Напоминание

"Принципы подбора репертуара в фортепианном классе детской музыкальной школы и школы искусств"

Автор: Мельникова Лариса Ильинична
Должность: преподаватель по классу фортепиано
Учебное заведение: МАУ ДО "Детская музыкальная школа №5"
Населённый пункт: город Пермь, Пермский край
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Принципы подбора репертуара в фортепианном классе детской музыкальной школы и школы искусств"







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Принципы подбора репертуара в фортепианном классе детской

музыкальной школы и школы искусств
Мельникова Лариса Ильинична, преподаватель по классу фортепиано, МАУ ДО «Детская музыкальная школа №5» г. Перми Педагогическая работа – всегда сложный процесс, а в сфере искусства, возможно, в ещё большей мере, чем в других областях, так как круг задач, стоящих перед педагогом, особенно широк. После окончания учебного заведения вся работа молодого педагога- пианиста представляет своего рода непрерывное самообучение. На основе получаемых знаний и постоянно накапливаемого опыта он вырабатывает собственные педагогические приёмы, по разному использует их, занимаясь с разными учениками. Обучение никогда не может быть обособленно от воспитания учащихся, эта закономерность лежит в основе педагогической деятельности. Независимо от уровня подготовки учащихся педагог учит музыке. Обучение игре на фортепиано - это процесс последовательного изучения музыкальных произведений, а не просто усвоение музыкальных навыков. Поэтому цель данной темы – умело составленный, учитывающий все индивидуальные качества ученика, репертуарный план, с учётом программных требований, перспективе развития учащихся при дифференцированном подходе к обучению. На мой взгляд репертуар оказывает очень большое воспитательное воздействие на учащегося, расширяя музыкальный кругозор, пианистические навыки, умения, знания. Задача педагогов музыкальных школ – облегчить детям сложный путь в мир музыки, учитывая реалии современного мира, сделать занятия интересными и любимыми, подарив ребёнку прекрасный мир музыки. В моей педагогической практике выбор репертуара для ученика – это одна из самых сложных задач, т.к. данный момент является одним из главных в обучении, и педагог должен с полной ответственностью подходить к этому вопросу. Выбранные произведения должны соответствовать основным критериям, таким как: художественная ценность, доступность, педагогическая целесообразность, развивающая направленность и т.д. А также, педагог должен чувствовать тонкую грань, через которую не следует переходить в силу неподготовленности или неопытности обучаемого, чтобы не переоценить возможности ребёнка и не выбрать для него репертуар, превышающий его возможности. Меняются вкусы, пристрастия, музыкальный язык, изменилась вся звуковая атмосфера, в которой растут наши дети. Музыка, которую они слышат, которую они играют, определяет их вкус, формирует духовные склонности. Именно репертуар является одним из главных факторов в обучении учащихся комплексу важнейших навыков музицирования, самостоятельного творчества: игре по слуху, транспонированию, чтению с 1
листа, игре в ансамбле, умению аккомпанировать, сочинению и импровизации. Считаю, что пришло время расширять рамки учебного материала. Основные источники его пополнения – это сочинения современных композиторов, создаваемые специально для детского музицирования, обработки народных песен, эстрадные произведения, а также новые публикации произведений старинных мастеров. Задача педагога раскрыть перед детьми динамическую взаимосвязь между музыкальным наследием прошлого и современной музыкой, научить отбирать истинные ценности, которые, несомненно, есть в любом виде музыки. Занятия на фортепиано неотделимы от общеэстетического воспитания учащихся: нужно привить им любовь к музыке, научить воспринимать музыкальное произведение во всём их многообразии, глубине, красоте. Успешность работы педагога в этом отношении зависит от направленности занятий, одна из определённых целей которых-содержательность исполнения его воспитанников, и от изучаемого ими репертуара. Репертуар имеет не только познавательное значение, не только расширяет музыкальный кругозор, пианистические умения учащегося, но оказывает весьма большое воспитательное воздействие общеэстетического и этического плана. Поэтому от педагога требуется серьёзная, непрерывная работа. В начале каждого полугодия педагог составляет индивидуальный план работы учащегося. Само название - индивидуальный план - очень точно передаёт сущность этого важного для педагогической работы документа. Он должен быть действительно индивидуальным, отвечающим задаче воспитания данного, конкретного ученика. Как известно, в план входят сочинения крупной формы, полифонические произведения, пьесы разнообразного характера, этюды. Составление индивидуального плана-это очень ответственный этап педагогической работы. Исключением обычно является план учащихся первого года обучения, когда возможности ученика позволяют использовать лишь пьески и этюды. Рост музыкального развития и овладение пианистическими навыками дают возможность постепенно раздвигать границы репертуара. Хороший педагог думает о плане заранее. Ученику, впервые встречающемуся с крупной формой при изучении самых лёгких сонатин и вариаций со временем становятся доступны многочастные сонаты, сложные вариационные циклы, концерты. Огромен диапазон полифонических произведений: от лёгких переложений народных песен до прелюдий и фуг И. Баха, Д. Шостаковича. Важно, чтобы в индивидуальные планы входили сочинения композиторов-классиков, советских и прогрессивных современных авторов. Выбор произведений подчиняется как перспективе развития учащегося, так и задачам его обучения в данной четверти или полугодия. Преподаватель учитывает степень музыкально-пианистического развития ученика, его достижения и недостатки, пройденный репертуар, думает, над 2
чем в первую очередь следует работать, какие публичные выступления (концерты, конкурсы, экзамены) предстоят в этом полугодии и в этом учебном году. По трудности каждое произведение должно соответствовать степени подготовки ученика и в тоже время способствовать дальнейшему развитию его музыкально-пианистических навыков, с учётом их обязательной разносторонности. Необходимо всегда иметь в виду большое общевоспитательное значение изучаемого репертуара. Произведения таких композиторов , как И. Бах, Л. Моцарт, Л. Бетховен, П. Чайковский, С. Рахманинов, Д. Шостакович и многих других авторов не только познакомят учащихся с крупнейшими личностями, но и позволят связать их творчество с этическими проблемами. Иногда пианистические навыки учащегося (например: пальцевая беглость, аккордовая техника) кажутся на первый взгляд недоступными для исполнения произведений. Если же ученик практически подготовлен к разрешению этих технических задач и при большей настойчивости сумеет успешно справиться с новой для себя трудностью, то изучение такого произведения будет ему полностью полезно. Необходимо, однако предостеречь от злоупотребления слишком трудным репертуаром. «Скачки» в нём возможны лишь в том случае, когда учащийся, на основе ранее пройденного, хорошо подготовлен к новым, более значительным трудностям. Тогда работа над более сложным произведением не только позволит ученику приобрести те или иные навыки, но и даст возможность, как говорят «развернуться», использовав свои музыкально- пианистические возможности. Подобный сдвиг в репертуаре должен быть не случайным, а сознательным, глубоко продуманным. Особенно осторожным следует быть при выборе программ для конкурсов, экзаменов, так как произведение может быть вынесено на эстраду только в том случае, если ученик добьётся полной свободы его исполнения как в целом, так и в деталях. Существенный момент при составлении репертуарного плана -количество изучаемых произведений учащимся за год. Различие в трудности произведений и их художественной значимости может быть так велико, что они часто не могут сравниться. Количество произведений определяется на секции отделения, утверждается директором. Дифференцированно подходя к каждому учащемуся, обратить большое внимание на безусловно доступные и в то же время полезные для него произведения. Работа над ними принесёт ученику больше радости и пользы. При составлении программы следует позаботиться о том, чтобы она была разнообразной в отношении характера, темпа, тонального соотношения. При выборе пьес малой формы необходимо обратить внимание на то, чтобы некоторые из них были певучего характера, чтобы можно было поработать над кантиленой, над педализацией. У учащегося почти всегда имеются более или менее ярко выраженные музыкальные склонности. Помня о необходимости его разностороннего развития, педагогу надлежит строить работу таким образом, чтобы выправить 3
«слабые места». Надо привить вкус к ещё несколько чуждой ему пока музыке, к работе, которая сначала может показаться менее интересной, менее приятной. В то же время нельзя оставлять в стороне ту область, в которой учащийся чувствует себя сильным. Распространённой ошибкой является «привязывание» исполнения произведения к определённому классу или году обучения. Необходимо учитывать, что распределение по классам, принятое в методических разработках-программах, весьма условное и примерное. Руководит темпами освоения репертуара естественное развитие ученика, которое нежелательно искусственным способом ни тормозить, ни торопить. Каждому педагогу, в особенности не имеющему достаточного опыта, всегда необходимо специально просматривать соответствующую фортепианную литературу, как новую, так и давно известную. Надо учесть, что было сыграно учеником раньше, подумать о перспективе занятий. В своей педагогической практике я продумываю о перспективе репертуара не только на текущий год, но иногда на ближайшие 1-2 года. Основные принципы подбора репертуара в классе обучения игре на фортепиано:  учёт индивидуальных музыкальных способностей;  доступность как в техническом отношении, так и по содержанию;  соразмерность репертуара и возраста ученика;  репертуар должен способствовать развитию творческого воображения учеников;  учёт количества и уровня технической подготовки учеников;  принцип постепенности и последовательности – изучения музыкального материала «от простого к сложному»;  принцип разнообразия репертуара;  выбор репертуара с перспективой дальнейших концертных выступлений;  индивидуальная направленность репертуара. Сейчас в распоряжении современного педагога находится большое число хорошей литературы в области возрастной психологии, психологии индивидуальных различий, психологии одарённости, психологии творческого процесса. Путь к индивидуальности каждого ученика напрямую связан с глубиной психологической грамотности педагога, сочетающейся с всесторонним профессиональным знанием своего предмета. С педагога много спрашивается. И это вполне закономерно, так как от его работы не только очень многое зависит, но ею обуславливается успешность занятий и всё направление учащегося. Список литературы 1. Алексеев А.Д. Методика обучения игре на фортепиано.
-
М., 1978. 2. Милич Б.Е. Воспитание пианиста в детской музыкальной школе. – К.,1964. 3. Богословский В.В. Психология воспитания школьника.-Москва:Наука, 2001. 4