Напоминание

"Почему он такой? Гиперактивный ребенок"

Автор: Сидоркевич Лидия Викторовна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: МАДОУ "Лукоморье"
Населённый пункт: город Ноябрьск, Тюменская область
Наименование материала: Рекомендации для родителей "От взаимодействия к взаимодействию"
Тема: "Почему он такой? Гиперактивный ребенок"







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


ПОЧЕМУ ОН ТАКОЙ?

Гиперактивный ребенок
Конечно все дети энергичные и подвижные. Но некоторые слишком, по крайней мере на взгляд взрослых. Если у всех обычных детей всплески двигательной активности чередуются с более или менее спокойными периодами, то гиперактивный ребенок никогда не сидит на месте. Когда он прыгает с дивана, вам остается только радоваться: хорошо, что не со шкафа. Он катается по квартире на роликах, охотится на бабушкиного кота, устраивает в ванной большую стирку, играет в пиратов и освобождает из плена младшую сестру, разбрасывает игрушки опрокидывает стулья – и все это одновременно! Уже в первый год жизни младенец шумит, извивается угрем, когда его пытаются одевать, едва овладев двигательными навыками, начинает вылезать из кроватки. О том, чтобы поместить его в манежик, не может быть и речи - он либо закатывает рев, либо молчаливо, но настырно лезет по стенке манежа вверх, пытаясь вырваться на свободу. С того момента, как ребенок начинает ползать, родители теряют последние крохи покоя. По мере роста энергичного чада к «пострадавшим», вслед за домочадцами, присоединяются малыши на детских площадках (которых «ребенок с моторчиком» обычно теребит и задирает, вмешиваясь в игры и похищая чужие игрушки), врачи в поликлиниках и воспитатели в детском саду. А мысль о том, что впереди еще школа, вызывает у издерганных родителей настоящий ужас…
Чего делать нельзя
То, что обычно делают, - ограничивают его активность. Гиперактивность не означает «плохое поведение» ребенка. У вас нет никаких оснований обвинять себя в том, что вы его плохо воспитывали. Он таков, каков есть. Просто его нервная система работает немного на ином уровне, чем у других детишек: в нем больше энергии, и он не в состоянии удерживать ее в себе. Сколько бы вы ни пытались подавить его активность, какие бы усилия ни прилагал к этому он сам – ничего хорошего из этого получиться не может. Поэтому задача ваша вовсе не в том, чтобы пересечь всю эту бурную и подчас хаотичную деятельность. А в том, чтобы научить карапуза направлять этот поток энергии на мирные цели. Первым делом вы должны признать и принять его особенности. Да, ваш ребенок отличается от своих более спокойных и уравновешенных сверстников. Это не значит, что он хуже или лучше – он такой, каким его сотворила природа. В ваших силах помочь ему, сделать его и свою жизнь более мирной и упорядоченной. Н, конечно, это задача не на один день – она требует и времени и терпения.
Что же делать?
Как уже было сказано выше, принять ребенка таким, каков он есть. Особенности вашего чада – не обязательно его недостаток! «Энергичность» - это достоинство, качество, которое очень ценится в мире взрослых людей. Ваша работа должна быть направлена на то, чтобы скорректировать «слабые» качества (пониженное внимание и способность к самоконтролю), не уничтожав «сильные». Начните с себя. Постарайтесь посмотреть на ситуацию немного со стороны: хотя бы на короткое время отвлекитесь от своих переживаний и попробуйте оценить объективного, какие положительные моменты вы можете отметить в поведении ребенка. Помните, что энергичность и активность – это хорошо! Поищите хорошие, поощрительные слова, которые вы сможете рассказать малышу о нем самом. Например: «Ты очень энергичный! Ты успеваешь сделать множество дел, все время узнаешь что-нибудь новое! Из тебя получится отличный спортсмен – в тебе столько силы и выносливости!» и т.д. Ваша любовь подскажет вам нужные и, главное, правдивые слова, которые помогут ребенку почувствовать себя лучше.
Подумайте о том, каким образом можно перенаправить бьющую через край энергию вашего ребенка. Возможных вариантов тут множество, и ко всем существующим вы, родители конкретного неповторимого ребенка, наверняка сможете прибавить и свои. Самый известный и популярный вариант – записать своего ребенка в спортивную секцию. Дома тоже можно найти ему подходящие занятия. Он может быть вашим незаменимым помощником, когда нужно накрывать на стол, быстро разложить по местам разные вещи и т.п. Вас раздражает, что в то время, когда вся семья собралась в тишине и покое посмотреть вечером кино, маленький возмутитель спокойствия шумит, бегает и всем мешает? Придумайте побольше поручений: пусть он сбегает на кухню и принесет вам сока и крекеров, потом проверит, не льется ли в ванной вода, потом подойдет вместо вас к телефону, унесет на кухню стаканы из – под сока и т.д. По крайней мере, ребенок будет носится «с пользой», а не дергать вас каждую секунду. Позаботьтесь о том, чтобы дома у ребенка была возможность выплескивать энергию, заниматься физическими упражнениями. Если по тем или иным причинам нельзя разместить в квартире детский спортивный комплекс, разрешите своему чаду хотя бы прыгать на диване (не обязательно жертвовать всей мебелью – выделите один диван, который и будет служить официальным «батутом»). Ну а раз уж вы признали за своим Вечным Прыгателем право быть таким, каков он есть, то вам придется учитывать его особенности, когда вы планируете свои дела. Не нужно ходить с ним в гости к знакомым, которые ожидают от детей только «правильного» поведения. Еще одна очень важная задача для родителей – понять, что провоцирует ребенка особенно бурную реакцию. Возможно, ваш ребенок перевозбуждается в обществе других детей или, напротив, «бесится» от одиночества. На кого-то действуют не столько люди вокруг, сколько шум, яркий свет, резкие запахи. Может быть, ребенок сравнительно спокоен в первой половине дня, но «накручивает» себя к вечеру. Нередко обнаруживается, что ему просто очень трудно переключиться с одной деятельности на другую: если уж он начал бегать и прыгать, то никак не может остановиться, чтобы, например, тихонько послушать книжку или сесть за стол. Вы сможете спланировать распорядок его дня таким образом, чтобы хватило времени и возможностей для здорового, подходящего проявления активности, а раздражающих факторов было поменьше. Конечно, вам нужно не только создать благоприятную для ребенка обстановку, но и научить его управлять собой. Объясните ему, что именно подействовало на него возбуждающе, предлагайте ему иные, более эффективные, чем хаотичное бурное движение, способы избавляться от излишков энергии.
КАК СЛЕДУЕТ ВЕСТИ СЕБЯ РОДИТЕЛЯМ С ГИПЕРАКТИВНЫМ РЕБЕНКОМ
♦ Любое разногласие в семье в вопросах воспитания ребёнка усиливает отрицательные качества малыша. ♦ Продумать режим дня малыша до мелочей. Пусть Ваш ребенок четко знает, когда он должен встать, поесть, пойти гулять, играть с друзьями. ♦ Гиперактивного ребенка с ранних лет желательно занять каким-то видом спорта, доступным его возрасту и темпераменту. ♦ Не путать гиперактивность с темпераментом ребенка, особенно тогда, когда в семье малыш холерик. ♦ Чтобы выработать у гиперактивного ребенка хоть какую усидчивость, необходимо приучать его играть помимо шумных игр в тихие. ♦ Гиперактивного ребенка можно отвлечь от «двигательной бури» рисованием и чтением любимых сказок. ♦ Не раздражаться, если Ваш ребенок все делает наоборот. Спокойно повторите ему снова свое задание. Еще раз и еще. Спокойно объясните, покажите, чтобы малыш справился с заданием сам, пусть не сегодня, завтра... Вам надо только запастись терпением.
♦ Запомните, что все старания гиперактивного ребенка и даже слабые попытки что-то сделать, о чем Вы просили, необходимо сразу поощрить. ♦ Чтобы создать условия для концентрации внимания гиперактивного ребенка во время его деятельности, необходимо убрать лишнее, что может попасться ему на глаза. ♦ С таких позиций надо обставлять и комнату ребенка, продумав все до мелочей. Вплоть до окраски потолка и стен. ♦ Не стоит приглашать к себе большое количество гостей. Не стоит брать с собой ребенка в шумные компании. ♦ Учить его сдерживать «бурные эмоции» и постараться не выплескивать свои. Запомните, что ребенок подражает Вам.