"Организация профессионально-трудового обучения в Соколовской школе – интернат, на примере сельскохозяйственного труда".

Автор: Шапаренко Ольга Евгеньевна
Должность: зам директора по ВР учитель биологии и с-х труда
Учебное заведение: МКОУ Соколовская школа-интернат
Населённый пункт: д. Соколовка
Наименование материала: Статья
Тема: "Организация профессионально-трудового обучения в Соколовской школе – интернат, на примере сельскохозяйственного труда".
Дата публикации: 01.02.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


МКОУ Соколовская школа-интернат

Организация

профессионально-трудового обучения в

Соколовской школе – интернат,

на примере сельскохозяйственного труда
. Шапаренко О.Е. Учителя с-х труда
Одна из задач так воспитать ребенка, чтобы он, достигнув совершеннолетия, оказался готовым к самостоятельной жизни. Готовность к самостоятельной жизни предполагает что, молодой человек любит и умеет трудиться, правильно устраивает отношения с окружающими его людьми, имеет адекватную, т.е. соответственную его возможности жизненную перспективу. Такая же задача стоит и перед нами учителями сельскохозяйственного труда. Потому, что в сельских коррекционных школах – сельскохозяйственный труд занимает профилирующее положение. Он является «главным предметом» в школе, не только из- за того, что на него отводиться значительное количество часов, а из-за подготовки ребенка к готовности к самостоятельной жизни вне школы- интерната. главная цель предмета, научить воспитанника определенным сельскохозяйственным специальностям. Это ставит наш предмет на уровень профессиональной подготовки. ( Не все дети после школы могут продолжить обучение в ПУ). Задача профессионально - трудового обучения в школе заключается в том, чтобы дать всем учащимся допрофессиональную подготовку, вооружив их соответствующими технологическими знаниями, умениями и навыками, приучив их работать в определенном темпе, среднем для рабочего данного вида производства. Школьников нужно научить планировать свои действия, контролировать и регулировать их выполнение, работать аккуратно, целенаправленно, самостоятельно. Но как нельзя изучение русского языка или математики начинать с середины курса, так же невозможно и труд начинать сразу с профессиональных его видов, так как в этом случае нарушается основной дидактический принцип – систематичности обучения. Основные идеи наших подходов к решению названной проблемы заключается в следующем:
 Вооружение учащихся доступными технологическими знаниями из раздела растениеводства;  Формирование у детей умений и навыков самостоятельного выполнения разнообразных видов работ по выращиванию овощных и цветочно-декоративных культур;  Формирование у воспитанников свойств личности, необходимых в самостоятельной трудовой деятельности: предприимчивости, ответственности, деловитости, честности и других;  Воспитание культуры труда. Реализация этих подходов должна происходить за счет вовлечения воспитанников в различные виды труда: цветоводство, овощеводство, растениеводство, подсобный рабочий фермерского хозяйства и т.п.; в соответствии с их индивидуальностью, а также с учетом потребностей общества. Таким образом, ребенок развивается как личность в процессе трудовой деятельности. Эффективность реализации поставленных задач во многом зависит от уровня квалификации и профессионализма учителей трудового обучения. Учителя нашей школы систематически проходят курсы повышения квалификации, посещают районные методические объединения, один педагог имеет высшее сельскохозяйственное образование (Ученый – агроном). Имеют 1-2 квалификационные категории. Трудовое обучение специальных /коррекционных/ школ содержит ряд этапов. Каждый из них решает, наряду с общими, специфические для данного этапа задачи. В структуре школы выделяем 5 этапов трудовой подготовки.
1 этап
-1-4 классы – пропедевтический. На этом этапе формируется первоначальный трудовой опыт, определяется готовность учащихся к трудовому обучению на базе кабинета ручного труда. В дополнительном образовании работают студии в направлении –
занимательного ручного труда, дети младших классов привлекаются к работе на учебно-опытном участке (при сборе плодов и ягод, и сборе лекарственного сырья).
2 этап
– основной период трудовой подготовки с 5 класса. Школьники изучают общий курс сельскохозяйственного производства. Выполняют характерные ручные работы по выращиванию овощей и фруктов, а также уходу за домашними животными. К задачам данного этапа относиться формирование некоторых новых организационных умений и навыков поведения. С 5-го класса учащиеся приступают к овладению знаниями и навыками и умениями по определенной профессии. Специфические задачи
третьего этапа
(6-8 классы) – обусловлены переходом к профессиональному обучению. В этот период учащиеся осваивают разнообразные операции по уходу за растениями, приобретают большой опыт в ручном труде. Временной промежуток и цикличность образования дает возможность нашим детям осмыслить каждую техническую операцию и связать с организацией производства.  Программа 5 класса предполагает знакомство с правилами уборки урожая в осенний период, а также способами его хранения. Учащиеся знакомятся с агротехникой выращивания зеленных овощей в домашних условиях и в открытом грунте.  В 6 классе большое внимание уделяется уборке и учету урожая в осенний период. Знакомятся с агротехникой возделывания картофеля. Правила выращивания рассады.  В 7 классе происходит закрепление тем по уборке и учету урожая картофеля, и плодовых овощных культур. Знакомятся с работой в защищенном грунте. Приобретают знания и умения по выращиванию цветочно-декоративных культур.
 В 8 классе происходит закрепление тем по овощеводству, и большая часть отводится на садоводство. Здесь учащиеся знакомятся с профессией садовника, и получают знания, необходимые для ведения личного подсобного хозяйства. На
четвертом этапе
(9 класс) осуществляется переход от общего курса профессионального обучения к овладению знаниями, навыками и умениями, характерными для труда работников определенного предприятия (учреждения). Школьники повторяют, изученный материал на предыдущих этапах трудового обучения, получают некоторые дополнительные сведения. Учащимся предлагается восполнить пробелы по вопросам овощеводства, садоводства, и животноводства. Рассматриваются вопросы по созданию фермерских и личных подсобных хозяйств, спецификой их производства. По окончании 9 класса учащиеся сдают экзамен по профессионально- трудовому обучению. Экзамен состоит из практической контрольной работы и устного экзамена по специальности. До экзамена допускаются воспитанники прошедшие производственную практику, где они проходят все этапы ухода за культурными растениями.
Пятый этап
– завершение на первоначальном уровне профессионального образования. (9 класс). Специфической задачей для него является адаптация учащихся к работе в условиях производственного коллектива и овладение установленными на предприятии требованиями к качеству и производительности труда. Опробовать себя в роли овощевода, выполнение всех основных его работ, в условиях трудового коллектива (на примере бригады), соблюдением всех требований происходит во время производственной практики. Большое внимание направлено на ориентацию частного подсобного хозяйства, так необходимого для достойной жизни
человека на селе. Показываем возможность получения дополнительного дохода, путем реализации излишков с подсобного хозяйства, способы дополнительного заработка. Для выполнения программы мы имеем следующую материальную базу сельскохозяйственного труда. Которая составляет собой четыре – земельных участка (огород, сад, ягодник, картофельное поле) - общей площадью более 3-х га; в наличии имеются необходимые для работы ручные орудия труда (лопаты, грабли, лейки, рыхлители и т.п., приобретен мотокультиватор – «Ранчо». Выращенная продукция сдается в школьную столовую, тем самым мы обеспечиваем себя овощами и фруктами, ягодами, лекарственным сырьем на 100%, излишки реализуем (доходы с пришкольного участка идут на укрепление материальной базы). Согласовано на заседании ШМО «Витамины» «____» __________________г. Протокол №____ Утверждаю приказом директора Соколовской школы-интернат __________ Т.В. Антропова от «____» ______________г., №______

Программа

по «Самообеспечению»

«Урожай с грядки»

Составитель:

Шапаренко О.Е

Учителя с-х труда

Содержание работы.


Задачи трудового обучения:
1. Воспитание у школьников серьезного отношения к труду, уважения к нему, сознания необходимости трудиться в народном хозяйстве. Привитие учащимся с 1 класса мысли о труде, как первой обязанности каждого гражданина нашей страны. 2. Нравственное, умственное, физическое экологическое и эстетическое воспитание учащихся в процессе трудовой подготовки, общественно полезного, производительного труда. 3. Формирование у учащихся знаний и умений:  В выполнении основных работ по подготовке почвы к посеву и посадке культур;  Подготовка и внесение в почву органических и минеральных удобрений;  Выполнение работ по известкованию почв;  Подготовка семян к посеву и сеяние их;  Отбор рассады и ее выращивание;  Выращивание ранних овощей;  Выполнение основных работ по уходу за овощными и цветочно- декоративными культурами, включая работы по борьбе с вредителями и болезнями (без использования ядохимикатов);  Уборка урожая и семенников;  Обработка и сортировка семян овощных цветочно-декоративных культур;  Проведение дезинфекции овощехранилища;  Укладка овощей на хранение в овощехранилище;  Подготовка овощей к первичной обработке.  Основные знания по уходу за плодовым садом. 5. Развитие у учащихся творческих интересов и способностей к труду, ознакомление с массовыми профессиями рабочих в сельском хозяйстве, помочь в выборе профессии. На решение этих задач и направлено обучение учащихся 5-9 классов сельскохозяйственному труду. На учебно-опытном участке школы воспитанники проходят практику (допрофессиональную подготовку), вооружаются соответствующими технологическими знаниями, умениями и навыками, учатся работать в определенном темпе, среднем для рабочего данного вида производства. Школьники закрепляют навыки в планировании своих действий, контролируют и регулируют их выполнение, учатся работать аккуратно, целенаправленно, самостоятельно. Учащиеся должны овладевают определенной системой знаний и умений - как общих для выращивания любых растений и животных, так и специфических
для выращивания отдельных групп и культур в связи с их биологическими особенностями. В эту систему входят знания и умения по обработке почвы и внесению удобрений, подготовке к посеву и посадке семян и посадочного материала, уходу за растениями, по уборке и учету урожая. УТВЕРЖДАЮ Директор школы: _____Антропова
Т.В.
План годовой работы

на учебно-опытном участке

Соколовской специальной /коррекционной/ школы - интерната.

Сентябрь.
Вводная экскурсия на пришкольный опытный участок. Уборка урожая картофеля, корнеплодов. Знакомство со способами вегетативного размножения плодово-ягодных культур.
Октябрь-ноябрь.
Изучение почв местного края, определение физических свойств почвы. Оформление результатов и подготовка экспонатов на школьную выставку. Приготовление учебно-наглядных пособий.
Декабрь.
Приготовление учебно-наглядных пособий в помощь преподаванию биологии, на основе работы в кружке. Подведение итогов. Планирование на следующий год.
Январь.
Подготовка, обеззараживание почвенной смеси. Выращивание зеленных овощей на «домашнем огороде».
Февраль-март.
Посев перца, баклажана, томатов, ранней капусты, однолетних цветочных растений. Подготовка семенников двулетних овощей к высадке. Выращивание рассады лука.
Апрель.
Знакомство с сортами ведущих сельскохозяйственных культур, их биологическая характеристика. Выращивание тыквенных. Яровизация клубней картофеля. Уход за плодовыми деревьями и кустарниками.
Май.
Подготовка почвы, внесение удобрений и посев овощных культур, закладка опытов по сортоизучению сельскохозяйственных культур. Закладка парников, посев огурцов, в защищенный грунт. Высадка клубней картофеля. Оформление цветников.
Июнь.
Высадка рассады томатов, тыквенных, капусты, цветочно-декоративных культур. Работа по уходу за подопытными культурами и проведение наблюдений за ними. Сбор садовой земляники.

Июль.
Уход за растениями на пришкольном участке. Подкормка. Работа по индивидуальному отбору кустов и плодов томатов. Сбор и учет урожая, выделение семян (томатов, огурцов). Сбор смородины, вишни, крыжовника.
Август.
Уборка и учет урожая. Уход за вегетирующими растениями. Уборка семенников.
Массовые мероприятия:
1. Выставка работ юных опытников (сентябрь). 2. Праздник урожая (октябрь). 3. Декады посадки деревьев и кустарников( весна, осень). 4. Встреча с интересными людьми. ( ноябрь) 5. Конференция огородников (декабрь). 6. Олимпиада по сельскохозяйственному труду (февраль). 7. День птиц (март). 8. Участие в районных слетах трудовых объединений, передовиков ученических бригад, (октябрь). 9. Конкурсе букетов (сентябрь, декабрь, март) 10. Участие в республиканских олимпиадах.
План реализации программы.




п/п

Наименование

мероприятий

Объемы

работ,

час

Сроки

проведения

Ответственные
1 Сбор семян однолетних растений. 4 С 14.09 - 21.09 5 класс 2 Уборка урожая овощных культур 8 С 28.09 – 19.10 5 класс 3 Уборка лука-севка. 6 С 8.09-15-09 6 класс 4 Уборка овощей и их закладка на хранение 8 С 19.09 -29.09 6 класс 5 Уборка урожая картофеля и закладка на хранение 10 С 5.09-19.09 7 класс 6 Уборка перцев учет урожая 4 С 6.09 – 16.09 7 класс 7 Уборка столовых корнеплодов. Учет урожая и закладка на хранение 12 4.09-22.09 8 класс 8 Уборка урожая овощей 20 С 2.09-29.09 9 класс 9 Уборка садово- огородного участка в осеннее время. 18 С 15. 10-20.10 5-9 классы 10 Осенние работы в саду 10 С 14.10-2.11 9 класс 11 Зяблевая перекопка почвы 20 С 21.10-2.11 6-9 класс 12 Заготовка почвы 6 С.310-9.10 7 класс 13 Подведение итогов по учету урожая. Выполнение программы «Самообеспечение» 1.11 Зав. пришкольным участком 14 Проведение праздника «Урожая» 2.11 Зав. пришкольным участком 15 Планирование работы на следующий год. Декабрь Зав. пришкольным участком и учителя с-х труда 16 Подготовка и обеззараживание 6 Январь Студия «Наш сад»
почвенной смеси 17 Выращивание зеленных овощей на «домашнем огороде» 6 Январь 5 класс 18 Посев перца, баклажана и последующая пикировка 8 Февраль 6 класс Студия «Наш сад» 19 Посев томатов и последующая пикировка 20 Март 7 класс 9 класс 20 Посев однолетних цветочных культур и последующая пикировка 16 Март - апрель 8 класс 21 Посев ранней капусты и последующая пикировка 14 Апрель 9 класс 22 Уход за плодовыми деревьями и кустарниками 8 Апрель 8 класс 23 Подготовка почвы и посев корнеплодов 20 Май 7-9 классы 24 Посев зеленных овощей 6 Май 5 класс 25 Посев лука- чернушки 4 Май 6 класс 26 Посев капусты 4 Май 9 класс 27 Выращивание огурца в парниках 12 Май 7 класс Студия «Наш сад» Рабочие школы (подвозка навоза) 28 Оформление цветников 6 Май 8 класс
Производственная практика 9 класс
29 Посадка картофеля 12 Май 9 класс
30 Подготовка почвы к высадке капусты, брюквы. Оформление коллекционного отдела. 18 Май 9 класс Студия «Наш сад» 31 Подготовка почвы к высадке пасленовых культур 12 Июнь 9 класс 32 Высадка пасленовых культур 6 Июнь 9 класс 33 Подготовка почвы и посев тыквенных культур 6 Июнь 9 класс 34 Высадка теплолюбивых цеточно- декоративных растений в цветники 6 Июнь 9 класс Сдача экзамена Практическая часть сельскохозяйствен- ный труд 6 Июнь Директор школы. Учитель с-х труда
Лагерь труда и отдыха.
35 Уход за посевами корнеплодов. В течение лета Бригада №2
36 Уход за цветниками ( в том числе и за комнатными растениями) В течение лета Бригада №1 37 Уход за картофелем В течение лета Бригада №3 38 Пасынкование томатов В течение лета Бригада №2 39 Уход за тыквенными и сбор урожая огурцов В течение лета Бригада №1 + подсобные рабочие 40 Уход за посевами лука и чеснока В течение лета Бригада №3 41 Сбор ягод (земляника) Июнь Бригада №1 42 Сбор лекарственного сырья В течение всего лета Все бригады 43 Сбор смородины Июль Бригада №2 44 Сбор вишни Июль Бригада №3 45 Уход и сбор урожая томатов В течение лета Бригада №2 46 Уход за капустой, брюквой В течение лета Бригада №2 и №3 поочередно. 47 Проведение опытнической работы В течение всего вегетационного периода Студия «Наш сад»
Ожидаемый результат.

Любая деятельность эффективна, если определены ее цели. Наша цель обеспечить школу овощами и фруктами, создать зону отдыха детей, разбить цветники, научить навыкам работы с «землей» В ходе работы происходит закрепление полученных знаний и умений. Учащиеся оценивают свои личностные качества, склонности и увлечение, предпочтение, намерения и реальные достижения и т.д. Главный ожидаемый результат – формирование профессионального самоопределения. Оценка нашей работы будет представлена в виде цифрового отчета о выполнении программы, оформлении альбома. Подведение итогов произойдет на празднике «Урожая».

Планирование.



п/п

Наименование овощей

Потребность на 1 ребенка, кг

Потребность на

85 детей на 1

учебный год, кг

Планируемый

урожай

овощей, кг

Площадь под

культурами,

га

Календарный

год

Учебный год

(240дней)

1

2

3

4

5

6

7

1

Картофель

146

96

8160

8500

2 +0.6

*

*(
ранний картофель)
2

Лук

14

9.2

782

700

0.05

3

Морковь

40

26.3

2210

2500

0.06

4

Капуста

40

26.3

2210

2500

0.06

5

Свекла

40

26.3

2210

2500

0.05

6

Чеснок

2

1.3

110,5

50

0.02

7

Огурцы

15

9.8

800

300

*

0.03

8

Томаты

15

9.8

800

300*

0.03

9

Кабачки

1

0,65

55

300

0.01

1

2

3

4

5

6

7

10

Брюква

10

6.5

550

600

0.05

11

Перец

---

---

---

20

0.01

12

Зеленные

---

---

---

100

0,01


13

Отдел начальных

классов

---

---

---

---

0,01

14

Фитоотдел

---

---

---

---

0,01

15

Коллекционный отдел

---

---

---

---

0,01

16

Смородина

120

0,08

17

Яблоки

500

0,1

18

Вишня

100

0,025

19

Арония черноплодная

100

0,025

20

Крыжовник

20

0,01

Итого

19210

2.70

-
несоответствие потребности и планируемого урожая, объясняется непродолжительным сроком хранения данных овощей и невозможностью переработки (соленые огурцы и томаты в большом количестве не требуются).