"Реализация ФГОС через совместную деятельность педагогов, родителей и детей".

Автор: Гицевич Татьяна Валерьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "ЦРР-ДС "Аленушка"
Населённый пункт: р.п.Усть-Абакан Республика Хакасия
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Реализация ФГОС через совместную деятельность педагогов, родителей и детей".
Дата публикации: 04.02.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Реализация ФГОС ДО в современных условиях через

совместную деятельность педагогов, детей и родителей.
Семья, как никогда раньше, остро нуждается в помощи педагогов, так как в обществе происходят сложные социально - экономические процессы и одновременно изменяются цели и ценности образования. В законе" Об образовании" записано, что родители являются первыми педагогами. Но родители сами потеряли привычные ориентиры в вопросах воспитания и обучения. Старые методы, которые вырабатывали в культуре веками, не действуют, а новые даже не прожиты в опыте взрослых - их учили и воспитывали по-другому. Сейчас так активно идёт процесс обновления содержания и развития образовательного процесса, что и педагоги не могут решить свои профессиональные задачи без поддержи семьи, т.к. именно семья, в первую очередь, формирует мировоззрение ребёнка, его жизненную позицию, правила по которым он действует. Чтобы правильно воспитать ребёнка необходимо единство воспитательных воздействий со стороны всех взрослых. ФГОС ДО(пункт 3.1) чётко прописывает требования к созданию социальной ситуации развития для участников образовательных отношений, включая создание образовательной среды, которая: - гарантирует охрану и укрепление физического и психического здоровья; - обеспечивает эмоциональное благополучие детей; - способствует профессиональному развитию педагогических работников; - создаёт условия для развивающего вариативного дошкольного образования; - обеспечивает открытость дошкольного образования; - создаёт условия для участия родителей в образовательной деятельности. Перечислены условия для создания ситуации развития детей(пункт 3.2.5), в том числе взаимодействие с родителями по вопросам образования ребёнка, непосредственного включения их в образовательную деятельность и поддержки образовательных инициатив семьи. ФГОС ДО(пункт 3.2.6) предписывает необходимость "консультативной поддержки педагогических работников и родителей по вопросам образования и охраны здоровья детей; организационно- методического сопровождения процесса реализации Программы, в том числе во взаимодействии со сверстниками и взрослыми". Дошкольным организациям поставлены задачи(пункт 3.2.8) создавать возможности: - для предоставления информации о Программе семье и всем заинтересованным лицам, вовлечённым в образовательную деятельность, а также широкой общественности;
- для взрослых по поиску, использованию материалов, обеспечивающих реализацию Программы, в том числе в информационной среде; - для обсуждения с родителями( законными представителями) детей вопросов, связанных с реализацией Программы. Все вышеперечисленные пункты ФГОС ДО говорят о глобальности и значимости работы с родителями, как полноправными участниками образовательного процесса, причём именно в совместной деятельности с педагогами и детьми. Масштабность такой работы невозможно переоценить, значительная часть образовательного процесса должна быть построена именно на совместной деятельности педагогов и детей, детей и взрослых, детей и родителей. Совместная деятельность педагогов и детей достаточно привычна- занятия ( НОД), игры, развлечения. Сейчас существует множество разработок, педтехнологий, методичек с НОД разных направлений с пометкой "В соответствии с ФГОС ДО". С родителями образовательные отношения направлены на сопровождение ребёнка в рамках его траектории развития при реализации детским садом Основной образовательной программы дошкольного образования. Помимо финансовых или материальных отношений, участие родителей в жизни детского сада и группы во многом остаётся частичным или поверхностным. Большинство семей довольно неохотно идут на контакт и взаимосотрудничество. Поэтому при выборе форм работы с родителями мы учитываем: тип семьи( многодетная, полная, неполная), сущностные характеристики семьи( проблемная или зрелая, традиционная или современная), образ жизни семьи( кто доминирует), характер семейных взаимоотношений. Можно выделить несколько способов сотрудничества семей воспитанников с жизнью нашего МБДОУ "ЦРР-ДС "Аленушка": 1. Первичные контакты между семьями и ДОУ (приглашение посетить ДОУ с детьми и без них, посещение педагогом на дому, письменная информация о работе ДОУ). 2.Дальнейшие контакты родителей и педагогов ДОУ (ежедневный непосредственный контакт, "родительские дни", консультации, объявления, неформальные беседы о б успехах и проблемах). 3. Помощь родителей ДОУ (в качестве организаторов, в организации совместных экскурсий, соревнований). 4. Общественная деятельность для родителей (приглашение специалистов по интересующим вопросам, кружки совместно с детьми и родителями, организация вечернего досуга). 5. Помощь родителям (в воспитании и уходу, чуткому отношению к ребёнку, информации и практическому совету, в поиску выхода из кризисной ситуации). В нашем детском саду ежегодно разрабатывается, а в течении года корректируется план мероприятий совместной деятельности с родителями
воспитанников. Мероприятия составлены таким образом, чтобы они отвечали задачам ДОУ, интересам и потребностям родителей, возможностям воспитателей. Каждая семья может взаимодействовать с детским садом по- разному, а именно оставляя за собой право выбора характера и степени своего участия в совместной с педагогами деятельности. Основная цель такого взаимодействия- установление доверительных отношений между детьми, родителями и педагогами, объединение в одну команду, потребность делиться своими проблемами и совместно их решать. Одной из интересной и эффективной формой взаимодействия является выпуск газеты"Алёнушка" для родителей. Зачастую родители не видят того объёма работы, которая ведётся с их детьми в детском саду. В газете речь идёт о воспитанниках, об их достижениях и успехах, о жизни всего детского сада. Весь материал сопровождают цветные фотографии. В процесс выпуска газеты вовлечены все участники педагогического процесса: администрация детского сада, воспитатели, специалисты и родители. У родителей в результате этой деятельности проявляется интерес к тому, чем живёт их ребёнок, появляется желание принять участие в жизни детского сада. А это и совместные проекты, выставки, презентации, развлечения, соревнования, конкурсы, концерты, спектакли, родительские клубы, кружки, родительские собрания, мастер-классы для детей и взрослых, День открытых дверей, оформление групп к празднику, информационные стенды и папки- передвижки. Большая роль в создании комфортной жизни детей в детском саду отведена родителям. Они принимают активное участие в создании предметно-развивающей среды( уголок для развития мелкой моторики, тактильные дощечки, пальчиковый и варежковый театры, костюмы и аксессуары для спектаклей, наборы для сюжетных игр и т.д.) Одной из актуальных проблем на современном этапе является повышение уровни компетентности родителей дошкольников в вопросах коррекционно-развивающего воздействия на речевое, психическое, физическое развитие ребёнка, для решения которой педагоги и специалисты ДОУ используют: - регулярные консультации и мастер- классы; - папки- передвижки, буклеты; - размещение информации на сайте ДОУ, ссылки на полезные сайты. Какую же пользу получают родители от совместной деятельности с ДОУ и детьми? Становясь активными участниками жизни и процесса обучения своих детей, мамы и папы чувствуют себя "хорошими родителями", поскольку вносят свой вклад в обучение и приобретают новые умения.
Присутствие в группе родителей имеет для них следующие

плюсы:

- могут наблюдать за своим ребёнком на фоне их сверстников, что даёт возможность и дома применять подходящие методы воспитания и обучения детей; - формируется более высокая оценка своих детей и гордость за них; - появляется возможность поработать в профессиональной сфере, некоторые родители открывают в себе "прирождённого педагога"; - развивается более глубокое понимание процесса обучения дошколят; - формируется правильное понимание возможностей и сложностей обучения; - возникает доверие и уважение к воспитателям и другим сотрудникам детского сада; - делается определённый выбор детского сада для второго ребёнка, престиж детского сада повышается; - родители обучаются видам деятельности, которыми можно заниматься с детьми дома; - устанавливаются длительные дружественные связи с другими родителями, сплачивается коллектив группы.
Что же происходит с детьми, когда их родители в группе:
- в сознании возникает позитивная связь между семьёй и детским садом, ребёнок чувствует , что в детском саду членов его семьи принимают с открытым сердцем; - присутствие и участие родителей в занятиях, в совместной деятельности доставляет детям особое удовольствие, благоприятствует их успехам; - у ребёнка возникает взлёт чувства собственного достоинства; - знакомство с другими взрослыми расширяет социальный опыт детей и даёт положительные модели для подражания; - дети начинают признавать полномочия других взрослых( помимо воспитателей и родителей) и относится к ним как к источнику знаний и опыта; - взаимодействие с семьями детей, которые представляют разнообразные культурные традиции, создаёт возможность формирования толерантности; - дети из неполных семей смогут частично реализовать свою потребность в общении, внимании, ласке.
Положительные моменты при привлечении родителей к

работе в группе для работников детского сада:
- педагоги получают практическую возможность увидеть, как мамы и папы влияют на своих детей, как их мотивируют, помогают решать разные задачи, что даёт почву для корректировки дальнейшей работы с детьми в едином русле с родителями;
- происходит более тесное общение с родителями, сплачивается родительский коллектив; - изменение соотношения"взрослый-ребёнок" в группе. Воспитатели получают возможность проводить больше времени с отдельными детьми и работать с малыми группами или индивидуально; - возможность использования увлечений, интересов и знаний родителей в процессе занятий с детьми; - возможность закрепления знаний, получаемых в детском саду с помощью занятий дома; - являясь представителями разных социальных культур, родители вносят особый вклад в процесс воспитания и обучения детей; - возможность узнать и использовать в работе хобби родителей с детьми(напр. игра на музыкальных инструментах, рассказ о профессии и т. д.); - у педагогов формируется чувство уважения по отношению к семьям воспитанников, это улучшает отношения ребёнка и родителей к детскому саду. Таким образом, родители становятся участниками педагогического процесса и членами сообщества, принимающими важные решения в вопросах жизни детского сада, т. е. становятся детскому саду единомышленниками и всем уютно, комфортно, полезно, интересно. В своём детском саду мы определили, что именно взаимодействие с семьями через совместную деятельность является наиболее интересной и продуктивной формой работы с родителями.