"Формирование самосознания ребенка в дошкольный период".

Автор: Чернышева Инна Игоревна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ ЦРР детский сад №123
Населённый пункт: город Воронеж
Наименование материала: статья
Тема: "Формирование самосознания ребенка в дошкольный период".
Дата публикации: 05.02.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Формирование самосознания ребенка в дошкольный период
Тема формирования самосознания в дошкольном возрасте является интересной и актуальной, так как позволяет проследить истоки осознания ребенком себя как индивидуальность, помочь скорректировать его поведение, направив в русло правильного воспитания. В младшем дошкольном возрасте ребенок начинает осознавать себя как личность, определять свое место среди детей и взрослых. Под воздействием этого он формирует свое поведение. В этот период у ребенка развиваются чувства и воля, что способствует его становлению как социального существа. Огромное значение в младшем дошкольном возрасте имеет социальное окружение, которое влияет на формирование определенных качеств ребенка либо положительного, либо отрицательного характера. Поэтому важна роль воспитателя, который должен замечать все негативные моменты в становлении личности ребенка и направить его в колею позитивного развития. В дошкольный период у ребенка происходит развитие самосознания, которое представляет собой процесс осознания своей индивидуальности в физическом, нравственном и общественном аспектах. С точки зрения психологии, самосознание – это сложный психический процесс. У ребенка, сталкивающегося с многообразием обстоятельств деятельности и поведения, формируется множество образов «Я». Он начинает осознавать свою индивидуальность, понимая свое отличие от других людей. О развитии самосознания в дошкольный период писали многие исследователи, среди которых – Б.Г.Ананьев, В.С.Мухина, С.Л.Рубинштейн. Они отмечали, что развитие самосознания проходит несколько этапов (Б.Г.Ананьев), что оно зарождается, когда ребенок начинает осознавать себя субъектом своих действий. С.Л. Рубинштейн писал, что развитие самосознания подготавливает освоение речи. В.С.Мухина подчеркивала, что самосознание тесно связано с постижением ребенка своего «Я» в прошлом, настоящем и будущем. Ребенок начинает по-новому оценивать себя, видя перспективу своего развития. Дети часто представляют себя в будущем сильными, смелыми, способными на многие свершения людьми. Это способствует росту личности, формированию положительных амбиций, умению ставить перед собой большие задачи.
В дошкольный период жизни формирование самосознания у ребенка складывается на основе отношений с другими людьми. Ребенок одновременно проходит ступени социализации и индивидуализации. В семье в детском саду он ощущает себя частью целого, формируется понятие «Мы». Но в тоже время ребенок осознает свою индивидуальность, обособленность от других людей. Складывается понятие «Я», в основе которого лежат деятельность и взаимоотношения. В раннем возрасте (приблизительно до тех лет) у ребенка формируется мнение о самом себе на основе отношений к нему взрослых. Неслучайно в этот период дети называют себя в третьем лице («Сережа пойдет гулять», «лена будет кушать» и т. д.). К концу трех лет они уже умеют ходить, овладевают речью, приобретают простейшие навыки самообслуживания. По мере взросления ребенок начинает понимать, что то или иное действие выполняет именно он, учится отделять себя от других людей. В его речи часто звучит местоимение «Я» («Я хочу», «Я пойду», «Я сам сделаю»). Наблюдая за взрослыми, ребенок стремится им подражать, быть самостоятельным. К трем годам у детей развивается половая идентификация, они четко осознают, кем являются: мальчиком или девочкой. Детские игры тоже носят на себе отпечаток принадлежности к своему полу. Любимая игра девочек - куклы, они кормят их, одевают, укладывают спать, то есть подражают взрослой женщине, ухаживающей за детьми. Мальчики «овладевают» мужскими профессиями: играют в машинки паровозики и строят домики и так далее. Существует такое понятие как кризис раннего возраста. Он выражается в том, что ребенок хочет быть таким же независимым, как взрослый человек, но не умеет учитывать своих реальных возможностей. В это время ребенок становится упрямым, строптивым, и взрослым трудно наладить с ним правильные отношения. В 4-5 лет ребенок учится оценивать поступки других людей. Вначале он при оценке их действий ставит во главу угла свое собственное отношение к этим людям. Позднее отношение к людям, персонажам сказок, рассказов строится, исходя из конкретных обстоятельств, из поступков людей или героев повествования. К старшему дошкольному возрасту (6-7лет) детям становятся понятны не только свои действия и качества характера, но и переживания, желания, мотивы поступков. В мире своего «Я» ребенок впускает других людей, учится понимать окружающих, сопереживать им. Границы его мира, его «Я» раздвигаются, в нем занимают место другие люди – как такие же важные личности, что и он сам.
Это – этап нормального возрастного развития межличностных отношений ребенка с другими людьми. К сожалению, в жизни часто встречаются дети с проблемным поведением. Проблемное поведение ребенка, сопряжено с повышенной агрессивностью, конфликтностью или же с неуверенностью в себе, требует особого подхода. Как показывает практика, в основе неумения строить отношения с другими людьми лежит противоречие между положительной оценкой ребенка самого себя и той оценкой, какую ему дают другие. Одни дети при этом становятся робкими, неуверенными в себе, другие – конфликтными и агрессивными. Потребность в уважении и признании конфликтных детей в дошкольном возрасте является причиной их неадекватности поведения. Основные направления формирования самосознания у дошкольников лежат в области развития самооценки и самоконтроля, осознания себя во времени и пространстве, половой идентификации и осознания своей индивидуальности. Развиваясь, дети все больший интерес проявляют к окружающему миру. Начиная с четырех лет, проявления самостоятельности и активности в познании окружающего мира, как отмечает Р. Берне, должны встретить понимание со стороны родителей, если они хотят сформировать у ребенка положительную самооценку. Поддержка взрослых для ребенка очень важна, когда он исследует окружающий мир, проявляет любознательность. Это способствует тому, в будущем ребенок сможет развиваться как активная творческая личность. И наоборот, непонимание, и неодобрение взрослых могут привести к созданию у ребенка комплекса вины за свою любознательность. Важной вехой в развитии самосознания ребенка, в формировании его «Я» является освоением им речи. К трем годам дети все чаще употребляют местоимение «Я», подчеркивая свою индивидуальность. Очень рано ребенок начинает откликаться на свое имя. Он понимает, что его имя отождествляется с ним самим. С этого момента начинается осознание собственной индивидуальности, формирование Я-концепции. Все сравнения и эпитеты, которые ребенок слышит в свой адрес, влияют на его отношения к себе. Поэтому важно отделять оценку личности ребенка от оценки его поступков. Например: вместо того, чтобы сказать: «Коля! Ты разбил вазу! Какой ты плохой мальчик!», надо произнести: «Зачем ты разбил вазу? Как же, Коля, ты сегодня плохо поступил!» Если родители и воспитатели хвалят ребенка за его действительные успехи (именно хвалят, а не захваливают), то это помогает формированию у него положительной самооценки, способствует развитию уверенности в себе.
В формировании самосознания у ребенка большую роль играет общение со взрослыми и сверстниками, взаимодействие с миром природы и миром вещей. Именно взрослые должны воспитывать в детях нравственные качества, объяснять, почему надо поступать так, а не иначе. При правильном воспитании дети осознают, что правдивость, честность, вежливость, умение признавать свои ошибки и просить прощения – это положительные качества, которые помогают в развитии отношений как у детьми, так и со взрослыми. Наоборот, если ребенок превращается в идола, его негативные поступки прикрываются и отсутствует должное нравственное воспитание, он вырастает закоренелым эгоистом, что в будущем создаст большие проблемы как людям, соприкасающимся с ним, так и ему самому. Поэтому крайне важно, чтобы и семья, и дошкольные учреждения стремились сформировать у ребенка правильное самосознание.
Практические рекомендации по формированию самосознания дошкольника:
- помочь ребенку освоиться в группе; - дать детям представление о внутреннем мире человека, о своем месте в окружающем мире; - поощрять у ребенка интерес к своей личности; - сформировать положительное отношение к своему «Я»; - настроить ребенка на осознание ценности своей личности, помочь разобраться во всечеловеческих ценностях, направить на формирование нравственной позиции; - корректировать отрицательные качества характера и поведения; - научить детей анализировать и оценивать поведение на основе существующих образцов; - повысить самооценку; Воспитывать такие качества как сострадание, поддержка, умение радоваться успехам других; - развивать творческие способности детей, их любознательность, наблюдательность; - развивать познавательную, двигательную активность, а также память, внимание воображение, мыслительную деятельность; - сплотить детский коллектив; - проводить различные мероприятия вместе с детьми и родителями;