Напоминание

Образовательная область "Познавательное развитие" в контексте с ФГОС ДО.

Автор: Осотова Наталья Геннадьевна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ д\с № 14 "Сказка"
Населённый пункт: Челябинская область, г. Верхний Уфалей
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Образовательная область "Познавательное развитие" в контексте с ФГОС ДО.







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Осотова Н.Г старший воспитатель МБДОУ д\с №14 «Сказка» г.Верхний Уфалей, Челябинская обл.
Образовательная область «Познавательное развитие» в контексте с ФГОС ДО.
Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.
Третий год жизни. 1-я младшая группа
Содержание образовательной деятельности Дети 2—3-х лет осваивают простейшие действия, основанные на перестановке предметов, изменении способа расположения, количества, действия переливания, пересыпания. При поддержке взрослого использует простейшие способы обследования; сравнение предметов по свойству, определение сходства — различия. Ребенок подбирает пары, группирует по заданному предметно образцу (по цвету, форме, размеру). Дети осваивают простейшие умения в различении предэталонов (это как мячик; как платочек). Начинают пользоваться эталонами форм (шар, куб, круг). Различают среди двух-трех большие и маленькие предметы, длинные и короткие, высокие и низкие при условии резких различий. Проявление интереса к количественной стороне множеств предметов. Различение и показ, где один предмет, где много, находят и называют один, два предмета. Освоение цветов спектра, использование в собственной речи некоторых слов- названий цвета, часто без соотнесения с данным цветом. Освоение фигур (круг, квадрат, овал, прямоугольник, треугольник, звезда, крест), подбор по образцу, «опредмечивание» фигуры. Различение по величине, сравнивание трех предметов по величине. В процессе ознакомления с природой малыши узнают объекты и явления неживой природы, которые доступны ребенку для непосредственного восприятия. Знакомство с животными и растениями, которых можно встретить в ближайшем природном окружении, а также в детских книжках на иллюстрациях. Общие представления о конкретном животном или растении, отдельных его частях, их характерных признаках, особенностях образа жизни. Освоение отдельных признаков конкретных животных и растений как живых организмов. Получение первичных представлений о себе через взаимодействие с природой.
Результаты образовательной деятельности

Достижения ребенка
Ребенок с интересом и удовольствием действует со взрослым и самостоятельно с предметами, дидактическими игрушками и материалами. Успешно выделяет и учитывает цвет, форму, величину, фактуру и другие признаки предметов и явлений при выполнении ряда практических действий. Группирует в соответствии с образцом предметы по цвету, форме, величине и другим свойствам при выборе из четырех разновидностей. формы.
Начинает пользоваться общепринятыми словами-названиями цвета, часто еще в отрыве от конкретного предмета (синим он может называть и желтый, и зеленый предметы). Проявляет активность и интересуется животными ближайшего природного окружения, замечает цветущие растения, явления природы. По показу воспитателя обследует объекты природы, использует разнообразные обследовательские действия. Активно использует «опредмеченные» слова-названия для обозначения
Четвертый год жизни. 2-я младшая группа
Содержание образовательной деятельности Развитие сенсорной культуры Различение цветов спектра — красный, оранжевый, желтый, зеленый, синий,фиолетовый, черный, белый, освоение 2—4-х слов, обозначающих цвет. Узнавание, обследование осязательно-двигательным способом и название некоторых фигур (круг, квадрат, овал, прямоугольник, треугольник, звезда, крест). Использование (при поддержке взрослого) простейших способов обследования с использованием разных анализаторов: рассматривание, поглаживание, ощупывание ладонью, пальцами по контуру, прокатывание, бросание и др. Освоение слов, обозначающих признаки предметов и обследовательские действия. Сравнение (с помощью взрослого) двух предметов по 1—2-м признакам, выделение сходства и отличия. Овладение действием соединения в пары предметов с ярко выраженными признаками сходства, овладение группировкой по заданному предметно образцу и по слову (по цвету, форме, размеру, материалу). Первые шаги в математику. Исследуем и экспериментируем Освоение умения пользоваться предэталонами («как кирпичик», «как крыша»), эталонами форм: шар, куб, круг, квадрат, прямоугольник, треугольник. Проявление интереса к играм и материалам, с которыми можно практически действовать: накладывать, совмещать, раскладывать с целью получения какого-либо образа, изменять полученное. Освоение простых связей и отношений: больше (меньше) по размеру, такое же, больше (меньше) по количеству, столько же, одинаковые и разные по цвету и размеру, ближе (дальше), раньше (позже). Овладение умением ориентироваться в небольшом пространстве: впереди (сзади), сверху (снизу), справа (слева). Овладение умением воспринимать и обобщать группу предметов по свойствам (все большие; все квадратные и большие), уравнивать группы предметов (столько же), увеличивать и уменьшать группы предметов (3—5 предметов). Освоение приемов наложения и приложения. Проявление интереса к сосчитыванию небольших групп предметов (3—5 предметов). Освоение слов, обозначающих свойства и отношения предметов.
Результаты образовательной деятельности

Достижения ребенка
Ребенок любопытен, задает вопросы «Что такое?», «Кто такой?», «Что делает?», «Как называется?» Самостоятельно находит объект по указанным признакам, различает форму, цвет, размер предметов и объектов, владеет несколькими действиями обследования. С удовольствием включается в деятельность экспериментирования, организованную взрослым. Проявляет эмоции радостного удивления и словесную активность в процессе познания свойств и качеств предметов.
Задает вопросы о людях, их действиях. Различает людей по полу, возрасту(детей, взрослых, пожилых людей) как в реальной жизни, так и на иллюстрациях. Знает свои имя, фамилию, пол, возраст.
Вызывает озабоченность и требует совместных усилий педагогов и родителей
Малоактивен в игре-экспериментировании, использовании игр и игровых материалов, обследовании, наблюдении. Не учитывает сенсорные признаки предметов в практической деятельности. Небрежно обращается с предметами и объектами окружающего мира: ломает, бросает, срывает растения. Не проявляет речевую активность. Не проявляет интерес к людям и к их действиям. Затрудняется в различении людей по полу, возрасту как в реальной жизни, так и на иллюстрациях
Пятый год жизни. Средняя группа
Содержание образовательной деятельности Развитие сенсорной культуры Различение и называние цветов спектра — красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый; черный, серый, белый; 2—3 оттенка цвета (светло-зеленый, темно-синий). Различение и называние геометрических фигур (круг, квадрат, овал, прямоугольник, треугольник, звезда, крест), воссоздание фигур из частей. Использование сенсорных эталонов для оценки свойств предметов (машина красная, кошка пушистая, чай горячий, стул тяжелый). Сравнение предметов, выделение отличия и сходства по 2—3-м признакам, освоение группировки (по цвету, форме, размеру, материалу, вкусу, запаху, фактуре поверхности). Описание предмета по 3—4-м основным свойствам. Отражение признаков предметов в продуктивных видах деятельности. Первые шаги в математику. Исследуем и экспериментируем Использование эталонов с целью определения свойств предметов (форма, длина, ширина, высота, толщина). Сравнение объектов по пространственному расположению (слева (справа), впереди (сзади от...)), определение местонахождения объекта в ряду (второй, третий). Определение последовательности событий во времени (что сначала, что потом) по картинкам и простым моделям. Освоение умений пользоваться схематическим изображением действий, свойств, придумывать новые знаки-символы; понимание замещения конкретных признаков моделями. Освоение практического деления целого на части, соизмерения величин с помощью предметов-заместителей. Понимание и использование числа как показателя количества, итога счета, освоение способов восприятия различных совокупностей (звуков, событий, предметов), сравнения их по количеству, деления на подгруппы, воспроизведения групп предметов по количеству и числу, счета и называния чисел по порядку до 5—6.
Результаты образовательной деятельности

Достижения ребенка
Ребенок проявляет любознательность: задает поисковые вопросы («Почему?», «Зачем?», «Откуда?»), высказывает мнения, делится впечатлениями, стремится отразить их в продуктивной деятельности. С удовольствием включается в исследовательскую деятельность, использует разные поисковые действия; по собственной инициативе, активно обсуждает с детьми и взрослым сам процесс и его результаты. Проявляет наблюдательность, замечая новые объекты, изменения в ближайшем окружении
Понимает слова, обозначающие свойства предметов и способы обследования, использует их в своей речи; Откликается на красоту природы, родного города. Проявляет интерес к другим людям, их действиям, профессиям. Различает людей по полу, возрасту, профессии как в реальной жизни, так и на картинках. Знает свои имя, фамилию, возраст, пол, любимые занятия и увлечения. Проявляет интерес к городским объектам, транспорту. По своей инициативе выполняет рисунки о городе, рассказывает стихи. Вызывает озабоченность и требует совместных усилий педагогов и родителей У ребенка отсутствует интерес к исследованию новых, незнакомых предметов, он не умеет наблюдать. Не сформированы основные эталонные представления, его речевая активность низкая. Часто неадекватно отображает признаки предметов в продуктивной деятельности В поведении ребенка часто повторяются негативные действия по отношению к объектам ближайшего окружения. Ребенок не проявляет интереса к людям и к их действиям. Затрудняется в различении людей по полу, возрасту, профессии как в реальной жизни, так и на картинках. Не знает название родной страны и города. Не интересуется социальной жизнью города.
Шестой год жизни. Старшая группа
Содержание образовательной деятельности Развитие сенсорной культуры Различение и называние всех цветов спектра и ахроматических цветов (черный, серый, белый), оттенков цвета (темно-красный, светло-серый), 3—5 тонов цвета (малиновый, лимонный, салатный, бирюзовый, сиреневый...), теплых и холодных оттенков. Различение и называние геометрических фигур (круг, квадрат, овал, прямоугольник, треугольник, ромб, трапеция), освоение способов воссоздания фигуры из частей, деления фигуры на части; освоение умения выделять (с помощью взрослого) структуру плоских геометрических фигур (стороны, углы, вершины). Использование сенсорных эталонов для оценки свойств предметов (фуражка темно- синяя, значок в форме ромба, стакан глубже чашки, книга тяжелее тетрадки). Освоение умений выделять сходство и отличие между группами предметов. Проявление умения сравнивать предметы, выделять 3—5 признаков сходства и отличия, группировать предметы по разным основаниям преимущественно на основе зрительной оценки; различать звуки (музыкальные звуки по разным характеристикам: высоте, тембру, громкости, длительности; звуки родного языка). Первые шаги в математику. Исследуем и экспериментируем Использование приемов сравнения, упорядочивания и классификации на основе выделения их существенных свойств и отношений: подобия (такой же, как..; столько же, сколько...), порядка (тяжелый, легче, еще легче...), включения (часть и целое). Понимать и находить, от какого целого та или иная часть, на сколько частей разделено целое, если эта часть является половиной, а другая четвертью. Овладение умениями пользоваться числами и цифрами для обозначения количества и результата сравнения в пределах первого десятка. Освоение измерения (длины, ширины, высоты) мерками разного размера, фиксация результата числом и цифрой. Освоение умения увеличивать и уменьшать числа на один, два, присчитывать и отсчитывать по одному, освоение состава чисел из двух меньших.
Проявление умения устанавливать простейшие зависимости между объектами: сохранения и изменения, порядка следования, преобразования, пространственные и временные зависимости.
Результаты образовательной деятельности

Достижения ребенка
Ребенок проявляет разнообразные познавательные интересы, имеет дифференцированные представления о мире, отражает свои чувства и впечатления в предпочитаемой деятельности. Активен в разных видах познавательной деятельности; по собственной инициативе наблюдает, экспериментирует, рассуждает, выдвигает проблемы, проявляет догадку и сообразительность в процессе их решения. Знает название своей страны, ее государственные символы, проявляет интерес к жизни людей в других странах. Рассказывает о себе и своей семье, собственных увлечениях, достижениях, интересах. Проявляет интерес к жизни семьи, уважение к воспитателям, интересуется жизнью семьи и детского сада. Хорошо различает людей по полу, возрасту, профессии (малышей, школьников, взрослых, пожилых людей) как в реальной жизни, так и на иллюстрациях. Хорошо знает свои имя, фамилию, возраст, пол. Проявляет интерес к городу (селу), в котором живет, знает некоторые сведения о его достопримечательностях, событиях городской жизни. Знает название своей страны, ее государственные символы, испытывает чувство гордости за свою страну. Проявляет интерес к жизни людей в других странах. Вызывает озабоченность и требует совместных усилий педагогов и родителей Отсутствует интерес к окружающему миру (природе, людям, искусству, предметному окружению). Не сформированы возрастные эталонные представления, представления о мире поверхностны, часто ошибочны. Ребенок не способен самостоятельно организовать поисково- исследовательскую деятельность, не выделяет результат познания. Не проявляет положительного отношения и интереса к людям, к их жизни в семье и в детском саду. Затрудняется в различении людей по полу, возрасту, профессии как в реальной жизни, так и на иллюстрациях. Социальные представления о родной стране и других странах мира ограничены. Познавательный интерес к социальному миру, городу, стране снижен.
Седьмой год жизни. Подготовительная группа
Содержание образовательной деятельности Развитие сенсорной культуры Различение и называние всех цветов спектра и ахроматических цветов; 5—7 дополнительных тонов цвета, оттенков цвета, освоение умения смешивать цвета для получения нужного тона и оттенка. Различение и называние геометрических фигур (ромб, трапеция, призма, пирамида, куб и др.), выделение структуры плоских и объемных геометрических фигур. Освоение классификации фигур по внешним структурным признакам (треугольные, пятиугольные и т. п.). Понимание взаимосвязи (с помощью воспитателя) между плоскими и объемными геометрическими фигурами. Сравнение нескольких предметов по 4—6 основаниям с выделением сходства и отличия. Понимание особенностей свойств материалов (разные виды бумаги, картона,
тканей, резины, пластмассы, дерева, металла), осознанный выбор их для продуктивной деятельности. Первые шаги в математику . Исследуем и экспериментируем Освоение умения характеризовать объект, явление, событие с количественной, пространственно-временной точек зрения, замечать сходства и различия форм и величин, использовать знаки, схемы, условные обозначения, как общепринятые, так и предложенные детьми. Проявление особого интереса к цифрам как знакам чисел, к их написанию, использованию в разных видах практической деятельности. Освоение состава чисел в пределах первого десятка. Освоение умения составлять и решать простые арифметические задачи на сложение и вычитание. Проявление умений практически устанавливать связи и зависимости, простые закономерности преобразования, изменения (в т. ч. причинно-следственные в рядах и столбцах); решение логических задач. Проявление умения предвидеть конечный результат предполагаемых изменений и выражать последовательность действий в виде алгоритма.
Результаты образовательной деятельности

Достижения ребенка
Ребенок отличается широтой кругозора, интересно и с увлечением делится впечатлениями. Организует и осуществляет познавательно-исследовательскую деятельность в соответствии с собственными замыслами. Проявляет интерес к предметам окружающего мира, символам, знакам, моделям, пытается устанавливать различные взаимосвязи; владеет системой эталонов, осуществляет сенсорный анализ, выделяя в сходных предметах отличие, в разных — сходство. Может длительно целенаправленно наблюдать за объектами, выделять их проявления, изменения во времени. Проявляет познавательный интерес к своей семье, социальным явлениям, к жизни людей в родной стране. Задает вопросы о прошлом и настоящем жизни страны. Рассказывает о себе, некоторых чертах характера, интересах, увлечениях, личных предпочтениях и планах на будущее. Проявляет интерес к социальным явлениям, к жизни людей в разных страна и многообразию народов мира. Знает название своего города и страны, ее государственные символы, имя действующего президента, некоторые достопримечательности города и страны. Имеет некоторые представления о жизни людей в прошлом и настоящем, об истории города, страны. Вызывает озабоченность и требует совместных усилий педагогов и родителей Снижена познавательная активность, познавательный интерес не проявляется. Кругозор ограничен, представления бедны и примитивны. Свойственна речевая пассивность в процессе обследования и экспериментирования. Ребенок имеет скудный объем представлений о себе, своих близких, с неохотой отвечает на вопросы о них. Социальные представления о социальном мире, жизни людей и о себе ограничены, поверхностны. Ребенок не проявляет интереса к настоящему и прошлому жизни родной страны, не стремится рассуждать на эти темы. Имеет крайне ограниченные социальные представления о мире, других странах, жизни разных народов.