"Реализация системно-деятельностного подхода как основа определения требований к результатам образования в рамках ФГОС ООО".
Автор: Швайко Александр Анатольевич Должность: учитель физической культуры
Учебное заведение: МКОУ "Хохольский лицей"
Населённый пункт: р.п. Хохольский, Хохольский район, Воронежская область
Наименование материала: Статья
Тема: "Реализация системно-деятельностного подхода как основа определения требований к результатам образования в рамках ФГОС ООО".
Реализация системно-деятельностного подхода как основа определения
требований к результатам образования в рамках ФГОС ООО
В связи с внедрением нового федерального государственного
образовательного стандарта (ФГОС), переход на соответствующие этому
стандарту программы следует осуществлять поэтапно. В 2011 году перешли
в обязательном порядке на реализацию ФГОС первые классы, в 2015 году –
пятые классы, в 2020 году -
десятые классы. Необходимо подчеркнуть, что
данный график определяет переход на новое содержание ФГОС, а не переход
на третий час физической культуры.
Содержание образовательной программы по предмету «Физическая
культура» способствует сохранению триединства:
-
Оздоровительное образование – ориентируется на целенаправленное
укрепление здоровья обучающихся, углубленное развитие физических
качеств и способностей, оптимизацию работоспособности и предупреждение
заболеваемости.
-
Спортивное образование – характеризуется углубленным освоением
обучающимися одного или нескольких видов спорта, предусмотренных
образовательной программой основного и среднего (полного) образования по
физической культуре.
-
Общеразвивающее образование – ориентируется на расширенное и
углубленное освоение обучающимися отдельных тем и разделов
действующей примерной программы начального образования.
С учетом базовых направлений физического воспитания в условиях 3-х
часов в неделю, возможны несколько вариантов сочетания определяющих
направлений (физическая и техническая подготовка):
- комплексный (на каждом уроке оба направления подготовки),
- на основе приоритета физической подготовки (два урока - физическая
подготовка, один урок - техническая),
- на основе приоритета технической подготовки (два урока - техническая
подготовка, один урок - физическая). Мы предпочли второе направление,
исходя из реальных возможностей школы.
Выбор вариантов определяется уровнем готовности обучающихся
разных классов. Во всех вариантах возможно добавление средств
теоретической подготовки (по потребности и условиям).
При организации, планировании и проведении уроков физической
культуры с учетом введения третьего часа не рекомендуется:
- сдваивать уроки физической культуры;
- планировать проведение уроков физической культуры в форме аудиторных
занятий, резко снижающих суммарный недельный объем двигательной
активности обучающихся (особенно не рекомендуется планирование таких
занятий с обучающимися на ступени начального общего образования);
- требовать от школьника сформированных навыков различных видов спорта
(обучающийся должен овладеть
основами технических действий, приёмов и
физических упражнений из базовых видов спорта, умением использовать их в
разнообразных формах игровой и соревновательной деятельности).
При организации, планировании и проведении уроков физической
культуры в рамках ФГОС должно выполняться следующее:
- в полной мере использоваться спортивные площадки в любое время года;
- использоваться учебные или авторские программы, рассчитанные на 3 часа
физической культуры в неделю в соответствии ФГОС;
- активно использоваться пришкольные площадки общего назначения,
естественные природные ландшафты;
- оборудоваться свободные учебные классы, зоны рекреации под мини-залы
для проведений занятий по настольному теннису, фитнесу и т.п.;
Главное направление новых стандартов – усиление заботы о
развивающей стороне обучения, о формировании у школьников умения
учиться.
Теперь в обновлённых стандартах
образования ставится вопрос об
оптимизации обучения, о более полном, системном переходе от былого
«знаниевого» подхода к деятельностному.
В основе наиболее распространенного традиционного обучения лежит
идея о независимости развития от обучения. Согласно этой теории циклы
развития всегда предшествуют циклам обучения. Формулу этой теории
можно представить так:
обучение → естественное развитие = зона актуального развития
Такое обучение следует за естественным развитием ребенка и
использует те двигательные способности, тот уровень, который школьник
при этом достигает. Достигнутый таким образом уровень определяется
исследователями как зона актуального развития. При указанном соотношении
места обучения и развития учителю приходится опираться на принцип
доступности, который реализуется через обучение от простого к сложному и
от «близкого к далекому». Согласно этому принципу, на каждой ступени
образования школьникам дается лишь то, что им посильно в данном возрасте.
Итак рассмотрим
различия традиционного обучения и обучения,
основанного на деятельностном подходе.
Традиционное обучение
Инновационное, системно-
деятельностный подход
1) базируется на принципе
доступности;
1) опирается на зону ближайшего
развития;
2) обучающийся выступает в роли
объекта;
2) обучающийся действует как
субъект собственной учебной
деятельности;
3) ориентировано на усвоение
определенной суммы знаний, умений;
3) нацелено на усвоение способов
познания как конечной цели учения;
4) развивает обыденное мышление,
эмпирический способ познания
4) развивает практическое мышление
и практический способ познания;
5) решая конкретно-практические
задачи, учащиеся усваивают частные
способы, повторяя за учителем;
5) на первый план выступают
учебные задания, решая которые
обучающиеся, предлагают свои
способы выполнения задачи
6) в результате формируется индивид
– человек, способный к
исполнительской деятельности.
6) формируется личность, способная
к самостоятельной практической
деятельности.
Последовательно рассмотрим все те условия, соблюдения которых
деятельностный подход требует.
1. Наличие познавательного мотива и конкретной учебной цели.
2. Выполнение действий для приобретения недостающих знаний и умений.
3. Выявление и освоение способа действия для осознанного применения
знаний (для формирования осознанных умений). Заботится надо не просто о
правильности решения той или иной конкретной задачи, не просто о
правильности результата, а о правильном выполнении необходимого способа
действия. Верный способ действия приведёт к верному результату.
4. Формирование самоконтроля – как после выполнения действий, так и по
ходу. Четвертое условие деятельностного подхода к обучению связано с
особой ролью в формировании умения проверять свою работу.
5. Включение содержания обучения в контекст решения значимых
жизненных задач. Во всех системах и учебно-методических комплектах на
первом месте стоит не накопление у учащихся знаний, умений и навыков в
узкой предметной области, а становление личности, ее «самостроительство»
в процессе деятельности ребенка в предметном мире, причем не только в
индивидуальной, а в совместной, коллективной деятельности.
Какие же происходят изменения в структуре уроков физической
культуры? Как построить и провести урок, чтобы ученик стал субъектом
учебной деятельности, чтобы он в результате её достиг желаемых целей и
результатов?
Ведь главной целью в преподавании для меня, как и для
каждого учителя является залог успешности каждого урока, чтобы
учащиеся
полученные двигательные умения и навыки умели использовать не только на
уроках, но и в жизни.
Передо мной встала проблема, как организовать по-новому учебный
процесс, чтобы заинтересовать каждого учащегося, развивать
индивидуальные двигательные способности каждого ребёнка и помочь ему
познать себя. Ведь физическая культура – это не умственный предмет, где
деятельностная технология обучения обеспечивает включение детей в
учебно-познавательную деятельность, а двигательный. При данном подходе
ребенок не может показать определенные упражнения или действия, если с
ними не знаком. А «открыть» их в процессе собственной деятельности –
небезопасно, а иногда и травмоопасно.
Задача учителя при введении нового
материала заключается
в организации коллективно-поисковой
деятельности детей, чтобы дети сами «додумались» до решения ключевой
проблемы урока и попытались объяснить, как надо действовать в новых
условиях. На основе этих объяснений учитель может продемонстрировать то
или иное двигательное действие, которое необходимо разучить на уроке.
Можно применять такие приемы создания проблемной ситуации:
1.
Побуждающее действие – постановка проблемной ситуации,
основанной на противоречии между житейским и научным фактом и
вызывающей удивление у детей;
2.
Постановка учебной задачи, основанной на
противоречии между
необходимостью и невозможностью выполнить задание учителя и
вызывающей затруднения у детей.
3.
Подводящие к открытию умения действия (система посильных ученику
умений и навыков, которые постепенно приводят ученика к выполнению
цели урока, необходимого двигательного действия).
Использование технологии деятельностного метода позволяет мне
проводить интересные уроки, проектировать
учебную деятельность,
позволяющую получить требуемый результат. Учащиеся при этом стремятся
показать свои умения и способности, стараются первыми найти правильное
действие на поставленную практическую задачу, к тому же у них
формируются чувства
сопереживания, умение
жить и трудиться в
коллективе, умение уважать себя и других.
Обязательным компонентом в работе учителя по стандартам нового
поколения является ведение мониторингов. Диагностика мониторинговых
исследований направлена на отслеживание, выявление и создание
индивидуальных траекторий обучения школьников. В данном случае
рекомендуется проводить исследования уровня физического развития,
физической подготовленности и психо-эмоционального состояния
обучающихся. Благодаря полученным результатам можно сделать вывод о
психофизическом развитии каждого обучающегося и научить их
самодиагностике своего организма для улучшения определенных критериев
развития.
Вот тезис, который давно в психологии обучения является
основополагающим: «Ребёнок в процессе обучения должен быть не
объектом, а субъектом учебной деятельности».