"Воспитание любви к книге через игру драматизацию"

Автор: Горячевская Валентина Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ ДС г. Нижневартовска № 29 " Ёлочка"
Населённый пункт: город Нижневартовск Ханты-Мансийский АО-ЮГРА
Наименование материала: Проект
Тема: "Воспитание любви к книге через игру драматизацию"
Дата публикации: 02.02.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Содержание 1.Аннотация……………………………………………………………………… 2. Актуальность педагогического проекта……………………….............................. 3. Цель и задачи проекта. Методологическая база…………………………………. 4. Основное содержание педагогического проекта………………………………… 5. Ресурсное обеспечение проекта………………………………………………….. 6. Партнеры…………………………………………………………………………… 7. Целевая аудитория………………………………………………………………… 8. План реализации проекта ………………………………………………………… 9. Ожидаемые результаты и социальный эффект………………………………… 10. Перспективы дальнейшего развития проекта………………………………….
Аннотация проекта
1
Педагогический проект направлен на решение ряда педагогических проблем и противоречий, сложившемся в современном дошкольном образовании. Цель педагогического проекта заключается в создании и внедрении комплексной системы применения игр-драматизаций в качестве вспомогательного средства обучения в воспитании у старших дошкольников любви к книге. Реализация проекта осуществлялась через непосредственную работу с детьми, просветительную работу с субъектами образовательного процесса ( педагоги, родители/законные представители), создание информационно-развивающей пространственной среды. Результаты итогового мониторинга реализации проекта подтверждают эффективность предлагаемой системы практического применения практических технологий в работе с дошкольниками. Предлагаемый проект предназначен для детей старшего дошкольного возраста, воспитателей, профильных специалистов дошкольных учреждений и может быть использован в работе по воспитанию любви к книге у старших дошкольниковю Дошкольное образование является открытой книгой социально-педагогической системой. В основе, которой лежит социальный заказ, определяемый государством, социальными институтами. Краеугольным камнем инновационной экономики является инициатива « наша новая школа», которая требует от дошкольного учреждения обеспечение качественной подготовки малышей к школе. На создание оптимальных условий для развития детей дошкольного возраста в современных условиях, реализация права ребенка на доступное, качественное образование направлено ведение « Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы ( Приказ Минобрнауки РФ от 23.11.2009 № 655). Как известно современные дети все чаще проводят свое время за компьютерными играми, просмотром телепередач и все реже читают книги. В условиях, когда создаются электронные библиотеки, трудно заставить ребенка 2
взять в руки книгу, тем более ребенка - дошкольника, так как он является своеобразным читателям. Слово «читатель» по отношению к дошкольнику условно. В действительности это слушатель, чья встреча с книгой полностью определяется взрослым человеком, начиная от выбора текста для чтения и кончая продолжительностью общения с книгой. Вкус, интерес к произведению, его трактовка, умение ориентироваться в круге детского чтения, создание системы чтения - всё это во власти взрослого. От взрослого в большей степени зависит и то, станет ли ребенок настоящим, увлеченным читателем или встреча с книгой в дошкольном детстве мелькнет случайным, ничего не значащим эпизодом в жизни. От установок взрослого также зависит и то, какое отношение к процессу чтения вырабатывается у ребенка. Проблема усугубляется и тем что, у ребенка равнодушного к книге, отсутствует мотивация для последующего обучения к чтению, а значит, возникают трудности в школе.
Актуальность педагогического проекта:
Проблема сохранения интереса к книге, чтению как процессу и ведущей деятельности человека сегодня актуальна как никогда. Как научить ребенка «добывать» самостоятельно из книг необходимую информацию? Многие посчитают , что наш век – век развития компьютерных и других технологических технологий, различного вида связей не актуально говорить о книнге, чтении. Бурные успехи НТР порождают невольную переоценку многих ценностей, когда достоинства человека определяются не столько его нравственными качествами, духовным богатством, а сколько естественно-научными знаниями, техническими способностями. Это достаточно четко проявляется в семейном воспитании, когда родителей порой интересуют только те педагогические средства, которые стимулируют подготовку ребенка к овладению точными наукам, когда освященное многовековой традицией общение дошкольников в семье с помощью потешек, песенок, сказок, игр недооценивается и заменяется просмотром телепередач, компьютерными играми. Средства массовой информации вытеснили или почти вытеснили такую традиционную форму общения старших и младших в семье, 3
как семейное чтение. Техника, дающая готовые слуховые и зрительные образы, особым способом воздействующая на людей, ослабила интерес к книге и желание работать с ней. Плоды этого мы уже начинаем пожинать сегодня: низкий уровень развития речи, воображения, восприятия, коммуникативных навыков, вообще нравственных устоев. Аксиомой в данной проблеме является то, что мы не властны, да и не имеем права лишать ребенка всего того, что принес прогресс, как не имеем права не замечать и отрицать все то, что таит в себе электронный мир. На сегодняшний день актуальность решения этой проблемы очевидна, ведь чтение связано не только с грамотностью и образованностью. По мнению Л.С Выготского, именно чтение является важнейшим условием формирования мыслительных способностей. Многими исследователями доказано, что художественная литература огромное влияние на развитее и обогащение детской речи, она служит могучим действенным средством умственного нравственного и эстетического воспитания детей. Оно формирует идеалы, расширяет кругозор, обогащает внутренний мир человека. В книгах заключено особое очарование: книги вызывают в нас наслаждение, они разговаривают с нами, дают нам добрый совет, они становятся живыми друзьями для нас. В нашей группе было проведено анкетирование детей и родителей, которое показало, что 80% детей и родителей отдают предпочтение просмотру телевизора и играм на компьютере. У современных детей телевизор и компьютер, как фон жизни, их воспринимают как членов семьи, многие кушают, играют, засыпают под его звуки. Только 20% из опрошенных отдали предпочтение чтению книг. Все эти факты послужили разработке данного проекта. . Это доказывает особую значимость и актуальность разработки проекта по воспитанию у старших дошкольников любви к книге. Дети дошкольного возраста слушатели, поэтому необходимо как можно раньше разбудить интерес к художественному слову, к обдумыванию того, что это слово выражает. Каждое произведение нужно донести до детей как произведение искусства, раскрыть 4
его замысел, заразить маленьких слушателей эмоциональным отношением к прочитанному: чувствам, поступкам, лирическим переживаниям героев. Опыт работы показывает, что особую роль в воспитании любви к книге принадлежит игре-драматизации, так как она представляет собой синтез восприятия произведения и ролевой игры. Сам процесс усвоения, восприятия художественного произведения является, во-первых, особой внутренней творческой деятельностью; во-вторых, в результате ее в ходе сопереживания и сочувствия персонажам у ребенка появляются новые представления и новые эмоциональные отношения Л.П. Стрелкова отмечает, что художественная литература, и особенно сказки, являются для детей дошкольников особой формой действительности - это реальность человеческих эмоций, чувств в особых сказочных условиях. Н. Губанова считает, что особый характер приобретает замысел в играх- драматизациях, детям необходимо хорошо понять и прочувствовать образы героев, их поведение, помнить текст - произведения. Игры-драматизации помогают дошкольникам глубже почувствовать ее художественную ценность, способствуют развитию выразительности речи и движений. Н.С. Карпинская отмечает, что игра-драматизация позволяет ребенку психологически сблизиться с героем сказки, пережить его победы и поражения, счастье и беду. Одно это уже раздвигает границы жизненного опыта дошкольника, обогащает его. В играх-драматизациях дети могут в определенных рамках изменять отдельные моменты сюжетной линии, т.е. все хорошее, что пережили ребята во время чтения сказки, они могут реализовать в игре, проявить свою активность, преданность, отзывчивость.
Концептуальные основы
В основе проекта представлены концептуальные идей : -обогащение, наполнение наиболее значимыми для ребенка, специфическими детскими дошкольными формами. Видами и способами деятельности – игра, общение со взрослыми и сверстниками ( по теории А.В. Запорожца о самоценности дошкольного периода). 5
-целостное развитие ребенка, т.е. единство индивидуальных способностей, личностных качеств, освоения ребенком позиции субъекта в детских видах деятельности и индивидуализации (В.М. Крулехт) Концептуальные идей направлены на создание предпосылок для удовлетворения запросов родителей, потребностей детей в активности, участия в значимых для них видах деятельности; на создание эмоциональной благополучной обстановки и поиск средств максимального развития личности, организации его воспитания и обучения « ориентированного на завтрашний день развития» ( Л.С Выготский) Исходя из обозначенной проблемы и её актуальности, была определена цель проекта.


Цель
- представить систему работы по использованию игр-драматизаций в воспитании любви к книге. Для достижения поставленной цели решались следующие
задачи:
1.Провести анализ психолого-педагогической литературы, методической и периодических изданий по проблемам использования игр-драматизаций в воспитании любви к художественной литературе 2.Определить конкретные способы реализации материала по использованию игр-драматизаций в воспитании любви к книге у старших дошкольников. 3.Провести оценку эффективности использования игр-драматизаций в процессе воспитания любви к книге.
Объект
- процесс воспитания любви к книге
Предмет
- использование игр-драматизаций в процессе формирования интереса, а затем и любви к книге.


Гипотеза проекта
- есть возможность предположить, что добиться качественных изменений формирования интереса и воспитания любви к книге можно за счет специального включения игр-драматизаций в процесс педагогического воздействия у детей старшего дошкольного возраста. Основное содержание проекта Педагогический проект имеет четкую проектную позицию, основанную на анализе специальной литературы, сформулированную в ходе концептуализации проекта: определена методологическая база, выработана стратегия реализации.
Ожидаемый результат
-повышение интереса детей и родителей к книге. -возрождение традиций домашнего чтения 6
-повышение компетентности членов семьи в вопросах воспитания грамотного читателя.
Ожидаемые результаты

Пробуждение интереса к общению с книгой у детей

старшего дошкольного возраста

Благодаря совместной деятельности родителей п и

педагогов группы пополнение домашней

библиотеки и группового книжного уголка

Повысится педагогическая компетентность

субъектов коррекционно-образовательного процесса

( педагогов , родителей)

Будет обеспечена преемственность между семьей и

образовательным учреждением в вопросах

воспитания любви к книге.

Методологические основы проекта
Методологическая основа проекта базируется на следующих положениях: исследования проблемы влияния культуры на обогащение духовного мира личности (В.С. Библер, Л.Н. Коган, В.Н. Межуев и др.); классические и современные исследования, отражающие феноменологическую традицию в науке (Х.-Г. Гадамер, Э. Гуссерль, М.П. Гурьянова, Г.П. Звенигородская, М.М. Кром, М.Н. Певзнер, Л.В. Трубайчук и др.);
Объект опирается на общепедагогические принципы:
-принцип научности - предполагающий стимулирование познавательного интереса детей к художественной литературе, окружающему миру; формирование основ научного мировоззрения. 7
-принцип доступности- обеспечивающий адаптацию научного знания к специфике возрастных , половых особенностей личностного развития детей дошкольного возраста; -принцип последовательности -обеспечивающий постепенное обогащение содержания; -принцип системности- предполагающий формирование у дошкольников обобщенного представления об окружающем мире , в котором все объекты, процессы . явления находятся во взаимосвязи и взаимозависимости; -принцип интегративности – предусматривающий возможность использования содержания познавательных представлений и их реализацию в разных видах деятельности; -принцип опоры на эмоционально-чувственную сферу ребенка-создание условий для возникновения эмоциональных реакций и развития эмоций, которые сосредотачивают внимание ребенка на объекте познания, собственном действии и поступке, что достигается через сопереживание и прогнозирование развития ситуации.
Основное содержание проекта
Современная система дошкольного образования использует большое количество вариативных и альтернативных программ для обучения и воспитания детей. Подходы к процессу образования и воспитания дошкольников весьма разнообразны. Но основной целью этих программ является воспитание доброго, умного, творческого человека, способного чутко относится к людям, к окружающему миру, то есть заложить основы настоящего человека. Программа «Радуга», по которой работает детский сад, ориентирована на воспитание интереса и любви книге, умения слушать, принимать, эмоционально откликаться на воображаемые события, сопереживать героям. 8
Nt Для успешной реализации проекта определены задачи, которые необходимо решать в семье и детском саду.
В семье

В детском саду
Ежедневное чтение художественных произведений; Ежедневное чтение художественных произведений, проведение бесед по содержанию произведения, формирование у ребенка умения высказывать собственное мнение о прочитанном; Ввести в круг детского чтения детскую периодику; Следить за подбором детской литературы, беседовать о прочитанном, о литературе , о пользе чтения; Учить ребенка правильному обращению с книгой. Концентрировать его внимание на том, кем создана книга. Как называется, кто ее иллюстрировал; Учить ребенка правильному обращению с книгой. Концентрировать его внимание на том, кем создана книга. Как называется, кто ее иллюстрировал 9
Проект предлагает разнообразные формы, методы и приемы работы с детьми: подготовка к восприятию с помощью рассказа отдельных эпизодов из биографии писателя; пересказ занимательного эпизода, прерванного на самом интересном месте; выразительное чтение воспитателя; « письмо» , якобы адресованное к детям автором произведения/ Реализация проекта включат ряд последовательных и взаимообусловленных этапов, которые представляют собой единую систему, направленную на решение задач и достижение целей проекта.
1 этап-анализ проблемы и определение стратегических целей проекта-
проведение детальной и комплексной оценки сложившейся ситуации: выявление и анализ проблем; четкое определение стратегических целей и задач; разработка концепции, позволяющей придать правильное направление проекту и заложить базу для реализации всех этапов; анализ ресурсов; определение способов и критериев оценки и способов мониторинга проекта.
2 этап - организационный
: осуществлен анализ литературы по проблеме воспитания любви к книге детей старшего дошкольного возраста, определена цель, объект, предмет исследования, составлен план работы. На этом этапе были составлены списки участников, собраны анкеты для родителей, разработана беседа – опрос с детьми « Моя любимая книжка», диагностика старшего дошкольного возраста по теме « Ребенок и книга», собрана методическая литература по данному вопросу, проведено анкетирование родителей « Семейное чтение».
3 этап - практический
: анализ опыта работы воспитателей по воспитанию любви к книге старших дошкольников, разрабатывалась диагностики уровня сформированности устойчивого интереса к книге детей старшего дошкольного возраста, апробация педагогического проекта воспитания любви к книге. На этом этапе происходила большая часть работы по приобщению детей к книге. 10
Эта работа была разделена на блоки: совместная деятельность с детьми, работа с родителями, методическая работа.
4 этап - аналитический
: выявление эффективности разработанного мною педагогического проекта, оформление результатов. Уточнялся диагностический инструментарий, проводился контрольный этап исследования; обобщались, а также анализировались результаты педагогического эксперимента, формулировались выводы.
Характеристика условий реализации проекта (ресурсы).
Ресурсное обеспечение педагогического процесса в свете воспитания любви к книге у старших дошкольников заявленное в проекте является достаточным для его реализации: -используемая система воспитания любви к книге у детей старшего дошкольного возраста разработана мною в соотвествии с требованяиями Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, учитывает общие и специфические особенности психические особенности детей дошкольного возраста. Программное обеспечение : - используемый проект разработан мною в полном соответствии с требованиями комплексной программы «Радуга » (авторы Т. Н. Доронова, В. В. Гербова, Т. И. Гризик и др.) с учетом ФГТ Нормативно-правовые ресурсы: -пакет документов регламентирующего характера. - группа детского сада, игровая комната, музыкальный зал - соответствующие современным санитарно-гигиеническим и методическим требованиям. Материально-технические ресурсы: Группа детского сада, игровая комната, музыкальный зал соответствуют современным санитарно-гигиеническим и методическим требованиям. 11
Кадровое обеспечение: 12
Вид помещения

Функциональное использование

Оснащение

Групповая комната
 Сюжетно-ролевые игры  Самообслуживание  Трудовая деятельность  Самостоятельная творческая деятельность  Ознакомление с природой, труд в природе  Детская мебель для практической деятельности  Книжный уголок  Уголок для детской изобразительной деятельности  Игровая мебель. Атрибуты для сюжетно- ролевых игр «Семья», «Магазин», «Парикмахерская», «Почта», «Больница», «Ателье», «Библиотека», «Школа».  Экологический уголок.  Конструкторы различных видов  Настольно-печатные игры, лото, мозаики, пазлы.  Театральный уголок.( уголок ряженья, куклы-персонажи. настольный театр, куклы- бибабо , пальчиковый театр и. д.) Инновационное: •ноутбук •компьютерные электронные игры
Спальные помещения

·

Дневной сон
 Гимнастика после сна  Спальная мебель  Шкаф для методической литературы и пособий  Стол и стул для воспитателя
Раздевальная комната
 Информационно- просветительская работа с родителями  Информационная зона  Наглядно-информационый материал для родителей  Выставка детского творчества
- уровень собственной квалификации для реализации заявленного проекта, считаю достаточным: высшее образование, Нижневартовский государственный институт, специальность «преподаватель психологии и педагогики», -повышение квалификации: «Реализация содержания программы «Радуга» с учетом ФГТ в ДОУ» Нижневартовский государственный гуманитарный университет, 2011 год, удостоверение № 1926 ».
Сроки реализации проекта - 2 года
определяются продолжительность воспитания любви к книге у детей старшего дошкольного возраста с 5 до 7 лет.
Партнерами
в реализации настоящего педагогического проекта являются воспитатель группы, имеющий высшую квалификационную категорию, родители ( законные представители) детей, музыкальный руководитель, логопед имеющий высшую квалификационную категорию. Целевой аудиторией являются воспитанники МБДОУ ДСКВ № 29 « ЁлочкаЁ для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата, посещающие дошкольное образовательное учреждение на основании Заключения Территориальной психолого-медико-педагогической комиссии г. Нижневартовска с диагнозами, соответствующей профилю компенсирующей направленности ДОУ.
Количественный состав:
-группа детей 6 – го года жизни – 15 человек; -группа детей 7 - го года жизни-15 человек.
Реализация проекта предполагает:
-взаимодействие воспитателя с детьми; -взаимодействие воспитателя с родителями; -совместную деятельность родителей и детей; -взаимодействие всех субъектов образовательного процесса
Участники

Формы взаимодействия
Непосредственно образовательная деятельность Организация книжного уголка в группе Утренние беседы «Рассказ о прочитанном дома» 13
Создание книг –самоделок, книжек –малюток. Игры-драматизации, театрализованные постановки для детей младших групп и родителей. Дневные литературные чтения, игры-беседы с персо- нажами произведения. Мастерская по изготовлению творческих работ Родители Презентация опыта семейного воспитания; Наглядное информирование. Анкетирование, практические консультации, родительские встречи.
Родители,

воспитанники
Игры-драматизации с участием родителей Игры-драматизации для родителей Выставки детских рисунков и поделок по про- читанным произведениям Экскурсия в городскую библиотеку Книжные выставки « Книжный парад для дошколят» Традиции группы « Книга на прокат», « День театра». Литературный конкурс КВН, конкур «Папа , мама ,я читающая семья».
Музыкальный

руководитель
Взаимодействует со специалистами; Взаимодействует с родителями Подбирает музыкальный репертуар к литературным праздникам, викторинам, КВН. Разрабатывает сценарии театрализованных постановок План реализации проекта Мероприятия Сроки Итоговый продукт Ответственные
1 этап.
Изучение методической и специальной литературы по проблеме формирова- ния интереса, а затем Сентябрь 2008 год Выводы о степени раз- работанности по дан- ной проблеме и особен- ностях применения в Воспитатель 14
любви к книге у детей старшего дошкольного возраста педагогической работе 1.2.Изучение нормативно- правовой документации Сентябрь 2008 год Пакет нормативно- правовых документов Воспитатель 1.3. Разработка концеп- ций применения игр- драматизаций в педаго- гогическом процессе . Сентябрь 2008 год Педагогический проект Воспитатель
2 этап. Диагностический
Задачи этапа: Изучить уровень сформированности интереса к книге у детей старшего дошкольного возраста 2.1.Педагогическое обсле- дование детей старшего дошкольного возраста Сентябрь 2008 год Результаты обследования Воспитатель
3 этап. Практический
3.1.Организация работы по включению игр- драматизаций в педагогический процесс В течение года Воспитатель 3.2.Поэтапное включение методического комплекса по формированию ин- тереса , а затем любви к книге- 3 последователь- ных этапа: 1. Этап – организационно- мотивационный Сентябрь- октябрь - 1 год обучения Ноябрь- январь - 2год Мотивационная готовность ребенка Сформированн Интерес к книге Воспитатель 15
2. Этап-основной обучения 16
Ожидаемые результаты Пробуждение интереса к общению с книгой у детей старшего дошкольного возраста  Благодаря совместной деятельности родителей п и педагогов группы пополнение домашней библиотеки и группового книжного уголка  Повысится педагогическая компетентность субъектов коррекционно-образовательного процесса ( педагогов , родителей)  Будет обеспечена преемственность между семьей и образовательным учреждением в вопросах воспитания любви к книге.
Анализ полученных данных и сопоставление с намеченными результатами
Анализ результатов внедрения педагогического проекта по представлен по следующим критериям: -показатели уровня понимания эмоционального состояния персонажей произведения; -показатели уровня умения различать литературные произведения по жанрам; 17
-показатели уровня умения обобщать литературные произведения по заданным темам. Анализ сравнительных результатов сформированности интереса детей к книге у детей старшего дошкольного возраста за сентябрь 2008-2009 учебного года и май 2009-2010 года позволяет говорить о позитивной тенденции в их формировании. Так, например, понимание эмоционального состояния персонажей: -показатель низкого уровня снизился с 34% ( 5 детей) до 0 %; -показатель среднего уровня изменился, если в начале был 47% ( 7 детей), то в конце составил 5 % ( ребенок); -показатель высокого уровня в сентябре составлял 19%, а мае стал 97% ( 14 детей).(Приложение1.Диаграмма 1) Сравнительный анализ умения различать литературные произведения по жанрам показывает : -показатель низкого уровня снизился с 7 % ( 5 детей) до 0 %; -показатель среднего уровня перетерпел значительные колебания с 40% (6 детей снизился до 0% ; -высокий уровень составил 53% ( 8 детей) , а концу обучения 100 % ( приложение 1.Диаграмма 2) Сравнительный анализ уровня сформированности интереса к книге на начало обучения (сентябрь, 2008-2009 учебный год) и конец периода обучения ( май, 2009-2010 учебный год) (Приложение 1.Диаграмма 3) позволяет заметить положительную динамику , он вырос с 60 % до 95 %; -показатель низкого уровня снизился с 48% ( 7 детей) до 0 %; -показатель среднего уровня изменился, если в начале был 33% ( 5 детей), то в конце составил 12 % ( ребенока); -показатель высокого уровня в сентябре составлял 19%, а мае стал 88% ( 13 детей). Таким образом, в процессе педагогического обучения удалось добиться положительной динамики в формировании интереса у детей старшего дошкольного возраста к книге.
В ходе реализации проекта все поставленные задачи выполнены:
18

-
сформирована система использования игр-драматизаций в работе по воспитанию любви к книге; -разработан перспективный план взаимодействия с родителями по воспитанию грамотного читателя; -разработан перспективный план работы с детьми в образовательной, деятельности и режимных моментах по приобщению детей к книге -оформлены методические рекомендации : « Как организовать домашнее чтение», « Как учить ребенка размышлять и обсуждать прочитанное», « Литературное воспитание ребенка в семье»; -отмечен рост повышения интереса старших дошкольников к книге; -повысилась компетентность субъектов образовательного процесса ( педагогов. родителей). Социально значимые результаты. 94 % выпускников детского сада успешно адаптируются к условиям начальной школы; -выработана стратегия организации партнерской деятельности воспитателя и воспитанника в вопросе педагогического воздействия; -существует преемственность между семьей и образовательным учреждением в вопросах воспитания любви к книге детей старшего дошкольного возраста. Информация о проекте представлена на заседаниях ГМО, на педагогическом совете с демонстрацией наглядного материала ( детские работы, дневники читателя), представление материалов в методическом кабинете ( конспекты занятий по теме, перспективные планы работы , игры –упражнения). Инновационный опыт успешно внедряется воспитателями нашего детского сада и других детских дошкольных учреждений города. 19
Таким образом, полученные результаты свидетельствуют об эффективности предложенной системы практического применения игр-драматизаций для формирования интереса, а затем и воспитания любви к книге. При целенаправленном педагогическом воздействии, ПРИ ИСОЛЬЗОВАНИИ ИГР- ДРАМАТИЗАЦИЯ МОЖНО ДОБИТЬСЯ ВЫСОКИХ КАЧЕСТВЕННЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ. Теоретический анализ педагогической литературы показал, что всеми авторами признается:  одной из главных задач литературного образования дошкольников является воспитание интереса, а затем любви к художественной литературе;  воспитание любви к художественной литературе развитие длительный и сложный процесс, который является могучим, действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей.;  традиционные методы развития воспитания любви к книге дошкольников не могут в полном объеме удовлетворить потребности практических работников. Поэтому необходимо признать, что система работы по использованию игр- драматизаций является одним из средств удовлетворения потребности практических работников в разнообразии нетрадиционных форм воспитания любви к книге у старших дошкольников. Систематическое использование игр-драматизаций в процессе воспитания интереса и любви к книге, позволило сделать вывод, что это интересный и увлекательный вид детской деятельности. Детям нравится быть участниками игр-драматизаций, они, активно берут на себя роли артистов, создавая образы персонажей литературных произведений, что вызывает у них приятные переживания игровое настроение, чувство восторга. А самое главное, что у 20
детей формируется желание рассказывать сказку, загадывать загадки, они становятся более активными, внимательными друг к другу. Данная работа не исчерпывает все аспекты воспитания любви к книге у старших дошкольников. Воспитание интереса к чтению книг не должно ограничиваться каким либо одним аспектом, как это часто делается: например, творческое восприятие художественных произведений формируется только на занятиях по развитию речи. Воспитание любви к книге у старших дошкольников должно проводиться не только и не столько на занятиях, сколько в свободной жизнедеятельности: на прогулке, в играх, театрализованной деятельности, продуктивной деятельности и т.д., и прежде всего в семье. В будущем планирую систематизировать ри использовании игр-драматизации можно добиться высоких качественных результатов. Выдвинутая гипотеза педагогического проекта подтвердилась: включение в в процесс педагогического воздействия воспитания любви к книге у старших дошкольников есть возможность предположить, что добиться качественных изменений формирования интереса и воспитания любви к книге можно за счет специального включения игр-драматизаций в процесс педагогического воздействия у детей старшего дошкольного возраста. В БУДУЩЕМ ПЛАНИРУЮ  Выступление на педагогическом совете, с демонстрацией наглядного материала (детские работы, дневники читателя);  Коллективный просмотр; 21
 Школа передового опыта (ШПО), которая организуется у педагога, имеющего систему работы по определённому вопросу. Предполагается проведение нескольких просмотров, после каждого из которых руководитель ШПО разъясняет, почему он поступил так, а не иначе, чем руководствовался в своих действиях, показывает детские работы, свой план, отвечает на вопросы участников ШПО и предлагает задания: использовать в своей педагогической практике тот или иной приём, способ организации и т.п. Перед началом следующего просмотра проводится беседа о том, что удалось слушателям ШПО использовать в своей практике и каковы результаты. В конце года руководитель ШПО посещает слушателей и анализирует, в какой степени они овладели материалом. Количество слушателей не должно превышать 3-4 человека;  Мастер-класс – одна из основных форм распространения опыта, предполагающая рассказ педагога о своей творческой лаборатории и показ на детях или моделирование на взрослых использования отдельных инновационных приёмов и способов организации детей;  Показ-панорама – моделирование различных подходов к решению одной и той же или сходных учебно-воспитательных задач, демонстрируемых последовательно разными педагогами. Это может проводиться с детьми, с которыми работали по данным технологиям, или на взрослых, исполняющих роли детей;  Журнал передового опыта, в котором каждый педагог описывает «изюминки» своей работы по определённому вопросу и знакомится с опытом коллег, после чего проводятся обсуждение и оценка материала;  Представление материалов в методическом кабинете, что также является формой распространения опыта. Это могут быть конспекты цикла занятий по теме, перспективные планы работы по проблеме или теме, авторские дидактические игры и другие наглядные материалы;  Творческий отчёт, в процессе которого проходит: • Демонстрация фрагментов опыта – занятия разных типов, работа в повседневной жизни; • Показ элементов педагогической технологии (последовательности действий); • Уточнение особенностей педагогической технологии в беседах с автором опыта; • Коллективный анализ просмотренного под руководством старшего воспитателя; • Изучение методических материалов и деловой документации; • Тематические и персональные выставки автора опыта; • Встречи с детьми, с которыми работал автор опыта; • Ознакомление с условиями, в которых проводилась работа; 22
• Дискуссия по результатам наблюдений, в ходе которой необходимо выделить элементы опыта, которые могут быть использованы другими педагогами, определить, в каких условиях опыт может быть эффективным; определить, какие материалы из просмотренного будут интересны педагогам и могут быть опубликованы, представлены в методкабинете, и т.д. • Показ фрагментов работы педагога-мастера – отдельных занятий, работы в повседневной жизни, материалов, пособий, рекомендаций, разра
Список литературы.
1. И.Н.Тимофеева «Что и как читать вашему ребёнку от года до десяти лет». Энциклопедия для родителей по руководству детским чтением. Москва. 2000 г. 2. И.И.Тихомирова «Психология детского чтения от А до Я». Методический словарь – справочник для библиотекарей. Москва. Издательство «Школьная библиотека». 2004 г. 3. Л.М.Гурович «Ребёнок и книга». Санкт – Петербург. Издательство «Аксдидент». 1996 г. 4. З.А.Гриценко «Ты детям сказку расскажи». Методика приобщения детей к чтению. Москва. Издательство «Линка-пресс». 2003 г. 23
5. Н.О.Дунаев «О значении художественной литературы в формировании личности ребёнка». Журнал «Дошкольное воспитание» № 6 - 2007 г. /стр. 35-40/ 6. В.В.Зябкина « Эмоциональное освоение мира». Журнал «Воспитатель ДОУ» № 1 – 2009 г. /стр. 119-128/ 7. Л.Д.Морозова «Педагогическое проектирование в ДОУ: от теории к практике». Приложение к журналу «Управление ДОУ». Москва. Издательство «Сфера». 2010 г. 8. Н.Е.Веракса; А.Н.Веракса «Проектная деятельность дошкольника». Москва. Издательство «Мозаика – Синтез». 2009 г. 9. В.Н.Журавлёва «Проектная деятельность старших дошкольников». Издательство «Учитель». 2009 г. 10.Гурович Л.М. Ребенок и книга. – СПб.: Изд-во “Акцидент”, 1996. 11.Гриценко З.А. Ты детям сказку расскажи… Методика приобщения детей к чтению. – М.: Линка-пресс, 2003. 12.Дунаева Н. О значении художественной литературы в формировании личности ребенка. // Дошкольное воспитание. - 2007. №6. – С 35-40. 13.Зябкина В.В. Эмоциональное освоение мира. //Воспитатель ДОУ. -2009. № 1. - С.119-128 14.Короткова Н.А.Образовательный процесс в группах детей старшего дошкольного возраста.- М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2007. С.40-69. 15.Куликовская Н. Увлечь книгой. // Дошкольное воспитание. – 2007. № 5. - С.33-41. 16.В.Маркова, Л.Трегубова. Только книга может обогатить мир ребенка.//Дошкольное воспитание. -2009. №6. -С.62-69. 24
25