"Детский альбом" П. И. Чайковского
Автор: Гусарова Елена ДмитриевнаДолжность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: ГБДОУ детский сад№409 присмотра и оздоровления
Населённый пункт: город Санкт-Петербург, Кировский район
Наименование материала: музыкальное занятие
Тема: "Детский альбом" П. И. Чайковского
Вернуться назад
Перейти в раздел
Текстовая часть публикации
ИТОГОВОЕ ДОМИНАНТНОЕ ЗАНЯТИЕ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ
ДЕТЕЙ СРЕДНЕЙ ГРУППЫ С «ДЕТСКИМ АЛЬБОМОМ» П. И.
ЧАЙКОВСКОГО
Звучит «Утренняя молитва». Дети входят в зал, садятся на стульчики.
Музыкальный руководитель: Бом-бом, бом-бом,
Открывается альбом!
Не простой, а музыкальный –
То весёлый, то печальный.
Сочинённый для ребят
Много-много лет назад.
А как называется этот альбом? Кто сочинил музыку? /показывает портрет
П. И. Чайковского/
Дети отвечают.
Музыкальный руководитель: А теперь послушаем …
1.
Я на лошадку свою златогривую
Сел и помчался по саду заросшему
Мимо малины и мимо смородины,
Мимо рябины и вишни, и яблони.
2.
Я на лошадку свою златогривую
Сел и помчался по дому, по комнатам,
Мимо стола, этажерки и тумбочки,
Мимо кота на диване лежащего.
3.
Мимо сидящей с вязанием бабушки,
Мимо мяча и коробки с игрушками.
Музыкальный руководитель: Как называется пьеса, к которой написаны
эти стихи?
Дети отвечают. Воспитатель показывает картину «Игра в лошадки».
Звучит пьеса «Игра в лошадки» (фрагмент).
Музыкальный руководитель: Как звучит эта музыка?
Дети отвечают.
Музыкальный руководитель : А теперь композитор приглашает нас в
путешествие. В карете, запряжённой лошадьми (ведь машин в ту пору ещё
не было), мы посетим разные страны. Но для начала прокатимся по
России.
Звучит пьеса «Игра в лошадки» (фрагмент).
Музыкальный руководитель : Но вдруг карета остановилась – лошадки
услышали странную музыку. Как она называется?
Звучит пьеса «Мужик на гармонике играет».
Дети отвечают.
Музыкальный руководитель : А на каких музыкальных инструментах
играли на Руси?
Дети: На балалайке, дудочке, гармошке. Воспитатель показывает
музыкальные инструменты после ответов детей.
Музыкальный руководитель : Правильно. Гармоника, звучание которой
изобразил композитор, - однорядная, то есть самая простая. На ней можно
сыграть всего-навсего два аккорда.
(Сыграть тоническое трезвучие и доминантсептаккорд несколько раз.)
Из окна нашей кареты мы будто бы видим гармониста, который
растягивает и сжимает свою гармошку и удивляется: вот так дела, играю
да играю, а выходит одно и тоже!
Музыкальный руководитель : Но что это там впереди? Какая-то весёлая
музыка звучит… Как она называется? /исполняет начало пьесы
«Камаринская»/
Дети: Камаринская.
Музыкальный руководитель: Эх, и весёлая плясовая, правда? Под такую
музыку ноги сами просятся в пляс! Значит, вам пора потанцевать!
Звучит «Камаринская». Дети танцуют.
Музыкальный руководитель: Следующая страна на нашем пути – Италия.
Пётр Ильич Чайковский очень любил путешествовать. Ему очень
нравилась Италия – солнечная и приветливая страна, где поют чудесные
песни. Особенно композитору понравилась мелодия, которую он услышал
в городе Неаполе. Так в «Детском альбоме» появилась ещё одна пьеса –
«Неаполитанская песенка». Давайте сыграем её на музыкальных
инструментах.
Звучит «Неаполитанская песенка». Исполняет детский оркестр –
треугольники, бубны, металлофоны.
Музыкальный руководитель: Теперь мы посетим страну – Францию. Что
же появилось в «Детском альбоме» после путешествия Петра Ильича
Чайковского?
Звучит «Старинная французская песенка» (фрагмент).
Дети: Старинная французская песенка.
Музыкальный руководитель : Почему же песенка называется старинной?
Дело в том, что композитор использовал подлинную французскую
мелодию, давнюю-предавнюю – ей больше четырёхсот лет. И мы её сегодня
споём.
Дети поют «Старинную французскую песенку».
Музыкальный руководитель : Не пора ли нам вернуться домой? Там нас
поджидает «Нянина сказка». Воспитатель показывает картину.
Звучит «Нянина сказка» (фрагмент).
Музыкальный руководитель: О чём эта сказка, как вы думаете? Не
кажется ли вам, что сказка, которую рассказывает няня, немножко
страшная? А в следующей пьесе Чайковский нарисовал ещё одно
сказочное существо. Кто же это?
Звучит пьеса «Баба Яга» (фрагмент).
Дети: Баба Яга. Воспитатель показывает картину.
Музыкальный руководитель: Это музыка тоже немного страшная, правда?
Вот Баба Яга в колдовском танце крутится на месте, взмахивая метлой.
(Сыграть первые такты .) А вот она взлетает в своей ступе. (
Сыграть7-8
такты.) Вот пролетает над лесом, над верхушками синеватых сосен.
Стихает свист ветра, Баба Яга удаляется, становится всё меньше и,
наконец, исчезает, будто её и не было… (Сыграть окончание пьесы.)
Слушая эту музыку, мы видим Бабу Ягу, как живую. Есть от чего
испугаться! Поэтому на ночь не стоит читать сказки про Бабу Ягу – может
присниться страшный сон. Вечером, ложась спать, можно прослушать
«Сладкую грёзу». Под конец музыка замирает, будто ребята уснули.
Звучит «Сладкая грёза» (фрагмент).
Музыкальный руководитель: Дети, какой можно назвать эту музыку? Что
значит слово «грёза»?
Дети: Нежной, плавной и очень красивой. Грёза – это мечта, прекрасный
сон.
Музыкальный руководитель: Бом-бом, бом-бом,
Закрывается альбом.
Не простой, а музыкальный –
То весёлый, то печальный.
Сочинённый для ребят
Много-много лет назад.
Звучит «Сладкая грёза». Дети спокойно выходят из зала.
Реквизит.
1.
Пособие «Мир музыкальных образов. Подготовительная группа»
Конкевич С.В.
2.
Треугольники, бубны, металлофоны.
3.
Дудочка, гармошка, балалайка.