"Приобщение детей к национальному языку и национальной культуре"

Автор: Юдина Татьяна Ивановна
Должность: учитель мордовского языка (эрзянского)
Учебное заведение: МБОУ "Чамзинская СОШ №2"
Населённый пункт: пгт Чамзинка
Наименование материала: представление инновационного опыта
Тема: "Приобщение детей к национальному языку и национальной культуре"
Дата публикации: 05.02.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Публичное представление собственного инновационного

педагогического опыта учителя мордовского (эрзянского) языка

МБОУ «Чамзинская средняя общеобразовательная школа

№2» Чамзинского муниципального района Республики Мордовия

Юдиной Татьяны Ивановны

Когда поет душа? Когда её не душат. Когда за слово каждое не отдерут за уши, Когда она летит от края и до края, Свободна и вольна, от счастья замирая. Тогда она живёт, творит, не умирает… Е. Победимская Родители своему ребёнку дарят жизнь в надежде, что его ребёнок будет сам счастлив и принесёт счастье им, родителям, принесёт счастье окружающим.
Что такое счастье?
На этот вопрос ответы могут быть разные. Для меня счастье – найти ответы на простые жизненные вопросы:
Что мне дорого? Что важно? Без чего я не могу обойтись?
Поиск ответов на эти вопросы и есть жизненная философия, которая очень тесно связана с
моей

педагогической

философией
– научить детей верить в себя! А добиться этого можно только благодаря СОТВОРЧЕСТВУ учителя и ученика. Размышляя над подобным соотношением жизненной и педагогической философии, я прекрасно понимаю, что не могу провести грань, где заканчивается моя работа и начинается личная жизнь. Несомненно, моя дорога, зовущая и ведущая к счастью – это педагогический труд, который оставляет пока еще маленький и незаметный след в душах моих учеников. Мне нравится быть учителем эрзянского языка. Я сделала свой выбор и считаю его правильным. Всё имеет свои истоки. И я тоже была ученицей, которая очень любила ходить в школу. И учили меня мои любимые учителя в сельской глубинке. Именно они привили мне бесконечное чувство любви к родному языку. Поэтому, когда встал вопрос, какой факультет выбрать для дальнейшего обучения я, не раздумывая, сделала свой выбор в пользу филологического факультета по специальности «Русский язык и литература , мордовский язык и литература».
Любить, уважать свой народ, прививать нашим детям любовь ко всему национальному – дело благодарное, и ответственное. Ведь мы должны воспитывать гражданина Отечества, способного сберечь и приумножить лучшие традиции нашего народа, сохранить то цельное зерно, из которого произрастает душа. Именно нам необходимо построить «фундамент» успешной жизни нашей Республики, где знают язык, где чтут традиции и обычаи, где жива душа народа. Очень важно познакомить детей не только с лексикой и грамматикой эрзянского языка, но и с духовной культурой мордовского края. Ведь народ только тогда жив, когда бережно сохраняются духовные, нравственные устои и традиции. Главным принципом моей работы являются слова В.О. Ключевского «Чтобы быть хорошим преподавателем, нужно любить то, что преподаешь, и тех, кому преподаешь». Поэтому, любя свой предмет, я многое делаю для того, чтобы заинтересовать им своих учеников. Важно тщательно продумывать ход и содержание уроков. Применять эффективные формы, методы обучения, подбирать занимательный материал, включать игровые моменты в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей, использовать средства обратной связи для постановки общих и личных целей на следующий урок. Какое я испытываю чувство удовлетворения, когда нахожу новые формы, приемы, нестандартные задания, интересные игры, которые помогают передать учащимся все, что я знаю. Так приятно гордиться своими учениками, которые одерживают маленькие победы на каждом уроке, когда с любовью и нежностью относятся к языку, с легкостью изучают лексический материал, не боятся ошибаться. И трудно выразить словами чувство восторга, когда видишь сияющие глаза детей и не можешь выбраться из тесного круга ребят, желающих что-то спросить, что-то сказать, просто постоять рядом. Именно в эти минуты начинаешь чувствовать, что ты нужна детям, что они ждут любого слова одобрения, похвалы, чтобы улыбнуться в ответ своей детской улыбкой. Ради таких мгновений и стоит жить, ведь именно в такие моменты жизни у меня поёт, ликует душа. Это ли не счастье? Меняются дети, меняюсь и я вместе с ними. Мне нравится рассуждать о мире глазами детей. Находить в этом радость и удовлетворение. Думать о своих учениках. Сопереживать их успехам и неудачам. Нести за них ответственность. Любить.… Да, для меня «учитель» – не профессия, не общественное положение, не хобби, не работа.… Для меня быть учителем – это и значит жить, быть счастливым, любить своих учеников, и бесконечно учиться чему-то новому, ранее неизведанному. Ведь недаром говорят: учитель только тогда остаётся учителем, пока сам чему-то учиться.
В этом учебном году я стала классным руководителем. Всячески добиваюсь того, чтобы мои дети получили в ходе обучения не только знания, умения и навыки, соответствующие государственному стандарту, но и освоили компетенции, которые включают в себя «умение жить в изменяющемся мире»: жизненный опыт, ценности, смыслы, традиции, миропонимание. Стараюсь воспитывать у детей современное сознание, которое позволит ему жить, бороться и развиваться в окружающем мире. Дружеское участие, живое и доверительное общение с детьми, пожалуй, одно из главных условий успеха и удовлетворения от своей работы. Учитель должен не «работать с детьми», а жить с ними, делить радости и печали, взлеты и падения, не допуская фальши в отношениях. И поэтому учителю необходимо умение создавать атмосферу доброжелательности, уважения и понимания, всегда быть внимательным и профессиональным в контакте с детьми, чтобы сделать их активными участниками образовательного процесса, пробуждая стремление к личному росту, к высоким достижениям и сотрудничеству. XXI век отличается от других столетий своей информативностью и множеством способов передачи и получения информации. Современный урок невозможно представить без новых ТСО. Ведущим среди них давно стал компьютер. Компьютер вошёл в каждую школу, в каждый класс, в каждый дом. И это хорошо. И я не вхожу в класс на урок без компьютера. Но никакая техника не может заменить живого собеседника, вдохновить, заинтересовать изучаемым материалом. Любое техническое средство обучения, даже самое современное и перспективное, - лишь верный помощник, вспомогательное средство. Живое, эмоциональное учительское слово ничем не удастся заменить. Трудно представить, как даже самая умная машина будет заниматься духовно-нравственным воспитанием учащихся или пробуждать в них желание творить самим. Я счастлива тем, что иду в ногу с современностью, учу детей тому, что человеческое общение нельзя заменить ничем. Основными задачами, которые стоят передо мной, являются научить школьников видеть красоту нашего родного края, воспитывать доброе отношение к людям, природе. Стараюсь воспитывать бережное отношение к национальному языку, традициям и обычаям своего народа. Формирую духовное развитие ученика, любящего свой родной язык, неразрывно связывающего свою судьбу с будущим родного края. И эти задачи необходимо решать таким образом, чтобы каждый ученик проникся любовью, гордостью за свою республику, чтобы он смело мог сказать о том, что он мордвин и гордится тем, что родился, вырос и живёт на
этой замечательной мордовской земле, которая дала миру столько умных и талантливых людей. Я понимаю, что это требует от меня новых знаний, навыков, педагогического мастерства. Я верю в себя, верю в свои возможности, верю в свое предназначение. Для реализации всего задуманного требуется много новых идей, современных подходов, решение трудных вопросов. На данный момент, я работаю над проблемой «Приобщение школьников к национальным языку и национальной культуре». Эта тема выбрана неспроста, с её помощью я бы хотела воспитать поколение, которое будет гордиться своим народом, своей нацией. Главное – чтобы каждый из них стал яркой индивидуальностью, стал личностью, знающей свою историю, происхождение. Если это у моих детей получится – я буду счастлива.
Оказывается, для меня быть учителем – важно, дорого, без этого я

обойтись не могу. Быть учителем для меня – значит быть счастливой.
Я уверена, надежды своих родителей я оправдала; я счастлива сама и стараюсь нести счастье тем, кто находится рядом со мной.
Актуальность и перспективность опыта (степень соответствия

современным тенденциям развития образования, его практическая

значимость).


Многоязычное образование в российской школе рассматривается как одно из приоритетных направлений модернизации школьного образования. Знание языков живущих в одном регионе народов воспитывает уважение к культуре, традициям, даёт основу для развития интеллектуальных и творческих способностей, обогащает личность в процессе самореализации. Конституция Республики Мордовия в качестве государственных определила русский и мордовские (мокшанский, эрзянский) языки. Эффективность их успешного изучения в школах с полиэтническим контингентом обучающихся предполагает формирование уже в начальной школе основ владения русским языком и ознакомление с лексико- семантической системой одного из мордовских языков. Мордовские (мокшанский, эрзянский) языки наряду с русским должны быть активно
включены в структуру сознания и деятельности учащихся, активно использоваться в учебной и внеучебной деятельности В процессе ознакомления учащихся с новым средством общения у них формируется правильное понимание языка как общественного явления, развиваются интеллектуальные, речевые способности, формируется положительный эмоциональный настрой. Моя проблема актуальна тем, что за последнее время наблюдается снижение общей культуры учащихся, интереса к национальному языку и национальной культуре, отсутствие национального ориентира. В настоящее время лингвисты, методисты, школьные и вузовские преподаватели, рассматривая язык как культурно-историческую среду, расширяют традиционные границы объекта изучения, а также активизируют языковые черты, отражающие специфику национального менталитета, что возможно лишь при условии обязательного соблюдения принципа межъязыковых связей. Обучение эрзянскому языку имеет целью воспитание интереса и бережного отношения к языковой культуре родного края. Воспитание бережного отношения к национальному языку, традициям и обычаям своего народа, формирование духовного и физически здорового человека, любящего свой родной язык, неразрывно связывающего свою судьбу с будущим родного края – вот задачи, которые стоят передо мной, как учителем эрзянского языка. Эти задачи необходимо решать таким образом, чтобы каждый ученик проникся любовью, гордостью за свой национальный язык, чтобы он смело мог сказать о том, что он мордвин и что он гордится тем, что родился, вырос и живет на этой замечательной мордовской земле, которая дала миру столько умных и талантливых людей. Современный этап общественного развития наглядно показал, что народная культура составляет важную часть содержания образовательного процесса. Мордовский народ, пройдя многовековой исторический путь,
сумел сохранить свою самобытность, традиции и обычаи, пронизанные идеями гуманизма и уважением к культурам других народов. Практическая значимость данной проблемы заключается в том, что приобщение детей к языку и культуре отвечает современным требованиям, стоящим перед школой, при подготовке конкурентоспособных граждан . Инновации в содержании образования поставили передо мной, как и перед каждым учителем, важные проблемы. Как вовлечь ребенка в активный процесс изучения эрзянского языка? Как повысить качество знаний учащихся? Как сформировать всесторонне развитую личность, востребованную современным обществом? Современное общество испытывает потребность в подготовке людей не только знающих, но и умеющих применять свои знания, поэтому на своих уроках стараюсь создать условия для создания образовательной среды, обеспечивающей развитие и реализацию интеллектуальной культуры учащихся, обеспечивающей подготовку выпускников школы к жизни в условиях информационного общества, реализацию социального заказа, обусловленного процессами глобальной информатизации, в необходимости изменения методов и технологий обучения. Таким образом, актуальность обусловлена самой учебной деятельностью, обновлением содержания обучения, формированием у школьников приемов самостоятельного приобретения знаний, развития активности. Без внутренней мотивации, без пробуждений интереса, усадив детей за парты, усвоение знаний не произойдет. В своей работе стараюсь формировать у детей интерес к национальной культуре, расширять знания об истории мордвы, его обычаях и традициях, о великих людях мордовского народа, воспитывать гордость за свой народ, любовь к Родине, родному краю
Всё это позволяет моим учащимся принимать активное участие в конкурсах, олимпиадах различного уровня, исследовательских работа, а значит, способствует подготовке успешной личности.
Концептуальность (своеобразие и новизна опыта, обоснование

выдвигаемых принципов и приемов).
Основной целью обучения эрзянскому языку является овладение учащихся коммуникативными навыками во всех видах речевой деятельности и развитие способности школьников использовать эрзянский язык как средство общения в диалоге культур. Цель обучения раскрывается в единстве взаимосвязанных компонентов: воспитательного, образовательного, развивающего и практического. Воспитательный компонент предусматривает создание у обучающихся положительного отношения к изучаемому языку, к культуре народа, говорящего на данном языке, уважительного отношения к национальным традициям и обычаям. Соприкосновение с культурными традициями разных народов формирует у учащихся представление о многообразии мира и воспитывает при этом такие личностные качества, как открытость и толерантность. Развитие учащихся предусматривает целенаправленное формирование интеллектуальных и познавательных способностей: языковой и речевой наблюдательности, речемыслительной деятельности, готовности к познавательно - поисковому творчеству. Реализация образовательного компонента предполагает расширение общеобразовательного кругозора учащихся, их знаний об истории и культуре мордовского народа.
Практический результат обученности заключается в формировании умений устной и письменной речи на эрзянском языке, обеспечивающих основные познавательно-коммуникативные потребности учащихся. Новизна моего опыта в том, что разработаны уроки воспитания нравственности средствами произведений мордовской литературы с использованием ИКТ (презентации). Они развивают самостоятельность мышления, воображение, способствуют нравственной стабильности личности, выработке нравственных идеалов, позволяющие воспитывать у детей национальную память, то есть формировать у них внимание к духовной культуре своего народа, интереса и уважения к его историческому прошлому. Знание культурных корней своего народа необходимо потому, что оно позволяет по-настоящему уважать и ценить общечеловеческие, этические и эстетические нормы. Любить, уважать свой народ, язык, прививать нашим детям любовь ко всему национальному – дело и благополучное, и ответственное. Ведь мы должны воспитывать гражданина отечества, способного сберечь и приумножить лучшие традиции нашего народа, сохранить то целительное зерно, из которого произрастает душа. Современное общество ставит перед учителями задачу развития личностно значимых качеств школьников. В связи с этим новизна моего опыта состоит и в совершенствовании средств обучения и развития учащихся, в использовании педагогических инноваций в процессе обучения эрзянскому языку, в творческом переосмыслении традиционных методов обучения с учетом педагогической дидактики, возрастных особенностей и психологии, индивидуально-творческих возможностей и мотивов учащихся.
Наличие теоретической базы опыта


Теоретическая база опыта основывается на положениях ученых- лингвистов (А.П.Феоктистова, М.В.Мосина, М.Т.Бибина, Д.В.Цыганкина, Д.В.Бубриха), методистов-исследователей, учителей-практиков.
Так через все труды Д. В. Цыганкина проходит мысль о том, что «родной язык так сросся с личностью каждого, что изучать его - значит вместе и развивать духовные способности учащегося». Имея в виду соотношение, язык – речь, ученые - методисты сделали такой вывод: учитель обучает детей языку во имя того, чтобы научить их умению целесообразно и правильно пользоваться языковыми средствами для приема и передачи информации. По убеждению ученых, изучение языка лишь как информационного средства не влияет на развитие языкового чутья и, следовательно, не способствует формированию личности. «Путь очеловечивания» возможен лишь при изучении выразительной, духовной силы языка литературных образцов. В течение всего времени преподавания эрзянского языка и литературы мной осуществлялся анализ многочисленных методических материалов и создание собственных. На своих уроках постоянно пользуюсь статьями и разработками журналов «Народное образование», «Сятко», «Чилисема». Р азработаны поурочные планы-конспекты уроков, кружковых занятий, большое количество дидактического материала, в том числе к проверочным и тестовым работам, планы-конспекты открытых уроков и внеклассных мероприятий, которые проводились на уровне республики и района. Мной был создан На заседания районного методического объединения учителей эрзянского языка и литературы готовила выступления и доклады. Также выступала с докладами на районных августовских научно-практических конференциях .


Ведущая педагогическая
идея заключается в совершенствовании учебной деятельности школьников в процессе внеклассной работы для развития познавательного интереса, логического мышления, формировании творческой активности учащихся.

Оптимальность и эффективность средств
Немаловажную роль в приобретении учащимися глубоких и прочных знаний играет организация учебной деятельности школьников на уроках, правильный выбор учителем методов, приемов и средств обучения. Вот уже несколько лет на своих уроках я активно использую ИКТ. Внедрение ИКТ на уроках эрзянского языка помогли мне реализовать идею развивающего обучения. Повысился темп урока, сократилась потеря рабочего времени до минимума, увеличился объем самостоятельной работы, как на уроке, так и при подготовке домашних заданий. Урок получается более ярким и увлекательным. Именно ИКТ позволили мне вместе с моими учениками погрузиться в другой мир, увидеть много нового и интересного, стать активными участниками образовательного процесса. Ведь компьютер-это инструмент с широкими возможностями, позволяющий красочно и интересно изложить материал, подготовить дидактический материал, сопровождающий урок, разработать письменные задания и тесты для учащихся. Информационно- коммуникационные технологии делают возможным удовлетворить множество познавательных потребностей. Эффективными средствами активизации познавательной деятельности включения ребёнка в процессе творчества на уроке являются: - игровая деятельность ( игры «Содык, зяро ?» «Кудыне» «Те кие?» Те мезе?» «Зяроце?» «Зяро?» и другие ); - создание положительных эмоциональных ситуаций (учащиеся поощряются смайлами, пишутся положительные отзывы родителям и другое); - работа в парах (при чтении диалогов); - проблемное обучение;
-конкурсы (на лучшего чтеца, на знание большего количества слов на эрзянском языке по данной теме и другое); -взаимопроверка выполненных работ (при проверке самостоятельных работ в 4-6 классах). В своей деятельности большую роль отвожу работе с родителями. Провожу с ними индивидуальные беседы, посещаю семьи учащихся, провожу « День открытых дверей». Я посещаю общешкольные и классные родительские собрания, где выступаю с докладами.
Результативность опыта
. На уроках эрзянского языка и литературы создаю комфортную психологическую атмосферу, ситуацию успеха, что приносит не только пользу, но и радость общения и учителю, и ученику. Происходят качественные изменения в структуре личности ребенка: он более доверчив, открыт, жаждет познания, избавляется от различных комплексов. Создание развивающей речевой среды на уроках и во внеурочное время направлено на развитие творческих способностей учащихся. Плодотворная работа с детьми позволила мне достичь определенных результатов: - у многих учащихся сформировалась положительная мотивация изучения эрзянского языка и литературы; - более эффективно происходит развитие интеллектуальных умений и навыков учащихся, формируется умение творческого подхода к решению учебных задач, совершенствуется речевое развитие; - обогащается культурный баланс, что позволяет учащимся добиваться реальных успехов в учебе, различных конкурсах, олимпиадах не только муниципального, но и республиканского и межрегионального уровней.
Проводимая мною работа позволяет получать неплохие результаты подготовки учащихся, развивает творческие способности детей. Ученики показывают хорошие результаты предметных олимпиадах, становятся победителями и призерами различных конкурсов. 2015г. 2014 2014 2015 Захватова Ольга Хорина Алина Чалдушкина Ольга Герайкин Алексей Сорокина Анна Конкурс чтецов на мордовском (мокшанском, эрзянском) языке «Родимый край, тобою я живу» Муниципальный этап Межрегиональной олимпиады школьников по мордовскому (эрзянскому) языку Республиканский конкурс художественного чтения на языках народов Республики Мордовия (мокшанский, татарский, эрзянский) «Пою Мордовию мою!» Школьный конкурс творческих работ на эрзянском языке в номинации Призёр Победитель Призёр Призёр Победитель
2015 Чалдушкина Ольга Катрасёва Яна Сорокина Яна «Монь чачома велем» Муниципальный этап Межрегиональной олимпиады школьников по мордовскому (эрзянскому) языку Призёр Призёр Призёр
Возможность тиражирования:


В целях обмена опытом с коллегами провожу открытые уроки, внеклассные мероприятия, мастер- классы, выступаю на педсоветах, совещаниях, МО учителей. Свой материал размещала на сайте МБОУ «Чамзинская средняя общеобразовательная школа № 2» Чамзинского муниципального района. schoolrmschools_cham/sc2cham/ Свои работы публикую в социальной сети работников образования nsportal