Напоминание

"ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ".

Автор: Борисова Юлия Анатольевна
Должность: заведующий
Учебное заведение: МБДОУ № 108
Населённый пункт: город Ангарск, Иркутская область
Наименование материала: статья
Тема: "ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ".







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ Борисова Ю.А. Заведующий МБДОУ детский сад общеразвивающего вида № 108 г. Ангарск Проблема психологического благополучия личности является одной из фундаментальных в психологии, поэтому интерес к ней сохраняется на протяжении всей истории психологической науки. Одной из основных тенденций системы образования в настоящее время является гуманизация всех составляющих образовательного процесса и на этой основе особую важность приобретает сохранение личности, ее благополучия. От психологического благополучия детей зависят качественные и количественные характеристики не только сегодняшнего, но и будущего населения, его социально-демографическая структура и социально- психологические особенности через 30, 40, 50 лет. В детском возрасте закладывается фундамент личности, формируются ее основные качества: физическое и психическое самочувствие, культурный, нравственный и интеллектуальный потенциал. Качества, которыми наделен ребенок, особенно в дошкольный период, являются наиболее важными и прочными; позже изменить их довольно сложно, а в ряде случаев - практически невозможно. Успешное становление ребенка как личности определяет не только его включение в общественную жизнь, нахождение своей ниши, но, в конечном счете, и прогресс развития общества в целом. Дети не просто особый социальный слой. Они являются приоритетной группой, так как степень образованности, социализированные масштабы и уровень культуры, здоровья, психологическое благополучие детей завтра материализуются в самочувствие нации, в качество жизни народа, в новые технологии и безопасность социальной жизни, в авторитет страны в мире. В психологии термин «психологическое благополучие» находится в стадии определения в связи с недостаточной изученностью целостности данного феномена. Анализ подходов в его трактовке, с одной стороны, показывает тождественные по своей сути понятия: «эмоциональное благополучие», «психологический комфорт», «качество жизни», «психофизическое здоровье» и др. С другой, по содержанию компонентов, их взаимосвязи п онятие, рассматриваемое исследователями, - не однозначно. Б.С. Братусь [2], Е.Р. Калитеевская [4] и др. связывают психологическое благополучие с состоянием здоровья. С состояниями удовлетворенности человеком своей жизнью, позитивным психологическим состоянием и функциониро ванием связывают благополучие Н. Брэдбурн, Эд. Динер, Р. Райн [4]. В отечественной психологии психологическое благополучие исследовалось А.В. Ворониной [4]. Автором рассматривается психологическое благополучие как системное качество человека, проявляющееся у субъектов в переживании содержательной наполненности и ценности жизни в целом как средстве
достижения внутренних, социально ориентированных целей и являющееся условием реализации его потенциальных возможностей и способностей. Исследователь определяет четыре пространства бытия человека: биологическое; социально-педагогическое, связанном с освоением социальных норм; социально- культурное, касающемся ценностно-смыслового само определения человека в пределах осознаваемых культурных норм; ду ховно-практическое, связанное с формированием собственных индивидуально-личностных норм. На уровне психоло гического благополучия формируется психическое здоровье как проявление внутренней целостности, опре деленности и гармонии человека с окружающей средой, его личностной зрелости. Изучение исследований психологи ческого благополучия отечественных и зарубежных ученых показывает су ществование взаимосвязи гедонистической и эвдемонистической личностных ориентаций с переживанием личностью состояния счастья. Выполнен ряд эмпири ческих исследований влияния личностных и характерологических особенностей, связи гене тической наследственности с субъективным благополучием, демогра фическими особенностями, смыслом жизни и жизненных целей, анализ которых представлен в работах П.П. Фесенко [4]. Относительно дошкольного детства, на наш взгляд, наиболее приемлема позиция изучения феномена психологического благополучия личности с точки зрения удовлетворенности ребенка социально-психологическими потребностями. В связи с тем, что ребёнок живёт состояниями (аффективная сфера развивающейся личности в данном периоде преобладает над всеми остальными), и чувства составляют основу его психического развития, исследователей интересует в большей степени, благополучие эмоциональное. В нашем исследовании данного феномена также учтены особенности эмоциональной сферы личности. Определяя понятие благополучия ребёнка, психологи обращают внимание на зависимость эмоционального состояния от здоровья и жизненного тонуса дошкольника. Бодрое, радостное настроение преобладает у детей в условиях удовлетворения основных социальных потребностей в игре, творчестве. Ш.А. Амонашвили выбирает факторами психологического благополучия свободы выбора ребенка, его признания и принятия. В каждом возрастном периоде складываются специфические для данного возраста, исключительные, единственные и неповторимые отношения между ребенком и окружающей его социальной действительностью, которая определяет весь образ жизни ребенка, его социальное бытие [5]. Психолого-педагогическими исследованиями Т.А. Репиной [7], А.А. Рояк [8] доказано, что к старшему дошкольному возрасту значимыми для ребенка являются его взаимоотношения со сверстниками, на характер которых влияют взрослые. Исследования различных аспектов показали, что психологическое благополучие проявляется в адекватных самооценке и уровне притязаний, оптимистических представлениях личности о себе.
Анализ работ, где в той или иной мере изучалось психологическое благополучие ребенка, показывает, что данный феномен привлекает внимание исследователей в связи с социальной адаптацией, личностным развитием детей. Одной из особенностей психологического благополучия детей в старшем дошкольном возрасте является его тесная взаимосвязь с психологическим здоровьем. Психологическому здоровью ребенка соответствует сформированность основных возрастных личностных новообразований, при трудности в их формировании свидетельствуют о нарушении психологического здоровья. Так, уже младенчество вносит важный вклад в формирование Я ребенка. В дошкольном возрасте происходит стабилизация, упрочнение Я ребенка и осознание его качественных характеристик: «какой Я – плохой или хороший?». Важнейшее значение для стабилизации Я играет процесс идентификации с родителем своего пола. Под последним понимается не просто подражание, но появление возможности чувствовать себя сильным, уверенным, то есть таким, каким хочет себя видеть ребенок. Это происходит за счет того, что родитель как идеальное Я включается в еще достаточно слабое Я ребенка, укрепляя его и предоставляя силы для развития. Если этого по тем или иным причинам не происходит, то у ребенка сохранится инфантильное, слабое Я, которое с возрастом нарабатывает те или иные способы психологической защиты, например, стремление к обязательному успеху, поощрениям и т.п. [5] Особо следует остановиться на развитии самосознания дошкольников. В дошкольном возрасте самосознание активно развивается. Ребенок осознает себя в целом хорошим, но имеющим некоторые недостатки, и начинает понимать, что основное условие, которое надо выполнять, чтобы быть хорошим, - это соответствовать родительским требованиям. Если же ребенок ощущает себя недостаточно хорошим, чтобы получать должное внимание позитивными способами, то у него могут складываться и закрепляться различные формы получения негативного внимания: нарушение поведения, ложь, драки, и т.п. В этом случае ребенок предпочитает быть наказанным, но обязательно замеченным взрослыми. И.В. Дубровина, О.В. Хухлаева [4] и др. указывают, что следует учитывать, что дошкольникам зачастую представляется сложным выразить свои чувства и оценки. Активное развитие самосознания определяет желание дошкольника рассказывать взрослым о себе. По наблюдениям О.В. Хухлаевой многие дети страдают оттого, что их некому слушать. В дошкольном возрасте значительно расширяется сфера общения за счет включения в нее сверстников и воспитателя детского сада – первого чужого взрослого. Через общение к концу дошкольного возраста формируется такое важнейшее новообразование как эмоциональная децентрация – умение принимать во внимание чувства и мысли других людей. Существенную динамику можно наблюдать в эмоционально-волевой сфере дошкольника. Среди основных тенденций назовем возрастание волевой регуляции поведения, начало осознания ребенком своих и чужих чувств,
развитие пространственно-временного смещения – возможности помнить свои эмоциональные состояния или предвосхищать их в той или иной ситуации. Помимо сформированности основных возрастных личностных новообразований, психологическое здоровье включает наличие таких характеристик, как саморегулируемость (внешняя и внутренняя), принятие себя и окружающих, рефлексия, потребность в саморазвитии. О наличии этих характеристик можно говорить только с учетом возрастного аспекта, то есть о возрастных возможностях их проявления. В дошкольном возрасте образ Я ребенка усиливается за счет возможности проявлять инициативу, выполнять действия с опорой на собственную фантазию. Происходит дальнейшее развитие внешней саморегуляции за счет приобретения опыта адаптации к детскому саду. Интенсивно начинает развиваться внутренняя саморегуляция. У детей старшего дошкольного возраста слова «надо», «можно», «нельзя» уже становятся основой для изменения поведения, когда мысленно произносятся самим ребенком. К концу дошкольного возраста формируется такое важнейшее личностное новообразование, как эмоциональная децентрация, то есть умение принимать во внимание, учитывать в поведении чувства и мысли другого человека. Следующей важной особенностью психологического здоровья в дошкольном возрасте, по мнению И.В. Дубровиной, О.В. Хухлаевой [4] и др. является доминирующая роль семьи в его формировании. Известная сегодня типология семей показывает, что в каждый тип семьи обозначает и определенные сценарии жизнедеятельности ребенка, уклад жизни, которые изначально формируют у него свою нишу в семейных условиях, свой статус и положение. Особенно негативную и разрушительную роль в плане формирования «Я» ребенка играют семьи, где ребенок является кумиром семьи. Таким образом, семейные факторы риска можно условно разделить на три группы: нарушения психологического здоровья самих родителей, и, в первую очередь, их повышенная тревожность или эмоциональная холодность; неадекватный стиль воспитания ребенка, и в первую очередь гиперопека или сверхконтроль; нарушения механизмов функционирования семьи, и в первую очередь конфликты между родителями или отсутствие одного из родителей. Также большую роль в формировании психологического здоровья ребенка играют отношения с первым чужим значимым взрослым – воспитателем. С воспитателем ребенок получает первый опыт полиадического (вместо диадического – с родителями) общения. Как показали исследования, воспитатель не замечает, как правило, около 50% направленных к ней обращений детей. И это может привести к росту самостоятельности ребенка, снижению его эгоцентризма, а может – к фрустрации потребности безопасности, развитию тревожности, психосоматизации ребенка. М. Кляйн отмечает, что «конфликт и потребность в его определении – это фундаментальные элементы творчества». Поэтому столь популярные сегодня идеи по поводу необходимости абсолютного эмоционального комфорта полностью противоречат закономерностям нормального развития ребенка.
Настроение детей дошкольного возраста во многом определяется внешними факторами. По мнению М. Аргайла, хорошее настроение повышает эффективность решения человеком тех или иных проблем и преодоления трудных ситуаций, но настроение детей во многом определяется настроением окружающих их взрослых, поэтому особое значение приобретает личность взрослого, находящегося с ребенком [4]. Таким образом, теоретическое исследование позволило определить психологическое благополучие дошкольника как сложный комплекс психических проявлений в аффективной, когнитивной и поведенческой сферах, где ведущим является аффективный компонент – эмоциональный психологический комфорт, проявляемый в преобладании положительных эмоций, связанный с удовлетворением ведущих социально-психологических потребностей ребенка в общении, принятии окружающими, в достижении успешности деятельности. В когнитивной сфере психологическое благополучие проявляется в позитивная самооценке; в поведенческой - благоприятных отношениях со сверстниками, в социометрическом статусе принятия в референтной группе. Литература 1. Асмолов А.Г. Личность как предмет психологического исследования. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984. – 104 с. 2. Братусь Б.С. Психология. Нравственность. Культура. М.: Изд-во МГУ, 1994 . – 145 с. 3. Бреслав Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве. М., 1990. – 126 с. 4. Бреслав Г.М. Основы психологического исследования. – М.: Академия, Смысл, 2010. – 29-180 с. 5. Воронина А.В. Оценка психологического благополучия школьников в системе профилактической и коррекционной работы психологической службы. Автореф. дис. канд. психол. наук. — Томск, 2002. – 24 с. 6. Выготский Л.С. К вопросу о динамике детского характера. В кн. Собрание сочинений: В 6-ти т. Т. 5. Основы дефектологии.- М.: Педагогика, 1983. – 186 с. 7. Выготский Л.С. Развитие высших психических функций. М., 1960. – 223 с. 8. Репина Т.А. Социально-психологическая характеристика группы детского сада. М., 1988. – 232 с. 9. Рояк А.А. Психологический конфликт и особенности индивидуального развития личности ребенка. М., 1988. – 120 с. 10. Хухлаева О.В. Коррекция нарушений психологического здоровья дошкольников и младших школьников. – М.: Академия, 2003. – 184 с.