Формирование нравственных качеств у младших школьников средствами программы внеурочной деятельности "Школа для маленьких леди и джентльменов"

Автор: Зотьева Ирина Михайловна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОУ СШ № 110 Кировского района Волгограда
Населённый пункт: город Волгоград
Наименование материала: Программа по внеурочной деятельности
Тема: Формирование нравственных качеств у младших школьников средствами программы внеурочной деятельности "Школа для маленьких леди и джентльменов"
Дата публикации: 02.02.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Формирование нравственных качеств у младших школьников средствами

программы внеурочной деятельности
«Школа для маленьких леди и джентльменов»
Разработчик программы:
Зотьева Ирина Михайловна, учитель начальных классов МОУ СШ № 110 Кировского района г. Волгограда Современное политическое, социальное и экономическое развитие указывает перспек - тивную созидательную цель – общечеловеческое нравственное совершенствование. Сегодня требуется новый тип образованности личности. Она должна быть не столько много знающей, сколько легко ориентирующейся в сложных проблемах современности, высоконравственной, ответственной за себя, своих близких, культуру, природу, страну. Для будущего гражданина России необходимо знать курс этической грамматики. Являясь неотъемлемой частью духов - ной культуры, она способствует нравственному совершенствованию человека. Поэтому в школе так необходимы занятия, посвящённые этическому воспитанию личности человека и способные сохранить и развить в ребёнке стремление к духовным ценностям человеческой жизни, которые могут сохранить душу его от разъедающего практицизма окружающей среды. Актуальность и социальная значимость данного курса по этикету состоит в том, что он призван помочь растущему человеку в постижении норм человеческих отношений и на их основе искать путь самовоспитания, саморазвития. Программа курса по этикету «Школа для маленьких леди и джентльменов» реализует духовно - нравственное направление во внеурочной деятельности с 1класса и составлена в соответствии с ФГОС второго поколения. Основными методами реализации программы яв- ляются изучение речевого этикета, приучение школьников к выполнению правил культурного поведения и разъяснение им соответствующих норм морали на основе игровой деятельности, решения проблемных ситуаций.
Пояснительная записка
Воспитывать навыки вежливого поведения возможно только с раннего детства. Приви- вая ребенку вежливость, мы закладываем фундамент, на основе которого он будет строить свое общение, принимать жизненно-важные решения. Вежливость проявляется в умении себя вести согласно общепринятым правилам, во внешнем облике, речи, отношении к людям и вещам. На данной программе можно помочь ре- бенку сформировать первичные представления о доброте, честности, справедливости, друж- бе. В ходе занятий речь (словарь) ребенка обогащается выражениями приветствия, просьбы, благодарности, извинения, утешения и т.д. Нравственное развитие теснейшим образом связано с развитием эмоциональной сфе- ры. У детей младшего школьного возраста эмоции господствуют над всеми другими сторона- ми жизни ребенка. Находясь в их «плену», даже зная, что хорошо, а что плохо, ребенку по- рой трудно повести себя вежливо. Поэтому особое внимание необходимо уделять развитию умения понять эмоциональное состояние другого человека, почувствовать его как свое и на- выкам самоконтроля. Программа реализуется в игровой форме, вовлекая детей в атмосферу сказки. Заложен- ные в сказках нравственные истины и основы доброжелательного поведения лучше всего усваиваются ребятами.
Принципы современного этикета
, которые легли в основу курса: - разумность и необходимость соблюдения правил этикета; - проявление уважения, дружелюбия, доброжелательности, порядочности; - отработка прочных манер; - обращать внимание на свой внешний вид; - умение делать всё красиво, вызывая своим поведением эстетическое наслаждение;
Цель программы:
развитие потребности в доброжелательном общении с окружающи- ми, формирование навыков вежливого поведения.

Задачи программы:
1. Расширить навыки речевого поведения в различных ситуациях (знакомство и обраще- ние, приветствие и прощание, просьба и отказ, утешение и извинение, благодарность и поздравление). 2. Формирование элементарных правил вежливого общения, поведения дома и в обще- ственных местах. 3. Развитие представлений о хороших и плохих поступках, умения оценивать себя и дру- гих. 4. Развитие навыков распознавания эмоционального состояния и адекватного выражения своих переживаний.
Ожидаемые результаты:
1. Обогатит свой словарь вежливыми выражениями. 2. Будет увереннее себя чувствовать в ситуациях знакомства, предъявления просьбы, об- ращения к взрослому и т.д. 3. Познакомится с элементарными правилами этикета. 4. Научится оценивать поступки исходя из своих представлений о вежливости. 5. Станет лучше различать свои эмоциональные состояния и чувства других.
В программе:
1. Творческие задания - рисунок, лепка, работа с семейными фотографиями, работа в группах. 2. Игровые ролевые ситуации: «Приветствие», «Прощание», «Ссора» и т.д. 3. Инсценировки: «Приветливые люди», «Законы милосердия» и т.д. 4. Подвижные и коммуникативные игры: «Гостеприимный теремок», «Добрый дождик», «Радуга настроения». 5. Сказки и стихи о чувствах и вежливом поведении. 6. Праздничное чаепитие. 7. Посещение театра. 8. Прогулка с посещением магазина. Программа рассчитана на 34 часа. Частота и длительность проведения: 1 раз в неделю, по 40 – 45 минут. Рекомендуемый возраст детей: 7 – 8 лет (1 – 2 класс). Учебно-тематический план


Содержание

теоретической части урока

Содержание практической части урока
1 Азбука вежливости (Постоянные герои на уроке - Медведь Привет и Фея Здрав- ствуйте!) Знакомство участников друг с другом, формы зна- комств. Обращение к взрослому, сверстнику, не- знакомому. Приветствие и прощание. Правила по- ведения во время знакомства. Представление лю- дей друг другу. Формы проявления интереса к че- ловеку, предупредительность и вежливость. 2 Путешествие в страну Доброландии и Злосландии Раскрытие сущности полярных понятий «добро» и «зло», дифференцирование эмоционального мира человека по жестам, мимике, пантомимике. Учебная игра: «Распознавание добра и зла», тре- нинг эмоций, рисование: «добрый и злой». 3 Золотые мысли и слова. Проявление настроения у добрых и злых людей, изменчивость настроения, способы управления и регуляции настроения. Определение эмоциональ- ного состояния близких людей, знакомых, обуче- ние конструктивным способам снятия напряже- ния, связанного с чувством злости. Упражнения: «Волшебный мешочек», «Цветик-
семицветик». Рисование: «Моё настроение». 4 Зачем нам нужны «вежливые слова». Формы выражения просьбы, благодарности, со- чувствия. Мимика и жесты, усиливающие прось- бу. Вежливая просьба в различных ситуациях. Игра: «Школа вежливости». Рисунок «Венжливый человек». Сценка «Приветливые люди». Сказка про воздушные шарики и воспитанный ве- терок, научивший гномиков вежливости. 5 Поговорим о доброте. Обобщение представлений о доброте и эмоцио- нальных состояниях, учить передавать эмоцио- нальные состояния человека с помощью мимики, речи, рисунка, формировать позитивный образ своего «Я». Упражнения: «Помоги волшебнику», «Выручи из беды». Рисунок «Дерево доброты». Учебная игра: «Добрый дождик». 6 - 7 Поможем друг другу. Взаимопомощь Как научиться всегда приходить людям на по- мощь. Какими качествами должен обладать чело- век, готовый прийти на помощь другим. Игра «Палочка-выручалочка». Рисунок «Слабые и сильные». Латышская сказка «Лесной мишка и проказница- мышка». 8 Чудесная сила дружбы. Что такое дружба и чем она отличается от товари- щества? Хороший друг, хороший товарищ Какими качествами должен обладать настоящий друг? Есть ли у тебя настоящий друг? Игра «Школа дружбы». Рисунок «Дерево дружбы». Творческое задание «Сказочные друзья» 9 Учимся понимать чувства других людей. Обучение пониманию чувств, переживаемых дру- гими, формирование навыков социального пове- дения. Упражнение: «Негаданная радость». Игра «Гостеприимные цветы». 10 Открыто сердце для добра. Развитие стремления к дружелюбию по отноше- нию к другим, развитие положительной самоо- ценки. Сказка про неблагодарного кота Сметаныча. Игра «Колечко дружелюбия». Творческое задание «Добрые чувства» 11 Дом нашего счастья Счастливая семья. Как можно проявить заботу к своим родителям. Домашние питомцы. «Как нам дома нужно жить, За порядком как следить, Папе с мамой помогать Дом уютный создавать». 12 Наши братья и сестры. Формирование дружелюбного отношения к бра- тьям (сестрам), адекватной самооценки. Правила
поведения. Которые потребуют не только осо- знанной исполнительности, но и сочувствия, тер- пения и понимания. Сказка Ц. Топелиуса «Звезда и береза». Творческое задание: «букет счастья» для брата или сестры. 13 Учимся уважать мнение старших и помогать им. Медведь Привет расскажет, что вокруг него любя- щие люди – мама, папа, бабушка и дедушка. Они всегда рядом, когда малыш болеет, они вкусно кормят его, одевают и рассказывают ему сказки. В свою очередь и ребёнок должен помогать им, если считает себя хотя бы немножко взрослым и само- стоятельным человеком. Творческое задание: цветок мудрости для своих бабушки и дедушки. 14 Милосердие. Как научить свое сердце дарить людям милосер- дие? Может ли сердце болеть от чужой беды? Что нужно сделать, чтобы на земле меньше было обез- доленных и несчастных людей. Игра «Солнышко милосердия». Сценка «Законы милосердия». Рисунок «Сердце милосердия». 15 Наши четвероногие друзья. Развитие у детей чувства доброты, сопережива- ния, формирование доброжелательного отноше- ния к животным. Игра «Наши питомцы». Рассказ М. Скребцова «Бездомные звери». Аппли- кация «Дом для птиц и зверей». Сценка «Две птицы». 16 Мудрость Каким должен быть мудрый человек? Что он дол- жен уметь делать? Как выглядеть? Может ли ребёнок быть мудрым? Что помогает человеку быть мудрым? ( Общение, природа, книги, искус- ство и т.д.) Игра «Мудрый совет». Болгарская сказка «Мальчик и злая медведица». Рисунок «Частица мудрости» 17 Нежность Зачем людям нужна нежность? Как нежное слово может помочь в трудную минуту. Почему неж- ность всегда радует людей? Игры: «Нежное слово», «Круг нежности». Рисунок «Нежность весеннего дня». 18 «Каким себя хочу я видеть» Закрепление навыков конструктивного поведения, формирование осознанного отношения к социаль- ным нормам поведения, положительный образ «Я». Игра «Красивые руки и глаза». Сказка М.Скребцовой «Цветок кактуса» 19 Учимся управлять своими эмо- циями в конфликтных ситуациях. Обучение управлению своими эмоциями, конструктивным способам разрешения конфлик- тов, формирование осознанного понимания нрав- ственного смысла художественных произведений.
Учебная игра: «Падающая башня». 20 Ссора. Анализирование поступков, нахождение причины конфликта. Тренинг эмоций. Упражнение: «Друж- ба начинается с улыбки». 21 Как справиться с упрямством. Анализирование своего эмоционального состоя- ния, знакомство с правилами доброжелательного поведения. Учебные игры: «Сказка наоборот», «Два барана». 22 Умей управлять собой. Развитие эмоциональной устойчивости в ситуаци- ях проявления агрессии, формирование адекват- ных форм поведения и коммуникативных навы- ков. Учебная игра: «Угадай настроение». 23 Ты и незнакомый человек Умение обратиться к незнакомому человеку на улице с вопросом, просьбой. Формы привлечения внимания, типовые вопросы, формы извинения, просьбы, благодарности. Опасные взрослые. Дей- ствия в опасных ситуациях. Научись говорить громко: «Я вас не знаю!» 24 «Где? Что и как?» Игра по культуре поведения в обще- ственных местах Обшение с людьми различных профессий: биле- тером, экскурсоводом в музее, посетителями му- зея, кинотеатра, театра, цирка. Способы выраже- ния своих эмоций. Поведение в детской поликли- нике, в детской библиотеке, парикмахерской, в школе, в раздевалке, на перемене, на уроке, в школьной столовой. Умение соблюдать дисципли- ну; неуместные капризы. 25 Ваше свободное время… Понятия «свободное время» и «досуг». Активный и пассивный отдых. Согласен ли ты с пословицей «Делу время - потехе час»? Умеешь ли ты распо- ряжаться своим свободным временем? Умеешь ли ты отдыхать? Как стать хозяином свободного вре- мени? 26 Поиск прекрасного. Где живет красота? Что в ваших родных самое прекрасное? Чему прекрасному ты хотел бы у них научиться? Сказка А.Лопатина «Где живет красота». Учебные игры: «Чем мы прекрасны», « Цветок души». 27 Служение людям. Что значит служить Родине ( природе, земле, се- мье и т.д.)? Сказка М. Скребцова «Кто человеку лучше слу- жит» Учебные игры: « Солнышко служения», «Что нам служит». Рисунок «Сад добрых дел» 28 Кто нам дарит счастье От кого зависит твое счастье? Иногда люди дарят на счастье подкову. Как ты думаешь, почему? Ка- кой подарок родителей сделает тебя счастливым? Если какая-то вещь сделает тебя счастливым, дол- го ли продлиться такое счастье? Что может сде- лать тебя счастливым на всю жизнь?
Сказка А.Лопатина «Небесный дворец счастья». Рисунок «Дворец счастья». Творческое задание «Счастье и радость». 29 Стремление к свету. Какие события в жизни человека можно назвать светлыми, и почему? Словацкая сказка «У солнышка в гостях». Учебная игра «Светлые мысли и дела». Рисунок «Домик для солнышка». 30 Судьба. Что самое прекрасное в судьбе каждого человека? Что значит, когда про кого-то говорят: «Этот чело- век нашел свою судьбу»? Расскажите о каком- либо человеке, судьба которого кажется вам счаст- ливой. Игра «Чья судьба лучше». Сказка А.Нееловой «Недовольный осел». Рисунок «Подарок феи Судьбы». 31 Наши мечты. Формирование дружелюбного отношения к окру- жающим, адекватной самооценки. 32 Праздники в нашей жизни Какое событие может быть праздником. Поздрав- ление по поводу различных дат. Выбор и вруче- ние подарка. Вкус и чувство меры. Организация и проведение празднований. 33 Этикет от прошлого до наших дней. Проследить на достигнутом уровне логику разви- тия этикета, замену отживших норм поведения новыми, диктуемыми новыми условиями време- ни. Обобщить полученные за год учащимися зна- ния по этикету. 34 Обобщающее занятия Подвести итоги проведения занятий этикета, уро- вень усвоения учащимися этических норм и при- менение их в разных ситуациях. Возможно прове- дение в форме соревнований между командами, отдельных конкурсов, викторин.
Литература
1. Богуславская Н.Е., Купина Н.А. Веселый этикет (учебное пособие по развитию ком- муникативных способностей ребенка). – Екатеринбург: “ЛИТУР”, 2002. – 192с. 2. Насонкина С.А. Уроки этикета/ Худ. И.Н. Ржевцева. – СПб.: Изд-во “ДЕТСТВО- ПРЕСС”, 2003. – 40с.: Ил. 3. Панфилова М.А. Игротерапия общения: Тесты и коррекционные игры. Практическое пособие для психологов, педагогов и родителей. – М.: “Издательство ГНОМ и Д”, 2000. – 160с. (В помощь психологу.) 4. Шорыгина Т.А. Вежливые сказки: Этикет для малышей. – М.: Книголюб, 2004. – 64с. (Развивающие сказки для детей.)