Напоминание

Тренинг для педагогов "Полюби себя"

Автор: Тамбовцева Анастасия Игоревна
Должность: педагог- психолог
Учебное заведение: МБДОУ -детский сад № 26
Населённый пункт: г. Красногорск, Московская область
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Тренинг для педагогов "Полюби себя"







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Тренинг для педагогов «Полюби себя »

Цель:
ознакомить педагогов с понятием эмоциональное выгорание, научить формированию навыков регуляции психо - эмоциональных состояний, провести профилактику эмоционального выгорания в педагогической деятельности.
Задачи:
- познакомить с приемами саморегуляции; - научить психотехническим приемам саморегуляции эмоционального состояния; - выявить микроклимат в коллективе, - снять эмоциональное напряжение; - сформировать позитивное мышление (самовосприятие и восприятие окружающей действительности).
Материалы и оборудование:
интерактивная доска, проектор для демонстрации слайдовой презентации, магнитофон и записи спокойной релаксационной музыки, ватные шарики, фломастеры, бумага, разноцветные стекла, памятки - буклеты. Педагог в образовательном учреждении в силу своей профессиональной деятельности, испытывает сильные эмоциональные перегрузки. Большая ответственность, вне зависимости от обстоятельств поддержание благоприятного микроклимата в группе, несет за собой высокую психологическую цену. В этих обстоятельствах педагог испытывает огромное нервно - психическое напряжение и часто не справляется с ним, не владея специальными методами и приемами саморелаксации. Проявляется это в виде повышенной раздражительности, возбуждения, апатии к работе, которая приносила когда- то радость. Педагог с такими проблемами не способствует психическому и личностному развитию у детей, так как его негативное состояние передается им. Что же такое эмоциональное выгорание – развитие отрицательной самооценки, отрицательного отношения к работе и снижения понимания и сочувствия по отношению к сотрудникам и детям . ( Показ слайдовой презентации). Профилактика профессионального выгорания педагогов, оптимизация системы межличностных отношений способствуют повышению безопасности образовательной среды для всех ее участников, в том числе и для педагогов, которая проявляется в показателях психологического здоровья. За день до проведения практикума педагоги получают для самоконтроля анкету для оценки синдрома эмоционального выгорания (Приложение 1). На начальном этапе знакомимся с методами саморегуляции: 1). Антистрессовое дыхание. Кроме классических приемов дыхательной гимнастики, можно использовать ватные и воздушные шарики.
2). Аутогенная тренировка. Необходимо составить фразы – внушения, направленные на достижение определенных лично значимых целей, например: (исчезли все неприятные ощущения в голове; в любой обстановке я сохраняю спокойствие, уверенность в себе; я спокойна, моя работа приносит мне радость; и т.д.); Повторяйте эти фразы, по несколько раз находясь в состоянии глубокого расслабления. Далее участникам тренинга предстоит поиграть в ролевую игру.
Ролевая игра «Последний шанс»
Цель игры: выявить микроклимат в коллективе, умение договариваться, чувство взаимопомощи, лидерские качества участников. Психолог проговаривает сценарий игры. Мы с Вами находимся в Новосибирске и необходимо во, чтобы то не стало сегодня вылететь в Москву. Остался один единственный билет на самолет. Между участниками игры распределяются роли следующего характера: врач - трансплонтолог (перевозит орган для тяжело больного); человек, который должен получить выигрыш 500 тысяч рублей; девушка, опаздывающая на свадьбу; преступник и т.д. У каждого веский аргумент на то чтобы улететь именно этим рейсом. Цель убедить всех пассажиров, в том, что именно ему нужно отдать единственный билет на самолет. Психолог во время дискуссии внимательно следит за переговорами. Как участники убеждают друг друга, в какой форме договариваются, кто наиболее инициативен, какой при этом микроклимат в группе участников.
Игра «Разноцветные фантазии»
Цель: снятие эмоционального напряжения, развитие позитивных качеств. Ход игры: Психолог раздает участникам фломастеры и просит что - нибудь изобразить на листе бумаги. Затем раздает стекла различной формы и цвета и участники проговаривают свои фантазии, глядя на рисунок. Следующий этап - медитация, релаксация. Если мышцы расслаблены, человек находится в состоянии полного душевного покоя. Мышечное расслабление – релаксацию используют для борьбы с состояниями тревоги и эмоциональной напряженности, а также для предупреждения их возникновения. Включается спокойная расслабляющая мелодия.
Медитация «Счастливые деньки».
Начинаем с расслабления. Примите удобную позу. Ваше тело расслаблено. Глаза закрыты. Сделайте несколько глубоких вдохов и медленных выдохов. Представьте себя в каком-нибудь тихом и уютном месте. Может быть, это будет яблоневый сад ранним солнечным утром: слышите, как звонко поют птицы? Может быть, это будет маленький необитаемый остров, где на берегу ласкового лазурного моря, слышен шелест волн, освещенных закатным солнцем. Волны плавно накатываются одна за другой, тихо шуршат по
песку… Попытайтесь вспомнить самое приятное место из своего детства, место, где вы чувствовали себя комфортно. Теперь вспомните себя таким, каким вы были в детстве, - в три, четыре, пять лет… Представьте, что этот малыш стоит перед вами. Посмотрите внимательно и попытайтесь понять какой эмоциональный фон у ребенка. Выглядит ли он радостным или печальным? Может быть, он рассержен или обижен на кого-то? Может быть, он чего-то боится? Наладьте с малышом телесный контакт: прикоснитесь к нему, обнимите его, улыбнитесь ему. Скажите, что любите его, что теперь всегда будете рядом с ним, будете поддерживать его и помогать ему. Скажите: «Я люблю тебя. Я принимаю тебя таким, какой ты есть. Ты прекрасен! Я хочу, чтобы ты был счастлив». После этих слов представьте, что малыш улыбается вам в ответ и обнимает вас крепко – крепко. Поцелуйте его, скажите, что ваша любовь неизменна и всегда остается с ним: «Я всегда с тобой. Я люблю тебя!». Теперь отпустите малыша, помашите ему на прощание рукой. Постепенно выйдите из релаксации, сделайте глубокий вдох – выдох, откройте глаза. Скажите себе: «Я совершенна. Я принимаю и люблю себя полностью. Я создаю свой прекрасный мир, наполненный радостью и любовью». Завершение тренинга психолог просит ответить на вопросы экспресс – анкеты. 1. Каковы Ваши впечатления от консультации - тренинга? _____________________ 2. В чем оправдались / не оправдались Ваши ожидания от консультации - тренинга? • оправдались______________________________________________ • не оправдались ___________________________________________ 3. Какое упражнение / задание понравилось больше всего? __________________________________________________________________ Раздает педагогам буклеты (Приложение 2).



Приложения




Приложение 1

Анкета для оценки синдрома эмоционального выгорания
Инструкция. Ответьте, пожалуйста, на вопросы, представленные ниже. Отметьте ответ, который Вы считаете наиболее подходящим для себя Почти никогда Редко Часто Почти всегда 1. Я чувствую себя эмоционально опустошенным к концу рабочего дня 2. Я плохо засыпаю из-за переживаний, связанных с работой 3. Эмоциональная нагрузка на работе слишком велика для меня 4. После рабочего дня я могу срываться на своих близки 5. Я чувствую, что мои нервы натянуты до предела 6. Мне сложно снять эмоциональное напряжение, возникающее у меня после рабочего дня 7. Моя работа плохо влияет на мое здоровье 8. После рабочего дня у меня уже ни на что не остается сил 9. Я чувствую себя перегруженным проблемами других людей Интерпретация результатов. Ответы на каждый вопрос оцениваются по 4-х балльной шкале: "0" — почти никогда. "1" — иногда. "2" — часто, "3" — почти всегда. Суммарный показатель менее 3-х баллов можно оценить как низкий. 3-12 средний, выше 12 — как высокий показатель эмоционального выгорания.
Приложение 2


Буклет для педагогов

Синдром профессионального выгорания
- не медицинский диагноз, и вовсе не означает, что такое состояние присуще каждому человеку на определенном этапе его жизни, карьеры. Однако можно назвать ряд специальностей, обладатели которых в большей степени, чем другие, подвержены риску профессионального «выгорания», поскольку используют в работе с людьми ресурсы своей психики. Профессии педагога относятся именно к этой категории. Перегрузки на работе не могут не сказаться и на личной жизни специалистов, а ведь среди педагогов в образовании подавляющее большинство - женщины. Воспитание собственных детей порой уходит на задний план, что является причиной формирования чувства вины, собственной некомпетентности в вопросах воспитания, апатии или, напротив, раздражения и агрессии, направленной на себя либо на окружающих. Что делать, если Вы заметили первые признаки эмоционального выгорания?
Необходим признать их

наличие.
Выполнить этот начальный пункт, на пути к эмоциональному восстановлению очень непросто. Далеко не каждый педагог готов признать свое профессиональное и эмоциональное выгорание. Тем не менее, без выполнения этого пункта невозможна дальнейшая работа по устранению эмоционального выгорания. Нельзя блокировать свои чувства и эмоции, скрываться от самого себя и «убегать» в общественную активность, либо другие формы, позволяющие на время скрыть признаки эмоционального выгорания. Облегчить состояние и признать наличие проблемы поможет:  эмоциональная и физическая поддержка от близких людей  обращение к опытному специалисту (психолог, опытный педагог, коллега)  уединение
Необходима специальная работа, направленная на устранение

причин и последствий эмоционального выгорания.
На этом этапе очень важно отработать все эмоции, чувства, травматический опыт – все то, что привело в конечном итоге к эмоциональному выгоранию. Характерные для выгорания состояния сами по себе не проходят. Не стоит надеяться «на авось» и ждать чуда. В большинстве случаев необходимо не только уединение и разбор своих переживаний и чувств, но и квалифицированная помощь опытного профессионала (психолога), который поможет «трезво» оценить ситуацию и поможет избавиться от признаков и последствий эмоционального выгорания. Все скопившиеся чувства и эмоции необходимо отработать, выпустить их на волю, избавится навсегда от эмоционального и психологического груза.
Пересмотр жизненных целей и ценностей.

После очистки «внутреннего пространства» от ненужных эмоциональных зажимов, скопившихся психологических проблем необходимо осуществить следующий этап – пересмотреть свои жизненные приоритеты, цели, задачи, отношение к себе и окружающим, к работе, к жизни в целом. Крайне важный и продолжительный этап, ведь без изменения своего внутреннего мира вряд ли получится вновь зажить полноценной жизнью и устранить все прежние формы реагирования на повседневные ситуации, которые вскоре вновь приведут к эмоциональному выгоранию.
Несколько важных советов о том, как жить в согласии с собой и

миром.
 эмоциональное выгорание вряд ли постигнет человека жизнерадостного и довольного своей жизнью и самим собой  старайтесь во всем находить хорошие стороны, не жалуйтесь на жизнь и обстоятельства, кому-то сейчас намного хуже  находите время на любимое дело  выделяйте достаточно времени на отдых, сон, уединение, общение с близкими людьми  научитесь останавливать «внутренний диалог», наши мысли, подобно назойливым мухам, роятся в голове и забирают очень много психической энергии, которую можно потрать на что-то более приятное и полезное  не скрывайте свои чувства, не прячьте в глубины души эмоции, выражайте их своевременно в приемлемой для общества форме  не копите обиды - это мешок с колючками, который не поранит обидчика, но истерзает всю вашу душу  старайтесь соблюдать режим, чередуйте умственные и физические нагрузки  почаще «общайтесь» с природой и животными. Д. Гринберг приводит советы эксперта, которые помогут педагогу справиться с состоянием эмоционального опустошения, вернуться к эффективному взаимодействию с окружающими. Так, он предлагает сделать следующее: 1. Составить список реальных и абстрактных причин, побуждающих вас работать. Определить мотивацию, ценность и значение работы. 2. Перечислить то, чем вам нравится заниматься, в убывающей последовательности. Вспомнить, когда вы занимались этим в последний раз. 3. Регулярно встречаться с друзьями и сотрудниками — это ваша «группа поддержки». 4. Начать заботиться о физическом здоровье: делать зарядку, правильно питаться, бороться с вредными привычками. 5. Начать заботиться о психическом здоровье: использовать тренинги релаксации, ведения переговоров, ассертивности и др. 6. Делать каждый день что-либо легкомысленное: кататься на скамейке, прыгать через скакалку, пускать мыльные пузыри.