Напоминание

"Когнитивное развитие дошкольников посредством музыкально-игровой деятельности (на основе методики К.Орфа)"

Авторы: Ткаченко Татьяна Сергеевна, Мещерякова Светлана Петровна
Должности: музыкальный руководитель, музыкальный руководитель
Учебное заведение: МБДОУ "Центр развития ребенка - детский сад № 123"
Населённый пункт: город Воронеж
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Когнитивное развитие дошкольников посредством музыкально-игровой деятельности (на основе методики К.Орфа)"







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Когнитивное развитие дошкольников

посредством музыкально-игровой деятельности

(на основе методики К.Орфа)

Когнитивное развитие
(от англ. Cognitive development) — развитие всех видов мыслительных процессов, таких как восприятие, память, воображение и логика, а также внимания (слухового) и речи. Развитие когнитивной сферы очень важно в дошкольном возрасте. Именно в дошкольном возрасте закладывается образный фундамент интеллекта, а усвоение образных форм познания подводит ребенка к пониманию объективных законов логики, способствует развитию понятийного мышления. В конце дошкольного возраста у ребенка складывается первичная картина мира и зачатки мировоззрения. В детском саду широко используются различные дидактические развивающие игры, в том числе и на развитие слухового внимания у детей, пальчиковые игры, сопровождаемые речевками, активно используется предметная среда для развития мелкой моторики пальцев рук. Приобщение детей к музыкальной культуре является важной составляющей
художественно-эстетического развития

дошкольников
, способствует развитию музыкального вкуса, обогащению музыкальных впечатлений, развитию навыков движений под музыку, вызывает яркий эмоциональный отклик при ее восприятии.
Музыкально-игровая деятельность
способствует эмоциональному благополучию детей, поддержке инициативы и самостоятельности дошкольников; ориентирована на индивидуальные возможности и интересы каждого ребенка. В то же время, музыкально-игровая деятельность способствует не только развитию музыкальных способностей, но и
развитию

речи, внимания, памяти, образного мышления, что особенно

наглядно демонстрирует методика Карла Орфа
.
Карл Орф жил в Австрии в г. Зальцбург, где был создан институт его имени. Свою творческую задачу К. Орф видел в том, чтобы: - средствами музыкального воспитания пробудить в человеке честность, благородство, достоинство, смелость; - выразить средствами музыки то, что объединяет лучших людей разных стран и народов («у музыки нет границ…») - через взаимосвязь речи, движений, музыки и пения развивать в каждом ребенке индивидуальность, звуковые фантазии, импровизацию, интонационную выразительность речи, речевой слух и творческое самовыражение в целом. С радостью говорил К.Орф и о нашей стране с многообразием населяющих ее народов и культурно-музыкальных традиций. Россия представлялась ему чем-то удивительно светлым и радостным. По принципам К.Орфа работают многие педагоги мира, в том числе кандидат искусствоведения Т.Э. Тютюнникова. Инструменты, применяемые в работе с дошкольниками по методике К.Орфа – ксилофон, металлофоны (большой и малый), треугольники, звоночки, маракасы, палочки и инструменты, сделанные самими детьми с помощью взрослых и др.
Но главный инструмент ребенка – это он сам:
руки, ноги, т.е. звучащие жесты – хлопки, щелчки, движения, а также интонационно выразительная речь. Главное в методике
– создать атмосферу радости,

объединить музыку, движения и речь, тем самым развивать в

ребенке творчество.


Виды музыкально-речевых игр по методике К.Орфа:
 звучащие жесты,  речевые игры,  ритмическая разминка,  речевая диалогическая игра,  игровая песня,  двигательно-активная игра,  инструментально-исполнительская игра и др.
ЗВУЧАЩИЕ ЖЕСТЫ
- это звуки человеческого тела, которые являются первым и естественным музыкальным инструментом, таящим в себе богатство тембров, притопы ногами, шлепки по коленям, хлопки и щелчки пальцами в сочетании между собой. Например, «Веселые палочки». Описание игры: дети сидят по кругу, перед ними лежат по две палочки. Звучит музыка Варламова «Кукушка». Дети отстукивают ритм вначале по коленям, кулачками, щелчками, берут палочки, ритмично стучат ими, после чего перекатывают рядом сидящему. Игра продолжается по кругу. Цель игры: музыкально-эмоциональное воспитание детей, развитие двигательных, слуховых, тактильных ощущений в процессе музицирования.
РЕЧЕВЫЕ ИГРЫ
– это ритмические декламации стихотворного или прозаического текста. Ритм, который заключен в словах, ощущается детьми естественно и извлекается без всякого труда. Например, стихотворение-потешка «Два кота» с использованием фланелеграфа /диалог воспитателя и детей с увеличением и замедлением темпа/

РИТМИЧЕСКАЯ РАЗМИНКА
– воспроизведение заданного ритмического рисунка. Например, «Эхо» - внимательно прослушать ритм и воспроизвести его различными способами: хлопками в ладоши, по коленям, кулачками, деревянными ложками, с использованием других звучащих предметов.
РЕЧЕВАЯ ДИАЛОГИЧЕСКАЯ ИГРА
- для формирования ритмического интонационного слуха, навыков инструментального сопровождения речи. Непременным условием является выразительное мимическое сопровождение диалога, которое помогает формированию интонационной выразительности речи. Цель: развитие быстрой и точной реакции, внимания, координации действий со всеми играющими. Например, «Таря-Маря»: - Таря -Маря в лес ходила. - В лес ходила? - В лес ходила! - Таря-Маря шишки ела. - Шишки ела? - Вам велела! - А мы шишек не хотим! Таре-Маре отдадим! «Кто взял ключи от буфета?»: - Кто взял ключи от буфета, в котором на полке лежали конфеты? - Оля взяла! - Кто? Я? - Да, ты. - Я не брала! - А кто? (называется имя следующего участника)… - Нет здесь ключей от буфета. А мыши доели конфеты. Зум-зум- зум-зум – стих спор и шум. Бум!
ИГРОВАЯ ПЕСНЯ
- воспитывает у детей навыки двигательной импровизации, воображение, фантазию, чувство юмора, наблюдательность и др.
Описание игры: дети поют хором песню с простейшими движениями, хлопками, шлепками, приставными шагами и т.п. Затем двое детей образуют ворота, в которые поочередно входят четверо детей и замирают в образе какого-нибудь сказочного персонажа. Цель: раскрепощение детей и создание психологически комфортной атмосферы, развитие артистических способностей.
ДВИГАТЕЛЬНО-АКТИВНАЯ ИГРА –
помогает (учит) передавать музыкальные образы и ритм музыки в сочетании с элементами подвижной игры. Например, «Солнечный зайчик», муз. В Мурадели Описание игры: Видели ли дети солнечных зайчиков? А как они двигаются? Изобразите! /На куплет песни дети танцуют с маракасами или мячами, а на последний аккорд дети стремятся найти «домик»-обруч. Обручей на один меньше, чем играющих детей. Выбывшие дети в центре комнаты поют и аккомпанируют себе звучащими жестами/ Цель игры: создавать теплое, радостное настроение, развивать способность чувствовать и передавать другим эмоциональную теплоту и радость, развивать слуховое и зрительное воображение, ассоциативное мышление.
ИНСТРУМЕНТАЛЬНО-ИСПОЛНИТЕЛЬСКАЯ ИГРА
– сопровождение фонограммы ритмичным звучанием определенных инструментов согласно поднятой карточке с изображенным инструментом (металлофон, колокольчик, трещетка, треугольник и др.) Цель: развитие внимания, чувства ритма, музыкальных способностей и активного интереса к музицированию. Таким образом, подборка игр по методике К.Орфа заметно обогатит положительными эмоциями как свободную
самостоятельную деятельность
ребенка, так и образовательную деятельность
в режимных моментах,
сделает пребывание ребенка
в детском саду
более содержательным и насыщенным,
и, самое главное, способствует совершенствованию внимания, памяти, образного мышления, речи, т.е. когнитивному развитию дошкольников Музыкальные руководители МБДОУ «ЦРР – детский сад №123» Ткаченко Т.С., Мещерякова С.П.