"Рабочая программа учебного предмета "ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ"по ФГОС".

Автор: Блюдова Галина Николаевна
Должность: учитель русского языка, литературы, обществознания
Учебное заведение: МБОУ Савинская СОШ
Населённый пункт: поселок Савино, Ивановская область
Наименование материала: Учебная программа
Тема: "Рабочая программа учебного предмета "ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ"по ФГОС".
Дата публикации: 05.02.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

АДМИНИСТРАЦИЯ САВИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Савинская средняя общеобразовательная школа
155710, п. Савино, ул. Первомайская, д.24 т.(49356) 9-10-65 Рассмотрено на заседании ШМО педагогов- предметников. Протокол №…. от ….. Руководитель ШМО _____ Согласовано. Заместитель директора по УВР _________ И.Е.Буданова «____» ____________ 20__ г. Утверждена приказом директора школы № 77/1 от 30.08.2013 _______ А.Н. Тимонин Реквизиты приказов № 77/1 от 30.08.2013 (ООО ФГОС)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебного предмета ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

ОСНОВНОЕ общее образование (ФГОС )
Нормативный срок реализации 5 ЛЕТ Программа разработана Блюдовой Г. Н. , учителем высшей квалификационной категории п. Савино 2013 год
I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа учебного предмета «ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ» разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта образования (утвержден приказом Минобрнауки РФ № 77/1 от 30.08.2013 (ООО ФГОС) и примерной основной образовательной программы основного общего образования (Одобрена решением от 8 апреля 2015. Протокол от №1/15) В основу данной программы положен системно-деятельностный подход к образованию, направленный на воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям построения современного российского общества на основе толерантности, диалога культур и уважения его многонационального состава.
Цель учебного предмета "ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ".
Основной целью изучения предмета «Обществознание» в системе общего образования является содействие: - воспитанию общероссийской идентичности, патриотизма, гражданственности, социальной ответственности, правового самосознания, толерантности, приверженности ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации; - развитию личности на исключительно важном этапе ее социализации — в подростковом возрасте, повышению уровня ее духовно -нравственной, политической и правовой культуры, становлению социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка; углублению интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин; формированию способности к личному самоопределению, самореализации, самоконтролю; повышению мотивации к высокопроизводительной, наукоемкой трудовой деятельности; - формированию у учащихся целостной картины общества, адекватной современному уровню знаний о нем и доступной по содержанию для школьников младшего и среднего подросткового возраста; освоению учащимися тех знаний об основных сферах человеческой деятельности и о социальных институтах, о формах регулирования общественных отношений, которые необходимы для взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей человека и гражданина; - овладению учащимися умениями получать из разнообразных источников и критически осмысливать социальную информацию, систематизировать, анализировать полученные данные; освоению ими способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского общества и правового государства; - формированию у учащихся опыта применения полученных знаний и умений для определения собственной позиции в общественной жизни; для решения типичных задач в области социальных отношений; для осуществления гражданской и общественной деятельности, развития межличностных отношений, включая отношения между людьми различных национальностей и вероисповеданий, а также в семейно -бытовой сфере; для соотнесения собственного поведения и по ступков других людей с нравственными ценностями и нормами поведения, установленными законом; для содействия правовыми способами и средствами защите правопорядка в обществе. Кроме того, учебный предмет «Обществознание» в основной школе призван помогать предпрофильному самоопределению школьников. Цель и реализация содержания учебного предмета в процессе учебной деятельности обучающихся предполагают решение следующих задач: 1. Способствовать развитию личности на исключительно важном этапе ее социализации — в подростковом возрасте, повышению уровня ее духовно-нравственной, политической и правовой культуры, становлению социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка; углублению интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин; формированию способности к личному самоопределению, самореализации, самоконтроля; повышению мотивации к высокопроизводительной, наукоемкой трудовой деятельности; 2. Формировать умениями осмысливать социальную информацию, систематизировать, анализировать полученные данные; 3. формировать у учащихся опыт применения полученных знаний и умений для определения собственной позиции в общественной жизни; для решения типичных задач в области социальных отношений; для осуществления гражданской и общественной деятельности, развития межличностных отношений, включая отношения между людьми различных национальностей и вероисповеданий, а также в семейно- бытовой сфере; для соотнесения собственного поведения и поступков других людей с нравственными ценностями и нормами поведения, установленными законом; для содействия правовыми способами и средствами защите правопорядка в обществе
II. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ»
Реализация программы проводится как в урочной, так и во внеурочной форме . Содержательными
формами проведения урока могут быть: урок-путешествие, урок-прогулка, урок-экскурсия, урок-беседа, урок - ролевая игра, урок-театрализация, урок-концерт, урок-спектакль, урок-викторина, урок-презентация, урок-импровизация и другие. Для достижения поставленной цели и решения задач программы используются современные методы обучения и образовательные технологии деятельностного типа, взаимно дополняющие друг друга. Отбор осуществляется с учетом особенностей содержания учебного предмета "ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ". Методы обучения делятся на две группы: общепедагогические и специальные методы музыкального обучения и воспитания. К общепедагогическим методам, применяемым на уроке музыки, относятся следующие: проблемно-поисковый; исследовательский; творческий (художественный); метод учебного диалога; наглядный (иллюстрация, демонстрация, презентация); игровой и др.
Специальные методы обучения и воспитания
определяются конкретным видом учебной деятельности школьников на уроках ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ. К ним относятся следующие методы: 1.Словесный метод (использование в обучении печатных (письменных) текстов вместе с устным словом). 2.Наглядный метод ( демонстрацию и разбор схем, таблиц, рисунков, исторических карт, применение классной доски и мела, экранных пособий). 3.Практический метод ( изготовление макетов, моделей, вычерчивание схем, составление таблиц). 4. Семинар 5. Проектная технология .
III. ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА "ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ
" В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ Учебный предмет "ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ" входит в предметную область "ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ» и находится в органической связи с учебным предметом "ИСТОРИЯ", а также с учебными предметами других предметных областей: «История», «Биология», «География», «Изобразительное искусство», «Иностранный язык», «Информатика», «Литература», «Музыка», «Основы безопасности и жизнедеятельности», «Русский язык», «Технология», «Физика», «Химия» и др. Нормативный срок освоения программы учебного предмета "ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ" при освоении основного общего образования составляет 5 ЛЕТ. Продолжительность учебного года: V – VIII классы - 34 учебных недель, IX - 33 учебных недели. Урок по учебному предмету "ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ " проходит 1 раз в неделю по одному часу. Продолжительность урока- 45 минут
IV. ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ»

Личностные результаты освоения программы
должны отражать: - формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; - формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии культур; - формирование уважительного отношения к культуре других народов; - формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств; - формирование творческой активности и познавательного интереса при решении учебных задач и собственной музыкально-прикладной деятельности; - развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; - развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; - формирование установки на наличие мотивации к бережному отношению к культурным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты освоения программы
должны отражать: - овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления в процессе освоения музыкальной культуры; - освоение способов решения проблем творческого и поискового характера в учебной, музыкально- исполнительской и творческой деятельности;
- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата в различных видах музыкальной деятельности; - освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии в процессе освоения музыкальной культуры в различных видах деятельности; - использование знаково-символических средств представления информации в процессе освоения средств музыкальной выразительности, основ музыкальной грамоты; - использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе и анализировать звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; - умение оценивать произведения разных видов искусства, овладев логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установления аналогий в процессе интонационно-образного, жанрового и стилевого анализа музыкальных произведений и других видов музыкально-творческой деятельности; - готовность к учебному сотрудничеству (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении различных музыкально-творческих задач;
Предметные результаты освоения программы
1) формирование у обучающихся личностных представлений об основах российской гражданской идентичности, патриотизма, гражданственности, социальной ответственности, правового самосознания, толерантности, приверженности ценностям, закреплённым в Конституции Российской Федерации; 2) понимание основных принципов жизни общества, основ современных научных теорий общественного развития; 3) приобретение теоретических знаний и опыта применения полученных знаний и умений для определения собственной активной позиции в общественной жизни, для решения типичных задач в области социальных отношений, адекватных возрасту обучающихся, межличностных отношений, включая отношения между людьми различных национальностей и вероисповеданий, возрастов и социальных групп; 4) формирование основ правосознания для соотнесения собственного поведения и поступков других людей с нравственными ценностями и нормами поведения, установленными законодательством Российской Федерации, убежденности в необходимости защищать правопорядок правовыми способами и средствами, умений реализовывать основные социальные роли в пределах своей дееспособности; 5) освоение приемов работы с социально значимой информацией, её осмысление; развитие способностей обучающихся делать необходимые выводы и давать обоснованные оценки социальным событиям и процессам; 6) развитие социального кругозора и формирование познавательного интереса к изучению общественных дисциплин
VI. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА "ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ"
Распределение учебного материала по годам обучения 5 класс
Тема № 1. Человек.

Деятельность человека
Биологическое и социальное в человеке. Черты сходства и различий человека и животного. Основные возрастные периоды жизни человека. Отношения между поколениями. Особенности подросткового возраста. .
Тема № 2. Семья. Школа.

(Сфера духовной культуры)
Образование, его значимость в условиях информационного общества. Система образования в Российской Федерации. Уровни общего образования. Самообразование. Семья и семейные отношения. Функции семьи. Семейные ценности и традиции. Основные роли членов семьи. Россия – многонациональное государство.
Тема № 3. Родина

( Гражданин и государство)
Наше государство – Российская Федерация. Конституция Российской Федерации – основной закон государства. Государственные символы России. Россия - федеративное государство. Субъекты федерации. Гражданство Российской Федерации. Конституционные п рава и свободы человека и гражданина в Российской Федерации. Конституционные обязанности гражданина Российской Федерации.
Тема № 4. Труд

(Основы российского законодательства)
Право на труд и трудовые правоотношения. Семья под защитой государства. Права и обязанности детей и родителей. Защита интересов и прав детей, оставшихся без попечения родителей. Права ребенка и их защита.
6 класс
Тема № 1.

Человек в социальном измерении

(Человек. Деятельность человека)
Индивид, индивидуальность, личность. Понятие деятельности. Многообразие видов деятельности. Игра, труд, учение. Познание человеком мира и самого себя. Общение. Роль деятельности в жизни человека и общества. Человек в малой группе. Межличностные отношения. Личные и деловые отношения. Лидерство. Межличностные конфликты и способы их разрешения.
Тема № 2.

Нравственные основы жизни

(Социальные нормы)
Золотое правило нравственности. Гуманизм.
Тема № 3.

Человек среди людей

Нравственные основы жизни

(Социальная сфера жизни общества)
Социальные общности и группы. Социальный статус личности. Социальные роли. Основные социальные роли в подростковом возрасте. 7 класс .
Тема № 1. Человек и закон

( Социальные нормы)
Социальные нормы как регуляторы поведения человека в обществе. Роль морали в жизни человека и общества. Золотое правило нравственности. Гуманизм. Право, его роль в жизни человека, общества и государства.
Тема № 2. Человек и закон

(Гражданин и государство)
Взаимоотношения органов государственной власти и граждан. Механизмы реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина в РФ. Основные международные документы о правах человека и правах ребенка.
Тема № 3 Человек и экономика

(Экономика)
Понятие экономики. Роль экономики в жизни общества. Товары и услуги. Ресурсы и потребности, ограниченность ресурсов. Производство - основа экономики. Распределение. Обмен. Потребление. Факторы производства. Производительность труда. Разделение труда и специализация. Собственность. Торговля и ее формы. Реклама. Деньги и их функции. Издержки, выручка, прибыль. Потребление домашних хозяйств. Семейный бюджет. Источники доходов и расходы семьи. Планирование семейного бюджета.
Тема № 4 . Человек и природа

(Общество)
Глобальные проблемы современности. Опасность международного терроризма. Экологический кризис и пути его разрешения. 8 класс
Тема № 1. Человек. Деятельность человека
Индивид, индивидуальность, личность.
Тема № 2. Общество
Общество как форма жизнедеятельности людей. Взаимосвязь общества и природы. Развитие общества. Общественный прогресс. Основные сферы жизни общества и их взаимодействие. Типы обществ. Глобальные проблемы современности.
Тема № 3. Социальные нормы
Мораль, ее основные принципы. Нравственность. Моральные нормы и нравственный выбор. Роль морали в жизни человека и общества. Золотое правило нравственности. Гуманизм. Добро и зло. Долг. Совесть. Моральная ответственность. Отклоняющееся поведение. Опасность наркомании и алкоголизма для человека и общества. Социальный контроль. Социальная значимость здорового образа жизни.

Тема № 4. Сфера духовной культуры
Культура, ее многообразие и основные формы. Наука в жизни современного общества. Научно- технический прогресс в современном обществе. Развитие науки в России. Образование, его значимость в условиях информационного общества. Система образования в Российской Федерации. Уровни общего образования. Государственная итоговая аттестация . Самообразование. Религия как форма культуры. Мировые религии. Роль религии в жизни общества. Свобода совести.
Тема № 5. Социальная сфера жизни общества
Социальная структура общества. Социальные общности и группы. Социальный статус личности. Социальные роли. Основные социальные роли в подростковом возрасте. Социальная мобильность. Этнос и нация. Национальное самосознание. Отношения между нациями.
Тема № 6. Экономика
Понятие экономики. Роль экономики в жизни общества. Товары и услуги. Ресурсы и потребности, ограниченность ресурсов. Производство - основа экономики. Собственность. Торговля и ее формы. Реклама. Деньги и их функции. Инфляция, ее последствия. Типы экономических систем. Рынок и рыночный механизм. Предпринимательская деятельность. Издержки, выручка, прибыль. Роль государства в экономике. Экономические цели и функции государства. Источники доходов и расходы семьи. Планирование семейного бюджета. 9 класс
Тема 1. Политическая сфера жизни общества
Политика и власть. Роль политики в жизни общества. Государство, его существенные признаки. Функции государства. Внутренняя и внешняя политика государства. Формы правления. Формы государственно-территориального устройства. Политический режим. Демократия, ее основные признаки и ценности. Выборы и референдумы. Разделение властей. Участие граждан в политической жизни. Опасность политического экстремизма. Политические партии и движения, их роль в общественной жизни. Гражданское общество. Правовое государство. Местное самоуправление. Межгосударственные отношения. Межгосударственные конфликты и способы их разрешения.
Тема № 2. Основы российского законодательства
Система российского законодательства. Источники права. Нормативный правовой акт. Правоотношения. Правоспособность и дееспособность. Признаки и виды правонарушений. Понятие, виды и функции юридической ответственности. Презумпция невиновности. Гражданские правоотношения. Основные виды гражданско-правовых договоров. Право собственности. Права потребителей, защита прав потребителей. Способы защиты гражданских прав. Право на труд и трудовые правоотношения. Трудовой договор и его значение в регулировании трудовой деятельности человека. Семья под защитой государства. Права и обязанности детей и родителей. Защита интересов и прав детей, оставшихся без попечения родителей. Особенности административно-правовых отношений. Административные правонарушения. Виды административного наказания. Уголовное право, основные понятия и принципы. Понятие и виды преступлений. Необходимая оборона. Цели наказания. Виды наказаний. Особенности правового статуса несовершеннолетнего. Права ребенка и их защита. Дееспособность малолетних. Дееспособность несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет. Особенности регулирования труда работников в возрасте до 18 лет. Правовое регулирование в сфере образования. Особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних. Международное гуманитарное право. Международно-правовая защита жертв вооруженных конфликтов.
VII. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С ОПРЕДЕЛЕНИЕМ ОСНОВНЫХ

ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Учебно-тематический план отражает последовательность изучения тем программы с указанием распределения учебных часов. Содержание учебного материала программы включает несколько обобщающих тем:…
5 класс
Тема Характеристика деятельности учащегося Всего часов 1. Человек. (Человек. Деятельность человека) Объяснять понятие Определять и конкретизировать примерами Приводить примеры основных видов деятельности 4 4. Семья. Школа (Сфера духовной культуры) Анализировать и оценивать текст с заданных позиций. Анализировать факты и обосновывать сделанные выводы Выделять существенные признаки 7+7 5 Родина ( Гражданин и государство) Определять своё отношение Выявлять связь Объяснять понятие 9 6. Труд ( Основы российского законодательства) Анализировать и оценивать текст с заданных позиций. Анализировать факты и обосновывать сделанные выводы Выделять существенные признаки Исследовать несложные практические ситуации 5
6 класс
Тема Характеристика деятельности учащегося Всего часов 1.Человек в социальном измерении (Человек. Деятельность человека) Анализировать и оценивать текст с заданных позиций. Анализировать факты и обосновывать сделанные выводы Выделять существенные признаки Исследовать несложные практические ситуации 11 2.Человек среди людей (Социальная сфера жизни общества) Объяснять понятие Определять и конкретизировать примерами Приводить примеры основных видов деятельности 9 3.Нравственные основы жизни (Социальные нормы) Анализировать факты и обосновывать сделанные выводы Выделять существенные признаки 7
7 класс

Тема Характеристика деятельности учащегося Всего часов 1. Человек и закон (Социальные нормы) Исследовать несложные практические ситуации 7 2 Человек и закон ( Гражданин и государство) Определять своё отношение Выявлять связь 7 2. 3.Человек и экономика ( Экономика) Анализировать и оценивать текст с заданных позиций. Анализировать факты и обосновывать сделанные выводы Выделять существенные признаки 14 4.Человек и природа. (Общество) Анализировать и оценивать текст с заданных позиций. Анализировать факты и обосновывать сделанные выводы Выделять существенные признаки 4
8 класс

Тема Характеристика деятельности учащегося Всего часов 1.Человек. Деятельность человека Объяснять понятие Определять и конкретизировать пр имерами Приводить примеры основных видов деятельности 2.Общество Исследовать несложные практические ситуации 3..Социальные нормы Анализировать факты и обосновывать сделанные выводы Выделять существенные признаки Показывать на конкретных примерах взаимосвязь 4. Социальная сфера жизни общества Определять своё отношение Выявлять связь Объяснять понятие 5.. Сфера духовной культуры Определять и конкретизировать пр имерами Приводить примеры основных видов деятельности Анализировать и оценивать текст с заданных позиций. 7. Экономика Анализировать факты и обосновывать сделанные выводы Выделять существенные признаки Называть сферы Показывать на конкретных примерах взаимосвязь
9 класс
1.Политическая сфера жизни общества Анализировать факты и обосновывать сделанные выводы Выделять существенные признаки Показывать на конкретных примерах взаимосвязь 2. Основы российского законодательства Определять своё отношение Выявлять связь Объяснять понятие
VIII. ОПИСАНИЕ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ


ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Материально-технические условия реализации программы обеспечивают возможность достижения обучающимися требований к результатам освоения программы, установленных федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования. Материально-техническая база соответствует санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда. Материально-техническое обеспечение по реализации программы включает в себя печатные пособия; цифровые средства обучения; технические средства обучения; учебно-практическое оборудование.
Технические средства обучения
Автоматизированное место учителя с интерактивной доской Таблицы "Государственная символика России" Таблицы "Обществознание 8-9 кл." Таблицы "Обществознание 10-11 кл." Таблицы "Экономика 10-11 кл." Таблицы "Политические течения XVIII - XIX веков" Таблицы "Развитие России в XVII - XVIII вв" Таблицы "Развитие Российского государства в XV -XVI вв" Таблицы "Становление Российского государства" Таблицы "Факторы формирования российской цивилизации" Таблицы "Цивилизационные альтернативы в истории России" 8 выпуск. Образование. Наука. Техника 9 выпуск. Философия. Литература. Театр 10 выпуск. Живопись. Архитектура. Музыка 11 выпуск. Публицистика. Спорт. Мода CD "Словарь достопамятных людей русской земли"
IХ. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРЕДМЕТА «ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ
» В результате освоения программы, обучающиеся должны научиться в дальнейшем применять знания, умения и навыки, приобретенные в различных видах учебной деятельности.
Выпускник научится:
 демонстрировать на примерах взаимосвязь природы и общества, раскрывать роль природы в жизни человека;  распознавать на основе приведенных данных основные типы обществ;  характеризовать движение от одних форм общественной жизни к другим; оценивать социальные явления с позиций общественного прогресса;  различать экономические, социальные, политические, культурные явления и процессы общественной жизни;  выполнять несложные познавательные и практические задания, основанные на ситуациях жизнедеятельности человека в разных сферах общества;  характеризовать экологический кризис как глобальную проблему человечества, раскрывать причины экологического кризиса;  на основе полученных знаний выбирать в предлагаемых модельных ситуациях и осуществлять на практике экологически рациональное поведение;  раскрывать влияние современных средств массовой коммуникации на общество и личность;  конкретизировать примерами опасность международного терроризма.
Выпускник получит возможность научиться:
 наблюдать и характеризовать явления и события, происходящие в различных сферах общественной жизни;  выявлять причинно-следственные связи общественных явлений и характеризовать основные направления общественного развития;  осознанно содействовать защите природы.
Социальные нормы

Выпускник научится:
 раскрывать роль социальных норм как регуляторов общественной жизни и поведения человека;  различать отдельные виды социальных норм;  характеризовать основные нормы морали;  критически осмысливать информацию морально-нравственного характера, полученную из разнообразных источников, систематизировать, анализировать полученные данные; применять полученную информацию для определения собственной позиции, для соотнесения своего поведения и поступков других людей с нравственными ценностями;
 раскрывать сущность патриотизма, гражданственности; приводить примеры проявления этих качеств из истории и жизни современного общества;  характеризовать специфику норм права;  сравнивать нормы морали и права, выявлять их общие черты и особенности;  раскрывать сущность процесса социализации личности;  объяснять причины отклоняющегося поведения;  описывать негативные последствия наиболее опасных форм отклоняющегося поведения.
Выпускник получит возможность научиться:
 использовать элементы причинно-следственного анализа для понимания влияния моральных устоев на развитие общества и человека;  оценивать социальную значимость здорового образа жизни.
Сфера духовной культуры

Выпускник научится:
 характеризовать развитие отдельных областей и форм культуры, выражать свое мнение о явлениях культуры;  описывать явления духовной культуры;  объяснять причины возрастания роли науки в современном мире;  оценивать роль образования в современном обществе;  различать уровни общего образования в России;  находить и извлекать социальную информацию о достижениях и проблемах развития культуры из адаптированных источников различного типа;  описывать духовные ценности российского народа и выражать собственное отношение к ним;  объяснять необходимость непрерывного образования в современных условиях;  учитывать общественные потребности при выборе направления своей будущей профессиональной деятельности;  раскрывать роль религии в современном обществе;  характеризовать особенности искусства как формы духовной культуры
.

Выпускник получит возможность научиться:
 описывать процессы создания, сохранения, трансляции и усвоения достижений культуры;  характеризовать основные направления развития отечественной культуры в современных условиях;  критически воспринимать сообщения и рекламу в СМИ и Интернете о таких направлениях массовой культуры, как шоу-бизнес и мода.
Социальная сфера

Выпускник научится:
 описывать социальную структуру в обществах разного типа, характеризовать основные социальные общности и группы;  объяснять взаимодействие социальных общностей и групп;  характеризовать ведущие направления социальной политики Российского государства;  выделять параметры, определяющие социальный статус личности;  приводить примеры предписанных и достигаемых статусов;  описывать основные социальные роли подростка;  конкретизировать примерами процесс социальной мобильности;  характеризовать межнациональные отношения в современном мире;  объяснять причины межнациональных конфликтов и основные пути их разрешения;  характеризовать, раскрывать на конкретных примерах основные функции семьи в обществе;  раскрывать основные роли членов семьи;  характеризовать основные слагаемые здорового образа жизни; осознанно выбирать верные критерии для оценки безопасных условий жизни;  выполнять несложные практические задания по анализу ситуаций, связанных с различными способами разрешения семейных конфликтов. Выражать собственное отношение к различным способам разрешения семейных конфликтов.
Выпускник получит возможность научиться:
 раскрывать понятия «равенство» и «социальная справедливость» с позиций историзма;  выражать и обосновывать собственную позицию по актуальным проблемам молодежи;  выполнять несложные практические задания по анализу ситуаций, связанных с различными способами разрешения семейных конфликтов. Выражать собственное отношение к различным способам разрешения семейных конфликтов;  формировать положительное отношение к необходимости соблюдать здоровый образ жизни; корректировать собственное поведение в соответствии с требованиями безопасности жизнедеятельности;  использовать элементы причинно-следственного анализа при характеристике семейных конфликтов;
 находить и извлекать социальную информацию о государственной семейной политике из адаптированных источников различного типа
.

Политическая сфера жизни общества

Выпускник научится:
 объяснять роль политики в жизни общества;  различать и сравнивать различные формы правления, иллюстрировать их примерами;  давать характеристику формам государственно-территориального устройства;  различать различные типы политических режимов, раскрывать их основные признаки;  раскрывать на конкретных примерах основные черты и принципы демократии;  называть признаки политической партии, раскрывать их на конкретных примерах;  характеризовать различные формы участия граждан в политической жизни.
Выпускник получит возможность научиться:
 осознавать значение гражданской активности и патриотической позиции в укреплении нашего государства;  соотносить различные оценки политических событий и процессов и делать обоснованные выводы.
Гражданин и государство

Выпускник научится:
 характеризовать государственное устройство Российской Федерации, называть органы государственной власти страны, описывать их полномочия и компетенцию;  объяснять порядок формирования органов государственной власти РФ;  раскрывать достижения российского народа;  объяснять и конкретизировать примерами смысл понятия «гражданство».  называть и иллюстрировать примерами основные права и свободы граждан, гарантированные Конституцией РФ;  характеризовать конституционные обязанности гражданина.
Выпускник получит возможность научиться:
 показывать влияние происходящих в обществе изменений на положение России в мире;  осознавать значение патриотической позиции в укреплении нашего государства.  использовать знания и умения для формирования способности уважать права других людей, выполнять свои обязанности гражданина РФ
.

Основы российского законодательства

Выпускник научится:
 характеризовать систему российского законодательства;  раскрывать особенности гражданской дееспособности несовершеннолетних;  характеризовать гражданские правоотношения;  раскрывать смысл права на труд;  объяснять роль трудового договора;  разъяснять на примерах особенности положения несовершеннолетних в трудовых отношениях;  характеризовать права и обязанности супругов, родителей, детей;  характеризовать особенности уголовного права и уголовных правоотношений;  конкретизировать примерами виды преступлений и наказания за них;  характеризовать специфику уголовной ответственности несовершеннолетних;  раскрывать связь права на образование и обязанности получить образование.  анализировать несложные практические ситуации, связанные с гражданскими, семейными, трудовыми правоотношениями; в предлагаемых модельных ситуации определять признаки правонарушения, проступка, преступления;  исследовать несложные практические ситуации, связанные с защитой прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей;  находить, извлекать и осмысливать информацию правового характера, полученную из доступных источников, систематизировать, анализировать полученные данные; применять полученную информацию для соотнесения собственного поведения и поступков других людей с нормами поведения, установленными законом.
Выпускник получит возможность научиться:
 на основе полученных знаний о правовых нормах выбирать в предлагаемых модельных ситуациях и осуществлять на практике модель правомерного социального поведения, основанного на уважении к закону и правопорядку;  оценивать сущность и значение правопорядка и законности, собственный возможный вклад в их становление и развитие;  осознанно содействовать защите правопорядка в обществе правовыми способами и средствами;
Экономика

Выпускник научится:

 объяснять проблему ограниченности экономических ресурсов;  различать основных участников экономической деятельности: производителей и потребителей, предпринимателей и наемных работников; раскрывать рациональное поведение субъектов экономической деятельности;  раскрывать факторы, влияющие на производительность труда;  характеризовать основные экономические системы, экономические явления и процессы, сравнивать их; анализировать и систематизировать полученные данные об экономических системах;  характеризовать механизм рыночного регулирования экономики; анализировать действие рыночных законов, выявлять роль конкуренции;  объяснять роль государства в регулировании рыночной экономики; анализировать структуру бюджета государства;  называть и конкретизировать примерами виды налогов;  характеризовать роль денег в экономике;  раскрывать социально-экономическую роль и функции предпринимательства;  анализировать информацию об экономической жизни общества из адаптированных источников различного типа; анализировать несложные статистические данные, отражающие экономические явления и процессы;  формулировать и аргументировать собственные суждения, касающиеся отдельных вопросов экономической жизни и опирающиеся на экономические знания и личный опыт; использовать полученные знания при анализе фактов поведения участников экономической деятельности; оценивать этические нормы трудовой и предпринимательской деятельности.  раскрывать рациональное поведение субъектов экономической деятельности;  характеризовать экономику семьи; анализировать структуру семейного бюджета;  использовать полученные знания при анализе фактов поведения участников экономической деятельности;
Выпускник получит возможность научиться:
 анализировать с опорой на полученные знания несложную экономическую информацию, получаемую из неадаптированных источников;  выполнять несложные практические задания, основанные на ситуациях, связанных с описанием состояния российской экономики;  анализировать и оценивать с позиций экономических знаний сложившиеся практики и модели поведения потребителя;  решать с опорой на полученные знания познавательные задачи, отражающие типичные ситуации в экономической сфере деятельности человека;  обосновывать связь профессионализма и жизненного успеха.  грамотно применять полученные знания для определения экономически рационального поведения и порядка действий в конкретных ситуациях;  сопоставлять свои потребности и возможности, оптимально распределять свои материальные и трудовые ресурсы, составлять семейный бюджет.