Напоминание

Мастер-класс "Формы и методы работы по развитию познавательно - исследовательской деятельности детей в процессе ознакомления с природой"

Автор: Меленскова Марина Ивановна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад№ 21
Населённый пункт: г.Павлово Нижегородская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Мастер-класс "Формы и методы работы по развитию познавательно - исследовательской деятельности детей в процессе ознакомления с природой"







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Цель:
познакомить педагогов с использованием эффективных форм и методов по развитию познавательно-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
- Представить эффективные формы и методы по развитию познавательно- исследовательской деятельности, используя игровой практикум, ИКТ (слайды),тренинг, обсуждение проблем для активизации педагогов. -Активизировать педагогов для использования представленных форм в практике работы с детьми.
Этапы мастер-

класса

Содержание

Введение в

проблему
Воспитатель: В соответствии с ФГОС дошкольного образования познавательно-исследовательская деятельность, игра и общение, определены как «сквозные механизмы развития ребёнка», пронизывающие все виды детской деятельности. Предлагаю подумать , какие качества развиваются у дошкольника в ходе познавательно- исследовательской деятельности и поместить свои определения на доску. (участники мастер-класса выполняют задание, в ходе сравнения с заранее приготовленной второй доской приходят к мнению, что мнения в целом совпадают).Какие же формы работы позволят развить эти качества? (педагоги высказываются, делают предположения)
Авторский

подход к

решению

проблемы
Я хочу поделиться наиболее эффективными и интересными для детей формами. 1.Технология «Путешествие по реке времени» направлена «на упорядочение временных отношений (представление об историческом времени- от прошлого к настоящему на примере цивилизаций, история транспорта, жилища, а также собственной линии жизни ребёнка, истории своей семьи» (по Н.А. Коротковой)( Демонстрация « Реки времени» о расцвете «малой Родины»-от Павлова-острога в период первых стрельцов, села Павлово в старину и современного города в наше время) Воспитатель предлагает темы для каждой подгруппы участников( «Осветительные приборы» - 1 подгр., «Обогревательные приборы»-2 подгр.),наборы картинок и
полотно реки. Участники рассказывают о прошлом вещей и их цивилизации. 2. Ещё одна форма, о которой хочу рассказать -коллекционирование (показ слайдов с коллекциями детей). Дети любят «копить» понравившиеся им вещички, выпрашивать их у друзей, носить с собой и укладывать в коробочки. Задача взрослых – деликатно предложить расширить знания о предметах коллекции, направлять детей на разное её применение, анализируя, синтезируя и обобщая группы предметов. -Коллекция «Города России» расширяет знания детей, побуждает к активности, инициативности. Дальнейшее применение коллекции – поиск крупных городов на карте России, с целью формирования целостной картины мира. -Предлагаю подумать, какие групповые коллекции можно собрать с детьми и как в дальнейшем их использовать для познавательного развития, если тема для 1 подгруппы - «Птицы», а тема 2 подгруппы- «Посуда». ( Участники мастер- класса предлагают свои варианты коллекций и их применение в познавательно- исследовательской деятельности по данной теме, ведущий может дать свои советы использования, н-р, деление всех картинок с посудой на 3 части и помещение их на лист ватмана в нужную колонку с обозначением: кухонная, столовая, чайная. Лист вывешивают в центр для закрепления знаний). Коллекции можно использовать, можно рассматривать и любоваться или просто размышлять… 3. Следующая форма - использование картографа. Дети принимают задачу, анализируют предложенные карточки и синтезируют их в подгруппы, обозначенные в задаче. (демонстрация « Полезно-вредно», «Музей прошлого и настоящего») В рамках темы «Мы - россияне» детям предложено заполнить картограф с символами - родное, неродное. (слайд с картографом « Родное - неродное») -Предлагаю из перепутанного множества картинок выбрать символы и сформулировать задания каждой подгруппы детям для заполнения картографа (символы: трава, кусты, деревья, наземный, воздушный, водный транспорт и набор соответствующих картинок) 4. Следующая форма - проектирование деятельности. Проектная деятельность детей способствует саморазвитию каждого ребёнка. Проекты в дошкольном возрасте
отличаются несложностью, простотой. Дошкольник должен отчётливо представлять не только задачу, стоящую перед ним, но и пути её решения, при помощи педагога составлять план работы над проектом. Возникшую «вспышку интереса» детей можно использовать для начала проектной деятельности. Например, интерес детей к изобилию яблок на яблонях и на земле, определил проблему и вид проекта: информационно-практико-ориентированный, продолжительностью 1 неделю. 1 этап - подготовительно-проектировочный ( или этап проблематизации). Игра « Хорошо- плохо» помогла сформулировать проблему: что мы можем сделать, чтобы не топтать яблоки. Схема - паутинка помогла ознакомить родителей с условиями проекта (помощь в пользовании ножом, использование упавших яблок). На 1 этапе определён продукт детской деятельности: приготовление компота. 2 этап - информационно-просветительский (или этап планирования проектной деятельности). Дети определяют средства, источники информации и свой личный вклад в общее дело. Мы с детьми договаривались, кто будет выносить тару для разных яблок (первые пришедшие в д\с дети), собирать и сортировать (подгруппами по сговору), а кто будет приносить в определённое место (тяжёлую посильную тару – сильные мальчики, нетяжёлую – девочки). На данном этапе результативно использовать: « Звёздочку – подсказку», где дети брали на себя ответственность и ставили свой знак рядом с источником получения информации, н-р, свой красный круг рядом с лучом с книгой. « Руку помощи» помогает планировать деятельность детей в ходе проекта. 3 этап – основной ( или этап осуществления проектной деятельности). В нашем проекте дети собирали яблоки, сортировали их в подписанную тару - « На корм скоту», «Гниль», « На компот». По сговору убирали их в соответствии с планом. В ходе 3 этапа объединяются усилия детей, педагогов и родителей в разных видах деятельности, интегрируют во все образовательные области в соответствии с о схемой – паутинкой, «Звёздочкой – подсказкой» и «Рукой помощи». 4 этап – анализ и презентация результатов. Дети варили
самостоятельно компот, а фотовыставка была презентацией нашего проекта «Урожай яблок – это хорошо». Все вместе обсуждали результаты проекта, делились переносом деятельности и в бабушкины сады, делали выводы о разумном отношении к продуктам, даже если их много. -Предлагаю продумать этапы проектов в каждой подгруппе по указанным темам и конечным продуктам детской деятельности: 1 подгруппа – Тема: «Дикие животные наших лесов». Конечный продукт детской деятельности: презентация макета «Жизнь зверей в природе» 2 подгруппа – Тема: «Друг придет на помощь». Конечный продукт детской деятельности: самодельные игры детей по теме. (Участники обсуждают этапы проекта с опорой на презентацию)
Рефлексия

(самоанализ)
Ведущий предлагает участникам листы рефлексии: - Было интересно … - Было трудно … - Я поняла, что … - Мне захотелось …
Лист рефлексии Было интересно ___________________________________________________________________ ___________________________________________________________________ Было трудно ___________________________________________________________________ ___________________________________________________________________ Я поняла, что ___________________________________________________________________ ___________________________________________________________________ Мне захотелось ___________________________________________________________________ ___________________________________________________________________ ____ ____ ____ ____ ____ ____ ____ ____ ____ ____ ____ ____ Лист рефлексии Было интересно ___________________________________________________________________ ___________________________________________________________________ Было трудно ___________________________________________________________________ ___________________________________________________________________ Я поняла, что ___________________________________________________________________ ___________________________________________________________________ Мне захотелось ___________________________________________________________________ ___________________________________________________________________