Напоминание

"Тропинка к себе"

Автор: Грызенкова Светлана Владимировна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: МБОУ СОШ№6
Населённый пункт: п. Чегдомын Верхнебуреинский район Хабаровский край
Наименование материала: Развивающая психолого-педагогическая программа
Тема: "Тропинка к себе"







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №6 городского поселения «Рабочий поселок Чегдомын» Верхнебуреинского муниципального района Хабаровского края РАЗВИВАЮЩАЯ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОГРАММА КУРСА
«Тропинка к себе»
Разработана:
Грызенковой Светланой Владимировной
педагогом – психологом высшей квалификационной категории
3
Содержание:
Название раздела стр. «...внимание есть именно та дверь, через которую проходит все, что только входит в душу человека из внешнего мира» 1 Пояснительная записка 3 2 Принципы построения программы 5 3 Содержание программы 7 4 Структура занятия 9 5 Модель занятия 10 6 Планируемые результаты 11 7 Контроль и оценка планируемых результатов 12 8 Материально-техническое оснащение и оборудование 13 9 Требования к педагогу 13 10 Критерии ограничения и противопоказания 14 11 Способы, обеспечивающие гарантию прав участников программы 14 12 Сферы ответственности, основных прав и обязанностей участников программы 14 13 Содержательная характеристика курса 15 14 Содержание занятий 1 класс 15 15 Содержание занятий 2 класс 22 16 Содержание занятий 3 класс 26 17 Содержание занятий 4 класс 33 18 Сведения об апробации программы 37 19 Другая информация 38 20 Заключение 38 21 Эффективность использования программы 40 22 Список литературы 41 23 Приложение
3 К. Д. Ушинский
Пояснительная записка
Гуманизация школьного образования предполагает в первую очередь обращенность к личности ребенка, ее всестороннее развитие, создание благоприятных условий для раскрытия способностей учащихся. Целью современной школы является обеспечение качественного и доступного образования для обучающихся, содействие социальной успешности в обществе. На ее достижение направлена реализация образовательной программы нашей школы, где каждый ученик может получить образование с учетом его возможностей и потребностей, развить природные способности, сформировать ключевые компетенции. Начальная школа МБОУ СОШ №6 работает по трем программам: развивающей системе Л.В.Занкова, традиционная система УМК «Гармония», традиционная система с элементами развивающего обучения «Начальная школа XXI век». Главной задачей развивающего обучения является достижение оптимального общего психологического развития каждого ребенка. Система предполагает одновременное развитие всех составляющих психической сферы детей. Благодаря этому дидактические и методические принципы направлены на максимальную активизацию собственной познавательной деятельности детей. Эффективность учебного процесса в значительной мере определяется степенью сформированности различных сторон и особенностей познавательной деятельности школьников. Новизна развивающей психолого-педагогической программы «Тропинка к себе» определена требованиями к результатам основной образовательной программы начального общего образования ФГОС 2009 года. При этом очень важная роль отводится ориентации образования на формирование универсальных (метапредметных) общеучебных умений и навыков. Одним из главных лозунгов новых стандартов второго поколения является формирование компетентностей ребенка по освоению новых знаний, умений, навыков, общественно-значимого ценностного отношения к знаниям, развитие познавательных и творческих способностей и интересов. Особое место в этом ряду отводится общеучебным умениям и способам деятельности, т.е. формированию универсальных учебных действий (УУД), которыми должен овладеть учащийся. Особенностью развивающей психолого-педагогической программы «Тропинка к себе» является направленность не только на формирование когнитивных знаний, но и на анализ и синтез полученного учебного материала. Другой важной стороной психологического развития учащихся является закладывание эмоционально-личностного отношения к получаемым метазнаниям: стремление доказывать свою точку зрения, критически ос- мысливать свой ответ и мнения своих одноклассников, положительно- эмоционально относиться к изучаемому материалу и к учению в целом, формирование адекватной самооценки, что является необходимым для
3 становления мировоззрения условием формирования направленности личности учащихся. Цель программы: сформировать компетентности в сфере познаватель- ной деятельности, создать условия для овладения учащимися способов дея- тельности, развить познавательные способности учащихся на основе систе- мы развивающих занятий. Основные задачи программы: 1) развитие познавательной активности и самостоятельной мыслитель- ной деятельности учащихся; 2) развитие психических познавательных процессов: различных видов памяти, внимания, зрительного восприятия, воображения; 3) развитие мышления в процессе формирования основных приемов мыслительной деятельности: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, клас- сификации, умение выделять главное, доказывать и опровергать, делать не- сложные выводы; 4) формирование навыков творческого мышления и развитие умения решать нестандартные задачи; 5) развитие языковой культуры и формирование речевых умений: чет- ко и ясно излагать свои мысли, давать определения понятиям, строить умоза- ключения, аргументировано доказывать свою точку зрения; 6) формирование и развитие коммуникативных умений: умение об- щаться и взаимодействовать в коллективе, работать в парах, группах, ува- жать мнение других, объективно оценивать свою работу и деятельность од- ноклассников; 7) формирование навыков применения полученных знаний и умений в процессе изучения школьных дисциплин и в практической деятельности. Программа курса «Тропинка к себе» ориентирована на улучшение по- знавательной (степени расчлененности восприятия, сформированности мыслительных операций, внутреннего плана действия, развития видов вни- мания и памяти) и эмоционально-личностной (формирование положительно- го отношения к школе и учению, нарастание уверенности в себе, формирова- ние адекватной самооценки, повышение интереса ко всем школьным уро- кам, исчезновение боязни отвечать на уроках, рост школьной успевае- мости) сфер учащихся. Актуальность программы курса «Тропинка к себе» определена следующими факторами:  на основе диагностических фактов выявлено, что среди учеников младших классов, возрастает число детей с трудностями в обучении, обусловленными в первую очередь недостаточным уровнем их когнитивно - личностного развития,  низкий уровень развития познавательных способностей (логическое мышление, концентрация внимания, быстрота реакции, видов памяти, воображения). Поэтому оказание действенной психологической помощи учащимся на начальном этапе обучения в настоящее время становится особенно
3 актуальной задачей. Проведя диагностику младших школьников, я поняла, что необходимо работать именно в этом направлении, развивать познавательные способности детей. Можно ли добиться того, чтобы ребенок стал «умнее», «способнее», «одареннее»? Конечно, если развитием познавательных способностей заниматься так же регулярно, как тренируются в развитии силы, выносливости и других подобных качеств. Если ребенок постоянно тренирует свой ум, решает трудные задачи, действует активно, самостоятельно находит верные решения в нестандартных ситуациях — результат обязательно будет. Как известно, неспособных детей нет, нужно просто помочь ребенку развить его способности, сделать процесс обучения увлекательным и интересным. Отличительными особенностями программы курса «Тропинка к себе» являются:  определение видов организации деятельности учащихся, направленных на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного курса;  в основу реализации программы положены ценностные ориентиры и воспитательные результаты;  достижения планируемых результатов отслеживаются в рамках внутренней системы оценки: педагогом, администрацией, психологом.
Принципы построения программы
Программа курса «Тропинка к себе» создает условия для развития у детей познавательных интересов, формирует стремление ребенка к размыш- лению и поиску, вызывает у него чувство уверенности в своих силах, в воз- можностях своего интеллекта. Во время занятий происходит становление у детей развитых форм самосознания и самоконтроля, у них исчезает боязнь ошибочных шагов, снижается тревожность и необоснованное беспокойство. Учащиеся достигают значительных успехов в своем развитии, они многому научаются и эти умения применяют в учебной работе, что приводит к успе- хам в школьной деятельности. А это означает, что возникает интерес к учебе. Программа представляет систему интеллектуально – развивающих за- нятий для учащихся начальной школы в возрасте от 7 до 11 лет. На занятиях детям предлагаются задания не учебного характера. Так серьезная работа принимает форму игры, что очень привлекает и заинтересовывает младших школьников. Система представленных на занятиях задач и упражнений поз- воляет решать все 3 аспекта: познавательный, развивающий и воспитываю- щий. Познавательный аспект
3  формирование и развитие различных видов памяти, внимания, воображения, а также логического мышления;  формирование и развитие общеучебных умений и навыков. Развивающий аспект  создание условий для развития познавательных способностей, формирование стремления ребенка к размышлению и поиску;  способствовать развитию пространственного восприятия и сенсорно-моторной координации. Воспитывающий аспект  воспитание системы межличностных отношений; Таким образом, целью обучения является развитие и совершенствование познавательных процессов (внимания, восприятия, воображения, различных видов памяти, мышления) и формирование ключевых компетенций обучающихся. Сроки и этапы реализации программы: 4 года Этапы реализации Сроки реализации Диагностический блок 2 недели Установочный блок 1 неделя Коррекционно-развивающий блок 30 недель Проверка эффективности 1 неделя Режим занятий: 1 раз в неделю по 30 мин в 1 классе. Со 2 по 4 классы – 1 раз в неделю по 40 мин. Курс включает 136 занятий. Формы организации учебного процесса: Каждое занятие состоит из нескольких заданий с обязательным переры- вом между ними (динамическая пауза). На протяжении всего курса происхо- дит постепенное усложнение материала. Для уменьшения нагрузки учащихся применяются подвижные игры, игры – соревнования, викторины, конкурсы, элементы психомышечной тренировки. Формы занятий:  по количеству детей, участвующих в занятии: коллективная, групповая;  по особенностям коммуникативного взаимодействия: практикум, мини-тренинг, ролевая игра;  по дидактической цели: вводные занятия, занятия по углублению знаний, практические занятия, комбинированные формы занятий. Виды деятельности: игровая, познавательная. В ходе занятий у младших школьников формируются следующие способности:  Целеполагание (ставить и удерживать цели);  Планирование (составлять план своей деятельности);  Моделирование (представлять способ действия в виде модели- схемы, выделяя все существенное и главное);
3  Инициативность при поиске способа (способов) решения задачи;  Коммуникация (взаимодействовать при решении задачи, отстаи- вать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других)  Рефлексия (видеть проблему; анализировать сделанное – почему получилось, почему не получилось, видеть трудности, ошибки). Виды контроля и формы учета оценки планируемых результатов:  диагностика примеры методик, представлены в Приложении 1,  наблюдение,  рефлексия,  опрос,  анкетирование учащихся и родителей. Таким образом, достигается основная цель обучения – расширение зоны ближайшего развития ребенка и последовательный перевод ее в непо- средственный актив, то есть в зону актуального развития.
Содержание программы
Методы и приемы организации учебной деятельности младших школь- ников ориентированы на усиление самостоятельной практической и умствен- ной деятельности, на развитие навыков контроля и самоконтроля, а также по- знавательной активности детей. Большое внимание уделяется проверке само- стоятельно выполненных заданий, их корректировке, объяснению причин до- пущенных ошибок, обсуждению различных способов поиска и выполнения того или иного задания. Основные принципы построения занятий: 1) системность – задания располагаются в определенном порядке; 2) актуальность задач в период адаптации и на каждом возрастном этапе; 2) принцип «спирали» – через каждые 7 занятий задания повторяются; 3) принцип «от простого к сложному» – задания постепенно усложняются; 4) увеличение объема материала; 5) наращивание темпа выполнения заданий; 6) смена разных видов деятельности. В основе построения программы лежит принцип разнообразия творче- ско-поисковых заданий. При этом, основными выступают два следующих ас- пекта разнообразия: по содержанию и по сложности заданий. В программе используются задания разной сложности, и слабые дети могут почувствовать уверенность в своих силах, так как для них можно подобрать задания, кото- рые они могут решать успешно. Занятия построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Это позволяет сделать работу детей ди- намичной, насыщенной и менее утомительной благодаря частым переключе- ниям с одного вида деятельности на другой. В занятия включены специально подобранные нестандартные упражне- ния, направленные на развитие познавательных процессов у младших школь- ников. В процессе выполнения каждого из них идет развитие почти всех по-
3 знавательных процессов, но каждый раз акцент делается на каком-то одном из них. Все задания условно можно разбить на несколько групп:  Задания на развитие восприятия - развитие слуховых, осязатель- ных ощущений. Формирование и развитие пространственных представлений. Развитие умения ориентироваться в пространстве листа. Развитие фонемати- ческого слуха. Развитие восприятия времени, речи, формы, цвета, движения. Формирование навыков правильного и точного восприятия предметов и явле- ний. Тренировочные упражнения и дидактические игры по развитию воспри- ятия и наблюдательности представлены в Приложении 2.  Задания на развитие внимания
-
диагностика произвольного вни- мания. К заданиям этой группы относятся различные лабиринты и целый ряд игр, направленных на развитие: произвольного внимания детей, увеличение объема устойчивости, способности переключения, распределения и концен- трации внимания. Выполнение таких заданий способствует формированию жизненно важных умений: целенаправленно сосредоточиваться, вести поиск нужного пути, оглядываясь, а иногда и возвращаясь назад, находить самый короткий путь. Примеры таких заданий представлены в Приложении 3.  Задания на развитие памяти

диагностика памяти. В програм- му включены упражнения на совершенствование слуховой, зрительной, об- разной и смысловой памяти. Участвуя в играх, школьники учатся пользовать- ся своей памятью и применять специальные приемы, облегчающие запомина- ние. Тренировочные упражнения по развитию точности и быстроты запоми- нания, увеличению объёма памяти, качества воспроизведения материала. В результате учащиеся осмысливают и прочно сохраняют в памяти различные термины и определения. Вместе с тем у детей увеличивается объем зритель- ного и слухового запоминания, развивается смысловая память, восприятие и наблюдательность, закладывается основа для рационального использования сил и времени. Примеры таких заданий представлены в Приложении 4.  Задания на совершенствование воображения

развитие вообра- жения построено в основном на материале геометрического характера: - до- рисовывание несложных композиций из геометрических тел или линий, не изображающих ничего конкретного, до какого-либо изображения;
-
выбор фигуры нужной формы для восстановления целого; - вычерчивание уникурсальных фигур (фигур, которые надо начертить, не от- рывая карандаша от бумаги и не проводя одну и ту же линию дважды); - выбор пары идентичных фигур сложной конфигурации; - выделение из общего рисунка заданных фигур с целью выявления замаски- рованного рисунка; - деление фигуры на несколько заданных фигур и построение заданной фигу- ры из нескольких частей, которые выбираются из множества данных; - складывание и перекладывание спичек с целью составления заданных фи- гур. Примеры таких заданий представлены в Приложении 5.
3  Задания на развитие мышления
-
приоритетным направлением обучения в начальной школе является развитие мышления. С этой целью в занятиях используются задания, которые позволяют: - на доступном детям материале и на их жизненном опыте строить правиль- ные суждения и проводить доказательства без предварительного теоретиче- ского освоения самих законов и правил логики; - формировать у учащихся умения находить и выделять признаки разных предметов, явлений; - узнавать предмет по его признакам, давать описание предметам, явлениям в соответствии с их признаками. Происходит формирование основных мыслительных операций: анали- за, синтеза, сравнения, классификации, обобщения, умения выделять главное и существенное на основе развивающих заданий и упражнений, путем реше- ния логических задач и проведения дидактических игр. Примеры таких зада- ний представлены в Приложении 6.  Задания на развитие речи
-
развитие устойчивой речи, умение описывать то, что было обнаружено с помощью органов чувств. Обогащение и активизация словаря учащихся. Развитие умения составлять загадки, не- большие рассказы - описания, сочинять сказки. Формирование умения давать несложные определения понятиям. Примеры таких заданий представлены в Приложении 7.
Структура занятия
1. Вводная часть. Задачей вводной части является создание у учащихся определенного положительно эмоционального настроя. Важным моментом вводной части является выполнение упражнений для улучшения мозговой деятельности. Для каждого занятия подобраны специальные упражнения, стимулирующие те психические функции, которые подлежат развитию на данном этапе. При- меры таких заданий представлены в Приложении 8. 2. Основная часть. Задания подбираются с учетом их направленности на осуществление дифференциации познавательных структур и с точки зрения удобства для коллективной работы в классе. Для достижения развивающего эффекта необходимо неоднократное выполнение заданий. Однако для предотвращения снижения интереса учащихся к повторным выполнениям одного и того же задания обеспечивается разнообразие внешнего оформления содержания ряда заданий, но сохраняется единство их внутренней психологической направленности. Реализуется принцип «спирали», т.е. возвращение к одному и тому же заданию, но на более высоком уровне трудности (от I класса к IV). 3. Заключительная часть.
3 Задача: подведение итогов занятия, обсуждение результатов работы учащихся и тех трудностей, которые у них возникали при выполнении заданий. Существенным моментом здесь являются ответы учащихся на вопрос, чем же они занимались и чему научились. Кроме того, представляется важным оценивать воздействие уроков психологического развития на эмоциональное состояние учеников. Для этого используются «смайлики» и другие формы рефлексии.
Модель занятия:
1. «Мозговая гимнастика», психогимнастика (2–3 минуты). Установка на занятие. Создание у ребят положительного эмоциональ- ного фона, без которого эффективное усвоение знаний невозможно. 2. Разминка (3–5 минут). Постепенно увеличивается количество вопросов, включенных в раз- минку. Сами вопросы становятся более сложными. Увеличивается темп во- просов и ответов. 3. Тренировка и развитие психических механизмов, лежащих в осно- ве познавательных способностей – восприятия, памяти, внимания, вообра- жения (10-15 минут). Упражнения на данном этапе носят цель совершенствовать различ- ные стороны внимания и увеличение объема произвольного внимания детей. Уровень трудности заданий значительно возрастает. Для развития зритель- ной памяти в занятия включен графический диктант. Задания на преобразо- вание и перестроение фигур и предметов, на вычерчивание фигур без отрыва карандаша, на разгадывание ребусов, позволяют совершенствовать вообра- жение. 4. Веселая переменка, динамическая пауза (3–5 минут). Динамическая пауза, проводимая на занятиях, не только развивает дви- гательную сферу ребёнка, но и способствует развитию умения выполнять несколько различных заданий одновременно. 5. Логически-поисковые и творческие задания на развитие анали- тических способностей и способности рассуждать (10 — 15 минут). В начальной школе, с целью совершенствования мыслительных опера- ций младших школьников, предлагаются задачи логического характера. Про- должается совершенствование умений сравнивать, глубоко осознавая смысл операции сравнения; делать заключение из двух суждений, умений делать обобщения, устанавливать закономерности. В целях развития логического мышления учащимся предлагаются задачи, при решении которых им нужно самостоятельно производить анализ, синтез, сравнение, строить дедуктивные умозаключения. Общий смысл таких задач заключается в поиске общих и от- личительных признаков у различных предметов. 6. Рефлексия (3-5 минут).
3 Позволяет ребенку осмыслить свои возможности, выявить причину за- труднений, осуществить самооценку взаимооценку, проявить себя в необыч- ной ситуации. Способствует улучшению взаимоотношений между детьми. Формируется усидчивость, способность контролировать свое поведение.
Планируемые результаты:
Для оценки эффективности занятий программы курса «Тропинка к себе» можно использовать следующие показатели:  степень помощи, которую оказывает педагог учащимся при выполнении заданий;  поведение детей на занятиях: живость, активность, заинтересованность, которые обеспечивают положительные результаты;  результаты выполнения тестовых заданий позволяют выявить справляются ли ученики с ними самостоятельно;  косвенным показателем эффективности занятий может быть повышение качества успеваемости по математике, русскому языку, окружающему миру. После завершения курса «Тропинка к себе» учащиеся должны уметь: 1. Самостоятельно выполнять данное педагогом задание; 2. Проявлять собственную активность в получении знаний; 3. Уметь контролировать собственные действия в ходе выполнения задания. В процессе реализации программы «Тропинка к себе» формируются следующие универсальные учебные действия: 1. Личностные: - внутренняя позиция школьника (положительное отношение к школе, чувство необходимости обучения, адекватное содержательное представление о школе и т.д.); - самооценка (широта диапазона оценок, обобщение категорий оценок, представление в Я-концепции социальной роли ученика и т.д.); - смыслообразование (сформированность познавательных, учебных мотивов, стремление к приобретению знаний). 2. Коммуникативные: - ориентация на позицию других людей, отличную от собственной, уважение иной точки зрения; - учет разных мнений и умение обосновать собственное; - умение слушать собеседника; - потребность в общении со взрослыми и сверстниками. 3. Регулятивные: - целеполагание; - контроль; - коррекция; - оценка; - саморегуляция.
3 4. Познавательные: - рефлексия способов и условий действий, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; - поиск и выделение необходимой информации; - самостоятельный поиск и выделение познавательной цели; - анализ объектов с целью выделения признаков; - синтез; - установление причинно-следственных связей. Критериями эффективности программы являются: - снижение уровня школьной тревожности; - мотивация на саморазвитие; - повышение коммуникативной компетентности; - активность и продуктивность учеников в деятельности, как в образовательном процессе, так и внеклассной и внешкольной деятельности.
Контроль и оценка планируемых результатов
В основу изучения данной программы «Тропинка к себе» положены ценностные ориентиры, достижение которых определяются воспитательны- ми результатами, которые оцениваются по трём уровням. Первый уровень результатов — приобретение школьником социаль- ных знаний, первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими педагогами как значимыми для него но- сителями положительного социального знания и повседневного опыта. Второй уровень результатов — получение школьником опыта пережи- вания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уров- ня результатов особое значение имеет взаимодействие школьников между со- бой на уровне класса, школы, то есть в защищенной, дружественной просо- циальной среде. Третий уровень результатов — получение школьником опыта само- стоятельного общественного действия. Именно в опыте самостоятельного об- щественного действия приобретается то мужество, та готовность к поступку, без которых немыслимо существование гражданина и гражданского обще- ства. Критерии оценки результатов тестов:  80 – 100% - высокий уровень освоения программы;  60 - 80% - уровень выше среднего;  50 - 60% - средний уровень;  30 - 50% - уровень ниже среднего;  меньше 30% - низкий уровень. Критерии оценки достижения планируемых результатов Качественные:
3  увеличение информационного поля;  создание условий для развития познавательных способностей учащих- ся младших классов;  применение на практике групповой формы работы;  сплочение классного коллектива;  создание условий для формирования благоприятного психологического климата в классном коллективе;  способность к саморефлексии;  повышение уровня родительской компетентности. Количественные:  проведение 34 развивающих занятий в год;  составление методических рекомендаций по проведению занятий;  проведение родительских собраний по темам: «Психологические особенности детей младшего школьного возраста», «Как помочь ребенку с трудностями в обучении».
Материально-техническое оснащение и оборудование.
Занятия могут проходить как в специально оборудованном кабинете педагога-психолога, а также и в учебном классе после занятий. Кабинет дол- жен быть оборудован стульями, белой маркерной доской или стеной для воз- можности крепить продукты труда, проектором. Для реализации программы в учреждении должен быть Интернет, библиотека. Для реализации программы необходимо следующее оборудование: - принадлежности для рисования: гуашевые краски, кисти, баночки для воды, цветные и простые карандаши, фломастеры, маркеры, ластик, бумага формата А4, А2, А1; - клей, степлер, скотч-лента, ножницы, - кнопки или магниты для крепления продуктов на доске, - мячик; - тетрадь для занятий, ручки для каждого участника; - заготовленные задания ведущего на каждое занятие и упражнение; - записи инструментальных фоновых мелодий; - необходимое оборудование при проведении психологических игр индивидуально для каждой игры.
Требования к педагогу - психологу.
Педагогу-психологу, ведущему занятия, необходимо обладать знаниями особенностей развития в младшем школьном возрасте, а также определенными личностными характеристиками: собственной креативностью, спонтанностью, высокими рефлексивными навыками, коммуникативными способностями, недирективным стилем управления группы, способностью оценить креативный продукт другого, владение
3 технологиями создания творческих продуктов, а также умением владеть методами психологической работы.
Обоснованные критерии ограничения и противопоказания на

участие в освоении программы.
Ограничений и противопоказаний на участие в освоении программы нет, так как программа предусматривает возможность реализации индивидуального подхода к каждому ребенку, работу с различными подгруппами детей, учитывает их возрастные особенности. Предлагаемая программа рассчитана не только для развития детей, имеющих проблемы в обучении, но и позволяет развивать одаренных детей.
Описание способов, которыми обеспечивается гарантия прав

участников программы.
Соблюдение этического кодекса психологов, закона о персональных данных, закона об образовании РФ и РТ, Федерального закона «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24.07.1998 г. № 124-ФЗ (с изменениями от 20.07.2000 г.), выработка правил группы и их соблюдение.
Описание сфер ответственности, основных прав и обязанностей

участников программы.
Специалисты образовательного учреждения создают условия для правильной организации учебной деятельности, предполагающую личностную включенность школьника в процессы развития. Педагог – психолог несет ответственность за жизнь и здоровье учащегося во время проведения занятий, а так же за - сообразность содержания и методов реализации программы с возрастными и личностными особенностями учащихся; - жизнь и здоровье несовершеннолетних во время проводимых им занятий, а также за нарушение прав и свобод в соответствии с законодательством Российской Федерации; - адекватность используемых диагностических методов, обоснованность рекомендаций. Участники программы отвечают за соблюдение норм поведения, правил, выработанных группой, посещение занятий, микроклимата на занятиях, качество выполнения заданий.
Содержательная характеристика курса

3
Учебно-тематическое планирование занятий с учащимися 1-х классов по

развитию познавательных способностей
Предлагаемые в 1 классе задания направлены на содержание положи- тельной мотивации, на формирование познавательного интереса к предметам и к знаниям вообще. Эта задача достигается с помощью специально по- строенной системы заданий, которые помогают преодолеть неустойчивость внимания детей, непроизвольность процесса зрительного и слухового запо- минания и ведут к развитию мыслительной деятельности. В силу возрастных особенностей первоклассников им предлагаются в основном те задания, выполнение которых предполагает использование прак- тических действий. На первых порах работы с заданиями допускается угады- вание ответа, решения, но с обоснованием ответа. При работе над такими за- даниями очень важна точная и целенаправленная постановка вопросов, выде- ление главного звена при рассуждении, обоснование выбранного решения. На последующих этапах предусматривается полный переход на само- стоятельное выполнение учащимися заданий, предполагающий возможность советоваться с педагогом, соседом по парте, поиск совместного решения па- рами или группами. Проверка самостоятельной деятельности учащихся предусматривает обязательное обсуждение всех предлагаемых учащимися способов решения, уточнение способов решения и рассуждений, показ ошибок в рассуждениях, акцентирование внимания детей на наиболее рациональные, оригинальные и красивые способы решения. Проверка особенно важна для детей с низким уровнем развития (они в силу своих физиологических особенностей усваива- ют все новое с большим трудом и длительное время не могут выполнять за- дания самостоятельно).
Месяц



занятия

Тема

Содержание

Сентябрь
1
Знакомство.

Вводное занятие.
Упражнение «Хорошее настроение» Игра «Мяч» Диагностика сформированности УУД Упражнение «Цветок общения» Игра «Кто есть кто? Что есть что?» Упражнение «Доброе животное» Упражнение «Подарки» Упражнение «Мостик Дружбы» Рисование
3 2
Я и мое имя.
Упражнение «Составляем азбуку хороших слов» Упражнение «Передай движение по кругу» Диагностика сформированности УУД Упражнение «Я знаю, как тебя зовут» Игра «Слушай хлопки!» Упражнение «Укрась свое имя» Упражнение «Рисуем по точкам» Упражнение «Найди свою половинку» Игра «Волшебный круг 3
Школьные правила.
Упражнение «Составляем азбуку хороших слов» Игра «А я еду» Диагностика сформированности УУД Упражнение «Урок или перемена» Упражнение «Составь фигуру» Игра «Паровозик» Упражнение «Школьные знаки» Чтение и анализ сказки «Школьные правила» Упражнение «Графический диктант. Штриховка»
Собира

ем

портфе

ль.
Упражнение «Составляем азбуку хороших слов» Упражнение «Соберем портфель!» Диагностика сформированности УУД Упражнение «Раскрась по инструкции» Игра «Запомни порядок» Динамическая пауза («Четыре стихии», «Что можно сделать из…») Упражнение «Я положу в свой портфель» Решение ребусов Упражнение «Обведи по контуру» Упражнение «Доскажи словечко»
3
Октябрь
5
Школьные оценки.
Упражнение «Составляем азбуку хороших слов» Игра «Закончи слово» Чтение и анализ сказки «Сказочный городок» Упражнение «ЗАТО» Упражнение «Узоры и волшебные лесенки» Игра «Листопад» «Размышление на тему…» 6
Подсказки

и

списывание.
Упражнение «Составляем азбуку хороших слов» Упражнение «Школьник и дошкольник» Чтение и анализ сказки «Подсказки и списывание» Упражнение «Что можно, а что нельзя!» Игра «Нос, рот, потолок» Упражнение «Четвертый лишний» Упражнение «Волшебные очки» Игра «Дракон кусает свой хвост» Упражнение «Доброе животное» 7
Что такое хорошо?
Упражнение «Составляем азбуку хороших слов» Упражнение «Атомы и молекулы» Размышление на тему ««Что такое хорошо и что такое плохо?» Игра «Наши поступки» Коллаж «Хорошо - Плохо» Упражнение «Что можно сделать за перемену?» Упражнение «Сочини рассказ по теме «Хорошо-плохо»» Упражнение «Барометр настроения» 8
Мои эмоции.
Упражнение «Составляем азбуку хороших слов» Игра «Наоборот» Упражнение «Назови эмоцию» Игра «Собери эмоцию» Знакомство с эмоциональными состояниями Этюд «Теремок» Упражнение «Закончи предложение» Упражнение «Пирог эмоций» Упражнение «Цвет настроения» 9
Мое настроение.
Упражнение «Составляем азбуку хороших слов» Упражнение «Тренировка эмоций» Разные настроения. Релаксационное упражнение «Облака». Упражнение с элементами арт-терапии «Конверты радости и огорчений» Упражнение «Сочини рассказ» Упражнение «Доброе животное»
3
Ноябрь
10
Радость – одна на

всех.
Упражнение «Составляем азбуку хороших слов» Упражнение «Глаза в глаза» Упражнение «Азбука настроений» Упражнение «Солнечный зайчик» Динамическая пауза («Четыре стихии», «Заверши предложение») Упражнение «Букет приятных событий», «Ромашка» Упражнение «Копирование по точкам» Упражнение «Игра с платком» 11
Чудо-дерево.
Упражнение «Составляем азбуку хороших слов» Упражнение. «Добрый бегемотик» Упражнение «Кто заметит небылицы?» Игра «Кто тебя и как позвал?» Этюд «Насос и надувная кукла» Конкурс на самого удивлённого Игра «Любопытный» Упражнение «Улитка» Коллаж «Чудо-дерево» 12
Наши страхи.
Упражнение «Составляем азбуку хороших слов» Игра на мышление «Логические концовки» Беседа по иллюстрации «Петя и гусь» Инсценировка стихотворения «Испуг» Упражнение «Страхи сказочных героев» Этюд на выражение эмоции страха «Змей Горыныч» Игра «Змей Горыныч» Упражнение «Поймай слово» Игра-аппликация «Спрячем страх за забором»
Декабрь
13
Грусть и печаль.
Упражнение «Составляем азбуку хороших слов» Игра «Скучно, скучно так сидеть» Игра «Мартышка» Пиктограмма «Грусть» Упражнение «Солнышко и тучка» Подвижная игра «Тропинка» Игра «Волшебный стул» Упражнение «Лишняя фигура» Упражнение «Письмо для хорошего настроения»
3 14
Я и другие.
Упражнение «Составляем азбуку хороших слов» Упражнение «Атомы и молекулы» Игра «Наши поступки» Коллаж «Хорошо - Плохо» Упражнение. «Что можно сделать за перемену?» Упражнение «Сочини рассказ по теме «Я и другие» Упражнение «Барометр настроения» 15
Я

контролирую

себя.
Упражнение «Составляем азбуку хороших слов» Игра «Эхо» Упражнение «Гора с плеч» Беседа «Настроение» Испытание 1. Упражнение «Камень- верёвка» Испытание 2. Упражнение «Домик» Испытание 3. Игра «Скала. Я справлюсь» Испытание 4. Игра «Сова» Испытание 5. Упражнение «Психологический портрет» Психогимнатика «Ручеек радости» Упражнение «Доброе животное» 16
Слушай команду.
Упражнение «Составляем азбуку хороших слов» Упражнение «Слушай команду» Упражнение «Говори!» Динамическая пауза («Нос, пол, потолок», «Смена имен») Упражнение «Фигуры из палочек» Упражнение «Точки» Упражнение «Закономерности» Упражнение «Погоня» Упражнение «Дождик» Упражнение «Волна»
Январь
17
Волшебная клетка.
Упражнение «Составляем азбуку хороших слов» Упражнение «Строим дом» Упражнение «Палочки и крестики» Упражнение «Что сегодня на обед?» Упражнение «Зима» Упражнение «Необычная страница» Игра «Запретное движение» Упражнение «Графический диктант» Упражнение «Доброе животное»
3 18
Планета эмоций.
Упражнение «Составляем азбуку хороших слов» Упражнение «Ладонь на ладонь» Игра «Создаем планету эмоций» Этюды на выражение основных эмоций Круглые глаза (удивление) Золотые капельки (радость, удовольствие) Цветок (радость) Золушка (Печаль и грусть) Лисенок боится (Страх) Упражнение «Соедини ниточками слова- эмоции» (работа с карточками) 19
Что такое общение.
Упражнение «Составляем азбуку хороших слов» Упражнение «Подарок другу» Игра на внимание «Кряк-квак» Динамическая пауза («Запрещенное движение», «Зеркало») Беседа об общении Упражнение «Я рад общаться с тобой» Упражнение «Подари сердце другу» Упражнение «Порядок рисования» Упражнение «Мостик дружбы» Работа в парах Упражнение «Рисование по точкам» Упражнение «Испуганный ежик» Упражнение «Руки знакомятся, ссорятся, мирятся» Коллаж «Что такое дружба»
Февраль
20
Путешествие

в

страну

«Понимание».
Упражнение «Составляем азбуку хороших слов» Упражнение «Ракета» Игра «Слепой и поводырь» Игра ''Скала '' (надо преодолеть гору) Игра «Волшебный круг» Игра «Только весёлые слова». «Игра «Лисонька, где ты?» Игра «Чтение эмоций» Игра «Зеркало» Этюд «Танец пяти движений» Этюд «На крыше у Шуры жил журавль Жура» 21
Мой мир.
Упражнение «Составляем азбуку хороших слов» Игра «Наши поступки» Упражнение «Атомы и молекулы» Упражнение «Что можно сделать за перемену?» Упражнение «Сочини рассказ по теме «Мой мир» Коллаж «Хорошо - Плохо» Упражнение «Барометр настроения»
3 22
Я

-

доброжелательный.
Упражнение «Составляем азбуку хороших слов» Игра «Пирамида любви» Упражнение «Ты самый лучший на свете» Упражнение «Марафон имен» Упражнение «Раскрась детали» Игра «Чем мы похожи» Упражнение «Угадай-ка» Упражнение «Волшебные слова» Упражнение «Доброе животное»
Март
23
Волшебные

средства

взаимопонимания.
Упражнение «Составляем азбуку хороших слов» Знакомство с «Волшебными средствами понимания» Игра «Дотронься...» Упражнение «Друг к дружке» Картинки-ситуациии «Страна Эмоций» Этюды на различные позиции в общении Игра «Руки знакомятся, руки ссорятся, руки мирятся» Игра «Мы - силачи» Упражнение «Угадай, что в мешочке» Игра «Волшебники» Групповой рисунок «Бабочка взаимопонимания» 24
Застенчивость

и

Уверенность.
Упражнение «Составляем азбуку хороших слов» Этюд на выражение застенчивости и нерешительности Игра «Поменяйся местом» Игра «Я – лев» Игра «У кого руки теплее» Игра «Марш самооценки» Игра «Прорвись в круг» Игра «Прорвись в круг» Игра «Следование за ведущим» Упражнение «Я-самый» Упражнение «Подари камешек» 25
Дерево дружбы.
Упражнение «Составляем азбуку хороших слов» Упражнение «Барометр настроения». Вводится легенда о «Заколдованном дереве» Упражнение «Дерево дружбы» Упражнение «Веселое лицо» Упражнение «Раскрась ежика» Упражнение «Настоящий друг» Упражнение «Опишите друг друга» Упражнение «Комплименты»
3
Апрель
26
Что я знаю про свою

школу.
Упражнение «Составляем азбуку хороших слов» Упражнение «Барометр настроения» Упражнение «Мои одноклассники» Упражнение «Как найти ученика в школе» Игра – путешествие «Мы - разведчики» Упражнение «Любимое место в школе» 27
Чужие секреты.
Упражнение «Составляем азбуку хороших слов» Упражнение «Возьми и передай» Упражнение «Назови предметы» Упражнение «Послушай тишину» Упражнение «Узнай по звуку» Упражнение «Графический диктант» Рисование 28
Моя доброта.
Упражнение «Составляем азбуку хороших слов» Игра «Наши поступки» Упражнение «Атомы и молекулы» Упражнение «Что можно сделать за перемену?» Упражнение «Сочини рассказ по теме «Моя доброта» Коллаж «Хорошо - Плохо» Упражнение «Барометр настроения» 29
Драки и обида.
Упражнение «Составляем азбуку хороших слов» Игра «Обзывалки» Диагностика сформированности УУД Чтение и обсуждение сказки «Драки» и сказки «Обида» Работа с радугой Игра «Пальцы — звери добрые, пальцы — звери злые» Упражнение «Закончи фразу» 30
Мы поссорились и

помирились.
Упражнение «Составляем азбуку хороших слов» Игра «Поварята» Диагностика сформированности УУД Разыгрывание ситуаций Анализ проблемных ситуаций Перекрестные ритмические хлопки в парах Мирилки. Кто знает их больше? Игра «Два барана» Игра «Уходи, злость, уходи» Упражнение «Солнечные лучики» Упражнение «Доброе животное»
3
Май
31
Шутка

шутке



рознь.
Упражнение «Составляем азбуку хороших слов» Метод свободного ассоциирования Диагностика сформированности УУД Совместное составление шуточного рассказа Ролевая гимнастика Упражнение «Шутки черные и разноцветные» Рисование 32
Мы изменились.
Упражнение «Составляем азбуку хороших слов» Групповая беседа Диагностика сформированности УУД Упражнение «Четыре стихии» Проективное рисование Рефлексия группового опыта 33
Итоговая диагностика.

Учебно-тематическое планирование занятий с учащимися 2-х классов по

развитию познавательных способностей
Методы и приемы организации учебной деятельности второклассников в большей степени, чем для первоклассников, ориентированы на усиление самостоятельной практической и умственной деятельности, на развитие на- выков контроля и самоконтроля, а также познавательной активности детей. Большое внимание, как и в первом классе, уделяется проверке самосто- ятельно выполненных заданий, их корректировке, объяснению причин допу- щенных ошибок, обсуждению различных способов поиска и выполнения того или иного задания. Во втором классе количество упражнений в занятии сокращается, но усложняются сами задания, решение предлагаемого материала занимает больше времени.
Мес

яц



занятия

Тема

Содержание

Сентябрь
1
Мое будущее.

Вводное занятие.
Упражнение «Хорошее настроение» Упражнение «Сова» Диагностика сформированности УУД Обсуждение планов на будущее Упражнение «Снежный ком» Упражнение «Цветные полоски»
3 2
Я – внимательный.
Упражнение «Хорошее настроение» Упражнение «Точки мозга» Диагностика сформированности УУД Тренировка внимания Упражнение «Найди ошибку» Игра «Волшебный круг 3
Я – мыслитель.
Упражнение «Хорошее настроение» Упражнение «Качания головой» Диагностика сформированности УУД Тренировка мышления Упражнение «Определи фигуру» Рисование 4
Я – активный.
Упражнение «Хорошее настроение» Упражнение «Качание икр» Диагностика сформированности УУД Тренировка воли Упражнение «Учись слушать и выполнять» Упражнение «Доскажи словечко»
Октябрь
5
Я – деловой.
Упражнение «Хорошее настроение» Упражнение «Точки мозга» Тренировка слуховой памяти Игра «Закончи слово» «Размышление на тему…» 6
Я



изобретательный.
Упражнение «Хорошее настроение» Упражнение «Ленивые восьмерки» Тренировка внимания Упражнение «Послушай звуки» Упражнение «Четвертый лишний» Упражнение «Доброе животное» 7
Я – интуитивный.
Упражнение «Хорошее настроение» Упражнение «Ленивые восьмерки» Тренировка зрительной памяти Упражнение «Атомы и молекулы» Упражнение «Барометр настроения» 8
Я – артистичный.
Упражнение «Хорошее настроение» Упражнение «Точки равновесия» Развитие концентрации внимания Игра «Наоборот» Упражнение «Цвет настроения»
Ноябрь
9
Я – инициативный.
Упражнение «Хорошее настроение» Упражнение «Точки мозга» Развитие логического мышления Упражнение «Сочини рассказ» Упражнение «Доброе животное» 10
Я



конструктивный.
Упражнение «Хорошее настроение» Упражнение «Слон» Совершенствование воображения Упражнение «Копирование по точкам» Упражнение «Игра с платком»
3 11
Я – креативный.
Упражнение «Хорошее настроение» Упражнение «Ленивые восьмерки» Тренировка слуховой памяти Упражнение «Кто заметит небылицы?» Коллаж «Чудо-дерево» 12
Я



коммуникабельный.
Упражнение «Хорошее настроение» Упражнение «Точки мозга» Тренировка слуховой памяти Игра «Башня» Упражнение «Назови эмоцию»
Декабрь
13
Я



любознательный.
Упражнение «Хорошее настроение» Упражнение «Точки равновесия» Развитие логического мышления Упражнение «Закончи предложение» Упражнение «Письмо для друга» 14
Я – энергичный.
Упражнение «Хорошее настроение» Упражнение «Ленивые восьмерки» Тренировка зрительной памяти Упражнение «Атомы и молекулы» Упражнение «Барометр настроения» 15
Я



целеустремленный.
Упражнение «Хорошее настроение» Упражнение «Слон» Развитие концентрации внимания Упражнение «Гора с плеч» Беседа «Настроение» 16
Я – контактный.
Упражнение «Хорошее настроение» Упражнение «Точки мозга» Развитие способности рассуждать Упражнение «Говори!» Упражнение «Волна»
Январь
17
Я – честный.
Упражнение «Хорошее настроение» Упражнение «Точки равновесия» Совершенствование воображения Упражнение «Необычная страница» Упражнение «Доброе животное» 18
Я – трудолюбивый.
Упражнение «Хорошее настроение» Упражнение «Слон» Тренировка внимания Упражнение «Закономерности» Упражнение «Соедини ниточками слова- эмоции» (работа с карточками) 19
Я – ответственный.
Упражнение «Хорошее настроение» Упражнение «Зеркало» Развитие восприятия Упражнение «Графический диктант» Упражнение «Поймай слово»
Февраль
20
Я – настойчивый.
Упражнение «Хорошее настроение» Упражнение «Ракета» Тренировка зрительной памяти Игра «Волшебный круг» Игра «Только весёлые слова»
3 21
Я – организатор.
Упражнение «Хорошее настроение» Упражнение «Ленивые восьмерки» Тренировка зрительной памяти Упражнение «Атомы и молекулы» Упражнение «Барометр настроения» 22
Я



самостоятельный.
Упражнение «Хорошее настроение» Упражнение «Точки мозга» Развитие вербальной памяти Упражнение «Магнитофон» Упражнение «Доброе животное» 23
Я- мечтательный.
Упражнение «Хорошее настроение» Упражнение «Ленивые восьмерки» Совершенствование воображения Игра «Волшебники» Упражнение «Угадай, что в мешочке»
Март
24
Я – мудрый.
Упражнение «Хорошее настроение» Упражнение «Слон» Развитие логического мышления Упражнение «Назови фигуры» Упражнение «Путаница» 25
Я



наблюдательный.
Упражнение «Хорошее настроение» Упражнение «Сова» Тренировка внимания Упражнение «Найди одинаковые» Упражнение «Дерево дружбы» 26
Я – надежный.
Упражнение «Хорошее настроение» Упражнение «Ленивые восьмерки» Развитие произвольного внимания Упражнение «Опишите друг друга» Упражнение «Комплименты»
Апрель
27
Я – находчивый.
Упражнение «Хорошее настроение» Упражнение «Точки мозга» Развитие зрительного анализа Упражнение «Сгруппируй буквы» Упражнение «Живые цепочки» 28
Я – открытый.
Упражнение «Хорошее настроение» Упражнение «Ленивые восьмерки» Развитие зрительно-двигательных координаций Упражнение «Атомы и молекулы» Упражнение «Барометр настроения» 29
Я – остроумный.
Упражнение «Хорошее настроение» Упражнение «Точки мозга» Развитие пространственных представлений Упражнение «Сгруппируй буквы» Упражнение. «Барометр настроения» 30
Я - общительный.
Упражнение «Хорошее настроение» Упражнение «Точки равновесия» Диагностика сформированности УУД Развитие понятийного мышления Упражнение «Магнитофон» Упражнение «Вордбол»
3 31
Я – позитивный.
Упражнение «Хорошее настроение» Упражнение «Шапка для размышлений» Диагностика сформированности УУД Развитие произвольного внимания Упражнение «Поставь значки» Упражнение «Доброе животное»
Май
32
Я – приветливый.
Упражнение «Хорошее настроение» Упражнение «Точки пространства» Диагностика сформирванности УУД Развитие понятийного мышления Упражнение «Подбери слова» Рисование 33
Я – смелый.
Упражнение «Хорошее настроение» Упражнение «Точки Кука» Диагностика сформированности УУД Развитие словесного синтеза Упражнение «Четыре стихии» Проективное рисование 34
Итоговая диагностика

Учебно-тематическое планирование занятий с учащимися 3-х классов по

развитию познавательных способностей
Программа «Тропинка к себе» в 3 классе, продолжая и углубляя общие линии развития познавательных способностей, заложенные в первом и вто- ром классе, имеет и свои особенности. Одна из таких особенностей – смещение акцента на усиление роли ло- гически-поисковых заданий и логических задач для развития мышления уча- щихся. Это, конечно, не означает отсутствия материала для целенаправлен- ного развития других познавательных процессов, но удельный вес заданий на развитие мышления заметно возрастает, а сами задания становятся более раз- нообразными как по содержанию, так и по форме их представления. Методы и приемы организации деятельности третьеклассников в большей степени, чем ранее, ориентированы на увеличение объема самостоя- тельной умственной деятельности, на развитие навыков контроля и само- контроля, на развитие познавательной активности детей.
Мес

яц



занятия

Задачи

Содержание

3
Сентябрь
1
Обсуждение планов

на будущее.

Постановка целей и

задач на учебный

год.
Вводная беседа Диагностика сформированности УУД Психотехнические игры и упражнения на снятие психоэмоционального напряжения, (психогимнастика, «снежный ком», «улыбка», «нос, пол, потолок», «запрещенное движение», «Перекличка») Рисование Рефлексия 2
Развитие

концентрации

внимания.

Совершенствование

мыслительных

операций
Психогимнастика Разминка (вопросы – ответы) Диагностика сформированности УУД Задание «Подсчитай правильно» Задание «Повтори цифры» Задание «Найди путь» Игра «Слепой и поводырь» Динамическая пауза («Саймон сказал», «Хор») Рефлексия 3
Тренировка

внимания

Совершенствование

мыслительных

операций

Развитие

аналитических

способностей и

способности

рассуждать.
Психогимнастика Разминка (вопросы – ответы) Диагностика сформированности УУД Задание «Муха» Задание «Полянки» Задание «Отыщи спрятавшееся слово» Игра «Башни» Динамическая пауза («Животные - растения», «Сосед справа», «Смена имен») Рефлексия 4
Тренировка

слуховой памяти.

Совершенствование

мыслительных

операций
Психогимнастика Разминка (вопросы – ответы) Диагностика сформированности УУД Задание «Запомни и нарисуй» Задание «Выполни правильно» Задание «Летает – не летает» Игра «Игра «Запомни порядок» Динамическая пауза («Незнайки», «Перекличка»)
Октябрь
5
Тренировка

зрительной памяти.

Совершенствование

мыслительных

операций.
Психогимнастика Разминка (вопросы – ответы) Задание «Найди фигуру» Задание «Слова, начинающиеся с одной буквы» Игра «Листопад» Динамическая пауза («Саймон сказал» «Закончи слово») Рефлексия
3 6
Развитие

логического

мышления.

Развитие умения

решать

нестандартные

задачи.
Психогимнастика. Разминка (вопросы – ответы) Задание «Выше, слева, правее, снизу» Задание «Соседнее, через окно» Задание «Объедини слова» Задание «Сделай бусы» Задание «Вырежи фигурки» Динамическая пауза («Запрещенное движение», «Четвертый лишний») Рефлексия 7
Совершенствование

воображения.

Развитие наглядно-

образного

мышления.
Психогимнастика Разминка (вопросы – ответы) Задание «Полянки» Задание «Назови по порядку» Задание «Что здесь изображено» Игра «Игра «Нос, рот, потолок» Динамическая пауза («Четыре стихии», «Что можно сделать из…») Решение ребусов Рефлексия 8
Развитие быстроты

реакции.

Совершенствование

мыслительных

операций.
Психогимнастика Разминка (вопросы – ответы) Задание «Найди фигуры» Задание «Раздели на части» Задание «Кто точнее?» Игра «Игра «Дракон кусает свой хвост» Динамическая пауза («Перекличка», «Слушай и исполняй») Рефлексия
Ноябрь
9
Развитие

концентрации

внимания.

Развитие умения

решать

нестандартные

задачи.
Психогимнастика Разминка (вопросы – ответы) Задание «Назови буквы» Задание «Какой? Какая? Какие?» Задание «Шумящие коробочки» Игра «Наши поступки» Динамическая пауза («Запрещенное движение», «Превращение слов») Рефлексия 10
Тренировка

внимания.

Совершенствование

мыслительных

операций
Психогимнастика Разминка (вопросы – ответы) Задание «Вычеркивай буквы и слушай» Задание «Сколько знаков» Задание «Разложи вслепую» Игра «Кто тебя и как позвал?» Динамическая пауза («Гимнастика в зоопарке», «Закончи слово») Рефлексия
3 11
Тренировка

слуховой памяти.

Совершенствование

мыслительных

операций
Психогимнастика Разминка (вопросы – ответы) Задание «Отгадай слова» Задание «Нарисуй по памяти» Задание «Запретная цифра» Игра «Любопытный» Динамическая пауза («Правильно услышим и покажем, что услышали», «Будь внимателен») Рефлексия 12
Тренировка

зрительной памяти.

Совершенствование

мыслительных

операций.
Психогимнастика. Разминка (вопросы – ответы) Задание «Графический диктант» Задание «Поиск общего» Задание «Попади в свой кружок» Игра «Логические концовки» Динамическая пауза («Четыре стихии», «Рыба, птица, зверь») Рефлексия
Декабрь
13
Развитие

логического

мышления.

Развитие умения

решать

нестандартные

задачи.
Психогимнастика Разминка (вопросы – ответы) Задание «Найди…» Задание «Полянки» Задание «Засели дом» Игра «Змей Горыныч» Динамическая пауза («Гимнастика в зоопарке», «Перечисли предметы на букву..») Рефлексия 14
Совершенствование

воображения.

Развитие наглядно-

образного

мышления.
Психогимнастика Разминка (вопросы – ответы) Задание «Полянки» Задание «Назови по порядку» Задание «Что здесь изображено» Игра «Игра «Нос, рот, потолок» Динамическая пауза («Четыре стихии», «Что можно сделать из…») Решение ребусов Рефлексия 15
Развитие быстроты

реакции.

Совершенствование

мыслительных

операций.
Психогимнастика Разминка (вопросы – ответы) Задание «Найди фигуры» Задание «Точно такие» Задание «Раскрась фигуры» Задание «Заполни рисунки» Игра «Скучно, скучно так сидеть» Динамическая пауза («Нос, пол, потолок», «Животные - растения») Рефлексия
3 16
Развитие

концентрации

внимания.

Развитие умения

решать

нестандартные

задачи.
Психогимнастика Разминка (вопросы – ответы) Задание «Перепиши без ошибок» Задание «Корректурная проба» Задание «Расшифруй слова» Задание «Найди фигуры» Игра «Мартышка» Динамическая пауза («Запрещенное движение», «Сосед справа») Рефлексия
Январь
17
Тренировка

внимания

Тренировка

слуховой памяти.

Совершенствование

мыслительных

операций
Психогимнастика Разминка (вопросы – ответы) Задание «Шумящие коробочки» Задание «Крестики, точки» Задание «Раздели квадрат» Игра «Волшебный стул» Динамическая пауза («Зеркало», «Незнайки») Рефлексия 18
Тренировка

зрительной памяти.

Совершенствование

мыслительных

операций.
Психогимнастика Разминка (вопросы – ответы) Задание «Тяжелые дощечки» Задание «Подбери картинку» Задание «Цветовая угадай-ка» Игра «Эхо» Динамическая пауза («Четыре стихии», «Футбол») Рефлексия 19
Развитие

логического

мышления.

Развитие умения

решать

нестандартные

задачи.
Психогимнастика Разминка (вопросы – ответы) Задание «Делаем вместе» Задание «Найди отличающихся» Задание «Найди девятый» Игра «Камень-верёвка» Динамическая пауза («Что изменилось», «Хор») Рефлексия
Февраль
20
Совершенствование

воображения.

Развитие наглядно-

образного

мышления.
Психогимнастика. Разминка (вопросы – ответы) Задание «Зашифруй предложение» Задание «Ленточки» Задание «Нарисуй также» Игра «Нарисуй также» Динамическая пауза («Четыре стихии», «Заверши предложение») Рефлексия
3 21
Развитие быстроты

реакции.

Совершенствование

мыслительных

операций.
Психогимнастика Разминка (вопросы – ответы) Задание «Полянки» Задание «Назови по порядку» Задание «Что здесь изображено» Игра «Игра «Нос, рот, потолок» Динамическая пауза («Четыре стихии», «Что можно сделать из…») Решение ребусов Рефлексия 22
Развитие

концентрации

внимания.

Развитие умения

решать

нестандартные

задачи.
Психогимнастика Разминка (вопросы – ответы) Задание «Найди слова» Задание «Что изменилось? Что не изменилось?» Задание «Превращение фигур» Игра «Эхо» Динамическая пауза («Запрещенное движение», «Зеркало») Рефлексия 23
Тренировка

внимания

Совершенствование

мыслительных

операций

Развитие

аналитических

способностей и

способности

рассуждать.
Психогимнастика Разминка (вопросы – ответы) Задание «Дорисуй рисунок» Задание «Что здесь изображено?» Задание «Иголка и нитка» Игра «Какого цвета?» Динамическая пауза («Гимнастика в зоопарке», «Саймон сказал…») Рефлексия
Март
24
Тренировка

слуховой памяти.

Совершенствование

мыслительных

операций
Психогимнастика Разминка (вопросы – ответы) Задание «Назови одним словом» Задание «Встать цифры» Задание «Соедини геометрические фигуры» Игра «Тропинка» Динамическая пауза («Зеваки», «Будь внимателен») Рефлексия 25
Тренировка

зрительной памяти.

Совершенствование

мыслительных

операций.
Психогимнастика Разминка (вопросы – ответы) Задание «Запомни, зашифруй и повтори» Задание «Вставь буквы» Задание «Слова – невидимки» Игра «Эхо» Динамическая пауза («Четыре стихии», «Хор») Рефлексия
3 26
Развитие

логического

мышления.

Развитие умения

решать

нестандартные

задачи.
Психогимнастика Разминка (вопросы – ответы) Задание «Замени символы цифрами и реши примеры» Задание «Продолжи ряд» Задание «Слова – невидимки» Игра «Назови одним словом» Динамическая пауза («Разведчики», «Да - нет») Рефлексия
Апрель
27
Совершенствование

воображения.

Развитие наглядно-

образного

мышления.
Психогимнастика Разминка (вопросы – ответы) Задание «Найди отличия» Задание «Раздели квадрат» Задание «Шершавые дощечки» Игра «Волшебные очки» Динамическая пауза («Четыре стихии», «Что можно сделать из…») Рефлексия 28
Развитие быстроты

реакции.

Совершенствование

мыслительных

операций.
Психогимнастика Разминка (вопросы – ответы) Задание «Полянки» Задание «Назови по порядку» Задание «Что здесь изображено» Игра «Игра «Нос, рот, потолок» Динамическая пауза («Четыре стихии», «Что можно сделать из…») Решение ребусов Рефлексия 29
Развитие

концентрации

внимания.

Развитие

пространственного

восприятия и

сенсомоторной

координации
Психогимнастика Разминка (вопросы – ответы) Задание «Соседнее, через одно» Задание «Выше, слева, правее, снизу» Задание «Сделай бусы» Задание «Вырежи слова» Динамическая пауза («Запрещенное движение», «Зеркало») Рефлексия 30
Тренировка

внимания

Совершенствование

мыслительных

операций

Развитие

аналитических

способностей и

способности

рассуждать.
Психогимнастика Разминка (вопросы – ответы) Диагностика сформированности УУД Задание «Найди ошибки в предложениях» Задание «Найди слова и составь предложения» Задание «Прочитай высказывание» Игра «Повтори скороговорку» Динамическая пауза («Закончи слово», «Саймон сказал») Рефлексия
3 31
Тренировка

слуховой памяти.

Совершенствование

мыслительных

операций
Психогимнастика Разминка (вопросы – ответы) Диагностика сформированности УУД Задание «Склеенное слово» Задание «Найдите спрятанные слова» Задание «Рассыпанные предложения» Игра «Повтори слова» Динамическая пауза («Сосед справа», «Будь внимателен») Рефлексия
Май
32
Тренировка

зрительной памяти.

Совершенствование

мыслительных

операций.
Психогимнастика Разминка (вопросы – ответы) Диагностика сформированности УУД Задание «Запомни и нарисуй» Задание «Выполни правильно» Задание «Запомни, зашифруй и повтори» Игра «Игра «Скучно, скучно так сидеть» Динамическая пауза («Четыре стихии», «Да- нет») Рефлексия 33
Развитие

логического

мышления.

Развитие умения

решать

нестандартные

задачи.
Психогимнастика. Разминка (вопросы – ответы) Диагностика сформированности УУД Задание «На что похоже? Дорисуй Задание «Реши задачи» Задание «Что лишнее и почему?» Игра «Сова» Динамическая пауза («Перечисли предметы », «Хор») Рефлексия 34
Итоговая диагностика

Учебно-тематическое планирование занятий с учащимися 4-х классов по

развитию познавательных способностей
Программа «Тропинка к себе» в 4 классе продолжает развивать и тре- нировать основные психические механизмы, лежащие в основе познаватель- ных способностей детей. Но так как учащиеся занимаются по этому курсу четвертый год, все больше внимания теперь уделяется логически-поисковым, частично-поисковым задачам. Большое внимание уделяется решению нестан- дартных задач. Выполняя логически-поисковые задания, которые обеспечивают преем- ственность перехода от простых формально-логических действий к сложным, от заданий на репродукцию и запоминание – к истинно творческим, дети учатся производить анализ и синтез, сравнение и классификацию, строить индуктивные и дедуктивные умозаключения. Только тогда можно рассчиты- вать на то, что ошибки в выполнении умственных действий или исчезнут,
3 или будут сведены к минимуму, а процесс мышления школьника будет отве- чать целям и задачам обучения. Частично-поисковая задача содержит вид задания, в процессе выполне- ния которого учащиеся, как правило, самостоятельно или при незначитель- ной помощи педагога открывают для себя знания и способы их добывания. К конкретным частично-поисковым задачам относятся, например, та- кие задания, как нахождение закономерностей, нахождение принципа груп- пировки и расположения приведенных слов, цифр, явлений; подбор возмож- но большего количества примеров к какому-либо положению; нахождение нескольких вариантов ответа на один и тот же вопрос; нахождение наиболее рационального способа решения; усовершенствование какого-либо задания и другие. Так как большинство школьных задач решается по определенному ал- горитму, зачастую приводимому педагогом в готовом виде, то в одних случа- ях возникает ситуация бездумного, автоматического подхода учащихся к их решению, в других – растерянность при встрече с задачей, имеющей необыч- ное, нестандартное условие. Вот почему удельный вес заданий на развитие познавательных способностей заметно возрастает в 4 классе, а сами задания становятся более разнообразными и трудными. Решение нестандартных задач формирует познавательную активность, мыслительные и исследовательские умения, привычку вдумываться в слово. Большинство задач не имеет однозначного решения. Это способствует разви- тию гибкости, оригинальности и широты мышления – то есть развитию твор- ческих способностей у детей.
Мес

яц



занятия

Развиваемые способности

Развиваемые способности

Сентябрь
1
Постановка целей и задач

на учебный год
Выявление уровня развития внима- ния, восприятия, воображения, памя- ти и мышления. Диагностика сформированности УУД. 2
Развитие концентрации

внимания.

Совершенствование

мыслительных операций.
Задания на развитие концентрации внимания. Диагностика сформированности УУД. Логически-поисковые задания. Нестандартные задачи. 3
Тренировка внимания

Совершенствование

мыслительных операций

Развитие аналитических

способностей и

способности рассуждать
Задание на развитие внимания. Диагностика сформированности УУД. Логически-поисковые задания. Нестандартные задачи.
3 4
Тренировка слуховой

памяти.

Совершенствование

мыслительных операций
Задания на развитие слуховой памя- ти. Диагностика сформированности УУД. Логически-поисковые задания. Нестандартные задачи.
Октябрь
5
Тренировка зрительной

памяти.

Совершенствование

мыслительных операций.
Задания на развитие зрительной па- мяти. Логически-поисковые задания. Нестандартные задачи. 6
Развитие логического

мышления.

Развитие умения решать

нестандартные задачи.
Поиск закономерностей. Нестандартные задачи. Подумай и ответь. 7
Совершенствование

воображения.

Развитие наглядно-

образного мышления.
Задания на совершенствование вооб- ражения. Логически-поисковые задания. Ребусы. Графический диктант. 8
Развитие быстроты

реакции.

Совершенствование

мыслительных операций.
Задания на развитие быстроты реак- ции, мышления. Логически-поисковые задания. Нестандартные задачи.
Ноябрь
9
Развитие концентрации

внимания.

Развитие умения решать

нестандартные задачи.
Задания на развитие концентрации внимания. Логически-поисковые задания. Нестандартные задачи. 10
Тренировка внимания

Совершенствование

мыслительных операций
Задания на развитие внимания. Логически-поисковые задания. Нестандартные задачи. 11
Тренировка слуховой

памяти.

Совершенствование

мыслительных операций
Задания на развитие слуховой памя- ти. Логически-поисковые задания. Нестандартные задачи. 12
Тренировка зрительной

памяти.

Совершенствование

мыслительных операций.
Задания на развитие зрительной па- мяти. Логически-поисковые задания. Нестандартные задачи.
Декабрь
13
Развитие логического

мышления.

Развитие умения решать

нестандартные задачи.
Поиск закономерностей. Нестандартные задачи. Игра «Черный ящик». 14
Совершенствование

воображения.

Развитие наглядно-

образного мышления.
Задания на совершенствование вооб- ражения. Логически-поисковые задания. Ребусы. Задания с использованием спичек. 15
Развитие быстроты

реакции.

Совершенствование

мыслительных операций.
Задания на развитие логического мышления. Логически-поисковые задания. Нестандартные задачи.
3 16
Развитие концентрации

внимания.

Развитие умения решать

нестандартные задачи.
Задания на развитие концентрации внимания. Логически-поисковые задания. Нестандартные задачи.
Январь
17
Тренировка внимания

Тренировка слуховой

памяти.

Совершенствование

мыслительных операций
Задания на развитие внимания. Логически-поисковые задания. Нестандартные задачи. 18
Тренировка зрительной

памяти.

Совершенствование

мыслительных операций.
Задания на развитие слуховой памя- ти. Логически-поисковые задания. Нестандартные задачи. 19
Развитие логического

мышления.

Развитие умения решать

нестандартные задачи.
Задания на развитие зрительной па- мяти. Логически-поисковые задания. Нестандартные задачи.
Февраль
20
Совершенствование

воображения.

Развитие наглядно-

образного мышления.
Задания на развитие воображения. Поиск закономерностей. Нестандартные задачи. 21
Развитие быстроты

реакции.

Совершенствование

мыслительных операций.
Задания на развитие быстроты реак- ции. Логически-поисковые задания. Ребусы. Задания с использованием спичек. 22
Развитие концентрации

внимания.

Развитие умения решать

нестандартные задачи.
Задания на развитие концентрации внимания. Логически-поисковые задания. Нестандартные задачи. 23
Тренировка внимания.

Совершенствование

мыслительных операций

Развитие аналитических

способностей и

способности рассуждать.
Задания на развитие внимания. Логически-поисковые задания. Нестандартные задачи.
Март
24
Тренировка слуховой

памяти.

Совершенствование

мыслительных операций
Задания на развитие слуховой памя- ти. Логически-поисковые задания. Нестандартные задачи. 25
Тренировка зрительной

памяти.

Совершенствование

мыслительных операций.
Задания на развитие зрительной па- мяти. Логически-поисковые задания. Нестандартные задачи. 26
Развитие логического

мышления.

Развитие умения решать

нестандартные задачи.
Поиск закономерностей. Нестандартные задачи. Задачи Робинзона.
3
Апрель
27
Совершенствование

воображения.

Развитие наглядно-

образного мышления.
Задания на совершенствование вооб- ражения. Логически-поисковые задания. Ребусы. Задания с использованием спичек. 28
Развитие быстроты

реакции.

Совершенствование

мыслительных операций.
Задания на развитие быстроты реак- ции, мышления. Логически-поисковые задания. Нестандартные задачи. 29
Развитие концентрации

внимания.

Развитие умения решать

нестандартные задачи.
Задания на концентрацию внимания. Логически-поисковые задания. Нестандартные задачи. 30
Тренировка внимания

Совершенствование

мыслительных операций

Развитие аналитических

способностей и

способности рассуждать.
Задания на развитие внимания. Логически-поисковые задания. Нестандартные задачи. Проявите сообразительность. Диагностика сформированности УУД. 31
Тренировка слуховой

памяти.

Совершенствование

мыслительных операций
Задания на развитие слуховой памя- ти. Логически-поисковые задания. Нестандартные задачи. Диагностика сформированности УУД.
Май
32
Тренировка зрительной

памяти.

Совершенствование

мыслительных операций.
Задания на развитие зрительной па- мяти. Логически-поисковые задания. Нестандартные задачи. Диагностика сформированности УУД. 33
Развитие логического

мышления.

Развитие умения решать

нестандартные задачи.
Поиск закономерностей. Нестандартные задачи. Проявите свою сообразительность. Диагностика сформированности УУД. 34
Поведение итогов.
Выявление уровня развития внимания, вос- приятия, воображения, памяти и мышления на конец учебного года.
Сведения о практической апробации программы на базе образователь-

ного учреждения:
Данная развивающая психолого-педагогическая программа «Тропинка к себе» была апробирована на базе МБОУ СОШ №6 городского поселения «Рабочий поселок Чегдомын» Верхнебуреинского муниципального района Хабаровского края в течение 2 лет. На сегодняшний день программа адапти- рована в первых и вторых классах, промежуточные результаты можно отсле- дить в разделе эффективность использования программы.
3 Срок апробации: Продолжительность занятий: 2 года. Учебные года 2012-2013 2013-2014 2014-2015 2015-2016 Начало заня- тий 01 сентября 01 сентября 01 сентября 01 сентября Окончание занятий 28 мая 28 мая 28 мая 28 мая Количество участников: Учащиеся - 17 человек. Ведущий (педагог-психолог) - 1 человек. Возможно привлечение учителя начальных классов, социального педагога.
Другая информация
Достоинством программы является то, что работать по ней может не только педагог-психолог школы, но и учитель начальных классов, социаль- ный педагог. Развивающая работа будет продолжена и в следующих учебных годах, планируется, что в среднем звене работа по данному направлению будет про- ложена по программе Н.А. Криволаповой «Программа развития познаватель- ных способностей учащихся 5-8 классы».
Заключение.
Подводя итог уже проделанной работы, можно сказать, что проблема закономерностей развития познавательных способностей учащихся в начальной школе действительно является одной из актуальных. Учителя с помощью педагога-психолога несколько корректировали требования к детям, учитывая их реальный уровень и возможности, и старались подкреплять в учебном процессе наработки детей, полученные ими в процессе реализации программы, а дети, поверив в свои силы, получали новые возможности развития. Таким образом, нам удалось улучшить взаимопонимание детей и взрослых. В процессе реализации программы «Тропинка к себе» были применены принципы и методы диагностики (и будут применяться в дальнейшем) фор- мирования познавательных способностей, что важно не только для психоло- гов, но и для учителей начальных классов. Анализируя проведенное исследование, можно судить об эффективности использования игр, упражнений и заданий для развития познавательных способностей, а именно внимания и мышления у младших школьников. Подтверждением выше сказанному служат полученные нами результаты диагностик - возросла концентрация внимания, оно стало более устойчивым, увеличился объем зрительной памяти, сформировалось пространственное восприятие, развилась быстрота реакции. У учащихся происходит становление и развитие форм сознания и самоконтроля, исчезает боязнь ошибочных шагов.
3 В результате проведенной итоговой диагностики, можно сделать вывод, что результаты показанные детьми в основном повысились, сформировались умения находить существенные признаки предметов, умение сравнивать и обобщать. После проведения занятий, игр и упражнений по развитию познавательных способностей, мы выявили, что большинство детей имеют средний уровень развития познавательных способностей, даже 27,7% учащихся имеют уровень развития познавательных способностей выше среднего, что не наблюдалось при проведении первоначальной диагностики. В каждом случае при реализации программы в целом нам удалось удовлетворить запрос школы и получить ожидаемые результаты: возрастала учебная мотивация детей, снижался уровень их тревоги, улучшалось групповое взаимодействие. За 2 года апробации программы развивающих занятий созданы условия для формирования компетентности в сфере познавательной деятельности, повысился уровень развития познавательных способностей. За это время, по результатам диагностик значительно улучшилось успеваемость учащихся 1-2 классов. В результате проведенных диагностик были получены результаты, при- веденные в таблице и диаграмме. Таблица 1 Результаты диагностики учащихся сформированности УУД (в %) (средний уровень)
Учебный год

Начало учебного года

Конец учебного года
2012-2013 1 «А» – 48% 1 «Б» – 42,5% 1 «В» - 41,2% 1 «А» – 63% 1 «Б» – 63,9% 1 «В» - 66,3% 2013-2014 2 «А» – 68% 2 «Б» – 62,5% 2 «В» - 61,2% 2 «А» – 83% 2 «Б» – 73,9% 2 «В» - 76,3%
3
Эффективность использования программы

Список литературы

3 1 Аржакаева Т.А., Вачков И.В., Попова А.Х. Психологическая азбука. Программа развивающих занятий в 1 классе. – М.: Генезис, 2011.- 144с. 2 Айзенк Г. Проверьте свои способности. – СПб.: 1996. 3 Винокурова Н.К. Лучшие тесты на развитие творческих способно- стей. – М.: АСТ-ПРЕСС, 1999. 4 Винокурова Н.К. Подумаем вместе: Развивающие задачи, упражне- ния, задания. Чч. 1-6. – М.: РОСТ, 1997, 1999. 5 Глазунов Д.А. Развивающие занятия 1 класс. Методическое пособие с электронным приложением. - М.: Планета, 2011.-240с. 6 Ермакова Е.С., Румянцева И.Б., Целищева И.И. Развитие гибкости мышления детей. – СПб.: Речь, 2007. – 208с. 7 Зак А.З. 600 игровых задач для развития логического мышления де- тей. – Ярославль: 1998. 8 Кабанова М.Н. Готовимся к школе. Практические задания, тесты, со- веты психолога.-М.: Олма-пресс, 2001.- 224 с. 9 Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. – Ярославль: Академия развития, 1996. – 208 с. 10 Левитас Г.Г. Нестандартные задачи по математике. – М.: Илекса, 2002. 11 Локалова Н.П. 120 уроков психологического развития младших школьников (психологическая программа развития когнитивной сфе- ры учащихся 1- 4 классов). Часть 1. Книга для учителя. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: « Ось – 89 », 2006. – 272с. 12 Локалова Н.П. Как помочь слабоуспевающему школьнику. Психо- диагностические таблицы: причины и коррекция трудностей при обу- чении младших школьников русскому языку, чтению и математике. – Изд. 4 – е, перераб. и доп. – М.: «Ось – 89», 2007. – 144 с. 13 Озерова О.Е. Развитие творческого мышления и воображения у де- тей. Игры и упражнения.- Ростов на Дону: Феникс, 2005. – 192 с. 14 Разумовская О.К. Игры со словами в школе и дома. – М: ТЦ Сфера, 2002. 15 Самоукина Н.В Игры в школе и дома. М. Новая школа 1993 г. 16 Слободяник Н.П. Практическая помощь школьникам с проблемами в обучении: практическое пособие. М.: Айрис-пресс, 2006. – 256с. 17 Субботина Л.Ю. Учимся играя: развивающие игры для детей 5-10 лет. – Екатеринбург: У-Фактория, 2005 – 144с. 18 Учебно-методическое пособие «Профессия – школьник» (Битянова М.Р., Азарова Т.В., Земских Т.В.)Москва «Генезис» 2007 г. 19 Учебно-методическое пособие «Психология. Развивающие занятия. 2 класс» (Глазунов Д.А.) Москва. Глобус. 2008 г. 20 Холодова О. А. Юным умникам и умницам: Развитие познаватель- ных способностей / Методические пособия. Чч. 1-3. – М.: Росткнига, 2001-2003.
3