Автор: Жадан Иван Алексеевич Должность: преподаватель математики, физики, информатики
Учебное заведение: ГБПОУ РО "КТС и А"
Населённый пункт: г.Каменск-Шахтинский
Наименование материала: Программа междесциплинарного кружка
Тема: МИФ в професии "Повар, кондитер"
Министерство общего и профессионального образования Ростовской области
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Ростовской области «Каменский техникум строительства и автосервиса»
Программа
междисциплинарного кружка
«МИФ в профессии «Повар, кондитер»»
Составитель: Жадан И.А.
2015
1
Содержание
1.
Пояснительная записка
3
2.
Календарно-тематическое планирование
8
3.
Список литературы
11
2
Пояснительная записка
Для жизни в современном обществе важным является формирование
профессиональных навыков, проявляющегося в определенных умениях и
навыках. В процессе профессиональной деятельности в арсенал приемов и
методов человеческого мышления естественным образом включается
индукция и дедукция, обобщение и конкретизация, анализ и синтез,
классификация и систематизация, абстрагирование и аналогия.
В настоящее время компьютерная техника и информационные
технологии позволяют автоматизировать обработку информации различной
структуры. Поэтому специалистам любой отрасли необходимо уметь
работать на компьютере, иметь навыки работы с современным программным
обеспечением. Техническое и программное обеспечение позволяет на
практике познакомить обучающихся с основами компьютерных технологий,
подготовить их к жизни и работе в условиях информационно развитого
общества.
Программа составлена таким образом, чтобы получить, расширить и
усовершенствовать знания, умения и навыки обучающихся, в
профессиональной области.
Очень часто изучая ту или иную тему, обучающихся задаются вопросом:
« Где можно применить полученные знания?». Возникает вопрос о
прикладном характере дисциплин. Связь преподавания дисциплин с
практической деятельностью помогает понять жизненную необходимость
знаний, приобретаемых в учебном заведении.
Программа делится на несколько блоков. В каждый блок вносятся
сведения теоретического характера. Здесь обучающиеся с минимальными
сведениями знакомятся с понятием «задача», осознают значения задачи в
науке, жизни и в выбранной ими профессии, знакомятся с различными
сторонами работы с задачей.
Решение задач – один из основных методов обучения. С помощью
решения задач обобщаются знания о конкретных объектах и явлениях,
создаются и решаются проблемные ситуации, формируют практические и
интеллектуальные умения, формируются такие качества личности, как
целеустремленность, настойчивость, аккуратность, внимательность,
дисциплинированность, развиваются эстетические чувства, формируются
творческие способности. И в период ускорения научно – технического
процесса на каждом рабочем месте необходимы умения ставить и решать
задачи. Поэтому целью данного кружка является формирования умений
работать с задачами профессиональной направленности. Последовательно
это можно сделать в рамках предлагаемой ниже программы,
целями которой
являются:
-
развитие творческих способностей, логического мышления, расширение
общего кругозора обучающихся в процессе рассмотрения различных
практических задач;
-
реализовать в наиболее полной мере интерес обучающихся к изучению
современных информационных технологий;
3
-
раскрыть основные возможности, приемы и методы обработки
информации разной структуры;
-
развивать у обучающихся информационную культуру;
-
создать условия для внедрения новых информационных технологий в
учебно-воспитательный процесс;
-
овладение системой математических знаний и умений, необходимых для
применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин;
-
интеллектуальное развитие , формирование качеств личности, необходимых
человеку для полноценной жизни в современном обществе: ясность и
точность мысли, критичность мышления, интуиция, логическое мышление;
-
формирование профессиональных навыков через оценку собственных
возможностей в усвоении математического материала на основе решения
различного типа задач профессиональной направленности;
-
создание условий для развития личности обучающихся;
-
приобретение опыта
индивидуальной и коллективной деятельности при
решении задач.
Достижение целей обеспечено посредствам решения следующих задач :
-
формирование практических навыков работы на компьютере;
-
формирование умения планировать свою деятельность;
-
формирование математического аппарата для решения практических задач,
смежных предметов окружающей реальности;
-
привитие интереса к дисциплинам посредствам применения
информационных технологий;
-
воспитание убежденности в возможности познания законов природы, в
необходимости разумного использования достижений науки и техники ,
отношения к физике, математике, информатике как к элементу
общечеловеческой культуры;
-
совершенствование полученных знаний и умений;
-
развитие умений и навыков обучающихся
самостоятельно работать с
научно-популярной литературой,
умений практически применять
полученные знания в жизни,
развитие творческих способностей,
формирование у
обучающихся активности и самостоятельности,
инициативы;
-
формирование логического мышления, посредством решения задач;
-
возможность заинтересовать дисциплинами более «слабых» обучающихся.
Основные формы проведения кружковой работы:
1. Комбинированное тематическое занятие:
- выступление преподавателя или обучающихся;
- самостоятельное решение задач по избранной определённой теме;
- разбор решения задач;
- решение задач профессиональной направленности;
- ответы на вопросы обучающихся;
- работа с научно - популярной литературой и интернетом.
2.
Занятия организованы по принципу (теория- практика):
-
беседа;
4
-
практикум;
-
семинар;
-
круглый стол;
-
рассказ;
-
работа в парах;
-
работа малыми группами;
-
презентации;
-
работа с электронными карточками.
Текущий контроль уровня усвоения материала осуществляется в результате
выполнения обучающимися самостоятельных работ. Итоговый контроль –(в
конце курса) проводится в форме презентации творческой работы в
соответствии с требованиями и критериями оценивания. Для изучения
интереса обучающихся к предложенному курсу проводится два
анкетирования: в начале и в конце курса. Курс состоит из 3 блоков : «
Математика», «Физика», «Информатика» проводятся вводное и итоговое
занятие, защита презентаций.
Каждый блок состоит из теоретической части, представленной в виде
беседы или рассказа, которые имеют не только познавательное, но и
воспитательное значение, и практической части – направленной на
систематизацию и обобщение знаний обучающихся, закрепление и развитие
умений и навыков, необходимых для профессиональной деятельности.
Дифференцированный подход к обучению обучающихся осуществляется за
счёт выбора заданий.
Занятия кружка способствуют развитию и поддержке интереса
обучающихся, дают возможность расширить знания и умения, полученные в
процессе учебы, создают условия для всестороннего развития личности.
Занятия кружка являются источником мотивации учебной деятельности
обучающихся, дают им глубокий эмоциональный заряд.
Программа кружка адресована обучающимся по профессии «Повар,
кондитер» и является логическим продолжением изучения дисциплин
естественнонаучной направленности.
Программа рассчитана на 1,5 года обучения. Образование
осуществляется в виде теоретических и практических занятий – 1 час в
неделю.
Планирование работы кружка составлено на 96 занятий.
Особенностью программы является ее сквозной характер, непрерывность
изучения тем по разделам.
Разработка данной программы есть творческая переработка,
структурирование имеющегося материала, адаптированного применительно к
обучению по данной профессии, а также к дальнейшему продолжению
обучения в
ВУЗах.
В результате изучения программы кружка обучающийся должен:
знать/понимать
5
как используются математические формулы, примеры их применения
для решения математических и практических задач;
смысл идеализации, позволяющей решать задачи реальной
действительности математическими методами, примеры ошибок,
возникающих при идеализации;
устройства и принцип действия приборов, с которыми выполняются
наблюдения, измерения или опыты;
способы измерения физических величин.
уметь
выполнять арифметические действия с числами;
решать текстовые задачи алгебраическим методом, интерпретировать
полученный результат, проводить отбор решений, исходя из формулировки
задачи;
умение пользоваться интернетом;
умение работать с офисным пакетом прикладных программ;
работать с рисунками и фотографиями с помощью ПК;
работать со звуками и видеоизображениями..
использовать приобретенные знания и умения в практической
деятельности и повседневной жизни для:
выполнения расчетов по формулам, составления формул, выражающих
зависимости между реальными величинами; нахождения нужной формулы в
справочных материалах;
моделирования практических ситуаций и исследования построенных моделей
с использованием аппарата алгебры;
описания зависимостей между физическими величинами, соответствующими
формулами при исследовании несложных практических ситуаций;
классифицировать предложенную задачу;
анализировать физическое явление;
последовательно выполнять и проговаривать этапы решения задач;
составлять простейшие задачи;
решать комбинированные задачи;
владеть различными методами решения задач;
владеть методами самоконтроля и самооценки.
самостоятельно анализировать полученные результаты и делать выводы,
составлять отчет о проделанной работе.
Таким образом, курс кружка предусматривает закрепление у
обучающихся общеучебных, профессиональных умений и навыков,
универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.
Результатом освоения обучающимися ППКРС являются
общие
компетенции (ОК) , определенные во ФГОС СПО по данной профессии:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость будущей профессии,
проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного
выполнения профессиональных задач.
6
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в
профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством,
клиентами.
Календарно-тематическое планирование
Особенностью кружка является междисциплинарных характер
рассматриваемых вопросов, использующий знания обучающихся по
физике, информатике и математике.
Кружок состоит из трех блоков: математика, физика, информатика.
Блок 1. Математика
№
Тема занятия
Кол-во
часов
1
Натуральные числа. Обыкновенные дроби. Действия с
обыкновенными дробями.
2
2
Десятичная дробь. Действия с десятичными дробями.
2
3
Совместные действия с обыкновенными и десятичными
дробями.
1
4
Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями.
2
5
Проценты. Задачи на проценты. Простой процентный
рост.
2
6
Приближенные значения. Округление чисел.
2
7
Отношения и пропорции.
2
8
Задачи на пропорциональные отношения
2
9
Целые числа. Действия с положительными и
отрицательными числами.
2
10
Решение планиметрических задач.
4
11
Решение стереометрических задач.
4
Итого
25
Блок 2. Физика
№
Тема занятия
Кол-во
часов
1
Механика жидкостей и газов.
1
2
Сила тяжести, масса, вес тела.
1
3
Решение задач. Движение связанных тел с учетом массы
нити
1
4
Силы взаимодействия между молекулами Температура,
плотность и внутренняя энергия с точки зрения МКТ
1
5
Броуновское движение. Диффузия газов. Распределение
1
7
как способ задания состояния физических систем.
6
Решение задач. Определение средней скорости движения
молекул с целью выявления зависимости скорости от
температуры и рода газа
1
7
Решение задач. Расчет средней кинетической энергии
движения газовых молекул
1
8
Решение задач. Нахождение связи между макро и микро
параметрами газа.
1
9
Давление жидкости. Выталкивающая и подъемная сила.
1
10
Сжижение газов. Водяной пар в атмосфере.
11
Парциальное давление пара и его нахождение.
Абсолютная и относительная влажность воздуха.
1
12
Свойства жидкостей. Смачивание. Капиллярность.
1
13
Аморфные тела и их свойства..
1
14
Кристаллы Свойства твердых тел. Тепловое расширение
твердых тел и жидкостей
1
15
Решение задач. Определение относительной влажности
воздуха
1
16
Решение задач. Нахождение массы испарившейся воды по
известным параметрам
1
17
Решение задач. Зависимость парциального давления от
влажности воздуха и температуры
1
18
Источники энергии и тепловые двигатели. Условия
необходимые для работы тепловых машин.
1
19
Холодильная машина. Холодильный коэффициент.
Зависимость P(V) для холодильной машины.
1
20
Решение задач. На нахождение холодильного
коэффициента
1
21
Электрический ток в различных средах
1
22
Решение задач. Электрический ток в жидкостях
1
Итого
22
Блок 3. Информатика
№ Тема занятия
Кол-во
часов
1
Объекты текстового документа и их параметры. Способы
выделения объектов текстового документа
2
2
Создание и редактирование текстового документа.
Форматирование текста
5
3
Оформление текста в виде таблицы
2
4
Включение в текстовый документ графических объектов
3
5
Понятие мультимедиа-технологии. Выбор дизайна
презентации
2
8
6
Ввод текстовой информации на слайды
2
7
Рисунки и графические примитивы на слайдах.
Использование анимации в презентации
4
8
Звук в презентациях. Переходы между слайдами
2
9
Ввод рисунков и фотографий. Преобразования рисунков и
фотографий
4
10
Создание рисунков. Редактирование рисунков
4
11
Форматы видео и музыкальных файлов.
1
12
Операции над музыкальными файлами
2
13
Системы обработки числовых данных. Электронные
таблицы Excel. Основные понятия.
1
14
Ввод информации в ячейки. Встроенные, математические
функции
4
15
Сортировка и поиск данных. Построение диаграмм и
графиков.
3
16
Локальные и глобальные вычислительные сети.
1
17
Создание сайта
5
18
Публикация в СМИ
2
Итого
49
9
Список литературы
1.
«Учимся решать задачи» А.И.Ромашкевич. «Дрофа»,2007.
2.
«Факультативный курс физики 10 класс». Авторы: О.Ф. Кабардин, В.А.
Орлов, Н.И. Шефер. Москва «Просвещение» 1987 г.
3.
«Творческие задачи по физике». Автор Разумовский В.Г. Москва,
«Просвещение», 1986.
4.
Методика факультативных занятий под ред. О.Ф. Кабардина.- М.:
Просвещение, 1989.
5.
Черкасов О.Ю. Математика. Справочник / О.Ю.Черкасов, А.Г.Якушев.
-М.: АСТ-ПРЕСС ШКОЛА, 2009г.;
6.
Математические олимпиады в школе, 5-11кл./А.В.Фарков.-М.: Айрис-
пресс, 2004г.;
7.
Свиридова М.Ю. Электронные таблицы
Excel: учеб. пособие для нач.
проф. образования – М.: Издательский центр «Академия», 2007.–144 с.
8.
Потапова И.И. Калькуляция и учёт: учеб. пособие для нач. проф.
образования – М.: Издательский центр «Академия», 2007.–160 с.
10