Напоминание

"Реализация системно-деятельностного подхода как основа определения требований к результатам образования в рамках ФГОС ООО".

Автор: Швайко Александр Анатольевич
Должность: учитель физической культуры
Учебное заведение: МКОУ "Хохольский лицей"
Населённый пункт: р.п. Хохольский, Хохольский район, Воронежская область
Наименование материала: Статья
Тема: "Реализация системно-деятельностного подхода как основа определения требований к результатам образования в рамках ФГОС ООО".







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


МКОУ «Хохольсий лицей»

Швайко А.А., учитель физической культуры ВКК

Реализация системно-деятельностного подхода как основа определения

требований к результатам образования в рамках ФГОС ООО
В связи с внедрением нового федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС), переход на соответствующие этому стандарту программы следует осуществлять поэтапно. В 2011 году перешли в обязательном порядке на реализацию ФГОС первые классы, в 2015 году – пятые классы, в 2020 году - десятые классы. Необходимо подчеркнуть, что данный график определяет переход на новое содержание ФГОС, а не переход на третий час физической культуры. Содержание образовательной программы по предмету «Физическая культура» способствует сохранению триединства: -
Оздоровительное образование
– ориентируется на целенаправленное укрепление здоровья обучающихся, углубленное развитие физических качеств и способностей, оптимизацию работоспособности и предупреждение заболеваемости. -
Спортивное образование
– характеризуется углубленным освоением обучающимися одного или нескольких видов спорта, предусмотренных образовательной программой основного и среднего (полного) образования по физической культуре. -
Общеразвивающее образование
– ориентируется на расширенное и углубленное освоение обучающимися отдельных тем и разделов действующей примерной программы начального образования. С учетом базовых направлений физического воспитания в условиях 3-х часов в неделю, возможны несколько вариантов сочетания определяющих направлений (физическая и техническая подготовка): - комплексный (на каждом уроке оба направления подготовки), - на основе приоритета физической подготовки (два урока - физическая подготовка, один урок - техническая), - на основе приоритета технической подготовки (два урока - техническая подготовка, один урок - физическая). Мы предпочли второе направление, исходя из реальных возможностей школы. Выбор вариантов определяется уровнем готовности обучающихся разных классов. Во всех вариантах возможно добавление средств теоретической подготовки (по потребности и условиям). При организации, планировании и проведении уроков физической культуры с учетом введения третьего часа не рекомендуется: - сдваивать уроки физической культуры; - планировать проведение уроков физической культуры в форме аудиторных занятий, резко снижающих суммарный недельный объем двигательной
активности обучающихся (особенно не рекомендуется планирование таких занятий с обучающимися на ступени начального общего образования); - требовать от школьника сформированных навыков различных видов спорта (обучающийся должен овладеть основами технических действий, приёмов и физических упражнений из базовых видов спорта, умением использовать их в разнообразных формах игровой и соревновательной деятельности). При организации, планировании и проведении уроков физической культуры в рамках ФГОС должно выполняться следующее: - в полной мере использоваться спортивные площадки в любое время года; - использоваться учебные или авторские программы, рассчитанные на 3 часа физической культуры в неделю в соответствии ФГОС; - активно использоваться пришкольные площадки общего назначения, естественные природные ландшафты; - оборудоваться свободные учебные классы, зоны рекреации под мини-залы для проведений занятий по настольному теннису, фитнесу и т.п.; Главное направление новых стандартов – усиление заботы о развивающей стороне обучения, о формировании у школьников умения учиться. Теперь в обновлённых стандартах образования ставится вопрос об оптимизации обучения, о более полном, системном переходе от былого «знаниевого» подхода к деятельностному. В основе наиболее распространенного традиционного обучения лежит идея о независимости развития от обучения. Согласно этой теории циклы развития всегда предшествуют циклам обучения. Формулу этой теории можно представить так:
обучение → естественное развитие = зона актуального развития
Такое обучение следует за естественным развитием ребенка и использует те двигательные способности, тот уровень, который школьник при этом достигает. Достигнутый таким образом уровень определяется исследователями как зона актуального развития. При указанном соотношении места обучения и развития учителю приходится опираться на принцип доступности, который реализуется через обучение от простого к сложному и от «близкого к далекому». Согласно этому принципу, на каждой ступени образования школьникам дается лишь то, что им посильно в данном возрасте. Итак рассмотрим различия традиционного обучения и обучения, основанного на деятельностном подходе.
Традиционное обучение

Инновационное, системно-

деятельностный подход
1) базируется на принципе доступности; 1) опирается на зону ближайшего развития; 2) обучающийся выступает в роли объекта; 2) обучающийся действует как субъект собственной учебной деятельности;
3) ориентировано на усвоение определенной суммы знаний, умений; 3) нацелено на усвоение способов познания как конечной цели учения; 4) развивает обыденное мышление, эмпирический способ познания 4) развивает практическое мышление и практический способ познания; 5) решая конкретно-практические задачи, учащиеся усваивают частные способы, повторяя за учителем; 5) на первый план выступают учебные задания, решая которые обучающиеся, предлагают свои способы выполнения задачи 6) в результате формируется индивид – человек, способный к исполнительской деятельности. 6) формируется личность, способная к самостоятельной практической деятельности. Последовательно рассмотрим все те условия, соблюдения которых деятельностный подход требует. 1. Наличие познавательного мотива и конкретной учебной цели. 2. Выполнение действий для приобретения недостающих знаний и умений. 3. Выявление и освоение способа действия для осознанного применения знаний (для формирования осознанных умений). Заботится надо не просто о правильности решения той или иной конкретной задачи, не просто о правильности результата, а о правильном выполнении необходимого способа действия. Верный способ действия приведёт к верному результату. 4. Формирование самоконтроля – как после выполнения действий, так и по ходу. Четвертое условие деятельностного подхода к обучению связано с особой ролью в формировании умения проверять свою работу. 5. Включение содержания обучения в контекст решения значимых жизненных задач. Во всех системах и учебно-методических комплектах на первом месте стоит не накопление у учащихся знаний, умений и навыков в узкой предметной области, а становление личности, ее «самостроительство» в процессе деятельности ребенка в предметном мире, причем не только в индивидуальной, а в совместной, коллективной деятельности. Какие же происходят изменения в структуре уроков физической культуры? Как построить и провести урок, чтобы ученик стал субъектом учебной деятельности, чтобы он в результате её достиг желаемых целей и результатов? Ведь главной целью в преподавании для меня, как и для каждого учителя является залог успешности каждого урока, чтобы учащиеся полученные двигательные умения и навыки умели использовать не только на уроках, но и в жизни. Передо мной встала проблема, как организовать по-новому учебный процесс, чтобы заинтересовать каждого учащегося, развивать индивидуальные двигательные способности каждого ребёнка и помочь ему познать себя. Ведь физическая культура – это не умственный предмет, где деятельностная технология обучения обеспечивает включение детей в учебно-познавательную деятельность, а двигательный. При данном подходе ребенок не может показать определенные упражнения или действия, если с
ними не знаком. А «открыть» их в процессе собственной деятельности – небезопасно, а иногда и травмоопасно. Задача учителя при введении нового материала заключается в организации коллективно-поисковой деятельности детей, чтобы дети сами «додумались» до решения ключевой проблемы урока и попытались объяснить, как надо действовать в новых условиях. На основе этих объяснений учитель может продемонстрировать то или иное двигательное действие, которое необходимо разучить на уроке. Можно применять такие приемы создания проблемной ситуации: 1. Побуждающее действие – постановка проблемной ситуации, основанной на противоречии между житейским и научным фактом и вызывающей удивление у детей; 2. Постановка учебной задачи, основанной на противоречии между необходимостью и невозможностью выполнить задание учителя и вызывающей затруднения у детей. 3. Подводящие к открытию умения действия (система посильных ученику умений и навыков, которые постепенно приводят ученика к выполнению цели урока, необходимого двигательного действия). Использование технологии деятельностного метода позволяет мне проводить интересные уроки, проектировать учебную деятельность, позволяющую получить требуемый результат. Учащиеся при этом стремятся показать свои умения и способности, стараются первыми найти правильное действие на поставленную практическую задачу, к тому же у них формируются чувства сопереживания, умение жить и трудиться в коллективе, умение уважать себя и других. Обязательным компонентом в работе учителя по стандартам нового поколения является ведение мониторингов. Диагностика мониторинговых исследований направлена на отслеживание, выявление и создание индивидуальных траекторий обучения школьников. В данном случае рекомендуется проводить исследования уровня физического развития, физической подготовленности и психо-эмоционального состояния обучающихся. Благодаря полученным результатам можно сделать вывод о психофизическом развитии каждого обучающегося и научить их самодиагностике своего организма для улучшения определенных критериев развития. Вот тезис, который давно в психологии обучения является основополагающим: «Ребёнок в процессе обучения должен быть не объектом, а субъектом учебной деятельности».