"Ролевые игры на уроках английского языка"

Автор: Бирюкова Ольга Васильевна
Должность: учитель английского языка
Учебное заведение: МОУ Игнатовская СОШ
Населённый пункт: поселок Игнатовка Ульяновская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Ролевые игры на уроках английского языка"
Дата публикации: 04.10.2015







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Бирюкова Ольга Васильевна
учитель английского языка МОУ Игнатовская СОШ
Ролевые игры на уроках английского языка



1. Место ролевой игры на уроках иностранного языка
Применяя ролевую игру в школе, необходимо органично включить ее в учебный процесс по иностранному языку, т. е. найти точно предназначенное ей место. Она способствует расширению сферы иноязычного общения, говорения. Это предполагает в свою очередь предварительное усвоение языкового материала в тренировочных упражнениях и развитие соответствующих навыков, которые позволят учащимся сосредоточиться на содержательной стороне высказывания. В процессе ролевой игры происходит одновременное совершенствова ние и развитие навыков в использовании языкового материала, но это на данном этапе — периферийная задача, главное — это общение, мотивированное ситуацией и ролью. Поэтому ролевой игре следует отво дить место на завершающем этапе работы над темой. Ролевая игра может соотноситься с обеими формами речи: подготовленной и неподготовленной, создавая предпосылки для естественного перехода первой во вторую. Конечно, заманчиво сразу же после тренировочных упражнений побуждать учащихся к неподготовленной форме речи, к импровизации, чтобы они были абсолютно свободны в выборе языковых средств при выражении своих собственных мыслей. Однако опыт показывает, что качество неподготовленной речи по всем характеристикам (темп, т. е. быстрота актуализации нужных средств, диапазон в их выборе, точность в осущест - влении замысла) зависит от того, предшест вовала ли ей стадия более жесткого управ ления деятельностью учащихся в виде подготовленной
речи, когда они разыгрывали роли на основе предложенных им опор. Для перевода подготовленной речи в неподготовленную больше всего подходят ролевые игры, которые условно называются «многоактными». Первый акт следует обес печить опорами, последующие акты учащиеся смогут разыгрывать самостоятельно, преобразуя языковой материал для выражения нужного смысла и импровизируя; этим достигается уровень неподготовленной речи. Отсюда можно сделать вывод, что ролевой игре следует отводить место на завершающем этапе работы над темой, создавать предпосылки для естественного перехода подготовительной речи в неподготовленную, с помощью ролевой игры. Приему ролевой игры предшествует предварительное усвоение языкового материала в тренировочных упражнениях.
2. Этапы ролевой игры.
Большинство методистов выделяют в ролевой игре три этапа: I Подготовительный этап, охватывающий: 1.Сообщение темы, представляющей игры, ее сюжета, постановку коммуникативной задачи, описание и распределение ролевого состава, характеристику обстановки и т.п. 2.Работу над языковым материалом, необходимым для проведения игры. II Проведение игры III Подведение итогов. Некоторые авторы предлагают следующий план: -подготовительный этап дома; -подготовительный этап в классе; -собственно игра; -заключительный этап. Подготовительный этап в классе предусматривает вступительную беседу преподавателя, который знакомит учащихся с ролевой ситуацией и
с лексикой ролевой игры. Подготовка дома включает чтение текстов, статей по проблеме. После проведения ролевой игры необходимым элементом является заключительный этап, предусматривающий обсуждение результатов игры: кто играл лучше всех, кто говорил лучше всех, какие моменты игры понравились и запомнились, что следовало бы изменить и почему. Оценивается и речевой продукт игры. Также заключительный этап предполагает выполнение определенных заданий (например, написать статью в газету по проблеме, письмо другу и т.д.). Итак, ролевая игра имеет свою структуру, и проведение игры требует соблюдения определенных этапов.
3. Проведение игры.
Ролевая игра может использоваться как на начальном этапе обучения, так и на продвинутом. В ней всегда представлена ситуация, которая создается как вербальными, так и не вербальными средствами: изобразительными, графическими, монологическим/диалогическим текстом и т.д. Ситуация указывает на условия совершения действия, которые предстоит совершить, и задачу, которую следует решить. Действие и задача могут быть простыми и сложными для выполнения, поэтому и коммуникация партнеров будет либо простой, либо сложной и по содержанию, и по использованию языковых форм. В ситуации необходимо дать сведения о социальных взаимоотношениях партнеров, например официальные/неофициальные. Итак, каждый участник получает карточку, одна ее сторона одинакова для всех, она содержит информацию для ролевой ситуации, о проблеме, которую надо решить. Обратная сторона карточек содержит информацию о данном действующем лице, указывает возможную линию его поведения. Информация может быть представлена детально: даны сведения о человеке (добрый, честный, ленивый и т.д.), о его жизненном и
речевом опыте, о привычках, увлечениях, и т.д. Однако информация не должна излагаться слишком подробно, ибо в этом случае участник игры лишается возможности проявить творчество. Описание может быть кратким, чтобы ученик мог домыслить образ персонажа, роль которого он будет исполнять. Учащимся нужно дать время, чтобы они вошли в роль. Выделяют пять категорий ролей: 1.Врожденные, т.е. определяющие пол и возраст участника игры; 2.Приписанные, т.е. национальность или принадлежность к той или иной социальной группе; 3.Приобретенные, т.е. конкретизирующая профессию; 4.Деиственные, т.е. предлагающие круг действий в данной ситуации (например, визит к врачу); 5.Функциональные, т.е. определяющие функции обещания (например, предложение помощи, выражение сочувствия). Наиболее важными при обучении иностранному языку представляются две последние категории ролей. В частности, функциональные роли могут рассматриваться как минимальные коммуникативные блоки, из которых складывается ролевая игра. Эти блоки могут войти во множество различных ситуаций поэтому их необходимо отрабатывать на подготовительном этапе. А действенные помогают выбрать путь решения поставленной задачей. Чтобы роль могла стать средством обуче ния, она должна отвечать целому ряду требований, учитывающих как учебные задачи, так и индивидуальные особенности, потреб ности учащихся. Ролевая организация об щения требует отношения к учащемуся как к личности с присущими ей особенностями, которая может предпочесть те или иные роли. Именно поэтому распределение ролей является ответственной педагогической задачей. Знание мотивов, интересов, индиви дуальных отношений учащихся позволит учителю предложить им те роли, которые
в наибольшей мере соответствуют особенностям их личности. При подборе ролей важно учитывать не только интересы учащихся, но и своеобразие их темперамента. На началь ном этапе ролевого общения целесообразно дать учащимся роли, наиболее полно соот ветствующие их темпераменту. Преодоле вать застенчивость, робость можно начинать лишь тогда, когда учащийся уже привык к ролевому общению, обрел уверенность в се бе. Важную роль при распределении ролей играет учет социально-психологических характеристик учащихся, под которыми понимается статус учащегося в группе, поэтому учитель должен сознательно управлять этим статусом, выдвигая то одного, то другого ученика на лидерские позиции в ходе организации игры. Целесообразно время от вре мени давать ученикам, занимающим в жизненной практике положение ведомых, роли главных героев, а лидерам коллектива пору чать роли персонажей, находящихся в зави симом положении (младший брат, сестра). Особенно тщательно отбираются роли для учащихся, не пользующихся авторитетом в коллективе. Такие ребята должны получать роли положительных личностей, имеющих влияние и популярность по сюжету игры. Работа над ролью у разных учащихся протекает по-разному. Можно использовать индивидуальную, парную и групповую формы подготовки. Все они имеют самостоятельную дидактическую ценность, позво ляют связать воедино классную и внекласс ную, учебную и воспитательную работу. Каждый участник ролевой игры совершает речевые действия, обусловленные ситуации общения, но за каждым из них остается определенная свобода действий, речевых поступков. Отмечается, что дети с удовольствием погружаются в ролевые игры, в то время как взрослые и подростки не очень активно в них участвуют, боясь показаться смешными. Поэтому очень важно подготовить учащихся к ролевой игре. Прежде всего, следуют по иному разместить учащихся в
аудитории. Наиболее рациональным представляется размещение полукругом, когда каждый учащийся находится в контакте и с учителем, и с товарищем. В процессе игры сильные ученики помогают слабым. Учитель же управляет процессом общения: подходит то к одному, то к другому ученику, который нуждается в помощи, вносит необходимые коррективы в работу. По завершении ролевой игры следует мотивированная оценка учителем участия каждого ученика в подготовке и проведении конкретной ролевой игры. Кроме языковой правильности учитель комментирует выразительность ролевого поведения, а также инициативность ребят на всех этапах работы. Обсуждая проведенную игру, учителю следует проявить такт особенно при оценки первой ролевой игры. Отрицательная оценка деятельности ее участников неизбежно приведет к снижению активности. Желательно начать обсуждения результатов игры с удачных моментов и лишь, затем перейти к недостаткам. Итак, можно сделать вывод, что успешное проведение ролевой игры во многом зависит от тщательной подготовки учителя – необходимо продумать ситуацию общения, распределить роли в соответствии с возможностями и интересами учащихся правильно сформировать их речевую задачу и т.д. Для достижения эффективного результата ролевой игры, формирования коммуникативной компетенции, важно чтобы учащиеся хотели общаться на иностранном языке, поэтому необходимо всеми возможными средствами заинтересовать их, мотивировать их деятельность.
4. Разработка ролевых игр для учащихся 7 классов
Данные ролевые игры могут проводиться в 7 классе.
Игры рассчитаны на группу учащихся из 10 человек, но количество учащихся может быть неограниченным. В данную разработку входят также образцы речи, используемые учителем при организации и проведении ролевой игры.
4.1 Role-play «Let’s have a journey to London».
Задачи: 1.Активизировать лексический материал по теме «Travelling» 2.Развивать навыки и умения говорения. 3.развивать умение применять изученный материал в различных ситуациях. Форма: имитационная ролевая игра познавательного содержания. Вид: умеренно-контролируемая, длительная. Оборудование: ролевые карточки, карточки-опоры.
Roles and behavior cards
3 friends, who are going to have a journey to London. 1.You ask your friends about travelling – what things to take, what to visit in Britain, how to travel. You listen to your friends pieces of advice and then tell them about your plans, how would you spend you holidays. 2. You buy tickets. 5 friends – they advice what to visit how to travel, what things they should take. Friends 1: You are found of travelling, you travel much, that’s why you know what to take to journey, what things they should pack. Give them some pieces of advice. Friends 2: You advice to visit historical places fist of all. Explain why think the best way to go sightseeing is cycling. Prove it. Friends 3: You advice to visit museums, theatres and cinemas first of all. Prove your point of view. Describe some, places of interest. You prefer to travel by bus. Share your ideas with your friends.
Friends 4: You think, your friends should visit some parks and gardens. Prove that the best way to go sightseeing is walking. Friends 5: You consider that to go sightseeing is exhausting. You prefer to swim, to sunbathe on the beach and to do nothing. Give the advantages of such pass-time. Clerk : Sell tickets. Cue cards: I really enjoy ... I’m fascinated by ... I’m bored by ... I’d like to recommend I’d rather / better travel ... I prefer to travel ... First, ... Besides, ... Second, ... What is more ... Third, ... That’s why ... I have another opinion ... All things considered, I’d say ... To sum up, I’d recommend ... Why not ... + V ? Ход игры Three friends decided to travel to London. They ask their friends some pieces of advice. Their friends express their points of view; discuss places of interests and means of travelling. At last, the friends decided how to travel, what to visit, they tell them about their plans. Then they go to the airport to buy tickets.

4.2 Role-play «At the birthday’s party».
Задачи: 1.Активизировать лексический материал по теме «Holidays». 2.Учить соблюдать речевой этикет при общении. 3.Совершенствовать умение рассказывать о праздниках, используя изученный лексический материл. Форма: имитационная ролевая игра познавательного содержания. Вид: свободная, длительная Оборудование: ролевые карточки, карточки-опоры.
Roles and behavior cards:
The Russian family The father 1.You are invited to the birthday party. Discuss with the members of your family what to give to Mrs. White 2. Give a gift. 3. Your favorite holiday is New Year’s Day. Discuss how your family celebrates it. Ask the Englishmen about their holidays. The mother 1.You are invited to the birthday party. Choose a gift to Mrs. White. Congratulate Mrs. White and give her a gift. 2.Be polite 3.You think that one of the best holidays is New Year’s Day. Tell the Englishmen how your family celebrates it. Answer their questions about other Russian holidays. Alla, the daughter 1. Choose a gift for Mrs. White. 2. You don’t like any celebration. Share your ideas.
Vera, the daughter 1. Discuss a gift for Mrs. White. 2. You enjoy holidays because you like to receive gifts and to go to your friends. Share your ideas. Boris, the son 1.Discuss a gift for Mrs. White. 2.Discuss Russian holidays. Ask the Englishmen about their holidays. The British family Mrs. White, the mother 1.You have a birthday. Be polite receiving gifts. 2.Your favorite holiday is the birthday. Discuss it with your guests. Tell them about British holidays. Mrs. White, the father 1.Discuss holidays with the guests. Alex, the son Your favorite holiday is Halloween. Speak about this holiday. Helen, the daughter You don’t like any celebration. Prove why you think it is boring. Your view is that people spend too much money for celebrations. Share your ideas. Discuss British holidays. Cue cards: -I’m sorry but I can’t agree with ... -To my mind ... -No doubt ... -I absolutely agree with ... -I congratulate you. -Many happy returns. -I wish you good luck! Ход игры
The Russian family is invited to Mrs. White’s birthday party. They choose what to buy for her. They buy a gift and give it. The British family greets the guests and they go to the living room. There they sit and discuss Russian and British holidays. Подведение итогов. Обсуждение результатов.
4.3 Role play «A chat-show «Sports. Is it Exciting or Dangerous?»
Задачи: 1.Активизировать лексический материал по теме «Sports» 2.Развивать умения применять изученный материал в различных ситуациях. 3.Учите вести спор-диалог, обмениваться мнениями Форма: имитационная ролевая игра познавательного содержания. Вид: умеренно-контролируемая, длительная. Оборудование: ролевые карточки, карточки-опоры.
Roles and behavior cards:
1.A chat-show leader. You introduce the guests, ask them questions, listen to their opinions. At the end of the chat-show you sum up all the information. Guests: 2.A boy. You are a brilliant student, you have excellent marks in most subjects. Also, you are fond of basketball and you are a success at this king of sport. You are talented. You are the best player in your team. But you want to enter the University and become a lawyer, and your father wants you to go in for sports seriously and become a professional sportsman. You are against it and you want to give up sports at all. 3.The boy’s father – you want your son to be a professional sportsman. You are sure he will be a success. You think sport is important in our life. Prove it.
4.A famous sportsman, a swimmer. You are for sport. You think, sport teaches you about life, it builds the character, it teaches you to be disciplined, ect. Prove your point of view. You are happy because you go in for sports. You can’t imagine your life without it. 5.A famous sportsman, a football-player. You are for sport. You think that it is useful for your health and it helps people to become good friends. It makes you strong, fast and patient, it teaches you to win and to lose, est. Give other advantages of sport. 6.A doctor, a surgeon. You are against sport. You think that morning exercises and PT lessons at school are enough that to be healthy. Your point of view is that it takes a lot of energy, it causes a lot of injuries, such as broken legs and arms, etc. Give other reasons against sport. Prove your opinion. 7.A doctor. You are for sport. You consider, that to have a healthy mind you must have a healthy body, sport is useful for your health. Give your reasons in favor of sport. 8.An expert. You’re against sport. You think, it takes a lot of time, which you could spend on studying or other useful work. Give other reasons against sport. You agree with the boy, that entering the University is better than sportsman’s career. 9.Chat-show viewers. They express their points of view, give the boy and his father some pieces of advice. Cue cards: As for me I think ... More than that ... I should add ... Sport is very useful but ...
On the other hand it ... You can’t but agree that ... Ход игры The chat-show leader greats everyone, names the theme of their chat- show and introduces the guests. The boy tells his story that his father wants him to be a sportsman. The father expresses his view. The leader asks the guests-the sportsman, two doctor and the expert, what they think about sport. They discuss its advantages and disadvantages. Show-viewers also express their opinions. The leader sums up all the information. Подведение итогов. Учитель подводит итоги ролевой игры, обсуждает результаты с учащимися.
4.4 Role play «Fashion show»
Задачи: 1.Активизировать лексический материал по теме « Clothes», «Fashion» 2.Развивать навыки и умения говорения. 3.Развивать умение применять изученный лексический материал в различных ситуациях. Форма: имитационная ролевая игра познавательного содержания. Вид: умеренно-контролируемая, длительная Оборудование: ролевые карточки, карточки-опоры, иллюстрации модной одежды.
Roles and behavior cards:
1.The chat-show leader.
You greet everyone, speak about the theme of your show, offer to watch a reporting about fashion. After it, you ask the clothes designers to comment on the reporting and speak about fashionable tendencies. At the end of the show, you sum up and thank everyone. 2.The reporting leader. You hold the reporting about fashion. You ask people in the streets what they like to wear, what is ther style of clothes. You want to know their oppinion about the latest fashion and if fashion is important for them. People in the street: -A woman You prefer classical style of clothes, and it is important for you to be dressed severely. Answer the reporter’s questions. -A girl You prefer to wear sport clothes, becouse you find it very cosy. Share your ideas with the reporter. Two girls, punks You describe your style of clothes. Explain why you dress in such a way. Answer the reporter’s questions. A girl You wear casual things: jeans, T-shirts, home-made sweaters, etc. Describe how you like to dress. You don’t care about fashion. You think it is silly. A woman You prefer unusual, eccentric clothes, f.e. hats with plumes, vanguard dresses decorated in ah unusual way, high-heeled shoes of bright colour, etc. Describe your style. You hate when people dress alike, that is why you prefer hand-made or design clothes. You wear eccentric clothers that to feel you are an individual. Two clothes designers
Speak about the most common styles. Comment on fashionable tendencies. Cue cards: I enjoy ... to be in fashion I prefer ... to be trendy / fashionable To be honest ... to follow fashion / to be up with fashion to be out of fashion the height of fashion Ход игры The chat-show leader greets everyone, informs that they are going to speak about fashion and what people wear nowadays. He offers to whtch the reporting. The reporting leader interviews people in the street. He asks what they like to wear, what is their oppinion about the latest fashion and if fashion is important for them. After the reporting the clothes designers comment on fashionable tendecies. They give some prieces of advice how to look trendy. The chat-show leader sum up and say good-bay. Подведение итогов Учитель с учащимися обсуждает проведенную игру
Литература
1.Ариян М.А. Пути совершенствования профессиональной компетенции учителя иностранного языка // Иностранные языки в школе. - 2003 №1 2.Балдырев Н.Н. Лингвистические основы коммуникативных методов обучения иностранным языкам // Иностранные языки в школе. - 1998 №3 3.Вайсбурд М.Л., Пустосмехова Л.Н. Сопоставительное моделирование разных вариантов организации и проведения ролевой игры как способ определения их эффективности // Иностранные языки в школе. - 2002.№2
4.Денюшина Н.С. Ролевая игра на уроке английского языка // Иностранные языки в школе. - 2003 №7 5.Калимулина О.В. Ролевые игры в обучении диалогической речи // Иностранные языки в школе. – 2003 №3 6.Карпова Р.Н. Ролевая игра на уроке иностранного языка // Образование в современной школе. – 2000 №8 7.Маслыко Е.А., Бабинская П.К. Настольная книга преподавателя иностранного языка. – Минск, «Высшая школа», 1999 8.Путырская О.С. Ролевая игра и обучение иностранным языкам. // Искусство в школе – 2000 №3