"Подвижные игры для детей 3-х лет".

Автор: Полунина Елена Викторовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ Д/С №66 "Журавушка"
Населённый пункт: город Старый Оскол, Белгородская область
Наименование материала: подвижные игры
Тема: "Подвижные игры для детей 3-х лет".
Дата публикации: 01.02.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Подвижные игры для детей 3-х лет – Игра «Паровозик и вагоны» Задача: совершенствовать умение строиться в колонну и двигаться в ней, развить равновесие и координацию движений. Описание. Лучше играть с небольшой группой детей из 4-5 человек. Взрослый говорит: «Я буду паровоз, а вы - вагоны». Дети встают колонной за взрослым, держась за одежду впереди стоящего. После команды взрослого: «Поезд отправляется» все начинают двигаться, приговаривая: «Чух-чух-чух!» Взрослый двигается сначала медленно, в одну сторону, затем быстрее, постепенно переходя на бег, плавно поворачивая «поезд» в другую сторону, потом замедляет ход и останавливается, объявляя всем: «Остановка! Стоянка поезда - 1 минута». Через некоторое время паровозик и его вагоны снова продолжают путь, меняя направление и скорость движения. По мере тренировки можно заучить и проговаривать по ходу игры небольшие стихотворения, выбрать водящим одного из детей. Вот паровозик едет, Колеса стучат. В вагончиках наших. Ребята сидят. Чух-чух-чух, Спешит паровоз, Далеко-далеко Ребят он повез. – Игра «Ровная дорожка» Задача: развить равновесие, совершенствовать навык ходьбы по ограниченной площади. Оборудование: нарисованные на полу (земле, асфальте) 2 параллельные, ровные линии на расстоянии 15-20 см; флажки, мячи, ленты и другие игрушки по количеству детей, лежащие в конце линии. Описание. Взрослый показывает, как идти по «дорожке», не заходя за ее границы, и в конце пути выбрать предмет, с которым нужно вернуться обратно. Дети идут друг за другом по «дорожке», стараясь не наталкиваться, доходят до конца линии и с игрушками возвращаются обратно в том же порядке. – Игра «Мостик» Задача: развить равновесие, совершенствовать навык ходьбы по ограниченной площади. Оборудование: нарисованные на полу (земле, асфальте) 2 линии на расстоянии 30-35 см друг от друга или выложенные на таком же
расстоянии шнур (веревка) или ровная, гладкая доска длиной 2-3 м, шириной 25-30 см. Описание. 1 вариант. Взрослый, подготовив все для игры, предлагает походить по мостику через реку. Дети осторожно идут по доске или между линиями, не наталкиваясь друг на друга, помня о том, что под « мое -тиком» находится река. Обратно дети возвращаются в том же порядке, соблюдая дистанцию. На начальном этапе для равновесия можно вытянуть руки в стороны. 2 вариант. Линии, обозначающие берега реки, чертятся на расстоянии 1,5-2 м. Внутри линий рисуются кружки («камешки») на таком расстоянии, чтобы дети могли перепрыгивать с одного на другой, не «замочив» ног. Оступившиеся, т. е. намочившие ноги идут сушить их на солнышко (на скамейку). Затем игра повторяется. – Игра «Догони мяч» Задача: развить ловкость, двигательные навыки детей. Оборудование: корзина с мячами по количеству играющих детей. Описание. Дети встают на одинаковом расстоянии друг от друга с одной стороны комнаты (или площадки). Взрослый встает рядом с каждым из детей и со словами: «Догоните мячи!» выбрасывает их из корзины, стараясь, чтобы они покатились как можно дальше и в разные стороны. Дети бегут за мячами, догоняют их и кладут в корзину. Можно называть по очереди каждого из детей или, если позволяет место, посылать за мячами одновременно 5-6 детей, следя, чтобы они не наталкивались друг на друга и не ссорились из-за мячей. – Игра «Пузырь» Задача: развить правильное речевое дыхание. Описание. Все играющие стоят в кругу, близко друг к другу и взявшись за руки. Затем все вместе произносят слова: Раздувайся, пузырь, (отходят назад, расширяя круг) Раздувайся, большой, Оставайся такой, - Да не лопайся. Когда взрослый говорит: «Пузырь лопнул», дети садятся на корточки, изображая его звук: «Хлоп!» Затем взрослый предлагает надуть другой пузырь. Все встают на свои места, и игра повторяется.
Постепенно игру можно усложнить: перед тем как присесть на корточки, дети разбегаются по комнате, изображая, как разлетелись пузыри. – Игра «Бег парами» Задача: научить детей согласовывать свои действия и их темп с товарищем, соблюдать дистанцию с другими парами. Описание. Дети встают парами вдоль одной стороны комнаты (или площадки). По команде взрослого пары, взявшись за руки, бегут на противоположную сторону. Бег можно проводить по очереди, колоннами, соблюдая дистанцию между бегущими впереди, или рядами, стараясь сохранять движение по прямой линии. – Игра «Ходьба (бег) с препятствиями» Задача: развить у детей умение выполнять задание, следуя словесной инструкции взрослого и преодолевая препятствия. 1 вариант. Оборудование: флажки, кубики или другие игрушки, 2-3 гимнастические деревянные палки, стул, нарисованная на полу (земле, асфальте) прямая линия. Описание. Взрослый чертит линию, а на противоположной стороне комнаты (площадки) ставит стул с игрушками. Между линией и стулом раскладываются деревянные кубики на расстоянии 1 м друг от друга. Дети встают в колонну друг за другом и по очереди идут к стульчику и обратно, перешагивая через препятствия. 2 вариант. Оборудование: различные игрушки и небольшие предметы; для препятствий - 2 нарисованные на расстоянии 25-30 см друг от друга линии или дорожка из 4-5 кеглей (кубиков) с двух сторон. Описание. Дети находятся на одной стороне площадки. На противоположной стороне взрослый раскладывает различные игрушки. Дети должны добежать до предметов, преодолев препятствия, взять один из них и принести взрослому. Для препятствий взрослый чертит дорожку из 2 ровных параллельных линий или выкладывает ее из кеглей (кубиков), расположенных на одинаковом расстоянии друг от друга. По мере тренировки игры дети могут бегать за предметами одновременно по нескольким дорожкам. В этом случае появляется
некоторый элемент соревнования: кто быстрее преодолеет препятствия и принесет предмет. – Игра «Наездники» Задача: развить ловкость, подражательность, воображение детей. Оборудование: веревочка. Описание. Дети распределяются по парам: один -«лошадка», другой - наездник, который запрягает свою «лошадку», надевает на нее «вожжи» (веревочку) и «едет» подскоками с одного края площадки на другой и обратно. Затем дети меняются ролями, и игра повторяется. – Игра «Лохматый пес» Задача: развить ловкость, двигательные навыки детей. Описание. Игра проводится с группой детей из 5-6 человек. Один из них играет роль пса, лежащего на коврике. Остальные дети гуляют вокруг него и, тихонько подходя к нему, вместе со взрослым говорят: Вот лежит лохматый пес, В лапы свой уткнувши нос, Тихо, смирно он лежит, Не то дремлет, не то спит. Подойдем к нему, разбудим И посмотрим: что-то будет! После этих слов «пес» вскакивает и лает. Дети стараются убежать от него и спрятаться, а «пес» опять ложится на коврик. Игра повторяется с новым водящим - «псом». – Игра «То солнышко, то дождик» Задача: развить ловкость детей, координацию движений, умение распределять внимание. Описание. Дети сидят на стульчиках, как будто находятся дома. Взрослый стоит в центре комнаты и сообщает детям, что на небе солнышко, приглашая их погулять. Дети выходят на улицу и начинают бегать по всей площадке. Как только взрослый подает детям сигнал: «Начинается дождик! Скорей бегите домой!», они бегут на свои места - стульчики. Через какое-то время взрослый опять сообщает детям, что дождик кончился и можно снова идти гулять: игра повторяется. – Игра «Курица, цыплята и кошка» Задача: развить ловкость, подражательность, координацию движений. Описание. Взрослый берет на себя роль курицы, дети изображают цыплят. Один ребенок сидит на стуле отдельно от остальных - это кошка греется на солнышке.
Курица со своими цыплятами гуляет по комнате и произносит слова: Вышла курочка гулять, Свежей травки пощипать. С нею малые ребятки, Ее пушистые цыплятки. Подходя к кошке, взрослый говорит: Посмотрите, у дорожки Улеглась и дремлет кошка. Глазки кошка открывает И цыпляток догоняет. Дети-цыплята стараются убежать и спрятаться за маму, а «кошка» мяукает и догоняет их. Если ей удается поймать кого-то из цыплят, тот становится «кошкой» при следующем повторении игры. – Игра «Поймай бабочку (комара)» Задача: развить ловкость, умение прыгать на заданную высоту. Оборудование: небольшая палочка, к концу которой привязана вырезанная из бумаги и ярко раскрашенная бабочка (комар). Описание. Взрослый держит прут так, чтобы бабочка находилась, как бы летала над головой ребенка. Он подпрыгивает, стараясь дотронуться до бабочки, «поймать» ее. – Игра «Раз прыжок, два прыжок» Задача: тренировать детей в перепрыгивании с одного места на другое, развить ловкость, двигательные навыки детей. Оборудование: начерченные на земле или асфальте большие круги диаметром 30-35 см, на расстоянии 5-7 см друг от друга. Описание. Взрослый должен показать детям, как правильно прыгать, отталкиваясь сразу двумя ногами и стараясь запрыгнуть внутрь круга. Затем дети начинают прыгать: они должны перебраться на противоположную сторону комнаты (или площадки) по кружкам. – Игра «На одной ножке» Задача: развить равновесие, координацию движений детей, умение быстро и целенаправленно прыгать на одной ноге. Описание. Дети прыгают на правой ноге, двигаясь с одной стороны комнаты на противоположную. Обратно можно вернуться бегом или прыгая на левой ноге. По мере тренировки дети могут соревноваться в прыжках на одной ножке. – Игра «Прыгай вниз» Задача: тренировать детей в спрыгивании вниз с некоторой высоты.
Оборудование: бревно или скамейка. Описание. Дети встают на скамейку и по команде взрослого спрыгивают вниз. Постепенно задание усложняют, рисуя перед скамейкой кружки, в которые дети должны попасть, спрыгивая со скамейки. – Игра «Проползи и возьми» Задача: тренировать детей в умении ползать, развить равновесие, ловкость, двигательные навыки. Оборудование: скамейка (бревно, доска), флажок или игрушка. Описание. Взрослый предлагает детям проползти по скамейке на четвереньках и в конце пути взять флажок или игрушку. – Игра «Обезьянки лезут на дерево» Задача: развить ловкость, умение взбираться по гимнастической лесенке. Оборудование: гимнастическая стенка или лесенка. Описание. Взрослый говорит, что дети будут обезьянками и должны, как они, доставать фрукты на дереве. А для этого нужно взобраться по лесенке (гимнастической стенке) до самого верха. Когда дети научатся смело, уверенно влезать на лесенку и спускаться с нее, можно усложнить задание, предложив им перелезать с пролета на пролет, как с дерева на дерево. – Игра «Прокати шар (мяч)» Задача: закрепить названия цветов, тренировать детей в умении прокатывать шар (мяч) на определенное расстояние, развить силу и меткость удара. Оборудование: 1 вариант: набор цветных шаров или мячей. 2 вариант: 2-3 кегли. 3 вариант: ворота из кубиков или кеглей. Описание: 1 вариант. Вместе со взрослым ребенок называет цвета шаров, затем, подражая взрослому, старается прокатить шар как можно дальше. При повторении игры взрослый может давать ребенку словесную инструкцию, например: прокати шар такого же цвета, как я; прокати друг за другом красный, желтый, зеленый шары. 2 вариант. Ребенок должен прокатить шар так, чтобы сбить одну из кеглей в ряду.
3 вариант. При прокатывании шара ребенок должен прицелиться и попасть в ворота из кубиков (кеглей), которые построены на расстоянии 1-1,5 м от исходной точки. – Игра «Поймай мяч» Задача: развить ловкость детей, умение бросать и ловить мяч. Оборудование: мяч. Описание. Дети встают по кругу. Взрослый (или выбранный водящий) стоит от них на расстоянии 1 м и поочередно бросает мяч каждому из них. Поймавший мяч возвращает его водящему, и игра продолжается. По мере тренировки можно увеличить расстояние от водящего до 1,5-2 м. – Игра «По кругу» Задача: развить ловкость детей, умение прокатывать мяч в нужном направлении. Оборудование: мяч. Описание. Играющие садятся на пол на некотором расстоянии друг от друга и прокатывают мяч по полу, отталкивая его от себя двумя руками, чтобы он двигался в нужном направлении. – Игра «Брось - подбрось - забрось - перебрось» Задача: развить ловкость детей, тренировать их в бросании мяча. Описание. 1 вариант. Ребенок старается бросить мяч вперед как можно дальше от нарисованной на полу (земле, асфальте) линии. В зависимости от размера мяча можно бросать его из-за головы двумя руками или поочередно каждой рукой, делая сильный замах. 2 вариант. Ребенок подбрасывает мяч вверх прямо над собой и старается его поймать. Поначалу можно дождаться, пока он ударится о землю и отскочит от нее. Затем тренироваться подбрасывать мяч как можно выше и стараться его поймать или, пока мяч находится вверху, успеть хлопнуть в ладоши и только затем поймать его. 3 вариант. На полу чертят линию, на расстоянии 1,5-2 м от нее ставят корзину или ящик. Ребенок встает около линии и бросает мяч вперед, стараясь попасть в корзину (ящик). По мере тренировки можно провести соревнование между двумя детьми: кто больше мячей забросит в корзину; можно увеличить расстояние до корзины или дать задание бросать мяч поочередно каждой рукой.
4 вариант. Между двумя предметами (или деревьями) натягивается веревка или сетка на высоту поднятой вверх руки ребенка. Двое детей встают по обе стороны на расстоянии 1,5 м от веревки и перебрасывают мяч из-за головы через веревку. Другой ребенок старается поймать брошенный ему мяч. Постепенно задание можно усложнить, проводя его с группой по 4-6 человек с каждой стороны. – Игра «Ноги и ножки» Задача: развить координацию движений, слуховое внимание, двигательные навыки детей. Описание. Взрослый просит детей показать ему свои ножки. Потом, весело приговаривая: «Маленькие ножки бегут по дорожке»,- предлагает им быстро бежать, притопывая ногами. Затем, замедляя бег, показать, как «Идут по дороге большие ноги». В ходе игры взрослый несколько раз произносит текст, чередуя быстрые и медленные движения. – Игра «Заинька» Задача: развить координацию движений, слуховое внимание, двигательные навыки. Описание. Выбирается водящий - «заинька». Играющие идут по кругу. После того как все пройдут один круг и пропоют потешку, он выходит в круг: Заинька, выходи! Серенький, выходи! Вот так, выходи! Вот так, выходи! Заинька, топни ножкой! Серенький, топни ножкой Вот так, топни ножкой! Вот этак топни ножкой! (Поскачи, попляши, выбирай) Слушая песенку играющих, он повторяет за ними движения, после каждого куплета меняется направление движения по кругу. После слова «Выбирай!» заинька подходит к кому-либо из детей. Остальные поют: «Заинька, поклонись!» Тот, кому он поклонился, становится заинькой, и игра повторяется. – Игра «Кот и мыши» Задача: развить ловкость, двигательные навыки детей. Описание. Выбирается водящий - «кошка» (поначалу им может быть взрослый). Остальные играющие - «мыши» - сидят на стульях или скамейке. Пока кошка спит, мышки бегают по всей комнате. Но вот
кошка просыпается и бегает за мышами, стараясь кого-нибудь поймать. Тот, кого поймали, становится кошкой, и игра повторяется. – Игра «Юла» Задача: развить координацию движений, мелкую моторику детей. Оборудование: обруч. Описание. Поставив обруч на пол, стараться покрутить его вокруг себя как можно дольше, как юлу. – Игра «Такси» Задача: развить координацию движений, мелкую моторику детей, умение соотносить свои действия с партнером по игре. Описание. Дети встают внутрь большого обруча, один - у передней стороны (водитель), другой - у задней (пассажир), и начинают двигаться по площадке, постепенно набирая скорость и меняя направление. Через некоторое время играющие меняются ролями. – Игра «Отыщи спрятанный флажок» Задача: развить двигательные навыки, зрительное внимание детей. Описание. В эту игру лучше играть на прогулке. Дети сидят на траве и по сигналу взрослого закрывают глаза. В это время взрослый прячет флажки (по числу детей) в разных местах: в траве, за деревом, под кустом. Затем дети идут искать флажки (каждому - один) и возвращаются на свои места. – Игра «Домики» Задача: научить детей запоминать свое место среди других детей и возвращаться туда после прогулки, закрепить знание основных цветов. Оборудование: 1 вариант - детские стульчики, скамейки. 2 вариант - флажки разных цветов. 3 вариант - нарисованные кружки на один меньше числа играющих. Описание. 1 вариант. По сигналу взрослого дети идут гулять по комнате или площадке по одному или парами, затем возвращаются каждый на свое место или в коллективный домик (место в комнате) по 3-4 Человека. 2 вариант. Взрослый обозначает «домики», устанавливая в этом месте флажки разных цветов. Каждый ребенок тоже получает флажок определенного цвета и идет в соответствующий своему цвету «домик».
По сигналам взрослого дети идут гулять по комнате (или площадке), затем возвращаются в свой «домик» с флажком соответствующего цвета. 3 вариант. Дети свободно бегают по комнате или площадке. По сигналу взрослого все бегут домой, стараясь занять один из кружков. Одному игроку не хватит кружка. Игра проводится несколько раз. При ее последнем повторении взрослый незаметно чертит еще один кружок и, возвращаясь, дети занимают каждый свой «домик». – Игра «Птички» Задача: развить ловкость, слуховое внимание, мелкую моторику детей. Описание. В разных местах дети строят несколько гнезд из строительного материала и устраиваются в них. По сигналу взрослого они «вылетают» из гнезда и передвигаются по всей площадке (комнате). Периодически они клюют корм, присаживаясь на корточки и стуча пальцами по полу. По команде взрослого: «Птички, в гнездышки!» дети занимают свои исходные места. – Игра «Не отдам!» Задача: развить ловкость, координацию движений, двигательные навыки детей. Оборудование: кубик, флажок, погремушка и другие предметы по количеству играющих. Описание. Играющие стоят в кругу, держа руки за спиной. Перед каждым из них лежит какой-либо предмет. Водящий находится в центре круга и пытается взять у кого-то из детей его предмет. Тот должен присесть и закрыть предмет руками, чтобы водящий не смог до него дотронуться. Как только водящий отошел, он снова встает, и игра продолжается. Тот ребенок, который не успел защитить свой предмет, выбывает из игры. Если таких набирается 2-3 человека, назначается новый водящий. – Игра «По ровненькой дорожке» Задача: тренировать детей в умении двигаться в колонне и выполнять движения по инструкции взрослого, соотносить свои действия с действиями других детей. Описание. Дети строятся в колонну. Взрослый проговаривает текст стихотворения, а дети выполняют соответствующие действия.
По ровненькой дорожке, По ровненькой дорожке, (идут шагом по кругу или по прямой) Шагают наши ножки: раз-два, раз-два. По камешкам, по камешкам, (прыгают на двух ногах, продвигаясь вперед) В ямку - бух! (присели на корточки) Вышли из ямы. (встают на ноги) Затем дети продолжают передвигаться, а текст повторяется 2-3 раза. При последнем повторении игры слова изменяются: По ровненькой дорожке, по ровненькой дорожке, (идут шагом) Устали наши ножки, устали наши ножки. (замедляют шаги) Вот наш дом. Там мы живем. (садятся на стульчики, отдыхают) – Игра «Передай другому» Задача: развить ловкость, мелкие движения рук. Оборудование: шары или мячи, кубики небольшого размера. Описание. Дети сидят на стульчиках или на полу по кругу. Взрослый дает двум рядом сидящим детям по шарику (мячу или кубику), а они передают их соседу (один - вправо, другой - влево). Когда шары встретятся, эти дети бегут по кругу в противоположные стороны, стараясь быстрее другого добежать до своего стульчика и отдать предмет взрослому. Затем шары дают другим детям, и игра начинается снова. – Игра «Жмурки» Задача: развить у детей равновесие, умение ориентироваться в пространстве. Оборудование: колокольчик, повязка. Описание. 1 вариант. Игра проводится с группой детей. Одному ребенку завязывают глаза, другому дают в руки колокольчик. Ребенок с завязанными глазами стоит в центре, а остальные бегают вокруг него, включая того, у которого колокольчик. Водящий должен двигаться на звук и поймать ребенка с колокольчиком. 2 вариант. Ребенок с завязанными глазами стоит в центре, а остальные дети бегают вокруг него и хлопают в ладоши. Водящий должен двигаться на звук хлопков и поймать одного из детей. Тот, кого поймали, сам становится водящим. В зимнее время можно проводить игры на свежем воздухе с использованием поделок из снега, снежных валов, снежков.
– Игра «Заморожу» Задача: закрепить навыки координации движений. Описание. 1 вариант. Взрослый играет роль Мороза и говорит детям, что если догонит, заморозит их. Дети убегают и прячутся в «домик». 2 вариант. Дети стоят в кругу, а взрослый идет по кругу и хочет «заморозить» (дотронуться) по очереди разные части тела: уши, нос, щеки, руки, ноги. Дети должны успеть прикрыть или спрятать их от Мороза. – Игра «Попади в мишень» Задача: тренировать детей в попадании снежком в определенную цель. Оборудование: вылепленные детьми снежки по 5-6 штук на каждого. Описание. На сугробе или заборе нарисован цветной круг диаметром 75 см. Дети становятся от него на расстоянии 6-7 шагов и, используя подготовленные снежки, по очереди стараются попасть в мишень. Остальные играющие подсчитываю удачные броски. – Игра «Точно в цель» Задача: тренировать детей в попадании снежком в определенную цель. Оборудование: вылепленные детьми снежки по 5-6 штук на каждого, несколько ярких предметов для сбивания (кегля, кубик). Описание. Стоя на расстоянии 6-7 шагов от мишени, дети прицеливаются и бросают снежки, стараясь сбить предмет. Если поставить несколько предметов в ряд, можно играть одновременно нескольким детям. – Игра «Снежинки» Задача: закрепить навыки координации движений. Описание. Дети стоят в кругу, взявшись за руки. По команде взрослого: «Подул сильный ветер! Снежинки разлетелись!» дети разбегаются в разные стороны, кружатся, покачиваются, расправив руки в стороны. После слов взрослого: «Ветер стих!» дети возвращаются в круг и берутся за руки.