Программа "Читалочка"для детей с ОВЗ

Автор: Дугина Валентина Леонидовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГКУ ЦССВ "Южное Бутово"
Населённый пункт: г.Москва
Наименование материала: Рабочая программа по предмету ДХЛ
Тема: Программа "Читалочка"для детей с ОВЗ
Дата публикации: 01.02.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Рабочая программа «Читалочка» по ознакомлению с детской

художественной литературой в младшей группе детей

с тяжелыми множественными нарушениями развития.

Пояснительная записка
Дети с умеренной и тяжелой умственной отсталостью в возрасте от 6 до 9 лет обнаруживают грубое запаздывание в развитии. Внимание этой категории детей малоустойчиво, они легко отвлекаются, им трудно сосредоточиться. На низком уровне находятся мыслительная деятельность, отсутствие или слабость смысловых связей, страдает память. Значительные отклонения обнаруживаются в области сенсорики, мышления, недоразвитии речи. Появляется необходимость в воспитании и обучении детей этой категории в особом специальном коррекционном подходе. Актуальность программы «Читалочка» заключается в том, что для обучения и воспитания этой категории детей созданы специальные, образовательные и коррекционно-направленные условия обучения и воспитания. Дозированная нагрузка, порциальность и обязательный повтор изучаемого материала-всё это является необходимыми условиями в образовании дошкольника. Цели программы направлены на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей. Предмет «Чтение художественной литературы» является отдельной образовательной областью программы. Данный раздел программы интегрируется со всеми образовательными областями, особенно с такими как «Познание», «Коммуникация», «Музыка», «Художественное творчество», «Социализация». Настоящая рабочая программа разработана на основе программы «Диагностика-развитие-коррекция» программа дошкольного образования детей с интеллектуальной недостаточностью. авторы: .Л. Б. Баряева, О. П. Гаврилушкина, А.Зарин,Н.Д.Соколова,2012г Задачи программы: 1. Воспитывать у детей интерес к фольклорным и литературным текстам, желание внимательно их слушать. 2. Обогащать « читательский» опыт за счёт разных малых форм фольклора (потешек, песенок, прибауток). 3. Способствовать восприятию и пониманию текста детьми, 4. Устанавливать простейшие связи последовательности событий в тексте.
5. Поддерживать непосредственный эмоциональный отклик на литературное произведение, его героев. Освоение задач осуществляется в организованных педагогом совместных видах деятельности - развивающих и игровых ситуациях на основе художественного текста, литературных развлечениях, театрализованных играх. Дошкольное детство — большой и ответственный период психического развития ребенка. Л.С. Выгодский отмечал, что для ребёнка раннего возраста мыслить- значит разбираться в видимых связях и своих представлениях. Поэтому для развития мышления детей с умственной отсталостью имеет большое значение качество их представлений, которые должны обладать модельностью и схематизированностью. Программа является целостной и комплексной как по содержанию, так и по построению. Содержание программного материала построено в соответствии с принципом концентричности. Это означает, что ознакомление с определенным художественным произведением от этапа к этапу усложняется и обогащается новыми формами деятельности воспитанников. Важно побуждать детей рассматривать картинки в книге, узнавать героев, вспоминать отдельные эпизоды по опорным картинкам, или с использованием мнемотаблиц. Огромную роль в закреплении изученного материала представляет собой использование игры-драмматизации. Такой вид деятельности воспитанников стимулирует творческие способностей, привлекают детей и дают возможность «выплеснуть» эмоции от услышанного.
Тип программы:
программа для воспитанников с умеренной и тяжелой умственной отсталостью детских домов-интернатов учреждений Департамента социальной защиты населения города Москвы.
Статус программы:
рабочая программа по предмету « Изучение детской художественной литературы».
Назначение программы:
для воспитанников с умеренной и тяжелой умственной отсталостью детского дома-интерната «Южное Бутово», учреждений Департамента социальной защиты населения города Москвы, программа по обеспечивает реализацию их права на образование, создает необходимые условия для коррекции нарушений развития и социальной адаптации, для социального развития этих лиц на основе специальных педагогических подходов и наиболее подходящих для них методов и способовобщения.
Категория обучающихся:
воспитанники 8-10 лет ГКУ Детский дом-
интернат для умственно отсталых детей «Южное Бутово» ДСЗН города Москвы.
Сроки освоения программы:
один год.
Основные методы и формы работы по программе «Читалочка»:
 Чтение взрослого. Предпочтительно «утрированно -выразительное рассказывание», при котором педагог голосом « рисует» образы и картины происходящего;  Инсценирование произведения с помощью игрушек и театральных кукол при повторном рассказывании;  Беседа . Этот вид деятельности взрослого направлен на помощь детям глубже воспринять произведение. В беседу вводятся вопросы на выявление эмоционального отношения к содержанию произведения и его героям, вопросы проблемного характера о мотивах поступков персонажей, последовательности событий;  Рассматривание иллюстраций. Для правильного восприятия текста детям младшей группы необходимо наглядно увидеть героя, каждый фрагмент сюжета, поэтому необходимо в работе над произведением предпочтение отдавать книжкам-картинкам.  Проведение литературных мероприятий-развлечений, драматизаций произведений. Темы мероприятий должны быть близки личному опыту детей, давать возможность детям проявить свою « начитанность». Воспитаннику необходимо предоставить возможность подвигаться, посмеяться, не только развлечься, но и закрепить знания художественных произведений.
Предполагаемые результаты освоения программы «Читалочка»

Блок

коррекционно-

развивающей

работы

Основные направления

коррекционно-развивающей

работы

Предполагаемый

результат

1.Чтение сказок,

потешек, стихов.

2.Рассматривание

иллюстраций.

3.Разыгрывание

Продолжить
развивать у детей: -интерес к книге и чтению; -умение рассматривать картинки к потешкам, сказкам, коротким рассказам; -умение рассказывать содержание произведение по -внимательно слушает чтение педагога; -уважительно и бережно относится к книге; - по опорным

взрослых (с

привлечением

детей) содержание

иллюстраций.

4.Прослушивание

и просматривание

аудио и видео

записей

произведений.

5.Проигрывание

этих произведений

в театрализо-

ванных играх.

6.Игры и

упражнения с

персонажами

произведений
опорам- картинкам;мнемотаблице - стимулировать желание детей договаривать слова, фразы при повторном чтении коротких доступных по содержанию потешек, сказок, рассказов.
Начать
формировать у детей : -умение сопровождать действиями , доступные по содержанию сказки, короткие рассказы. - выполнять определённые действия на выделенное интонационно слово из коротких доступных , потешек, сказок; -учить узнавать героев или действий из коротких потешек, сказок, рассказов. - определять последовательности действий с помощью наглядных опор для потешки, сказки, рассказа. - Драматизация сказок, рассказов. картинкам с педагогом рассказывает произведение; -сопровождает рассказ показом картинок и договариванием за педагогом слов или фраз; -узнает героев произведения и выполняет определённые действия; - с помощью наглядных опор и мнемотаблиц определяет последовательность действий ; -участвует в драматизации произведения.
Перечень оборудования и дидактического материала.
Фотографии (индивидуальные фотографии каждого ребенка группы, фотография группы детей, отражающие различную деятельность ребенка в группе); иллюстративный материал, фланелеграф; магнитная доска; настольные ширмы; плоскостные деревянные, пластмассовые или картонные фигурки персонажей знакомых детям сказок; куклы (мальчик, девочка); наборы кукол для пальчикового театра (кошка, мышка, медведь, лиса, собака и т. п.); куклы бибабо (заяц, мышка, кошка, собака, девочка, мальчик, бабушка, дедушка и т. п.); рукавички разного цвета с изображениями мордочек знакомых животных (кошка, собака, зайчик, ежик, лягушка,
поросенок, козленок, утенок и т. п.); атрибуты для игры-драматизации (репка из папье-маше, домик-теремок); мягкие модули; костюмы, изображающие животных (курочка, собачка, кошка, мышка, зайка и др.); костюмы сказочных персонажей (дед, баба, внучка, Золушка, принц, принцесса, Снегурочка и др.). Технические средства обучения: ноутбук, компьютерный планшет, магнитофон, мультимедийное устройство Тематическое планирование –приложение №1 Использованная литература. 1.Волчкова В.Н. Конспекты занятий во второй младшей группе детского сада / В.Н. Степанова. – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2004. 2.Дыбина О.В. Творим, изменяем, преобразуем: занятия с дошкольниками / О.Б. Дыбина. – М.: ТЦ «Сфера», 2002. 3. Карпухина Н.А. Конспекты занятий во второй младшей группе детского сада. Развитие речи и знакомство с художественной литературой: практич. пособие для воспитателей и методистов ДОУ/ Н.А. Карпухина. – Воронеж:ЧП Лакоценин С. С., 2007. 4. Аджи А.В. Конспекты интегрированных занятий в средней группе детского сада. Ознакомление с художественной литературой. Развитие речи. Обучение грамоте, -Воронеж, ТЦ «Учитель», 2008г 5.ГаврилушкинаО.П.Ребенок отстаёт в развитии? Семейная школа.- М.:Дрофа,2010