Автор: Дугина Валентина Леонидовна Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГКУ ЦССВ "Южное Бутово"
Населённый пункт: г.Москва
Наименование материала: Рабочая программа по предмету ДХЛ
Тема: Программа "Читалочка"для детей с ОВЗ
Рабочая программа «Читалочка» по ознакомлению с детской
художественной литературой в младшей группе детей
с тяжелыми множественными нарушениями развития.
Пояснительная записка
Дети с умеренной и тяжелой умственной отсталостью в возрасте от 6 до 9 лет
обнаруживают грубое запаздывание в развитии.
Внимание этой категории детей малоустойчиво, они легко отвлекаются, им
трудно сосредоточиться.
На низком уровне находятся мыслительная
деятельность, отсутствие или слабость смысловых связей, страдает память.
Значительные отклонения обнаруживаются в области
сенсорики, мышления,
недоразвитии речи.
Появляется необходимость в воспитании и обучении
детей этой категории в особом специальном коррекционном подходе.
Актуальность программы «Читалочка» заключается в том, что для обучения
и воспитания этой категории детей созданы специальные, образовательные и
коррекционно-направленные условия обучения и воспитания. Дозированная
нагрузка, порциальность и обязательный повтор изучаемого материала-всё
это является необходимыми условиями в образовании дошкольника.
Цели программы направлены на формирование общей культуры, развитие
физических, интеллектуальных и личностных качеств, формирование
предпосылок учебной деятельности, коррекцию недостатков в физическом и
(или) психическом развитии детей.
Предмет «Чтение художественной литературы» является отдельной
образовательной областью программы.
Данный раздел программы
интегрируется со всеми образовательными областями, особенно с такими как
«Познание», «Коммуникация», «Музыка», «Художественное творчество»,
«Социализация».
Настоящая рабочая программа разработана на основе программы
«Диагностика-развитие-коррекция» программа дошкольного образования
детей с интеллектуальной недостаточностью. авторы: .Л. Б. Баряева, О. П.
Гаврилушкина, А.Зарин,Н.Д.Соколова,2012г
Задачи программы:
1. Воспитывать у детей интерес к фольклорным и литературным текстам,
желание внимательно их слушать.
2. Обогащать « читательский» опыт за счёт разных малых форм фольклора
(потешек, песенок, прибауток).
3. Способствовать восприятию и пониманию текста детьми,
4. Устанавливать простейшие связи последовательности событий в тексте.
5. Поддерживать непосредственный эмоциональный отклик на литературное
произведение, его героев.
Освоение задач осуществляется в организованных педагогом совместных
видах деятельности - развивающих и игровых ситуациях на основе
художественного текста, литературных развлечениях, театрализованных
играх.
Дошкольное детство — большой и ответственный период психического
развития ребенка. Л.С. Выгодский отмечал, что для ребёнка раннего возраста
мыслить- значит разбираться в видимых связях и своих представлениях.
Поэтому для развития мышления детей с умственной отсталостью имеет
большое значение качество их представлений, которые должны обладать
модельностью и схематизированностью.
Программа является целостной и комплексной как по содержанию, так и по
построению. Содержание программного материала построено в соответствии
с принципом концентричности. Это означает, что ознакомление с
определенным художественным произведением от этапа к этапу усложняется
и обогащается новыми формами деятельности воспитанников.
Важно побуждать детей рассматривать картинки в книге, узнавать героев,
вспоминать отдельные эпизоды по опорным картинкам, или с
использованием мнемотаблиц. Огромную роль в закреплении изученного
материала представляет собой использование игры-драмматизации. Такой
вид деятельности воспитанников стимулирует творческие способностей,
привлекают детей и дают возможность «выплеснуть» эмоции от
услышанного.
Тип программы: программа для воспитанников с умеренной и тяжелой
умственной отсталостью детских домов-интернатов учреждений
Департамента социальной защиты населения города Москвы.
Статус программы: рабочая программа по предмету « Изучение детской
художественной литературы».
Назначение программы: для воспитанников с умеренной и тяжелой
умственной отсталостью детского дома-интерната «Южное Бутово»,
учреждений Департамента социальной защиты населения города Москвы,
программа по обеспечивает реализацию их права на образование, создает
необходимые условия для коррекции нарушений развития и социальной
адаптации, для социального развития этих лиц на основе специальных
педагогических подходов и наиболее подходящих для них методов и
способовобщения.
Категория обучающихся:
воспитанники 8-10 лет ГКУ Детский дом-
интернат для умственно отсталых детей «Южное Бутово» ДСЗН города
Москвы.
Сроки освоения программы: один год.
Основные методы и формы работы по программе «Читалочка»:
Чтение взрослого. Предпочтительно «утрированно -выразительное
рассказывание», при котором педагог голосом « рисует» образы и
картины происходящего;
Инсценирование произведения с помощью игрушек и театральных
кукол при повторном рассказывании;
Беседа . Этот вид деятельности взрослого направлен на помощь детям
глубже воспринять произведение. В беседу вводятся вопросы на
выявление эмоционального отношения к содержанию произведения и
его героям, вопросы проблемного характера о мотивах поступков
персонажей, последовательности событий;
Рассматривание иллюстраций. Для правильного восприятия текста
детям младшей группы необходимо наглядно увидеть героя, каждый
фрагмент сюжета, поэтому необходимо в работе над произведением
предпочтение отдавать книжкам-картинкам.
Проведение литературных мероприятий-развлечений, драматизаций
произведений.
Темы мероприятий должны быть близки личному опыту детей, давать
возможность детям проявить свою « начитанность». Воспитаннику
необходимо предоставить возможность подвигаться, посмеяться, не
только развлечься, но и закрепить знания художественных произведений.
Предполагаемые результаты освоения программы «Читалочка»
Блок
коррекционно-
развивающей
работы
Основные направления
коррекционно-развивающей
работы
Предполагаемый
результат
1.Чтение сказок,
потешек, стихов.
2.Рассматривание
иллюстраций.
3.Разыгрывание
Продолжить развивать у детей:
-интерес к книге и чтению;
-умение рассматривать
картинки к потешкам, сказкам,
коротким рассказам;
-умение рассказывать
содержание произведение по
-внимательно
слушает чтение
педагога;
-уважительно и
бережно относится к
книге;
- по опорным
взрослых (с
привлечением
детей) содержание
иллюстраций.
4.Прослушивание
и просматривание
аудио и видео
записей
произведений.
5.Проигрывание
этих произведений
в театрализо-
ванных играх.
6.Игры и
упражнения с
персонажами
произведений
опорам-
картинкам;мнемотаблице
- стимулировать желание детей
договаривать слова, фразы при
повторном чтении коротких
доступных по содержанию
потешек, сказок, рассказов.
Начать формировать у детей :
-умение сопровождать
действиями , доступные по
содержанию сказки, короткие
рассказы.
- выполнять определённые
действия на выделенное
интонационно слово из
коротких доступных , потешек,
сказок;
-учить
узнавать героев или
действий из коротких потешек,
сказок, рассказов.
- определять
последовательности действий с
помощью наглядных опор для
потешки, сказки, рассказа.
- Драматизация сказок,
рассказов.
картинкам с
педагогом
рассказывает
произведение;
-сопровождает
рассказ показом
картинок и
договариванием за
педагогом слов или
фраз;
-узнает героев
произведения и
выполняет
определённые
действия;
- с помощью
наглядных опор и
мнемотаблиц
определяет
последовательность
действий ;
-участвует в
драматизации
произведения.
Перечень оборудования и дидактического материала.
Фотографии (индивидуальные фотографии каждого ребенка группы,
фотография группы детей, отражающие различную деятельность ребенка в
группе); иллюстративный материал, фланелеграф; магнитная доска;
настольные ширмы; плоскостные деревянные, пластмассовые или картонные
фигурки персонажей знакомых детям сказок; куклы (мальчик, девочка);
наборы кукол для пальчикового театра (кошка, мышка, медведь, лиса, собака
и т. п.); куклы бибабо (заяц, мышка, кошка, собака, девочка, мальчик,
бабушка, дедушка и т. п.); рукавички разного цвета с изображениями
мордочек знакомых животных (кошка, собака, зайчик, ежик, лягушка,
поросенок, козленок, утенок и т. п.); атрибуты для игры-драматизации (репка
из папье-маше, домик-теремок); мягкие модули; костюмы, изображающие
животных (курочка, собачка, кошка, мышка, зайка и др.); костюмы сказочных
персонажей (дед, баба, внучка, Золушка, принц, принцесса, Снегурочка и
др.).
Технические средства обучения: ноутбук, компьютерный планшет,
магнитофон, мультимедийное устройство
Тематическое планирование –приложение №1
Использованная литература.
1.Волчкова В.Н. Конспекты занятий во второй младшей группе детского
сада / В.Н. Степанова. – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2004.
2.Дыбина О.В. Творим, изменяем, преобразуем: занятия с дошкольниками /
О.Б. Дыбина. – М.: ТЦ «Сфера», 2002.
3. Карпухина Н.А. Конспекты занятий во второй младшей группе детского
сада. Развитие речи и знакомство с художественной литературой: практич.
пособие для воспитателей и методистов ДОУ/ Н.А. Карпухина. –
Воронеж:ЧП Лакоценин С. С., 2007.
4. Аджи А.В. Конспекты интегрированных занятий в средней группе детского
сада. Ознакомление с художественной литературой. Развитие речи. Обучение
грамоте, -Воронеж, ТЦ «Учитель», 2008г
5.ГаврилушкинаО.П.Ребенок отстаёт в развитии? Семейная школа.-
М.:Дрофа,2010