"Эссе по географии: методика написания и основные критерии оценки. На что следует обратить внимание"

Автор: Новратюк Виктор Александрович
Должность: учитель географии
Учебное заведение: МОУ СШ №125
Населённый пункт: город Волгоград, Волгоградская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Эссе по географии: методика написания и основные критерии оценки. На что следует обратить внимание"
Дата публикации: 01.02.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Новратюк В. А., учитель географии МОУ СШ №125 г. Волгоград
Эссе по географии: методика написания и основные критерии

оценки. На что следует обратить внимание.
Современная структура экзаменационных работ по географии предполагает, как один из вариантов проверки знаний учащихся, выполнение творческой работы в виде написания эссе по проблеме. Что такое эссе? Какова его структура? Как верно написать эссе по географии? На нынешний день это актуальные вопросы школьного географического образования. Эссе (из фр. Е ssai «попытка, проба, очерк», от лат. Exagium «взвешивание») – литературный жанр, прозаическое сочинение небольшого объема и свободной композиции. Эссе выражает индивидуальные впечатления и соображение автора по конкретному поводу, предмету и не претендует на исчерпывающую определяющую трактовку темы. Структура эссе определяется предъявленными к нему требованиями: 1. Мысли автора эссе по проблеме излагаются в форме кратких тезисов; 2. Мысль должна быть подкреплена доказательствами – поэтому за тезисом следуют аргументы (факты, явления, события, жизненные ситуации и опыт, научные доказательства и т.д.) Лучше приводить два аргумента в пользу каждого тезиса, так как один аргумент кажется неубедительным, а три – перегружают изложение, ориентированное на краткость и образность. Таким образом, эссе имеет кольцевую структуру (тезис ↔ аргумент, соответствующий теме и логике изложения материала): - вступление; - тезис ↔ аргумент; - тезис ↔ аргумент; … - заключение 1
При написании эссе важно учитывать следующие моменты: 1) Вступление и заключение должны фокусировать внимание на проблеме ( во вступлении она ставится, в заключении – резюмируется мнение автора); 2) Необходимо выделение абзацев, красных строк, установление логической связи абзацев: так достигается целостность работы. 3) Стиль изложения: эссе присущи эмоциональность, художественность. Должный эффект обеспечивают короткие, простые, разнообразные по интонации предложения, умелое использование «самого современного» знака препинания – тире. Успешное написание эссе – это трудоемкая работа. Наиболее распространенными ошибками при написании эссе являются: 1. Плохая проверка: важно не только проверить правописание, но и убедиться, что в тексте нет двусмысленных предложений, неудачных оборотов. 2. Утомительное предисловие. Недостаточное количество деталей: слишком часто эссе проигрывает в том, что представляет собой перечисление утверждений без иллюстрации их примерами. 3. Многословие: эссе ограничено определенным набором слов, поэтому важно уметь разумно распорядиться этим объемом и отказаться от некоторых подробностей и фактов, не имеющих непосредственного отношения к делу. 4. Длинные фразы: «чем длиннее предложение, тем лучше» - так считают некоторые. Это грубая ошибка. Помните, что «краткость – сестра таланта». Длинные предложения лишь отвлекают внимание читателя и затмевают основную тему эссе. Включение такого варианта проверки знаний по географии, требуют от ученика умение правильно составить структуру эссе (по общепринятым литературным критериям), предусматривает демонстрацию знаний по выделенной/обозначенной проблеме. 2
«Эссе по географии представляет собой творческое мини-сочинение по конкретной проблеме, имеющей отношение к одной из географических наук (физической или социально-экономической географии»). На данном этапе – эссе по географии не имеет конкретных требований оформления. Тем не менее, эссе по географии должно подчиняться общепринятым нормам, а именно, сохранности структуры: 1. Вступление (20% к общему объему работы) 2. Основная часть (тезис ↔ аргумент, 60%) 3. Заключение (20%) Так же, как и в литературе, для написания эссе по географии существуют различные варианты клише, которые могут помочь экзаменуемому сохранить структуру, четкость и логику своей работы: Таблица 1
Примерные клише, которые можно использовать при написании

эссе
Вступление Я согласен с данным мнением… Нельзя не согласиться с мнением… Задумываясь над этой фразой, приходишь к выводу, что… Для меня эта фраза – ключ к пониманию… Я не могу присоединиться к этому утверждению, так как… Основная часть Существует несколько подходов к данной работе… Во-первых…, во-вторых…, в-третьих… Следует отметить, что… С одной стороны… С другой стороны… Заключение Исходя из вышесказанного… Подводим итог размышлению… Итак, … Таким образом, … Важно помнить, что главное отличие эссе по географии – наличие и умение оперировать географическими фактами, которые будут являться аргументами, опровергающими или подтверждающими выдвинутый тезис. Давайте разберем пример написания эссе по географии на конкретном примере. 3
Задание: Прочтите текст о развитии глобального потепления на Земле. Используя географические знания, напишите краткое сочинение, в котором сформулируйте и объясните причины потепления климата на планете.
Мнение эксперта
Глобальные изменения климата, наблюдаемые на Земле, вызывают тревогу и находятся под пристальным вниманием ученых. Существует две точки зрения, относительно причин происходящих изменений климата. Многие ученые считают их причиной хозяйственную деятельность человека, другие указывают на естественные природные факторы. В настоящее время многие ученые размышляют над проблемой глобального изменения климата. Влияет ли деятельность человека на данный процесс? А может глобальные климатические изменения – это естественный процесс? Сначала выделим проблему, которая рассматривается в тексте: Проблема – причины развития глобального потепления климата. Далее определимся с тезисами – 1. Причина глобального потепления климата – человеческая деятельность; 2. Причина глобального потепления климата – естественные процессы, происходящие на Земле. Теперь находим географические следствия, которые бы могли доказать тот или иной аргумент (этого в тексте нет! это знания ребенка по данной проблеме!): 1) изменение климата происходило неоднократно на протяжении всей геологической истории Земли; 2) естественная причина глобального потепления – усиления «парникового» эффекта, в следствии увеличения выбросов СО 2 в атмосферу; 3) причиной увеличения СО 2 в атмосфере является хозяйственная деятельность людей (увеличение объемов производства, выбросов транспорта). 4

Вариант эссе

Причины развития глобального потепления климата: гипотезы и

факты
Многие ученые считают причиной глобального изменения климата хозяйственную деятельность человека, в то время как другие указывают на естественные природные факторы. Задумываясь над этой фразой нам сложно выделить что то главное. Глобальное потепление климата – это одна из современных проблем человечества. Кто прав? Давайте попробуем разобраться. Следует отметить, что изменение климатических условий на нашей планете явление частое, если рассматривать его через призму геологической истории Земли. Это изменение было подвластно естественным силам природы, которые действуют на климат и в современное время. К примеру, усиление «парникового» эффекта и повышение температуры воздуха способствует таянию крупных ледников, талые воды которых устремляются в океан и изменяют его режим. Мировой океан – аккумулятор энергии. Увеличение последней будет способствовать изменению микроклимата территории и произведет запуск цепной реакции, результатом которой будет изменение климата территории. Конечно же, усиление «парникового» эффекта – это не что иное, как результат активной человеческой деятельности, а именно увеличение доли выбросов углекислого газа в атмосферу, в следствии активного роста промышленных предприятий и увеличения автомобильного парка на планете. Подводя итог, можно сказать, что глобальное потепление на нашей планете результат взаимодействия хозяйственной деятельности человека с естественными силами природы. Получается, что мнение обоих экспертов верно. Как мы видим, данный текст имеет четкую структуру: Введение – «Кто прав? Попробуем разобраться»; 5
Основная часть (тезис ↔ аргумент) – «виноваты естественные силы – изменение климата происходило на всем протяжении развития Земли; увеличение парникового эффекта влечет за собой повышение температуры воздуха; виновата хозяйственная деятельность человека – «парниковый» эффект возник в результате повышения уровня углекислого газа в атмосфере; излишки выбросов СО 2 – результат хозяйственной деятельности (увеличение объемов промышленности и автомобильного парка)»; Заключение – «эксперты правы: и хозяйственная деятельность и естественные силы природы влияют на изменение климата планеты» Соответствует ли эта работа требованиям, предъявляемым экспертной комиссией? Таблица 2
Критерии проверки и оценивания выполнения задания с

развернутым ответом
Формулир овка темы Экзаменуемый (в любой части эссе) верно сформулировал тему исходного задания «Глобальное потепление климата – это одна из современных проблем человечества. Кто прав? Давайте попробуем разобраться» 1 Глубина раскрытия темы Экзаменуемый выразил свое мнение аргументировав его (в ответе присутствуют все возможные варианты) «1) климат менялся неоднократно на протяжении геологической истории Земли; 2) причина глобальных изменений климата – усиление «парникового» эффекта; 3) усиление «парникового» эффекта следствие увеличения содержания углекислого газа в атмосфере; 4) причина увеличения углекислого газа в атмосфере – хозяйственная деятельность человека» 4 Структура эссе (выражение своего мнения и подтверждающих аргументов) Экзаменуемый в ответе четко указал, с какой из названных точек зрения он согласен «эксперты правы: и хозяйственная деятельность и естественные силы природы влияют на изменение климата планеты» 2 Это один из примеров наиболее правильного написания эссе по географии. Данный вид заданий должен продемонстрировать не только 6
знания ребенка по предмету, но и показать его творческую сторону, умение систематизировать причинно-следственные связи. По-моему, это удачное нововведение. Ниже предлагаю несколько тематических текстов (составлены главным методистом учителей географии Волгоградской области Болотниковой Н. В.), которые можно использовать при подготовке к выполнению экзаменационных заданий такого типа.
Мировой океан
Проблема Мирового океана – это проблема сохранения и рационального использования его пространств и ресурсов. В настоящее время Мировой океан как замкнутая экологическая система с трудом выдерживает во много раз усилившуюся антропогенную нагрузку, и создается реальная угроза его гибели. Существует две точки зрения. Одни ученые считают, что Мировой океан – колоссальный источник самостоятельно возобновляемых ресурсов. Другие уверены в том, что океану стало трудно самоочищаться, поскольку его способность к самоочищению не беспредельна. Используя географические знания, напишите краткое сочинение, в котором сформулируйте и объясните Вашу точку зрения относительно проблемы Мирового океана: необходимо ли рационально использовать его пространство и ресурсы?
Мировая продовольственная проблема
Мировая продовольственная проблема в наиболее общем виде заключается в неспособности человечества до настоящего времени полностью обеспечить себя жизненно важными продуктами питания в соответствии с физиологическими нормами, несмотря на то, что природные ресурсы планеты в сочетании с современными экономическим и научно- техническим потенциалом мирового сообщества позволяют это сделать. Уровень развития и объемы сельскохозяйственного производства в различных группах стран объясняются прежде всего организационными формами 7
хозяйствования (т. е.) эффективностью использования ресурсов), материально-технической базой, а также природно-климатическими условиями и наличием земельных ресурсов, пригодных для возделывания различных культур и выращивания скота. Наиболее остро проблема дефицита продовольствия стоит перед беднейшими странами, которые к тому же не в состоянии выделять значительные средства на импорт продуктов питания. Многие эксперты сходятся в том, что производство продовольствия в мире в ближайшие 20 лет будет способно в целом удовлетворять спрос населения на продукты питания благодаря снижению импортных ограничений. Другие эксперты убеждены, что главное направление решения продовольственной проблемы в развивающихся странах – повышение урожайности на единицу обрабатываемой площади, увеличение надоев и привесов на голову скота. Используя географические знания, напишите краткое сочинение, в котором сформулируйте и объясните Вашу точку зрения относительно мировой продовольственной проблемы: необходима ли международная помощь развивающимся странам в решении продовольственной проблемы? 8