Напоминание

"Неделя детской книги в ДОУ".

Автор: Хлынова Олеся Юрьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ Детский сад №26.
Населённый пункт: город Уфа
Наименование материала: Презентация
Тема: "Неделя детской книги в ДОУ".







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Неделя детской книги в ДОУ


«Поколение без души вырастит в России,

если не будет читать»
Режиссер Станислав Говорухин В настоящее время книга проигрывает неравную схватку с техническими средствами: телевизором и компьютером. Современные дети все чаще проводят свободное время за компьютерными играми, просмотром телепередач, особенно мультфильмов и все реже читают книги. И это объяснимо, чтение – это своего рода труд, при котором ребенок размышляет, воображает, вживается в образ. Что же касается технических средств – не надо прикладывать никаких усилий, не надо думать, воображать, просто сиди и смотри. По словам Пушкина «Чтение - вот лучшее учение», так как именно с помощью книги ребенок открывает мир во всех его взаимосвязях и взаимозависимостях, начинает больше и лучше понимать жизнь людей, переживая и проживая прочитанное. Необходимо не просто знакомить детей с содержанием книг, но постоянно привлекать их внимание к самим книгам, величайшим достижениям человеческого ума. А это с каждым годом становится все сложнее. Известно, что воспитание благоговейного отношения к книге необходимо начинать с самого раннего возраста, когда взрослые, бережно взяв в руки детскую книжку, читают ее малышам. Замечено, что равнодушие и неуважительное отношение к книге взрослых наносит огромный вред воспитанию детей. Будущий маленький читатель во всем подражает взрослым. Если он видит, что взрослый моет руки, прежде чем раскрыть книгу, никогда не перегибает ее, аккуратно переворачивает страницы, а встретив мятые, разрисованные, выражает неудовольствие, ребенок и сам постепенно становится защитником книги. Детский сад - это место, где ребенок получает опыт широкого эмоционально-практического взаимодействия с взрослыми и сверстниками в наиболее значимых для его развития сферах жизни и книга в этом занимает важнейшее место. Поэтому перед педагогом стоит важная задача – каждое произведение нужно донести до детей как произведение искусства, раскрыть его замысел, заразить слушателя эмоциональным отношением к прочитанному: чувствам, поступкам, лирическим переживаниям героев. Умение правильно воспринимать литературное произведение, осознавать наряду с содержанием и элементы художественной выразительности не приходит к ребенку само собой: его надо развивать и воспитывать с самого раннего возраста. Оптимизации работы в решении этой задачи способствует систематическое проведение «Недели детской книги», которая организуется ежегодно в нашем детском саду.

Цель:
Активизировать работу дошкольного образовательного учреждения по приобщению воспитанников к книжной культуре, введение в практику разнообразных форм и методов работы с литературными произведениями, способствующих приобщению детей к книге для развития познавательной, творческой и эмоциональной активности детей;  выявить знание детских сказок через различные виды игр;  привлечь родителей к совместному творчеству в рамках «Книжкиной недели»;  воспитывать желание к постоянному общению с книгой и бережному отношению к ней. 
Задачи:
 - Развитие у детей дошкольного возраста устойчивого интереса к художественной литературе.  - Воспитания у детей бережного отношения к книге, развитие познавательных и творческих способностей, кругозора, приобщение к миру любителей книг.  - Побудить родителей к развитию читательского интереса у детей, любви и бережного отношения к книге. 
Программа проведения Недели детской книги:
День первый (первая половина дня) (вторая половина дня) * проведение беседы на тему "А у книжки именины!" – сообщение воспитателя о том, где и когда родилась "Неделя детской книги"; * знакомство с её создателем; * поздравление книг (чтение стихов и вручение праздничной открытки); * путешествие по выставкам "Эту книжку я люблю!", "Моя любимая книжка!" (вернисаж обложек) - презентация любимой книги; День второй (первая половина дня) (вторая половина дня) * творческая мастерская "Рукам работа – сердцу радость" - изготовление аппликаций, лепка "По страницам любимых произведений"; * продолжение путешествия по выставкам "Книжки– юбиляры" -: С.Я. Маршак (Сказка о глупом мышонке), С.Михалков «Дядя Степа», «Дядя Степа милиционер», Н.Носов «Незнайка на луне», К.Чуковский «Бармалей», «Доктор Айболит», Г.Х.Андерсен «Огниво», С.Сутеев «Кто сказал Мяу» * "Ребятишкины книжки" - презентация рукописных книг, изготовленных совместно с родителями. День третий (первая половина дня) * Экскурсия в библиотеку час поэзии "Калейдоскоп стихотворений" - конкурс на лучшее прочтение любимых стихотворении;
(вторая половина дня) * ремонт "заболевших" книг в книжном уголке "Книжкина больница". День четвертый (первая половина дня) (вторая половина дня) * вечер развлечений "По сказкам Пушкина"; * настольные игры "Собери и угадай", "Исправь ошибку", пазлы "Русские народные сказки", *акция "Соберем макулатуру!" - отправка собранной макулатуры в пункт приема вторичного сырья. День пятый (первая половина дня) (вторая половина дня) * продолжение путешествия по выставкам: "Книги разные нужны, книги всякие важны" - рассматривание книг, отличающихся по содержанию, оформлению, направленности; * вручение памятных призов, подарков "Награждение лучиков", организация чаепития. Предварительная работа с детьми:  изготовление праздничной открытки (коллективная работа),  украшение групповой комнаты,  заучивание стихотворения – поздравления,  дополнение книжного уголка новыми материалами (книжки и игры маминого, бабушкиного детства; книги различного содержания, назначения, оформления; книги – новинки),  рисование совместно с родителями обложек любимых книг,  изготовление книжек – малышек (совместно с родителями),  чтение детских сказок, рассказов, заучивание стихов,  выбор стихотворений и подготовка выразительного чтения для литературного чтения,  сбор макулатуры. В ходе подготовки к неделе мы провели большую работу. Подготовили портреты детских писателей, писателей –сказочников, разработали рекомендации для родителей по привлечению дошкольников к чтению. Вместе с родителями изготовили дерево загадок и стенгазеты. Атрибуты и инвентарь:  портреты детских писателей,  портреты писателей – сказочников,  "Дерево загадок" (тексты загадок о названии сказок и их главных героях),  "Каскад любимых сказок" ( зонт с сюжетами различных сказок),  разрезные картинки, пазлы "Мои любимые сказки",  игра – лото "Узнай сказку по силуэту",  цветной картон, цветная бумага, гофрированная бумага, самоклеющая бумага, ножницы, клей,  рекомендации для родителей.
Описание деятельности:
Ход мероприятия.
Перед проведением "Книжкиной недели" в группе была создана развивающая среда. Оформлены выставки книг по следующим темам: "Эту книжку я люблю!", "Книги – юбиляры", "Писатели – юбиляры", "Самый сказочный писатель", "Моя любимая книга!", "Книги разные нужны, книги всякие важны"; составлен перспективный план; проводилась беседа о предстоящем празднике; заучивались стихи для участия в литературной викторине; в раздевалке были представлены рекомендации для родителей; дети готовили поздравительную открытку. Была объявлена акция по сбору макулатуры. Программа проведения Недели детской книги осуществляется по четырем направлениям:
1. Мероприятия с детьми:
В первый день в группе проводили беседу на тему «А у книжки именины!». Подготовлены выставки «Книги юбиляры», «Моя любимая книга», «Писатели-юбиляры», А.С. Пушкин и его сказки По плану организуется просмотр мультфильмов по мотивам сказок А.С.Пушкина. С детьми проводится тематическое занятие «В гостях у сказки», познавательная беседа «Правила обращения с книгой», дидактическая игра «Собери из сюжетных картинок и расскажи сказку». Ребятам читают и обсуждают с ними сюжеты сказок: «О мертвой царевне», «О рыбаке и рыбке», «О Золотом Петушке», «О царе Салтане», «О попе и его работнике Балде» В процессе продуктивной деятельности дети оформляют книжки-малышки. Также совместно с детьми, родителями рисовали обложки для любимых книг. Завершает Неделю детской книги конкурс чтецов на тему «Любимые стихотворения». Организовывается экскурсия в библиотеку № 31, где сотрудниками библиотеки проводится тематическое мероприятие «Путешествие по сказкам Пушкина» Детям и родителям было дано домашнее задание: перечитать любимые книжки и нарисовать обложки, "издать" свою книжку – малышку по любой тематике, собрать дома и у знакомых ненужные книги, журналы, газеты.
2. Мероприятия с родителями:
Объявляется акция «Подари книгу детскому саду»; Проводятся консультации: «Художественная литература – важное средство формирования и развития личности детей дошкольного возраста», «Сказкотерапия»; Также родители участвуют в мероприятиях: выпуск книги с иллюстрациями, нарисованных совместно детьми и родителями, на тему «Моя любимая сказка»; подготовке к развлечению, посвященного закрытию Недели детской книги - оформление музыкального зала и изготовление костюмов для героев.
3. Взаимодействие с социумом:
Сотрудниками детской библиотеки № 31 проводятся следующие мероприятия:
- для воспитанников старшего возраста - занятие «Путешествие по сказкам Пушкина» - для педагогов – семинар «Формы работы в книжном уголке», оформляется выставка методической литературы.
4. Мероприятия для педагогов:
Семинар «Формы работы в книжном уголке»; Выставка методической литературы. У детей остались хорошие впечатления, обогатился словарный запас, расширился кругозор. Итогом проведения Недели детской книги послужил фотоотчет о проведении в детском саду мероприятий, посвященных этой тематике. На Руси книгу обычно сравнивали с ключом, открывающим двери в сокровищницу мудрости, или с лестницей, ведущей к вершинам образованности. Надеемся, что наша Неделя детской книги станет новой ступенькой на лестнице, ведущей к знаниям для детей нашего детского сада.
Предполагаемый результат:
- Повышение интереса детей к художественной литературе; - Осознание родителями значимости книги в воспитании детей дошкольного возраста.
Перспективы и возможности использования разработки в массовой

практике:
Данный опыт можно использовать в дошкольных образовательных учреждениях, реализующих основную общеобразовательную программу.
Список использованной литературы:
1. Барутчева Е. «Поговорим о здоровой духовной пище» (о формировании привычки к чтению книг детей с раннего возраста) // Дошкольное воспитание. - 2007.-№ 4.-с.42. 2. Великанова М. «Книжкина неделя» (мероприятия проекта «Ребенок и книга») // Управление ДОУ. – 2009.- № 2. – с. 72. 3. «Радуга»: программа воспитания, образования и развития детей от 2 до 7 лет в условиях детского сада / Т.И. Гризик, Т.Н. Доронова, Е.В. Соловьёва, С.Г. Якобсон. – М.: Просвещение , 2010. 4. «Учусь говорить»: методические рекомендации для воспитателей, работающих с детьми 3-6 лет по программе «Радуга» / В.В. Гербова. – М.: Просвещение, 2000. 5. «Радуга»: программа и методическое руководство по воспитанию, развитию и образованию детей 6-7 лет в детском саду / Т.Н. Доронова, В.В. Гербова, Т.И. Гризик и др. – М.: Просвещение, 1997. 6. «Хрестоматия для маленьких»: книга для воспитателя детского сада / Сост. Л.Н. Елисеева. – М.: Просвещение, 1982. 7. «Хрестоматия для детей старшего дошкольного возраста»: книга для воспитателя детского сада / Сост. З.Я. Рез, Л.М. Гурович, Л.Б.Береговая; под ред. В.И. Логиновой. – М.: Просвещение, 1990. Длятся только день единый именины у людей, А у книжки именины целых семь веселых дней!
Именины! Именины! У Володи? Шуры? Нины? У девчонок? У мальчишек? Нет! У наших детских книжек! У стихов, рассказов, сказок И у толстых повестей… Посмотрите сколько сразу Собралось у нас гостей! Это праздник, в самом деле Как его ребята ждут! Длятся целую неделю Именины там и тут! Рекомендации для родителей. Книги для детей от трех до пяти… Детвора в этом возрастном периоде представляет собой в основном не читающую, а слушающую аудиторию. И напрасно бытует мнение, что главный акцент для данного возраста нужно делать на поэтической литературе. Нет, главное в книгах для детей – увлекательное и доброе содержание и правдоподобные иллюстрации. У ребенка к каждому произносимому слову создаются определенные ассоциации: например, услышав слово «солнце», малыш тут же поднимает к небу глазки, а при слове «солнышко» - начинает ласково улыбаться. Самые лучшие произведения для дошкольников создаются так же, как и народный фольклор: в незатейливых сюжетах скрыты чувства добра и сострадания, закладываются кирпичики бережливости и трудолюбия. Дошкольники – это наивные и глубоко верящие всему люди. Поэтому книги, которые мы подбираем для детей, должны быть максимально искренними, с эмоциональным содержанием, поскольку пресные книжки, даже на очень полезные темы, ничего кроме скуки не смогут вызвать у ребенка, что в свою очередь просто отвернет малыша от чтения. Начинать читать ребенку следует как можно раньше. Часто, взрослые, читая книги для детей, как бы отбывают традиционную повинность. Такое совместное чтение не принесет радости и малышу. Но, порой бывает так, что сами взрослые уговаривают ребенка послушать увлекательную историю. Вот в такой ситуации и происходит замечательный процесс общения между взрослым и ребенком. Читать стоит те книги, которые нравятся Вам. Только в этом случае у малыша проснется подлинный интерес: ведь дети замечательные психологи и на интуитивном уровне чувствуют фальшь. По ходу чтения не стоить комментировать все подряд. Ребенок сам домысливает и воспринимает все услышанное по - своему. Отвечать необходимо только на те вопросы, которые ребенок сам задает по ходу прочтения книги. Читая книги для детей, не забывайте о небольшой интриге: останавливайтесь на интересных местах. Это будет стимулировать ребенка как к дальнейшему прослушиванию книги, так и к порывам самостоятельного чтения. Даже
когда малыш научится читать сам – не прекращайте чтения вслух! Ребенок внимательно следит за вашей интонацией и учится декламировать, с большим интересом пытается «напомнить» содержание прочитанного отрывка, пересказывая прочитанные истории. Подбирая книги для совместного чтения, старайтесь угадывать «читательское» настроение ребенка: если Вы интуитивно чувствуете, что предлагаемая книга именно сегодня не очень интересна малышу – отложите её на потом.