Н.В.Гоголь "Вечера на хуторе близ Диканьки"

Автор: Солодовникова Елена Константиновна
Должность: учитель литературы
Учебное заведение: МБОУ СШ № 6
Населённый пункт: город Камышин, Волгоградская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Н.В.Гоголь "Вечера на хуторе близ Диканьки"
Дата публикации: 03.02.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


План-конспект урока литературы в 5 классе

Солодовниковой Елены Константиновны,

учителя русского языка и литературы

МБОУ СШ № 6 города Камышина

Волгоградской области.

Тема урока литературы в 5 классе:
Н. В. Гоголь «Вечера на хуторе близ Диканьки»
Тип урока:
урок-презентация.
Цель урока
: провести обзор содержания повестей «Ночь перед Рождеством», «Майская ночь, или Утопленница», «Пропавшая грамота». Знать: какие повести входят в сборник «Вечера на хуторе близ Диканьки»; иметь общее представление об их содержании, художественном своеобразии; уметь: строить монологическое высказывание, пересказывать эпизоды; находить характерные черты повести: сочетание юмора и лиризма, реальности и фантастики; инсценировать эпизоды, создавать иллюстрации, фантастические рассказы , связанные с народными традициями, верованиями.
Цель изучения произведения:
овладение возможными алгоритмами постижения смыслов, заложенных в художественном тексте, и создание собственного текста, представление своих оценок и суждений по поводу прочитанного.
Воспитательная цель
: формирование духовно развитой личности, отличающейся гуманистическим мировоззрением, чувством патриотизма, уважительным отношением к русской литературе, к культуре других народов.
Формирование универсальных учебных действий учащихся:

Общеучебные и универсальные учебные действия:
 формулировать цели деятельности, планировать ее;  осуществлять библиографический поиск;  находить и обрабатывать необходимую информацию из различных источников, включая Интернет.  пересказывать отрывки произведений;  отвечать на вопросы по прочитанному;  создавать устные монологические высказывания разного типа;  уметь вести диалог

Коммуникативные универсальные учебные действия
:  точно, правильно, логично высказывать свои суждения по теме;  соблюдать в процессе общения основные нормы устной и письменной речи;  уметь общаться друг с другом, тактично делать товарищу замечание по ответу, исправить его, а также выступать перед аудиторией.  использовать опыт общения с художественной литературой в повседневной жизни и учебной деятельности, речевом самосовершенствовании.
Познавательные универсальные учебные действия:
 строить логическую цепь рассуждения, находить доказательства;  осмысливать цель чтения, формулировать проблему;  искать необходимую информацию из различных источников;  перерабатывать информацию и предъявлять ее разными способами.
Регулятивные универсальные учебные действия:
 ставить и формулировать цель деятельности;  планировать последовательность действий ;  осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию;  развитие интеллектуальных и творческих способностей , необходимых для успешней социализации и самореализации личности.
Оборудование:
повести сборника «Вечера на хуторе близ Диканьки», медиапрезентации учащихся, иллюстрации к повести «Пропавшая грамота»,фрагмент фильма «Биографии писателей» -Виртуальная школа Кирилла и Мефодия -5-6 кл., карточки-задания группам, костюмы к инсценировке.
Ход урока
.
1.Организационный момент урока
.(проверка готовности учащихся к уроку)
2.Вступительная беседа Формулировка темы. Целеполагание.
Мы познакомились с повестью Н. В.гоголя « Заколдованное место», где описываются предания, обычаи украинского народа . Мы продолжим интересный разговор о фантастических повестях Н.В.Гоголя сборника «Вечера на хуторе близ Диканьки».
3.Проверка домашнего задания
. Рассказы учащихся по заданию: создать фантастический рассказ, связанный с народными традициями. (2-3 рассказа)  Похожи ли ваши рассказы на сюжет повести «Заколдованное место»? Чем похожи? Сочетается в ваших рассказах реальное и фантастическое?

4.Презентация других повестей сборника «Вечера на хуторе близ

Диканьки»
Вспомните , из каких повестей состоит сборник «Вечера на хуторе близ Диканьки» Н.В.Гоголя?(называют повести части 1 и части 2) Какие из них вы прочли? Каковы ваши впечатления? «Вечера на хуторе близ Диканьки» изумили А.С.Пушкина.(фрагмент фильма «Биографии писателей» -Виртуальная школа Кирилла и Мефодия -5-6 кл) В чем же своеобразие повестей, так изумивших А.С.Пушкина? В своих презентациях показать самое изумительное, поразившее вас. Слово «презентация»... ?
ПРЕЗЕНТОВАТЬ,
–тую, –туешь; –ованный; сов. и несов.
1.
кого-что. Официально представить (в 3 знач.), предъявить для ознакомления (офиц.). П. молодого певца. П. выставку.
2.
что кому. То же, что подарить (устар. и разг. шутл.). Позвольте п. вам мою книгу. | сущ.
презент
˜
ация,
–и, ж. (к 1 знач.). П. газеты, нового журнала. Презентация повестей сборника «Вечера на хуторе близ Диканьки» означает ...? предъявить для знакомства. Создавая «Вечера на хуторе близ Диканьки», Гоголь использовал устное народное творчество. Начинающий писатель изучал книги, посвященные фольклору, обращался к родным и знакомым с просьбой собирать для него украинские «всевозможные поверья и обычаи», а также устные рассказы, «о Иване Купале, о русалках», о духах и домовых, «с их названиями и делами». В «Вечерах на хуторе близ Диканьки» Гоголь использует и образную систему фольклора, и его идейную сущность. В народных сказках, песнях, былинах высмеивается все то, что враждебно людям, и прославляется справедливость, любовь, труд и счастье. Мечты народа о другой, лучшей жизни и нашли отражение в романтических повестях Гоголя. Положительные герои сказок всегда сильные, красивые и справедливые люди, они борются с силами зла и выходят победителями. А кто из героев «Вечеров на хуторе близ Диканьки» преодолевает трудности на пути к счастью? Попытаемся ответить на этот вопрос. Само название сборника дает нам возможность задуматься над названиями повестей. Вспомним о рождественских обычаях , когда любимым развлечением молодежи в сочельник накануне рождества было колядование Выступление 1 группы учащихся с презентацией Дети рассказывают о сочельнике( 6 января), о колядовании Итак... «Последний день перед Рождеством прошел»- обращаемся к повести Гоголя «Ночь перед Рождеством»

1группа работала над презентацией по заданию
«Ночь перед Рождеством»: Цель: раскрыть народный характер повести, определить главную идею произведения, ответить на вопрос, почему Вакула добивается своей цели, в чем была его сила. План. О чем это произведение? Постарайтесь определить его главную идею. (Коротко расскажите). Назовите происшествия и приключения героев, которые можно назвать комическими? Что вызвало смех? Зачитайте одно происшествие (можно по ролям). Прочитайте выразительно понравившиеся описания природы. Какую роль, по-вашему, играет описание природы? Какие украинские слова тебе понравились в повести и почему? Чему вы научились, прочитав «Ночь перед Рождеством»? Рассказ учащихся по слайдам «Ночь перед Рождеством» с пересказом сюжета.( приложение 1) Инсценировка эпизода повести Давайте заглянем в одну хату, кажется, взрослых нет, может, там вечерница? (Инсценировка отрывка из “Ночи перед Рождеством” - диалог Оксаны и кузнеца Вакулы. Оксана и Вакула одеты в национальные украинские костюмы). Оксана (смотрится в зеркало): Что людям вздумалось расславлять, будто я хороша? Люди лгут, я совсем не хороша. Разве черные брови и очи мои так хороши, что уже равных им нет и на свете? Что тут хорошего в этом вздернутом кверху носе? и в щеках? и в губах? Будто хороши мои черные косы? Ух! их можно испугаться вечером: они, как длинные змеи, перевились и обвились вокруг моей головы! Я вижу теперь, что я совсем не хороша! Нет, хороша я! Ах, как хороша! Чудо! Какую радость принесу я тому, кого буду женою! Как будет любоваться мною мой муж! Он не вспомнит себя. Он зацелует меня насмерть. Вакула (входит и говорит в сторону): Чудная девка! и хвастовства в ней мало! С час стоит, глядясь в зеркало, и не наглядится, и еще хвалит себя вслух! Оксана: Да, парубки, вам ли чета я? вы поглядите на меня, как я плавно выступаю; у меня сорочка вышита красным шелком. А какие ленты на голове! Вам век не увидать богаче галуна! Все это накупил мне мой отец для
того, чтобы на мне женился самый лучший молодец на свете! (Обернулась, увидела Вакулу, вскрикнула) Зачем ты пришел сюда! Разве хочется, чтобы выгнала за дверь ухватом? Вы все мастера подъезжать к нам. Вмиг пронюхаете, когда отцов нет. О, я знаю вас! Что, сундук мой готов? Вакула: Будет готов, мое серденько, после праздника будет готов. Если бы ты знала, сколько возился около него: две ночи не выходил из кузницы, зато ни у одной поповны не будет такого сундука. Железо на оковку положил такое, какого не клал на сотникову таратайку, когда ходил на работу в Полтаву. А как будет расписан! Хоть весь околоток выходи своими беленькими ножками, не найдешь такого! По всему полю будут раскиданы красные и синие цветы. Гореть будет, как жар. Не сердись же на меня! Позволь хоть поговорить, хоть поглядеть на тебя! Оксана: Кто же тебе запрещает, говори и гляди! (Снова смотрится в зеркало) Вакула: Позволь и мне сесть возле тебя! Оксана: Садись. Вакула: Чудная, ненаглядная Оксана, позволь поцеловать тебя! (Обнимает) Оксана (отталкивает) : Чего тебе хочется? Ему когда мед, так и ложка нужна! Поди прочь, у тебя руки жестче железа. Да и сам ты пахнешь дымом. Я думаю, меня всю обмарал сажею. Вакула: Ты у меня - все, что ни есть дорогого на свете. Если б меня призвал царь и сказал: “Кузнец Вакула, проси у меня всего, что ни есть лучшего в моем царстве, все отдам тебе. Прикажу тебе сделать золотую кузницу, и станешь ты ковать серебряными молотками.” “Не хочу, - сказал бы я царю, - ни каменьев дорогих, ни золотой кузницы, ни всего твоего царства: дай мне лучше мою Оксану!” Оксана: Видишь, какой ты! А знаешь, Вакула, у Одарки новые черевички, и такие хорошие, и с золотом! Хорошо Одарке, у нее есть такой человек, который все ей покупает, а мне некому достать такие черевички. Вакула: Не тужи, моя ненаглядная Оксана! Я тебе достану такие черевички, какие редкая панночка носит. Оксана: Ты? Посмотрю я, где ты достанешь черевички, которые могла бы я надеть на свою ногу. Разве принесешь те самые, которые носит царица. Вакула: Видишь, каких захотела!
Оксана: Да (обращается к классу). Будьте вы все свидетели: если кузнец Вакула принесет те самые черевички, которые носит царица, то вот мое слово, что выйду тот же час за него замуж. Выводы. Труд и любовь — основа народной жизни. Эта мысль пронизывает повесть «Ночь перед Рождеством» Мужественно, упорно борется за свою любовь кузнец Вакула. Да и как не бороться, если Вакула не может жить без Оксаны! Приключения Вакулы на пути к счастью. Образы Солохи, Чуба, черта в повести.
Выступление 2 группы –презентация повести «Майская ночь, или

Утопленница»
Цель презентации: выяснить, какую роль играют в тексте описания природы, в чем их своеобразие; проследить, как вводится в повесть легенда о сотниковой дочке, какова ее роль в движении сюжета, обратить внимание на композицию повести. План работы над презентацией. «Майская ночь, или Утопленница»: Расскажите коротко о сюжете повести, назовите имена действующих лиц, зачитайте описание внешности Ганны. Найдите и прочитайте выразительно одну из страшных легенд повести (главы 1, 4,5). Что вас поразило, заставило задуматься, огорчиться в этой легенде? За что парубки расправились с головой (сельским старостой)? Как они проучили старосту? На чьей вы стороне? Зачитайте описание природы, заставившее вас насладиться пейзажем. Что в повести фантастика, легенда, а что — правда? (приведите доказательства). Как по-вашему, хорошо это или плохо — уметь читать? Как этот вопрос связан с повестью, с кем из героев? (рассказ с опорой на слайды- приложение 2) Выводы: «Майская ночь, или Утопленница» - гимн природе и торжествующей любви. Выразительное чтение отрывка «Знаете ли вы украинскую ночь?...» Мы испытываем очарование лунной ночи. Как же должны быть красивы и счастливы люди, живя в этом прекрасном мире! Образы Левко и Ганны. Описания внешности раскрывают характеры героев. В повести тесно переплетены мир реальный и вымышленный. Их связывает мир природы. Легенды вплетены автором в оживший мир украинской природы.
Выступление 3 группы с презентацией повести «Пропавшая грамота»

Задание группе : составить план рассказа деда , как «ведьмы играли с покойным дедом в дурака»; пересказать эпизоды повести; приготовить иллюстрации к повести и рассказ по иллюстрации. План презентации. Какие фрагменты текста построены как описание? Прочитайте выразительно описание ярмарки или нечистой силы. Перескажите кратко истории деда. Перескажите фрагмент «Дед у нечистой силы» Защита своих иллюстраций к повести. Выводы по вопросу: А.С.Пушкин «определяет жанр «Руслана и Людмилы» как сказку, а Гоголь В подзаголовке к «Пропавшей грамоте» пишет, что это «быль, рассказанная дьячком...» Верите ли вы автору? Как бы вы сами определили жанр произведения, которое прочитали? В.Г.Белинский назвал «Вечера ...» «поэтическими грезами» г-на Гоголя. Как вы понимаете это выражение? (Греза- мечта, призрачное видение, сон)
V Итог урока. Оценки. Комментарий. Рефлексия.
Почему мы называем повести «Вечера на хуторе близ Диканьки» романтическими? В чем видит автор прочную основу жизни народа? Что мешает людям, по мнению Гоголя, жить красиво и счастливо? Что вам понравилось в презентациях?