Напоминание

"Камерная музыка".

Автор: Мызникова Елена Витальевна
Должность: учитель музыки
Учебное заведение: МБОУ Гимназия №2
Населённый пункт: город Нижневартовск Ханты-Мансийский округ
Наименование материала: Урок конспект
Тема: "Камерная музыка".







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Урок: 4 класс Камерная музыка Цели: повторить жанры камерной музыки; закрепить приемы разных видов дыхания во время вокализирования; сформировать умение разбираться в стилях разных композиторов; проанализировать музыкальные образы музыкальных произведений; отработать выстраивание унисона в песне; ввести новое понятие — «соната». Планируемые результаты: учащиеся научатся технике вокального исполнительства, закрепят знания о камерных жанрах; повторят новые музыкальные понятия; выполнят творческое задание. Музыкальное сопровождение: школьники входят в кабинет музыки под звучание романса «Сирень» С.В. Рахманинова, выходят из него после урока под собственное исполнение «Песенки о гамме» композитора Г. Струве. Оформление доски: репродукции картин П. Кончаловского «Сирень»', И. Левитана «Весна. Сирень», В. Борисова- Мусатова «Весна»; портреты композиторов Л. Бетховена, Ф. Шопена, М.И. Глинки; рисунки с изображением музыкальных инструментов симфонического оркестра; плакат с записью текста для вокальной импровизации. В ходе урока педагог может продемонстрировать учащимся видеозапись концертного исполнения романса «Сирень» композитора С.В. Рахманинова, которую можно найти в Интернете. Для обсуждения картин с изображениями сирени можно подготовить компьютерную презентацию.
Ход урока

I.

Музыкальная разминка
(Повторение распевания, дыхательного упражнения «Любимый аромат».) Сделаем произносимую вами фразу еще более длинной: «Мне нравится прекрасный аромат этого удивительного цветка, который мы нашли в саду под кустом, где свил гнездо соловей». Повторите ее, чтобы запомнить слова, и несколько раз произнесите ее на одном выдохе. (Разучивание 1-го куплета французской народной песни «Братец Яков». Русский текст И. Мазнина.) 1. Ах, какой же, братец Яков, Ты лентяй, ты лентяй, Если по неделе ты лежишь в постели! Ай-яй-яй, ай-яй-яй! (Исполняют сначала одноголосно всем классом и по рядам, потом в виде двухголосного канона по подгруппам.)
II.

Работа с тетрадями - запись темы урока
— Кто помнит, как называется музыка, в исполнении которой участвуют 2—3 музыканта, и сама она звучит в небольших концертных залах? (Камерная.) — Запишите в тетрадях определение: «Камерная музыка - произведения для небольшого состава исполнителей». Для симфонических произведений нужен большой оркестр, до 100 человек. А для камерной музыки и оркестр может быть небольшим, камерным. Запишите в тетрадях примеры камерных ансамблей: «Дуэт — ансамбль из двух исполнителей, трио — из трех исполнителей, квартет — из четырех исполнителей». — Какой камерный ансамбль исполнял романс «Сирень»? (Дуэт, в нем было два исполнителя — певица и пианист.)
III.

Новый материал - знакомство
К произведениям камерного жанра можно отнести и сонату. Запишите определение сонаты в тетрадях: «Соната — произведение в основном для солирующего инструмента, чаще всего - в 4 частях. 1-я часть обычно бывает быстрой, и в ней ярче всего видно построение сонатной формы: переплетение двух тем — главной партии и побочной». Соната — жанр, произведения которого чаще всего создавались для исполнения на фортепиано. Большими мастерами такого жанра были известные вам композиторы - В.-А. Моцарт и Л. Бетховен.

— Какая соната композитора Л. Бетховена считается самой популярной? («Лунная соната», ши соната № 14.) (Педагог исполняет первые такты «Лунной сонаты».) — Сегодня вы познакомитесь еще с одной известной сонатой Л. Бетховена, которая называется «Патетическая». Запишите в тетрадях ее название: «“Патетическая соната”, композитор Л. Бетховен». — Что вам известно о композиторе Л. Бетховене? Как рано проявилась его музыкальность? (С раннего детства, но обучал его музыке отец, который захотел сделать из сына «второго Моцарта», и обучение было очень строгим.) — Но Бетховен сумел проявить свой талант, и даже сам Моцарт, когда услышал игру молодого Бетховена, сказал: «Этот парень заставит о себе заговорить весь мир!» — Какое несчастье постигло Л. Бетховена? (Он простудшся, заболел и потерял слух.) Для композитора, который сочиняет музыку и не слышит ее, потеря слуха была огромной трагедией. Но Бетховен продолжал создавать одно замечательное произведение за другим. В числе сочинений, которые он написал, будучи уже совсем глухим, была и «Патетическая соната». В борьбе со своим несчастьем Л. Бетховен был тверд, он говорил так: «Судьбе было угодно испытать меня, но я сам схвачу ее за горло!» — Запишите, что означает слово «патетика», от которого произошло название сонаты Л. Бетховена: «Патетика — приподнятость, взволнованность, пылкость». — Значит, какой должна быть музыка в сонате под названием «Патетическая»? — Запишите в тетрадях, как построена 1-я часть «Патетической сонаты». (Педагог диктует текст для записи, при этом он может приводить примеры нужных отрывков, исполняя их на инструменте.) Структура построения 1-й части «Патетической сонаты»: Вступление мрачное, тяжелое, на динамических контрастах. 1- я тема (главная партия) очень быстрая, стремительная, острая, «с огнем». 2-я тема (побочная партия) взволнованная, напевная, в разных регистрах». Теперь послушайте 1-ю часть «Патетической сонаты». Сначала прозвучит вступление, а потом, чередуясь, главная и побочная партии этой сонаты. Договоримся так: вы будете внимательно слушать музыку и показывать пальцами, какая тема начала звучать. Поднимете один палец, значит, звучит 1-я тема, два пальца — значит, зазвучала 2-я тема. (Прослушивание 1-й части «Патетической сонаты» в записи или в живом исполнении с показом звучания разных тем.) — Вам понравилась музыка Л. Бетховена? — Чем она вам понравилась? — Какой характер этой части «Патетической сонаты»? (Ответы детей, которые подытоживает учитель.) На мой взгляд, в этой части музыка сначала показывает, что на человека обрушился страшный удар судьбы — это тема вступления. Потом начинает звучать 1-я тема — главная партия, в которой композитор призывает не сдаваться и преодолевать трудности. И наконец, 2-я тема — побочная партия, где музыка словно разговаривает с нами, доказывая, что человек в состоянии воспротивиться злой судьбе. Ведь на то он и человек, чтобы бороться с неприятностями и побеждать их. — Сам композитор Л. Бетховен утверждал: «Музыка должна высекать огонь из людских сердец». Соответствует ли этому высказыванию «Патетическая соната»? — Какие еще произведения Л. Бетховена вам известны? — Поговорим подробнее о вступлении к «Патетической сонате». Послушайте его еще раз. (Педагог напоминает тему вступления, исполняя ее или демонстрируя отрывки фонограммы.) Мы с вами поиграем в игру «Выбери нужное определение». Я буду называть термины для разбора музыкального вступления к «Патетической сонате», но при этом буду ошибаться. Ваша задача — повторять только правильные определения, а при звучании неверных вам надо промолчать. (Педагог называет следующие определения: мужественная, писклявая, тяжелая, вялая, сумрачная, стаккатная, радостная, мрачная, светлая, задумчивая (неверные определения выделены курсивом).) Соната — музыкальный жанр, произведения которого предназначены для исполнения одним музыкантом. Те из вас, кто учится музыке, разучивают и исполняют маленькие учебные сонаты, которые даже называются уменьшительным словом «сонатины». А вот Л. Бетховен создал сонаты, которые исполняются не только в камерных концертах, в камерных залах, но и в аудиториях с большим числом зрителей. То есть сонаты Л. Бетховена не только камерная музыка, но и концертная. IV. Актуализация знаний
1.

Повторение песни Г. Струве «Песенка о гамме»
(Повторение и исполнение песни с показом нот гаммы на пальцах.)
2.

Прелюдии Ф. Шопена — повторение материала и углубление знаний
— С музыкой какого композитора вы встретились на прошлом уроке? (Педагог напоминает лейтмотивы прелюдий Ф. Шопена.) — Вам нравится музыка Ф. Шопена? — Почему она вам нравится? — Для какого инструмента он чаще всего создавал свою музыку? Современники Ф. Шопена называли его «поэтом фортепиано». И другие композиторы, которые жили в одно время с Ф. Шопеном, признавали его одаренность. Например, композитор Р. Шуман так сказал, услышав музыку Ф. Шопена: «Шапки долой, господа, перед вами гений!»
— В какой стране родился Ф. Шопен? — По каким признакам вы можете определить, что слышите музыку польского композитора? Послушайте музыкальные миниатюры Ф. Шопена и отметьте в них использованные композитором средства музыкальной выразительности. (Прослушивание и разбор пьес Ф. Шопена.)
3.

Слушание музыки и разбор романса С.В. Рахманинова «Сирень»
(Преподаватель может продемонстрировать видеозапись концертного исполнения романса. Перед этим школьники вспоминают правила поведения на концерте.) — К какому музыкальному жанру относится романс? (К камерному.) — Какие еще романсы русских и зарубежных композиторов вы знаете? — Чем отличаются романсы композитора С.В. Рахманинова от романсов других композиторов? — Почему романс «Сирень» можно назвать миниатюрой? — Какие еще музыкальные произведения-миниатюры вам известны? — Посмотрите на репродукции картин, которые украшают нашу доску. Что объединяет их? ( Общий объект изображения — цветы.) — Подумайте, какие оттенки цветов вы бы выбрали, если вам предложили самим нарисовать картину по этому романсу? (Сиреневые, белые, розовые, зеленые, голубые.) — А какая краска для этого лучше всего подошла бы? (Акварель.) — Почему вы выбрали бы акварель? (Акварельные картины отличаются более нежными, прозрачными, светлыми оттенками.) — Можно ли сказать о романсе «Сирень», что он тоже напоминает акварельную картину? (Да.) V. Творческая работа - повторение задания — Напоминаю, что в этом году вы должны выполнить письменную научную работу — проект. Кто из вас работает над проектом? — У кого проект готов? Кто может провести его защиту на следующем уроке? Защита проектов проходит в форме доклада, на который отводится около 10 минут. Вы можете иллюстрировать свои работы рисунками, фотографиями, схемами, диаграммами, компьютерной презентацией. А рассказывать постарайтесь своими словами. VI. Актуализация знаний — В прошлой четверти вы слушали романс М.И. Глинки «Венецианская ночь». (Педагог может исполнить начало романса, аккомпанируя себе на инструменте.) — Вы помните содержание этого романса? Где происходит действие, описанное в его стихах? — В какой стране находится город Венеция? — Чем необычен город? — А сам композитор М.И. Глинка бывал в Венеции? — Что передает музыка романса «Венецианская ночь»? — Какой характер этого романса? — Какую народную песню напоминает романс М.И. Глинки? (Баркаролу.) — Послушайте этот романс еще раз, отметьте, как в нем меняется динамика, его характер. (Прослушивание и разбор романса.) — Почему творчество композитора М.И. Глинки ставят в один ряд с творчеством А. С. Пушкина? Вокальная импровизация Во время весенних каникул в нашей стране проходит неделя детской книги. Сегодня вы начнете разучивать стихи известного поэта С.В. Михалкова, которые называются «Песенка юных читателей». Конечно, все стихотворение вам импровизировать не придется, оно достаточно длинное, мы ограничимся отрывками из него. Вот первый отрывок. В каждом доме, в каждой хате, В городах и на селе Начинающий читатель Держит книгу на столе.
С. Михалков
(Школьники читают текст, запоминают его, выясняют его характер и после раздумывания поют свои импровизации.) — Стихи какой знаменитой песни также принадлежат поэту С. Михалкову? (Гимна России.) VII. Блицопрос (Школьники дают в тетрадях письменные ответы на вопросы.) — Какую музыку композитора Л. Бетховена вы знаете? — Какое из произведений этого композитора вам нравится больше всего и почему? VIII. Рефлексия — Какие музыкальные жанры можно отнести к камерным? — Какую камерную музыку вы слушали сегодня? — Расскажите о жизни Л. Бетховена. — Какой композитор признал в нем большой талант? — Какие пьесы создал Л. Бетховен? — Музыку каких жанров сочинял этот композитор? — Что означает слово «патетика»?
— Какой по характеру является «Патетическая соната»? — Расскажите о жанре сонаты. — Из каких частей состоит 1-я часть «Патетической сонаты»? — Расскажите о вступлении к этой сонате. — Расскажите о ее основных темах. — Как можно сопоставить жизнь Л. Бетховена и музыку «Патетической сонаты»? — Для какого голоса создан романс «Сирень»? — Какая певица любила исполнять музыку С.В. Рахманинова? — Что в музыке романса «Сирень» напоминает акварельный рисунок? — — Какие миниатюры Ф. Шопена вы слушали? — Расскажите об их характерах. X. Контрольный момент: «Угадай-ка» (Педагог исполняет начальные такты музыкальных произведений. Школьники должны записать в тетрадях: • вступление к «Патетической сонате» Л. Бетховена; • главная партия «Патетической сонаты» Л. Бетховена; • любая мазурка Ф. Шопена.)