Напоминание

"Творческая деятельность как неотъемлемая часть воспитания учащихся"

Автор: Князева Елена Алексеевна
Должность: старшая вожатая
Учебное заведение: МОУ "Светлогорская СШ"
Населённый пункт: Нижегородская область, Шатковский район, п.Светлогорск
Наименование материала: Программа "Юные таланты"
Тема: "Творческая деятельность как неотъемлемая часть воспитания учащихся"







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Нижегородская область Администрация Шатковского муниципального района Муниципальное образовательное учреждение Светлогорская средняя общеобразовательная школа «Согласовано» «Утверждаю» Заместитель директора по ВР Директор школы _________/О.В.Рюмикова/ ___________/В.А.Денисова/ Приказ № 252 от 21.09.14г. Срок обучения – 1 год. Автор- составитель: старшая вожатая Е.А.Князева. 2014-2015 учебный год.
Пояснительная записка
Музыкально-эстетическое воспитание и вокально-техническое развитие школьников
должны идти взаимосвязано и неразрывно, начиная с детей младшего возраста, и ведущее место в этом принадлежит кружку вокального пения – и на сегодняшний день основному средству массового приобщения школьников к музыкальному искусству. В кружке вокального пения органически сочетаются фронтальное воздействие руководителя на учащихся, индивидуальный подход, влияние на каждого ученика коллектива, так как занятия проходят небольшой группой из 10 человек, и каждый ребенок пробует свои силы, как в ансамблевом пении, так и в сольном. В условиях коллективного исполнения у школьников развивается «чувство локтя», доверия партнеру и уважение к нему. Участие в ансамблевом пении как совместном действии способствует преодолению проявлений индивидуализма школьников, обусловленного типичными недостатками, присущими организации взаимоотношений ученика и коллектива. При индивидуальном, сольном исполнении песни усиливается чувство ответственности и развивается творческий подход к каждому делу. Ведь для полного номера необходимо не только верно исполнить мелодию и выучить слова, так же должен быть продуман костюм, движения под музыку и общий «образ» песни. Это раскрепощает детей и усиливает их самооценку. Пение – наиболее распространенный и самый доступный вид искусства для всех времен и народов. Доступность искусства пения обусловлена тем, что певческий инструмент не надо «захватывать» - он всегда при себе. Певцами называют таких исполнителей, искусство которых хотя бы элементарно отвечает эстетическим запросам слушателей. Певцы бывают не только профессиональными, ими могут быть и любители. Но и те, и другие должны обладать голосом и слухом. При этом имеется в виду не просто способность говорить и слышать. Пение – искусство музыкальное, поэтому у певцов должен быть музыкальный слух и музыкальный голос. Певческий голос – природный музыкальный инструмент, имеющийся у каждого нормально развитого, здорового человека. Певческий голос отличается от обычного, разговорного приятной окраской звука, которая называется тембром. Другим качеством певца является наличие музыкального слуха. Часто искусство пения называют вокальным искусством.
Цель программы:
• Заинтересовать детей музыкальным искусством как неотъемлемой частью жизни каждого человека; • Научить каждого кружковца владеть певческим голосом.
Задачи программы:

Образовательные:
• Углубить знания детей в области музыки: классической, народной, эстрадной; • Обучить детей вокальным навыкам;

Воспитательные:
• Привить навыки общения с музыкой: правильно воспринимать и исполнять ее; • Привить навыки сценического поведения; • Формировать чувство прекрасного на основе классического и современного музыкального материала;
Развивающие:
• Развить музыкально-эстетический вкус; • Развить музыкальные способности детей; Для работы по данной программе на базе школы, учитывая возрастные и вокальные данные учащихся, занятия проводятся 1раз в неделю по 1 часу. В кружок вокального пения приглашаются дети как младшего школьного, так и старшего школьного возраста. Группы формируются с учетом возрастных особенностей детей. Различием в работе со старшими детьми будет более взрослый песенный материал по содержанию, но не по своему музыкальному языку. В программе кружка вокального пения – индивидуальная и групповая работа с музыкально одаренными детьми, развитие их певческих, голосовых и общемузыкальных данных.
Все занятия вокального кружка строятся по схеме:
— прослушивание музыкального произведения; — разбор текста песни; — работа с труднопроизносимыми словами; — разучивание музыкального произведения; — работа над выразительностью исполнения.
Учебно-тематический план
Учебный план рассчитан на 1 год обучения, занятия 1 раз в неделю, продолжительностью 1час. Количество обучающихся в группе 10 человек. Всего количество часов в год 34.


п/

п

Тема занятий

Кол-во

часов

Дата проведен

по плану

Дата фактич.

проведен
1 Вводное занятие. 1ч 2 Развитие чувства ритма. Игра «Поздоровайся хлопками» 1ч 3 Прослушивание голосов. Игра «Давайте познакомимся». (пропой своё имя) 1ч 4 Распевание. 1ч 5 Просмотр и обсуждение песенных телевизионных проектов «Голос» и «Битва хоров». 1ч
6 Работа с дикцией. 1ч 7 Работа над словами и интонацией в песнях. 1ч 8 Работа над выразительным пением в песнях. 1ч 9 Работа над мелодическими скачками в песнях. 1ч 10 Работа над выученным репертуаром. 1ч 11 Индивидуальные занятия. 1ч 12 Прослушивание классической музыки. 1ч 13 Хоровое пение. 1ч 14 Дуэтное пение. 1ч 15 Сольное пение. 1ч 16 Русские народные песни (с музыкальным сопровождением). 1ч 17 Знакомство с фольклором (без музыкального сопровождения). 1ч 18 Детские эстрадные песни под фонограмму. 1ч 19 Песни из мультфильмов. 1ч 20 Современные популярные песни. 1ч 21 Конкурс караоке. 1ч 22 Выступление на школьных концертах. 1ч 23 Исполнение любимых песен. 1ч 24 Работа с солистами. 1ч 25 Сценический образ исполнителя. 1ч 26 Подбор песен для сольного исполнения. 1ч 27 Современные русские композиторы. 1ч 28 Прослушивание романсов. 1ч 29 Бардовские песни. 1ч
30 Игра «Угадай мелодию». 1ч 31 Просмотр презентации «Российские и зарубежные эстрадные исполнители» 1ч 32 Музыкальные инструменты. 1ч 33 Повтор всего репертуара. 1ч 34 Итоговое занятие. Отчётный концерт. 1ч За 1 год обучения
Должны знать:
— музыку разного эмоционального содержания; — музыкальные жанры (песня, танец, марш); — музыкальные инструменты: фортепиано, скрипку, флейту, балалайку, баян; — знать и понимать термины: солист, оркестр, сольное пение, дуэт, хор; — знать и применять правила сценической культуры; — правила пения и охраны голоса.
Уметь:
— верно петь выученные песни, знать их названия и авторов; — петь напевно, легко, светло, без форсирования звука; — использовать в пении приобретенные певческие навыки; — чисто и выразительно петь выученные песни, иметь среди них любимые: — петь с музыкальным сопровождением и без него; — общаться в социуме в процессе концертной деятельности.

Список литературы
1. Агапова И.А., Давыдова М.А. Мир музыкальных праздников: Методические разработки и сценарии: в 2-х кн.: Кн.1: Начальная школа. – М.: 5 за знания, 2006. – 208с. – (Классному руководителю). 2. Агапова И.А., Давыдова М.А. Мир музыкальных праздников: Методические разработки и сценарии: в 2-х кн.: Кн.2: Средняя школа. – М.: 5 за знания, 2006. – 224с. – (Классному руководителю). 3. Агапова И.А., Давыдова М.А. Развивающие музыкальные игры, конкурсы и викторины. — М.: ООО «ИД РИППОЛ классик», ООО Издательство «ДОМ. XXI век», 2007. – 222с. –(серии «Учимся играючи», «Азбука развития»). 4. Михайлова М.А. Развитие музыкальных способностей детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: «Академия развития», 1997. – 240с., ил. 5. Музыка для преподавателей, воспитателей, классных руководителей 1-7 классов /сост. В.В. Фадин. — Волгоград: Учитель, 2005. – 99с. 6. Радынова О. Музыкальное развитие детей: В 2 ч. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 1997. Ч. 1.– 608 с.: нот. 7. Радынова О. Музыкальное развитие детей: В 2 ч. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 1997. Ч. 2. – 400 с.: нот. 8. Разумовская О.К. Русские композиторы. Биографии, викторины, кроссворды / О.К.Разумовская. – М.: Айрис-пресс, 2008. – 176с. – (Методика)

Содержание программы

Тема 1. Вводное занятие

Содержание.
Организованное занятие. Объяснение целей и задач вокального кружка. Распорядок работы, правила поведения.
Тема 2. Развитие чувства ритма.

Содержание.
Знакомство с понятием «метр», «темп». Игра на ударных музыкальных инструментах ( барабан, бубен, ложки). Игра «Давайте познакомимся» (дети по очереди поют своё имя, имя соседа слева, имя соседа справа, имя руководителя кружка)
Тема 3. Прослушивание голосов.

Содержание.
Прослушивание голосов детей с музыкальным сопровождением и без него.
Тема 4. Распевание.

Содержание.
Разогревание и настройка голосового аппарата обучающихся. Упражнение на дыхание: считалки, припевки, дразнилки.
Тема 5.Просмотр и обсуждение песенных телевизионных проектов «Голос» и «Битва хоров».

Содержание.
Выбор понравившегося голоса. Сила голоса. Тембр голоса. Сценический образ исполнителя. Поведение на сцене, общение со зрителем.
Тема 6. Дикция.

Содержание.
Отчетливое произношение слов, внимание на ударные слоги, работа с артикуляционным аппаратом. Использование скороговорок.
Тема 7. Работа над словами и интонацией в песнях.

Содержание.
Выбрать труднопроизносимые слова и чётко проговаривать их. В целях правильного в интонационном отношении песенного материала следует заранее подобрать в процессе разучивания удобную тональность. Хорошей помощью является пение без сопровождения. Применяется упрощённый
аккомпанемент с обязательным проигрыванием основной мелодической темы. Для создания условий наилучшего интонирования мелодии следует стимулировать тихое пение.
Тема 8.Работа над выразительным пением в песнях
.
Содержание.
Любое исполнение песни - эмоциональное переживание. Руководителю следует дать детям прочувствовать содержание, определить характер исполнения, распределить кульминационные зоны. Большое значение имеет качество показа песни самим учителем.
Тема 9.Работа над мелодическими скачками в песнях.

Содержание.
Определить в песнях мелодические скачки. Попробовать повторить и добиться хорошего результата в исполнении.
Тема 10.Работа над выученным репертуаром.

Содержание.
Повторение , закрепление, исполнение выученного репертуара. Работа над выразительным и правильным исполнением песни.
Тема 11.Индивидальные занятия.

Содержание.
Определение в песнях фразы, в них запев и припев. Использование упражнений по выработке точного восприятия мелодий. Работа с детскими музыкальными инструментами (бубен, ложки).
Тема 12.Прослушивание классической музыки.

Содержание.
Эмоции, ощущения, картинка от прослушивания классической музыки. Вспомнить великих композиторов.
Тема 13. Хоровое пение.

Содержание.
Работа со всем составом кружка над единой музыкальной композицией.
Тема 14. Дуэтное пение.

Содержание.
Знакомство детей с понятием «Дуэт». Перечисление известных дуэтов. Прослушивание отрывки песен в исполнении знаменитостей. Пробуем спеть дуэтом.
Тема 15.Сольное пение.

Содержание.
Дать каждому участнику кружка выступить сольно. Пока один поёт, другие слушают и наблюдают, находят ошибки, делают поправки, предлагают варианты.
Тема 16. Русские народные песни (с музыкальнымсопровождением и без него)

Содержание.
Приглашение художественного руководителя сельского ДК с русской народной песенной композицией. Костюм, реквизит, музыкальный инструмент.

Тема 17. Знакомство с фольклором.

Содержание.
Показательное выступление руководителя кружка с фольклорной композицией. Костюм.
Тема 18.Детские эстрадные песни.

Содержание.
Исполнение детских эстрадных песен.
Тема 19.Песни из мультфильмов.

Содержание.
Исполнение песен из мультфильмов.
Тема 20. Современные популярные песни.

Содержание.
Вспомнить современных популярных исполнителей российской эстрады. Определение понятия – хит. Вспомнить хиты разных лет. Исполнение любой популярной песни.
Тема 21. Конкурс караоке.

Содержание.
Дети по желанию выбирают репертуар и исполняют песни. Побеждает тот, кто больше наберёт баллов за исполнение.
Тема 22. Выступления на школьных концертах

Содержание.
Задача педагога - подбирать репертуар для детей согласно их певческим и возрастным возможностям. Также необходимо учить детей пользоваться звукоусилительной аппаратурой, правильно вести себя на сцене. С помощью пантомимических упражнений развиваются артистические способности детей.
Тема 23. Исполнение любимых песен.

Содержание.
Дать возможность детям исполнить свои любимые песни с аккомпониментом и без него. Для того, чтобы артист привыкал к сцене, можно пригласить на кружок немного зрителей.
Тема 24. Работа с солистами.

Содержание.
Индивидуальная работа по развитию певческих навыков. Работа над дыханием, поведением, дикцией, артикуляцией.
Тема 25.Сценический образ исполнителя.


Содержание.
Сценический образ ставит перед учеником сложные исполнительские задачи, решаемые с помощью руководителя. Сценический образ зависит от выбранного репертуара, от жанра песни.
Тема 26.Подбор песен для сольного исполнения.

Содержание.
Руководитель кружка вместе с ребятами решают, какой репертуар лучше подходит каждому из участников, полагаясь на возраст, голос, тембр голоса, характер ребёнка.
Тема 27. Современные российские композиторы.

Содержание.
Знакомство с современными российскими композиторами: О.Газманов, В.Дробыш, И.Крутой, И.Николаев и др. Знакомство с их композициями.
Тема 28. Прослушивание романсов.

Содержание.
Знакомство детей с романсом. Исполнение романса под гитару руководителем кружка.
Тема 29. Бардовские песни.

Содержание.
Знакомство детей с понятием «Бард» и исполнителями бардовской песни. Прослушивание нескольких песен. (О.Митяев, В.Высоцкий, И.Саруханов и др.)
Тема 30. Игра «Угадай мелодию»

Содержание.
Участники кружка с нескольких первых нот звучания должны угадать мелодию. Это развивает внимание и музыкальный слух.
Тема 31. Просмотр презентации «Российские и зарубежные исполнители»

Содержание.
Просмотр компьютерной презентации с выявлением знаний участников кружка российских и зарубежных исполнителей.
Тема 32. Музыкальные инструменты.

Содержание.
Роль музыкальных инструментов в разных песенных жанрах. Какие песни, под какой инструмент лучше исполнять и почему? (рассуждение детей)
Тема 33. Повтор всего репертуара.

Содержание.
Исполнение детьми всех песен, изученных за год.
Тема 34. Итоговое занятие.

Содержание.
Отчетный концерт, поощрение активных кружковцев.