МИФ в професии "Повар, кондитер"

Автор: Жадан Иван Алексеевич
Должность: преподаватель математики, физики, информатики
Учебное заведение: ГБПОУ РО "КТС и А"
Населённый пункт: г.Каменск-Шахтинский
Наименование материала: Программа междесциплинарного кружка
Тема: МИФ в професии "Повар, кондитер"
Дата публикации: 03.10.2015







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Министерство общего и профессионального образования Ростовской области Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Ростовской области «Каменский техникум строительства и автосервиса»
Программа

междисциплинарного кружка

«МИФ в профессии «Повар, кондитер»»
Составитель: Жадан И.А. 2015 1

Содержание
1. Пояснительная записка 3 2. Календарно-тематическое планирование 8 3. Список литературы 11 2

Пояснительная записка
Для жизни в современном обществе важным является формирование профессиональных навыков, проявляющегося в определенных умениях и навыках. В процессе профессиональной деятельности в арсенал приемов и методов человеческого мышления естественным образом включается индукция и дедукция, обобщение и конкретизация, анализ и синтез, классификация и систематизация, абстрагирование и аналогия. В настоящее время компьютерная техника и информационные технологии позволяют автоматизировать обработку информации различной структуры. Поэтому специалистам любой отрасли необходимо уметь работать на компьютере, иметь навыки работы с современным программным обеспечением. Техническое и программное обеспечение позволяет на практике познакомить обучающихся с основами компьютерных технологий, подготовить их к жизни и работе в условиях информационно развитого общества. Программа составлена таким образом, чтобы получить, расширить и усовершенствовать знания, умения и навыки обучающихся, в профессиональной области. Очень часто изучая ту или иную тему, обучающихся задаются вопросом: « Где можно применить полученные знания?». Возникает вопрос о прикладном характере дисциплин. Связь преподавания дисциплин с практической деятельностью помогает понять жизненную необходимость знаний, приобретаемых в учебном заведении. Программа делится на несколько блоков. В каждый блок вносятся сведения теоретического характера. Здесь обучающиеся с минимальными сведениями знакомятся с понятием «задача», осознают значения задачи в науке, жизни и в выбранной ими профессии, знакомятся с различными сторонами работы с задачей. Решение задач – один из основных методов обучения. С помощью решения задач обобщаются знания о конкретных объектах и явлениях, создаются и решаются проблемные ситуации, формируют практические и интеллектуальные умения, формируются такие качества личности, как целеустремленность, настойчивость, аккуратность, внимательность, дисциплинированность, развиваются эстетические чувства, формируются творческие способности. И в период ускорения научно – технического процесса на каждом рабочем месте необходимы умения ставить и решать задачи. Поэтому целью данного кружка является формирования умений работать с задачами профессиональной направленности. Последовательно это можно сделать в рамках предлагаемой ниже программы,
целями
которой являются:
-
развитие творческих способностей, логического мышления, расширение общего кругозора обучающихся в процессе рассмотрения различных практических задач;
-
реализовать в наиболее полной мере интерес обучающихся к изучению современных информационных технологий; 3

-
раскрыть основные возможности, приемы и методы обработки информации разной структуры;
-
развивать у обучающихся информационную культуру;
-
создать условия для внедрения новых информационных технологий в учебно-воспитательный процесс;
-
овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин;
-
интеллектуальное развитие
,
формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе: ясность и точность мысли, критичность мышления, интуиция, логическое мышление;
-
формирование профессиональных навыков через оценку собственных возможностей в усвоении математического материала на основе решения различного типа задач профессиональной направленности;
-
создание условий для развития личности обучающихся;
-
приобретение опыта индивидуальной и коллективной деятельности при решении задач. Достижение целей обеспечено посредствам решения
следующих задач
:
-
формирование практических навыков работы на компьютере;
-
формирование умения планировать свою деятельность;
-
формирование математического аппарата для решения практических задач, смежных предметов окружающей реальности;
-
привитие интереса к дисциплинам посредствам применения информационных технологий;
-
воспитание убежденности в возможности познания законов природы, в необходимости разумного использования достижений науки и техники , отношения к физике, математике, информатике как к элементу общечеловеческой культуры;
-
совершенствование полученных знаний и умений;
-
развитие умений и навыков обучающихся самостоятельно работать с научно-популярной литературой, умений практически применять полученные знания в жизни, развитие творческих способностей, формирование у обучающихся активности и самостоятельности, инициативы;
-
формирование логического мышления, посредством решения задач;
-
возможность заинтересовать дисциплинами более «слабых» обучающихся.
Основные формы проведения кружковой работы:
1. Комбинированное тематическое занятие:
-
выступление преподавателя или обучающихся;
-
самостоятельное решение задач по избранной определённой теме;
-
разбор решения задач;
-
решение задач профессиональной направленности;
-
ответы на вопросы обучающихся;
-
работа с научно - популярной литературой и интернетом. 2. Занятия организованы по принципу (теория- практика):
-
беседа; 4

-
практикум;
-
семинар;
-
круглый стол;
-
рассказ;
-
работа в парах;
-
работа малыми группами;
-
презентации;
-
работа с электронными карточками. Текущий контроль уровня усвоения материала осуществляется в результате выполнения обучающимися самостоятельных работ. Итоговый контроль –(в конце курса) проводится в форме презентации творческой работы в соответствии с требованиями и критериями оценивания. Для изучения интереса обучающихся к предложенному курсу проводится два анкетирования: в начале и в конце курса. Курс состоит из 3 блоков : « Математика», «Физика», «Информатика» проводятся вводное и итоговое занятие, защита презентаций. Каждый блок состоит из теоретической части, представленной в виде беседы или рассказа, которые имеют не только познавательное, но и воспитательное значение, и практической части – направленной на систематизацию и обобщение знаний обучающихся, закрепление и развитие умений и навыков, необходимых для профессиональной деятельности. Дифференцированный подход к обучению обучающихся осуществляется за счёт выбора заданий. Занятия кружка способствуют развитию и поддержке интереса обучающихся, дают возможность расширить знания и умения, полученные в процессе учебы, создают условия для всестороннего развития личности. Занятия кружка являются источником мотивации учебной деятельности обучающихся, дают им глубокий эмоциональный заряд. Программа кружка адресована обучающимся по профессии «Повар, кондитер» и является логическим продолжением изучения дисциплин естественнонаучной направленности. Программа рассчитана на 1,5 года обучения. Образование осуществляется в виде теоретических и практических занятий – 1 час в неделю. Планирование работы кружка составлено на 96 занятий. Особенностью программы является ее сквозной характер, непрерывность изучения тем по разделам. Разработка данной программы есть творческая переработка, структурирование имеющегося материала, адаптированного применительно к обучению по данной профессии, а также к дальнейшему продолжению обучения в ВУЗах. В результате изучения программы кружка обучающийся должен:
знать/понимать
5
 как используются математические формулы, примеры их применения для решения математических и практических задач;  смысл идеализации, позволяющей решать задачи реальной действительности математическими методами, примеры ошибок, возникающих при идеализации;  устройства и принцип действия приборов, с которыми выполняются наблюдения, измерения или опыты;  способы измерения физических величин.
уметь
 выполнять арифметические действия с числами;  решать текстовые задачи алгебраическим методом, интерпретировать полученный результат, проводить отбор решений, исходя из формулировки задачи;  умение пользоваться интернетом;  умение работать с офисным пакетом прикладных программ;  работать с рисунками и фотографиями с помощью ПК;  работать со звуками и видеоизображениями..
использовать приобретенные знания и умения в практической

деятельности и повседневной жизни для:
 выполнения расчетов по формулам, составления формул, выражающих зависимости между реальными величинами; нахождения нужной формулы в справочных материалах;  моделирования практических ситуаций и исследования построенных моделей с использованием аппарата алгебры;  описания зависимостей между физическими величинами, соответствующими формулами при исследовании несложных практических ситуаций;  классифицировать предложенную задачу;  анализировать физическое явление;  последовательно выполнять и проговаривать этапы решения задач;  составлять простейшие задачи;  решать комбинированные задачи;  владеть различными методами решения задач;  владеть методами самоконтроля и самооценки.  самостоятельно анализировать полученные результаты и делать выводы,  составлять отчет о проделанной работе. Таким образом, курс кружка предусматривает закрепление у обучающихся общеучебных, профессиональных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. Результатом освоения обучающимися ППКРС являются
общие

компетенции (ОК)
, определенные во ФГОС СПО по данной профессии: ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач. 6
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности. ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.
Календарно-тематическое планирование
Особенностью кружка является междисциплинарных характер рассматриваемых вопросов, использующий знания обучающихся по физике, информатике и математике. Кружок состоит из трех блоков: математика, физика, информатика.
Блок 1. Математика



Тема занятия

Кол-во

часов
1 Натуральные числа. Обыкновенные дроби. Действия с обыкновенными дробями. 2 2 Десятичная дробь. Действия с десятичными дробями. 2 3 Совместные действия с обыкновенными и десятичными дробями. 1 4 Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями. 2 5 Проценты. Задачи на проценты. Простой процентный рост. 2 6 Приближенные значения. Округление чисел. 2 7 Отношения и пропорции. 2 8 Задачи на пропорциональные отношения 2 9 Целые числа. Действия с положительными и отрицательными числами. 2 10 Решение планиметрических задач. 4 11 Решение стереометрических задач. 4
Итого

25

Блок 2. Физика



Тема занятия

Кол-во

часов
1 Механика жидкостей и газов. 1 2 Сила тяжести, масса, вес тела. 1 3 Решение задач. Движение связанных тел с учетом массы нити 1 4 Силы взаимодействия между молекулами Температура, плотность и внутренняя энергия с точки зрения МКТ 1 5 Броуновское движение. Диффузия газов. Распределение 1 7
как способ задания состояния физических систем. 6 Решение задач. Определение средней скорости движения молекул с целью выявления зависимости скорости от температуры и рода газа 1 7 Решение задач. Расчет средней кинетической энергии движения газовых молекул 1 8 Решение задач. Нахождение связи между макро и микро параметрами газа. 1 9 Давление жидкости. Выталкивающая и подъемная сила. 1 10 Сжижение газов. Водяной пар в атмосфере. 11 Парциальное давление пара и его нахождение. Абсолютная и относительная влажность воздуха. 1 12 Свойства жидкостей. Смачивание. Капиллярность. 1 13 Аморфные тела и их свойства.. 1 14 Кристаллы Свойства твердых тел. Тепловое расширение твердых тел и жидкостей 1 15 Решение задач. Определение относительной влажности воздуха 1 16 Решение задач. Нахождение массы испарившейся воды по известным параметрам 1 17 Решение задач. Зависимость парциального давления от влажности воздуха и температуры 1 18 Источники энергии и тепловые двигатели. Условия необходимые для работы тепловых машин. 1 19 Холодильная машина. Холодильный коэффициент. Зависимость P(V) для холодильной машины. 1 20 Решение задач. На нахождение холодильного коэффициента 1 21 Электрический ток в различных средах 1 22 Решение задач. Электрический ток в жидкостях 1
Итого

22

Блок 3. Информатика

№ Тема занятия

Кол-во

часов
1 Объекты текстового документа и их параметры. Способы выделения объектов текстового документа 2 2 Создание и редактирование текстового документа. Форматирование текста 5 3 Оформление текста в виде таблицы 2 4 Включение в текстовый документ графических объектов 3 5 Понятие мультимедиа-технологии. Выбор дизайна презентации 2 8
6 Ввод текстовой информации на слайды 2 7 Рисунки и графические примитивы на слайдах. Использование анимации в презентации 4 8 Звук в презентациях. Переходы между слайдами 2 9 Ввод рисунков и фотографий. Преобразования рисунков и фотографий 4 10 Создание рисунков. Редактирование рисунков 4 11 Форматы видео и музыкальных файлов. 1 12 Операции над музыкальными файлами 2 13 Системы обработки числовых данных. Электронные таблицы Excel. Основные понятия. 1 14 Ввод информации в ячейки. Встроенные, математические функции 4 15 Сортировка и поиск данных. Построение диаграмм и графиков. 3 16 Локальные и глобальные вычислительные сети. 1 17 Создание сайта 5 18 Публикация в СМИ 2
Итого

49
9

Список литературы
1. «Учимся решать задачи» А.И.Ромашкевич. «Дрофа»,2007. 2. «Факультативный курс физики 10 класс». Авторы: О.Ф. Кабардин, В.А. Орлов, Н.И. Шефер. Москва «Просвещение» 1987 г. 3. «Творческие задачи по физике». Автор Разумовский В.Г. Москва, «Просвещение», 1986.
4.
Методика факультативных занятий под ред. О.Ф. Кабардина.- М.: Просвещение, 1989. 5. Черкасов О.Ю. Математика. Справочник / О.Ю.Черкасов, А.Г.Якушев. -М.: АСТ-ПРЕСС ШКОЛА, 2009г.; 6. Математические олимпиады в школе, 5-11кл./А.В.Фарков.-М.: Айрис- пресс, 2004г.; 7. Свиридова М.Ю. Электронные таблицы Excel: учеб. пособие для нач. проф. образования – М.: Издательский центр «Академия», 2007.–144 с. 8. Потапова И.И. Калькуляция и учёт: учеб. пособие для нач. проф. образования – М.: Издательский центр «Академия», 2007.–160 с. 10