Напоминание

"Формирование о времени у детей дошкольного возраста"

Автор: Тулуш Аяна Семис - Ооловна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад "Дамырак"
Населённый пункт: Село Кызыл - Мажалык
Наименование материала: Доклад
Тема: "Формирование о времени у детей дошкольного возраста"







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Дамырак» села Кызыл-Мажалык Барун-Хемчикского кожууна Республики Тыва
Доклад:

«Формирование представлений о

времени

у детей дошкольного возраста»
Воспитатель старшей разновозрастной группы детского сада «Дамырак»
Тулуш Аяна Семис-ооловна

Детям уже в дошкольном возрасте жизненно необходимо научиться самим ориентироваться во времени: определять, измерять время (правильно обозначая в речи), чувствовать его длительность (чтобы регулировать и планировать деятельность во времени), менять темп и ритм своих действий в зависимости от наличия времени. Умение регулировать и планировать деятельность во времени создает основу для развития таких качеств личности, как организованность, собранность, целенаправленность, точность, необходимых ребенку при обучении в школе и в повседневной жизни. Поэтому в педагогической практике встает вопрос как ребенку показать время. В дошкольном возрасте дети еще не соотносят временные ощущения с объективным течением времени, однако идет постоянный процесс накопления знаний о предметах и явлениях окружающего мира, организованных во времени (сезоны года, освоение таких понятий, как «сегодня», «завтра», «вчера», «сначала», «потом» и т.п.). Этому способствует развитие речи, мышления, осознание своей собственной жизни.
Целью доклада:
Рассмотрение понятие о времени, его характеристики; особенности восприятия времени детьми дошкольного возраста.
Достижению цели будет способствовать решение следующих задач
: - необходимости ознакомления детей о времени суток, календарем; - рассмотреть развития чувств временного представления дошкольников;

Особенности восприятия времени детьми дошкольного возраста
Восприятие времени у детей дошкольного возраста вырабатывается сложнее, чем все другие виды восприятий. Самым сложным видом является восприятие длительности явлений . Детям трудно делить время на определенные отрезки, поэтому они не могут более или менее точно воспринимать длительность тех или иных явлений и событий. Время воспринимается ребёнком опосредованно, через конкретные признаки, но и они часто нестабильны, зависят от времени года, состояния погоды. Усвоение временных понятий происходит через собственную деятельность детей, деятельность взрослых в различные части суток, через оценку объективных показателей (положение солнца, освещенность, погодные явления). В течение первых лет жизни у ребёнка из собственного жизненного опыта складываются более или менее определённые представления о реальной продолжительности таких промежутков времени, как утро, день, вечер, ночь. Именно поэтому первая единица измерения, с которой надо познакомить ребёнка – это сутки. Время суток дети различают по изменению своей деятельности и деятельности взрослых, окружающих их. Самых маленьких детей (до 3-х лет) надо научить различать части суток и называть их .
Формирование представлений

о времени в программе воспитания и

обучения в детском саду
Согласно программе воспитания и обучения в детском саду под редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой, формирование представлений о времени начинается во второй младшей группы (от 3 до 4 лет). В этом возрасте формируют представление о частях суток: утро- вечер, день – ночь. В средней группе (от 4 до 5 лет) расширяются представления детей о временах суток, их последовательности. Объясняются значения слов вчера, сегодня, завтра.
В возрасте от 5 до 6 лет (старшая группа) необходимо учить последовательно называть дни недели (какой день сегодня, какой был вчера, какой будет завтра). Даются представления о том, что утро, день, вечер, ночь составляют сутки. В этом возрасте развивают чувство времени – длительность временных интервалов (1, 3 минуты). В подготовительной к школе группе (от 6 до 7 лет) закрепляются представления детей о последовательности дней недели. Учить называть месяцы года. Развивать чувство временных интервалов (5, 10 минут).Старший дошкольный возраст: в старшей группе формируются отношения: сутки, неделя (дни недели), месяц. Обучают измерять время с помощью календаря и песочных часов. В подготовительной группе производят формирование отношений минута-час, неделя-месяц, месяц-год.
Развитие временных представлений у дошкольника.

Формирование представлений о времени суток:
При овладении дошкольниками навыком различать, называть части суток и определять их последовательность Т.Д. Рихтерман отмечены следующие особенности:
1)
неравномерность в овладении названиями частей суток;
2)
выделение раньше тех частей суток, которые чаще называются взрослым, связаны с характерными видами деятельности и имеют конкретные признаки;
3)
соотнесение показателей частей суток с собственным опытом жизни и деятельности;
4)
определение последовательности частей суток, как правило, начиная с утра.







Для закрепления названия частей суток и их последовательности

предлагается:

1)
тематические картинки, на которых изображены контрастные (смежные) части суток (утро-день, вечер-ночь). По ним задается определённая группа вопросов типа: «Что нарисовано на картинке? Когда это бывает? Почему вы так думаете? Как вы узнали, что это утро (вечер)?» и др.
2)
используются разнообразные игры, например: «Назовите пропущенное слово», где взрослый говорит предложение, пропуская название частей суток. Например, «Мы завтракаем утром, а обедаем…». Ребёнок называет части суток. Разнообразные подвижные игры , напр. « День и ночь»;
3)
рекомендуется использовать различные стихи с употреблением частей суток (Маршак, Есенин, Барто, Фет и др.), а также сказок и других художественных произведений;
4)
употребление частей суток, совершая прогулки с детьми, где обращают внимание на изменение положения солнца, цвет неба, на действия людей. Для закрепления времени суток предлагается использовать цветные знаки. К каждой картинке о времени суток прикрепляется соответствующий по цвету квадратик: утро -голубой, день -желтый, вечер -серый, для ночи -черный. По её мнению, цветной символ должен даваться как условный знак, тогда дети легче воспримут его в качестве носителя определённой информации. Используя подобные картинки детям легче формировать знания о последовательности частей суток.

Формирование представлений о календаре.
Знакомство с календарём поможет детям осознать последовательность времен года, с которыми связаны сезонные изменения, являющиеся предметом изучения. У детей старшего дошкольного возраста развивается познавательный интерес к различным особенностям понятия времени. Знание календаря облегчает детям ориентировку в окружающей действительности, так как распорядок жизни в детском саду строится по определённому плану, связанному с днями недели. С помощью календаря определяется и время наступления праздников, вызывающий повышенный интерес у детей. Знакомство с календарем помогает осознать также последовательность времен года, с которыми связаны сезонные изменения. Наконец, знакомство с календарём необходимо в плане подготовки детей к школе, к твёрдому распорядку знаний по часам и по дням недели. Для знакомства ребенка с календарем можно использовать следующий материал: - игры: «Незнайкина неделя» (ребенку предлагают помочь Незнайке назвать по порядку дни недели, начиная с понедельника); «А ну-ка угадай» (взрослый называет себя определенным днем недели, предлагая ребенку назвать следующий, или предыдущий дни); - упражнения с числовыми карточками, где количество кружков обозначает порядковый счет дня недели; - использование разнообразных загадок, задачек, считалок, стишков. Для ознакомления детей со временами года предлагается использовать следующий материал: - сказки («Двенадцать месяцев», « Четыре художника» и др.); - стихи Маршака «Круглый год», Бунина «Листопад», « Есенина «Поет зима аукает», и мн.др.
- загадки, пословицы, поговорки о временах года (напр.: Снег на полях, лед на водах , вьюга гуляет, когда это бывает? ; Не страшен мороз, когда тепло укрыт нос и др.); - разнообразные игры «Времена года», «Какая бывает осень» (дети по очереди называют осенние характеристики); - картинки с изображением того или иного времени года, иногда с допущенными ошибками художника, где ребёнок должен указать на неё и др. Также можно использовать наглядное пособие, привлекающее внимание детей, которые задают вопросы и с удовольствием играют в игру «Что такое год?» здесь обращается внимание на самые яркие, понятные детям признаки времени года и сделаны соответствующие макеты. Здесь же используются разноцветные круги-жетоны, соответствующие цвету времён года, разделенные на три сектора, символизирующие три месяца. Календарь поможет детям наглядно представить сравнительно длительные промежутки времени: неделю, месяц и даже год. Ф.Н.Блехер рекомендовала использовать в работе с детьми отрывной календарь, как наиболее наглядный прибор измерения времени. Дети легко усваивают, что листок – это день; чтобы сорвать следующий листок, нужно ждать целые сутки. Ею разработано наглядная модель календаря.




Развитие чувства времени.
Время является регулятором различных видов деятельности и социальных отношений человека. Ориентация во времени, чувство времени побуждает человека быть собранным, точным, помогает рационально его использовать. Начиная с 1-го класса, время становится регулятором жизни и учебной деятельности школьника. Если к моменту поступления в школу не развиты временные различия, то это вызывает у ребенка определенные трудности (неумение работать в одном темпе, вовремя выполнять задания, опоздания на занятия и т.д.). Поэтому уже в дошкольном возрасте необходимо развивать у детей чувство времени – умение определять и чувствовать определенные его отрезки.
Факторами, на основе которых формируется чувство времени, являются:
1)
Знание временных эталонов (обобщенное представление о них). Для того, чтобы ребенок мог понять, о какой временной длительности ему говорят, или определять самостоятельно длительность временного интервала, он должен знать меры времени на часах, научиться пользоваться часами.
2)
Переживание – чувствование детьми длительности временных интервалов. Для этого необходимо организовывать разнообразную деятельность детей в пределах определенных временных отрезков. Это даст возможность детям почувствовать протяженность времени и представить, что реально можно успеть сделать за тот или иной отрезок. А в дальнейшем это послужит основой формирования способности планировать свою деятельность во времени, т.е. выбирать объем работы соответственно отведенному на нее времени.
3)
Развитие у детей умения оценивать временные интервалы без часов, на основе чувства времени. Контроль со стороны взрослых поможет им совершенствовать адекватность оценок, следовательно, необходим как подкрепление при выработке навыков ориентировки во времени. У детей старшей и подготовительной групп детского сада начинают развивать чувство времени сначала на интервалах в 1, 3, 5 и 10 минут, потому что различие этих интервалов жизненно важно для детей. Минута - та первоначальная, доступная детям единица времени, из которой складываются 3, 5 и 10 минут. К тому же в быту эта мера времени наиболее часто встречаются в речи окружающих. Организация и методика формирования временных представлений следующие: - знакомство детей с длительностью 1,3,5 и 10 минут, при этом используется секундомер, песочные часы, часы контур для восприятия детьми длительности указанных интервалов; - обеспечение переживания длительности этих интервалов в разных видах деятельности; - обучение детей выполнять работу в указанный срок (1, 3, 5 минут), для чего учили измерять время и оценивать длительность деятельности, регулировать темп его выполнения.

Работу по развитию чувства времени предлагает проводить по этапам:
На
1-ом
этапе учили определять окончание срока выполнения деятельности по песочным часам, этим обеспечивали накопление опыта у детей с использованием мерки. Воспитатель постоянно давал оценку умениям детей правильно контролировать время по песочным часам. На
2-м
этапе учили оценивать по представлению длительность интервала времени в процессе деятельности. Воспитатель фиксировал внимание на точности оценки детьми его длительности. На
3-м
этапе учили предварительно планировать объем деятельности на указанный отрезок времени на основе имеющегося представления о его длительности. Проверка выполнения намеченного по плану объема работы на данную длительность проводилась с помощью песочных часов. На
4-м
этапе учили переносить умения оценивать длительность временных отрезков в жизнь (быт, занятия, игры). Фактор времени должен быть включен не только на занятиях, но и в других видах деятельности, например предложить после занятия в течении минуты привести в порядок свое рабочее место, или во время одевания на прогулку – сколько вещей ребенок успевал одеть за 1 минуту. По той же схеме предлагает ознакомить детей с интервалами 3, 5 минут. Интервалы большего времени рекомендуется развивать на других видах деятельности (лепка, конструирование, рисование и др.)



Список используемой литературы:
Белошистая А. Занятия по развитию математических способностей детей 4-5 лет /[Текст]// пособие для педагогов дошкольных учреждений. Кн. 1. – М.: Владос, 2005. – 160 с. Васильева М.А., Гербова В.В., Комарова Т.С. Программа воспитание и обучения в детском саду/[Текст]//издательский дом «Просвещение », 2006г Грибанова А.К., Колечко В.В., Пасека А.М., Щебракова Е.И. Математика дошкольникам. /[Текст]//– Рад. школа. 1988. – 112 с. Метлина Л.С. Математика в детском саду. /[Текст]// М.: Просвещение, 1984. – С. 62-78 Петерсон Л.Г., Кочемасов Е.Е. Игралочка. Практический курс математики для дошкольников. /[Текст]// Методические рекомендации. – М.: Баласс, 2003. – С. 15-31 Рихтерман Т.Д. Формирование представлений о времени у детей дошкольного возраста. /[Текст]//– М.: Просвещение, 1991. – 47 с. Соколова Е.И. , Тарабарина Т.И. Детям о времени. Пособия для родителей и педагогов /[Текст]//.- Ярославль: Академия развития,1996 – 120 c Щербакова Е.И. Формирование временных представлений / [Текст]//Дошкольное воспитание.-1998.-№3.- С. 5