"Формирование о времени у детей дошкольного возраста"
Автор: Тулуш Аяна Семис - Ооловна Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад "Дамырак"
Населённый пункт: Село Кызыл - Мажалык
Наименование материала: Доклад
Тема: "Формирование о времени у детей дошкольного возраста"
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад «Дамырак» села Кызыл-Мажалык Барун-Хемчикского кожууна
Республики Тыва
Доклад:
«Формирование представлений о
времени
у детей дошкольного возраста»
Воспитатель старшей
разновозрастной группы
детского сада «Дамырак»
Тулуш Аяна Семис-ооловна
Детям уже в дошкольном возрасте жизненно необходимо научиться самим
ориентироваться во времени: определять, измерять время (правильно
обозначая в речи), чувствовать его длительность (чтобы регулировать и
планировать деятельность во времени), менять темп и ритм своих действий в
зависимости от наличия времени. Умение регулировать и планировать
деятельность во времени создает основу для развития таких качеств
личности, как организованность, собранность, целенаправленность, точность,
необходимых ребенку при обучении в школе и в повседневной жизни.
Поэтому в педагогической практике встает вопрос как ребенку показать
время. В дошкольном возрасте дети еще не соотносят временные ощущения с
объективным течением времени, однако идет постоянный процесс
накопления знаний о предметах и явлениях окружающего мира,
организованных во времени (сезоны года, освоение таких понятий, как
«сегодня», «завтра», «вчера», «сначала», «потом» и т.п.). Этому способствует
развитие речи, мышления, осознание своей собственной жизни.
Целью доклада:
Рассмотрение понятие о времени, его характеристики; особенности
восприятия времени детьми дошкольного возраста.
Достижению цели будет способствовать решение следующих задач :
- необходимости ознакомления детей о времени суток, календарем;
- рассмотреть развития чувств временного представления дошкольников;
Особенности восприятия времени детьми дошкольного возраста
Восприятие времени у детей дошкольного возраста вырабатывается
сложнее, чем все другие виды восприятий. Самым сложным видом является
восприятие длительности явлений
. Детям трудно делить время на
определенные отрезки, поэтому они не могут более или менее точно
воспринимать длительность тех или иных явлений и событий. Время
воспринимается ребёнком опосредованно, через конкретные признаки, но и
они часто нестабильны, зависят от времени года, состояния погоды. Усвоение
временных понятий происходит через собственную деятельность детей,
деятельность взрослых в различные части суток, через оценку объективных
показателей (положение солнца, освещенность, погодные явления).
В течение первых лет жизни у ребёнка из собственного жизненного опыта
складываются более или менее определённые представления о реальной
продолжительности таких промежутков времени, как утро, день, вечер, ночь.
Именно поэтому первая единица измерения, с которой надо познакомить
ребёнка – это сутки. Время суток дети различают по изменению своей
деятельности и деятельности взрослых, окружающих их. Самых маленьких
детей (до 3-х лет) надо научить различать части суток и называть их .
Формирование представлений
о времени в программе воспитания и
обучения в детском саду
Согласно программе воспитания и обучения в детском саду под редакцией
М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой, формирование
представлений о времени начинается во второй младшей группы (от 3 до 4
лет). В этом возрасте формируют представление о частях суток: утро- вечер,
день – ночь.
В средней группе (от 4 до 5 лет) расширяются представления детей о
временах суток, их последовательности. Объясняются значения слов вчера,
сегодня, завтра.
В возрасте от 5 до 6 лет (старшая группа) необходимо учить
последовательно называть дни недели (какой день сегодня, какой был вчера,
какой будет завтра). Даются представления о том, что утро, день, вечер, ночь
составляют сутки. В этом возрасте развивают чувство времени –
длительность временных интервалов (1, 3 минуты). В подготовительной к
школе группе (от 6 до 7 лет) закрепляются представления детей о
последовательности дней недели. Учить называть месяцы года. Развивать
чувство временных интервалов (5, 10 минут).Старший дошкольный возраст: в
старшей группе формируются отношения: сутки, неделя (дни недели), месяц.
Обучают измерять время с помощью календаря и песочных часов. В
подготовительной группе производят формирование отношений минута-час,
неделя-месяц, месяц-год.
Развитие временных представлений у дошкольника.
Формирование представлений о времени суток:
При овладении дошкольниками навыком различать, называть части суток
и определять их последовательность Т.Д. Рихтерман отмечены следующие
особенности:
1) неравномерность в овладении названиями частей суток;
2) выделение раньше тех частей суток, которые чаще называются взрослым,
связаны с характерными видами деятельности и имеют конкретные признаки;
3) соотнесение показателей частей суток с собственным опытом жизни и
деятельности;
4) определение последовательности частей суток, как правило, начиная с
утра.
Для закрепления названия частей суток и их последовательности
предлагается:
1) тематические картинки, на которых изображены контрастные (смежные)
части суток (утро-день, вечер-ночь). По ним задается определённая группа
вопросов типа: «Что нарисовано на картинке? Когда это бывает? Почему вы
так думаете? Как вы узнали, что это утро (вечер)?» и др.
2) используются разнообразные игры, например: «Назовите пропущенное
слово», где взрослый говорит предложение, пропуская название частей суток.
Например, «Мы завтракаем утром, а обедаем…». Ребёнок называет части
суток. Разнообразные подвижные игры , напр. « День и ночь»;
3) рекомендуется использовать различные стихи с употреблением частей
суток (Маршак, Есенин, Барто, Фет и др.), а также сказок и других
художественных произведений;
4) употребление частей суток, совершая прогулки с детьми, где обращают
внимание на изменение положения солнца, цвет неба, на действия людей.
Для закрепления времени суток предлагается использовать цветные знаки. К
каждой картинке о времени суток прикрепляется соответствующий по цвету
квадратик: утро -голубой, день -желтый, вечер -серый, для ночи -черный. По
её мнению, цветной символ должен даваться как условный знак, тогда дети
легче воспримут его в качестве носителя определённой информации.
Используя подобные картинки детям легче формировать знания о
последовательности частей суток.
Формирование представлений о календаре.
Знакомство с календарём поможет детям осознать последовательность
времен года, с которыми связаны сезонные изменения, являющиеся
предметом изучения. У детей старшего дошкольного возраста развивается
познавательный интерес к различным особенностям понятия времени.
Знание календаря облегчает детям ориентировку в окружающей
действительности, так как распорядок жизни в детском саду строится по
определённому плану, связанному с днями недели.
С помощью календаря определяется и время наступления праздников,
вызывающий повышенный интерес у детей. Знакомство с календарем
помогает осознать также последовательность времен года, с которыми
связаны сезонные изменения. Наконец, знакомство с календарём необходимо
в плане подготовки детей к школе, к твёрдому распорядку знаний по часам и
по дням недели.
Для знакомства ребенка с календарем можно использовать следующий
материал:
- игры: «Незнайкина неделя» (ребенку предлагают помочь Незнайке назвать
по порядку дни недели, начиная с понедельника); «А ну-ка угадай» (взрослый
называет себя определенным днем недели, предлагая ребенку назвать
следующий, или предыдущий дни);
- упражнения с числовыми карточками, где количество кружков обозначает
порядковый счет дня недели;
- использование разнообразных загадок, задачек, считалок, стишков.
Для ознакомления детей со временами года предлагается использовать
следующий материал:
- сказки («Двенадцать месяцев», « Четыре художника» и др.);
- стихи Маршака «Круглый год», Бунина «Листопад», « Есенина «Поет зима
аукает», и мн.др.
- загадки, пословицы, поговорки о временах года (напр.: Снег на полях, лед
на водах , вьюга гуляет, когда это бывает? ; Не страшен мороз, когда тепло
укрыт нос и др.);
- разнообразные игры «Времена года», «Какая бывает осень» (дети по
очереди называют осенние характеристики);
- картинки с изображением того или иного времени года, иногда с
допущенными ошибками художника, где ребёнок должен указать на неё и др.
Также можно использовать наглядное пособие, привлекающее внимание
детей, которые задают вопросы и с удовольствием играют в игру «Что такое
год?» здесь обращается внимание на самые яркие, понятные детям признаки
времени года и сделаны соответствующие макеты. Здесь же используются
разноцветные круги-жетоны, соответствующие цвету времён года,
разделенные на три сектора, символизирующие три месяца.
Календарь поможет детям наглядно представить сравнительно длительные
промежутки времени: неделю, месяц и даже год. Ф.Н.Блехер рекомендовала
использовать в работе с детьми отрывной календарь, как наиболее наглядный
прибор измерения времени. Дети легко усваивают, что листок – это день;
чтобы сорвать следующий листок, нужно ждать целые сутки. Ею разработано
наглядная модель календаря.
Развитие чувства времени.
Время является регулятором различных видов деятельности и социальных
отношений человека. Ориентация во времени, чувство времени побуждает
человека быть собранным, точным, помогает рационально его использовать.
Начиная с 1-го класса, время становится регулятором жизни и учебной
деятельности школьника. Если к моменту поступления в школу не развиты
временные различия, то это вызывает у ребенка определенные трудности
(неумение работать в одном темпе, вовремя выполнять задания, опоздания на
занятия и т.д.). Поэтому уже в дошкольном возрасте необходимо развивать у
детей чувство времени – умение определять и чувствовать определенные его
отрезки.
Факторами, на основе которых формируется чувство времени, являются:
1) Знание временных эталонов (обобщенное представление о них). Для того,
чтобы ребенок мог понять, о какой временной длительности ему говорят, или
определять самостоятельно длительность временного интервала, он должен
знать меры времени на часах, научиться пользоваться часами.
2) Переживание – чувствование детьми длительности временных интервалов.
Для этого необходимо организовывать разнообразную деятельность детей в
пределах определенных временных отрезков. Это даст возможность детям
почувствовать протяженность времени и представить, что реально можно
успеть сделать за тот или иной отрезок. А в дальнейшем это послужит
основой формирования способности планировать свою деятельность во
времени, т.е. выбирать объем работы соответственно отведенному на нее
времени.
3) Развитие у детей умения оценивать временные интервалы без часов, на
основе чувства времени. Контроль со стороны взрослых поможет им
совершенствовать адекватность оценок, следовательно, необходим как
подкрепление при выработке навыков ориентировки во времени.
У детей старшей и подготовительной групп детского сада начинают
развивать чувство времени сначала на интервалах в 1, 3, 5 и 10 минут, потому
что различие этих интервалов жизненно важно для детей. Минута - та
первоначальная, доступная детям единица времени, из которой складываются
3, 5 и 10 минут. К тому же в быту эта мера времени наиболее часто
встречаются в речи окружающих.
Организация и методика формирования временных представлений
следующие:
- знакомство детей с длительностью 1,3,5 и 10 минут, при этом используется
секундомер, песочные часы, часы контур для восприятия детьми
длительности указанных интервалов;
- обеспечение переживания длительности этих интервалов в разных видах
деятельности;
- обучение детей выполнять работу в указанный срок (1, 3, 5 минут), для чего
учили измерять время и оценивать длительность деятельности, регулировать
темп его выполнения.
Работу по развитию чувства времени предлагает проводить по этапам:
На
1-ом этапе учили определять окончание срока выполнения
деятельности по песочным часам, этим обеспечивали накопление опыта у
детей с использованием мерки. Воспитатель постоянно давал оценку
умениям детей правильно контролировать время по песочным часам.
На 2-м этапе учили оценивать по представлению длительность интервала
времени в процессе деятельности. Воспитатель фиксировал внимание на
точности оценки детьми его длительности.
На
3-м этапе учили предварительно планировать объем деятельности на
указанный отрезок времени на основе имеющегося представления о его
длительности. Проверка выполнения намеченного по плану объема работы на
данную длительность проводилась с помощью песочных часов.
На
4-м этапе учили переносить умения оценивать длительность
временных отрезков в жизнь (быт, занятия, игры).
Фактор времени должен быть включен не только на занятиях, но и в
других видах деятельности, например предложить после занятия в течении
минуты привести в порядок свое рабочее место, или во время одевания на
прогулку – сколько вещей ребенок успевал одеть за 1 минуту.
По той же схеме предлагает ознакомить детей с интервалами 3, 5 минут.
Интервалы большего времени рекомендуется развивать на других видах
деятельности (лепка, конструирование, рисование и др.)
Список используемой литературы:
Белошистая А. Занятия по развитию математических способностей детей
4-5 лет /[Текст]// пособие для педагогов дошкольных учреждений. Кн. 1. – М.:
Владос, 2005. – 160 с.
Васильева М.А., Гербова В.В., Комарова Т.С. Программа воспитание и
обучения в детском саду/[Текст]//издательский дом «Просвещение », 2006г
Грибанова А.К., Колечко В.В., Пасека А.М., Щебракова Е.И. Математика
дошкольникам. /[Текст]//– Рад. школа. 1988. – 112 с.
Метлина Л.С. Математика в детском саду.
/[Текст]// М.: Просвещение,
1984. – С. 62-78
Петерсон Л.Г., Кочемасов Е.Е. Игралочка. Практический курс математики
для дошкольников. /[Текст]// Методические рекомендации. – М.: Баласс, 2003.
– С. 15-31
Рихтерман Т.Д. Формирование представлений о времени у детей
дошкольного возраста. /[Текст]//– М.: Просвещение, 1991. – 47 с.
Соколова Е.И. , Тарабарина Т.И. Детям о времени. Пособия для родителей
и педагогов /[Текст]//.- Ярославль: Академия развития,1996 – 120 c
Щербакова Е.И. Формирование временных представлений
/
[Текст]//Дошкольное воспитание.-1998.-№3.- С. 5