"Конспект музыкального занятия с использованием здоровьесберегающих технологий Приключения Кота Музика в Мышином Королевств".

Автор: Дунец Лидия Александровна
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №1"
Населённый пункт: Оренбургская область, Беляевский район, село Беляевка
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Конспект музыкального занятия с использованием здоровьесберегающих технологий Приключения Кота Музика в Мышином Королевств".
Дата публикации: 02.02.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Конспект

музыкального занятия с использованием

здоровьесберегающих технологий

Приключения

Приключения

Кота

Музика

Кота

Музика

в

Мышином

в

Мышином

Королевств

Королевств
автор: Дунец Лидия Александровна музыкальный руководитель, МБДОУ «Детский сад №1» с.Беляевка Оренбургской области

КРАТКАЯ АННОТАЦИЯ
Музыкальное занятие для детей 6-7 лет с использованием здоровьесберегающих технологий: валеологической песни-распевки, артикуляционных и динамических упражнений, профилактической гимнастики для верхних дыхательных путей, речевой игры-диалога, речевой игры с контрастной динамикой, активным слушанием музыки с элементами психогимнастики. Длительность 30 мин.
Актуальность.
Забота о здоровье детей – важнейшая задача всего общества. Новые эффективные подходы в вопросах формирования здоровья способствуют созданию новых образовательно-оздоровительных программ по валеологии, начиная с дошкольного возраста, поскольку именно в этот период у ребенка закладываются основные навыки здорового образа жизни.
Научная основа.
Данное занятие входит в цикл музыкальных занятий с использованием здоровьесберегающих технологий, опирающихся на современные программы и методики по развитию музыкальных способностей и оздоровлению детей, а также по валеологическому воспитанию. Среди них - «Элементарное музицирование с дошкольниками» Т. Э. Тютюнниковой, «Здравствуй!» М.Л. Лазарева, «Расти здоровым» Г.К. Зайцева, комплексы оздоровительных гимнастик Н.Ю.Тышкеновой (Иркутская область), «Гимнастики для развития речи» Е.Косиновой.
Инновационная направленность.
Система моей работы включает не только вопросы развития музыкальности, но и здоровья детей. Ведь важно не только научить ребенка петь, танцевать, воспринимать музыку. Необходимо, чтобы уже с раннего детства он учился любви к себе, своему здоровью, к людям, к жизни. Ведущим фактором развития мотивационной сферы здорового образа жизни, в моей деятельности, является музыка. Таким образом, занятие комплексно решают задачи музыкального и валеологического воспитания.
Практическая значимость.
Занятие содержит все виды музыкальной деятельности, характерные для стандартного музыкального занятия, но отличается обилием интересного для детей музыкального материала, полезных для здоровья игр. Оно наглядно показывает возможность и доступность для всех педагогов использования здоровьесберегающих технологий в различных видах музыкальной деятельности.
Степень распространенности.
Прежде всего, проведение занятия в детском саду на родительском собрании с последующим обсуждением. Использование приемов оздоровления и валеологического воспитания на каждом музыкальном занятии позволяет в непроизвольной форме, на высоком эмоциональном подъеме формировать у детей мотивацию здорового образа жизни.
Цель занятия:
развивать музыкальные и творческие способности детей посредством здоровьесберегающих технологий в различных видах музыкальной деятельности.

Задачи:
 Разучить с детьми новый комплекс оздоровительных упражнений, закрепить знания детей о мажоре и миноре, правилах выполнения самомассажа.  Формировать умение передавать характер музыкального произведения в импровизации движений, пении, играх.  Развивать чувство ритма, упражнять в ритмичном выполнении танцевальных движений.  Развивать речь детей, в том числе и диалогическую, с помощью артикуляционной гимнастики, ритмодекламации. Соотносить движение с текстом в речевых и музыкальных играх, самомассаже.  Воспитывать в детях дружеское отношение к окружающим людям.
Присутствие родителей на занятии:
 Позволяет им оказаться «внутри» педагогического процесса, быть не просто наблюдателями, а соучастниками этого процесса;  Детям дает возможность почувствовать свою значимость, способствует повышению мотивации учения.
Оборудование:
дополнительное освещение синего цвета
,
нотные листы с дырками, игрушечный телефон, домик для гномов, обруч с оранжевыми и желтыми лучиками, ширма для теневого театра с картонной фигурой Мышильды, картонные гномики (с одной стороны нарисовано веселое лицо, с другой – грустное), зеркальца в виде цветочков, конфетти, ободки для волос с прикрепленными к ним поролоновыми ушками мышат (по количеству детей), музыкальные инструменты.
Ход занятия:

Музыкальный руководитель:
Здравствуйте, ребята! Сегодня такая замечательная погода! В наше окно светит ласковое солнышко! Так и хочется пожелать всем-всем – и ребятам, и гостям: «Доброе утро!»
Валеологическая песенка-распевка с оздоровительным массажем

«Доброе утро» (сл. и муз. О Арсеневской)
1. Доброе утро! разводят руки в стороны и слегка Улыбнись скорее! кланяются друг другу И сегодня весь день «пружинка» Будет веселее. поднимают ручки вверх 2. Мы погладим лобик, выполняют движения по тексту Носик И щечки. Будем мы красивыми, наклоны головы к правому и левому
Как в саду цветочки! плечу поочередно 3. Разотрем ладошки движения по тексту Сильнее, сильнее! А теперь похлопаем Смелее, смелее! 4. Ушки мы теперь потрем И здоровье сбережем. Улыбнемся снова, Будьте все здоровы! разводят руки в стороны
Муз.рук.:
Замечательно, а теперь я сыграю вам добрую музыку. (открывает ноты и видит пустые листы с дырками) Что случилось с нотами? И откуда взялись эти дырки? Ребята, вы не знаете? (ответы детей)
Муз.рук.:
Похоже, что ноты съели мыши. Ребята, что же делать? (дети предлагают выходы из ситуации) Позвонить? Правильно! Нужно позвонить в музыкальную справочную. (звонит по телефону) Алло! Справочная? Помогите! Нам помощника пришлите! Надо нотки нам найти, Чтоб занятие провести. (голос из телефонной трубки) Мы сейчас Кота пришлем.
Муз.рук.:
Вот спасибо! Очень ждем! Про кота игру мы знаем И сейчас в нее сыграем!
Речевая игра-диалог «Тра-та-та»

(модель Т.Тютюнниковой)
Дети встают по всему залу парами, рассказывают потешку, сопровождая движениями: покачивания головой, изображение полосок у Кота, длинных усов, кисточек на ушах. На последнюю строчку дети обнимаются и поворачиваются к зрителям, выставив ногу на пятку. 1. Тра-та-та! Тра-та-та! Вышла кошка за кота! 1. За Кота-Котовича? 1. За Петра Петровича
Вместе:
Он усат, полосат, В ушах кисточки висят. Ну, не Кот, а просто клад! (из-за ширмы появляется Кот Музик – воспитатель в костюме кота)
Кот Музик:
Мяу-мяу! Да, я такой! Я просто клад для всех ребят!
Мяу! Всем привет, друзья! Как же рад вас видеть я!
Муз.рук.:
Какой красивый котик! Как тебя зовут?
Кот Музик
:Песенку вы про меня слушайте скорее И, конечно, подпевайте «Мяу!» веселее!
Песня с элементами импровизации «Кот Музик»

(сл. И. Пономаревой, муз. О. Арсеневской)

(см. Приложение 1)
(в припеве Кот Музик указывает на одного из детей, который должен сочинить попевку из трех звуков на слова «Мяу! Мяу! Мяу!»)
Муз.рук.:
Кот Музик, где же нам нотки найти?
Кот Музик
: Все мыши живут в Мышином королевстве. А правит там Королева Мышильда – злая и коварная.
Муз.рук.:
Но мы не знаем дороги. Как же в это королевство попасть?
Кот Музик
: Только настоящие коты могут найти мышь. А ведь я – Суперкот! Вперед, мои друзья!
Динамическое упражнение «По дорожке»

(модель В.И.Ковалько, «Азбука физкультминуток»)
По дорожке, по дорожке подскоки на правой ноге Скачем мы на правой ножке. И по этой же дорожке подскоки на левой ноге Скачем мы на левой ножке. Не сутультесь, грудь вперед. Выравнивание осанки Замечательный народ! По тропинке побежим, легкий бег на носочках До лужайки добежим. На лужайке, на лужайке прыжки на месте Мы попрыгаем как зайки. Сладко потянулись, руки вверх, потягиваются Всем улыбнулись.
Муз. рук.
: Ребята, впереди домик и мостик через речку. Кот Музик, это уже Мышиное царство?
Кот Музик
(принюхивается) Нет. Здесь мышами не пахнет. Прислушайтесь, в домике кто-то песенку поет. (звучит вступление к «Частушкам», из домика выходят Гномик До Мажор и Гномик Ре Минор)

Частушки

Гномик До:
В доме До Мажор живет, Звонко песенки поет. Добрые, мажорные, Веселые, задорные!
Гномик Ре:
Ре Минор к реке пошел Песню грустную завел. Ох! Река проворная. Ох! Судьба минорная!
Муз. рук.:
Ребята, это же братцы- гномики: Мажор и Минор!
Гномик Ре
: Как вы сюда попали?
Гномик До
: Вы что-то потеряли?
Муз. рук.
: Мы ищем Мышиное царство. Мыши украли наши нотки. А наши ребята так любят петь, танцевать и под музыку играть.
Гномик До
: Ребята, а хотите с нами поиграть? Внимательно слушайте музыку и передавайте ее настроение движениями, мимикой, жестами.
Активное слушание «Мажор или минор?» (музыка по выбору

музыкального руководителя)
(под веселую музыку дети прыгают, танцуют, смеются, а под грустную – ходят с опущенными головами, а Ведущая и Гномы их гладят по голове, как бы утешая)
Гномик Ре
: Дети, очень грустно мне! Что-то хрумкает в спине. В горле все болит, горит. Нос мой булькает, сопит.
Кот Музик
: Не грусти, Ре Минор! Наши дети сейчас тебя вмиг вылечат! Мы разучим новую «лечилочку».
Комплекс профилактических упражнений

для верхних дыхательных путей (авторская разработка)
(выполнение упражнений можно сопровождать показом иллюстраций или слайдов) Паровоз привез нас в лес. Чух-чух-чух! Чух-чух-чух! (ходьба по залу с согнутыми в локтях руками) Там полным-полно чудес. (удивленно произносить «м-м-м» на выдохе, одновременно постукивая пальцами по крыльям носа Вот идет сердитый еж:
П-ф-ф-ф, п-ф-ф-ф, п-ф-ф-ф! (низко наклониться, обхватив руками грудь – свернувшийся в клубок ежик) Где же носик? Не поймешь. Ф-ф-р! Ф-ф-р! Ф-ф-р! Вот веселая пчела Детям меда принесла. З-з-з! З-з-з! (звук и взгляд направлять по тексту) Села нам на локоток, З-з-з! З-з-з! Полетела на носок. З-з-з! З-з-з! Осу ослик испугал: Й-а-а! Й-а-а! Й-а-а! (укрепление связок гортани, профилактика храпа) На весь лес он закричал: Й-а-а! Й-а-а! Й-а-а! Гуси по небу летят, Гуси ослику гудят: Г-у-у! Г-у-у! Г-у-у! Г-у-у! Г-у-у! Г-у-у! Г-у-у! Г-у-у! (медленная ходьба, руки-крылья поднимать на вдохе, опускать со звуком) Устали? Нужно отдыхать, Сесть и сладко позевать. (дети садятся на ковер и несколько раз зевают, стимулируя тем самым гортанно-глоточный аппарат и деятельность головного мозга)
Гномик Ре
: Ой! Я здоров! Спасибо, ребята! Теперь я всегда буду делать эту замечательную зарядку.
Гномик До
: Братец мой здоров опять! Все пойдемте танцевать!
Танец «Лучики надежды и добра»

Гномик До
: Как с вами весело! А вы знаете, что веселье и смех продлевают жизнь? Поэтому мы вам дарим разноцветные смешинки. Смейтесь на здоровье!
Гномик Ре
: Счастливого пути! (гномы раздают детям маленькие разноцветные конфетки-драже и уходят)
Му. рук.
: Что за чудо! Я таких цветов никогда не видела! А вы, ребята? (дети подходят к «зеркальным цветам» – на картонные или пластиковые цветы наклеены зеркальца в пластмассовой оправе)
Кот Музик
: Это же Поляна зеркальных цветов!
Муз. рук.
: А для чего они?
Кот Музик
: Чтобы удобнее было гимнастику для наших язычков делать!
Мы цветы сейчас возьмем И гимнастику начнем! (дети садятся на ковер и выполняют движения по тексту, смотрят в зеркальца за правильным исполнением упражнений; на стену проецируется презентация «Утро с котом Музиком»)
Артикуляционная гимнастика «Утро с котом Музиком»

(текст О. Арсеневской, описание движений Е. Косиновой «Гимнастика для

развития речи») (См. Приложение 2)
Котик Музик утром встал, Дети потягиваются. Чистить зубки побежал. Вправо-влево, вправо-влево - В улыбке открыть рот и кончиком языка Чистим зубки мы умело. сильно «почистить» за нижними зубами вправо-влево 5-6 раз, затем за верхними зубами 5-6 раз. Пополощем ротик, Имитация полоскания рта Как чистюля Котик. Музик наш расческу взял В улыбке закусить язык зубами, И причесываться стал. «протаскивать» язык между зубами Мы за ним не отстаем – вперед-назад; Всё покажем язычком. Дальше по порядку Делаем зарядку! Музик спинку выгибает, Улыбка, открыть рот, кончик языка упереть за нижние зубы, «спинку» выгнуть, удерживать под счет до 8-ми. Музик спинку прогибает. Открыть хорошо рот, поднять язык за верхние зубы. А теперь язык наш - мяч. Рот закрыть, кончик языка с Начинаем футбольный матч! напряжением упирать то в одну, Гол забили мы! Ура!! то в другую щеку так, чтобы под щекой надувались «мячики». Вот и завтракать пора: Улыбнуться, открыть рот, Котик нам напек блины, положить широкий язык на нижнюю Со сметаною они. губу и удерживать под счет до 5-ти. Как сметану любит Котик? Улыбнуться, открыть рот, облизать Оближи скорее ротик. языком верхнюю, затем нижнюю губу. А теперь чаек попьём. Улыбнуться, открыть рот, высунуть Чай мы в чашечку нальем. язык и тянуть его к носу, загибая бока язычка в виде чашечки. Музик сыт, Музик рад! Ритмично хлопать в ладоши. Музик любит всех ребят! (внезапно гаснет свет, включается синяя подсветка, на стене в луче прожектора под музыку «Гавота» из балета «Ромео и Джульетта»
С.Прокофьева появляется тень Мышильды, которая постепенно растет в зависимости от наклона луча света)
Мышильда
: Тиш-ш-е! Тиш-ш-е! Расш-ш-шумелись тут!
Муз.рук
: Кто ты такая? Почему стало так темно?
Мышильда
: Я великая Королева Мышильда. Я терпеть не могу музыку и смех, особенно детский. Я даже прогрызла ваши ноты с песенками, чтобы было тихо. А вы опять нарушили тиш-ш-шину! Эй, мои слуги! Превратите всех детей в мышей! (двое детей в масках мышат выбегают из-за ширмы и посыпают всех блестящими конфетти, приговаривая: «Тише, мыши! Тише, мыши!», дети надевают ободки с прикрепленными к ним поролоновыми « мышиными» ушами)
Музыкальная игра «Кот Музик и мыши» (сл. и муз. О.Арсеневской)

(См. Приложение 3)
(дети проговаривают слова с различной динамикой) Кот ложится, свернувшись калачиком на ковер, остальные – ходят вокруг него. В синей ночи Тихо крадутся Тишь, тишь. В синей ночи Мышь, мышь. Только Музик кот не спит, «Грозят пальцем», говорят громко Музик нотки сторожит. Музик глазки открывает, Дети говорят тихо, Кот выполняет Музик спинку выгибает, движения по тексту Кот проснулся! Вот беда! Говорят громко, ритмично хлопают в ладоши Разбегайтесь кто куда! (дети бегут на стульчики, Кот их догоняет)
Мышильда
: Опять расшумелись! Я вас сейчас…
Кот Музик:
Мяу! Ничего ты больше не сделаешь, ведь наши дети могут так весело смеяться. Ребята, давайте громко засмеемся! (дети смеются)
Мышильда:
Нет! Не надо!
Кот Музик:
А еще наши дети очень любят музыку. Ребята, берите скорее свои музыкальные инструменты и сыграйте веселее!

Оркестр шумовых инструментов

«Неаполитанская песенка» П. И. Чайковского

Мышильда
: Спасите! Помогите! Тише! Тише! (включается свет, раздается звук лопнувшего шарика, Мышильда исчезает, а из-за ширмы летят листочки с нотами)
Муз. рук.:
Ребята! Смотрите, это же наши нотки!
Кот Музик:
Ура! Мы победили злую Мышильду!
Муз. рук.:
Спасибо тебе, Кот Музик! Без тебя мы никогда не нашли свои ноты. Теперь я смогу сыграть нашим детям добрую музыку.
Песня «Здравствуй, детский сад!» (сл. и муз. О. Арсеневской)

(См. Приложение 4)

Муз. рук.:
Ребята, понравилось вам путешествовать с Котом Музиком? Что нового вы узнали? Что помогло справиться с трудностями? Спасибо вам, друзья! С вами было так интересно!
Приложение 1.

1. Я раньше был Мурзиком - котиком С пушистым и круглым животиком. Но вот я рычать перестал И буковку «Р» потерял. Припев: Котик Музик! Мяу! Мяу! Мяу! Котик Музик! Мяу! Мяу! Мяу! Самый музыкальный, самый танцевальный Котик Музик! Мяу! Мяу! Мяу! 2. Мурлычешь ты детские песенки, Поешь «музыкальную лесенку», Тебя пригласили в детсад, Ты встрече с ребятами рад 3. Нам нравятся наши занятия, Здесь каждый нам будет приятелем, Мы песню все вместе поем, Как весело здесь мы живем!

Приложение 2.

Артикуляционная гимнастика «Утро с котом Музиком»

(текст О. Арсеневской, описание движений Е. Косиновой)






Приложение 3.

Музыкальная игра «Кот Музик и мыши»
В синей ночи Тихо крадутся Тишь, тишь. В синей ночи Мышь, мышь. Только Музик кот не спит, «Грозят пальцем», говорят громко Музик нотки сторожит. Музик глазки открывает, Дети говорят тихо, Кот выполняет Музик спинку выгибает, движения по тексту Кот проснулся! Вот беда! Говорят громко, ритмично хлопают в ладоши Разбегайтесь кто куда! (дети бегут на стульчики, Кот их догоняет)

Приложение 4.

Здравствуй, детский сад!

1 куплет:
В нашей жизни дорого очень много, Только каждый пройти будет рад Той единственной первой дорогой, Что ведет в наш родной детский сад.
Припев:
Здравствуй, здравствуй, любимый наш садик! Распахни свои двери скорей! Добротой и душевною лаской Ты встречай своих верных друзей.

2 куплет
(поют педагоги): Здесь растете вы, мир узнаёте, Удивляетесь часто всему. Нам вопросы всегда задаёте: «Где? Когда? Отчего? Почему?»
Припев
(дети читают рэп по-очереди): - А я научился книжки читать! - А я умею до ста досчитать! - Я прыгаю выше и лучше всех! - Я классно танцую – меня ждет успех! - Я научилась хорошо рисовать! - А я – в тетради буквы писать! - Я бегаю быстро – я чемпион! - Зато я сильнее и выше, чем он! - А я кукле платьице сшила вчера! - А мне уж давно в модельеры пора! - Я летчиком стану! - А я капитаном! - А лучше буду помощницей маме! - Я могу громко стихи прочитать! - А я так по садику буду скучать!
3 куплет:
В школе будет нам все интересно. Нам в дорогу за знаньем пора. И, как птенчики, в мир неизвестный Улетим из родного гнезда!
Припев:
А пока что, здравствуй, наш садик! Распахни свои двери скорей! Добротой и душевною лаской Ты встречай своих верных друзей.
Библиографический список:
1. Галанов А.С. Оздоровительные игры для дошкольников и младших школьников. СПб.: Речь, 2007; 2. Здоровячок. Система оздоровления дошкольников./Авт.-сост. Т. С. Никанорова, Е. М. Сергиенко. – Воронеж: ЧП Лакоценин С. С., 2007. 3. Картушина М. Ю. Логоритмические занятия в детском саду: Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2004; 4. Ковалько В.И. Азбука физкультминуток для дошкольников: Практические разработки физкультминуток, игровых упражнений, гимнастических комплексов и подвижных игр. - М.: ВАКО, 2005; 5. Цвынтарный В.В. Играем, слушаем, подражаем – звуки получаем. СПб.: Издательство «Лань», 2002;