с новой для себя трудностью, то изучение такого
произведения будет ему полностью полезно.
Необходимо, однако предостеречь от злоупотребления слишком
трудным репертуаром. «Скачки» в нём возможны лишь в том случае, когда
учащийся, на основе ранее пройденного, хорошо подготовлен к новым, более
значительным трудностям. Тогда работа над более сложным произведением
не только позволит ученику приобрести те или иные навыки, но и даст
возможность, как говорят «развернуться», использовав свои музыкально-
пианистические возможности. Подобный сдвиг в репертуаре должен быть не
случайным, а сознательным, глубоко продуманным. Особенно осторожным
следует быть при выборе программ для конкурсов, экзаменов, так как
произведение может быть вынесено на эстраду только в том случае, если
ученик добьётся полной свободы его исполнения как в целом, так и в
деталях.
Существенный момент при составлении репертуарного плана
-количество изучаемых произведений учащимся за год. Различие в трудности
произведений и их художественной значимости может быть так велико, что
они часто не могут сравниться. Количество произведений определяется на
секции отделения, утверждается директором.
Дифференцированно подходя к каждому учащемуся, обратить большое
внимание на безусловно доступные и в то же время полезные для него
произведения. Работа над ними принесёт ученику больше радости и пользы.
При составлении программы следует позаботиться о том, чтобы она была
разнообразной в отношении характера, темпа, тонального соотношения. При
выборе пьес малой формы необходимо обратить внимание на то, чтобы
некоторые из них были певучего характера, чтобы можно было поработать
над кантиленой, над педализацией.
У учащегося почти всегда имеются более или менее ярко выраженные
музыкальные склонности. Помня о необходимости его разностороннего
развития, педагогу надлежит строить работу таким образом, чтобы выправить
3
«слабые места». Надо привить вкус к ещё несколько чуждой ему пока
музыке, к работе, которая сначала может показаться менее интересной, менее
приятной. В то же время нельзя оставлять в стороне ту область, в которой
учащийся чувствует себя сильным.
Распространённой ошибкой является «привязывание» исполнения
произведения к определённому классу или году обучения. Необходимо
учитывать, что распределение по классам, принятое в методических
разработках-программах, весьма условное и примерное. Руководит темпами
освоения репертуара естественное развитие ученика, которое нежелательно
искусственным способом ни тормозить, ни торопить.
Каждому педагогу, в особенности не имеющему достаточного опыта,
всегда необходимо специально просматривать соответствующую
фортепианную литературу, как новую, так и давно известную. Надо учесть,
что было сыграно учеником раньше, подумать о перспективе занятий. В
своей педагогической практике я продумываю о перспективе репертуара не
только на текущий год, но иногда на ближайшие 1-2 года.
Основные принципы подбора репертуара в классе обучения игре на
фортепиано:
учёт индивидуальных музыкальных способностей;
доступность как в техническом отношении, так и по содержанию;
соразмерность репертуара и возраста ученика;
репертуар должен способствовать развитию творческого
воображения учеников;
учёт количества и уровня технической подготовки учеников;
принцип постепенности и последовательности – изучения
музыкального материала «от простого к сложному»;
принцип разнообразия репертуара;
выбор репертуара с перспективой дальнейших концертных
выступлений;
индивидуальная направленность репертуара.
Сейчас в распоряжении современного педагога находится большое
число хорошей литературы в области возрастной психологии, психологии
индивидуальных различий, психологии одарённости, психологии творческого
процесса. Путь к индивидуальности каждого ученика напрямую связан с
глубиной психологической грамотности педагога, сочетающейся с
всесторонним профессиональным знанием своего предмета.
С педагога много спрашивается. И это вполне закономерно, так как от
его работы не только очень многое зависит, но ею обуславливается
успешность занятий и всё направление учащегося.
Список литературы
1.
Алексеев А.Д. Методика обучения игре на фортепиано. - М., 1978.
2.
Милич Б.Е. Воспитание пианиста в детской музыкальной школе. –
К.,1964.
3.
Богословский В.В. Психология воспитания школьника.-Москва:Наука,
2001.
4