Авторы: Алексеева Ольга Викторовна, Житникова Ирина Альфредовна Должности: воспитатель ДОУ, воспитатель ДОУ
Учебное заведение: МДОУ "Детский сад №5 комбинированного вида"
Населённый пункт: город Луга, Ленинградская область
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Коррекционно-развивающая работа с детьми ОВЗ"
Проект
«Коррекционно-развивающая работа с детьми ОВЗ с использованием
упражнений по методу Монтессори и нетрадиционных форм изобразительной
деятельности»
Актуальность проекта.
Дети с ЗПР имеют потенциально сохранные возможности интеллектуального
развития, однако для них характерны нарушения познавательной деятельности в
связи с незрелостью эмоционально-волевой сферы, пониженной работоспособности,
недостаточностью ряда высших психических функций. Нарушения эмоционально-
волевой сферы и поведения проявляются в слабости волевых установок,
эмоциональной неустойчивости, импульсивности, аффективной возбудимости,
двигательной расторможенности, вялости, апатичности.
Недостаточная выраженность познавательных интересов сочетается с
незрелостью высших психических функций, нарушениями внимания, памяти,
функциональной недостаточностью зрительного и слухового восприятия, плохой
координацией движения. Снижение познавательной активности проявляется в
ограниченности знаний об окружающем мире и практических навыков,
соответствующих возрасту.
Малая дифференцированность движений кистей рук, трудности
формирования сложных серийных движений и действий отрицательно отражаются
на продуктивной деятельности (лепка, рисование, конструирование).
Метод Марии Монтессори пробуждает и развивает естественное желание
учиться, узнавать новое – в том объеме, который ребенок в состоянии освоить. Он
делает не просто то, что хочет, а то, к чему готов.
Получение информации для ребенка является необходимостью. Упражнения по
методу Марии Монтессори существуют как раз для того, чтобы помочь малышу
справиться с этой нелегкой задачей, позволяют создать условия для развития тех
или иных способностей.
Цель проекта:
Изучение окружающего мира доступным для ребенка способом – опираясь на
чувственный опыт и развитие мелкой моторики.
Задачи проекта:
Обучение навыкам практической жизни и развитие самостоятельности.
Сенсорное развитие ребенка.
Расширение кругозора ребенка.
Развитие речи ребенка путем развития мелкой моторики.
Создание благоприятного эмоционального фона у ребенка.
Организация максимально подходящих условий для развития ребенка.
Формирование у ребенка интереса к работе с различным материалом.
Усвоение социальных норм поведения.
Развитие навыков общения: учить детей играть, не мешая друг другу; уметь
договариваться.
Срок проекта: 1 год.
Участники проекта: дети 5-6 лет, воспитатели.
Основные принципы:
создать развивающую среду, предоставив объекты для изучения;
не мешать ребенку самостоятельно приобретать знания, помогая только в
случае необходимости, или если ребенок сам вас об этом попросит;
помочь ребенку освоиться в окружающем мире, подготовить для этого условия;
поддерживать детский интерес;
Используемые технологии:
Упражнения-игры с Монтессори материалом
Сказкотерапия
Игротерапия
Музыкотерапия
Элементы театрализованной деятельности
Арт-терапия
Подвижные игры
Формы организации занятий: подгрупповые
Содержание работы:
Упражнения по методу Монтессори
Упражнения для координации движений и подготовки
к жизни в группе: «Путешествие по группе», «Помощь друзей»
Упражнения с водой: «Кораблики», «Моем посуду», «Соберем водичку»
Упражнения, помогающие ребенку самостоятельно одеваться и
раздеваться: «Помоги Кате», шнуровки
Упражнения с крупой: «Узнай на ощупь», «Узнай звук»
Группа упражнений по уходу за окружающей средой: «Тепло – холодно»,
«Выбиваем пыль»
Упражнения в тишине: «Путешествие к звезде», «Танец шариков»
Упражнения для развития (утончения) зрения: «Солнечные зайчики», игра с
калейдоскопом
Упражнения для развития (утончения) тактильного чувства: «Найди и покажи»,
«Найди на ощупь», «Угадай предмет»
Упражнения на развитие (утончения) слуха: «Угадай звук», «Любимый звук»
Упражнения на пополнение словарного запаса: «Чудесный мешочек»,
«Посылка», «Я знаю пять…»
Сенсорные упражнения, помогающие развитию языка: «Прищепки в корзине»,
«Выжимание губки», «Разноцветные капли»
Рисование и письмо: «Дорисуй бусы», «Повтори», «Пройди по лабиринту»
Задачи:
1. Создать положительную атмосферу в группе.
2. Сформировать интерес к занятиям.
3. Развить самостоятельность, независимость.
4. Создать концентрацию внутренней сосредоточенности.
5. Развить координацию мелких движений кистей рук, подготовить к письму.
6. Развить воображение.
7. Освоить последовательности действий.
8. Развить умение владеть своим телом, координацию и точность движений.
9. Утончение зрительного чувства.
10. Утончение тактильных ощущений.
11. Утончение слуховых ощущений.
12. Активное пополнение словарного запаса.
13. Тренировка чувства цвета.
Изобразительная деятельность (нетрадиционные формы)
Рисование пальчиками «Кружка»
Рисование пластилином «Осенний листочек»
Рисование мелками «Петушок»
Рисование песком «Яблоко и груша»
Рисование на ткане «Нарядное платье»
Рисование зубной щеткой «Щенок»
Рисование на фольге «Самолет»
Рисунки из ладошки «Моя семья»
Кляксография «Бабочка»
Оттиск «Светит солнышко в окошко»
Аппликация из цветной изоленты «Коврик»
Аппликация из ваты «Зима»
Аппликация из фантиков «Нарядная елочка»
Техника бумагокручения «Ваза с цветами»
Лепка из соленого теста «Вкусное печенье»
Задачи:
1. Учить правильно держать карандаш, фломастер, кисточку.
2. Учить ориентироваться на листе бумаги.
3. Развивать умение работать с различным материалом.
4. Развивать умение различать цвет, форму.
5. Развивать воображение и творческое мышление.
6. Формировать интерес и положительное отношение к рисованию, аппликации,
лепке.
7. Развивать тактильную чувствительность и моторику пальцев.
8. Развивать умение адаптироваться в меняющихся условиях.
9. Развивать исследовательский интерес, познавательную деятельность.
10. Развивать бытовые навыки.
Подвижные игры
Игры с правилами: «Найди свой цвет», «Цветные автомобили», «Пробеги
тихо», «Где постучали?», «Накинь кольцо»
Выполнение движений под стихотворение: «Листья», «Урожай», «Посуда»,
«Помощники», «С Новым годом», «Зимние забавы», «Самолет», «Мотылек»,
«Солнышко», «Как у нас семья большая»
Задачи:
1. Развивать общие движения.
2. Учить действовать в движении одновременно с другими детьми.
3. Учить проявлять активность.
4. Развивать умение сочетать движение с сигналом ( действие по команде)
Ожидаемые результаты
Развитие интереса к участию в подвижных играх и физических упражнениях.
Умение выполнять доступные возрасту гигиенические процедуры.
Развитие общей и тонкой моторики.
Развитие устойчивого интереса к различным видам детской деятельности:
конструирование, изобразительная деятельность, экспериментирование,
проектная деятельность.
Развитие умения работать коллективно, договариваться со сверстниками.
Умение соблюдать элементарные общепринятые нормы поведения в
детском саду, на улице.
Сформированность элементарных навыкав самообслуживания.
Развитие способность сосредоточенно действовать в течении 15-20 минут
Список литературы:
Дмитриева В.Г. Академия раннего развития Методика Марии Монтессори, или
Помоги мне это сделать самому. - М.; АСТ; СПб.; Сова, 2009
Ю.В.Рузанова «Развитие моторики рук в нетрадиционной изобразительной
деятельности», Санкт – Петербург, Издательство «Каро». – 2009г.
Никологорская О.А. Волшебные краски: книга для детей и родителей. – М.: АСТ-
ПРЕСС 1997.
Пономаренко А. Рисуем пальчиками, ножками, ладошками. adali.mospsy
Хилтунен Е.А. Практическая Монтессории-педагогика: книга для педагогов и
родителей. – М.: Астрель: АСТ, 2010.
Быховская А.М., Казова Н.А. Количественный мониторинг общего и речевого
развития детей с ОНР. СПБ.: Детство-Пресс, 2013.
Веракса Н.Е., Комарова Т.С., Васильева М.А. Примерная общеобразовательная
программа дошкольного образования «От рождения до школы».- М.; Мозаика-
Синтез, 2014.