Автор: Жамхарян Асмик Левоновна Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБОУ "Новоталицкая СШ"
Населённый пункт: Ивановская область Ивановский район село Ново Талицы
Наименование материала: Педагогический проект
Тема: " Пальчики помогают говорить"
Педагогический
проект
« Пальчики помогают говорить»
Группа №1
Возраст : ранний возраст
Воспитатели:
Жамхарян А.Л.
2014г
Название проекта: «Пальчики помогают говорить».
Тип проекта: познавательно – творческий, групповой.
Продолжительность проекта: долгосрочный с сентября 2014 года по май 2015 года.
Участники проекта: дети, родители, педагоги: Жамхарян А.Л.
Возраст детей: 1,5-3 года.
Актуальность проекта:
Актуальность работы по развитию мелкой моторики детей раннего возраста обусловлена
возрастными психологическими и физиологическими особенностями детей: в раннем и
младшем дошкольном возрасте интенсивно развиваются структуры и функции головного мозга
ребенка, что расширяет его возможности в познании окружающего мира. Всестороннее
представление об окружающем предметном мире у человека не может сложиться без тактильно
– двигательного восприятия, так как оно лежит в основе чувственного познания. Именно с
помощью тактильно – двигательного восприятия складываются первые впечатления о форме,
величине предметов, их расположении в пространстве. Чтобы научить малыша говорить,
необходимо не только тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать мелкую
моторику рук.
Проведенные диагностические исследования показали, что у таких детей значительно отстает от
нормы и развитие мелкой моторики.
Учеными доказано, что совершенствование мелкой мускулатуры руки влияет на речевое
развитие и формирование мыслительных операций. Поэтому для развития навыков ручной
умелости у детей первой младшей группы необходимы особые условия. Исходя из этого, у нас
возникла идея создания образовательного пространства в группе по развитию мелкой моторики
рук.
Объект исследования: процесс развития речи детей раннего возраста.
Предмет исследования: система форм, методов и технологий развития речи средствами
сенсомоторных игр.
Выше сказанное определило выбор основного направления деятельности: влияние
сенсомоторных игр на речевое развитие детей группы раннего возраста.
Цель педагогического проекта : способствовать накоплению сенсорного опыта ребенка через
развитие зрительного, слухового и тактильного восприятия, развивать мелкую моторику руки,
понимание речи; гармоничное развитие детей.
Задачи проекта:
Для детей
1. Способствовать развитию речи как средства общения.
2. Развивать понимание речи и активизировать словарь.
3. Обучение детей сенсомоторным играм.
4. Обогащение игрового опыта, через создание новых игровых пособий, способствующих
развитию мелкой моторики.
Для педагогов МОУ Новоталицкая СОШ д/г « Малыш»
1. Изучить и систематизировать нормативно-правовые, практические, психолого-педагогические,
технологические обоснования развития речи через развитие мелкой моторики рук.
2. Выявить основные факторы, осложняющие становлению образной и правильной речи у детей
раннего возраста.
3. Составить перспективный план работы по развитию мелкой моторики рук.
4. Подобрать и оформить дидактические игры и пособия по развитию мелкой моторики рук для
уголка по сенсомоторному развитию детей 2-3 лет.
5. Проанализировать влияние сенсомоторных игр на овладение правильной и образной речи
детей группы раннего возраста.
6. Повысить компетентность педагогов по данной теме за счет внедрения проектной
деятельности.
Для родителей
1. Повысить уровень компетентности родителей по вопросу развития речи и мелкой моторики у
детей второго и третьего года жизни.
2. Взаимодействовать с родителями по обогащению предметно-развивающей среды и созданию
условий для накопления материально – технической базы уголка по сенсомоторному развитию
детей группы раннего возраста.
Этапы реализации проекта
Изучение психолог - педагогической литературы по проблеме сенсомоторного развития и
влияния сенсомоторных игр на развитие речи детей третьего года жизни.
Развитие предметно-развивающей среды, обеспечивающую совместную игровую деятельность,
влияющую на речевое развитие каждого ребенка.
Поиск и использование в педагогической деятельности новых способов, форм, методов,
приемов развития речи малышей средствами сенсомоторных игр.
Обогащение опыта работы по данному направлению. Проведение мониторинга деятельности.
Форма проведения: занятия (фронтальные, подгрупповые, индивидуальные), самостоятельная
деятельность детей: речевые игры с пальчиками, самомассаж.
Продукт проекта:
Картотека пальчиковых игр.
Картотека консультаций для родителей и педагогов.
Фото-выставка «Ловкие пальчики».
Различные виды тренажеров для развития мелкой моторики.
Уголок по сенсомоторному развитию детей 1,5-3 лет.
Изготовленные родителями дидактические игры и пособия, способствующие развитию мелкой
моторики рук.
Подведение итогов
Выставка игр и пособий
Уголок по сенсомоторному развитию детей группы раннего возраста.
Конкурс на лучшую игру среди родителей.
Этапы работы над проектом
Подготовительный этап (сбор информации по теме)
Содержание работы (срок)
1. Поиск и изучение эффективных технологий и методик в области развития мелкой моторики.
2. Обоснование путей реализации проекта.
( сентябрь )
Основной (практический) этап
Содержание работы ( срок )
1. Составление перспективного плана работы по развитию мелкой моторики рук:
- упражнения с элементами самомассажа;
- упражнения для кисти рук;
- игр и упражнений с различными предметами,
- динамические упражнения;
- упражнения с элементами театрализованной деятельности для обыгрывания небольших
стихотворений, сценок.
2. Работа с детьми:
Закрепление знакомых упражнений в свободной деятельности:
- игры с предметами,
- разного вида шнуровки,
- пальчиковый театр,
- картотека игр для пальчиков.
3. Работа с родителями:
Консультации
- «Поиграйте с ребенком дома»
- «Игры и игровые упражнения для формирования мелкой моторики у детей раннего возраста»
Конкурс на лучшее пособие
Привлечение родителей к изготовлению пособий по развитию мелкой моторики
( Ноябрь – май )
Заключительный этап
Содержание работы (срок )
1. Подведение итогов и анализ:
– Диагностика уровня развития мелкой моторики рук у детей раннего возраста.
– Анкетирование родителей (для определения результативности работы).
2. Постановка задач на будущее.
(июнь)
Ожидаемые результаты:
- У детей возрос интерес к двигательной деятельности (пальчиковым играм и упражнениям).
- Отмечается положительная динамика в развитии мелкой моторики, речи.
- Значительно повысились внимание и память детей.
- Произошло накапливание впечатлений, личного опыта, обогатилась эмоциональная сфера.
Игры и упражнения, которые помогут укрепить руки малыша, развить согласованные движения
рук, дифференцированные движения пальцев рук.
В ходе этих игр развиваются следующие движения:
хватание: ребенок учится захватывать предмет
соотносящие действия: ребенок учится совмещать два предмета
подражание движениям рук взрослого: это умение лежит в основе формирования многих
полезных навыков ручных действий
движения кистей и пальцев рук.
Самомассажа.
Проводится ежедневно 2-3 раза в день. Он оказывает тонизирующее действие на ЦНС, улучшает
функции рецепторов. Самомассаж начинается с растирания подушечек пальцев в направлении к
ладони одной руки, затем другой. Далее проводится растирание ладони одной руки от середины
к краям большим пальцем другой руки. После чего проводится комплекс упражнений.
1. "ПУНКТИРЫ". Подушечки четырёх пальцев правой руки установлены у оснований пальцев
левой руки с тыльной стороны ладоней. Движениями назад - вперёд пунктирами смещаем кожу,
постепенно продвигаясь к лучезапястному суставу.
2. "ПИЛА". Левая рука (кисть и предплечье) лежит на столе ладонью вверх. Ребром правой
ладони имитируем движение пилы по всей поверхности левой ладони в направлении вверх-
вниз. То же для другой руки.
3. "УТЮЖОК". Исходное положение то же. Правой рукой поглаживаем, растираем, разминаем
левую. То же для другой руки.
4. "КАТОК". И.п. то же: костяшками сжатых в кулак пальцев правой руки двигаем вверх-вниз по
левой ладони, разминая её. То же для другой руки.
5. "БУРАВЧИК". И.п. то же. Фалангами сжатых в кулак пальцев правой руки производим
движения по типу буравчика на левой ладони. То же для другой руки.
6. "КРАБ". И.п. то же. Пальцы расставлены. Сгибаем указательный и средний пальцы правой
руки и фалангами пощипываем пальцы левой. То же для другой руки.
7. "СОГРЕЕМ ЛАДОШКИ". Сильно потираем руки.
Игры с различными предметами и материалами.
Цели и задачи:
развитие хватания
развитие согласованных движений обеих рук
развитие точных и дифференцированных движений кистей и пальцев рук
формирование ручных умений: расстегивание и застегивание липучек, кнопок, пуговиц,
молний
развитие осязания
развитие мышления и воображения.
Материалы:
Предметы, игрушки и материалы подбираются в соответствии с целью задания.
Методы обучения:
показ действий
действия руками ребенка
поэтапная словесная инструкция.
Игры:
"Прячем ручки",
"Спрячь в ладошке",
"Что внутри?" (волшебный мешочек),
"Непослушные колечки" (игра в пирамидку),
"Забавные шнурки",
"Пришей пуговицу",
"Идем в магазин" (расстегивание и застегивание различных видов застежек - липучек,
пуговиц, кнопок),
"Одеваем кукол",
"Поиграй на пианино",
"Пальчиковый театр",
Пальчиковые игры.
Цели и задачи:
развитие согласованных движений обеих рук,
развитие точных и дифференцированных движений кистей и пальцев рук,
развитие внимания.
Методы обучения:
показ действий
действия руками ребенка
самостоятельные действия ребенка.