Мастер-класс "Формы и методы работы по развитию познавательно - исследовательской деятельности детей в процессе ознакомления с природой"
Автор: Меленскова Марина Ивановна Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад№ 21
Населённый пункт: г.Павлово Нижегородская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Мастер-класс "Формы и методы работы по развитию познавательно - исследовательской деятельности детей в процессе ознакомления с природой"
Цель: познакомить педагогов с использованием эффективных форм и
методов по развитию познавательно-исследовательской деятельности детей
старшего дошкольного возраста.
Задачи:
- Представить эффективные формы и методы по развитию познавательно-
исследовательской деятельности, используя игровой практикум, ИКТ
(слайды),тренинг, обсуждение проблем для активизации педагогов.
-Активизировать педагогов для использования представленных форм в
практике работы с детьми.
Этапы мастер-
класса
Содержание
Введение в
проблему
Воспитатель: В соответствии с ФГОС дошкольного
образования познавательно-исследовательская
деятельность, игра и общение, определены как «сквозные
механизмы развития ребёнка», пронизывающие все виды
детской деятельности. Предлагаю подумать , какие качества
развиваются у дошкольника в ходе познавательно-
исследовательской деятельности и поместить свои
определения на доску. (участники мастер-класса выполняют
задание, в ходе сравнения с заранее приготовленной второй
доской приходят к мнению, что мнения в целом
совпадают).Какие же формы работы позволят развить эти
качества? (педагоги высказываются, делают предположения)
Авторский
подход к
решению
проблемы
Я хочу поделиться наиболее эффективными и интересными
для детей формами.
1.Технология «Путешествие по реке времени» направлена
«на упорядочение временных отношений (представление об
историческом времени- от прошлого к настоящему на
примере цивилизаций, история транспорта, жилища, а также
собственной линии жизни ребёнка, истории своей семьи»
(по Н.А. Коротковой)( Демонстрация « Реки времени» о
расцвете «малой Родины»-от Павлова-острога в период
первых стрельцов, села Павлово в старину и современного
города в наше время)
Воспитатель предлагает темы для каждой подгруппы
участников( «Осветительные приборы» - 1 подгр.,
«Обогревательные приборы»-2 подгр.),наборы картинок и
полотно реки. Участники рассказывают о прошлом вещей и
их цивилизации.
2. Ещё одна форма, о которой хочу рассказать
-коллекционирование (показ слайдов с коллекциями детей).
Дети любят «копить» понравившиеся им вещички,
выпрашивать их у друзей, носить с собой и укладывать в
коробочки. Задача взрослых – деликатно предложить
расширить знания о предметах коллекции, направлять детей
на разное её применение, анализируя, синтезируя и
обобщая группы предметов.
-Коллекция «Города России» расширяет знания детей,
побуждает к активности, инициативности. Дальнейшее
применение коллекции – поиск крупных городов на карте
России, с целью формирования целостной картины мира.
-Предлагаю подумать, какие групповые коллекции можно
собрать с детьми и как в дальнейшем их использовать для
познавательного развития, если тема для 1 подгруппы -
«Птицы», а тема 2 подгруппы- «Посуда». ( Участники мастер-
класса предлагают свои варианты коллекций и их
применение в познавательно- исследовательской
деятельности по данной теме, ведущий может дать свои
советы использования, н-р, деление всех картинок с посудой
на 3 части и помещение их на лист ватмана в нужную
колонку с обозначением: кухонная, столовая, чайная. Лист
вывешивают в центр для закрепления знаний).
Коллекции можно использовать, можно рассматривать и
любоваться или просто размышлять…
3. Следующая форма - использование картографа. Дети
принимают задачу, анализируют предложенные карточки и
синтезируют их в подгруппы, обозначенные в задаче.
(демонстрация « Полезно-вредно», «Музей прошлого и
настоящего») В рамках темы «Мы - россияне» детям
предложено заполнить картограф с символами - родное,
неродное. (слайд с картографом « Родное - неродное»)
-Предлагаю из перепутанного множества картинок выбрать
символы и сформулировать задания каждой подгруппы
детям для заполнения картографа (символы: трава, кусты,
деревья, наземный, воздушный, водный транспорт и набор
соответствующих картинок)
4. Следующая форма - проектирование деятельности.
Проектная деятельность детей способствует саморазвитию
каждого ребёнка. Проекты в дошкольном возрасте
отличаются несложностью, простотой. Дошкольник должен
отчётливо представлять не только задачу, стоящую перед
ним, но и пути её решения, при помощи педагога составлять
план работы над проектом. Возникшую «вспышку интереса»
детей можно использовать для начала проектной
деятельности. Например, интерес детей к изобилию яблок
на яблонях и на земле, определил проблему и вид проекта:
информационно-практико-ориентированный,
продолжительностью 1 неделю.
1 этап - подготовительно-проектировочный ( или этап
проблематизации). Игра « Хорошо- плохо» помогла
сформулировать проблему: что мы можем сделать, чтобы не
топтать яблоки. Схема - паутинка помогла ознакомить
родителей с условиями проекта (помощь в пользовании
ножом, использование упавших яблок). На 1 этапе
определён продукт детской деятельности: приготовление
компота.
2 этап - информационно-просветительский (или этап
планирования проектной деятельности). Дети определяют
средства, источники информации и свой личный вклад в
общее дело. Мы с детьми договаривались, кто будет
выносить тару для разных яблок (первые пришедшие в д\с
дети), собирать и сортировать (подгруппами по сговору), а
кто будет приносить в определённое место (тяжёлую
посильную тару – сильные мальчики, нетяжёлую – девочки).
На данном этапе результативно использовать:
« Звёздочку – подсказку», где дети брали на себя
ответственность и ставили свой знак рядом с источником
получения информации, н-р, свой красный круг рядом с
лучом с книгой.
« Руку помощи» помогает планировать деятельность детей в
ходе проекта.
3 этап – основной ( или этап осуществления проектной
деятельности). В нашем проекте дети собирали яблоки,
сортировали их в подписанную тару - « На корм скоту»,
«Гниль», « На компот». По сговору убирали их в соответствии
с планом. В ходе 3 этапа объединяются усилия детей,
педагогов и родителей в разных видах деятельности,
интегрируют во все образовательные области в соответствии
с о схемой – паутинкой, «Звёздочкой – подсказкой» и «Рукой
помощи».
4 этап – анализ и презентация результатов. Дети варили
самостоятельно компот, а фотовыставка была презентацией
нашего проекта «Урожай яблок – это хорошо». Все вместе
обсуждали результаты проекта, делились переносом
деятельности и в бабушкины сады, делали выводы о
разумном отношении к продуктам, даже если их много.
-Предлагаю продумать этапы проектов в каждой подгруппе
по указанным темам и конечным продуктам детской
деятельности:
1 подгруппа – Тема: «Дикие животные наших лесов».
Конечный продукт детской деятельности: презентация
макета «Жизнь зверей в природе»
2 подгруппа – Тема: «Друг придет на помощь». Конечный
продукт детской деятельности: самодельные игры детей по
теме.
(Участники обсуждают этапы проекта с опорой на
презентацию)
Рефлексия
(самоанализ)
Ведущий предлагает участникам листы рефлексии:
- Было интересно …
- Было трудно …
- Я поняла, что …
- Мне захотелось …
Лист рефлексии
Было интересно
___________________________________________________________________
___________________________________________________________________
Было трудно
___________________________________________________________________
___________________________________________________________________
Я поняла, что
___________________________________________________________________
___________________________________________________________________
Мне захотелось
___________________________________________________________________
___________________________________________________________________
____ ____ ____ ____ ____ ____ ____ ____ ____ ____ ____ ____
Лист рефлексии
Было интересно
___________________________________________________________________
___________________________________________________________________
Было трудно
___________________________________________________________________
___________________________________________________________________
Я поняла, что
___________________________________________________________________
___________________________________________________________________
Мне захотелось
___________________________________________________________________
___________________________________________________________________