"Речевые игры для детей дошкольного возраста с нарушениями речи".

Автор: Антонова Елена Сергеевна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МАДОУ № 358 " Лесная полянка"
Населённый пункт: город Екатеринбург, Свердловская область
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Речевые игры для детей дошкольного возраста с нарушениями речи".
Дата публикации: 01.02.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Министерство общего и профессионального образования

Свердловской области

Управление образования города Екатеринбурга

Отдел образования Чкаловского района

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение -

детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением

деятельности по физическому развитию воспитанников № 358 «Лесная

полянка
»


Речевые игры для детей дошкольного возраста с

нарушениями речи.
Подготовила: Антонова Е. С. Должность: Учитель- логопед Екатеринбург
И технология, и отношения, и развитие личности – все в педагогическом мастерстве должно быть пронизано игрой, игра снимает усталость, создает обстановку раскованности и защищенности, утверждает демократизм общения, ведет к свободе и дисциплине. Ю. П. Азаров. Радость учиться и учить. Гораздо успешнее осуществлять коррекционно-восстановительную работу с детьми и решать самые различные задачи по исправлению речевых недостатков и развитию психических функций помогает игра. Играя, ребенок легко преодолевает трудности умственной работы и дольше не замечает усталости. В игровой форме процесс мышления протекает быстрее, новый учебный материал усваивается прочнее, запоминает легче. Поэтому в работе воспитателей необходимо расширять применение всех общепризнанных игр. Особое внимание при этом следует уделять так называемым речевым играм: знать их как можно больше, уметь использовать для развития коммуникативных способностей детей, расширения их активного словаря, для практического усвоения функций словоизменения и словообразования, для формирования связного высказывания и т. Д. Термин «речевая игра» ныне используется в специальной литературе наравне с общепринятыми в педагогике терминами. Он удобен в практике, сразу акцентируя внимание на основном назначении той или иной игры в системе работы. Отличительная черта речевых игр - использование специально подобранных слов, выражений и синтаксических конструкций для достижения той или иной цели в условиях «кооперативно- соревновательного» типа общения. В таком случае любая игра, с помощью которой воспитатель развивает лексико-грамматическую сторону речи детей, диалогическую, объяснительную и доказательную речь, автоматизирует правильное звукопроизношение, готовит к звукослоговому анализу и т. д., может называться речевой. К
речевым играм
следует отнести:
оригинальные авторские игры;

подвижные игры с речевым сопровождением; русские народные игры,

национальные игры других народов; игры хороводные, дидактические,

шуточные, словесные, настольно-печатные; игры в слова, звуки и буквы;

игры-драматизации, игры - потешки с пальчиками; диалоги как речевые

сценки, разыгрываемые детьми,
и др. Из–за ограниченности речевых средств общения у детей не следует придерживаться возрастного принципа отбора – на первом году обучения можно использовать даже игры для самых маленьких. Главное – доступность речевого материала и включенность игры в лексико-тематический цикл.

В раннем возрасте
игры направлены на развитие различных функций- предпосылок речи Потешки, песенки. Стишки и считалки представляют собой основу для развития всех сторон деятельности и психики малыша. В народном фольклоре («Сорока - белобока», «Ладушки», «Идет коза рогатая», «Потягушеньки») нередко сочетаются речь и движения, что закладывает начало формирования ритмической организации речи. Игры-манипуляции (складывание пирамидки, кубиков, катание мяча, игры с водой во время купания) позволяют познавать свойства и качества предметов, а также пополнять словарный запас соответствующей лексикой. В
младшем дошкольном возрасте
большое значение приобретают игры, направленные на дальнейшее знакомство детей с окружающим миром. Здесь на помощь приходят произведения классиков литературы (А. Барто, С. Маршак, К. Чуковский, Е. Благинина, и. Токмакова и др.). Любое стихотворение, детская песенка становятся игрой при умелом и грамотном использовании. Взрослый вступает в роли волшебника, превращающего обычное стихотворение в игру, сказку, где участником становится и ребенок. В
среднем дошкольном возрасте
основное направление в развитии речи – накопление словарного запаса, активное формирование грамматической стороны речи. Речевые игры «Скажи наоборот», « Угадай, что это?», «Кто летает?», «Дедушка и внучата» и другие помогают детям выделять существенные признаки предметов, определять и описывать их местоположение по отношению к себе и другим предметам, называть действия, совершаемые предметом. В
старшем дошкольном возрасте
особое значение имеет воспитание слухового внимания, интереса к звуковому оформлению речи-произнесению звуков, интонационной выразительности, правильному построению сложных предложений и использованию предлогов. (Игры: «Что ты слышишь?», «Хлопки», «Поймай слово», «Исправь предложение».) В процессе подготовки к школе работа по развитию речи приобретает дифференцированный, целенаправленный характер. Речь ребенка становится развернутой, последовательной, логически завершенной; произносительная сторона достигает высокого уровня: он правильно произносит все звуки речи, пользуется интонационными средствами выразительности, умеет изменять темп и громкость речи. Первостепенное значение приобретает формирование тех функций, которые обеспечат плавный переход ребенка из дошкольного детства в начальную ступень обучения. Игры, развивающие способность к слоговому и звукобуквенному анализу и синтезу, в непринужденной и интересной форме подготовят дошкольника к обучению грамоте, вызывая естественный интерес к звучанию слова (Игры «Слова-перевертыши», «Телеграф»).
Особенности проведения речевых игр с детьми.

1.До того как дети начнут играть в ту или иную речевую игру, необходимо провести с ними ряд игровых упражнений (как бы подготовить их к игре). Например, заранее рассмотреть игровое поле, карточки, фишки, картинки и т. д., проверить, все ли картинки и предметы знакомы им, трудные слова проговорить по слогам со всеми детьми и т. д. 2. Каждую речевую игру необходимо проводить многократно. Чтобы у детей сохранился интерес к игре, начинать нужно с упрощенного варианта, затем постепенно усложнять игру введением новых правил, занимательных сценок, различных ограничений, включением чистоговорок, использованием классического приема - отнимания и выкупа фантов и т. д. 3. Литературный текст той или иной речевой игры вводи в активную речь детей последовательно: а) сначала текст полностью проговаривает воспитатель; б) затем включаются дети и проговаривают только один звук или звукоподражание, слог, слово, фразу; в) и наконец, дети произносят полный текст. 4. В некоторых случаях текст игры можно адаптировать к речевым возможностям детей. Но ни в коме случае нельзя этого делать с произведениями классиков, с русскими народными потешками и считалками. 5. В дидактических, словесных и других играх необходимо всегда предъявлять речевой образец и следить за проговариванием окончанием, за соблюдением вопросительной интонации. 6. В массовой группе излишняя драматизация подвижных игр считается методической ошибкой. Но если подвижная игра проводится как речевая, то ее следует драматизировать и насыщать речевым материалом. 7. Необходимо также планировать и проводить словарную работу для предстоящей игры, тренировать навыки диалогической речи, отрабатывать слова сложной слоговой структуры, вопросительные и повелительные интонации, навыки словообразования и т. д. 8 При выборе водящего необходимо учитывать психофизические и речевые возможности, личностные и характерологические способности каждого ребенка. Воспитатель должен уметь назначить на роль водящего нужного ему ребенку, которому, по его мнению следует приобрести этот опыт именно в данной момент и в данной игре. С этой целью можно использовать следующие приемы: - прямое назначение конкретного ребенка, обоснованное для всех остальных ( но не злоупотреблять данным приемом); - различные традиционные считалки, но с нужным эффектом (заранее посчитывать, чтобы последнее слово указывало на конкретного ребенка; или незаметно для окружающих «передергивать» слова и ритм движения руки, как это делают иногда увлекающиеся дети); - «Волшебная палочка» (воспитатель с «закрытыми» глазами касается палочкой нужного ему ребенка); -своеобразный конкурс (кто лучше всех покажет, как передвигается мышка, тот и будет водящим);
- вопрос-обращение к самым нетерпеливым («Кого ты сегодня предлагаешь выбрать водящим?»); -неизменное правило группы: тот, кто лучше всех выполняет игровые действия или решает игровою задачу, становится водящим (а не тот, кто пойман или допустил ошибку, как это заведено во всех общепризнанных играх; это позволяет предупредить так называемые «поддавки» и небрежное выполнение игровой задачи). 9. Использовать в играх различные «выручалочки», вносящие элемент занимательности и дополнительную речевую насыщенность (пойманных и выбывших из игры дети выручают самыми различными способами – стихами-диалогами, чистоговорками, скороговорками, любыми словесными упражнениями). Многие речевые игры относятся к разряду игр с правилами: конкретные правила или четко сформированы и выделены в них, или логично вытекают из содержания (описания) игры. Развитие игр по правилам, по общепринятую мнению специалистов, имеет решающее значение для формирования предпосылок учебной деятельности в дошкольном возрасте. Для
детей с речевыми нарушениями
следует выделить специфические
правила
организации речевой игры: 1. Использовать самые различные игры в коррекционно-восстановительной работе с детьми, естественно и гармонично включая их во все возможные жизненные и учебные ситуации с течение дня. 2. Ежедневно проводить игру с речевым сопровождением перед первым занятием. 3. при планировании и проведении игр с речевыми целями ориентироваться на тематическую разверстку и перспективный план. 4. В организационный и адаптационный период в начале учебного года, когда идет работа по формированию детского коллектива, в больших количествах проводить игры с ярко выраженным ритмом (хороводные игры, игры с пением, игры с речевым сопровождением в кругу). 5. Организатор игры не должен злоупотреблять исправлением речи детей при ее проведении, устойчивые ошибки фиксируются и отрабатываются на занятиях и во всевозможных специально организованных ситуациях. 6. При проведении игр учитывать возможные особенности поведения детей с речевыми расстройствами. 7. В группе должен быть дифференцированный перечень игр для детей возбужденных, импульсивных, расторможенных и для детей медлительных, быстро утомляющихся, с низкой переключаемостью внимания; набор физкультминуток и считалок.
Значение речевых игр в формировании лексико-грамматического

строя и

развитии связной речи у детей.


Лексика.
Игры, в которых есть литературный текст, развивают художественный вкус ребенка, его язык. В игровых текстах часто встречаются незнакомые слова. Появляется повод к совместному обсуждению, уточнению, объяснению непонятных слов и к побуждению детей самим задавать вопросы по тексту игры. Игры, в которых дети взаимодействуют с игровым полем, карточками, фишками, картинками, предметами и игрушками, обогащают активный словарный запас. Во многих играх, особенно словесных, от детей требуется активный поиск, активное употребление слов по заданным признакам (антоним, омоним, родственное слово и т. д.). Так в речевых играх естественно, интересно, увлекательно проходит работа по обогащению и активизации словаря детей, по уточнению незнакомых слов и выражений, по актуализации точных по смыслу слов в заданном контексте.
Грамматика
. Усвоение грамматического строя происходит постепенно, путем подражания, в процессе разнообразной речевой практики. Во всех речевых играх педагог дает речевой образец, а дети ему подражают. Но сила подражания в игре подпитывается симпатиями влечениями, неподдельным интересом, разнообразными переживаниями и играет огромную роль в развитии языкового чутья у детей: умении. Прислушиваться к речи окружающих, тонко реагировать на оттенки звучания слов, заимствовать способы словоизменения и словообразования. Многие речевые игры построены на диалоге: вопросы водящего требуют от участников игры использования в ответах разных частей речи в той или иной грамматической форме, умения правильно расставить логические ударения, пользоваться предложениями различной речевой конструкции. Таким образом, в речевых играх дети на практике овладевают функцией словоизменения и словообразования.
Связная речь
. Все речевые игры обусловлены правилами. Толковое, обстоятельное, повторное разъяснение детям игры, совместное с ними обсуждение условий ее проведения -уже путь к развитию их языка. Речевые игры определяют содержание речи детей, полезно иногда предлагать всему коллективу сообща рассказывать о том, как проводится та или иная игра, предлагать кому-либо толково изложить правила игры товарищам, с ней ещё незнакомы. Ребенок поет- и при этом учится петь; рисует, лепит- и развивает свои сенсорные способности; воспроизводит слышанную им сказку – и учится беглой, правильной устной речи; играет в речевые игры – и совершенствует свою речь во всех направлениях. Популярные и любимые детьми подвижные игры без литературного текста можно и нужно использовать в работе по лексическим темам. Например, игра
«Пятнышки»:
играющие выбирают водящего – пятнашку. Все разбегаются по площадке, а пятнашка их ловит. Тот, кого пятнышка коснется рукой, становится пятнашкой.
Вариант речевой игры «Пятнашки»: дети встают в круг, педагог говорит: «Слетелись на заснеженную полянку разные зимующие птицы. Стали знакомятся друг с другом». - Я- сорока, а ты кто? -обращается он рядом стоящему ребенку. Дети подхватывают и по очереди называют себя: «Я – галка, а ты кто?» - «Я – снегирь, а ты кто?» И т. д. (Синица, дятел, воробей, голубь, клест, свиристель..) Педагог продолжает: - Познакомились птицы и решили в «Пятнашки» поиграть.. Далее используется первоначальный вариант игры. Усложнения:
«Пятнашки с именем».
Пятнашка не пятнает того, кто вовремя назвал себя, например: «Я – сорока», «Я – галка» и т. д.
«Пятнашки – ноги от земли».
Играющий может спастись от пятнашки, если встает на какой – либо предмет. А впоследствии еще и будет сообщать: «Сорока на ветке», «Галка на заборе», «Воробей на перилах», «Голубь на крыше», «Синица на трубе».
«Пятнашки с домом».
По краям площадки рисуются два круга, это гнезда. Преследуемый может спастись от пятнашки в гнезде, так как в границах круга пятнать нельзя. А впоследствии будет хвастливо заявлять: « Сорока в гнезде», «Ворона в гнезде», «Голубь в гнезде» и т. д.
«Пятнашки с друзьями».
Пятнашка не может запятнать того игрока, который в минуту опасности возьмется за руки с другим играющим. Впоследствии они могут сообщать: «Сорока с вороной», «Голубь с галкой» и т. д.
«Пятнашки с лентами».
Все играющие, кроме пятнашки, имеют за поясом по ленточке. Пятнашка, догоняя убегающего, вытягивает у него ленту. В конце игры все, кто потерял ленточку, выкупают ее, читая загадку про свою птицу, или потешку, или называя глаголы (каркает, воркует, стучит, кричит, свиристит, летает, клюет и т. д.). Аналогичным способом можно активизировать словарь в игре «Пятнашки» по темам: «Домашние животные», «Дикие животные», «Насекомые», «Детеныши животных».
Предлагаю вашему вниманию дидактические и речевые игры для детей дошкольного возраста. Их использование поможет воспитателю оптимизировать процесс коррекционной работы.
Дидактические игры по теме: «ОСЕНЬ».
1. «Найди свой листок» Цели: Развитие зрительного внимания. Закрепление названий цветов. На маленьких карточках (6 штук) изображения листочков, отличающихся друг от друга по цвету. Дети вместе с педагогом рассматривают листочек. Называют его цвет. Затем на большом поле, где изображены все листочки, ребенок должен отыскать свой и закрыть его карточкой. 2. «Слушай дождик» Цели: Развитие слухового внимания. Активизация словаря.
Педагог демонстрирует стук «дождика» (кончиков пальцев) по различным поверхностям – ткани, столу, стеклу, пластмассе и т.п. Затем детям предлагается закрыть глаза и по звуку угадать, где «танцует» дождик. 3. «Такие разные листочки» Цели: Сравнение листочков разных деревьев по цвету и величине. Формирование умения согласовывать прилагательные с существительными в роде. В игре участвуют парные картинки с изображением листьев, одинаковых по цвету. Игра проводится по типу Лото. Ребенку необходимо найти пару к своей картинке. 4. «Разноцветные тучки» Цели: Развитие умения сравнивать предметы по цвету. Воспитание зрительного внимания. Активизация словаря. Закрепление названий основных цветов. Формирование умения согласовывать прилагательные с существительными в роде. Детям предлагаются тучки разного цвета. Педагог говорит, что из тучек шел разноцветный дождик, и предлагает ребенку подобрать предметы, которые побывали под дождем из предложенной тучки.
Дидактические игры по теме: «ИГРУШКИ».
1. «Чего не стало» Цели: Обогащение словарного запаса по теме. Развитие зрительного внимания. На столе выставляются игрушки (до 5). Дети вместе с педагогом рассматривают их, называют каждую игрушку. Затем педагог предлагает детям закрыть глаза и убирает одну игрушку. Затем дети открывают глаза и называют игрушку, которой нет на столе. 2. «У кого какая игрушка» Цели:
Сравнение игрушек по величине. Активизация словаря. Детям предлагаются три мяча, различных по величине (большой, поменьше и самый маленький), три медведя (матрешки, куклы, машины) тоже отличающихся по размеру. Необходимо найти хозяина для каждого мячика, соотнося игрушки между собой по величине. 3. «Найди пару» Цели: Сравнение игрушек по цвету. Формирование умения согласовывать прилагательные с существительными в роде. В игре участвуют парные картинки с изображением игрушек, одинаковых по цвету. Игра проводится по типу Лото. Ребенку необходимо найти пару к своей картинке. 4. «Какой игрушки не хватает» Цели: Развитие умения сравнивать игрушки по цвету и форме. Воспитание зрительного внимания. Активизация словаря. Детям предлагается таблица из 9 клеток, в 8 из них изображения трех различных игрушек или одинаковых, но трех разных цветов. Одна клетка пустая. Ребенок совместно с педагогом устанавливает закономерность расположения игрушек в клетках и определяет, какой игрушки не хватает. 5. «Что здесь спрятано» Цели: Развитие воображения. Активизация словаря по теме. Детям предлагаются геометрические фигуры – круг, квадрат, овал, треугольник. Дети определяют на какие игрушки похожи данные фигуры.
Дидактические игры по теме: «ОДЕЖДА».
1. «Одень Таню, одень Ваню» Цели:
Развитие зрительного внимания и логического мышления. Активизация словаря по теме. Закрепление названий цветов. На маленьких карточках (10 штук) изображения одежды для девочек и мальчиков. Дети вместе с педагогом рассматривают карточки, называют каждый из предметов одежды. Затем на большом поле раскладывают карточки соответственно к изображению девочки или мальчика. Выясняют, какую одежду могут носить все. 2. «Выбери одежду для матрешек» Цели: Развитие зрительного внимания. Закрепление названий цветов. Согласование прилагательных и существительных в роде и числе. На большом полотне изображение матрешек желтого, синего, красного и зеленого цвета. На маленьких карточках изображены сарафан, косынка, фартук, носки для каждой матрешки. Детям предлагается выбрать одежду соответствующего цвета для каждой матрешки. 3. «Кто во что одет» Цели: Развитие зрительного внимания и умения выслушивать вопрос и отвечать на него одним словом. Взрослый задает вопрос типа: У кого сегодня белые колготки? Кто одет в джинсовый сарафан? И т.п. 4. «Мишка и Мишутка» Цели: Развитие умения сравнивать предметы по величине. Воспитание зрительного внимания. Активизация словаря. Образование уменьшительной формы существительных Детям предлагаются игрушки маленький и большой мишка или их изображения. На маленьких карточках изображены рубашка и рубашечка, шорты и шортики, шапка и шапочка, шарф и шарфик, носки и носочки. Нужно «одеть» игрушки, называя, что для кого. Например: Мишке наденем рубашку, а Мишутке – рубашечку. Дидактические игры по теме: ДОМ
1. «Строим дом» Цели: Развитие зрительного внимания, умения ориентироваться в пространстве. Активизация словаря по теме. Практическое употребление предлогов В, НА. Детям предлагается построить дом для куклы из деталей конструктора, для нарисованной куклы из геометрических фигур. Свои действия ребенок комментирует, опираясь на вопросы педагога: Что это? Куда ты поставил крышу? Как кукла войдет в дом? И т.п. 2. «Кто в домике живет» Цели: Развитие зрительного внимания. Закрепление умения употреблять уменьшительную форму существительных в ед.ч. Формирование логического мышления и фразовой речи. Воспитатель предлагает детям изображения большого дома и маленького домика. У каждого ребенка несколько карточек с изображением предметов разной величины. Ребенок называет предмет и в зависимости от его величины помещает в соответствующий дом (Это большая подушка. Она будет в большом доме. А это маленькая подушечка. Она – в маленьком доме). 3. «Чего в доме не хватает» Цели: Развитие логического мышления и фразовой речи. Активизация словаря по теме. У детей карточки с изображением домиков, в которых не хватает одной детали – двери, крыши или окна. Ребенок смотрит на карточку и говорит: - В моем доме нет окошка. Там будет темно. и т.п. - Затем из предложенных геометрических фигур выбирает необходимую и «ремонтирует» дом. 4. «Чей дом» Цели: Развитие логического мышления. Активизация словаря по теме.
В окошке нарисованного дома воспитатель выставляет предметы, принадлежащие сказочным героям или животным, дети определяют, кому принадлежит этот дом. 5. «Разноцветные домики» Цели: Закрепление сенсорных эталонов. Активизация словаря по теме. Развитие зрительного внимания. На большом панно несколько домиков из геометрических фигур разного цвета. Воспитатель предлагает детям найти одинаковые домики, все высокие домики, все низкие. Каждый ребенок выбирает для себя какую-либо геометрическую фигуру (например, синий прямоугольник), соотносит ее с деталью дома (это дверь) и отыскивает на панно такие же фигуры.
Дидактические игры по теме: «ДОМАШНИЕ ЖИВОТНЫЕ».
1. «Кто нас зовет» Цели: Развитие слухового внимания. Активизация словаря по теме. Образование уменьшительной формы существительных в ед. ч. В – 1. У воспитателя игрушки домашних животных и их детенышей, воспитатель закрывает игрушки ширмой, произносит звукоподражание за взрослого животного или за детеныша, дети угадывают, кто позвал. В – 2. У детей изображения детенышей, а у воспитателя взрослые животные. Воспитатель показывает картинку, дети, у которых детеныши этого животного, «откликаются». В – 3. Детям раздаются изображения животных и детенышей, воспитатель показывает большой или маленький круг, дети произносят соответствующее звукоподражание. 2. «Бюро находок» Цели: Развитие зрительного внимания. Формирование логического мышления и фразовой речи.
Воспитатель показывает детям карточки с изображением частей тела животного. Дети определяют, кто это потерял: Это хвост, его потеряла кошка. А это лапки, их потерял щенок. 3. «Злой и добрый» Цели: Развитие логического мышления и фразовой речи. Активизация словаря по теме. На столе или в игрушечных домиках символы настроения (гнев, улыбка, грусть, испуг). У каждого ребенка карточки с изображением различных предметов или ситуаций. Детям предлагается разложить свои карточки к символам настроения и объяснить, когда животное бывает таким. 4. «Чья мама» Цели: Развитие логического мышления. Активизация словаря по теме. Согласование сущ. с числительными 1, 2, 3. На больших картах у детей - изображения взрослого животного, у воспитателя маленькие карточки с изображением детенышей. Воспитатель показывает карточку, ребенок говорит «Это мой котенок». Затем, дети считают детенышей и говорят «У кошки 3 котенка» и т.п. Дидактические игры по теме: ДЕРЕВЬЯ (ель и береза). 1. «Посади дерево» Цели: Развитие зрительного внимания, умения ориентироваться в пространстве. Активизация словаря по теме. Развитие мелкой моторики пальцев рук. Дети из деталей (треугольников, счетных палочек) собирают дерево на листке бумаги, на котором обозначена линия – земля. 2. «Прятки» Цели: Развитие зрительного внимания. Закрепление умения употреблять предлоги ЗА, НА, ПОД. Формирование пространственных представлений и фразовой речи.
Воспитатель предлагает детям изображения различных деревьев и мелких картинок (гриб, лист, цветок, птичка, капелька). По заданию воспитателя дети располагают предметы под деревом, за деревом или на дереве, называя , где расположен предмет. Затем все закрывают глаза, а один ребенок под руководством воспитателя меняет предметы местами. Остальные должны определить, что изменилось. 3. «Украшаем елку» Цели: Развитие сенсорных представлений. Упражнение в употреблении наречий ВВЕРХУ, ВНИЗУ, ПОСРЕДИНЕ. У детей карточки с изображением елки и разноцветные кружки – шарики (у каждого ребенка по 3). Дети по заданию воспитателя располагают кружки на своей елочке. Затем воспитатель предлагает детям «нарядить» елочку, как им хочется, и рассказать, где какой шарик.
Дидактические игры по теме: «НАСЕКОМЫЕ».
1. «Найди место» Цели: Развитие зрительного внимания, умения соотносить цвета. Активизация словаря по теме. Развитие мелкой моторики пальцев рук. Воспитатель предлагает детям внимательно рассмотреть лист картона с выложенными на нем разноцветными квадратами (зеленый, желтый с черными полосками, красный с желтыми пятнами, черный, красный с черными кружками) и вырезанные по контуру фигурки кузнечика, мухи, божьей коровки, пчелы, бабочки. Задача детей, найти для насекомого свой «домик». 2. «Прятки» Цели: Развитие зрительного внимания. Закрепление умения употреблять предлоги ЗА, НА, ПОД, В. Формирование пространственных представлений и фразовой речи. Воспитатель предлагает детям на таблице с изображением полянки отыскать как можно больше насекомых (видна только часть туловища), называя, где они находятся.
3. «Для чего это нужно» Цели: Развитие логического мышления. Активизация словаря по теме. Практическое употребление простого предложения. Воспитатель называет части тела насекомого, например, КРЫЛЬЯ, дети имитируют полет; ЛАПКИ – ползание. Слова воспитателя чередуются. Постепенно темп увеличивается. 4. «Большой – маленький» Цели: Активизация словаря по теме. Образование уменьшительной формы существительных в ед.ч. Развитие фразовой речи. Воспитатель называет большое насекомое ПЧЕЛА МУХА ЖУК Дети – маленькое (пчелка, мушка, жучок)
Дидактические игры по теме: «ПОСУДА».
1. «Накрой стол» Цели: Развитие зрительного внимания, умения соотносить цвета. Активизация словаря по теме. Развитие мелкой моторики пальцев рук. Воспитатель предлагает детям выбрать из расставленных на столе предметов посуды те, которые нужны для чаепития. Задача детей – накрыть к чаю столик с синей салфеткой (выбирается посуда синего цвета), аналогично проводится работа с другими цветами.
2. «Помощники» Цели: Развитие слухового внимания. Формирование логического мышления и фразовой речи. Воспитатель говорит, что мама очень устала, предлагает детям помочь ей помыть и вытереть посуду, уточняет, какую посуду моют (грязную), а какую вытирают (мокрую). Затем воспитатель называет: МОКРАЯ ТАРЕЛКА, дети отвечают: БУДЕМ ВЫТИРАТЬ ; воспитатель – ГРЯЗНАЯ КАСТРЮЛЯ, дети – БУДЕМ МЫТЬ и т.п. 3. «Разбитая посуда» Цели: Развитие зрительного внимания и памяти. Активизация словаря по теме. Практическое употребление простого предложения. На столе перед детьми карточки с изображением посуды или кукольная посуда (до 5 предметов). Воспитатель рассматривает и называет ее вместе с детьми. Затем предлагает детям закрыть глаза – «отдохнуть», убирает один предмет. Когда дети открывают глаза, они называют, какая посуда «разбилась». Можно убирать небьющуюся посуду, обращая внимание детей на то, что этот предмет нельзя разбить. 4. «Большой – маленький» Цели: Активизация словаря по теме. Образование уменьшительной формы существительных в ед.ч. Игра «Три медведя »: В магазин посуды пришли три медведя. Дети – продавцы. Они предлагают мишкам посуду по размеру, рассказывают, почему медвежонку нужна тарелочка, а большому медведю тарелка.
Дидактические игры по теме: «ЗИМА, ЗИМНИЕ ЗАБАВЫ».
1. «Собери снеговика» Цели: Развитие зрительного внимания, пространственных представлений. Совершенствование фразовой речи.
У каждого ребенка по 3 круга разного размера (большой, средний, маленький). Дети по образцу или по представлению собирают из них снеговика. Рассказывают, каких деталей не хватает, описывают их. 2. «Наоборот» Цели: Развитие слухового внимания, логического мышления. Активизация словаря – закрепление в речи слов – антонимов. Педагог произносит логически неправильную фразу, дети опровергают ее. Например, снег черный (нет, белый), снеговик горячий (нет, холодный) и т.п. 3. «Что зимой бывает» Цели: Развитие представлений о приметах зимы. Совершенствование связной речи. Игра проводится с использованием настольной игры «Времена года». Дети подбирают к большой карте, на которой изображена зима, маленькие карточки с приметами этого времени года. 4. «Снежинки» Цели: Развитие сильного направленного выдоха. Закрепление в речи предлога НА. У каждого ребенка бумажная или пластмассовая снежинка. Детям предлагается подуть на снежинку так, чтобы она попала на заданный предмет на сюжетной картинке; подуть и рассказать, куда присела снежинка отдохнуть. 5. «Что прячется за сугробом» Цели: Развитие зрительного внимания. Активизация словаря по теме. Из картона вырезан сугроб. Педагог прячет за ним силуэтное изображение какого-либо предмета (санки, солнышко, снежинка, дерево, шапка, шарф, рукавичка и т.п.), показывает детям из-за сугроба часть предмета, они догадываются, что это за предмет.

Речевые игры по теме: «НАШЕ ТЕЛО».
1. «Вы будете показывать, а я называть». Цели: Привлечь внимание детей к своему телу; Учить соотносить жест и слово. Дети стоят по кругу. Воспитатель говорит:»Каждый из вас по очереди будет показывать на себе часть тела, а я буду называть ее. Будьте внимательными! Повторяться нельзя. Раз, два, три, четыре, пять, Света будет начинать». Усложнения: - Педагог намеренно путает названия частей тела, дети дружно поправляют его. - Педагог показывает на себе части тела, дети хором называет их. - Педагог показывает на себе части тела, дети называют их по цепочке, вразбивку. 2. «Испорченный телефон». Цели: Развивать слуховое внимание, восприятие и самоконтроль. Активизировать в речи детей названия частей тела. Дети сидят на стульчиках. Воспитатель шепотом (на ушко) говорит первому сидящему слово-название какой-либо части тела. Дети по очереди шепотом передают это слово. Последний принявший это слово выходит, встает лицом к детям и показывает соответствующую часть тела на себе. Если показывает правильно, значит, телефон работает исправно. Если неправильно, то ведущий выясняет, кто испортил телефон, и отправляет «нарушителя» в конец цепочки. 3. «Воробушек». Цели: Развивать чувство ритма и выразительность пантомимических движений. Активизировать в речи названия частей тела. Дети встают в круг. Посередине круга сидит «воробушек». Дети идут по кругу и поют:
У воробушка головушка болела. «Воробушек» берется обеими руками за Ох как болела, ох как болела! Голову и качает ею, показывая, что у него Болит голова. У воробушка спинушка болела. «Воробушек» держится руками за спину Ох как болела, ох как болела! И раскачивается. У воробушка рученька болела. «Воробушек» берет одну руку в другую и Ох как болела, ох как болела! качает ее. У воробушка ноженька болела. «Воробушек» встает, поглаживает больную Ох как болела, ох как болела! ногу, ходит прихрамывая. Уж как стал воробей приседати. «Воробушек» приседает. Ох приседати, ох приседати! Захотел воробей поплясати. Стоящие в кругу хлопают в ладоши, Ну поплясати, ну поплясати! «Воробей» пляшет. 1. «Один – много.» Цели: Практическое усвоение образования мн. ч. существительных в им. п.. Активизировать в речи частей тела ( сначала однотипные окончания, затем вперемежку). Дети стоят в кругу, в центре круга – воспитатель. Он по очереди бросает мяч детям и называет часть тела в ед. ч. Дети возвращают мяч и называет часть тела во мн. ч.. Последовательность использования слов: - окончание – ы ( зуб – зубы, волос – волосы, живот – животы, нос – носы, палец – пальцы, губа – губы, спина – спины, голова – головы, ресница – ресницы, нельзя использовать слова: лоб – лбы, рот – рты, ухо – уши) - окончание - и (щека – щеки, нога – ноги, пятка – пятки, рука – руки, ладонь – ладони, локоть – локти, ноготь – ногти и т. д.); - окончание – а ( глаз – глаза, бок – бока, туловище – туловища, тело – тела, бедро – бедра).
Усложнения: образование мн. ч. существительных в род. П. Сначала воспитатель использует слова с однотипными окончаниями, затем - вперемежку; - окончание – ов, ев (много языков, зубов, носов, животов, кулаков, подбородков, затылков, пальцев и т. д.); - нулевое окончание (много рук, ног. Глаз, щек, ресниц, век, губ, плеч, волос и т. д.); - окончание – ей ( много ногтей, локтей, ушей. Ступней. Шей, ладоней). Примечание. Игру можно проводить с мячом только тогда, когда дети научатся ловить и подавать мяч. При отсутствии навыка владения мячом можно использовать «волшебную палочку». 2. «Что у вас». Цели: Практическое усвоение мн. Ч. Существительных. Активизация в речи названия частей тела. Дети сидят полукругом на стульчиках. Педагог показывает на себе ту или иную часть тела и говорить: « У меня голова, а у вас?» Дети дружно хором отвечают: «Головы». Позднее могут отвечать фразой: «У нас головы». 3. «Кто больше назовет?» Цели: Называть мелкие части тела по месту их расположения на крупных. Уметь ориентироваться на себе и от себя. Дети сидят полукругом. Водящий называет (или показывает на картинке) крупную часть тела , а дети перечисляют на ней мелкие части. Например: рука – ладонь, пальцы, кулак, ногти, мизинец, локоть и т. д. За каждое названное слово ребенок получает фант. Кто больше набрал фантов, тот выиграл. Усложнения: что бывает левое? Что бывает правое? - Перечислять все подряд (левое ухо, левая нога, левый бок..). - Перечислять с установкой (левое - ухо, плечо, колено, веко.. левая – рука, нога, щека, пятка, ладонь… левый – бок, кулак, глаз, локоть, висок..) За ошибки в согласовании водящий забирает фант; в конце игры каждый ребенок выручает свой фант. Выполняя какое – либо задание: например, поднять левую руку вверх; закрыть правое ухо правой ладонью и т. д. 7. «Ручки в стороны».
Цели: Иллюстрировать каждую строчку текста соответствующим движением. Учить ориентироваться на себе и от себя. Дети стоят стайкой и выполняют движения в соответствии с текстом: Ручки в стороны, в кулачок, разжимай и на бочок. Ручки вперед, в кулачок, разжимай и на бочок. Ручки вверх, в кулачок, разжимай и на бочок. Ручки влево, в кулачок, разжимай и на бочок. Ручки вправо, в кулачок, разжимай и на бочок. Ручки назад, в кулачок, разжимай и на бочок. Ручки вниз, в кулачок, разжимай и на бочок. Усложнения: ориентироваться на названные части тела. Ручки за голову, в кулачок, разжимай и на бочок. Ручки на плечи, в кулачок, разжимай и на бочок. Ручки к щечкам, в кулачок, разжимай и на бочок. 4. «По ровненькой дорожке». Цель: выполнять в соответствии с декламируемым текстом. Дети выполняют движения стайкой, или в шеренге, или в кругу. По ровненькой дорожке, Дети ритмично шагают под слова. По ровненькой дорожке Шагают наши ножки, Раз- два, раз – два.. По камешкам, по камешкам, Дети прыгают на двух ногах с продвижением вперед По камешкам, по камешкам. В ямку бух! Дети присаживаются на корточки, затем встают и Вышли из ямы. затем встают и продолжают ритмично шагать. По ровненькой дорожке, Дети слегка замедляют движения. По ровненькой дорожке.. Устали наши ножки, Устали наши ножки.
Вот наш дом, С окончанием текста дети останавливаются. Там мы живем. Усложнения: - Выделить из текста слово, обозначающее часть тела (ножки); слова – действия ( шагают, вышли, устали); придумать свои слова, что еще делают ножки ( прыгают, стоят, бегут, топают, пинают, наступают, танцуют..) - После слов « В ямку бух!» дети сидят на корточках до тех пор, пока не скажут слово – действие, что еще делают ножки. Детей, которые затрудняются в подборе нужного глагола, разными способами выручают товарищи, уже «выбравшиеся из ямы» (или шепчут на ушко, или показывают действие, которое нужно назвать). 5. «Чего нет?». Цели: Активизировать в речи детей названия частей тела. Закрепить навык словоизменения – практическое употребление существительных в род. п. ед. ч.. Развивать зрительное восприятие, пространственную ориентировку и мелкую моторику. Оборудование: конверт с разборной куклой – голышкой из картона у каждого ребенка; образец разборной куклы большого размера у логопеда. Предварительно из каждого конверта убирается одна из частей тела разборной куклы. Воспитатель, привлекая внимание детей, складывает куклу – голышку на фланелеграфе, называя все крупные части тела. Затем предлагает детям сделать то же самое, вынув свой набор из конвертов. Кто первый сложит – получает флажок. В процессе складывания дети обнаруживают отсутствие одной части. Воспитатель спрашивает: « Чего у тебя нет?» Ребенок должен дать правильный ответ: « У меня нет ноги (руки, головы)». Усложнения: - складывание на скорость (использовать песочные часы, счет). - Наличие лишней части тела. - Изменить вопрос: «Что тебе дать?» Отвечая на вопрос, дети используют существительные в вин. П. ед. числа (ногу, руку, голову). 6. «Дорисуй куклу» или «Забавный художник». Цели: Активизировать предметный словарь по теме.
Закрепить навык словоизменения – практического употребления существительных в род. п. ед. ч.. Развивать зрительное восприятие, пространственную ориентировку и мелкую моторику. Каждому ребенку дается контур куклы-голышки с недорисованной частью тела а карандаш. Воспитатель объявляет задание: дорисовать куклу и ответить на вопросы: «Что забыл нарисовать художник?», «Чего нет у куклы?», «Чего не было у куклы?», «Что ты дорисовал?» Усложнения: -Заштриховать куклу – голышку. - Дорисовать другие мелкие части тела. - «Одеть» куклу (нарисовать ей одежду).
Речевые игры по теме: «ПРЕДМЕТЫ УХОДА ЗА

ТЕЛОМ».
1. «Подбери нужное слово». Цель: закончить предложение, точно подбирая слово, необходимо по содержанию и в нужной грамматической форме (существительное в ТВ. П. ед. ч.). Воспитатель начинает фразу, а детям предлагает закончить ее, подобрав соответствующее слово: Толя намылил руки .. чем? (мылом). Толя вымыл голову .. чем? (шампунем). Толя смыл мыльную пену.. чем? (водой). Толя вытер руки .. чем? (полотенцем). Толя расчесал волосы ..чем? (расческой). Толя почистил зубы.. чем? (зубной щеткой, зубной пастой). Толя постриг ногти .. чем? (ножницами). Толя освежил себя .. чем? (туалетной водой, одеколоном). Толя вытер нос .. чем? (носовым платком). Толя принимая душ, натер тело .. чем? (губкой, мочалкой). Толя смазал руки .. чем? (детским кремом). И т. д. Усложнение: кто правильно и быстрее всех подбирает нужное слово, получает фант. Выигрывает тот, кто больше их наберет. Выигравшим вручаются призы (самодельные игрушки, поделки, рисунки по данной теме).
2. «Письмо-шутка от Мойдодыра». Цели: Закрепить знания о назначении предметов туалета. Активно пользоваться в речи существительными в ТВ. П. ед. ч. Воспитатель сообщает, что от Мойдодыра пришло необычное письмо – шутка, Вскрывает конверт и зачитывает предложения – дети исправляют ошибки. Полотенцем моют руки. Расческой вытираются. Зубной щеткой намыливают тело. Мылом причесываются. 3. «Зачем нужно». Цели: Активизировать в речи детей глагольный словарь по теме. Закрепить знания о назначении предметов туалета. Педагог раскладывает на столе реальные предметы туалета (или картинки) – мыльницу, мыло, полотенце, зубную щетку, зубную пасту, мочалку. Губку, зеркало, расческу, гребешок, одеколон и т. д. Показывает по одному предмету и спрашивает детей: «Что это?» - «Мыло». – «Таня, зачем нужно мыло?» - «Мыть руки». – «А что еще можно намыливать мылом?» - «Губку, мочалку, щеточку для рук, носовой платок..» Так же про остальные предметы: педагог обращается то ко всей группе играющих, то к одному из них; следит, чтобы дети четко представляли назначение предметов туалета. 4. «Отгадай, что взял Петрушка». Цели: Практическое употребление существительных в род. п. ед. ч. (нет расчески, мыла, полотенца..). Закрепить умение составлять простое предложение с прямым дополнением (петрушка моет руки). Активизировать глагольный словарь по теме. Оборудование: реальные предметы туалета – мыло, мыльница, полотенце, расческа, зубная щетка, зубная паста, зеркало, шампунь, ножницы, мочалка, одеколон, носовой платок и т. д. Воспитатель выставляет на стол 4 – 5 предметов, просит детей назвать их и запомнить. Появляется Петрушка, здоровается с детьми. Воспитатель говорит, что Петрушке нужны некоторые предметы, которые лежат на столе, но он не хочет, чтобы дети видели, что он возьмет.
Дети закрывают глаза, воспитатель убирает один из предметов. По сигналу воспитателя дети открывают глаза и называют предмет, который взял Петрушка. Когда несколько человек подтвердят, что взят именно этот предмет, воспитатель спрашивает: «Чего нет на столе?» дети:»Нет зубной щетки». – «Что делает Петрушка?» - «петрушка чисти зубы». Аналогичный диалог строится по каждому предмету. Постепенно воспитатель использует все предметы, приготовленные для игры: убирает по одному, группирует по новому.