"Хореография"

Автор: Ристикиви Ольга Борисовна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБОУ ДОД ДДТ
Населённый пункт: г. Шахтерск Углегорского района Сахалинской области
Наименование материала: Общеобразовательная программа
Тема: "Хореография"
Дата публикации: 03.10.2015







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА г. ШАХТЕРСКА УЛЕГОРСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ Общеобразовательная программа «
Хореография»
срок реализации 4 года составлена на основе образовательных программ: С.Л.Слуцкая «Танцевальная мозаика» «Ритмика» И В Лифиц. Для детей начального среднего школьного возраста Разработана педагогом доп.образования РИСТИКИВИ ОЛЬГОЙ БОРИСОВНОЙ г. Шахтерск 2015г.

Пояснительная записка.
Данная общеобразовательная программа соответствует к
художественно-

эстетической направленности
. При составлении программы использован опыт ведущих специалистов хореографии, учтены современные тенденции, рассмотрены различные танцевальные стили и направления. Автором программы использовалась методическая литература, базовые программы, личный опыт работы.
Актуальность
Приходя в школу, ребенок имеет ограниченный запас двигательных навыков, с нарушенной осанкой, координацией. Одни скованы, неподвижны, медлительны, другие - разболтаны и суетливы. Часто дети плохо держатся: гнутся, поднимают плечи, неправильно ставят ноги при ходьбе (носки внутрь) и т.п. В дополнительном образовании создаются условия для коррекции этих недостатков и обогащения запасов двигательных навыков детей, давая им специальные тренировочные упражнения. Хореография способствует правильному физическому развитию и укреплению детского организма. Развивается эстетический вкус, культура поведения и общения, художественно-творческая и танцевальная способность, фантазия, память, обогащается кругозор. Занятия по ритмике направлены на воспитание организованной, гармонически развитой личности. Занятия в объединении «Хореографии» способствуют социальной активности ребенка, там он знакомится с основами искусства, приобщается к одному из его видов. Двигательная активность, как условие сохранения здоровья и развитие организма, является актуальной междисциплинарной проблемой. «Если двигательные нагрузки отсутствуют или они незначительны, то объем информации, поступающей из рецепторов мышц уменьшается, что ухудшает обменные процессы в тканях мозга и приводит к нарушениям его регулирующей функции» (Ю. Знановский). Дети, занимающиеся хореографией – владеют достаточно прочным запасом двигательных навыков и умений, обладают хорошей памятью, вниманием, фантазией. Для них характерна правильная осанка, высокая работоспособность, целеустремленность, интерес к познанию. И именно занятия танцами помогают творчески реализовать эту потребность, ибо бесконечное разнообразие движений позволяет развить не только чувство ритма, укреплять скелет и мускулатуру, но и стимулировать память, мышление и воображение ребенка. Еще в Древней Греции полагали, что обучение таким дисциплинам как музыка и танцы не менее важно, чем точным наукам. В то время педагоги были твердо убеждены, что для формирования творческой, гармонично развитой личности необходимо всестороннее образование. Это подтверждают слова Платона, что
каждый

образованный человек должен уметь петь и танцевать
! В начале XX века эти положения оформились в концепцию. Идея синтеза музыки и движения была реализована швейцарским педагогом и музыкантом Эмилем Жаком Далькрозом (1865- 1950 г.г.), который разработал систему музыкально-ритмического воспитания детей, которая до сих пор является одной из самых известных и популярных методик музыкального образования в мире. Заслуга его, прежде всего в том, что он видел в музыкально- ритмических упражнениях универсальное средство развития у детей музыкального слуха, памяти, внимания, выразительности движений, творческого воображения. Именно музыка и движение формируют у ребенка свободу в творческом мышлении, дают возможность импровизировать, отдавая взамен ребенку эмоциональные реакции – радость, удовольствие. Далькроз справедливо полагал, что посредством общения с музыкой и танцем дети учатся познавать мир и самих себя. Перед ритмикой он прежде всего ставил задачу развития музыкальных способностей, a также пластичности и выразительности движений (приложение № 1).
Занятие по хореографии помогают развивать такие качества, как целеустремленность, организованность и трудолюбие. Эстетическое воспитание детей будет не полным, если они не получают хотя бы основные знания и навыки в области танцевального искусства.
Целью
программы является: - а ктивизация музыкального восприятия через движение. Для реализации цели решаются
следующие задачи:

-

С
овершенствовать качества движений, их ритмичность и координированность, пластичность и выразительность, свободу, легкость и изящества.
-
Развивать чувство ритма, слуха, музыкальности.
-
Развивать художественно-творческие способности, самостоятельности, инициативы, творческой активности и фантазии.
-
Воспитывать морально-волевые качества: терпение, настойчивость, уверенность в своих силах, уважению к партнерам по танцу, ответственности, воспитание коммуникативных качеств ребенка.
-
Воспитывать эмоционально-осознанного отношения к музыке.
-
Сохранить физическое и психическое здоровье.
Отличительные особенности программ


Название программы, автор, срок реализации Цель программы Основные разделы 1. Дополнительная образовательная программа «САНТА ЛЮЧИЯ» Т.В. Богоявленская Раскрытие творческой личности ребенка средствами хореографического искусства.  Музыкально-ритмическая деятельность  Классический танец  Народно-сценический танец  Современный танец  Историко-бытовой танец  Актерское мастерство  Творческая деятельность  История мирового балета 2. Образователь- ная программа «В Вихре танца» В.И.Краснов, Т.Г.Краснова. Развитие духовно- нравственных качеств воспитанников, их творческих способностей и индивидуальности средствами хореографического искусства.  Ритмика  Балетная гимнастика  Основы русского танца  Основы народного танца  Основы классического танца  Элементы эстрадного танца 3. Программа А. И. Бурениной «Ритмическая мозаика» Развитие ребенка, формирование средствами музыки и ритмических движений разнообразных умений, способностей, качеств личности.  Содержание работы по музыкально- ритмическому воспитанию детей  Развитие детей в процессе освоения разнообразных видов движений  Разучивание музыкально- ритмических композиций на занятиях
4. С.Л.Слуцкая «Танцевальная мозаика» Формирование у ребенка активного творческого восприятия музыки, умение выразить ее содержание в движениях.  Музыкально-ритмические занятия  Элементы основ классического танца  Элементы бального и историко- бытового танцев  Элементы народно-сценического танца  Элементы танца модерн. 5. Образовательная программа «Ритмика» И.В. Лифиц. Активизация музыкального восприятия через движение.  Основные движения в передаче характера музыки и средств музыкальной выразительности.  Гимнастические комплексы  Танцевальные элементы, танец.  Сюжетно-образная драматизация. Музыкальные игры  Самостоятельное музыкально- ритмическое творчество, импровизация. Отличие данной программы от данных образовательных программ по хореографии в том, что изменен срок реализации программы, цели, разделы, изменено количество часов на изучение отдельных тем, учитывая особенности интересов и возможностей детей и для углубления знаний и совершенствования умений и навыков, частично изменено содержание учебного материала. Введены модные направления современных танцев /Хип-хоп; Tectonik; Брек- данс/ в программе концертной деятельности коллектива - ведет к наибольшему привлечению детей в объединения «Хореография». Участие программы в образовательном проекте по теме: «Повышение эффективности образовательного процесса через использование ИКТ (новых инновационных технологий) на занятиях по хореографии в системе дополнительного образования», также является инновацией (приложение№2) . Интеллектуальные игры: «Творческие задания на сценической площадке» и др. Беседы – темы: «
«
Значение воздействия хореографии на ребенка
»
«История танцевального искусства », Вечер досуга «В музыкальной гостиной» П.И. Чайковский «Времена года» (концерт–беседа) «Я танцевать хочу…» - знакомство с искусством Балета. (приложение № 3). В общеобразовательной программе объединено несколько направлений хореографического искусства: классический танец, народно-сценический и современный танец. Такое слияние даст наиболее благоприятный результат: развитие танцевальных способностей детей; реализацию себя и своих возможностей в нескольких направлениях, к отысканию той «ниши», где мож но проявить себя наиболее ярко. Доминирующее преобладание какого-то одного вида хореографического искусства не в пол ной мере обеспечивает выбор, не способствует обретению ре бенком своего «я» и удовлетворению его потребностей в области танцевального искусства (приложение № 4).
Возраст обучающихся
: Обучение танцам проводится для всех желающих без конкурсного отбора в возрасте 7-16 лет, но име ющие при себе справку с медицинским заключением об отсутствии противопоказаний к занятиям хореографией и на основании заявлений родителей (законных представителей) договора, согласия. Искусство танца многообразно и безгранично, станцевать могут практически все обладающие хотя бы небольшой динамикой. Полностью бездарных детей нет: у кого-то получается одно, кто-то лучше справляется с другим – нужно выявлять эти характерные
особенности каждого ребенка и акцентировать внимание именно на них, развивать именно индивидуальные возможности.
Сроки реализации:
программа рассчитана на 4 года обучения. Основные формы организации занятий : Программой предусмотрены теоретические, практические занятия с детьми.  Посещение концертов – с целью наблюдения и анализа за выступлениями танцевальных коллективов; просмотр DVD, видео – с фрагментами танцев народов мира, выступлений других танцевальных коллективов, своих выступлений с последующим разбором танцев.  Репетиционная, постановочная работа, открытые занятия;  Выездные занятия: концерты, фестивали, конкурсы творческий отчет и др.  Игровая деятельность. Формы организации деятельности детей;  фронтальная,  групповая, индивидуальная. Режим занятий, продолжительность занятий. 1 год обучения (дети в возрасте до 8 лет) . Кол-во занятий в неделю Кол-во часов в неделю Кол-во часов в год 2 раза 4 ч 144 ч 2,3, 4 год обучения. Кол-во занятий в неделю Кол-во часов в неделю Кол-во часов в год 2 раза 6 часов 216 часа Занятия обучающихся в возрасте до 8 лет проходят два раза в неделю 2 по 30 мин. /в соответствии Сан.Пин 2.4.4.3172-14/. Дети 8-16 лет занимаются два раза в неделю 2 по 45 мин. Ожидаемые результаты: Программа предполагает постепенное расширение и существенное углубление знаний, развитие умений и навыков обучающихся более глубокое усвоение материала путем последовательного прохождения по годам обучения с учетом возрастных и психологических особенностей детей, определяя цели и задачи программы полностью опирались на нормативные документы национальной доктрины образования РФ, где указанно, что утверждение самостоятельно разрабатывает программу своей деятельности с учетом запросов детей, потребностей семей, образовательных учреждений, детских и юношеских общественных объединений и организаций. К концу обучения предполагается развитие:  способностей детей средствами хореографического искусства, устойчивой потребности в самообразовании и самореализации в исполнении различных танцевальных композиций;  приобретение сценического опыта;  предполагается овладение детьми определенными знаниями, умениями и навыками в области хореографии, осознание ребенком своих способностей, уверенности
в себе, развитие устойчивой мотивации дальнейшему физическому совершенствованию и творческому развитию. Способы определения результативности Самооценка (чего ожидал, чему научился). Анализ техники исполнения. Диагностика, мониторинг (Приложение № 5). Выступление на праздниках, отчетных концертах.
Критериями оценки
уровней освоения программы являются требования, предъявляемые к обучающимся каждого года обучения.  владение техническими приемами;  синхронность при выполнении танцевальных движений; качество исполнение;  умение работать в коллективе; иметь навык благородного, вежливого обращения к партнеру;  умение понимать и проявлять интерес к танцам, костюмам, связывать характер танца с образом жизни народа и окружающей природы.
Предполагаемые результаты:

1

год обучения
Дети должны знать:  Правила поведения, правила техники безопасности;  Основные виды ритмических упражнений;  Основные элементы классического танца. Дети должны уметь:  Соблюдать правила поведения на занятиях, правила техники безопасности;  Выполнять ритмические упражнения (упражнений на шейный отдел позвоночника и мышц, на плечевые мышцы и суставы; на развитие подвижности грудной клетки, на развитие движения корпуса отдельно от ног и бедер; на подвижность бедра; упражнения на разогрев ног и стоп; на растягивание косых мышц живота и т.д.  Ориентироваться в пространстве (круг, звездочка, змейка);  Передавать игровые образы различного характера;  Основные элементы классического танца (позиции ног, постановка корпуса, правильное положение у станка, переход из одной позиции в другую).  Иметь навык легкого шага с носка на пятку (сохраняя красивую осанку) выполнять подскоки, боковой галоп;
2 год обучения
Дети должны знать:  Правила поведения, правила техники безопасности;  Основную музыкальную и танцевальную терминологию; Дети должны уметь:  Соблюдать правила поведения на занятиях, правила техники безопасности;  Выполнять перестроение, синхронно выполнять движения в массовых танцах.  Изображать в танцевальном шаге повадки кошки, лисы, медведя, зайца
 /образ в разном эмоциональном состоянии веселья, грусти/ исполнять движения свободно, естественно без напряжения;  Выполнять упражнения на развитие выворотности;  Показать комплекс упражнений тренирующих тело (на растяжение мышц  тела, напряжение, расслабление)  Основные элементы классического танца (переход из одной позиции в другую и т.д.).
3 год обучения
Дети должны знать:  Правила поведения (развитие коммуникативных качеств личности), уважать и понимать партнера при использовании парных танцев.  Темы музыкального сопровождения.  Классические термины;  Правила поведения, правила техники безопасности; Дети должны уметь:  Выразительно и грамотно исполнять танцевальные композиции; выполняя более сложные танцевальные фигуры, движения.  контролировать и координировать своё тело;  сопереживать и чувствовать музыку.  Выполнять основные элементы классического танца (позиции ног, постановка корпуса, переход из одной позиции в другую). 4
год обучения
Дети должны знать:  Новые направления, виды хореографии и музыки;  Жанры музыкальных произведений.  Навык благородного, вежливого обращения к партнеру;  Правила поведения, правила техники безопасности; Дети должны уметь:  Активизировать музыкальное восприятие через движение  Владеть приемами и навыками, необходимыми для постановки музыкальных композиции  Синтезировать полученные знания при создании сюжета танца самостоятельно показать на практике  Самостоятельность в выборе танцевальных композиции  Понимать и интересоваться танцами, костюмами, связывать характер танца с образом жизни народа и окружающей природы.  Самостоятельно придумать ритмические упражнения (на шейный отдел позвоночника и мышц, на плечевые мышцы и суставы; на развитие подвижности грудной клетки и т.д).

Учебно-тематическое планирование 1 года обучения.



Наименование раздела, темы

Количество часов

Всего

Теор

Практ

I
Вводное занятие 2 2 -
II
Учебно-тренировочная работа 102 12 90 2.1. Музыкально-ритмические занятия (ритмика) 40 4 24 2.2. Вспомогательные и корригирующие упражнения. Партерный экзерсис. 40 4 24 2.3. Танцевальные элементы: - основы классического (бального) 22 4 18
III
Специальная танцевально-художественная работа 40 4 36 3.1. Постановочная 20 2 18 3.2. Репетиционная 16 2 14 3.3. Выступления 4 - 4
Итого

144

18

126

Учебно-тематическое планирование 2 года обучения.

Наименование раздела, темы

Количество часов

Всего

Теор

Практ

I
Вводное занятие 3 3 -
II
Учебно-тренировочная работа 144 12 132 2.1. Музыкально-ритмические занятия (ритмика) 57 3 54 2.2. Вспомогательные и корригирующие упражнения. Партерный экзерсис. 57 3 54 2.3. Танцевальные элементы: - основ классического танца - бального -народно-сценического 30 6 24
III
Специальная танцевально-художественная работа 69 6 63 3.1. Постановочная 30 3 27 3.2. Репетиционная 27 3 24 3.3. Выступления 12 - 12
Итого

216

21

195


Учебно-тематическое планирование 3 года обучения.



Наименование раздела, темы

Количество часов

Всего

Теор

Практ

I.
Вводное занятие 3 3 -
II
Учебно-тренировочная работа 144 9 135 2.1. Музыкально-ритмические занятия (ритмика) 57 3 54 2.2. Вспомогательные и корригирующие упражнения. Партерный экзерсис. 57 3 54 2.3. Танцевальные элементы: - Основ классического (бального) 30 3 27
III
Специальная танцевально-художественная работа 69 3 66 3.1. Постановочная 54 3 51 3.2. Репетиционная 3.3. Выступления 15 - 15
Итого

216

15

201

Учебно-тематическое планирование 4 года обучения.



Наименование раздела, темы

Количество часов

Всего

Теор.

Практ

I.
Вводное занятие 3 3 -
II.
Учебно-тренировочная работа 144 6 138 2.1. Музыкально-ритмические занятия 60 3 57 2.2. Вспомогательные и корригирующие упражнения. Партерный экзерсис. 54 3 51 2.3. Танцевальные элементы: - основ классического (бального) -народно-сценического - современного 30 3 27
III.
Специальная танцевально-художественная работа 69 3 66 3.1. Постановочная 51 3 48 3.2. Репетиционная 3.3. Выступления 18 - 18
Итого

216

9

207

Краткое содержание общеобразовательной программы 1 года обучения.

Теория

Практика
I. Вводное занятие Знакомство с детьми, беседа о правилах поведения в ДДТ, форме одежды, инструктаж по ТБ. Рассказ об истории развития танцевального искусства, коллективах, культуре поведения Демонстрация фотографии, иллюстраций, видеоматериалов, DVD.
и общения, о правилах поведения на танцевальном вечере; Беседа о правилах поведения в обществе. Привитие умений общения (активно воспиты ваются самостоятельность, аккуратность, доб - рожелательность друг к другу). II. Учебно- тренировочная работа. 2.1. Музыкально- ритмические занятия . Понятие осанка. Постановка корпуса. Понятие построения и перестроения. и Основные понятия построения: колонна; шеренга; цепочка; круг. Основные понятия перестроения: из колонны в цепочку; из шеренги в цепочку; из колонны в шеренгу. Объяснение правил игры «Внимание! Музыка»; «Веселый поезд»; «В походе»; «Найти свое место»; «Кот и мыши»; «В стране чудес».
Создание детьми несложного

музыкального образа.
Темы для самостоятельной работы: Придумывание образов для игры «День и ночь». Сочинение простых движений для игры «Повторяшки». Обучение ориентированию в пространстве зала; Объяснение правил выполнения: - упражнений на развитие чувства ритма; - ритмо-пластических упражнений - на координацию для рук, ног, корпуса, головы. Обучение воспр. на хлопках и шагах разнообразных рисунков. Выполнение упражнений для мышц шеи, плеч, рук, корпуса, ног, стоп. Примеры: «деревянные и тряпичные куклы», «твер - дые и мягкие руки», «мельница», «маятник» - перенос корпуса. Собираться в маленький круг и расходиться в большой круг. Перестроения из свободного расположения в круг и обратно. Движение в колонне вперед. Движения в колонне на месте: наклоны в стороны через одного и все вместе. Линия. Движения в линиях, смены линиями, движение в линиях вправо и влево, вперед и назад. «Змейка» - движение по линии друг за другом, перестраиваясь в круг. Выполнение различной ходьбы; маршировка с перестроением: круг, звездочка, змейка; "как солдаты" с прямыми коленями; "как лошадки" с высоким коленом; "как медведь" на внешней стороне стопы; хлопки в ладоши - с выделением сильной доли; удары ногой под музыку (шлепаем по лужам); бег и другие движения. Музыкально- ритмические движения: ходьба бодрая и спокойная с подниманием ног на всей стопе и полупальцах; шаг с носка; бег с отбрасыванием ног назад и подъемом наверх; сочетание бега с ритмичными хлопками; сочетание ходьбы с бегом; работа над образными движениями. Примеры: «Ходит балерина», «Шагают спортсмены», «Идет мишка», «Бегут цыплята», «Скачет заяц, белка»; хороводный сценический шаг; притопы (выставление ноги на пятку и носок. Положение рук: руки опущены вниз; руки отведены в стороны;; хлопки в ладоши; взмахи платочком; использо вание предмета: платочек, веточка, лента, мяч и
др.
Развитие через игру воображения,

мышечной, зрительной, эмоциональной

памяти.
Примеры игр: «День и ночь», «Лиса и куры», «Повторяшки». 2.2. Вспомогатель ные и корригирующие упражнения. Партерный экзерсис Понятие: Вспомогательные и корригирующие упражнения. Партерный экзерсис
Беседы:
Представления о своем физическом теле; из чего оно состоит и как работает и т.д. Объяснение правил выполнения упражнений: из положения: лежа; стоя на коленях; стоя во весь рост; перегибы корпуса назад и т. д. Выполнение упражнений в игровой форме. Постановка корпуса сидя на полу. «Стульчик и кресло». «Старики и молодые». Упражнения для стоп: одновременное сокращение стоп «Иголки, утюжки» И.п. - сесть на пол с опорой на руки сзади. 1-2 – вытянуть носки, стараясь коснуться большими пальцами пола; 3-4 – носки на себя; Повторить 8 раз «Спинки прямые, стараемся тянуть носочки» «Поочерёдное вытягивание стопы» И.п. – сесть на пол с опорой руки сзади. 1-2 – правый носок вытянуть, стараясь коснуться большими пальцами пола, левый носок тянуть на себя; 3-4 – Левый носок вытянуть, стараясь коснуться большими пальцами пола, правый носок тянуть на себя; поочередное сокращение стоп «Нажимаем на педа ли»; круговое вращение стоп. Наклоны вперед к ногам: «прищепка» или «книжка»; охлопком рук. Упражнения лежа на животе. Перегибы корпуса назад на вытяну тых руках: «Мудрая змея»; «Корзиночка». Раскрытие рук в стороны: «Самолетик». Одновременное поднимание рук и ног: «Парашютисты». Поочередное поднимание рук и ног. «Лодочка». «Велосипед»: мед - ленно («поднимаемся в гору»), быстро («катимся с горы»). Упражнения сидя: «Лягушка». Растяжки. «Мостик». Упражнения исполняются на полу для растяжки и эластичности мышц ног, спины, живота. � Упражнение для подъема стопы. Сидя на полу, ноги вытянуты вперед, спина прямая, стараемся коснуться большим пальцем пола.  Упражнение для выворотности стопы.
Сидя на полу, ноги вытянуты вперед, спина прямая, разворачиваем стопы так, чтобы коснуться мизинцами пола. Лежа на полу - батман тандю в сторону Лежа на животе - упражнения: "Лодочка", "Рыбка", "Змейка», стоя на коленях - "Кошечка", "Собака у ворот"; 2.3. Танцевальные элементы основы классического (бального) танцев. Народно- сценический Историко- бытовой танец Изучение основ классического (бального), народного танцев; Формирование осанки, координации движений, устойчивость, выворотность, эластичность голеностопного, коленного и тазобедренного суставов, позиции ног и рук. Привитие любви к народной танцевальной культуре Обогащение двигательного опыта разнообразными видами движений;
-
Изучение элементов русского танца:  поклон  положение рук в парах (иллюстрации)  Объяснение движение рук:  руки раскрыты в стороны  движение рук с платком .
-
Постановка корпуса (понятие рабочая нога, опорная нога). ДРЗП ( двумя руками за палку). Упражнения у станка: постановка корпуса (в выворотной позиции, лицом к станку в течении года)
-
Позиции ног – 1, 2, 3 ( при относительной выворотности ног)
-
Постановка рук – подготовительная 1, 2, 3 на середине зала Растяжка на палке – вырабатывает танцевальный шаг. тренировка суставно-мышычного аппарата детей, мускулатуры всего тела, особенно ног, рук, спины. Ходы:  простой ход  боковой ход «гармошка»  боковой шаг  ковырялочка  притопы  хлопки и хлопушки для мальчиков Шаги (бытовой шаг и легкий танцевальный шаг); Положение корпуса, головы, плеч, ног. Изучение элементов танца: па польки; боковой галоп; подскоки; кружения и т.д. III. Специальная танцевально- художественная работа 3.1. Постановочная Беседа: «Путешествие в мир хореографии». Придумать движения по темам, предложенным преподавателем. Понятие: «импровизация» Посещение концертных выступлений детских хореографических коллективов.
-
Развитие способности ориентироваться в пространстве.
-
Импровизация и составление простых музыкально-двигательных образов и сюжетно – тематических композиций.
-
«Ветер и листья»; «Снежинки»; «Эхо»; «Угадай» (покачивание рук; легкий бег; плавное кружение). 3.2. Репетиционная Элементы основных движений; их сочетание, четкое построение фигур; Четкое выполнение повторяющихся комбинаций объединенных действий. Совершенствование танца со всеми его контрастами в движениях . Открытое занятие для родителей
3.3.
Выступления Примерный танцевальный репертуар: Танец Стирка (пружинка; полуприседание с поворотом корпуса); Полька (шаг
вперед; хлопки; подскоки;) и т.д.
Краткое содержание общеобразовательной программы 2 год обучения.

Наименование

раздела, темы

Примерное содержание

теория

практика
I.Введение Повторение пройденного материала на 1 году обучения. Знакомство с планом работы на год, инструктаж по ТБ на занятиях ДДТ.
«Азбука вежливости» учимся исполнять правила поведения в танце и общественный этикет. II.Учебно- тренировочная работа 2.1. Музыкально- ритмические занятия. Закрепление знаний и навыков полученных на 1 году обучения. Упражнения усложняются и совершенствуются. При их сочинении используется единая тема, близкая и понятная детям, образные сравнения. Примеры: «Петушок расплясался», «Танцующие куклы
», «
Часы». Слушание музыки, определение характера (веселая, спокойная, энергичная, торжественная). Знакомство с выразительным значением темпа музыки (очень медленно, медленно, умеренно, быстро, очень быстро. Объяснение правил логики перестроений из одних рисунков в другие. Слушание и анализ маршей и танцевальной музыки. Расширение представлений об особенностях марша и таких жанров как вальс, полька, галоп, полонез и т.д.
-
Выполнение прыжков на месте, с продвижением вперед, назад, в сторону, на двух ногах, с ноги на ногу, в поворотах, отбрасывание ног назад.
-
Вынос вытянутой ноги вперед в сторону на носок и на каблук.
-
Сочетание прыжков с другими движениями.
-
Поскоки на месте и с продвижением.
-
Сочетание поскоков с другими движениями и ритмическими хлопками.
-
Упражнения на ориентировку в пространстве.
-
Выполнение в движении разнообразных оттенков характера музыкального произведения (Весело-грустно).
-
Умение выполнять движения в различных темпах. (Плавно-отрывисто).
-
Перестроение из одного круга в два, перестроение из колонны по одному, в колонну по три, в кружки, звездочки.
-
Выполнение танцевальных шагов в образах (журавля, лисицы, мышки, кошки, медведя, птички). Объяснение терминологии: /что такое импровизация./ Составление музыкальных образов и композиций
(
развитие творческих способностей у детей). Отработка умений выражать в импровизации свое образное представление в движении, связанных с образом зверей, птиц, людей разных профессий (например: кузнец, вышивальщица, водитель, художник), явлений природы и неодушевленных предметов. Выполнение танцевальных шагов в образах: журавля, лисы, кошки, мышки, медведя, птиц, слона и т.д. Изображение неодушевленных предметов и явлений: море, волны, деревья, цветы; едем на машине, косим траву, поезд едет, самолет летит, ракета стартует и т.д. Через танцевальные элементы предложить детям изобразить как помогают дома маме, папе (например: забиваем гвоздь, подметаем пол, моем посуду, стираем белье и т.д.). Выполнение движений по темам, предложенным преподавателем. Возможные темы: «Ветер и листья», «Ручейки и потоки»; «Сне жинки», «Игры», «Эхо», «Угадай».
2.2 Вспомогательные и корригирующие упражнения Партерный экзерсис
.
Объяснение усложненных движений, исполь зование более сложных, силовых упражнений. Объяснение терминологии: Пластики (основы хореографии) Выполнение упражнений для вырабатывания подвижности и выворотности бедра и стопы, гибкость спины, силу брюшного пресса. Выполняются на полу сидя, лежа: - упражнения для подвижности голеностопного сустава - эластичности мышц голени, стопы. - упражнения для улучшения выворотности ног и танцевального шага. - упражнения на напряжение и расслабление мышц тела. - упражнение по исправлению осанки (лодочка, кольцо) - упражнения для развития танцевального шага. - гибкость позвоночника - предплечье, плечо, подвижность локтевого сустава. - поясничного сустава. брюшного пресса. ПАРТЕР. Сидя. «Буратино» - ноги на полу на ширине 90˚, руки раскрыты в стороны. 1 - 2 такты – наклон корпуса к правой ноге, корпус вытянуть вдоль ноги, руками коснуться носка; 3 - 4 такты – вернуться в исходное положение. Движение повторить с левой ноги. «Солнышко» – ноги на полу на ширине 90˚, руки раскрыты в стороны. 1 такт – наклон корпуса к правой ноге, корпус вытянуть вдоль ноги, левой рукой коснуться носка правой ноги, правой рукой дотронуться до левой ноги. 2 такт – вернуться в исходное положение. Движение повторить с левой ноги. Упражнения для стоп: круговое вращение стоп (веер). Упражнения для втягивания коленей: сокращение стоп; дер жась руками за пальцы и потянуть на себя (пятки от пола ото рвать). поочередное поднимание и опускание ноги; одновременное; с отрывом рук от пола («Самолетик»). Лежа на спине. Упражнение для группировки мышц в воздухе:
подъем обеих ног на 90 0 помощью рывка подъем корпуса до упора на локтях и все обратно («Стойка», «Березка»). поочередный подъем ног; одновременный; по точкам; «Бабочка» - ноги на полу подтянуты к себе, колени раскрыть в стороны, руки на коленях. Стараемся коленями достать до пола «развернуть у бабочки крылья». «Складочка» – ноги на полу вытянуты вперед, руки на поясе. 1 такт – наклон корпуса вперед, руками стараемся достать до носков, подбородок тянуть вперед. 2 такт – вернуться в исходное положение. «Ушастый заинька» – упражнение для мышц спины-лечь на спину, руки вдоль корпуса, поднять прямые ноги вверх и опустить их вниз за голову, достать носками до пола. Зафиксировать это положение, вернуться в исходное положение. Лежа на животе: «Лягушка», растяжки. Партерные комбинации на образ: «Самоварчик», «Сидя в лягуш ке», «В траве сидел кузнечик», «Часы», «Стебелек», «Цыганочка», «Петрушки». «Русалочка» ноги вместе, стопы раскрыты в стороны, пятки прижаты к полу, ладошки возле плеч прижаты к полу, руки согнуты в локтях. «Колечко» – упражнение для мышц спины. Лечь на живот, опереться впереди на руки, прогнуть корпус назад так, чтобы достать головой носки согнутых назад ног. Зафиксировать это положение, вернуться в исходное положение. «Корзиночка» – упражнение для мышц спины. Лечь на живот, руками взяться за щиколотки с внешней стороны, ноги потянуть вверх. Слегка покачаться на животе, голова поднята вверх. «Дощечка» – упражнение для укрепления мышц живота. Стоя на коленях, руки прижаты к корпусу. Исполняются покачивания корпуса вперед-назад, не садясь на ноги. «Пираты»И.п. - упор на коленях; 1-2 – спину прогнуть, голову поднять до предела вверх; 3-4 – спину выгнуть, голову опустить вниз.
Дети изображают доброго и злого пирата Добрый пират улыбается, злой сердится. Спинку, прогибаем, головку поднимаем выше. « Волна» И.п. – стоя на коленях, руки опущены вдоль туловища, спина прямая; 1-2 – сесть на пол с права, плавно руки опущены вниз слева 3-4 – встать на колени, руки поднять вверх То – же в левую сторону. «Коробочка» И.п. – лечь на пол на живот, разведённые ноги согнуть. Руками взять за стопы; 1-4 – попытаться выпрямить ноги, приподнимая верхнюю часть туловища; 5-8 – и.п. «Наклоны» И.п. – Сесть на пол, ноги как можно шире развести врозь, руки за голову; 1-2 – наклониться вправо, стараясь коснуться локтём пола за коленом правой ноги; 3-4 – и. п.; То же в левую сторону. «Поочерёдное поднятие вверх вытянутой ноги»И.п. – сесть на пол с опорой на руки сзади, вытянув носки; 1-4 – Медленно поднимать правую (левую) ногу, вытянув носок; 5-8 – Медленно опускать правую (левую) ногу, вытянув носок; « Солнышко» И.п. - сесть на пол с опорой на руки сзади. 1-2 – носки на себя; 3-4 – ноги в 1-ую позицию; 5-6 – вытянув ноги, развернуть их внутренней стороной наружу (выворотно), а пятками (подошвенной стороной) прикоснуться друг к другу, мизинцы должны коснуться пола; 7-8 – Вытянуть носки, стараясь коснуться большими пальцами пола;
2.3. Танцеваль ные элементы - основы классического (бального танцев) - народно- сценического - современного. Расширение представлений об изучении основ танцевального искусства (развитие у ребенка пластики тела, координации движений, музыкальности) Показ рисунков национальных костюмов, Знакомство и объяснение музыкальной характеристики танцев (сказки, былины, игры детей разных национальностей), общее в них и разное. - Упражнения у станка экзерсис (лицом к палке). Повтор пройденного на 1 году обучения. - Перегиб корпуса (ДРЗП).
-
Demiplie – развивает выворотность бедра, эластичность и силу ног
-
Releve на полупальцах (в не выворотных позициях) – развивает силу и легкость танцевального шага) Перегибы корпуса вперед . Продолжение выработки осанки, опоры выворотности, эластичности и крепости голеностопного и коленного тазобедренного суставов. торону - Demiplie( во 2 позиции) развивает выворотность бедра, эластичность, силу ног. - Demi и granplie. - прыжки sote по 1, 2, 5 позициям. Повтор пройденного за 1 год. Выполнение хороводного шага: на всей ступне; на полупальцах; с продвижением; вперед, в повороте, в рисунке. Топающий шаг: на всей стопе и с продвижением вправо, влево. Приподание по VI позиции. Простые поклоны. Использование рисунка в хороводах: «Змейка»; «Круг»; «Руче ек»; «Колонна»; «Цепочка»; «Улитка». Танцевальные игры на русском материале: «Заплетись плетень» (Брянская область), «Змейка с воротцами». Движения рук: - перевод из стороны в сторону - скрещивание на груди - с платком Ходы и основные движения: - простой дробный -беговой шаг с отбрасыванием согнутых ног назад - боковой ход - ковырялочка скользкие и одиночные хлопки.
III. Специаль ная танцеваль но-художественная работа 3.1. Постановочная Объяснение правил Познавательной -тематической игры «Изучение музыки в движении» Объяснение терминологии: /понятие о музыкальности движения, мелодия, темп./ Объяснение при выполнении различных заданий/использование творческой фантазии/ . Объединение в импровизационном танце усвоенных движений, техники и идеи; использование их четко и правильно, демонстрируя точность, контроль и плавность при выполнении танцев. Исполнение танцевальных композиции соло в паре, состоящих из разученных ранее шагов. Веселая пара (подскоки, галоп, повороты – кружение на одной точке) Выполнение задания: «Веселый оркестр» - сделать из своего тела оркестр, используя щелчки, хлопки, шлепки, притопы. -задать ритм шагам педагога звучащими жестами. Игра «Имена и ритм». -Соединение полученных знаний с музыкальным движением. 3.2. Репетиционная Планирование, отработка, улучшение разучивание, запоминание и повтор комбинаций с повторяющимся рисунком, состоящих из двух, трех, четырех действий. Научиться передавать и выражать с помощью движений настроение, мысли и чувства и развитие способности эмоционально воспринимать содержание музыки. Выполнение упражнений, улучшение техники и повышение качества выступлений. Итоговое выступление на отчетном концерте. 3.3. Выступле ния Знакомство с концертными программами, Особенности хореографической пластики и танцевальной манеры в элементах цыганского танца. Внимательная работа в парах; ответственность обоих за принятие решений и планирование своей композиции; не сталкиваясь с другими парами и не мешая им. Сохранение правильной осанки. Развитие способностей реагировать на музыку посредством танцевальных движений, используя ритмический рисунок музыкального произведения для адекватной реакции; Совершенствование техники выполнения танцевальных движений работая индивидуально и в паре с партнером Примерный танцевальный репертуар : «Цыганочка» «Лирический» «Русская плясовая» и т.д.
Краткое содержание общеобразовательной программы 3 года обучения.


Наименование

раздела, тема

Примерное содержание

теория

практика
I. Введение Закрепление знаний и умений полученных на 2 году обучения. Рассказ о хореографических ансамблях, музыке. Инструктаж по ТБ. Знакомство с основными понятиями( типы взаимоотношений друг с другом, одноклассник, друг, приятель коллектив), правила взаимоотношений с каждой группой. Демонстрация фотографии, иллюстраций, видеоматериалов, DVD II. Учебно- тренировочная работа 2.1. Музыкально- ритмические занятия Повтор изученного материала на 1, 2 годах обучения. Анализ музыкальных форм, определение элементов: - часть - предложение - фраза Объяснение работы над музыкальной формой и фразировкой, возможность планировать движение в пространстве. Объяснение в заданиях фигурных построений, наглядной передачи структуры музыкального отрывка. Активное восприятие музыки через движение, регулирует чувство ритма. Передача ритмического рисунка (прослушивание народных мелодий) Создание несложного музыкального образа; развитие через игру воображения, мышечной, зрительной, эмоционально памяти. Выполнение: Хлопки, шаги. Бег, прыжки. Особенности музыки марш (спортивный, военный), вальсы (быстрые, медленные) Хлопками, шагами и другими движениями. Примеры игр: «Повторяшки»; День и ночь» и т.д. Основные шаги: шаг с носка и пятки; шаг на носках и пятках; марш; шаг «под себя» (доставая пятками до ягодичных мышц); шаг на пятках (высоко поднимая колени); шаг на пятках «под себя»; бег (на носочках);
2.2. Вспомогатель ные и корригирующие упражнения. Партерный экзерсис. Повтор объяснение упражнений за 1, 2 год обучения. Изменение в музыкально- ритмической структуре движений. Объяснения выполнения волнообразных движений способствующих выработке пластичности, выразительности. Объяснение целостного, последовательного выполнения движений всего тела или отдельных его частей (рук, ног). Развитие мышечного ощущения/взмахов/, которые позволяют уточнению оптимальной скорости в чередовании мышечных напряжениях, т.е. вырабатывается умение экономно двигаться./ степени чередования напряжения и расслабления мышц/. Знакомство и развитие с разнообразием прыжков / их технической основы./ Объяснение умений рационально распределить мышечные усилия /равновесие/ и регулировать их величину (степень напряжения и расслабления). Сохранение равновесия в различных положениях, на месте/статические/ Объяснение при выполнении определенных двигательных действий - вращательных движений вокруг вертикальной оси тела/ повороты/ . Сохранение устойчивости в движении. Объяснение правильного напряжения мышечных групп спины (быстро, точно переносить центр тяжести). Все движения повторяются в более усложненном варианте. Увеличивается: темп исполнения; количество повторений. Основной упор делается на силовые упражнения и упражнения растяжки. Выполнение упражнений лежа на спине и на животе. Позиции ног. Позиции рук. Упражнения для стоп. Последовательное и непрерывное движение во всех суставах/ волнообразные движения/ непрерывное изменение степени напряжения мышц. Развитие мышечных ощущений, координаций движений. Выполнение динамических упражнений (связанных с поддержанием равновесия при различных передвижениях). Взмахи руками (стряхнуть воду с рук). Взмахи туловищем. Взмахи ногами. Эффективное развитие силы мышц ног /прыжки прыгучести, ориентировки в пространстве воздействие на сердечнососудистую и дыхательную системы. Сохранение равновесия после выполнения поворотов, приседаний, наклонов и т.д. Разновидности ходьбы (на носках, высоким шагом, подъемом на носок и др.) Выполнение стойки на двух ногах (носках), на одной ноге в различных позах (свободная нога – впереди, назад, в сторону), с наклоном туловища (упражнения можно выполнять на полу, на коленях и т.д.). Повороты на двух ногах Повороты на одной ноге.
2.3.Танцевальны е элементы основ классического (бального танцев) - народно- сценического - современного. Закрепление знаний и навыков, полученных на 2 году обучения. Изучение объяснение элементов у станка, которые могут перейти на середину зала, а также танцевальную композицию, способствующие развитию координации движений учащихся. Объяснение терминологии: / анфас, эпольман, круазе/. Изучение техники работы стопы, геометрия шагов, техника поворотов, перенос веса, корпусное движение, танцевальные позиции в паре, ориентация в зале./Школьный вальс/. Объяснение элементов эстрадного танца Экзерсис у станка. Выполнение упражнений лицом к станку, сторону в медленном темпе. Постановка корпуса лицом к станку в VI позиции ног по VI поз. Выполнение Танцевальных движений для разогрева (разминка) мышц шеи, рук, плеч, корпуса, бедер. Выполнение Прыжков в различных вариантах. Постепенное /небольшом количестве/ повторение освоенных движений. Экзерсис на середине зала: Положение EN face Подготовка положения рук Позиции рук Поворот головы на ½; ¼ - Releve на полупальцах: А) из 1 и 3 позиции Б) с переменой ног (подготовка к вальсу). Экзерсис на середине зала. Балансе; перемена по одному, в паре. Правый поворот по одному в танцевальной позиции» Окно»,смена мест;1/2 правого поворота;
III.
Специальная танцевально- художествен- ная работа 3.1. Постановочная Объяснение повторений комбинаций действий с повышением уровня контроля и точности исполнения; совершенствование, упражняться, запоминать и быть способными повторять серии объединенных движений/ важнейшее требование физического воспитания/. Выполнение танцевальных упражнений включающие асимметрию (из современных ритмических танцев),а также разнонаправленные движения для рук и ног . 3.2. Репетиционная Объяснение чувству, сопутствующее понятию дружба /доброжелатёльность/. Знакомство с примерами проявления и формы доброжелательности в мире, в искусстве, в танце. Объяснение умения выразить это чувство и передать его зрителю -через пластику движений. Определение развития чувства данного качества в человеке, типа взаимоотношений Внимательная и безопасная работа в парах (теория); ответственное отношение обоих за принятие решений и планирование своей композиции; Выполнение характерных движений и рисунков. Тренировка двигательных навыков. Достижение намеченного результата; искреннего исполнения, фокусируя внимание на сохранении правильной осанки и оптимальном использовании двигательных навыков; затем повторение этого процесса в целом /что обеспечивает успешное завершение работы/. Примерный танцевальный репертуар - Восточный танец -Танец с зонтиками -Школьный вальс и т.д.
3.3. Выступления Соблюдение достаточной дистанции; упражняться, улучшая технику и повышение качество выступлений. Эмоциональное выполнение движения; Четкое и правильное выполнение рисунка танца; Показательные выступления : Отчетный концерт, Выступление в школах, детских садах, Дворец Культуры, Училище, Доме престарелых, и т.д.

Краткое содержание общеобразовательной программы 4 года обучения.

Наименование

раздела, темы

Примерное содержание

теория

практика
I.Введение Закрепление пройденного материала, знакомство с программой 4 года обучения. Культура поведения. Знакомство с искусством хореографии, Балет П.И.Чайковского «Щелкунчик». «Лебединое озеро», «Спящая красавица», «Щелкунчик». С.С.Прокофьев– «Золушка»
II
. Учебно- тренировочная работа 2.1. Музыкально- ритмические занятия Беседы - дискуссии на темы: идеи добра и зла / используются музыкальные и фотоматериалы/ Умение видеть красоту балета любить искусство, музыку . Объяснение правил интеллектуальной игры: «В мире искусств» Упражнения пройденные на 3 году обучения. Выполнение упражнений на середине зала. Практические упражнения на развитие музыкального чувства ритма, эмоционально осознанное отношение к музыки: - постепенное ускорение или замедление темпа движения отмечающие начало такта Выполнение темпа движений, устойчивость в темпе, переключение с одного темпа на другой. На основе развития пластических возможностей детей, расширение их двигательного опыта, т.е. творческое самовыражение движений под музыку. На определенный музыкальный фрагмент, проигрыш, припев и т.д. придумывание общеразвивающих упражнений, пляски. Переключение внимания и развития произвольности движений. Импровизация на целостные музыкальные произведения (простейшие движения, также различные риторические игры).
2.2. Вспомогательны е и корригирующие упражнения. Партерный Экзерсис. Объяснение и изучение параллельных позиции, которые дополняют классические. Сжатие, сокращение, освобождение Вращение тела. Выполнение Release – положение лежа, сидя, стоя на коленях: - сначала движения в одном направлении - затем в двух одновременно - в комбинациях Isolation: - головы (наклоны, повороты, круговые движения с различным акцентированием) - руки (отдельное движение кисти рук, от локтя до плеча) - плечи (одновременное движение двумя плечами в различных направлениях, изолирование одним плечом, поочередные движения, комбинации в разном ритмическом рисунке) - бедра (движения из стороны в сторону: легато, стаккато, круговые) - ноги (движение стопой, ногой от колена, всей ногой целиком) - комбинирование различных элементов. 2.3.Танцевальны е элементы основ классического (бального танцев) - народно- сценического - современного Объяснение усложнений с некоторым ускорением исполнения отдельных танцевальных элементов. Повторение упражнений у станка, добавляются новые. Практические упражнения на развитие музыкальности. Выполнение танцевальных позиций в паре; контактное ведение; ориентация в зале; ритмичность; музыкальность; танцевальная позиция в паре;(вальс) Экзерсис на середине зала: - переход рук из одной позиции в другую. - наклон головы, повороты (1,4). Выполнение правого поворота по одному, паре, в танцевальной позиции; перемена по линии танца по одному в учебной позиции, в танцевальной позиции; перемена; правый поворот по одному; в паре; поворот партнерши под рукой; полностью танец в композиции.
III .Специальная танцевально- художественная работа 3.1. Постановочная Просмотр видеоматериалов концертных выступлений, их обсуждение. Самостоятельная постановка танцевальных этюдов. Развитие воображения ,фантазии, умение находить свои ,оригинальные движения для выражения характера музыки, умения оценивать свои творческие проявления и дать обоснованную оценку другим детям. Выполнение танцевальных композиций 4 года обучения основаны на современных, классических танцах. Концертная деятельность, формируется 3.2. Репетиционная Синхронное исполнение движений; объяснение объединения и контроля своих движений посредством варьирования формы, амплитуды, направлений, скорости и величины прилагаемых усилий. Объедение и контроль своих движений, варьируя формы, амплитуды. Направления, уровни, скорости и прилагаемые усилия. Повышение уровня контроля и точности исполнения. Показательные выступления: Творческий отчет Отчетный концерт, Выступление в школах, детских садах, Дворец Культуры, Училище, Доме престарелых, и т.д. 3.3. Выступления Примерный танцевальный репертуар : Вальс - Рок-н-ролл Парный танец Современный (Хип-хоп; Tektonik; Брек-данс .)
Методическое обеспечение.
Успешное решение поставленных задач на занятиях, возможно только при использовании открытых педагогикой принципов и методов обучения. Наиболее близкими считаются следующие принципы:

Принцип доступности и индивидуализации
– предусматривает учет возрастных особенностей и возможностей ребенка, и в связи с этим определение посильных для него заданий. Оптимальная мера доступности определяется соответствием возрастных возможностей ребенка, степени сложности заданий. Одним из основных условий доступности является преемственность и постепенность усложнения заданий. Практически это достигается правильным распределением материала на занятиях. Индивидуализация подразумевает учет индивидуальных особенностей ребенка, состоит в том, чтобы улучшить врожденные способности, задатки ребенка.
Принцип постепенного повышения требований
– заключается в постановке перед ребенком и выполнении им все более трудных, новых заданий, в постепенном увеличении объема и интенсивности нагрузок. Обязательным условием успешного обучения так же является чередование нагрузок с отдыхом. Переход к новым, более сложным упражнениям должен происходить постепенно, по мере закрепления формирующихся навыков и адаптации организма к нагрузкам.
Принцип систематичности
– один из ведущих, имеются в виде непрерывность и регулярность занятий. Систематические занятия танцами – дисциплинируют ребенка, приучают его к методической и регулярной работе.
Принцип сознательности и активности
– предполагает обучение, опирающееся на сознательное и заинтересованное отношение воспитанника к своим действиям. Для успешного достижения цели ребенку необходимо ясно представлять, что и как нужно выполнить и почему именно так, а не иначе.
Принцип повторяемости материала
– хореографические занятия требуют повторения вырабатываемых двигательных навыков. Только при многократных повторениях образуется двигательный стереотип. Если повторение вариативно, то есть в упражнения вносятся разнообразные методы и приемы их выполнения, то эффективность таких занятий выше, так как они вызывают интерес, привлекают внимание детей, создают положительные эмоции. Принцип наглядности – в обучении хореографии понимается как широкое взаимодействие всех внешних и внутренних анализаторов, непосредственно связывающих ребенка с окружающей действительностью. При разучивании новых движений наглядность – это безукоризненный, практический показ движений педагогом. Кроме того, большое значение имеет взаимосвязь образного слова и наглядности. При наличии достаточного двигательного опыта образное слово будет вызывать необходимые двигательные представления. Изучение основ танцевального искусства предусматривает развитие у ребенка пластики тела, координацию движений, музыкальности, что способствует гармоническому, физическому развитию. Все вышеизложенные принципы отражают определенные стороны и закономерности одного и того же процесса, являющегося, по существу, единым и лишь условно рассматриваются в отдельности, они могут быть удачно реализованы только взаимосвязи. Для успешной реализации программы используются следующие наглядные пособия и технические средства обучения: Специализированный кабинет (станок, зеркала), Обручи, скакалки, коврики для занятий, Музыкальный центр, видеокассеты, DVD диски,
Иллюстрации танцев народов мира, танцевальных движений, Схемы упражнений, фотографии, специальная литература.
Теоретическая часть
: знакомство детей с историей развития танцевального искусства, с различными танцами, с культурными традициями народа (приложение №6). Занятия проводятся в игровой форме, что побуждает интерес и повышает запоминание. Основное условие в планировании и проведении занятий - учитывать анатомо- физиологические особенности детей школьного возраста. Беседы, проводимые на занятиях, соответствуют возрасту и степени развития детей. На начальном этапе беседы краткие. С детьми проводятся беседы — диалоги, обсуждения, которые помогают развитию способности логически мыслить. На этих занятиях дети получают информацию о хореографическом искусстве, его истории развития и традициях .
Практическая часть:
обучение разнообразным движениям, танцам, позволяют развивать не только чувство ритма, укреплять скелет и мускулатуру, но и стимулировать память, внимание, мышление и воображение ребенка. Работа над построением и перестроением развивает у детей способность ориентироваться в пространстве, самостоятельность в решении коллективных заданий, умение создавать пространственный рисунок. Овладение простейшими строевыми навыками с первых занятий помогает внешне и внутренне организовать группу, обеспечить нормальную работу. В дальнейшем дети приобретают умение быстро и просто выполнять перестроения в играх и танцах. Музыкально-пространственные задания имеют воспитательное значение, развивают чувство ответственности, стремление к четкому, правильному, красивому выполнению задания. Оно требует организованности, активности, внимания каждого. Основная форма образовательной работы с детьми: музыкально-тренировочные занятия, в ходе которых осуществляется систематическое, целенаправленное и всестороннее воспитание и формирование музыкальных и танцевальных способностей каждого ребенка (приложение № 7). Занятия включают чередование различных видов деятельности: тренировочные упражнения, танцевальные элементы и движения, творческие задания, музыкально- ритмические упражнения и игры (приложение № 8 ). Программой предусмотрены занятия теоретическими дисциплинами: муз. грамота, беседы о хореографическом искусстве. Организация игровых ситуаций помогает усвоению программного содержания, приобретению опыта взаимодействия, принятию решений. Организация занятий основами хореографии обеспечивается рядом методических приемов, которые вызывают у детей желание творчества. Педагог для каждого упражнения, игры, танца выбирает наиболее эффективный путь объяснения данного музыкально-двигательного задания. На занятиях обучающиеся познакомятся с историей танца, освоят начальные, основные навыки классического (бального), народно-сценического, эстрадного танца.
Программа содержит разделы:
- учебно-тренировочная работа - специально - танцевально-художественная работа
- танцевальный репертуар Срок обучения в хореографическом объединении составляет 4 года, по истечении этого времени основной учебный материал программы является освоенным, дети овладевают основными понятиями, терминами, знаниями, умениями, навыками, которые образуют прочный фундамент для дальнейшего обучения. Но это не лишает права детей посещать занятия, совершенствовать свое мастерство, оттачивать классический экзерсис, изучать танцы, участвовать в концертной жизни ДДТ. Поэтому в объединении занимаются дети прошедшие четырехлетний курс обучения. Характер материала содержит возможность включать в работу /новичков/, а также привлекаем обучающихся разных возрастных групп для постановочных танцев. Это, в свою очередь, дает возможность прибывшим детям на практике перенимать мастерство у /опытных/ обучающихся, что благотворно влияет на профессиональные и межличностные отношения детей, способствует укреплению коллектива.
Программа каждого года обучения включает в себя материал из всех разделов.
I. Вводное занятие
1.1
Знакомство с детьми, беседа о правилах поведения в ДДТ, форме одежды, инструктаж по ТБ. Рассказ о истории развития танцевального искусства, коллективах, культура поведения и общения, правила поведения на танцевальном вечере, беседа о правилах поведения в обществе, друг с другом и т.д. (приложение № 9) . Рассказ о хореографических ансамблях, музыке. Развитие профессионального мастерства.
«Что

такое дружба?»
Основные понятия: типы взаимоотношений друг с другом, друг, одноклассник, приятель коллектив, правила взаимоотношений с каждой группой (приложения№10). Доброжелательность - чувство, сопутствующее понятию дружба. Примеры проявления и формы доброжелательности в мире, в искусстве, в танце. Умение через пластику, движение выразить это чувство, передать его зрителю. Развитие чувства определе ния данного качества в человеке, определение типа взаимоотношений.
II. Учебно-тренировочная работа.

2.1. Музыкально-ритмические занятия.
Ритмика – специальный раздел, который имеет целью активизировать восприятие детьми музыку через движение и помочь выявить их музыкальные способности. С первых занятий дети должны приобрести необходимые музыкально-двигательные навыки, привыкнуть внимательно слушать музыку во время движения, начинать или оканчивать движения вместе с музыкой. Музыка и движение являются основными средствами ритмической тренировки. Передача в движении ритма сменяющихся разнохарактерных тем – ведущий метод ритмической тренировки. Движения могут применяться самые разнообразные: и бытовые, и гимнастические, и танцевальные. Характерная черта ритмических занятий: - большое количество заданий для коллективного выполнения – помогает детям ориентироваться в пространстве (ходьба с перестроением). - упражнения на развитие чувство ритма (умение воспроизводить на хлопках и шагах разнообразные ритмические рисунки с выделением сильной доли).
2.2. Вспомогательные и корригирующие упражнения. Партерный экзерсис.
Обучение специальным навыкам хореографии ведется долго, кропотливо. Препятствием нередко бывают недостатки физического развития ребенка. Это, в основном, чрезмерное сопротивляемость связок, особое состояние некоторых мышц т.п. Известных успехов можно добиться путем специальных корригирующих упражнений.
Специально для детей разработана система, состоящая из определенных нагрузок, движений – это и есть партерная гимнастика. Упражнения требуется выполнить в различных позициях и положениях, но все должно происходить только на полу. Благодаря проделыванию всего комплекса в четкой последовательности обучающиеся добиваются укрепления опорных систем, могут устранять недостатки физического плана, у них формируется эластичность и сила всех мышц тела. Упражнения позволяют максимально подготовиться к дальнейшим занятиям хореографии. С учетом возраста и первоначальных данных организм ребенка укрепляется в целом. Упражнения и результат Партерная гимнастика позволяет выявить физические данные, которыми природа наградила детей. Немаловажное значение имеют показатели выворотности и подъема стоп, гибкость и координация тела. Эти данные развиваются при постоянном и правильном выполнении каждого упражнения. Вспомогательные, корригирующие упражнение выполняются лежа на спине, животе, сидя, стоя на коленях («лягушка», «кошечка», «лодочка» и т.д.) Упражнения, исполняемые на полу, освобождают позвоночник от той дополнительной нагрузки, которую ребенок испытывает когда находится в вертикальном положении. Они позволяют с наименьшей затратой энергии достичь сразу трех целей: повысить гибкость суставов, улучшить эластичность мышц и связок, увеличить силу мышц. (приложения№11).
2.3. Танцевальные элементы.
Содержит разделы основ классического (бального) танца, народно-сценического, современного. Включенные в раздел упражнения способствуют формированию правильной осанки. Задачей педагога при работе с детьми на первом этапе является правильная постановка корпуса, ног, рук, головы (развитие физических данных, выработка элементарных данных координации движений). В процессе обучения следует учитывать физическую нагрузку детей, не допуская перенапряжения, а также учить их правильно двигаться при исполнении упражнения и танца.
III. Специальная танцевально-художественная работа.
При работе над танцевальным репертуаром важным моментом является развитие танцев, однако необходимо отметить, что выразительное исполнение – результат не механической работы, когда педагог от более простых заданий связанных с передачей характера музыки в ритмических упражнениях, музыкальных играх, постепенно переходит к более сложным, связанных с передачей стиля, манеры, характера в народных и бальных танцах, то, в свою очередь связанно с выработкой чувства позы и ракурса сценического пространства ансамбля. На начальном этапе обучения сочетаются все виды деятельности: ритмика, вспомогательные и корригирующие упражнения, элементы классического, народного танца, упражнения на ориентировку в пространстве, разучивание танцев. Таким образом, на каждом занятии необходимо сочетать материал из всех разделов программы.
Воспитательная работа.
В объединении проводятся различные мероприятия: патриотические, экологические, спортивные, эстафетные, развлекательные мероприятия.
Основные направления в воспитательной работе:
1. Интеллектуальные
(формирование культуры учащихся, развитие их кругозора и любознательности). Формы реализации: -учебные занятия (рассказы об истории танцевального искусства, о знаменитостях народах и т.д.); - просмотр видео, DVD дисков с фрагментами танцев народов мира. Чтобы заинтересовать учащихся новым танцем, необходимо дать его общую характеристику, отметить особенности. Полезно провести беседу об особенностях фольклорного творчества данного народа, рассмотреть иллюстрации или слайды, знакомящие с костюмами, познакомить с видео материалами (приложение № 12) Необходимо ввести детей в мир тех образов, той музыки, под которую они будут танцевать. Плавность вальса, жизнерадостность и веселость польки и галопа, зажигательность и удаль многих народных плясовых мелодий, отражается в движениях этих танцев.
2. Валеологическое
- создание условий для развития организма на основе педагогического сотрудничества. Весь процесс занятия ведется на здоровьесберегающих условиях: - проветривание - влажная уборка - индивидуальные коврики для детей - звуковые эффекты (спокойная негромкая музыка) - естественное и искусственное освещение - дыхательная гимнастика (приложение № 13 ). Обучение правилам безопасности поведения детей на улице, на дороге, цикл бесед по ПДД. Беседы и практические занятия. («Правила поведения в обществе, ДДТ, на занятиях», «Безопасность на дорогах»; «Малознакомые люди», «Правила поведения в лесу, водоемах (в зимнее, весеннее, летнее время года)». «Осторожно – гололед»; «Елочка, гори, но не сгорай»; «Сезон лавинной опасности»; «Что делать при пожаре»; «Как действовать при землетрясении; наводнение» (приложение № 14).
3. Нравственное
– обучение учащихся пониманию смысла человеческого существования, ценности своей жизни и ценности жизни других людей. Формы реализации : мероприятия, концерты посвященные 9 мая, 8 марта, День матери, День пожилого человека, выступление в доме престарелых (приложение № 15) Цикл бесед: «Школа вежливости», «О доброте и отзывчивости». Занятия представляют собой соединение нравственной беседы с играми. Подвижные игры, психологические игры и упражнения, литературные произведения помогающие детям почувствовать, и научится понимать свои эмоции, выражать их в танцевальных композициях (мимика, пантомима).
4. Гражданско-патриотическое
– формирование личности гражданина и патриота России с присущими ему ценностями, взглядами, мотивами деятельности и поведении. Воспитание уважения к культурному и историческому прошлому России, к традициям родного края. Форма реализации – тематические беседы, концерты для ветеранов ВОВ, проведение праздников, посвященных памятным датам.
5. Экологическое
– воспитание любви к родному краю как к своей малой родине. Формы реализации: - участие в экологических акциях, субботниках. - участие в делах УДОД.

6. Трудовое
– формируется в процессе репетиционной работы в подготовке к выступлению танцевального коллектива.
7. Досуговое
– создание условий для развития интереса; - участие в мероприятиях УДОД. - выступление в концертах: Новый год, 8 марта, 23 февраля и т.д.
8. Работа с родителями
– индивидуальные беседы, проведение открытых уроков, приглашение на концерт, оформление уголка информации для родителей (стенд, фотографии с выступлений); посещение родительских собраний в ШСШ №1, ШСШ №2. (приложение № 16-26)
План воспитательной работы на учебный год

Тема мероприятия

Форма проведения

Сентябрь
Правила поведения в ДДТ Беседа Правила поведения на занятии Беседа Из истории танцевального искусства просмотр видео, DVD дисков с фрагментами танцев народов мира История знаменитостей Демонстрация фотографии, иллюстраций, Беседа просмотр видео, DVD дисков Техника безопасности Беседа «Малознакомые люди», Беседа «Школа вежливости», Тестирование Беседа о дружбе Правила поведения на дорогах Беседа Правила пожарной безопасности Беседа Фольклорное творчество народа Демонстрация фотографии, иллюстраций, просмотр видео, DVD дисков
Октябрь
День учителя «Как действовать при наводнение». Беседа Конкурс осенних букетов День пожилого человека выступление в доме престарелых. Умеем ли мы дружить Тестирование Беседа о дружбе
Ноябрь
День народного единства Беседа Знакомство с костюмом Просмотр иллюстрации или слайды, знакомящие с костюмами, познакомить с видео материалами. Спорт против вредных привычек Беседа Мы против вредных привычек Демонстрация фотографии, иллюстраций, Конкурс плакатов День спасателя Правила дорожной безопасности в зимний период Беседа
Декабрь
«Осторожно – гололед»;
Техника безопасности Беседа «Что делать при пожаре» Беседа История праздника «Новый год» Беседа Изготовление игрушек на городскую елку «С Новым годом!» Правила поведения в общественных местах Беседа «Елочка гори но не сгорай» Беседа «Вокруг елки новогодней» Театрализованное представление
Январь
«Осторожно лавина» Беседа Правила поведения в лесу, (в зимнее, весеннее, летнее время года)». Беседа «О доброте и отзывчивости». Тестирование ,беседа о дружбе «Встречаем гостей»
Февраль
День святого Валентина Конкурсы Викторины «Сезон лавинной опасности»; Беседа Акция «Подарок ветерану» выступление в доме престарелых Поздравление ветеранов на дому «Герои нашей Родины» Демонстрация фотографии, иллюстраций, Беседа «Наша Армия родная» Викторина
Март
Откуда пришла масленица Беседа Празднование масленицы Театрализованное представление История возникновения международного женского дня Беседа Международный женский день «8 Марта» Правила поведения на дорогах в весенний период Беседа Правила поведения на водоеме весной Беседа Правила поведения с незнакомыми людьми Беседа
Апрель
День смеха Викторины конкурсы Правила поведения на водоемах (весеннее, летнее время года)». Беседа «Как действовать при землетрясении». Беседа История возникновения «Дня космонавтики» «День космонавтики» Конкурс детского рисунка Олимпийским играм посвящается…. Спортивные игры
Май

«
Этот день Победы» Демонстрация фотографии, иллюстраций, «Дети – творцы безопасности» Конкурс детского рисунка Поздравление ветеранов с днем Победы выступление в доме престарелых. Правила поведения в общественных Беседа
местах Отчетный концерт «Салют каникулам»
Методы обучения.

Метод показа -
Разучивание нового движения, позы, педагог предваряет точным показом. Это необходимо и потому что в исполнении педагога движение представляет в законченном варианте, ребята сразу видят художественное воплощение образа, что будит воображение.
Словесный метод
– методический показ не может обойтись без словесных объяснений. Разговорная речь, тесно связанна с движением, жестом и музыкальной интонацией – оказывается соединительным звеном между движением и музыкой.
Музыкальное сопровождение
– как методический прием. Педагог своими пояснениями должен помочь детям приобрести умение согласовывать движения с музыкой. Правильно выбранная музыка несет в себе все те эмоции, которые потом дети проявляют в танце.
Импровизационный метод
- имеет смысл постепенно подводить детей к возможности импровизации, т.е. свободного, непринужденного движения, такого, как подсказывает музыка. Дети должны сами находить необходимые движения под непосредственным ее воздействием. Необходимо тактично направить внимание детей на подлинный характер музыки, на поиск собственных красок и оттенков в исполнении.
Метод иллюстративной наглядности
– занятие с детьми вовсе не исчерпывается только задачами физической и музыкальной тренировки. Полноценная творческая деятельность не может протекать без рассказа о танцевальной культуре прошлых столетий, без знакомства с репродукциями, книжными иллюстрациями, фотографиями и видеофильмами.
Игровой метод
– крупнейший ученый-педагог, доктор медицины П.Ф. Песгафт еще в конце XIX века разработал теорию и методику подвижных игр. Подвижная игра определяется им как упражнение, при помощи которого ребенок готовится к жизни. Суть игрового метода в том, что педагог подбирает для детей такую игру, которая отвечает задачам и содержанию занятия, возрасту и подготовленности занимающихся. При обучении детей движениям использовать игровые приемы, способствующие эмоционально-образному уточнению представлений о характере движений (нужно прыгать как зайчик, побежали легко и быстро как мышки). Игра всегда вызывает у детей веселое настроение. Именно в игре легче всего корректировать поведение воспитанников. Игровой метод в работе с детьми:  Игры – превращение (воробьи и журавушки, мельница, паровозики и т.д.) – способствуют развитию фантазии и воображения.  Музыкально-подвижные игры (затейники, канон, запрещенное движение, зеркала, магазин игрушек и т.д.) – направлены на быстроту реакции, двигательную активность, выразительность движений.
Концентрический метод
– заключается в том, что педагог по мере усвоения детьми определенных движений, танцевальных композиции, вновь возвращается к пройденному, но уже предлагает все более сложные упражнения и задания. Методика преподавания в своей основе опирается на профессионально- хореографические учебники.

Список используемой литературы:
1. Барышева Т. «Азбука хореографии» Москва, Рольф, 1999г. 2. Богданов Т. Урок русского танца. – М., 2003. 3. Буренина А.И. «Ритмическая мозаика: программа по ритмической пластике длядетей», ЛОИРО, 2000 г. 4. Баранов А.Б. «Развитие артистизма у детей», «Дополнительное образование» №11- 2003 г. 5. Ваганова А.Я. Основы классического танца,- СПб., 2000 6. Васильева Т.К «Секрет танца», «Диамант», 1997 г.
7. Гусев .Г. П. Методика преподавания народного танца (танц . движения и комбинации на середине зала). – М.: Владос, 2002. 8. Добрыш А. Е. Методическое пособие по русскому танцу для студентов хореографических отделений.
-
СПб. 1996-2001. 9. Константинова Е. Е. «Новые бальные танцы», 1994 г. 10. Иванченко В. Н.«Занятия в системе дополнительного образования детей»Учебно- методическое пособие для специалистов по дополнительному образованию детей; методистов; учителей; Ростов .н /Д: Изд-во»Учитель», 2007-288с. 11. Кайдаш Ю. «Танцевальный клондайк», Москва, 2003 г. 12. В.И.Краснов, Т.Г.Краснова «В вихре танца» Методическое пособие .-М..ГОУДОД ФЦТТУ.2007.-80 с. 13. Лакоценина Т П « Взаимодействие общего и дополнительного образования детей: новые подходы»- Практическое пособие для руководителей специалистов по дополнительному образованию .Ростов н/Д: Издательство «Учитель» 2007 –стр.256 14. Лифиц К.В. «Ритмика» учебное пособие, Москва «Академия», 1999 г 15. Селезнева А., С. Елкина «Фитнес-экспресс», Москва, 2004 г. 16. Монахова Е.А. «Школа танцев для детей», Ленинградское издательство, 2009 г 17. Семенова Т «Клубные танцы», Москва, 2006 г. 18. Слуцкая С.Л «Танцевальная мозаика», Москва, 2006 г. 19. Ткаченко Т. Народный танец. – М.: Искусство, 1967, 1975. 20. Фисанович Т.М «Танцы для девочек», 2000г. 21. Буйлова Л.Н. «Жизнь в танцах», «Внешкольник» №10-2001 г. 22. Филатова Г. А. «Хочу танцевать» Издательство «Махаон» 1992
Рекомендуемая

литература

для

детей

:
1. Баранов А.Б. «Развитие артистизма у детей», «Дополнительное образование» №11-2003 г. 2. Базарова Н М Азбука классического танца -М – Л 1999 3. Браиловская Л И «Танцуют все! Клубные ,бальные, восточные танцы»- Ростов н/Д :Феникс,2007.-257 с. 4. Васильева Т.К. «Секрет танца», Динамит, 1997 г. 5. Монахов Е.А. «Школа танцев для детей», Ленинградское издательство, 2009 6. .Слуцкая С Л «Танцевальная мозаика», Москва, 2006 г. 7. Сидорина Т.В .»Уроки танцев.»Лучшая методика обучения танцам М.:АСТ:Астрель,2009.-409с.
8. Кауль Н.Как научиться танцевать Спортивные бальные танцы. -Ростов н/Д Феникс»,2004.-352с. 9. Ротерс Т.Т. Музыкально-ритмическое воспитание : Учебное пособие для учащихся пед.уч-щ-М .: Просвещение,1989.-175 с. -2003 г.
Рекомендуемая литература для родителей


1. Баранов А.Б. «Развитие артистизма у детей», «Дополнительное образование» №11-2003г. 2. Буренина А.И. «Ритмическая мозаика: программа по ритмической пластике для детей», ЛОИРО, 2000 г. 3. Васильева Т.К. «Секрет танца», Динамит, 1997 г. 4. Ваганова А.Я. Основы классического танца,- СПб., 2000 5. Монахов Е.А. «Школа танцев для детей», Ленинградское издательство, 2009г. 6. Слуцкая С. Л. «Танцевальная мозаика», Москва, 2006 г.
Музыкальный материал для занятий с детьми:

1.Русские народные танцы и танцы народов мира
Выпуск 1. Я с комариком плясала. Выпуск 2. Светит месяц. Выпуск 3. От барыни до сиртаки. Выпуск 4.От лезгинки до чардаша. Выпуск 5.От кадрили до кантри.
2.Звуковой учебник танца /музыкально-ритмические движения и танцы/
Выпуск 1. Основные движения. Выпуск 2. Развитие творческих способностей. Выпуск 3. Упражнения с предметами и материал для праздников. Выпуск 4. Элементы русской пляски. Выпуск 5. Мы играем. Выпуск 6. Элементы танца.

3.Шедевры мировой классики.
-П.Чайковский. Соч. 40 №2,Грустная песенка. -М.Мусорский. Гопак из оперы «Сорочинская ярмарка» - А.Хачатурян. Танец девушек из балета «Гаянэ». -Л.Бетховен. Контрданс. -Ф.Шуберт. Экосез. -С.Прокофьев. Детская музыка.
4.Танцуют все!/Народные танцы; Бальные танцы;Музыка для души./

5. Лучшие бальные танцы.

6.Марши и вальсы в исполнении духовых оркестров и др.

7.Музыки к балетам:

-
А. Ш. Адана «Жизель»,
-
П. И. Чайковского «Щелкунчик»,
-
«Лебединое озеро»,
-
М. Глинки, С. Майкапара, А. Гречанинова.
-
«Спящая красавица»,
-
С.С.Прокофьев– «Золушка»
Музыкальный DVD материал для занятий с детьми:
1. Учимся танцевать «Мамбо Сальса» 2. Учимся танцевать «Танго Вальс» 3. Учимся танцевать « Медисон Твист Рок – н – ролл» 4. Учимся танцевать «Ча-ча-ча Румба Зук» 5. Школа «Брейк Данса» 6. «HIP-HOP NEW STYLE» начальный уровень 7. Парные танцы для начинающих 8. Упражнения для детей 9. Уличные танцы 10. Танцы (в разных кинофильмах) 11. Танцкейс№1 12. Танцкейс№2 13. Танцкейс№3 14. Танцы в стиле «Самбо»
15. «Балет для всех» - основы классической хореографии 16. «Русский стиль» танц. Программа 17. Детский фитнес 18. Клубные танцы- обучающая программа 19. Клубные танцы «Танцы живота» - обучающая программа 20. «POP MUSIK»- обучающая программа 21. Танцевальные программы 22. Школа танцев для детей №1 23. Школа танцев для детей №2 24. Школа танцев для детей №3 25. Школа танцев для детей №4 26. Учимся танцевать – «DJAZZ» 27. Танец с обручем 28. «Потанцуем!» - самая популярная программа 29. Танцевальная Аэробика 30. Танцевальный «экстрим» 31. Танцевальные программы «Аэробика» (более 30 занятий) 32. Танцевальная программа № 1 33. Танцевальная программа № 2 34. Танцевальная программа № 3 35. Танцевальная программа № 4 36.Танцевальная программа № 5