"Рабочая программа учебного предмета "ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ"по ФГОС".
Автор: Блюдова Галина Николаевна Должность: учитель русского языка, литературы, обществознания
Учебное заведение: МБОУ Савинская СОШ
Населённый пункт: поселок Савино, Ивановская область
Наименование материала: Учебная программа
Тема: "Рабочая программа учебного предмета "ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ"по ФГОС".
АДМИНИСТРАЦИЯ САВИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Савинская средняя общеобразовательная школа
155710, п. Савино, ул. Первомайская, д.24 т.(49356) 9-10-65
Рассмотрено на заседании
ШМО педагогов-
предметников.
Протокол №…. от …..
Руководитель ШМО _____
Согласовано.
Заместитель директора по УВР
_________ И.Е.Буданова
«____» ____________ 20__ г.
Утверждена приказом
директора школы
№ 77/1 от 30.08.2013
_______ А.Н. Тимонин
Реквизиты приказов № 77/1 от 30.08.2013 (ООО ФГОС)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ
ОСНОВНОЕ общее образование (ФГОС )
Нормативный срок реализации 5 ЛЕТ
Программа разработана
Блюдовой Г. Н. ,
учителем высшей
квалификационной категории
п. Савино 2013 год
I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа учебного предмета «ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ» разработана на основе федерального
государственного образовательного стандарта образования (утвержден приказом Минобрнауки РФ № 77/1
от 30.08.2013 (ООО ФГОС) и примерной основной образовательной программы основного общего
образования (Одобрена решением от 8 апреля 2015. Протокол от №1/15)
В основу данной программы положен системно-деятельностный подход к образованию, направленный
на воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям построения современного
российского общества на основе толерантности, диалога культур и уважения его многонационального
состава.
Цель учебного предмета "ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ".
Основной целью изучения предмета «Обществознание»
в системе общего образования является
содействие:
- воспитанию общероссийской идентичности, патриотизма, гражданственности, социальной
ответственности, правового самосознания, толерантности, приверженности ценностям, закрепленным в
Конституции Российской Федерации;
- развитию личности на исключительно важном этапе ее социализации —
в подростковом возрасте,
повышению уровня ее духовно
-нравственной, политической и правовой культуры, становлению
социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка; углублению интереса к изучению
социальных и гуманитарных дисциплин; формированию способности к личному самоопределению,
самореализации, самоконтролю; повышению мотивации к высокопроизводительной, наукоемкой трудовой
деятельности;
- формированию у учащихся целостной картины общества, адекватной современному уровню знаний о
нем и доступной по содержанию для школьников младшего и среднего подросткового возраста; освоению
учащимися тех знаний об основных сферах человеческой деятельности и о социальных институтах, о
формах регулирования общественных отношений, которые необходимы для взаимодействия с социальной
средой и выполнения типичных социальных ролей человека и гражданина;
- овладению учащимися умениями получать из разнообразных источников и критически осмысливать
социальную информацию, систематизировать, анализировать полученные данные; освоению ими
способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в
жизни гражданского общества и правового государства;
- формированию у учащихся опыта применения полученных знаний и умений для определения
собственной позиции в общественной жизни; для решения типичных задач в области социальных
отношений; для осуществления гражданской и общественной деятельности, развития межличностных
отношений, включая отношения между людьми различных национальностей и вероисповеданий, а также в
семейно -бытовой сфере; для соотнесения собственного поведения и по
ступков других людей с
нравственными ценностями и нормами поведения, установленными законом; для содействия правовыми
способами и средствами защите правопорядка в обществе.
Кроме того, учебный предмет «Обществознание» в основной школе призван помогать предпрофильному
самоопределению школьников.
Цель и реализация содержания учебного предмета в процессе учебной деятельности обучающихся
предполагают решение следующих задач:
1. Способствовать развитию личности на исключительно важном этапе ее социализации — в
подростковом возрасте, повышению уровня ее духовно-нравственной, политической и правовой культуры,
становлению социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка; углублению
интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин; формированию способности к личному
самоопределению, самореализации, самоконтроля; повышению мотивации к высокопроизводительной,
наукоемкой трудовой деятельности;
2. Формировать умениями осмысливать социальную информацию, систематизировать, анализировать
полученные данные;
3. формировать у учащихся опыт применения полученных знаний и умений для определения
собственной позиции в общественной жизни; для решения типичных задач в области социальных
отношений; для осуществления гражданской и общественной деятельности, развития межличностных
отношений, включая отношения между людьми различных национальностей и вероисповеданий, а также в
семейно- бытовой сфере; для соотнесения собственного поведения и поступков других людей с
нравственными ценностями и нормами поведения, установленными законом; для содействия правовыми
способами и средствами защите правопорядка в обществе
II. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ»
Реализация программы проводится как в урочной,
так и во внеурочной форме
. Содержательными
формами проведения урока могут быть: урок-путешествие, урок-прогулка, урок-экскурсия, урок-беседа, урок
- ролевая игра, урок-театрализация, урок-концерт, урок-спектакль, урок-викторина, урок-презентация,
урок-импровизация и другие.
Для достижения поставленной цели и решения задач программы используются современные методы
обучения и образовательные технологии деятельностного типа, взаимно дополняющие друг друга. Отбор
осуществляется с учетом особенностей содержания учебного предмета "ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ". Методы
обучения делятся на две группы: общепедагогические и специальные методы музыкального обучения и
воспитания.
К общепедагогическим методам, применяемым на уроке музыки, относятся следующие:
проблемно-поисковый;
исследовательский;
творческий (художественный);
метод учебного диалога;
наглядный (иллюстрация, демонстрация, презентация);
игровой и др.
Специальные методы обучения и воспитания
определяются конкретным видом учебной
деятельности школьников на уроках ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ. К ним относятся следующие методы:
1.Словесный метод (использование в обучении печатных (письменных) текстов
вместе с устным словом).
2.Наглядный
метод ( демонстрацию и разбор
схем, таблиц, рисунков, исторических карт, применение
классной доски и мела, экранных пособий).
3.Практический метод ( изготовление макетов, моделей, вычерчивание схем, составление таблиц).
4. Семинар
5. Проектная технология
.
III. ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА "ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ "
В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Учебный предмет "ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ" входит в предметную область "ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ» и
находится в органической связи с учебным предметом "ИСТОРИЯ", а также с учебными предметами других
предметных областей: «История», «Биология», «География», «Изобразительное искусство», «Иностранный
язык», «Информатика», «Литература», «Музыка», «Основы безопасности и жизнедеятельности», «Русский
язык», «Технология», «Физика», «Химия» и др.
Нормативный срок освоения программы учебного предмета "ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ" при освоении
основного общего образования составляет 5 ЛЕТ.
Продолжительность учебного года: V – VIII классы - 34 учебных недель, IX - 33 учебных недели. Урок по
учебному предмету "ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ " проходит 1 раз в неделю по одному часу. Продолжительность
урока- 45 минут
IV. ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ»
Личностные результаты освоения программы должны отражать:
- формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину,
российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности;
формирование ценностей многонационального российского общества;
- формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и
разнообразии культур;
- формирование уважительного отношения к культуре других народов;
- формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
- формирование творческой активности и познавательного интереса при решении учебных задач и
собственной музыкально-прикладной деятельности;
- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости,
понимания и сопереживания чувствам других людей;
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
- формирование установки на наличие мотивации к бережному отношению к культурным и духовным
ценностям.
Метапредметные результаты освоения программы должны отражать:
- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска
средств ее осуществления в процессе освоения музыкальной культуры;
- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера в учебной, музыкально-
исполнительской и творческой деятельности;
- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с
поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения
результата в различных видах музыкальной деятельности;
- освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии в процессе освоения
музыкальной культуры в различных видах деятельности;
- использование знаково-символических средств представления информации в процессе освоения
средств музыкальной выразительности, основ музыкальной грамоты;
- использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном
информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и
интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и
технологиями учебного предмета; в том числе и анализировать звуки, готовить свое выступление и
выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением;
- умение оценивать произведения разных видов искусства, овладев логическими действиями
сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установления аналогий в процессе интонационно-образного,
жанрового и стилевого анализа музыкальных произведений и других видов музыкально-творческой
деятельности;
- готовность к учебному сотрудничеству (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении
различных музыкально-творческих задач;
Предметные результаты освоения программы
1) формирование у обучающихся личностных представлений об основах российской гражданской
идентичности, патриотизма, гражданственности, социальной ответственности, правового самосознания,
толерантности, приверженности ценностям, закреплённым в Конституции Российской Федерации;
2) понимание основных принципов жизни общества, основ современных научных теорий
общественного развития;
3) приобретение теоретических знаний и опыта применения полученных знаний и умений для
определения собственной активной позиции в общественной жизни, для решения типичных задач в области
социальных отношений, адекватных возрасту обучающихся, межличностных отношений, включая
отношения между людьми различных национальностей и вероисповеданий, возрастов и социальных групп;
4) формирование основ правосознания для соотнесения собственного поведения и поступков других
людей с нравственными ценностями и нормами поведения, установленными законодательством Российской
Федерации, убежденности в необходимости защищать правопорядок правовыми способами и средствами,
умений реализовывать основные социальные роли в пределах своей дееспособности;
5) освоение приемов работы с социально значимой информацией, её осмысление; развитие
способностей обучающихся делать необходимые выводы и давать обоснованные оценки социальным
событиям и процессам;
6) развитие социального кругозора и формирование познавательного интереса к изучению
общественных дисциплин
VI. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА "ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ"
Распределение учебного материала по годам обучения
5 класс
Тема № 1. Человек.
Деятельность человека
Биологическое и социальное в человеке.
Черты сходства и различий человека и животного.
Основные возрастные периоды жизни человека. Отношения между поколениями. Особенности
подросткового возраста.
.
Тема № 2. Семья. Школа.
(Сфера духовной культуры)
Образование, его значимость в условиях информационного общества. Система образования в
Российской Федерации. Уровни общего образования. Самообразование.
Семья и семейные отношения. Функции семьи. Семейные ценности и традиции. Основные роли
членов семьи. Россия – многонациональное государство.
Тема № 3. Родина
( Гражданин и государство)
Наше государство – Российская Федерация. Конституция Российской Федерации – основной закон
государства. Государственные символы России. Россия - федеративное государство. Субъекты федерации.
Гражданство Российской Федерации. Конституционные п
рава и свободы человека и гражданина в
Российской Федерации. Конституционные обязанности гражданина Российской Федерации.
Тема № 4. Труд
(Основы российского законодательства)
Право на труд и трудовые правоотношения.
Семья под защитой государства. Права и обязанности
детей и родителей. Защита интересов и прав детей, оставшихся без попечения родителей. Права ребенка и
их защита.
6 класс
Тема № 1.
Человек в социальном измерении
(Человек. Деятельность человека)
Индивид, индивидуальность, личность. Понятие деятельности. Многообразие видов деятельности.
Игра, труд, учение. Познание человеком мира и самого себя. Общение. Роль деятельности в жизни человека
и общества. Человек в малой группе. Межличностные отношения. Личные и деловые отношения. Лидерство.
Межличностные конфликты и способы их разрешения.
Тема № 2.
Нравственные основы жизни
(Социальные нормы)
Золотое правило нравственности. Гуманизм.
Тема № 3.
Человек среди людей
Нравственные основы жизни
(Социальная сфера жизни общества)
Социальные общности и группы. Социальный статус личности. Социальные роли. Основные
социальные роли в подростковом возрасте.
7 класс
.
Тема № 1. Человек и закон
( Социальные нормы)
Социальные нормы как регуляторы поведения человека в обществе. Роль морали в жизни человека и
общества. Золотое правило нравственности. Гуманизм. Право, его роль в жизни человека, общества
и государства.
Тема № 2. Человек и закон
(Гражданин и государство)
Взаимоотношения органов государственной власти и граждан. Механизмы реализации и защиты
прав и свобод человека и гражданина в РФ.
Основные международные документы о правах человека и
правах ребенка.
Тема № 3 Человек и экономика
(Экономика)
Понятие экономики. Роль экономики в жизни общества. Товары и услуги. Ресурсы и потребности,
ограниченность ресурсов. Производство - основа экономики. Распределение. Обмен. Потребление. Факторы
производства. Производительность труда. Разделение труда и специализация. Собственность. Торговля и ее
формы. Реклама. Деньги и их функции. Издержки, выручка, прибыль. Потребление домашних хозяйств.
Семейный бюджет. Источники доходов и расходы семьи. Планирование семейного бюджета.
Тема № 4 . Человек и природа
(Общество)
Глобальные проблемы современности. Опасность международного терроризма. Экологический
кризис и пути его разрешения.
8 класс
Тема № 1. Человек. Деятельность человека
Индивид, индивидуальность, личность.
Тема № 2. Общество
Общество как форма жизнедеятельности людей. Взаимосвязь общества и природы. Развитие
общества. Общественный прогресс. Основные сферы жизни общества и их взаимодействие. Типы обществ.
Глобальные проблемы современности.
Тема № 3. Социальные нормы
Мораль, ее основные принципы. Нравственность. Моральные нормы и нравственный выбор. Роль
морали в жизни человека и общества. Золотое правило нравственности. Гуманизм. Добро и зло. Долг.
Совесть. Моральная ответственность. Отклоняющееся поведение. Опасность наркомании и алкоголизма для
человека и общества. Социальный контроль. Социальная значимость здорового образа жизни.
Тема № 4. Сфера духовной культуры
Культура, ее многообразие и основные формы.
Наука в жизни современного общества.
Научно-
технический прогресс в современном обществе.
Развитие науки в России.
Образование, его значимость в
условиях информационного общества. Система образования в Российской Федерации. Уровни общего
образования. Государственная итоговая аттестация
. Самообразование.
Религия как форма культуры.
Мировые религии. Роль религии в жизни общества. Свобода совести.
Тема № 5. Социальная сфера жизни общества
Социальная структура общества. Социальные общности и группы. Социальный статус личности.
Социальные роли. Основные социальные роли в подростковом возрасте. Социальная мобильность. Этнос и
нация. Национальное самосознание. Отношения между нациями.
Тема № 6. Экономика
Понятие экономики. Роль экономики в жизни общества. Товары и услуги. Ресурсы и потребности,
ограниченность ресурсов. Производство - основа экономики. Собственность. Торговля и ее формы. Реклама.
Деньги и их функции. Инфляция, ее последствия. Типы экономических систем. Рынок и рыночный
механизм. Предпринимательская деятельность. Издержки, выручка, прибыль. Роль государства в экономике.
Экономические цели и функции государства. Источники доходов и расходы семьи. Планирование семейного
бюджета.
9 класс
Тема 1. Политическая сфера жизни общества
Политика и власть. Роль политики в жизни общества. Государство, его существенные признаки.
Функции государства. Внутренняя и внешняя политика государства. Формы правления. Формы
государственно-территориального устройства. Политический режим. Демократия, ее основные признаки и
ценности. Выборы и референдумы. Разделение властей. Участие граждан в политической жизни. Опасность
политического экстремизма. Политические партии и движения, их роль в общественной жизни. Гражданское
общество.
Правовое государство.
Местное самоуправление.
Межгосударственные отношения.
Межгосударственные конфликты и способы их разрешения.
Тема № 2. Основы российского законодательства
Система российского законодательства. Источники права. Нормативный правовой акт.
Правоотношения. Правоспособность и дееспособность. Признаки и виды правонарушений. Понятие, виды и
функции юридической ответственности. Презумпция невиновности. Гражданские правоотношения.
Основные виды гражданско-правовых договоров. Право собственности. Права потребителей, защита прав
потребителей. Способы защиты гражданских прав. Право на труд и трудовые правоотношения.
Трудовой
договор и его значение в регулировании трудовой деятельности человека. Семья под защитой государства.
Права и обязанности детей и родителей. Защита интересов и прав детей, оставшихся без попечения
родителей. Особенности административно-правовых отношений. Административные правонарушения.
Виды административного наказания.
Уголовное право, основные понятия и принципы.
Понятие и виды
преступлений. Необходимая оборона. Цели наказания. Виды наказаний. Особенности правового статуса
несовершеннолетнего. Права ребенка и их защита. Дееспособность малолетних. Дееспособность
несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет. Особенности регулирования труда работников в возрасте до
18 лет. Правовое регулирование в сфере образования. Особенности уголовной ответственности и наказания
несовершеннолетних.
Международное гуманитарное право. Международно-правовая защита жертв
вооруженных конфликтов.
VII. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С ОПРЕДЕЛЕНИЕМ ОСНОВНЫХ
ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Учебно-тематический план отражает последовательность изучения тем программы с указанием
распределения учебных часов. Содержание учебного материала программы включает несколько
обобщающих тем:…
5 класс
Тема
Характеристика деятельности учащегося
Всего
часов
1.
Человек.
(Человек.
Деятельность человека)
Объяснять понятие
Определять и конкретизировать примерами
Приводить примеры основных видов
деятельности
4
4. Семья. Школа
(Сфера духовной культуры)
Анализировать и оценивать текст с
заданных позиций.
Анализировать факты
и обосновывать сделанные выводы
Выделять существенные признаки
7+7
5 Родина
( Гражданин и государство)
Определять своё отношение
Выявлять связь
Объяснять понятие
9
6. Труд
( Основы российского
законодательства)
Анализировать и оценивать текст с
заданных позиций.
Анализировать факты
и обосновывать сделанные выводы
Выделять существенные признаки
Исследовать несложные практические
ситуации
5
6 класс
Тема
Характеристика деятельности учащегося
Всего
часов
1.Человек в социальном
измерении
(Человек. Деятельность
человека)
Анализировать и оценивать текст с заданных
позиций.
Анализировать факты и обосновывать сделанные
выводы Выделять существенные признаки
Исследовать несложные практические ситуации
11
2.Человек среди людей
(Социальная сфера жизни
общества)
Объяснять понятие
Определять и конкретизировать примерами
Приводить примеры основных видов деятельности
9
3.Нравственные основы
жизни (Социальные
нормы)
Анализировать факты и обосновывать сделанные
выводы Выделять существенные признаки
7
7 класс
Тема
Характеристика деятельности учащегося
Всего
часов
1.
Человек и закон
(Социальные нормы)
Исследовать несложные практические
ситуации
7
2 Человек и закон
( Гражданин и государство)
Определять своё отношение Выявлять связь
7
2.
3.Человек и экономика
( Экономика)
Анализировать и оценивать текст с заданных
позиций.
Анализировать факты
и обосновывать сделанные выводы
Выделять существенные признаки
14
4.Человек и природа.
(Общество)
Анализировать и оценивать текст с заданных
позиций.
Анализировать факты
и обосновывать сделанные выводы
Выделять существенные признаки
4
8 класс
Тема
Характеристика деятельности
учащегося
Всего
часов
1.Человек. Деятельность человека
Объяснять понятие
Определять и конкретизировать пр
имерами Приводить примеры
основных видов деятельности
2.Общество
Исследовать несложные
практические ситуации
3..Социальные нормы
Анализировать факты
и обосновывать сделанные выводы
Выделять существенные признаки
Показывать на конкретных
примерах взаимосвязь
4. Социальная сфера жизни
общества
Определять своё отношение
Выявлять связь
Объяснять понятие
5.. Сфера духовной культуры
Определять и конкретизировать пр
имерами Приводить примеры
основных видов деятельности
Анализировать и оценивать текст с
заданных позиций.
7. Экономика
Анализировать факты
и обосновывать сделанные выводы
Выделять существенные признаки
Называть сферы
Показывать на конкретных
примерах взаимосвязь
9 класс
1.Политическая сфера жизни
общества
Анализировать факты
и обосновывать сделанные выводы
Выделять существенные признаки
Показывать на конкретных
примерах взаимосвязь
2. Основы российского
законодательства
Определять своё отношение
Выявлять связь
Объяснять понятие
VIII. ОПИСАНИЕ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Материально-технические условия реализации программы обеспечивают возможность достижения
обучающимися требований к результатам освоения программы, установленных федеральным
государственным образовательным стандартом основного общего образования. Материально-техническая
база соответствует санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда.
Материально-техническое обеспечение по реализации программы включает в себя печатные пособия;
цифровые средства обучения; технические средства обучения; учебно-практическое оборудование.
Технические средства обучения
Автоматизированное место учителя с интерактивной доской
Таблицы "Государственная символика России"
Таблицы "Обществознание 8-9 кл."
Таблицы "Обществознание 10-11 кл."
Таблицы "Экономика 10-11 кл."
Таблицы "Политические течения XVIII - XIX веков"
Таблицы "Развитие России в XVII - XVIII вв"
Таблицы "Развитие Российского государства в XV -XVI вв"
Таблицы "Становление Российского государства"
Таблицы "Факторы формирования российской цивилизации"
Таблицы "Цивилизационные альтернативы в истории России"
8 выпуск. Образование. Наука. Техника
9 выпуск. Философия. Литература. Театр
10 выпуск. Живопись. Архитектура. Музыка
11 выпуск. Публицистика. Спорт. Мода
CD "Словарь достопамятных людей русской земли"
IХ. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРЕДМЕТА «ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ »
В результате освоения программы, обучающиеся должны научиться в дальнейшем применять знания,
умения и навыки, приобретенные в различных видах учебной деятельности.
Выпускник научится:
демонстрировать на примерах взаимосвязь природы и общества, раскрывать роль природы в
жизни человека;
распознавать на основе приведенных данных основные типы обществ;
характеризовать движение от одних форм общественной жизни к другим; оценивать социальные
явления с позиций общественного прогресса;
различать экономические, социальные, политические, культурные явления и процессы
общественной жизни;
выполнять несложные познавательные и практические задания, основанные на ситуациях
жизнедеятельности человека в разных сферах общества;
характеризовать экологический кризис как глобальную проблему человечества, раскрывать
причины экологического кризиса;
на основе полученных знаний выбирать в предлагаемых модельных ситуациях и осуществлять на
практике экологически рациональное поведение;
раскрывать влияние современных средств массовой коммуникации на общество и личность;
конкретизировать примерами опасность международного терроризма.
Выпускник получит возможность научиться:
наблюдать и характеризовать явления и события, происходящие в различных сферах
общественной жизни;
выявлять причинно-следственные связи общественных явлений и характеризовать основные
направления общественного развития;
осознанно содействовать защите природы.
Социальные нормы
Выпускник научится:
раскрывать роль социальных норм как регуляторов общественной жизни и поведения человека;
различать отдельные виды социальных норм;
характеризовать основные нормы морали;
критически осмысливать информацию морально-нравственного характера, полученную из
разнообразных источников, систематизировать, анализировать полученные данные; применять полученную
информацию для определения собственной позиции, для соотнесения своего поведения и поступков других
людей с нравственными ценностями;
раскрывать сущность патриотизма, гражданственности; приводить примеры проявления этих
качеств из истории и жизни современного общества;
характеризовать специфику норм права;
сравнивать нормы морали и права, выявлять их общие черты и особенности;
раскрывать сущность процесса социализации личности;
объяснять причины отклоняющегося поведения;
описывать негативные последствия наиболее опасных форм отклоняющегося поведения.
Выпускник получит возможность научиться:
использовать элементы причинно-следственного анализа для понимания влияния моральных
устоев на развитие общества и человека;
оценивать социальную значимость здорового образа жизни.
Сфера духовной культуры
Выпускник научится:
характеризовать развитие отдельных областей и форм культуры, выражать свое мнение о
явлениях культуры;
описывать явления духовной культуры;
объяснять причины возрастания роли науки в современном мире;
оценивать роль образования в современном обществе;
различать уровни общего образования в России;
находить и извлекать социальную информацию о достижениях и проблемах развития культуры
из адаптированных источников различного типа;
описывать духовные ценности российского народа и выражать собственное отношение к ним;
объяснять необходимость непрерывного образования в современных условиях;
учитывать общественные потребности при выборе направления своей будущей
профессиональной деятельности;
раскрывать роль религии в современном обществе;
характеризовать особенности искусства как формы духовной культуры .
Выпускник получит возможность научиться:
описывать процессы создания, сохранения, трансляции и усвоения достижений культуры;
характеризовать основные направления развития отечественной культуры в современных
условиях;
критически воспринимать сообщения и рекламу в СМИ и Интернете о таких направлениях
массовой культуры, как шоу-бизнес и мода.
Социальная сфера
Выпускник научится:
описывать социальную структуру в обществах разного типа, характеризовать основные
социальные общности и группы;
объяснять взаимодействие социальных общностей и групп;
характеризовать ведущие направления социальной политики Российского государства;
выделять параметры, определяющие социальный статус личности;
приводить примеры предписанных и достигаемых статусов;
описывать основные социальные роли подростка;
конкретизировать примерами процесс социальной мобильности;
характеризовать межнациональные отношения в современном мире;
объяснять причины межнациональных конфликтов и основные пути их разрешения;
характеризовать, раскрывать на конкретных примерах основные функции семьи в обществе;
раскрывать основные роли членов семьи;
характеризовать основные слагаемые здорового образа жизни; осознанно выбирать верные
критерии для оценки безопасных условий жизни;
выполнять несложные практические задания по анализу ситуаций, связанных с различными
способами разрешения семейных конфликтов. Выражать собственное отношение к различным способам
разрешения семейных конфликтов.
Выпускник получит возможность научиться:
раскрывать понятия «равенство» и «социальная справедливость» с позиций историзма;
выражать и обосновывать собственную позицию по актуальным проблемам молодежи;
выполнять несложные практические задания по анализу ситуаций, связанных с различными
способами разрешения семейных конфликтов. Выражать собственное отношение к различным способам
разрешения семейных конфликтов;
формировать положительное отношение к необходимости соблюдать здоровый образ жизни;
корректировать собственное поведение в соответствии с требованиями безопасности жизнедеятельности;
использовать элементы причинно-следственного анализа при характеристике семейных
конфликтов;
находить и извлекать социальную информацию о государственной семейной политике из
адаптированных источников различного типа .
Политическая сфера жизни общества
Выпускник научится:
объяснять роль политики в жизни общества;
различать и сравнивать различные формы правления, иллюстрировать их примерами;
давать характеристику формам государственно-территориального устройства;
различать различные типы политических режимов, раскрывать их основные признаки;
раскрывать на конкретных примерах основные черты и принципы демократии;
называть признаки политической партии, раскрывать их на конкретных примерах;
характеризовать различные формы участия граждан в политической жизни.
Выпускник получит возможность научиться:
осознавать значение гражданской активности и патриотической позиции в укреплении нашего
государства;
соотносить различные оценки политических событий и процессов и делать обоснованные
выводы.
Гражданин и государство
Выпускник научится:
характеризовать государственное устройство Российской Федерации, называть органы
государственной власти страны, описывать их полномочия и компетенцию;
объяснять порядок формирования органов государственной власти РФ;
раскрывать достижения российского народа;
объяснять и конкретизировать примерами смысл понятия «гражданство».
называть и иллюстрировать примерами основные права и свободы граждан, гарантированные
Конституцией РФ;
характеризовать конституционные обязанности гражданина.
Выпускник получит возможность научиться:
показывать влияние происходящих в обществе изменений на положение России в мире;
осознавать значение патриотической позиции в укреплении нашего государства.
использовать знания и умения для формирования способности уважать права других людей,
выполнять свои обязанности гражданина РФ .
Основы российского законодательства
Выпускник научится:
характеризовать систему российского законодательства;
раскрывать особенности гражданской дееспособности несовершеннолетних;
характеризовать гражданские правоотношения;
раскрывать смысл права на труд;
объяснять роль трудового договора;
разъяснять на примерах особенности положения несовершеннолетних в трудовых отношениях;
характеризовать права и обязанности супругов, родителей, детей;
характеризовать особенности уголовного права и уголовных правоотношений;
конкретизировать примерами виды преступлений и наказания за них;
характеризовать специфику уголовной ответственности несовершеннолетних;
раскрывать связь права на образование и обязанности получить образование.
анализировать несложные практические ситуации, связанные с гражданскими, семейными,
трудовыми правоотношениями; в предлагаемых модельных ситуации определять признаки правонарушения,
проступка, преступления;
исследовать несложные практические ситуации, связанные с защитой прав и интересов детей,
оставшихся без попечения родителей;
находить, извлекать и осмысливать информацию правового характера, полученную из доступных
источников, систематизировать, анализировать полученные данные; применять полученную информацию
для соотнесения собственного поведения и поступков других людей с нормами поведения, установленными
законом.
Выпускник получит возможность научиться:
на основе полученных знаний о правовых нормах выбирать в предлагаемых модельных
ситуациях и осуществлять на практике модель правомерного социального поведения, основанного на
уважении к закону и правопорядку;
оценивать сущность и значение правопорядка и законности, собственный возможный вклад в их
становление и развитие;
осознанно содействовать защите правопорядка в обществе правовыми способами и средствами;
Экономика
Выпускник научится:
объяснять проблему ограниченности экономических ресурсов;
различать основных участников экономической деятельности: производителей и потребителей,
предпринимателей и наемных работников; раскрывать рациональное поведение субъектов экономической
деятельности;
раскрывать факторы, влияющие на производительность труда;
характеризовать основные экономические системы, экономические явления и процессы,
сравнивать их; анализировать и систематизировать полученные данные об экономических системах;
характеризовать механизм рыночного регулирования экономики; анализировать действие
рыночных законов, выявлять роль конкуренции;
объяснять роль государства в регулировании рыночной экономики; анализировать структуру
бюджета государства;
называть и конкретизировать примерами виды налогов;
характеризовать роль денег в экономике;
раскрывать социально-экономическую роль и функции предпринимательства;
анализировать информацию об экономической жизни общества из адаптированных источников
различного типа; анализировать несложные статистические данные, отражающие экономические явления и
процессы;
формулировать и аргументировать собственные суждения, касающиеся отдельных вопросов
экономической жизни и опирающиеся на экономические знания и личный опыт; использовать полученные
знания при анализе фактов поведения участников экономической деятельности; оценивать этические нормы
трудовой и предпринимательской деятельности.
раскрывать рациональное поведение субъектов экономической деятельности;
характеризовать экономику семьи; анализировать структуру семейного бюджета;
использовать полученные знания при анализе фактов поведения участников экономической
деятельности;
Выпускник получит возможность научиться:
анализировать с опорой на полученные знания несложную экономическую информацию,
получаемую из неадаптированных источников;
выполнять несложные практические задания, основанные на ситуациях, связанных с описанием
состояния российской экономики;
анализировать и оценивать с позиций экономических знаний сложившиеся практики и модели
поведения потребителя;
решать с опорой на полученные знания познавательные задачи, отражающие типичные ситуации
в экономической сфере деятельности человека;
обосновывать связь профессионализма и жизненного успеха.
грамотно применять полученные знания для определения экономически рационального
поведения и порядка действий в конкретных ситуациях;
сопоставлять свои потребности и возможности, оптимально распределять свои материальные и
трудовые ресурсы, составлять семейный бюджет.