"Воспитание любви к книге через игру драматизацию"
Автор: Горячевская Валентина Николаевна Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ ДС г. Нижневартовска № 29 " Ёлочка"
Населённый пункт: город Нижневартовск Ханты-Мансийский АО-ЮГРА
Наименование материала: Проект
Тема: "Воспитание любви к книге через игру драматизацию"
Содержание
1.Аннотация………………………………………………………………………
2. Актуальность педагогического проекта………………………..............................
3. Цель и задачи проекта. Методологическая база………………………………….
4. Основное содержание педагогического проекта…………………………………
5. Ресурсное обеспечение проекта…………………………………………………..
6. Партнеры……………………………………………………………………………
7. Целевая аудитория…………………………………………………………………
8. План реализации проекта …………………………………………………………
9. Ожидаемые результаты и социальный эффект…………………………………
10. Перспективы дальнейшего развития проекта………………………………….
Аннотация проекта
1
Педагогический проект направлен на решение ряда педагогических проблем
и противоречий, сложившемся в современном дошкольном образовании.
Цель педагогического проекта заключается в создании и внедрении
комплексной системы применения игр-драматизаций в качестве
вспомогательного средства обучения в воспитании у старших дошкольников
любви к книге.
Реализация проекта осуществлялась через непосредственную работу с детьми,
просветительную работу с субъектами образовательного процесса ( педагоги,
родители/законные представители), создание информационно-развивающей
пространственной среды.
Результаты итогового мониторинга реализации проекта подтверждают
эффективность предлагаемой системы практического применения практических
технологий в работе с дошкольниками.
Предлагаемый проект предназначен для детей старшего дошкольного
возраста, воспитателей, профильных специалистов дошкольных учреждений и
может быть использован в работе по воспитанию любви к книге у старших
дошкольниковю
Дошкольное образование является открытой книгой социально-педагогической
системой. В основе, которой лежит социальный заказ, определяемый
государством, социальными институтами.
Краеугольным камнем инновационной экономики является инициатива «
наша новая школа», которая требует от дошкольного учреждения обеспечение
качественной подготовки малышей к школе. На создание оптимальных условий
для развития детей дошкольного возраста в современных условиях, реализация
права ребенка на доступное, качественное образование направлено ведение «
Федеральных государственных требований к структуре основной
общеобразовательной программы ( Приказ Минобрнауки РФ от 23.11.2009 №
655).
Как известно современные дети все чаще проводят свое время за
компьютерными играми, просмотром телепередач и все реже читают книги. В
условиях, когда создаются электронные библиотеки, трудно заставить ребенка
2
взять в руки книгу, тем более ребенка - дошкольника, так как он является
своеобразным читателям. Слово «читатель» по отношению к дошкольнику
условно. В действительности это слушатель, чья встреча с книгой полностью
определяется взрослым человеком, начиная от выбора текста для чтения и
кончая продолжительностью общения с книгой. Вкус, интерес к произведению,
его трактовка, умение ориентироваться в круге детского чтения, создание
системы чтения - всё это во власти взрослого. От взрослого в большей степени
зависит и то, станет ли ребенок настоящим, увлеченным читателем или встреча
с книгой в дошкольном детстве мелькнет случайным, ничего не значащим
эпизодом в жизни. От установок взрослого также зависит и то, какое отношение
к процессу чтения вырабатывается у ребенка. Проблема усугубляется и тем что,
у ребенка равнодушного к книге, отсутствует мотивация для последующего
обучения к чтению, а значит, возникают трудности в школе.
Актуальность педагогического проекта:
Проблема сохранения интереса к
книге, чтению как процессу и ведущей деятельности человека сегодня
актуальна как никогда. Как научить ребенка «добывать» самостоятельно из книг
необходимую информацию? Многие посчитают , что наш век – век развития
компьютерных и других технологических технологий, различного вида связей
не актуально говорить о книнге, чтении. Бурные успехи НТР порождают
невольную переоценку многих ценностей, когда достоинства человека
определяются не столько его нравственными качествами, духовным богатством,
а сколько естественно-научными знаниями, техническими способностями. Это
достаточно четко проявляется в семейном воспитании, когда родителей порой
интересуют только те педагогические средства, которые стимулируют
подготовку ребенка к овладению точными наукам, когда освященное
многовековой традицией общение дошкольников в семье с помощью потешек,
песенок, сказок, игр недооценивается и заменяется просмотром телепередач,
компьютерными играми. Средства массовой информации вытеснили или почти
вытеснили такую традиционную форму общения старших и младших в семье,
3
как семейное чтение. Техника, дающая готовые слуховые и зрительные образы,
особым способом воздействующая на людей, ослабила интерес к книге и
желание работать с ней. Плоды этого мы уже начинаем пожинать сегодня:
низкий уровень развития речи, воображения, восприятия, коммуникативных
навыков, вообще нравственных устоев. Аксиомой в данной проблеме является
то, что мы не властны, да и не имеем права лишать ребенка всего того, что
принес прогресс, как не имеем права не замечать и отрицать все то, что таит в
себе электронный мир. На сегодняшний день актуальность решения этой
проблемы очевидна, ведь чтение связано не только с грамотностью и
образованностью. По мнению Л.С Выготского, именно чтение является
важнейшим условием формирования мыслительных способностей. Многими
исследователями доказано, что художественная литература огромное влияние
на развитее и обогащение детской речи, она служит могучим действенным
средством умственного нравственного и эстетического воспитания детей. Оно
формирует идеалы, расширяет кругозор, обогащает внутренний мир человека. В
книгах заключено особое очарование: книги вызывают в нас наслаждение, они
разговаривают с нами, дают нам добрый совет, они становятся живыми
друзьями для нас. В нашей группе было проведено анкетирование детей и
родителей, которое показало, что 80% детей и родителей отдают предпочтение
просмотру телевизора и играм на компьютере. У современных детей телевизор
и компьютер, как фон жизни, их воспринимают как членов семьи, многие
кушают, играют, засыпают под его звуки. Только 20% из опрошенных отдали
предпочтение чтению книг. Все эти факты послужили разработке данного
проекта.
.
Это доказывает особую значимость и актуальность разработки проекта по
воспитанию у старших дошкольников любви к книге. Дети дошкольного
возраста слушатели, поэтому необходимо как можно раньше разбудить интерес
к художественному слову, к обдумыванию того, что это слово выражает. Каждое
произведение нужно донести до детей как произведение искусства, раскрыть
4
его замысел, заразить маленьких слушателей эмоциональным отношением к
прочитанному: чувствам, поступкам, лирическим переживаниям героев.
Опыт работы показывает, что особую роль в воспитании любви к книге
принадлежит игре-драматизации, так как
она представляет собой синтез
восприятия произведения и ролевой игры. Сам процесс усвоения, восприятия
художественного произведения является, во-первых, особой внутренней
творческой деятельностью; во-вторых, в результате ее в ходе сопереживания и
сочувствия персонажам у ребенка появляются новые представления и
новые эмоциональные отношения
Л.П. Стрелкова отмечает, что художественная литература, и особенно сказки,
являются для детей дошкольников особой формой действительности - это
реальность человеческих эмоций, чувств в особых сказочных условиях.
Н.
Губанова считает, что особый характер приобретает замысел в играх-
драматизациях, детям необходимо хорошо понять и прочувствовать образы
героев, их поведение, помнить текст - произведения. Игры-драматизации помогают
дошкольникам глубже почувствовать ее художественную ценность, способствуют
развитию выразительности речи и движений.
Н.С. Карпинская отмечает, что
игра-драматизация позволяет ребенку
психологически сблизиться с героем сказки, пережить его победы и поражения,
счастье и беду. Одно это уже раздвигает границы жизненного опыта дошкольника,
обогащает его. В играх-драматизациях дети могут в определенных рамках
изменять отдельные моменты сюжетной линии, т.е. все хорошее, что пережили
ребята во время чтения сказки, они могут реализовать в игре, проявить свою
активность, преданность, отзывчивость.
Концептуальные основы
В основе проекта представлены концептуальные идей :
-обогащение, наполнение наиболее значимыми для ребенка, специфическими
детскими дошкольными формами. Видами и способами деятельности – игра,
общение со взрослыми и сверстниками ( по теории А.В. Запорожца о
самоценности дошкольного периода).
5
-целостное развитие ребенка, т.е. единство индивидуальных способностей,
личностных качеств, освоения ребенком позиции субъекта в детских видах
деятельности и индивидуализации (В.М. Крулехт)
Концептуальные идей направлены на создание предпосылок для удовлетворения
запросов родителей, потребностей детей в активности, участия в значимых для
них видах деятельности; на создание эмоциональной благополучной обстановки и
поиск средств максимального развития личности, организации его воспитания и
обучения « ориентированного на завтрашний день развития» ( Л.С Выготский)
Исходя из обозначенной проблемы и её актуальности, была определена цель
проекта.
Цель - представить систему работы по использованию игр-драматизаций в
воспитании любви к книге.
Для достижения поставленной цели решались следующие задачи:
1.Провести анализ психолого-педагогической литературы, методической и
периодических изданий по проблемам использования игр-драматизаций в
воспитании любви к художественной литературе
2.Определить конкретные способы реализации материала по использованию
игр-драматизаций в воспитании любви к книге у старших дошкольников.
3.Провести оценку эффективности использования игр-драматизаций в процессе
воспитания любви к книге.
Объект - процесс воспитания любви к книге
Предмет - использование игр-драматизаций в процессе формирования
интереса, а затем и любви к книге.
Гипотеза проекта - есть возможность предположить, что добиться
качественных изменений формирования интереса и воспитания любви к книге
можно за счет специального включения игр-драматизаций в процесс
педагогического воздействия у детей старшего дошкольного возраста.
Основное содержание проекта
Педагогический проект имеет четкую проектную позицию, основанную на
анализе специальной литературы, сформулированную в ходе концептуализации
проекта: определена методологическая база, выработана стратегия реализации.
Ожидаемый результат
-повышение интереса детей и родителей к книге.
-возрождение традиций домашнего чтения
6
-повышение компетентности членов семьи в вопросах воспитания грамотного
читателя.
Ожидаемые результаты
Пробуждение интереса к общению с книгой у детей
старшего дошкольного возраста
Благодаря совместной деятельности родителей п и
педагогов группы пополнение домашней
библиотеки и группового книжного уголка
Повысится педагогическая компетентность
субъектов коррекционно-образовательного процесса
( педагогов , родителей)
Будет обеспечена преемственность между семьей и
образовательным учреждением в вопросах
воспитания любви к книге.
Методологические основы проекта
Методологическая основа проекта
базируется на следующих положениях:
исследования проблемы влияния культуры на обогащение духовного мира
личности (В.С.
Библер, Л.Н. Коган, В.Н. Межуев и др.); классические и
современные исследования, отражающие феноменологическую традицию в
науке (Х.-Г. Гадамер, Э. Гуссерль, М.П. Гурьянова, Г.П. Звенигородская, М.М.
Кром, М.Н. Певзнер, Л.В. Трубайчук и др.);
Объект опирается на общепедагогические принципы:
-принцип научности - предполагающий стимулирование познавательного
интереса детей к художественной литературе, окружающему миру;
формирование основ научного мировоззрения.
7
-принцип доступности- обеспечивающий адаптацию научного знания к
специфике возрастных , половых особенностей личностного развития детей
дошкольного возраста;
-принцип последовательности -обеспечивающий постепенное обогащение
содержания;
-принцип системности- предполагающий формирование у дошкольников
обобщенного представления об окружающем мире , в котором все объекты,
процессы . явления находятся во взаимосвязи и взаимозависимости;
-принцип интегративности – предусматривающий возможность использования
содержания познавательных представлений и их реализацию в разных видах
деятельности;
-принцип опоры на эмоционально-чувственную сферу ребенка-создание
условий для возникновения эмоциональных реакций и развития эмоций,
которые сосредотачивают внимание ребенка на объекте познания, собственном
действии и поступке, что достигается через сопереживание и прогнозирование
развития ситуации.
Основное содержание проекта
Современная система дошкольного образования использует большое
количество вариативных и альтернативных программ для обучения и
воспитания детей. Подходы к процессу образования и воспитания
дошкольников весьма разнообразны. Но основной целью этих программ
является воспитание доброго, умного, творческого человека, способного чутко
относится к людям, к окружающему миру, то есть заложить основы настоящего
человека. Программа «Радуга», по которой работает детский сад,
ориентирована на воспитание интереса и любви книге, умения слушать,
принимать, эмоционально откликаться на воображаемые события,
сопереживать героям.
8
Nt
Для успешной реализации проекта определены задачи, которые необходимо
решать в семье и детском саду.
В семье
В детском саду
Ежедневное чтение художественных
произведений;
Ежедневное чтение художественных
произведений, проведение бесед по
содержанию произведения,
формирование у ребенка умения
высказывать собственное мнение о
прочитанном;
Ввести в круг детского чтения детскую
периодику;
Следить за подбором детской
литературы, беседовать о
прочитанном, о литературе , о пользе
чтения;
Учить ребенка правильному
обращению с книгой.
Концентрировать его внимание на том,
кем создана книга. Как называется, кто
ее иллюстрировал;
Учить ребенка правильному
обращению с книгой.
Концентрировать его внимание на том,
кем создана книга. Как называется, кто
ее иллюстрировал
9
Проект предлагает разнообразные формы, методы и приемы работы с детьми:
подготовка к восприятию с помощью рассказа отдельных эпизодов из
биографии писателя; пересказ занимательного эпизода, прерванного на самом
интересном месте; выразительное чтение воспитателя; « письмо» , якобы
адресованное к детям автором произведения/
Реализация проекта включат ряд последовательных и взаимообусловленных
этапов, которые представляют собой единую систему, направленную на
решение задач и достижение целей проекта.
1 этап-анализ проблемы и определение стратегических целей проекта-
проведение детальной и комплексной оценки сложившейся ситуации:
выявление и анализ проблем; четкое определение стратегических целей и
задач; разработка концепции, позволяющей придать правильное направление
проекту и заложить базу для реализации всех этапов; анализ ресурсов;
определение способов и критериев оценки и способов мониторинга проекта.
2 этап - организационный
: осуществлен анализ литературы по проблеме
воспитания любви к книге детей старшего дошкольного возраста, определена
цель, объект, предмет исследования, составлен план работы. На этом этапе
были составлены списки участников, собраны анкеты для родителей,
разработана беседа – опрос с детьми « Моя любимая книжка», диагностика
старшего дошкольного возраста по теме « Ребенок и книга», собрана
методическая литература по данному вопросу, проведено анкетирование
родителей « Семейное чтение».
3 этап - практический : анализ опыта работы воспитателей по воспитанию
любви к книге старших дошкольников, разрабатывалась диагностики уровня
сформированности устойчивого интереса к книге детей старшего дошкольного
возраста, апробация педагогического проекта воспитания любви к книге. На
этом этапе происходила большая часть работы по приобщению детей к книге.
10
Эта работа была разделена на блоки: совместная деятельность с детьми, работа
с родителями, методическая работа.
4 этап - аналитический
: выявление эффективности разработанного мною
педагогического проекта, оформление результатов. Уточнялся диагностический
инструментарий, проводился контрольный этап исследования; обобщались, а
также анализировались результаты педагогического эксперимента,
формулировались выводы.
Характеристика условий реализации проекта (ресурсы).
Ресурсное
обеспечение педагогического процесса в свете воспитания любви к книге у
старших дошкольников заявленное в проекте является достаточным для его
реализации:
-используемая система воспитания любви к книге у детей старшего
дошкольного возраста разработана мною в соотвествии с требованяиями
Федеральных государственных требований к структуре основной
общеобразовательной программы дошкольного образования, учитывает общие
и специфические особенности психические особенности детей дошкольного
возраста.
Программное обеспечение :
- используемый проект
разработан
мною в полном соответствии с
требованиями
комплексной программы «Радуга
»
(авторы Т. Н. Доронова, В. В.
Гербова, Т. И. Гризик и др.) с учетом ФГТ
Нормативно-правовые ресурсы:
-пакет документов регламентирующего характера. - группа детского сада,
игровая комната, музыкальный зал - соответствующие
современным
санитарно-гигиеническим и методическим требованиям.
Материально-технические ресурсы:
Группа детского сада, игровая комната, музыкальный зал соответствуют
современным санитарно-гигиеническим и методическим требованиям.
11
Кадровое обеспечение:
12
Вид помещения
Функциональное использование
Оснащение
Групповая комната
Сюжетно-ролевые игры
Самообслуживание
Трудовая деятельность
Самостоятельная творческая
деятельность
Ознакомление с природой,
труд в природе
Детская мебель для практической
деятельности
Книжный уголок
Уголок для детской изобразительной
деятельности
Игровая мебель. Атрибуты для сюжетно-
ролевых игр «Семья», «Магазин»,
«Парикмахерская», «Почта»,
«Больница», «Ателье», «Библиотека»,
«Школа».
Экологический уголок.
Конструкторы различных видов
Настольно-печатные игры, лото,
мозаики, пазлы.
Театральный уголок.( уголок ряженья,
куклы-персонажи. настольный театр, куклы-
бибабо , пальчиковый театр и. д.)
Инновационное:
•ноутбук
•компьютерные электронные игры
Спальные помещения
·
Дневной сон
Гимнастика после сна
Спальная мебель
Шкаф для методической литературы и
пособий
Стол и стул для воспитателя
Раздевальная комната
Информационно-
просветительская работа с
родителями
Информационная зона
Наглядно-информационый материал для
родителей
Выставка детского творчества
- уровень собственной квалификации для реализации заявленного проекта,
считаю достаточным: высшее образование, Нижневартовский государственный
институт, специальность «преподаватель психологии и педагогики»,
-повышение квалификации: «Реализация содержания программы «Радуга» с
учетом ФГТ в ДОУ» Нижневартовский государственный гуманитарный
университет, 2011 год, удостоверение № 1926 ».
Сроки реализации проекта - 2 года
определяются продолжительность
воспитания любви к книге у детей старшего дошкольного возраста с 5 до 7 лет.
Партнерами в реализации настоящего педагогического проекта являются
воспитатель группы, имеющий высшую квалификационную категорию,
родители ( законные представители) детей, музыкальный руководитель,
логопед имеющий высшую квалификационную категорию.
Целевой аудиторией являются воспитанники МБДОУ ДСКВ № 29 « ЁлочкаЁ
для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата, посещающие
дошкольное образовательное учреждение на основании Заключения
Территориальной психолого-медико-педагогической комиссии г.
Нижневартовска с диагнозами, соответствующей профилю компенсирующей
направленности ДОУ.
Количественный состав:
-группа детей 6 – го года жизни – 15 человек;
-группа детей 7 - го года жизни-15 человек.
Реализация проекта предполагает:
-взаимодействие воспитателя с детьми;
-взаимодействие воспитателя с родителями;
-совместную деятельность родителей и детей;
-взаимодействие всех субъектов образовательного процесса
Участники
Формы взаимодействия
Непосредственно образовательная деятельность
Организация книжного уголка в группе
Утренние беседы «Рассказ о прочитанном дома»
13
Создание книг –самоделок, книжек –малюток.
Игры-драматизации, театрализованные постановки для
детей младших групп и родителей.
Дневные литературные чтения, игры-беседы с персо-
нажами произведения.
Мастерская по изготовлению творческих работ
Родители
Презентация опыта семейного воспитания;
Наглядное информирование. Анкетирование, практические
консультации, родительские встречи.
Родители,
воспитанники
Игры-драматизации с участием родителей
Игры-драматизации для родителей
Выставки детских рисунков и поделок по про-
читанным произведениям
Экскурсия в городскую библиотеку
Книжные выставки « Книжный парад для
дошколят»
Традиции группы « Книга на прокат», « День
театра».
Литературный конкурс КВН, конкур «Папа , мама ,я
читающая семья».
Музыкальный
руководитель
Взаимодействует со специалистами;
Взаимодействует с родителями
Подбирает музыкальный репертуар к литературным
праздникам, викторинам, КВН.
Разрабатывает сценарии театрализованных
постановок
План реализации проекта
Мероприятия
Сроки
Итоговый продукт
Ответственные
1 этап.
Изучение методической и
специальной литературы
по проблеме формирова-
ния интереса, а затем
Сентябрь
2008 год
Выводы о степени раз-
работанности по дан-
ной проблеме и особен-
ностях применения в
Воспитатель
14
любви к книге у детей
старшего дошкольного
возраста
педагогической работе
1.2.Изучение нормативно-
правовой документации
Сентябрь
2008 год
Пакет нормативно-
правовых документов
Воспитатель
1.3. Разработка концеп-
ций применения игр-
драматизаций в педаго-
гогическом процессе .
Сентябрь
2008 год
Педагогический проект
Воспитатель
2 этап. Диагностический
Задачи этапа: Изучить уровень сформированности интереса к книге
у детей старшего дошкольного возраста
2.1.Педагогическое обсле-
дование детей старшего
дошкольного возраста
Сентябрь
2008 год
Результаты
обследования
Воспитатель
3 этап. Практический
3.1.Организация работы
по включению игр-
драматизаций в
педагогический процесс
В течение
года
Воспитатель
3.2.Поэтапное включение
методического комплекса
по формированию ин-
тереса , а затем любви к
книге- 3 последователь-
ных этапа:
1. Этап – организационно-
мотивационный
Сентябрь-
октябрь - 1
год обучения
Ноябрь-
январь - 2год
Мотивационная
готовность
ребенка
Сформированн
Интерес к книге
Воспитатель
15
2. Этап-основной
обучения
16
Ожидаемые результаты
Пробуждение интереса к общению с книгой у детей
старшего дошкольного возраста
Благодаря совместной деятельности родителей п и
педагогов группы пополнение домашней библиотеки и
группового книжного уголка
Повысится педагогическая компетентность субъектов
коррекционно-образовательного процесса ( педагогов ,
родителей)
Будет обеспечена преемственность между семьей и
образовательным учреждением в вопросах воспитания
любви к книге.
Анализ полученных данных и сопоставление с намеченными результатами
Анализ результатов внедрения педагогического проекта по представлен по
следующим критериям:
-показатели уровня понимания эмоционального состояния персонажей
произведения;
-показатели уровня умения различать литературные произведения по жанрам;
17
-показатели уровня умения обобщать литературные произведения по заданным
темам.
Анализ сравнительных результатов сформированности интереса детей к книге
у детей старшего дошкольного возраста за сентябрь 2008-2009 учебного года и
май 2009-2010 года позволяет говорить о позитивной тенденции в их
формировании.
Так, например, понимание эмоционального состояния персонажей:
-показатель низкого уровня снизился с 34% ( 5 детей) до 0 %;
-показатель среднего уровня изменился, если в начале был 47% ( 7 детей), то в
конце составил 5 % ( ребенок);
-показатель высокого уровня в сентябре составлял 19%, а мае стал 97% ( 14
детей).(Приложение1.Диаграмма 1)
Сравнительный анализ умения различать литературные произведения по
жанрам показывает :
-показатель низкого уровня снизился с 7 % ( 5 детей) до 0 %;
-показатель среднего уровня перетерпел значительные колебания с 40% (6
детей снизился до 0% ;
-высокий уровень составил 53% ( 8 детей) , а концу обучения 100 %
( приложение 1.Диаграмма 2)
Сравнительный анализ уровня сформированности интереса к книге на
начало обучения (сентябрь, 2008-2009 учебный год) и конец периода обучения
( май, 2009-2010 учебный год) (Приложение 1.Диаграмма 3) позволяет заметить
положительную динамику , он вырос с 60 % до 95 %;
-показатель низкого уровня снизился с 48% ( 7 детей) до 0 %;
-показатель среднего уровня изменился, если в начале был 33% ( 5 детей), то в
конце составил 12 % ( ребенока);
-показатель высокого уровня в сентябре составлял 19%, а мае стал 88% ( 13
детей).
Таким образом, в процессе педагогического обучения удалось добиться
положительной динамики в формировании интереса у детей старшего
дошкольного возраста к книге.
В ходе реализации проекта все поставленные задачи выполнены:
18
- сформирована система использования игр-драматизаций в работе по
воспитанию любви к книге;
-разработан перспективный план взаимодействия с родителями по воспитанию
грамотного читателя;
-разработан перспективный план работы с детьми в образовательной,
деятельности и режимных моментах по приобщению детей к книге
-оформлены методические рекомендации : « Как организовать домашнее
чтение», « Как учить ребенка размышлять и обсуждать прочитанное», «
Литературное воспитание ребенка в семье»;
-отмечен рост повышения интереса старших дошкольников к книге;
-повысилась компетентность субъектов образовательного процесса ( педагогов.
родителей).
Социально значимые результаты.
94 % выпускников детского сада успешно адаптируются к условиям начальной
школы;
-выработана стратегия организации партнерской деятельности воспитателя и
воспитанника в вопросе педагогического воздействия;
-существует преемственность между семьей и образовательным учреждением в
вопросах воспитания любви к книге детей старшего дошкольного возраста.
Информация о проекте представлена на заседаниях ГМО, на педагогическом
совете с демонстрацией наглядного материала ( детские работы, дневники
читателя), представление материалов в методическом кабинете ( конспекты
занятий по теме, перспективные планы работы , игры –упражнения).
Инновационный опыт успешно внедряется воспитателями нашего детского сада
и других детских дошкольных учреждений города.
19
Таким образом, полученные результаты свидетельствуют об эффективности
предложенной системы практического применения игр-драматизаций для
формирования интереса, а затем и воспитания любви к книге. При
целенаправленном педагогическом воздействии, ПРИ ИСОЛЬЗОВАНИИ ИГР-
ДРАМАТИЗАЦИЯ МОЖНО ДОБИТЬСЯ ВЫСОКИХ КАЧЕСТВЕННЫХ
РЕЗУЛЬТАТОВ.
Теоретический анализ педагогической литературы показал, что всеми
авторами признается:
одной из главных задач литературного образования дошкольников
является воспитание интереса, а затем любви к художественной
литературе;
воспитание любви к художественной литературе развитие длительный и
сложный процесс, который является могучим, действенным средством
умственного, нравственного и эстетического воспитания детей.;
традиционные методы развития воспитания любви к книге дошкольников
не могут в полном объеме удовлетворить потребности практических
работников.
Поэтому необходимо признать, что система работы по использованию игр-
драматизаций является одним из средств удовлетворения потребности
практических работников в разнообразии нетрадиционных форм воспитания
любви к книге у старших дошкольников.
Систематическое использование игр-драматизаций в процессе воспитания
интереса и любви к книге, позволило сделать вывод, что это интересный и
увлекательный вид детской деятельности. Детям нравится быть участниками
игр-драматизаций, они, активно берут на себя роли артистов, создавая образы
персонажей литературных произведений, что вызывает у них приятные
переживания игровое настроение, чувство восторга. А самое главное, что у
20
детей формируется желание рассказывать сказку, загадывать загадки, они
становятся более активными, внимательными друг к другу.
Данная работа не исчерпывает все аспекты воспитания любви к книге у
старших дошкольников. Воспитание интереса к чтению книг не должно
ограничиваться каким либо одним аспектом, как это часто делается: например,
творческое восприятие художественных произведений формируется только на
занятиях по развитию речи. Воспитание любви к книге у старших
дошкольников должно проводиться не только и не столько на занятиях, сколько
в свободной жизнедеятельности: на прогулке, в играх, театрализованной
деятельности, продуктивной деятельности и т.д., и прежде всего в семье.
В будущем планирую систематизировать
ри использовании игр-драматизации можно добиться высоких качественных
результатов.
Выдвинутая гипотеза педагогического проекта подтвердилась: включение в в
процесс педагогического воздействия воспитания любви к книге у старших
дошкольников
есть возможность предположить, что добиться качественных
изменений формирования интереса и воспитания любви к книге можно за счет
специального включения игр-драматизаций в процесс педагогического
воздействия у детей старшего дошкольного возраста.
В БУДУЩЕМ ПЛАНИРУЮ
Выступление на педагогическом совете, с демонстрацией наглядного
материала (детские работы, дневники читателя);
Коллективный просмотр;
21
Школа передового опыта (ШПО), которая организуется у педагога,
имеющего систему работы по определённому вопросу. Предполагается
проведение нескольких просмотров, после каждого из которых
руководитель ШПО разъясняет, почему он поступил так, а не иначе, чем
руководствовался в своих действиях, показывает детские работы, свой
план, отвечает на вопросы участников ШПО и предлагает задания:
использовать в своей педагогической практике тот или иной приём,
способ организации и т.п. Перед началом следующего просмотра
проводится беседа о том, что удалось слушателям ШПО использовать в
своей практике и каковы результаты. В конце года руководитель ШПО
посещает слушателей и анализирует, в какой степени они овладели
материалом. Количество слушателей не должно превышать 3-4 человека;
Мастер-класс – одна из основных форм распространения опыта,
предполагающая рассказ педагога о своей творческой лаборатории и
показ на детях или моделирование на взрослых использования отдельных
инновационных приёмов и способов организации детей;
Показ-панорама – моделирование различных подходов к решению одной
и той же или сходных учебно-воспитательных задач, демонстрируемых
последовательно разными педагогами. Это может проводиться с детьми, с
которыми работали по данным технологиям, или на взрослых,
исполняющих роли детей;
Журнал передового опыта, в котором каждый педагог описывает
«изюминки» своей работы по определённому вопросу и знакомится с
опытом коллег, после чего проводятся обсуждение и оценка материала;
Представление материалов в методическом кабинете, что также является
формой распространения опыта. Это могут быть конспекты цикла
занятий по теме, перспективные планы работы по проблеме или теме,
авторские дидактические игры и другие наглядные материалы;
Творческий отчёт, в процессе которого проходит:
• Демонстрация фрагментов опыта – занятия разных типов, работа в
повседневной жизни;
• Показ элементов педагогической технологии (последовательности
действий);
• Уточнение особенностей педагогической технологии в беседах с
автором опыта;
• Коллективный анализ просмотренного под руководством старшего
воспитателя;
• Изучение методических материалов и деловой документации;
• Тематические и персональные выставки автора опыта;
• Встречи с детьми, с которыми работал автор опыта;
• Ознакомление с условиями, в которых проводилась работа;
22
• Дискуссия по результатам наблюдений, в ходе которой необходимо
выделить элементы опыта, которые могут быть использованы другими
педагогами, определить, в каких условиях опыт может быть
эффективным; определить, какие материалы из просмотренного будут
интересны педагогам и могут быть опубликованы, представлены в
методкабинете, и т.д.
• Показ фрагментов работы педагога-мастера – отдельных занятий,
работы в повседневной жизни, материалов, пособий, рекомендаций, разра
Список литературы.
1.
И.Н.Тимофеева «Что и как читать вашему ребёнку от года до десяти лет».
Энциклопедия для родителей по руководству детским чтением. Москва. 2000 г.
2.
И.И.Тихомирова «Психология детского чтения от А до Я». Методический
словарь – справочник для библиотекарей. Москва. Издательство
«Школьная библиотека». 2004 г.
3.
Л.М.Гурович «Ребёнок и книга». Санкт – Петербург. Издательство
«Аксдидент». 1996 г.
4.
З.А.Гриценко «Ты детям сказку расскажи». Методика приобщения детей к
чтению. Москва. Издательство «Линка-пресс». 2003 г.
23
5.
Н.О.Дунаев «О значении художественной литературы в формировании
личности ребёнка». Журнал «Дошкольное воспитание» № 6 - 2007 г. /стр.
35-40/
6.
В.В.Зябкина « Эмоциональное освоение мира». Журнал «Воспитатель
ДОУ» № 1 – 2009 г. /стр. 119-128/
7.
Л.Д.Морозова «Педагогическое проектирование в ДОУ: от теории к
практике». Приложение к журналу «Управление ДОУ». Москва.
Издательство «Сфера». 2010 г.
8.
Н.Е.Веракса; А.Н.Веракса «Проектная деятельность дошкольника».
Москва. Издательство «Мозаика – Синтез». 2009 г.
9.
В.Н.Журавлёва «Проектная деятельность старших дошкольников».
Издательство «Учитель». 2009 г.
10.Гурович Л.М. Ребенок и книга. – СПб.: Изд-во “Акцидент”, 1996.
11.Гриценко З.А. Ты детям сказку расскажи… Методика приобщения детей к
чтению. – М.: Линка-пресс, 2003.
12.Дунаева Н. О значении художественной литературы в формировании
личности ребенка. // Дошкольное воспитание. - 2007. №6. – С 35-40.
13.Зябкина В.В. Эмоциональное освоение мира. //Воспитатель ДОУ. -2009.
№ 1. - С.119-128
14.Короткова Н.А.Образовательный процесс в группах детей старшего
дошкольного возраста.- М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2007. С.40-69.
15.Куликовская Н. Увлечь книгой. // Дошкольное воспитание. – 2007. № 5. -
С.33-41.
16.В.Маркова, Л.Трегубова. Только книга может обогатить мир
ребенка.//Дошкольное воспитание. -2009. №6. -С.62-69.
24
25