"Бесконечная загадка"

Автор: Чистова Татьяна Викторовна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ МПЛ г. Димитровграда Ульяновской области
Населённый пункт: г. Димитровград Ульяновской области
Наименование материала: Конспект урока
Тема: "Бесконечная загадка"
Дата публикации: 24.08.2015







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Чистова Т.В.,

г. Димитровград Ульяновской области,

МБОУ педагогический лицей

«Бесконечная загадка»

(по произведениям Р. Брэдбери и С. Дали, 11 класс, 2 часа)

Цели урока:
проверить знания рассказов Р. Брэдбери и понимание сюрреалистических картин С. Дали; учить комплексному анализу художественного произведения, внимательному отношению к детали; совершенствовать навык устной монологической речи, развивать умение грамотно формулировать свои мысли; развивать логическое и абстрактное мышление старшеклассников; развивать художественный вкус школьников; развивать творческие способности учащихся, их артистизм; стимулировать стремление старшеклассников к познанию себя и окружающего мира, поиску смысла жизни, к самопознанию, саморазвитию и самореализации; воспитывать чувство ответственности перед собой, людьми, миром.
Формирование общих учебных умений:
Умения, связанные с познавательной деятельностью: учить детей выделять и формулировать учебную проблему, найти адекватные пути ее решения; использовать для познания следующие методы: наблюдение, опыт, исследование учит- выбирать (отбирать) нужную информацию, различать существенное и несущественное, находить и выделять значимые функциональные связи и отношения между частями целого, выделять причинно-следственные связи между явлениями, сравнивать, сопоставлять поученную информацию, обобщать, делать выводы; учить работать согласно выработанному алгоритму, комбинировать известные алгоритмы деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартное применение одного из них. В информационно-коммуникативной деятельности: развивать у старшеклассников навыки монологической и диалогической речи, обучать школьников умению вступать в речевое общение, участвовать в диалоге, владеть умениями и навыками эффективного слушания (понимать точку зрения собеседника, признавать право на иное мнение); учить старшиклассников осуществлять самостоятельный поиск информации с использованием различных источников: учебных текстов, справочных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета, ее обработку и словесное представление. В рефлексивной деятельности: учить школьников умению организовывать свою самостоятельную деятельность (постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств); развивать навыки контроля и оценки своей деятельности; учить школьников умениям искать и устранять причины возникших трудностей.
Вид урока:
урок-размышление, межпредметный урок
Форма урока:
урок-состязание, групповая работа, элементы исследовательской деятельности рассказов Р. Брэдбери и картин С.Дали.
Предварительная работа:
класс разделен на 3 группы, каждая из которых выполняет следующие задания: 1. Прочитать рассказы Р. Брэдбери “Космонавт”, “О скитаниях вечных и о Земле...”, “Синяя бутылка”. 2. Представить один из 1
рассказов и составить по нему вопросы для других команд. 3. Подготовить проект «Афиша к одному из рассказов Р. Брэдбери».
Педагогический технологии, основанные на компетентностном и

деятельностном подходах
: технологии проблемно-диалогического обучения, технология межличностного взаимодействия, технология развивающего обучения, технология опережающего обучения, обучение с применением опорных схем, ИКТ, игровые технологии, здоровье сберегающие технологии.
Оформление урока:
мультимедийная презентация, в которую включены видеоролики звездного неба, картины Марса, портреты Р. Брэдбери и С. Дали, репродукции картин С. Дали “Мед слаще крови”, “Анжелюс”, “Анжелюс-Гала”, “Некрофильский источник”, “Атавизм сумерек”, “Одиночество”, “Параноико- критическое одиночество”, “Просвещенные удовольствия”, “Приспособляемость желаний”, “Текучие желания”, “Мягкие часы”, “В поисках четвертого измерения”, “Сахарный сфинкс”, “Тристан и Изольда”, “Приспособление и рука”, “Метаморфозы Нарцисса”, “Портрет Аны Марии ”, “Сад в Льянэ ”, “Христос Сан Хуана де ла Крус”, “Бесконечная загадка” и композиция ученицы “Легкое дыхание”;
на каждой парте или на экране
: небольшой толковый словарь:
Некрополь -
кладбище, на котором похоронены известные люди.
Кода -
1. Заключительная часть музыкального произведения. 2. Добавочный стих в сонете сверх установленных в нем четырнадцати строк.
Критический -
1. Находящийся в состоянии кризиса; переломный. 2. Очень тяжелый, трудный, опасный.
Паранойя -
хроническое душевное расстройство, характеризующееся устойчивыми бредовыми идеями при сохранении в остальном логического мышления.
Атавизм (от лат. ata = “предки”)
- появление у человека, животных или растений признаков, свойственных их отдельным предкам, доказательства исторического развития организмов, их эволюции.
Музыкальное оформление:
песни А. Дольского «Мне звезда упала на ладошку...», отрывок из рок-оперы «Юнона и Авось» А. Рыбникова в исполнении Н. Караченцева и А. Большовой; «Лунная соната» Л. Бетховена.
Эпиграфы:

Эпиграфы под портретами
Смерть - это мой постоянный бой. Я вступаю в схватку в каждом новом рассказе, повести, пьесе...
Р. Брэдбери
Техника моя достигла совершенства, что я даже в мыслях не могу представить такую нелепость, как собственная смерть.
С. Дали

В центре доски:
Честно живем и не верим в наветы, 2
друга порой от души обнимаем, а для чего существуем на свете- не понимаем...
А. Дольский

Ход урока.

I. Организационный момент.

II. Изучение нового материала.

Звучит первый куплет песни А. Дольского “Мне звезда упала на ладошку...”

1.Слово учителя:
Сегодня на наши ладони упали две звезды - Рэй Брэдбери и Сальвадор Дали. Эти два человека были незнакомы друг с другом, хотя жили в одном веке, почти в одно и то же время. Р. Брэдбери - в Америке, а С. Дали часто бывал в этой стране. Чисто субъективно кажется, что у этих людей много общего. Трудно представить художников, о которых слагалось бы такое количество мифов. и все-таки, несмотря на такую свою известность, они не были поняты до конца ни в Америке, ни в Европе, ни в России. Многие из тех, кто говорит, что любит Брэдбери или Дали, произносят это только, чтобы отдать дань моде. А не понимали их, скорее всего, потому, что принимали не за тех: то за борцов против социальной несправедливости, то за мэтров научной фантастики и нового искусства, то за пацифистов, весьма далеких от жизненных реалий. Но они ни то, ни другое и ни третье... они в лучшем случае упали к нам с Марса или Луны. Оба они, живущие в “сверхцивилизованном мире” (США, Испания), очень боялись этой цивилизации. Р. Брэдбери с детства дал зарок не садиться за руль автомобиля и не летать на самолетах. Однажды друг С. Дали привел его в метро. Дали устроил там истерику и больше никогда не спускался под землю. Оба они встретили женщину, которой посвятили всю свою жизнь. Причем известно, что после знакомства с Маргарит Маклюр Р. Брэдбери сжег на другой же день большую часть своих произведений, а С. Дали стал известен только после встречи с Галой, которая, собственно, и вдохновляла его на создание всех шедевров - после ее смерти Дали не написал ни одной картины. Оба они объявили борьбу со Смертью, но оба боялись ее. Брэдбери в шесть лет похоронил дедушку и сестренку, умершую от пневмонии, и с тех пор не засыпал при погашенном свете, а Дали считал смерть просто невозможной при его гениальности. Действительно, оба они - фантасты, мистики, но и лирики. Они поднимали одни и те же темы: одиночества, Света и Мрака, Жизни и Смерти, поиска смысла жизни. Поэтому сегодня мы попытаемся разгадать их бесконечные загадки, сопоставляя рассказы Р. Брэдбери и картины С. Дали. Для того чтобы вам легче было понять картины художника, используйте словарь. Сегодня у нас урок-конкурс. Условия игры вам известны. Каждая из команд представляет один из рассказов Р. Брэдбери и задает вопросы следующей команде. Если у третьей команда появится дополнение, вы можете выступить. Наше состязание судит строгое, но компетентное жюри. Их оценку мы услышим в конце урока.
2. Вопросы и задания первой группы по рассказу Р. Брэдбери “Космонавт”.
3

1. Определите основной мотив начала рассказа и найдите его в картинах С.

Дали.
(С одной стороны, предчувствие смерти, взрыва, чего-то неприятного, чувство одиночества; с другой - ожидание праздника. Это же можно увидеть на картинах С. Дали: “Портрет Аны Марии”, “Анжелюс-Гала” (напряженные позы героев, картина Мили на стене, одна рука героини женская, другая – мужская; складки на юбке Галы напоминают мужскую руку – женщина истосковалась по мужской ласке, нежности, любви); «Сад в Льянэ» (маленький, но уютный домик на небольшом кусочке земли, покой и тишина, разлитые в простом пейзаже – это то, к чему стремятся обычные люди); “Анжелюс”. (История «Анжелюса» необыкновенна. Картину с таким названием до Дали написал испанский художник Мили. На картине изображены мужчина и женщина, склонившиеся над чем-то, только присмотревшись, можно понять, что двое взрослых наклонились над телом умершего ребенка, и становится жутко от их напряженных фигур, от этого мрачного жизненного сюжета, который виден только при внимательном прочтении. В «Анжелюсе» Дали запечатлена замершая тишина, разлитая в воздух, но создается впечатление, что вот-вот произойдет взрыв - и вся красота исчезнет. «Анжелюс» – предостережение художников от поспешных необдуманных выводов и поступков). 2.
В чем своеобразие композиции рассказа?
(Нарушение хронологии времени. Самое важное здесь чувства людей, а не сюжет. Ощущение Анжелюса!). 3.
Как меняется отец на Земле и чем отличается этот приезд отца? Почему?
(Учащиеся находят эпизоды в тексте рассказа, где рассказывается о пребывании отца дома, и делают вывод о том, что оно было не похоже на предыдущие его приезды – отец сам очень хотел остаться, но не смог, он как бы предчувствовал свою смерть) 4.
Почему отец не рассказывал о полетах, не привозил подарков, кроме

марсианских камней?
(Отец боялся “приручить” мальчика к своей профессии, а матери не хотел делать еще больнее) 5. Чтение по ролям отрывка (последний обед
). Почему отец так и не решился

остаться?
(К сожалению, он понял в самый последний момент, что земной дом для него золотая клетка, а он в нем, как канарейка). Космос притягивает отца. Это его эгоизм? Или работа? В каких картинах С. Дали показана эта сложность переживаний героев - отца и матери? ( “Тристан и Изольда” (Герои картины – обобщенные образы мужчины и женщины, она крепко связана с землей, ее держат путы обязанностей, долгов, он же весь устремлен к небу: не случайно на голове у него вместо волос – одуванчик. Оба они невероятно страдают – это доказывают трещины на теле, нервно вытянутые (у нее) и неестественно сложенные на груди (у него) руки); “Атавизм сумерек”(В этой картине мысль художника углубляется: удержать мужчину невозможно, даже если «привязать» к нему тяжелые мешки. А женщина, склонившая перед ним голову, понимает, что ее просьба обречена – не случайно вместо лица у мужчины череп, словно его уже нет рядом с женщиной, осталось только тень. Но это и своеобразное предчувствие художника печального конца.) -
Почему после этого обеда отец говорит с сыном о космосе? (Боится за него,

боится повторения - атавизма)
6. Инсценировка (разговор матери и сына на фоне “Лунной сонаты” Л. Бетховена). 4

Какую роль играют в рассказе образы подсолнуха и солнца?
(Подсолнух - память об отце: и страшно, и в то же время она чувствует себя не совсем одинокой. главное в этом рассказе не проблемы космические, а семейные, проблемы любви, понимания, одиночества).
-Почему матери легче считать отца умершим? Это тоже эгоизм? (Но она

должна жить - для сына!)

7. Ожидали ли вы такой финал рассказа? Как вы думаете, не жестоко ли

распорядился Брэдбери судьбой своих героев?
(Жестоко, но такова жизнь). 5

3. Слово учителя:
Несмотря на такой печальный конец, все-таки все мы хотя бы иногда ощущаем себя космонавтами, у каждого из нас есть своя мечта.
Посмотрите кинофрагмет из оперы «Юнона и Авось». Как он связан с

содержанием и идей рассказа Брэдбери?

4. Слово учителя:
Один из лучших рассказов Брэдбери - “О скитаниях вечных и о Земле”, повествующий о воскрешении в далеком будущем американского писателя Томаса Вулфа. Но делает ли это воскрешение героев счастливыми? Слово второй команде.
5. Вопросы и задания второй команды.

1. Почему Генри Уильям Филд решил уничтожить свои рукописи, которые

он создавал в течение 70 лет и он обратился к старым книгам и выбрал

именно Вулфа?
(Они никому не нужны, написано, на его взгляд, неталантливо. Во-первых, Вулф – гении, во-вторых, у него сложился план новой книги, но он умер. Филд искал писателя со смыслом, а искать во времени - значит искать само время - четвертое измерение.
2. Какую роль играет время в рассказе Брэдбери и на картинах Дали?

Найдите на картинах Дали выражение этой же мысли.
(Учащиеся подбирают по тексту отрывки, в которых упоминается о времени, подбирают картины Дали и делается вывод. И в рассказе, и на картинах художника (“В поисках четвертого измерения”, “Мягкие часы”), «показывается» точное время, но, по высказыванию С. Дали, конкретное время превращается в ирреальность, в растянутое, мягкое, правда, идет оно так же жестоко...) Только в нем все может оказаться не таким, каким кажешься (тень Анжелюса!). Картина Дали “В поисках четвертого измерения”).
3. Почему Вулф не сразу соглашается писать о Марсе и продолжает писать

даже после того, как отключается машина времени?
(Он считает, что это не его время, но могил: ее запах, комната как склеп и свет - все это дает почувствовать дыхание смерти и жизни, и он соглашается, потому что, как всякий другой, хочет жить, творить, ведь он - творческий человек).
4.На какой картине С. Дали отражена эта же мысль? (
Он сильнее времени. Это последнее, что он может дать людям, сверх того, что уже оставил. Он великий человек, гений. На последней «коде» такие люди играют сильнее, чище, красивее предыдущего - “Некрофильский источник” - и вновь тень Анжелюса!).
5. Что поразило Филда в книгах Вулфа?

6.

Инсценирование эпизода (уход Вулфа).

Почему в новую книгу Вулф

переносит слова из старой и даже название дает старое?
(Все-таки он 6
земной человек, ищет покоя для своей души на земле, это проявление его ностальгии. А может быть, писатель задумался над такой проблемой, как связь времен, сам герой хочет « связать» разное время).
7. Как вы понимаете эпилог рассказа и смысл названия?

6. Слово учителя:
Да, действительно, все мы скитальцы во времени, но каждый должен жить в свое время и творить в свое время. А. С. Пушкин сейчас не мог бы быть Пушкиным, он был бы кем-то другим. Все люди не должны нарушать связь времен, потому что все они - вехи, ступеньки на пути восхождения нашей цивилизации, наших душ, которые все-таки ищут покоя. Третий рассказ - “Синяя бутылка”, наверное, наиболее сложный и самый загадочный.
7. Вопросы и задания третьей группы.

1. Найдите ключевое слово в описании Марса в самом начале рассказа и

объясните его смысл?

Найдите эти мотивы на картинах Дали
. (Основной мотив рассказа и картин – это мотив смерти, разрушения. (“Сахарный сфинкс”, “Анжелюс” и др.)) 2. Инсценирование эпизода (обнаружение синей бутылки).
Почему Крейг не

обратил внимания, что это и есть та самая синяя Бутылка, о Бэк ее отдает?
(Он не ищет ее, живет просто одним днем, его время еще не пришло. Он видит в жизни только живое. Ему вообще не нужен поиск. Весь смысл его жизни - в поиске, он сам подсознательно хочет продлить жизнь). 7

3. Почему толстяк ходит с винтовкой? Найдите эту мысль на картинах С.

Дали.
(Толстяк боится бутылку, ведь про нее рассказывают страшные вещи. А может быть, просто по привычке, ведь почти все в жизни можно достать силой. “Просвещенный удовольствия” (Все завоевание человечества связаны с чем-то страшным: смертью, убийством, предательством… От них остается тень, память. Художник боится повторения ужасных событий. Изображение кузнечика и головы льва – символы страха, которым одержим С. Дали)).
4. Что же искали другие и Бэк в этой бутылке? Почему?
(Смерть, он испытывал критическое одиночество, дошел до точки).
5. На каких иллюстрациях С. Дали показано это состояние человека
? (“Параноико-критическое одиночество” (для машины, изображенной на картине, нет выхода, раньше она предпринимала попытки выбраться из тупика, но, видимо, это было давно, она заросла травой, покрылась мхом; хотя где-то далеко видно такое же отверстие, но оно недоступн., Крестообразная тень на стене, разрушение, старость - символы безысходности и одиночества); “Метаморфозы Нарцисса” (С. Дали переосмысливает известный миф: его герой – не самовлюбленный красавец, эгоист, а глубоко несчастный, одинокий, непонятый и отторгнутый людьми человек; цветок «вылупляется» из яйца, как и все живое на свете, рождение его должно приносить радость, но он никому не нужен – толпа людей стоит вдалеке, им нет до него никакого дела); “Одиночество”(Фигура главного героя слилась со скалой, он отвернул от зрителей лиц, наверное, оно страшно обезображено тоской, ужасом одиночества. Над ним безоблачное, равнодушное небо; вдали – вымершая степь. Вспоминаются слова А. П. Чехова: “Одинокому везде пустыня”. Одинока душа!)
6.Как Дали выразил свое отношение к желаниям?
(“Приспособление желаний”, “Рука и приспособление”, “Мед слаще крови” (Человек страшен в своих желаниях, хотя часто придает им достаточно привлекательный вид. Порой же желания человека имеют просто разрушительную силу); “Текучие желания” (Текучие – значит, повседневные, текущие. В центре картины – старый футляр скрипки. Может быть, люди искали когда-то возвышенное, но “текущее” опустошило их, они слишком «приземлились», стали злыми, подлыми, пустыми дырками (один из героев, видимо, подливает кипяток, а может быть, и яд другому)).
7. Почему рассказ заканчивается тем, что Крейг находит бутылку, но в

отличие от других не умирает?
(Он не дошел до этой грани).
. Что же такое

синяя бутылка?
(Поиск... Смерть... Жизнь... У каждого свое в свое время...)
Песня Дольского до конца.
(Есть другой путь!)
8. Слово учителя:
Да, у человека должен быть другой путь и могут быть другие желания. Послушайте песню А. Дольского до конца (звучит песня). Вот они, обычные, реальные желания человека. Мы не должны быть одинокими в душе, должны 8
жить в свое время, нести добро и счастье. Прежде всего, человек должен быть сам звездой. Но не всегда это удается человеку в одиночку. Да, все мы ходим под крестом, прав С. Дали (картина “Христос Сан Хуана де ла Крус”) . Но вот перед вами композиция нашей выпускницы. На ней изображена женщина, уходящая в мир иной, но она смотрит на нас и как бы просит, чтобы ей протянули руку, позвали, оставили здесь. Наверное, ни Дали, ни Брэдбери не стали бы великими, если бы рядом с ними не были Гала и Маргарит. Дай бог, чтобы ваши жизни дольше горели, чтобы рядом были люди, протягивающие вам руки, чтобы они помогали вам разгадать бесконечную загадку - нашу жизнь, понять ее смысл, смысл каждого дня на этой Земле. Посмотрите на картину Сальвадора Дали “Бесконечная Загадка”. Что вы на ней видите? Да, образов много, но чтобы их разгадать, нужно жить. Да, мы скитальцы, души наши будут жить вечно в поисках смысла, счастья, понимания, но когда-нибудь тело наше обретет покой на бренной нашей Земле. Так пусть дольше не гаснут ваши жизни и как можно дольше горит в них огонь желания разгадывать бесконечные загадки. (Учитель обращается к эпиграфам урока.)
III. Слово жюри.

IV. Выставление оценок в группах.

V. Домашнее задание:
написать сочинение “Над чем я задумался, читая рассказы Р. Брэдбери и рассматривая картины С. Дали?” 9
Иллюстрация выполнена ученицей Чистовой А. Наверное, ни Дали, ни Брэдбери не стали бы великими, если бы рядом с ними не были Гала и Маргарит. Дай бог, чтобы ваши жизни дольше горели, чтобы рядом были люди, протягивающие вам руки, чтобы они помогали вам разгадать бесконечную загадку - нашу жизнь, понять ее смысл, смысл каждого дня на этой Земле. Посмотрите на картину Сальвадора Дали “Бесконечная Загадка”. Что вы на ней видите? Да, образов много, но чтобы их разгадать, нужно жить. Да, мы скитальцы, души наши будут жить вечно в поисках смысла, счастья, понимания, но когда-нибудь тело наше обретет покой на бренной нашей Земле. Так пусть дольше не гаснут ваши жизни и как можно дольше горит в них огонь желания разгадывать бесконечные загадки. (Учитель обращается к эпиграфам урока.)
III. Слово жюри.

IV. Выставление оценок в группах.

V. Домашнее задание:
написать сочинение “Над чем я задумался, читая рассказы Р. Брэдбери и рассматривая картины С. Дали?” 10