Напоминание

Работа с одаренными детьми в рамках реализации программы "Уральская инженерная школа".

Автор: Манькова Ирина Валентиновна
Должность: учитель физики
Учебное заведение: МАОУ лицей № 12
Населённый пункт: г. Екатеринбург, Свердловская область
Наименование материала: методические рекомендации
Тема: Работа с одаренными детьми в рамках реализации программы "Уральская инженерная школа".







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

И.В. Манькова у читель физики высшей категории МАОУ лицей № 12 В - Исетского р-на г. Екатеринбурга
Работа с одаренными детьми в рамках реализации программы «Уральская

инженерная школа».

Давно замечено, что таланты являются

всюду и всегда, где и когда существуют

условия, благоприятные для их развития.

( Г.В. Плеханов)
Программа развития «Уральская инженерная школа» стартовала в регионе в 2015 г. и находится на «пилотном» этапе реализации (2015 -2016г.г.). В связи, с чем в настоящее время одним из основных направлений развития школьного образования является не столько приобретение обучающимися определенной суммы знаний, сколько развитие у них творческого и интеллектуального потенциала, позволяющего стать им успешными в дальнейшей жизни. Одной из перспективных задач школьного образования является выявление одаренной молодежи и дальнейшая организация её обучения. Системе образования необходимо чутко реагировать на быстро меняющиеся потребности общества, детей и их родителей, оказывать помощь и поддержку одаренной и талантливой молодежи, поднимая её на качественно новый уровень индивидуального развития. Губернатор Е. Куйвашев в своей программной статье «Сохраним опорный край Державы» выразил мысль: « Должны быть люди, которые знают, как это сделать, имеют необходимые навыки и опыт проектной, инженерной, исследовательской работы. Нужны современные инженерные кадры ». Поэтому работа с юными дарованиями как никогда сейчас особенно актуальна. Зачастую одаренный ребенок несколько закомплексован, малоразговорчив. Он живет в мире своих мыслей, идей. Педагог должен разглядеть и помочь развить его талант, не дать замкнуться ребенку, выстроив систему обучения таким образом, что бы детям стало интересно открывать для себя окружающий мир. Если ребенок знает, что он успешен, у него появляется желание продвинуться дальше. Исходя из опыта своей работы, считаю, что на первом этапе изучения предмета (7 класс), прежде всего, необходимо сначала заинтересовать ребенка. Ученик должен увидеть для чего он будет изучать новый предмет, где в жизни это найдет применение. Это может быть осуществлено подбором оригинальных задач, вопросов и т.д. При этом задачи должны входить в зону ближайшего развития, но одновременно требовать определенной смекалки, умственных усилий. Очень трудные или очень простые задачи могут только оттолкнуть ребенка. Лучше, если они будут связаны с жизненной ситуацией, с повседневной деятельностью. Школьники привлекаются к написанию сочинений -
рассуждений, оформлению экспресс - газет по материалам своих докладов, изготовлению простейших приборов, моделей, проведенных самостоятельно опытов и наблюдений. Первый интеллектуальный турнир для семиклассников – это городской марафон «Юный физик», затем городской ТЮФ «Положительный заряд» для восьмиклассников, где участвует команда лицеистов, но есть и личное первенство. Здесь уже четко прослеживаются склонности ребенка: кто может хорошо решать задачи, а кто – заниматься творческой работой. Заинтересовать ребенка, в том числе одаренного, можно с использованием современных информационно - коммуникативных технологий. Актуальностью сегодняшнего дня является преподавание естественнонаучных дисциплин с использованием новейших технологий, в частности компьютерных. Например, можно использовать задания в виде различных компьютерных игр. Что же заинтересовывает детей в играх? Скорей всего – это интенсивная собственная деятельность и свой индивидуальный результат, сравнение этого результата с результатами других учащихся. Для большей заинтересованности в результате каждый учащийся может зайти в таблицу рейтинга и сравнить свой результат с другими участниками обучения. За каждую правильно решенную задачу первого уровня обучающийся получает 1 балл, если он решил ее с первого раза. Этим исключается возможность получить баллы за решение, полученное подбором. За правильное решение задачи второго уровня - 3 балла, третьего – 5 или меньше, в зависимости от того, насколько продвинутое решение. Применять метод компьютерной игры стало возможным, когда в кабинете физики появился мобильный компьютерный класс. Информация по каждому учащемуся хранится в базе данных у педагога в компьютере. Конечно, нельзя обучить ребенка, используя методы лишь дистанционного обучения. Личное общение с учителем ничем нельзя заменить. Метод проектной деятельности также находит место в системе моей работы. Постепенно, начиная с 7 класса, школьники вовлекаются в творческую, а потом и исследовательскую деятельность. Проектная работа заключается в следующем, когда перед обучаемым ставится конкретная научная проблема, а пути решения он ищет самостоятельно. Проектная деятельность в лицее значительно повышает качество образования, вырабатывает у обучающихся научный подход к решению проблем, способствует развитию физического мышления, повышает интерес к предмету, усиливает обратную связь ученик-преподаватель, что позволяет учителю откорректировать методику преподавания. Юные дарования начинают свой путь к успеху с защиты своих проектов на НПК лицея. Затем выходят на более высокий уровень, становясь победителями и призерами.
Стремлюсь реализовать на уроках принцип дифференцированного обучения с учетом интересов, склонностей и потребностей обучающихся, применяя разноуровневые задания. Можно работать в группах или парах «по интересам». Каждый идет своим путем, но может использовать помощь более успешного товарища. Это оказывает очень действенное значение, когда один учит или помогает другому. В дальнейшем в классе выбираются консультанты из числа продвинутых лицеистов. В старших (профильных) классах, где обучающиеся уже мотивированы на выбор будущей профессии, предоставляется возможность удовлетворить индивидуальный интерес к изучению физики в процессе познавательной и творческой деятельности. На этой ступени обучения особо возрастает интерес обучающихся к участию в исследовательской работе, олимпиадах и творческих конкурсах. Об организации исследовательской деятельности (этапах и формах) обучающихся дано много рекомендаций в научно – методической литературе. Работа с обучающимися должна проходить в системе взаимного сотрудничества «педагог – ученик» с учетом их индивидуальных способностей и потребностей. В профильных классах есть консультативные часы, где я и могу заниматься с обучающимися, проявляющими особый интерес к предмету. Лицей активно сотрудничает с техническими вузами нашего города, поэтому у будущих выпускников есть возможность проявить себя или зарекомендовать еще до поступления в вуз: это и межвузовские олимпиады, НПК, физические турниры, командные тест - драйвы. Одновременно с этим появляется новая технология: сбора и анализа информации о процессе обучения и результатах учебной деятельности – портфолио. Для обучающегося портфолио – это организатор его учебной деятельности, для учителя – средство обратной связи и инструмент оценочной деятельности. Портфолио помогает проследить индивидуальный рост обучающегося в различных областях его деятельности. Я, как классный руководитель и учитель физико–математического класса, предложила будущим выпускникам (2014 г.) собрать портфолио « Мои достижения». Затем мною проводился мониторинг их достижений, в котором отмечались:  результаты обучения в лицейском классе;  итоги районных, городских, дистанционных, вузовских и межвузовских олимпиад;  участие в предметных неделях, в других мероприятиях лицея, района и города;  итоги НПК;  обучение в учреждениях дополнительного образования (подготовительные курсы ВУЗов, спортивные секции, музыкальные школы и т.п.)
Все достижения переводились в уровень образованности лицеистов, где четко прослеживался низкий, средний и высокий уровни. К примеру, три моих выпускника 2009г. получили Золотой сертификат ректора УрФУ, став победителями конкурса научно – исследовательских работ старшеклассников, что дало им преимущество при поступления на радиотехнический факультет УрФУ. Также их авторефераты опубликованы в сборнике материалов региональной научно-практической конференции школьников и студентов Уральским государственным педагогическим университетом. Два выпускника 2014 г, став призерами в межвузовских олимпиадах, также имели большее преимущество при поступлении в вузы не только нашего города. При работе с одаренными детьми педагогу нужно точно определить цели, которые он хотел бы достичь, спланировать свою деятельность с учетом информационно – коммуникативных технологий, следить за формированием уровня образованности ребенка, своевременно отслеживать и исправлять ошибки, допущенные учеником. Для этого, конечно, нужно дополнительное время, желание и стремление самого педагога. Большую помощь, я считаю, нам оказывают различные семинары и конференции, проводимые в районе и городе, по обмену опытом работы, различные мастер - классы, где мы, педагоги, можем перенимать опыт работы других и использовать его в своей деятельности. В рамках международной научно - практической конференции «Развитие инженерного мышления в процессе обучения», проходившей в УрГПУ на площадке Института физики и технологии, я представила свой, уже имеющийся в этом направлении опыт работы в лицее, и опубликовала статью «Формирование инженерного мышления в процессе обучения естественным дисциплинам»(2015г). А также в Сборнике педагогических идей ЦДО «Прояви себя» статью «Развитие инженерного мышления обучающихся за счет применения инновационных технологий на уроках физики» (выпуск №008, 2016г.)
Список литературы:
1. Указ Губернатора Свердловской области о комплексной программе «Уральская инженерная школа» от 06.10.2014 г № 453 - УГ 2. . Гильбух Ю.З. Внимание: одаренные дети. — М., 1991. – 79 с. 3. Матюшкин A . M . Загадки одаренности. М.,1992 .- 127 с. 4. Одаренные дети. Под ред. Г.В. Бурменской и В.М. Слуцкого. — М., 1991. – 376 с. 5. Савенков А.И. Одарённый ребёнок дома и в школе. – Д. Б. Богоявленская Пути к творчеству. — М., 1981. -89 с. 6. Битуова Д.Р. Одаренные дети: проблемы и перспективы. // Исследовательская деятельность школьников. - №3. – 2005. - с. 157 7. Зубкова О.Б., Тропина Л.Н. Исследовательская деятельность учащихся как условие социализации личности. // Исследовательская работа школьников. - №4. – 2007. – с. 106