Формирование нравственных качеств у младших школьников средствами программы внеурочной деятельности "Школа для маленьких леди и джентльменов"
Автор: Зотьева Ирина Михайловна Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОУ СШ № 110 Кировского района Волгограда
Населённый пункт: город Волгоград
Наименование материала: Программа по внеурочной деятельности
Тема: Формирование нравственных качеств у младших школьников средствами программы внеурочной деятельности "Школа для маленьких леди и джентльменов"
Формирование нравственных качеств у младших школьников средствами
программы внеурочной деятельности
«Школа для маленьких леди и джентльменов»
Разработчик программы:
Зотьева Ирина Михайловна, учитель начальных классов
МОУ СШ № 110 Кировского района г. Волгограда
Современное политическое, социальное и экономическое развитие указывает перспек -
тивную созидательную цель – общечеловеческое нравственное совершенствование. Сегодня
требуется новый тип образованности личности. Она должна быть не столько много знающей,
сколько легко ориентирующейся в сложных проблемах современности, высоконравственной,
ответственной за себя, своих близких, культуру, природу, страну. Для будущего гражданина
России необходимо знать курс этической грамматики. Являясь неотъемлемой частью духов
-
ной культуры, она способствует нравственному совершенствованию человека. Поэтому в
школе так необходимы занятия, посвящённые этическому воспитанию личности человека и
способные сохранить и развить в ребёнке стремление к духовным ценностям человеческой
жизни, которые могут сохранить душу его от разъедающего практицизма окружающей среды.
Актуальность и социальная значимость данного курса по этикету состоит в том, что он
призван помочь растущему человеку в постижении норм человеческих отношений и на их
основе искать путь самовоспитания, саморазвития.
Программа курса по этикету «Школа для маленьких леди и джентльменов» реализует
духовно - нравственное направление во внеурочной деятельности с 1класса и составлена в
соответствии с ФГОС второго поколения. Основными методами реализации программы яв-
ляются изучение речевого этикета, приучение школьников к выполнению правил культурного
поведения и разъяснение им соответствующих норм морали на основе игровой деятельности,
решения проблемных ситуаций.
Пояснительная записка
Воспитывать навыки вежливого поведения возможно только с раннего детства. Приви-
вая ребенку вежливость, мы закладываем фундамент, на основе которого он будет строить
свое общение, принимать жизненно-важные решения.
Вежливость проявляется в умении себя вести согласно общепринятым правилам, во
внешнем облике, речи, отношении к людям и вещам. На данной программе можно помочь ре-
бенку сформировать первичные представления о доброте, честности, справедливости, друж-
бе. В ходе занятий речь (словарь) ребенка обогащается выражениями приветствия, просьбы,
благодарности, извинения, утешения и т.д.
Нравственное развитие теснейшим образом связано с развитием эмоциональной сфе-
ры. У детей младшего школьного возраста эмоции господствуют над всеми другими сторона-
ми жизни ребенка. Находясь в их «плену», даже зная, что хорошо, а что плохо, ребенку по-
рой трудно повести себя вежливо. Поэтому особое внимание необходимо уделять развитию
умения понять эмоциональное состояние другого человека, почувствовать его как свое и на-
выкам самоконтроля.
Программа реализуется в игровой форме, вовлекая детей в атмосферу сказки. Заложен-
ные в сказках нравственные истины и основы доброжелательного поведения лучше всего
усваиваются ребятами.
Принципы современного этикета , которые легли в основу курса:
- разумность и необходимость соблюдения правил этикета;
- проявление уважения, дружелюбия, доброжелательности, порядочности;
- отработка прочных манер;
- обращать внимание на свой внешний вид;
- умение делать всё красиво, вызывая своим поведением эстетическое наслаждение;
Цель программы: развитие потребности в доброжелательном общении с окружающи-
ми, формирование навыков вежливого поведения.
Задачи программы:
1.
Расширить навыки речевого поведения в различных ситуациях (знакомство и обраще-
ние, приветствие и прощание, просьба и отказ, утешение и извинение, благодарность
и поздравление).
2.
Формирование элементарных правил вежливого общения, поведения дома и в обще-
ственных местах.
3.
Развитие представлений о хороших и плохих поступках, умения оценивать себя и дру-
гих.
4.
Развитие навыков распознавания эмоционального состояния и адекватного выражения
своих переживаний.
Ожидаемые результаты:
1.
Обогатит свой словарь вежливыми выражениями.
2.
Будет увереннее себя чувствовать в ситуациях знакомства, предъявления просьбы, об-
ращения к взрослому и т.д.
3.
Познакомится с элементарными правилами этикета.
4.
Научится оценивать поступки исходя из своих представлений о вежливости.
5.
Станет лучше различать свои эмоциональные состояния и чувства других.
В программе:
1.
Творческие задания - рисунок, лепка, работа с семейными фотографиями, работа в
группах.
2.
Игровые ролевые ситуации: «Приветствие», «Прощание», «Ссора» и т.д.
3.
Инсценировки: «Приветливые люди», «Законы милосердия» и т.д.
4.
Подвижные и коммуникативные игры: «Гостеприимный теремок», «Добрый дождик»,
«Радуга настроения».
5.
Сказки и стихи о чувствах и вежливом поведении.
6.
Праздничное чаепитие.
7.
Посещение театра.
8.
Прогулка с посещением магазина.
Программа рассчитана на 34 часа.
Частота и длительность проведения: 1 раз в неделю, по 40 – 45 минут.
Рекомендуемый возраст детей: 7 – 8 лет (1 – 2 класс).
Учебно-тематический план
№
Содержание
теоретической части урока
Содержание практической части урока
1
Азбука вежливости
(Постоянные герои на уроке -
Медведь Привет и Фея Здрав-
ствуйте!)
Знакомство участников друг с другом, формы зна-
комств. Обращение к взрослому, сверстнику, не-
знакомому. Приветствие и прощание. Правила по-
ведения во время знакомства. Представление лю-
дей друг другу. Формы проявления интереса к че-
ловеку, предупредительность и вежливость.
2
Путешествие в страну
Доброландии и Злосландии
Раскрытие сущности полярных понятий «добро»
и «зло», дифференцирование эмоционального
мира человека по жестам, мимике, пантомимике.
Учебная игра: «Распознавание добра и зла», тре-
нинг эмоций, рисование: «добрый и злой».
3
Золотые мысли и слова.
Проявление настроения у добрых и злых людей,
изменчивость настроения, способы управления и
регуляции настроения. Определение эмоциональ-
ного состояния близких людей, знакомых, обуче-
ние конструктивным способам снятия напряже-
ния, связанного с чувством злости.
Упражнения: «Волшебный мешочек», «Цветик-
семицветик».
Рисование: «Моё настроение».
4
Зачем нам нужны «вежливые
слова».
Формы выражения просьбы, благодарности, со-
чувствия. Мимика и жесты, усиливающие прось-
бу. Вежливая просьба в различных ситуациях.
Игра: «Школа вежливости».
Рисунок «Венжливый человек».
Сценка «Приветливые люди».
Сказка про воздушные шарики и воспитанный ве-
терок, научивший гномиков вежливости.
5
Поговорим о доброте.
Обобщение представлений о доброте и эмоцио-
нальных состояниях, учить передавать эмоцио-
нальные состояния человека с помощью мимики,
речи, рисунка, формировать позитивный образ
своего «Я».
Упражнения: «Помоги волшебнику», «Выручи из
беды».
Рисунок «Дерево доброты».
Учебная игра: «Добрый дождик».
6 - 7
Поможем друг другу.
Взаимопомощь
Как научиться всегда приходить людям на по-
мощь. Какими качествами должен обладать чело-
век, готовый прийти на помощь другим.
Игра «Палочка-выручалочка».
Рисунок «Слабые и сильные».
Латышская сказка «Лесной мишка и проказница-
мышка».
8
Чудесная сила дружбы.
Что такое дружба и чем она отличается от товари-
щества? Хороший друг, хороший товарищ Какими
качествами должен обладать настоящий друг?
Есть ли у тебя настоящий друг?
Игра «Школа дружбы».
Рисунок «Дерево дружбы».
Творческое задание «Сказочные друзья»
9
Учимся понимать чувства других
людей.
Обучение пониманию чувств, переживаемых дру-
гими, формирование навыков социального пове-
дения.
Упражнение: «Негаданная радость».
Игра «Гостеприимные цветы».
10
Открыто сердце для добра.
Развитие стремления к дружелюбию по отноше-
нию к другим, развитие положительной самоо-
ценки.
Сказка про неблагодарного кота Сметаныча.
Игра «Колечко дружелюбия».
Творческое задание «Добрые чувства»
11
Дом нашего счастья
Счастливая семья. Как можно проявить заботу к
своим родителям. Домашние питомцы.
«Как нам дома нужно жить,
За порядком как следить,
Папе с мамой помогать
Дом уютный создавать».
12
Наши братья и сестры.
Формирование дружелюбного отношения к бра-
тьям (сестрам), адекватной самооценки. Правила
поведения. Которые потребуют не только осо-
знанной исполнительности, но и сочувствия, тер-
пения и понимания.
Сказка Ц. Топелиуса «Звезда и береза».
Творческое задание: «букет счастья» для брата
или сестры.
13
Учимся уважать мнение старших
и помогать им.
Медведь Привет расскажет, что вокруг него любя-
щие люди – мама, папа, бабушка и дедушка. Они
всегда рядом, когда малыш болеет, они вкусно
кормят его, одевают и рассказывают ему сказки. В
свою очередь и ребёнок должен помогать им, если
считает себя хотя бы немножко взрослым и само-
стоятельным человеком.
Творческое задание: цветок мудрости для своих
бабушки и дедушки.
14
Милосердие.
Как научить свое сердце дарить людям милосер-
дие? Может ли сердце болеть от чужой беды? Что
нужно сделать, чтобы на земле меньше было обез-
доленных и несчастных людей.
Игра «Солнышко милосердия».
Сценка «Законы милосердия».
Рисунок «Сердце милосердия».
15
Наши четвероногие друзья.
Развитие у детей чувства доброты, сопережива-
ния, формирование доброжелательного отноше-
ния к животным.
Игра «Наши питомцы».
Рассказ М. Скребцова «Бездомные звери». Аппли-
кация «Дом для птиц и зверей».
Сценка «Две птицы».
16
Мудрость
Каким должен быть мудрый человек? Что он дол-
жен уметь делать? Как выглядеть? Может ли
ребёнок быть мудрым? Что помогает человеку
быть мудрым? ( Общение, природа, книги, искус-
ство и т.д.)
Игра «Мудрый совет».
Болгарская сказка «Мальчик и злая медведица».
Рисунок «Частица мудрости»
17
Нежность
Зачем людям нужна нежность? Как нежное слово
может помочь в трудную минуту. Почему неж-
ность всегда радует людей?
Игры: «Нежное слово», «Круг нежности».
Рисунок «Нежность весеннего дня».
18
«Каким себя хочу я видеть»
Закрепление навыков конструктивного поведения,
формирование осознанного отношения к социаль-
ным нормам поведения, положительный образ
«Я».
Игра «Красивые руки и глаза».
Сказка М.Скребцовой «Цветок кактуса»
19
Учимся управлять своими эмо-
циями в конфликтных ситуациях.
Обучение управлению своими эмоциями,
конструктивным способам разрешения конфлик-
тов, формирование осознанного понимания нрав-
ственного смысла художественных произведений.
Учебная игра: «Падающая башня».
20
Ссора.
Анализирование поступков, нахождение причины
конфликта. Тренинг эмоций. Упражнение: «Друж-
ба начинается с улыбки».
21
Как справиться с упрямством.
Анализирование своего эмоционального состоя-
ния, знакомство с правилами доброжелательного
поведения.
Учебные игры: «Сказка наоборот», «Два барана».
22
Умей управлять собой.
Развитие эмоциональной устойчивости в ситуаци-
ях проявления агрессии, формирование адекват-
ных форм поведения и коммуникативных навы-
ков.
Учебная игра: «Угадай настроение».
23
Ты и незнакомый человек
Умение обратиться к незнакомому человеку на
улице с вопросом, просьбой. Формы привлечения
внимания, типовые вопросы, формы извинения,
просьбы, благодарности. Опасные взрослые. Дей-
ствия в опасных ситуациях. Научись говорить
громко: «Я вас не знаю!»
24
«Где? Что и как?» Игра по
культуре поведения в обще-
ственных местах
Обшение с людьми различных профессий: биле-
тером, экскурсоводом в музее, посетителями му-
зея, кинотеатра, театра, цирка. Способы выраже-
ния своих эмоций. Поведение в детской поликли-
нике, в детской библиотеке, парикмахерской, в
школе, в раздевалке, на перемене, на уроке, в
школьной столовой. Умение соблюдать дисципли-
ну; неуместные капризы.
25
Ваше свободное время…
Понятия «свободное время» и «досуг». Активный
и пассивный отдых. Согласен ли ты с пословицей
«Делу время - потехе час»? Умеешь ли ты распо-
ряжаться своим свободным временем? Умеешь ли
ты отдыхать? Как стать хозяином свободного вре-
мени?
26
Поиск прекрасного.
Где живет красота? Что в ваших родных самое
прекрасное? Чему прекрасному ты хотел бы у них
научиться?
Сказка А.Лопатина «Где живет красота».
Учебные игры: «Чем мы прекрасны», « Цветок
души».
27
Служение людям.
Что значит служить Родине ( природе, земле, се-
мье и т.д.)?
Сказка М. Скребцова «Кто человеку лучше слу-
жит»
Учебные игры: « Солнышко служения», «Что нам
служит».
Рисунок «Сад добрых дел»
28
Кто нам дарит счастье
От кого зависит твое счастье? Иногда люди дарят
на счастье подкову. Как ты думаешь, почему? Ка-
кой подарок родителей сделает тебя счастливым?
Если какая-то вещь сделает тебя счастливым, дол-
го ли продлиться такое счастье? Что может сде-
лать тебя счастливым на всю жизнь?
Сказка А.Лопатина «Небесный дворец счастья».
Рисунок «Дворец счастья».
Творческое задание «Счастье и радость».
29
Стремление к свету.
Какие события в жизни человека можно назвать
светлыми, и почему?
Словацкая сказка «У солнышка в гостях».
Учебная игра «Светлые мысли и дела».
Рисунок «Домик для солнышка».
30
Судьба.
Что самое прекрасное в судьбе каждого человека?
Что значит, когда про кого-то говорят: «Этот чело-
век нашел свою судьбу»? Расскажите о каком-
либо человеке, судьба которого кажется вам счаст-
ливой.
Игра «Чья судьба лучше».
Сказка А.Нееловой «Недовольный осел».
Рисунок «Подарок феи Судьбы».
31
Наши мечты.
Формирование дружелюбного отношения к окру-
жающим, адекватной самооценки.
32
Праздники в нашей жизни
Какое событие может быть праздником. Поздрав-
ление по поводу различных дат. Выбор и вруче-
ние подарка. Вкус и чувство меры. Организация и
проведение празднований.
33
Этикет от прошлого до наших
дней.
Проследить на достигнутом уровне логику разви-
тия этикета, замену отживших норм поведения
новыми, диктуемыми новыми условиями време-
ни. Обобщить полученные за год учащимися зна-
ния по этикету.
34
Обобщающее занятия
Подвести итоги проведения занятий этикета, уро-
вень усвоения учащимися этических норм и при-
менение их в разных ситуациях. Возможно прове-
дение в форме соревнований между командами,
отдельных конкурсов, викторин.
Литература
1.
Богуславская Н.Е., Купина Н.А. Веселый этикет (учебное пособие по развитию ком-
муникативных способностей ребенка). – Екатеринбург: “ЛИТУР”, 2002. – 192с.
2.
Насонкина С.А. Уроки этикета/ Худ. И.Н. Ржевцева. – СПб.: Изд-во “ДЕТСТВО-
ПРЕСС”, 2003. – 40с.: Ил.
3.
Панфилова М.А. Игротерапия общения: Тесты и коррекционные игры. Практическое
пособие для психологов, педагогов и родителей. – М.: “Издательство ГНОМ и Д”,
2000. – 160с. (В помощь психологу.)
4.
Шорыгина Т.А. Вежливые сказки: Этикет для малышей. – М.: Книголюб, 2004. – 64с.
(Развивающие сказки для детей.)