"Коррекционно-развивающая работа с детьми ОВЗ"

Авторы: Алексеева Ольга Викторовна, Житникова Ирина Альфредовна
Должности: воспитатель ДОУ, воспитатель ДОУ
Учебное заведение: МДОУ "Детский сад №5 комбинированного вида"
Населённый пункт: город Луга, Ленинградская область
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Коррекционно-развивающая работа с детьми ОВЗ"
Дата публикации: 01.02.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Проект «Коррекционно-развивающая работа с детьми ОВЗ с использованием упражнений по методу Монтессори и нетрадиционных форм изобразительной деятельности» Актуальность проекта. Дети с ЗПР имеют потенциально сохранные возможности интеллектуального развития, однако для них характерны нарушения познавательной деятельности в связи с незрелостью эмоционально-волевой сферы, пониженной работоспособности, недостаточностью ряда высших психических функций. Нарушения эмоционально- волевой сферы и поведения проявляются в слабости волевых установок, эмоциональной неустойчивости, импульсивности, аффективной возбудимости, двигательной расторможенности, вялости, апатичности. Недостаточная выраженность познавательных интересов сочетается с незрелостью высших психических функций, нарушениями внимания, памяти, функциональной недостаточностью зрительного и слухового восприятия, плохой координацией движения. Снижение познавательной активности проявляется в ограниченности знаний об окружающем мире и практических навыков, соответствующих возрасту. Малая дифференцированность движений кистей рук, трудности формирования сложных серийных движений и действий отрицательно отражаются на продуктивной деятельности (лепка, рисование, конструирование). Метод Марии Монтессори пробуждает и развивает естественное желание учиться, узнавать новое – в том объеме, который ребенок в состоянии освоить. Он делает не просто то, что хочет, а то, к чему готов. Получение информации для ребенка является необходимостью. Упражнения по методу Марии Монтессори существуют как раз для того, чтобы помочь малышу справиться с этой нелегкой задачей, позволяют создать условия для развития тех или иных способностей. Цель проекта: Изучение окружающего мира доступным для ребенка способом – опираясь на чувственный опыт и развитие мелкой моторики. Задачи проекта:  Обучение навыкам практической жизни и развитие самостоятельности.  Сенсорное развитие ребенка.  Расширение кругозора ребенка.  Развитие речи ребенка путем развития мелкой моторики.  Создание благоприятного эмоционального фона у ребенка.  Организация максимально подходящих условий для развития ребенка.  Формирование у ребенка интереса к работе с различным материалом.  Усвоение социальных норм поведения.  Развитие навыков общения: учить детей играть, не мешая друг другу; уметь договариваться. Срок проекта: 1 год. Участники проекта: дети 5-6 лет, воспитатели.
Основные принципы:  создать развивающую среду, предоставив объекты для изучения;  не мешать ребенку самостоятельно приобретать знания, помогая только в случае необходимости, или если ребенок сам вас об этом попросит;  помочь ребенку освоиться в окружающем мире, подготовить для этого условия;  поддерживать детский интерес; Используемые технологии:  Упражнения-игры с Монтессори материалом  Сказкотерапия  Игротерапия  Музыкотерапия  Элементы театрализованной деятельности  Арт-терапия  Подвижные игры Формы организации занятий: подгрупповые Содержание работы:
Упражнения по методу Монтессори
 Упражнения для координации движений и подготовки  к жизни в группе: «Путешествие по группе», «Помощь друзей»  Упражнения с водой: «Кораблики», «Моем посуду», «Соберем водичку»  Упражнения, помогающие ребенку самостоятельно одеваться и раздеваться: «Помоги Кате», шнуровки  Упражнения с крупой: «Узнай на ощупь», «Узнай звук»  Группа упражнений по уходу за окружающей средой: «Тепло – холодно», «Выбиваем пыль»  Упражнения в тишине: «Путешествие к звезде», «Танец шариков»  Упражнения для развития (утончения) зрения: «Солнечные зайчики», игра с калейдоскопом  Упражнения для развития (утончения) тактильного чувства: «Найди и покажи», «Найди на ощупь», «Угадай предмет»  Упражнения на развитие (утончения) слуха: «Угадай звук», «Любимый звук»  Упражнения на пополнение словарного запаса: «Чудесный мешочек», «Посылка», «Я знаю пять…»  Сенсорные упражнения, помогающие развитию языка: «Прищепки в корзине», «Выжимание губки», «Разноцветные капли»  Рисование и письмо: «Дорисуй бусы», «Повтори», «Пройди по лабиринту» Задачи: 1. Создать положительную атмосферу в группе. 2. Сформировать интерес к занятиям. 3. Развить самостоятельность, независимость. 4. Создать концентрацию внутренней сосредоточенности. 5. Развить координацию мелких движений кистей рук, подготовить к письму. 6. Развить воображение. 7. Освоить последовательности действий.
8. Развить умение владеть своим телом, координацию и точность движений. 9. Утончение зрительного чувства. 10. Утончение тактильных ощущений. 11. Утончение слуховых ощущений. 12. Активное пополнение словарного запаса. 13. Тренировка чувства цвета.
Изобразительная деятельность (нетрадиционные формы)
 Рисование пальчиками «Кружка»  Рисование пластилином «Осенний листочек»  Рисование мелками «Петушок»  Рисование песком «Яблоко и груша»  Рисование на ткане «Нарядное платье»  Рисование зубной щеткой «Щенок»  Рисование на фольге «Самолет»  Рисунки из ладошки «Моя семья»  Кляксография «Бабочка»  Оттиск «Светит солнышко в окошко»  Аппликация из цветной изоленты «Коврик»  Аппликация из ваты «Зима»  Аппликация из фантиков «Нарядная елочка»  Техника бумагокручения «Ваза с цветами»  Лепка из соленого теста «Вкусное печенье» Задачи: 1. Учить правильно держать карандаш, фломастер, кисточку. 2. Учить ориентироваться на листе бумаги. 3. Развивать умение работать с различным материалом. 4. Развивать умение различать цвет, форму. 5. Развивать воображение и творческое мышление. 6. Формировать интерес и положительное отношение к рисованию, аппликации, лепке. 7. Развивать тактильную чувствительность и моторику пальцев. 8. Развивать умение адаптироваться в меняющихся условиях. 9. Развивать исследовательский интерес, познавательную деятельность. 10. Развивать бытовые навыки.
Подвижные игры
 Игры с правилами: «Найди свой цвет», «Цветные автомобили», «Пробеги тихо», «Где постучали?», «Накинь кольцо»  Выполнение движений под стихотворение: «Листья», «Урожай», «Посуда», «Помощники», «С Новым годом», «Зимние забавы», «Самолет», «Мотылек», «Солнышко», «Как у нас семья большая» Задачи: 1. Развивать общие движения. 2. Учить действовать в движении одновременно с другими детьми. 3. Учить проявлять активность. 4. Развивать умение сочетать движение с сигналом ( действие по команде)
Ожидаемые результаты  Развитие интереса к участию в подвижных играх и физических упражнениях.  Умение выполнять доступные возрасту гигиенические процедуры.  Развитие общей и тонкой моторики.  Развитие устойчивого интереса к различным видам детской деятельности: конструирование, изобразительная деятельность, экспериментирование, проектная деятельность.  Развитие умения работать коллективно, договариваться со сверстниками.  Умение соблюдать элементарные общепринятые нормы поведения в детском саду, на улице.  Сформированность элементарных навыкав самообслуживания.  Развитие способность сосредоточенно действовать в течении 15-20 минут Список литературы: Дмитриева В.Г. Академия раннего развития Методика Марии Монтессори, или Помоги мне это сделать самому. - М.; АСТ; СПб.; Сова, 2009 Ю.В.Рузанова «Развитие моторики рук в нетрадиционной изобразительной деятельности», Санкт – Петербург, Издательство «Каро». – 2009г. Никологорская О.А. Волшебные краски: книга для детей и родителей. – М.: АСТ- ПРЕСС 1997. Пономаренко А. Рисуем пальчиками, ножками, ладошками. adali.mospsy Хилтунен Е.А. Практическая Монтессории-педагогика: книга для педагогов и родителей. – М.: Астрель: АСТ, 2010. Быховская А.М., Казова Н.А. Количественный мониторинг общего и речевого развития детей с ОНР. СПБ.: Детство-Пресс, 2013. Веракса Н.Е., Комарова Т.С., Васильева М.А. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы».- М.; Мозаика- Синтез, 2014.