"Детский альбом" П. И. Чайковского

Автор: Гусарова Елена Дмитриевна
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: ГБДОУ детский сад№409 присмотра и оздоровления
Населённый пункт: город Санкт-Петербург, Кировский район
Наименование материала: музыкальное занятие
Тема: "Детский альбом" П. И. Чайковского
Дата публикации: 03.02.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


ИТОГОВОЕ ДОМИНАНТНОЕ ЗАНЯТИЕ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ

ДЕТЕЙ СРЕДНЕЙ ГРУППЫ С «ДЕТСКИМ АЛЬБОМОМ» П. И.

ЧАЙКОВСКОГО

Звучит «Утренняя молитва». Дети входят в зал, садятся на стульчики.

Музыкальный руководитель: Бом-бом, бом-бом,

Открывается альбом!

Не простой, а музыкальный –

То весёлый, то печальный.

Сочинённый для ребят

Много-много лет назад.

А как называется этот альбом? Кто сочинил музыку? /показывает портрет

П. И. Чайковского/

Дети отвечают.

Музыкальный руководитель: А теперь послушаем …

1.

Я на лошадку свою златогривую

Сел и помчался по саду заросшему

Мимо малины и мимо смородины,

Мимо рябины и вишни, и яблони.

2.

Я на лошадку свою златогривую

Сел и помчался по дому, по комнатам,

Мимо стола, этажерки и тумбочки,

Мимо кота на диване лежащего.

3.

Мимо сидящей с вязанием бабушки,

Мимо мяча и коробки с игрушками.

Музыкальный руководитель: Как называется пьеса, к которой написаны

эти стихи?

Дети отвечают. Воспитатель показывает картину «Игра в лошадки».

Звучит пьеса «Игра в лошадки» (фрагмент).

Музыкальный руководитель: Как звучит эта музыка?

Дети отвечают.

Музыкальный руководитель : А теперь композитор приглашает нас в

путешествие. В карете, запряжённой лошадьми (ведь машин в ту пору ещё

не было), мы посетим разные страны. Но для начала прокатимся по

России.

Звучит пьеса «Игра в лошадки» (фрагмент).

Музыкальный руководитель : Но вдруг карета остановилась – лошадки

услышали странную музыку. Как она называется?

Звучит пьеса «Мужик на гармонике играет».

Дети отвечают.

Музыкальный руководитель : А на каких музыкальных инструментах

играли на Руси?

Дети: На балалайке, дудочке, гармошке. Воспитатель показывает

музыкальные инструменты после ответов детей.


Музыкальный руководитель : Правильно. Гармоника, звучание которой

изобразил композитор, - однорядная, то есть самая простая. На ней можно

сыграть всего-навсего два аккорда.

(Сыграть тоническое трезвучие и доминантсептаккорд несколько раз.)

Из окна нашей кареты мы будто бы видим гармониста, который

растягивает и сжимает свою гармошку и удивляется: вот так дела, играю

да играю, а выходит одно и тоже!

Музыкальный руководитель : Но что это там впереди? Какая-то весёлая

музыка звучит… Как она называется? /исполняет начало пьесы

«Камаринская»/

Дети: Камаринская.

Музыкальный руководитель: Эх, и весёлая плясовая, правда? Под такую

музыку ноги сами просятся в пляс! Значит, вам пора потанцевать!

Звучит «Камаринская». Дети танцуют.

Музыкальный руководитель: Следующая страна на нашем пути – Италия.

Пётр Ильич Чайковский очень любил путешествовать. Ему очень

нравилась Италия – солнечная и приветливая страна, где поют чудесные

песни. Особенно композитору понравилась мелодия, которую он услышал

в городе Неаполе. Так в «Детском альбоме» появилась ещё одна пьеса –

«Неаполитанская песенка». Давайте сыграем её на музыкальных

инструментах.

Звучит «Неаполитанская песенка». Исполняет детский оркестр –

треугольники, бубны, металлофоны.

Музыкальный руководитель: Теперь мы посетим страну – Францию. Что

же появилось в «Детском альбоме» после путешествия Петра Ильича

Чайковского?

Звучит «Старинная французская песенка» (фрагмент).

Дети: Старинная французская песенка.

Музыкальный руководитель : Почему же песенка называется старинной?

Дело в том, что композитор использовал подлинную французскую

мелодию, давнюю-предавнюю – ей больше четырёхсот лет. И мы её сегодня

споём.

Дети поют «Старинную французскую песенку».

Музыкальный руководитель : Не пора ли нам вернуться домой? Там нас

поджидает «Нянина сказка». Воспитатель показывает картину.

Звучит «Нянина сказка» (фрагмент).

Музыкальный руководитель: О чём эта сказка, как вы думаете? Не

кажется ли вам, что сказка, которую рассказывает няня, немножко

страшная? А в следующей пьесе Чайковский нарисовал ещё одно

сказочное существо. Кто же это?

Звучит пьеса «Баба Яга» (фрагмент).

Дети: Баба Яга. Воспитатель показывает картину.

Музыкальный руководитель: Это музыка тоже немного страшная, правда?

Вот Баба Яга в колдовском танце крутится на месте, взмахивая метлой.

(Сыграть первые такты .) А вот она взлетает в своей ступе. (

Сыграть7-8


такты.) Вот пролетает над лесом, над верхушками синеватых сосен.

Стихает свист ветра, Баба Яга удаляется, становится всё меньше и,

наконец, исчезает, будто её и не было… (Сыграть окончание пьесы.)

Слушая эту музыку, мы видим Бабу Ягу, как живую. Есть от чего

испугаться! Поэтому на ночь не стоит читать сказки про Бабу Ягу – может

присниться страшный сон. Вечером, ложась спать, можно прослушать

«Сладкую грёзу». Под конец музыка замирает, будто ребята уснули.

Звучит «Сладкая грёза» (фрагмент).

Музыкальный руководитель: Дети, какой можно назвать эту музыку? Что

значит слово «грёза»?

Дети: Нежной, плавной и очень красивой. Грёза – это мечта, прекрасный

сон.

Музыкальный руководитель: Бом-бом, бом-бом,

Закрывается альбом.

Не простой, а музыкальный –

То весёлый, то печальный.

Сочинённый для ребят

Много-много лет назад.

Звучит «Сладкая грёза». Дети спокойно выходят из зала.

Реквизит.

1.

Пособие «Мир музыкальных образов. Подготовительная группа»

Конкевич С.В.

2.

Треугольники, бубны, металлофоны.

3.

Дудочка, гармошка, балалайка.