"Применение электронной формы учебников на уроках биологии"

Автор: Наполова Маргарита Владимировна
Должность: учитель биологии
Учебное заведение: МБОУ Новобессергеновская СОШ
Населённый пункт: с.Новобессергеневка, Ростовская область
Наименование материала: Статья
Тема: "Применение электронной формы учебников на уроках биологии"
Дата публикации: 03.02.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Применение электронной формы учебников на уроках биологии. Электронные формы учебников (далее ЭФУ) всё чаще попадают в зону пристального внимания педагогов. С марта 2015 года стартовал проект апробации такой формы учебников в образовательном процессе школ Российской Федерации. Одной из задач проекта является формирование у педагогов компетенций, необходимых для эффективной работы в современных условиях. Биология – один из наиболее благодатных предметов для использования электронных образовательных ресурсов в целом. Содержание предмета увлекает обучающихся, но для лучшего восприятия изучаемого материала необходимо качественное наглядное сопровождение. Уже давно на своих уроках я широко применяю работу с образовательным комплексом «1С: Школа», который является предшественником ЭФУ. Успешное использование электронного приложения к урокам стало возможным из-за создания в школе определенных условий, а именно: достаточного количества технических средств обучения, которые на данном этапе есть у каждого учителя. Но сегодня Государственный стандарт предъявляет высокие требования к современному учителю. Использовать электронные приложения к традиционным бумажным учебникам недостаточно. ЭФУ дает возможность совмещения традиционных бумажных учебников со значительным объемом элементов дополнительного содержания. Также учитывается самостоятельность учителя в педагогической целесообразности идей авторов. Не учитывать современные реалии нельзя. Сегодняшним детям трудно представить, как их родители жили без компьютеров, без сети Интернет. Плюсами применения ЭФУ можно считать мотивацию обучающихся, с одной стороны, с другой – память компьютеров и планшетов позволяет хранить без ограничений все большие объемы информации. Нельзя не отметить, что весь комплект ЭФУ равен весу индивидуального устройства пользователя и не зависит от количества выданных учебников. Проанализировав опыт учителей разных школ, участвующих в апробации новых технологий, видны и проблемы. Существует ошибочное мнение, что печатные версии учебников уже не нужны. Особое беспокойство у родителей вызывает соблюдение санитарных норм при работе с мобильными устройствами. Таким образом, сегодня современный учитель должен решить для себя проблему эффективной встроенности новых методов обучения, которые помогают учителю оптимально организовать учебно- воспитательный процесс для реализации ФГОС, в свою деятельность, повысить познавательную активность школьников и соответственно качество знаний. Решение этих проблем зависит от подготовки и мастерства учителя. Сегодня нужно честно признаться, что у наших детей сформировалось «клиповое» мышление. («Clip» в переводе с английского – «стрижка»; быстрота (движения); вырезка (из газеты), отрывок из фильма, нарезка.) По аналогии при клиповом мышлении окружающий мир превращается в мозаику разрозненных, мало связанных между собой фактов. Все больше учеников не могут длительное время сосредотачиваться на какой-либо информации, у них снижена способность к анализу. Такое мышление отрицательно влияет на успешность учебы. Для современного подростка осилить что-либо из классической литературы – уже сверхзадача. Поэтому, появление ЭФУ это, в первую очередь, мотивация для учителя пересмотреть свою роль в реализации формирования компетенций у детей. На использование такой формы учебников наши дети мотивированы уже давно, так как информационные компетенции у них сформированы лучше остальных. Познавательная активность при применении ЭФУ значительно выше, а это является одной из главных задач педагога на уроке. У многих может возникнуть вопрос, какая роль учителя на уроке, если в ЭФУ есть вопросы в разных формах по проверке знаний, презентации, иллюстративное и звуковое сопровождение, можно быстро найти любой термин, интересные дополнительные статьи к темам прохождения учебного материала и т.д. Во-первых, от профессионализма учителя
зависит не только психическое, но и физическое здоровье формирующейся личности. Только учитель на своем уроке знает, как правильно дозировать информацию, с которой работают дети за компьютером. Во-вторых, педагог помогает ребенку самостоятельно выстраивать образную систему. В-третьих, с помощью учителя происходит закрепление прочитанного – обсуждение, конспектирование, что способствует выработке умения анализировать, устанавливать связи между явлениями, выстраивать цепочку от общего к частному и, в конечном итоге, приводит к разрушению мозаичной, фрагментированной картины мира. Те учителя, которые начинают задумываться о знакомстве с ЭФУ, должны понимать, что у нас уже нет времени на рассуждения, хорошо это или плохо. Мы должны разделить интересы детей. В моем небольшом опыте применение такой формы учебников интерес к предмету превзошел все ожидания. ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА КОНСТРУИРОВАНИЯ УРОКА с использованием электронной формы учебника Предмет Биология Класс 8
Тема урока
«Положение человека в системе животного мира» Планируемые образовательные результаты Предметные Метапредметные Личностные • Закрепить знания о принципиально важных чертах организации млекопитающих, позволивших им занять господствующее положение в природе. • Определить место человека в системе органического мира. • Обосновать идею родства человека и человекообразных обезьян, а следовательно общность их происхождения от древнего исходного предка. • Решение проблемы эффективной встроенности информационных технологий в учебную деятельность. • Развитие навыков элементарных умений, связанных с выполнением научного исследования. • Преобразование информации из одной формы в другую. • Формирование ценностно- смысловых ориентаций. • Развитие способности управлять своей познавательной деятельностью. Решаемые учебные проблемы • Найти положение человека в системе органического мира. • Сформировать понимание становления социальных связей вида Человек разумный. Основные понятия, изучаемые на уроке Рудименты, атавизм, систематика, естественная среда, искусственная среда, абстрактное мышление, сознание, речь. Вид используемых на уроке средств ИКТ Компьютерный класс – 14 шт., электронная форма учебника (далее ЭФУ) - Биология: учебник для 7 класса общеобразовательных организаций /Е. Т. Тихонова, Н. И. Романова. — М.: ООО «Русское слово — учебник», 2014. — 296 с.: ил. — (Инновационная школа); Биология: учебник для 8 класса общеобразовательных организаций /М. Б. Жемчугова, Н. И. Романова. — М.: ООО «Русское слово — учебник», 2014. — 360 с. — (Инновационная школа).
Организационная структура урока

1. ЭТАП 1 Актуализация знаний
Основные задачи учителя.  Актуализация имеющихся знаний;  развитие познавательных интересов и инициативы учащихся;  формирование коммуникативных умений, культуры общения, сотрудничества.
Деятельность учителя
I.Фронтальная работа с классом. Вопросы, позволяющие осуществить переход к изучению нового материала:
Деятельность

обучающихся
Вспоминают изученный ранее материал (вспоминают
1. Почему человека одновременно изучают разные науки? 2. Объясните, почему врач спасает человека, а гигиенист человечество? 3. Как изучение животных помогает выяснить особенности строения и функционирования организма человека? науки, изучающие человека). Определяют, каких знаний им не хватает (отвечая на 3 вопрос), где и как их найти (в ЭФУ 7 класса).
2. ЭТАП Создание проблемной ситуации

Деятельность учителя
Создает для учеников проблемную ситуацию. Предъявить ученикам противоречивые мнения. Человек – это животное? Млекопитающие и люди, кто они друг другу?
Деятельность обучающихся
Вступают в диалог с учителем, выявляют противоречие – проговаривают и осознают его. У детей могут быть свои версии ответов на поставленный вопрос и определиться в противоречиях они не смогут в начале урока.
3. ЭТАП Целеполагание и планирование работы.


- постановка практической частной познавательной задачи Основные задачи учителя.  Формирование рефлексивных умений определять границу между знанием и незнанием;  овладение обобщенными способами приобретения новых знаний: приемами постановки и определения проблемы, формулировки частной познавательной задачи, выделения в задаче известных и новых компонентов; формирование познавательных мотивов учебной деятельности: стремления открыть знания, приобрести умения;  формирование способности каждого ученика к участию в работе в малых группах.
Деятельность учителя
Предоставить материал, создается готовность к предстоящей деятельности (см. макет рабочей тетради). Обозначить минимум заданий, которые нужно успеть выполнить на уроке. Предложить учащимся самим составить план.  Найти важные черты млекопитающих.  На основании сравнительно- анатомических данных, найти сходство человека с животными.  Составить схему с использованием таксономических категорий, на примере любого животного: «Родословная животных».
Деятельность обучающихся
Работают в малых группах (можно 2 чел. за 1 компьютер). Проявляют познавательную инициативу. Осознают интеллектуальные затруднения и цель предстоящей деятельности. Находят недостающий материал в ЭФУ для 7 класса. Заполняют таблицы или делают заметки в самом учебнике. Используют систему поиска в ЭФУ. Обобщают результаты, выбирают средства, необходимые для открытия "нового" знания.
4 ЭТАП Изучение нового материала.
Основные задачи учителя:  Формирование основ теоретического мышления, развитие умений находить общее, закономерности, отличное; развитие способности к обобщению;  формирование способности определять содержание и последовательность действий для решения поставленной задачи; овладение приемами самоконтроля правильности полученных результатов;  формирование способности каждого ученика к участию в работе в малых группах:  воспитание культуры делового общения, положительного отношения учеников к мнению одноклассников, умения оказывать и принимать помощь.
Деятельность учителя
Побуждает учащихся к теоретическому
Деятельность обучающихся
Обсуждают в группах варианты решения учебной задачи. Ведется поисковая работа с использованием ЭФУ (делают
объяснению фактов, противоречий между ними
.
Стимулирует активное участие всех детей в поисковой деятельности. Формулирует обобщенные вопросы: Что мы узнали нового? Отличается ли наша версия от версии в учебнике? заметки на страницах ЭФУ 8 класса об анатомических признаках человека). Представители от групп сообщают о результатах коллективной поисковой работы, отвечают на вопросы учеников из других групп. Заполняют модуль к данному уроку в рабочей тетради. Обнаруживают закономерности, обобщают результаты наблюдения. Представляют составленный алгоритм от группы. Демонстрируют алгоритм (сравнительно-анатомические данные, о сходстве человека с млекопитающими животными). Делают выводы о полноте и правильности, найденного материала в учебнике.
5 ЭТАП Учебные действия по реализации плана. Применение нового знания
.
Деятельность учителя
Предлагает задания на "новое" знание, побуждает учеников к определению и выбору видов работы по достижению целей урока, помогает комментировать учебные действия "ведущему" (сильному ученику), поддерживает интерес и познавательную активность учащихся. Создает условия для сотрудничества (работа в группах) и ситуацию успеха для каждого. Индивидуальная работа по устранению ошибок. Составить кластер: «Черты сходства и различия человека и млекопитающих»
Деятельность обучающихся
Вступают в диалог. Выполняют задания на новый материал (всем классом) Предлагают свое обобщение и варианты ответов по учебной проблеме. Делают общее графическое представление (можно на доске или на заранее приготовленном учителем ватмане, создаётся общая схема) , упрощая дальнейшую обработку данных, если исходная выборка избыточно большая, то можно сократить её, оставив по одному наиболее типичному представителю от каждого кластера, устанавливают наличие связей. Выделяются нетипичные объекты, которые не удаётся присоединить ни к одному из кластеров. В систематизированном виде предоставляют большие объемы информации.
6 ЭТАП Рефлексия (итог урока).
Основные задачи учителя: Формирование способности объективно оценивать меру своего продвижения к цели урока. Вызывать сопереживания в связи с успехом или неудачей товарищей.
Деятельность учителя
Предлагает вспомнить тему и задачи урока, соотнести с планом работы, записанным на доске, и оценить меру своего личного продвижения к цели и успехи класса в целом Чьи версии подтвердились? - Используя свои новые знания, составьте схему на систематическое положение человека, используя таксономические единицы родословной животных, определяя положение человека в системе животного мира.
Деятельность обучающихся
Определяют степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности: называют тему и задачи урока, отмечают наиболее трудные и наиболее понравившиеся эпизоды урока, высказывают оценочные суждения. Наличие учебных мотивов на уроках, ситуаций или проблем, которые приводят к постановке учебных задач, активность учащихся, направленная на их решение, дают знания, которые помогают учащимся выстроить новые знания, в своем опыте.
7 ЭТАП Домашнее задание.
Зависит от предметной специфики. Главное, не переносить на дом то, что «не успели» на уроке. Минимум нужно успевать всегда, а максимум, если не успели, спокойно можно пропускать.
Приложение к уроку с использованием электронной формы учебника Тема: «Положение человека в системе животного мира». Макет рабочей тетради учащегося 1.Класс __________ 2.Фамилия Имя учащегося _____________________________________ 3.Дата урока _____________ 4.Тема урока ____________________________________________ 5.Проблемный вопрос ______________________________________ 6.Основные понятия урока: Рудименты ______________________________ Атавизм ________________________________ Систематика ____________________________ Естественная среда ______________________ Искусственная среда _____________________ Мышление _____________________________ Речь ___________________________________ Сознание _______________________________ 7.Прогрессивные черты млекопитающих Черты строения Особенности (поиск в ЭФУ) Покровы тела Органы дыхания Число кругов кровообращения Число камер в сердце Нервная система Температура тела Способы размножения 8. «Родословная животных» Составить родословную любого животного, относящегося к классу млекопитающих, используя таксономические единицы систематики. _______________________________________________________________ 9.Ответить на вопрос: У кого, по вашему мнению, унаследованы основные черты человеческого тела ___________________________________________________________ А) костный скелет Б) пятипалые конечности В) легочное дыхание Г) дифференцированная зубная система Д) молочные железы Е) теплокровность Ж) плацента З) живорождение 10.Определить систематическое положение человека. 11.Сходство и отличие между человеком и млекопитающими животными. Составить кластер. А) Черты сходства ______________________________________________ Б) Черты различия ______________________________________________