Напоминание

"Дружба"

Автор: Арцыбашева Марина Александровна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "СОШ №4"
Населённый пункт: город Ангарск, Иркутская область
Наименование материала: методическая разработка (классный час)
Тема: "Дружба"







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


«ДРУЖБА – ЭТО…»
Арцыбашева Марина Александровна, МБОУ «СОШ № 4», Иркутская область город Ангарск
Предмет (направленность):
классный час.
Возраст детей:
2 класс.
Место проведения:
класс.
Цели:
 выявить представления детей о том, что такое дружба и каким должен быть настоящий друг;  способствовать успешному протеканию процессов самопознания и самосозидания личностей обучающихся;  содействовать формированию дружного коллектива.
Подготовительная работа:
чтение книг о дружбе, поиск пословиц и поговорок, классный конкурс рисунков на лучшее иллюстрирование пословицы или поговорки.
Оборудование:
магнитофон; аудиозапись мелодий песен “Дружба”, «Вальс дружбы»; мультимедийный проектор, экран
ХОД:
Звучит аудиозапись песни «Дружба» (сл. Ю. Чичикова, муз. М. Пляцковского).
У.
Сегодня мы поговорим о дружбе. Что такое дружба? Продолжите предложение: Дружба – это... Выслушиваются ответы учеников.
У.
Товарищество и дружба – удивительные отношения, возникающие между людьми. В «Толковом словаре» В.И. Даля дано такое определение дружбы: «бескорыстная стойкая приязнь». На первое место ученый ставил бескорыстие. Именно оно делает отношение между друзьями благородными и чистыми. О дружбе размышляли во все времена. Мысли о ней письменно и устно излагали и поэты, и писатели, и ученые, и философы, и крестьяне, и дворяне. Например, философ Сократ говорил так: «Никакое общение между людьми невозможно без дружбы». Люди сложили о дружбе много пословиц и поговорок. Какие из них вы знаете? Дети отвечают.
У.
Я предлагаю вам несколько пословиц и поговорок. Но их надо собрать. Работа в группах или в парах. На столах лежат части пословиц и поговорок. Ученики должны найти и соединить начало и конец. Старый друг лучше новых двух. Друг познается в беде. Нет друга – ищи, а найдешь – береги. Вместе тесно, а врозь скучно.
Не имей сто рублей, а имей сто друзей. Хороший друг – отрада для души. Дружбу помни, а злобу забывай. Будь с другом и в горе, и в радости. Помогай другу в беде. С другом веселее при удаче, легче в беде. В недруге стрела – что во пне, а в друге – что во мне. – Выберите одну пословицу или поговорку и объясните ее.
У.
А кто же такой друг и где его взять?
Ученик.
Друг. А что это такое? Как же нам его добыть? Может быть, купить в аптеке? Или в гости пригласить? Может, он растет на грядке? Может, спрятался в лесу? Может, он в цветочной клумбе Пьет из розочки росу? Может, он со мною рядом – Только руку протяни? Помогите мне, ребята, Друга верного найти!
У.
Кто может быть другом? А могут дружить мальчики и девочки? Давайте послушаем спор двух ребят. Исполняется сценка «Мальчишки и девчонки» (вожатые из 6-го класса):
Мальчик 1.
Ты где вчера был?
Мальчик 2.
Я вчера с Танькой в кино ходил.
Мальчик 1.
С Танькой в кино ходил? И не стыдно?
Мальчик 2.
А чего вдруг стыдно?
Мальчик 1.
Да она же...
Мальчик 2.
Чего?
Мальчик 1.
Да она же... как ее...
Мальчик 2.
Да что?
Мальчик 1.
Да она же девчонка!
Мальчик 2.
Ну и что?
Мальчик 1.
Да я бы с девчонкой ни за что в кино не пошел!
Мальчик 2.
Почему?
Мальчик 1.
Да потому что девчонки – это...
Мальчик 2.
Ну что – девчонки?
Мальчик 1.
Да девчонки – они же...
Мальчик 2.
Ну, что они?
Мальчик 1.
Да они же с косичками!
Мальчик 2.
Подумаешь – с косичками! Что же тут такого? А Танька тем более без косичек.
Мальчик 1.
А это еще хуже.
Мальчик 2
. Почему же хуже?
Мальчик 1.
Потому что дергать не за что.
Мальчик 2.
А зачем их дергать?
Мальчик 1.
А что с ними еще делать?

Мальчик 2.
Поговорить можно.
Мальчик 1.
О чем с ними говорить? Про платья, что ли? Бантики, рюшечки, как у вашей хрюшечки!
Мальчик 2.
Ну почему же про рюшечки? Мы с ней про книжки говорили.
Мальчик 1.
Конечно, про книжки, потому что зубрилы они все.
Мальчик 2.
Ничего и не зубрилы. Таньке и зубрить некогда. Она еще в музыкальной школе учится.
Мальчик 1.
Ага! До, ре, ми, фа, соль, ля, си, кошка ехала в такси! Она все равно зубрила. Сегодня все стихотворение от начала до конца рассказала, а на второй строчке заикнулась.
Мальчик 2.
Плохо учила, наверное, вот и заикнулась.
Мальчик 1.
И вообще все они ябеды и трусихи.
Мальчик 2.
Кто ябеда? Танька? А ты вспомни, когда Колька в класс ужа принес, кто Марье Ивановне наябедничал?
Мальчик 1.
Так я же не знал, что это уж! Я думал, что это удав гадючий.
Мальчик 2.
Вот ты испугался, а Танька его в руках держала!
Мальчик 1.
Конечно, удавы девчонок не трогают.
Мальчик 2.
Это почему же?
Мальчик 1
. Потому что они... они... плаксы все они...
Мальчик 2.
Плаксы? А ты когда с турника упал, чего же ты ревел?
Мальчик 1.
Тебе хорошо говорить, а у меня шишка, знаешь, какая здоровенная, чуть не вскочила!
Мальчик 2.
Ну вот, а Танька ногу вывихнула на секции и даже не ойкнула.
Мальчик 1.
Зато в футбол она играть не умеет.
Мальчик 2.
Зато она лучше всех в теннис играет.
Мальчик 1.
В теннис! Шарики, ракеточки, бегай вокруг сеточки! Девичья игра. То ли дело бокс! А девчонок в бокс не берут и в борьбу тоже. Вот я борьбой займусь, знаешь, у меня какая шея будет?!
Мальчик 2
. Подумаешь – шея! В самбо никакая шея не нужна, а девчонок туда принимают.
Мальчик 1.
Таких глупых?
Мальчик 2.
Это почему же глупых? Танька глупая?
Мальчик 1
. А была бы она умная, она бы с тобой в кино не пошла.
Мальчик 2.
Почему?
Мальчик 1.
Она получше кого-нибудь нашла бы.
Мальчик 2
. Кого же это?
Мальчик 1.
Да меня хотя бы.
Мальчик 2
. Да она с тобой не пойдет.
Мальчик 1.
Посмотрим, как не пойдет! Вот пойду и приглашу ее в кино.
Мальчик 2.
Кого, Таньку?
Мальчик 1.
Не Таньку, а Таню.
Мальчик 2.
Так она же это...
Мальчик 1.
Кто?
Мальчик 2.
Девчонка.
Мальчик 1.
Ну и что? Некоторые девчонки лучше любого мальчишки.
Мальчик 2.
Так я тебе с самого начала это говорил. Пошли вместе пригласим ее в кино.
Мальчик 1.
Пошли.
У.
В чем убедились мальчишки? Дети отвечают.

У.
Другом может быть кто угодно, но друг должен быть настоящий. А что значит – настоящий друг? Выберите на доске и запишите на своих листочках пять самых важных слов, которыми можно охарактеризовать настоящего друга. На интерактивной доске: добрый, вежливый, честный, щедрый, сильный, внимательный, заботливый, преданный, умеющий хранить секреты, отзывчивый, трусливый, жадный, хорошо учится, любезный, терпеливый, льстивый, богатый, доверчивый, веселый, ленивый, строгий, общительный, бескорыстный, трудолюбивый Дети пишут.
У.
Кто хотел бы прочитать? Три-пять человек читают свои записи.
У.
А какие качества есть в вас? Запишите пять слов, которыми вы можете охарактеризовать себя. Дети пишут.
У.
Кто хотел бы прочитать? Желающие читают.
У.
Настоящий друг лучше, чем кто-либо другой, поймет ваше настроение, ваши переживания, разделит радость и огорчения, проявит сочувствие, в трудную минуту утешит и поддержит, окажет помощь.
У.
Прочитайте на доске слова Аристотеля о дружбе.
Д.
«Дружба – самое необходимое для жизни, так как никто не пожелает себе жизни без друзей, даже если бы он имел все остальные блага».
У.
Значит, важно для каждого человека уметь дружить?
Д.
Да.
У.
Я предлагаю вам ознакомиться с правилами дружбы. (Учитель раздает детям карточки с текстом Правил.) Надеюсь, что сегодняшний классный час, поможет вам стать более дружными. Давайте украсим ленточками Дерево дружбы. Звучит «Вальс дружбы» (П. Купрейшвили, О. Высоцкая). Дети завязывают разноцветные ленточки на веточках. ПРАВИЛА ДРУЖБЫ 1. Помогай другу: если умеешь что-то делать, научи и его; если он попал в беду, помоги ему, чем можешь. 2. Делись с друзьями: если у тебя есть интересные игрушки, книги, поделись с другими ребятами, у которых их нет. Играй с ними так, чтобы не брать себе самое лучшее. 3. Останови друга, если он делает что-то плохое. Хорошо дружить – значит говорить
друг другу только правду; если друг в чем-то по отношению к тебе не прав, скажи ему об этом – не таи зла на него. 4. Не ссорься с друзьями: старайся работать и играть с ними мирно, не спорь по пустякам; не зазнавайся, если у тебя что-то хорошо получается; не завидуй друзьям – надо радоваться их успехам; если поступил плохо, не стесняйся в этом признаться и исправиться. 5. Умей принять помощь, советы и замечания других ребят.
ЛИТЕРАТУРА И ССЫЛКИ
1. Видео@Mail.Ru: * RELAX * :... Дружба крепкая не сломается:) 2. ДРУЖБА — Яндекс.Словари 3.Кон И.С., Дружба. (психолого-этический очерк), М 1987. 4.Фридман Л.М., Кулагина И.Ю., Психологический справочник учителя., М 1991. 5. О дружбе. /Колокольчик, № 8. 6. portal-slovo›Педагогика›38110.php 7. Н.А. Смирнов. Пособие для учителей и родителей учащихся начальных классов «Этика и этикет младших школьников». Москва, «Школьная Пресса», 2002г. 8. Н.А. Горбунова Классные часы. Волгоград, «Учитель АСТ», 2004г.