" Пальчики помогают говорить"

Автор: Жамхарян Асмик Левоновна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБОУ "Новоталицкая СШ"
Населённый пункт: Ивановская область Ивановский район село Ново Талицы
Наименование материала: Педагогический проект
Тема: " Пальчики помогают говорить"
Дата публикации: 04.02.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Педагогический проект « Пальчики помогают говорить» Группа №1 Возраст : ранний возраст Воспитатели: Жамхарян А.Л. 2014г
Название проекта: «Пальчики помогают говорить». Тип проекта: познавательно – творческий, групповой. Продолжительность проекта: долгосрочный с сентября 2014 года по май 2015 года. Участники проекта: дети, родители, педагоги: Жамхарян А.Л. Возраст детей: 1,5-3 года.
Актуальность проекта:
Актуальность работы по развитию мелкой моторики детей раннего возраста обусловлена возрастными психологическими и физиологическими особенностями детей: в раннем и младшем дошкольном возрасте интенсивно развиваются структуры и функции головного мозга ребенка, что расширяет его возможности в познании окружающего мира. Всестороннее представление об окружающем предметном мире у человека не может сложиться без тактильно – двигательного восприятия, так как оно лежит в основе чувственного познания. Именно с помощью тактильно – двигательного восприятия складываются первые впечатления о форме, величине предметов, их расположении в пространстве. Чтобы научить малыша говорить, необходимо не только тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать мелкую моторику рук. Проведенные диагностические исследования показали, что у таких детей значительно отстает от нормы и развитие мелкой моторики. Учеными доказано, что совершенствование мелкой мускулатуры руки влияет на речевое развитие и формирование мыслительных операций. Поэтому для развития навыков ручной умелости у детей первой младшей группы необходимы особые условия. Исходя из этого, у нас возникла идея создания образовательного пространства в группе по развитию мелкой моторики рук. Объект исследования: процесс развития речи детей раннего возраста. Предмет исследования: система форм, методов и технологий развития речи средствами сенсомоторных игр. Выше сказанное определило выбор основного направления деятельности: влияние сенсомоторных игр на речевое развитие детей группы раннего возраста.
Цель педагогического проекта
: способствовать накоплению сенсорного опыта ребенка через развитие зрительного, слухового и тактильного восприятия, развивать мелкую моторику руки, понимание речи; гармоничное развитие детей. Задачи проекта:
Для детей
1. Способствовать развитию речи как средства общения.
2. Развивать понимание речи и активизировать словарь. 3. Обучение детей сенсомоторным играм. 4. Обогащение игрового опыта, через создание новых игровых пособий, способствующих развитию мелкой моторики.
Для педагогов МОУ Новоталицкая СОШ д/г « Малыш»
1. Изучить и систематизировать нормативно-правовые, практические, психолого-педагогические, технологические обоснования развития речи через развитие мелкой моторики рук. 2. Выявить основные факторы, осложняющие становлению образной и правильной речи у детей раннего возраста. 3. Составить перспективный план работы по развитию мелкой моторики рук. 4. Подобрать и оформить дидактические игры и пособия по развитию мелкой моторики рук для уголка по сенсомоторному развитию детей 2-3 лет. 5. Проанализировать влияние сенсомоторных игр на овладение правильной и образной речи детей группы раннего возраста. 6. Повысить компетентность педагогов по данной теме за счет внедрения проектной деятельности.
Для родителей
1. Повысить уровень компетентности родителей по вопросу развития речи и мелкой моторики у детей второго и третьего года жизни. 2. Взаимодействовать с родителями по обогащению предметно-развивающей среды и созданию условий для накопления материально – технической базы уголка по сенсомоторному развитию детей группы раннего возраста.
Этапы реализации проекта
Изучение психолог - педагогической литературы по проблеме сенсомоторного развития и влияния сенсомоторных игр на развитие речи детей третьего года жизни. Развитие предметно-развивающей среды, обеспечивающую совместную игровую деятельность, влияющую на речевое развитие каждого ребенка. Поиск и использование в педагогической деятельности новых способов, форм, методов, приемов развития речи малышей средствами сенсомоторных игр. Обогащение опыта работы по данному направлению. Проведение мониторинга деятельности. Форма проведения: занятия (фронтальные, подгрупповые, индивидуальные), самостоятельная деятельность детей: речевые игры с пальчиками, самомассаж.
Продукт проекта:

Картотека пальчиковых игр. Картотека консультаций для родителей и педагогов. Фото-выставка «Ловкие пальчики». Различные виды тренажеров для развития мелкой моторики. Уголок по сенсомоторному развитию детей 1,5-3 лет. Изготовленные родителями дидактические игры и пособия, способствующие развитию мелкой моторики рук.
Подведение итогов
Выставка игр и пособий Уголок по сенсомоторному развитию детей группы раннего возраста. Конкурс на лучшую игру среди родителей.
Этапы работы над проектом
Подготовительный этап (сбор информации по теме) Содержание работы (срок) 1. Поиск и изучение эффективных технологий и методик в области развития мелкой моторики. 2. Обоснование путей реализации проекта. ( сентябрь ) Основной (практический) этап Содержание работы ( срок ) 1. Составление перспективного плана работы по развитию мелкой моторики рук: - упражнения с элементами самомассажа; - упражнения для кисти рук; - игр и упражнений с различными предметами, - динамические упражнения; - упражнения с элементами театрализованной деятельности для обыгрывания небольших стихотворений, сценок. 2. Работа с детьми: Закрепление знакомых упражнений в свободной деятельности: - игры с предметами,
- разного вида шнуровки, - пальчиковый театр, - картотека игр для пальчиков. 3. Работа с родителями: Консультации - «Поиграйте с ребенком дома» - «Игры и игровые упражнения для формирования мелкой моторики у детей раннего возраста» Конкурс на лучшее пособие Привлечение родителей к изготовлению пособий по развитию мелкой моторики ( Ноябрь – май ) Заключительный этап Содержание работы (срок ) 1. Подведение итогов и анализ: – Диагностика уровня развития мелкой моторики рук у детей раннего возраста. – Анкетирование родителей (для определения результативности работы). 2. Постановка задач на будущее. (июнь)
Ожидаемые результаты:
- У детей возрос интерес к двигательной деятельности (пальчиковым играм и упражнениям). - Отмечается положительная динамика в развитии мелкой моторики, речи. - Значительно повысились внимание и память детей. - Произошло накапливание впечатлений, личного опыта, обогатилась эмоциональная сфера. Игры и упражнения, которые помогут укрепить руки малыша, развить согласованные движения рук, дифференцированные движения пальцев рук.
В ходе этих игр развиваются следующие движения:  хватание: ребенок учится захватывать предмет  соотносящие действия: ребенок учится совмещать два предмета  подражание движениям рук взрослого: это умение лежит в основе формирования многих полезных навыков ручных действий  движения кистей и пальцев рук.
Самомассажа.
Проводится ежедневно 2-3 раза в день. Он оказывает тонизирующее действие на ЦНС, улучшает функции рецепторов. Самомассаж начинается с растирания подушечек пальцев в направлении к ладони одной руки, затем другой. Далее проводится растирание ладони одной руки от середины к краям большим пальцем другой руки. После чего проводится комплекс упражнений. 1. "ПУНКТИРЫ". Подушечки четырёх пальцев правой руки установлены у оснований пальцев левой руки с тыльной стороны ладоней. Движениями назад - вперёд пунктирами смещаем кожу, постепенно продвигаясь к лучезапястному суставу. 2. "ПИЛА". Левая рука (кисть и предплечье) лежит на столе ладонью вверх. Ребром правой ладони имитируем движение пилы по всей поверхности левой ладони в направлении вверх- вниз. То же для другой руки. 3. "УТЮЖОК". Исходное положение то же. Правой рукой поглаживаем, растираем, разминаем левую. То же для другой руки. 4. "КАТОК". И.п. то же: костяшками сжатых в кулак пальцев правой руки двигаем вверх-вниз по левой ладони, разминая её. То же для другой руки. 5. "БУРАВЧИК". И.п. то же. Фалангами сжатых в кулак пальцев правой руки производим движения по типу буравчика на левой ладони. То же для другой руки. 6. "КРАБ". И.п. то же. Пальцы расставлены. Сгибаем указательный и средний пальцы правой руки и фалангами пощипываем пальцы левой. То же для другой руки. 7. "СОГРЕЕМ ЛАДОШКИ". Сильно потираем руки.
Игры с различными предметами и материалами.
Цели и задачи:  развитие хватания  развитие согласованных движений обеих рук  развитие точных и дифференцированных движений кистей и пальцев рук  формирование ручных умений: расстегивание и застегивание липучек, кнопок, пуговиц, молний  развитие осязания  развитие мышления и воображения.
Материалы:  Предметы, игрушки и материалы подбираются в соответствии с целью задания. Методы обучения:  показ действий  действия руками ребенка  поэтапная словесная инструкция.
Игры:
 "Прячем ручки",  "Спрячь в ладошке",  "Что внутри?" (волшебный мешочек),  "Непослушные колечки" (игра в пирамидку),  "Забавные шнурки",  "Пришей пуговицу",  "Идем в магазин" (расстегивание и застегивание различных видов застежек - липучек, пуговиц, кнопок),  "Одеваем кукол",  "Поиграй на пианино",  "Пальчиковый театр",
Пальчиковые игры.
Цели и задачи:  развитие согласованных движений обеих рук,  развитие точных и дифференцированных движений кистей и пальцев рук,  развитие внимания. Методы обучения:  показ действий  действия руками ребенка  самостоятельные действия ребенка.