Тема: "Незнайка в гостях у ребят" образовательная область "Познавательное развитие"
Автор: Атнажева Галина Фёдоровна Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №1"
Населённый пункт: Оренбургская область, Беляевский район, село Беляевка
Наименование материала: Конспект образовательной деятельности
Тема: Тема: "Незнайка в гостях у ребят" образовательная область "Познавательное развитие"
КОНСПЕКТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ТЕМА: «НЕЗНАЙКА В ГОСТЯХ У РЕБЯТ»
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ
ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ
Выполнила:
Атнажева
Галина Фёдоровна
воспитатель МБДОУ
«Детский сад №1»
с.Беляевка
Беляевка 2015
СОДЕРЖАНИЕ
№
Раздел
Стр.
I.
Пояснительная записка
6-7
II.
Конспект образовательной деятельности
8-16
III.
Самоанализ занятия
17-18
IV.
Список литературы
19
1
Актуальность
использования
исследовательской
деятельности,
исследовательского поведения ребенка в практике познавательного развития
ребенка
в
современном
дошкольном
образовании
обусловлено
главной
особенностью современного мира — его высокой динамичностью.
Исследовательская деятельность ведет за собой познавательное развитие
ребенка, которое согласно ФГОС ДО предполагает:
развитие
интересов
детей,
любознательности
и
познавательной
мотивации;
формирование познавательных действий, становление сознания;
2
развитие воображения и творческой активности;
формирование первичных представлений о себе, других людях,
объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего
мира;
развивает у детей познавательную активность, приучает действовать
самостоятельно, планировать работу и доводить ее до положительного
результата.
В результате у ребенка развиваются специальные знания, умения и
навыки исследовательского поиска (по Савенкову): видеть проблемы; ставить
вопросы; выдвигать гипотезы давать определение понятиям; классифицировать;
наблюдать;
проводить
эксперименты;
делать
умозаключения
и
выводы;
структурировать материал; готовить собственные мини-доклады; объяснять,
доказывать и защищать свои идеи.
С
помощью
взрослого
и
самостоятельно
ребенок
усваивает
разнообразные связи в окружающем мире: вступает в речевые контакты со
сверстниками и взрослыми, делиться своими впечатлениями, принимает
участие в разговоре. В процессе детского исследования ребёнок получает
конкретные,
познавательные
навыки:
учится
наблюдать,
рассуждать,
планировать работу, учится прогнозировать результат, экспериментировать,
сравнивать, анализировать делать выводы и обобщения, словом развивает
познавательные способности. Поэтому, детям предоставляется дополнительная
возможность приобщаться к исследовательской работе, как ведущему способу
познания окружающего мира. Данное занятие входит в общую систему занятий.
I.
Организационная информация
Приме
чание
1.
1
Доминирующая
образовательная
область
Познавательное развитие.
1.
2
Вид деятельности
детей
познавательно-исследовательская,
игровая, коммуникативная.
II.
Методическая информация
1.
Тема
«Незнайка в гостях у ребят»
3
образовательной
деятельности
2.
Методы и приемы
реализации
содержания
занятия
Мотивация деятельности детей и
целеполагание (создание ситуации
успеха; сюрпризный момент)
Игровая деятельность (игра «Собери
урожай», «Огородник»)
Беседа, объяснение, рассуждение.
Сопровождение педагогом
самостоятельной деятельности детей.
3.
Интеграция
образовательных
областей
Познавательное развитие
(
развитие
интересов детей, любознательности и
познавательной мотивации
,
в процессе
знакомства со свойствами картофеля)
социально-коммуникативное
развитие
(
развитие общения и
взаимодействия ребёнка со взрослыми и
сверстниками ) в процессе
исследовательской деятельности ,
речевое развитие
(
обогащение
активного словаря ), физическое
(
развитию равновесия, координации
движения, крупной и мелкой моторики
обеих рук в процессе физ.минутки)
4.
Возрастная
группа:
Подготовительная группа
5.
Цель:
Развитие познавательно-
исследовательской деятельности у детей
старшего дошкольного возраста в
процессе изучения свойств картофеля.
6.
Задачи:
6.1
Формировать представления об истории
появления картофеля в меню россиян.
6.2
Развивать способность действовать по
инструкции в процессе реализации
эксперимента.
6.3
Формировать восприятие
познавательного текста в процессе
просмотра видеоматериалов и
обсуждения его познавательной ценности
6.4
Формирование навыков взаимодействия в
процессе экспериментальной
4
деятельности (высказывание
предположений, обсуждение их,
проверка, выводы)
7.
Планируемые
результаты:
7.1
Способен проводить эксперимент ( на
основе карты эксперимента) и
потребность в доведении окружающих
его результатов
7.2
Инициативен и самостоятелен в
процессе экспериментирования, игре,
общении.
7.3
Устойчивый интерес к познавательным
материалам (видео, аудио, энциклопедии)
и способность к передаче новых сведений
окружающим
7.4
Способен установить и четко следовать
правилам взаимодействия со
сверстниками в процессе познавательной
деятельности.
8.
Организация
среды для
проведения
занятия
(образовательной
деятельности)
Загадка о картошке, клубни картофеля
разных сортов, карточки (для
фиксирование результата). Терка,
крахмал, мука, пипетки, йод, кисель,
накрахмаленные салфетки, лупы,
полотенце для каждого ребенка.
9
Подготовка к
образовательной
деятельности на
занятии в
режимные
моменты
Чтение художественной литературы: «Эта
забавная картошка» (сказка), заучивание
пословиц о картошке.
Художественное творчество: Конкурс
детского рисунка «Мисс Картофелина»
Физическое развитие (подвижные игры)
«Огородник» « Собери урожай»
Конспект занятия (образовательной деятельности)
I.
Вводная часть
3
минуты
1.1
Введение в тему
(создание
проблемной
ситуации)
-Назовите мне самый главный продукт на
нашем столе? Русская кухня славится
русским караваем. Вторым по
значимости важным продуктом питания
после хлеба является картошка, ее
называют вторым хлебом. Уверены ли
5
мы, что всё мы знаем о картошке?
1.2
Мотивация
деятельности
детей
Персонаж Незнайка, который любит, но
не знает пользы картошки.
Звучит веселая музыка, и в группу входит
гость, Незнайка с корзиной картошки.
-Здравствуйте, ребята, я гостил у
Мальвины. Она меня угощала очень
вкусными порожками из чудесного
овоща. Расскажите мне, пожалуйста, об
этом овоще. Отгадайте загадку:
Закопали в землю в мае,
И сто дней не вынимали,
А когда копать пошли,
Сразу десять вдруг нашли!
Неказиста, шишковата,
А придет на стол она,
Скажут весело ребята:
«Ну, рассыпчата, вкусна!»
-Правильно, это картошка.
Незнайка просит рассказать о картошке,
где можно узнать о ней?
Предлагаю детям пройти в «Кинозал»
для просмотра фильма о картофеле.
1.3
Целеполагание (с
помощью
педагога дети
формулируют
цель своей
деятельности или
принимают цель
педагога)
Изучить историю появления в русской
кухни картофеля и его вкусовые качества,
его свойства (уметь найти необычное в
обычном картофеле).
II.
Основная часть:
2.1
Актуализация
ранее
приобретенных
знаний
-Ребята, а часто ли вы едите этот овощ? -
Какие знаете блюда из картофеля?
(ответы детей)
В некотором царстве, в некотором
государстве
Не на марсе и не на луне, жила
картошечка в земле.
2
минуты
6
Свойства царское имела, накормить
народ сумела.
Словом наша речь о том,
Как пришел картофель в дом!
О всех свойствах, об уходе.
Об работе в огороде.
О поделках, вкусной пище
Многое должны узнать. И уже пора
начать.
2.2
Добывание
(сообщение и
приятие) нового
знания
Откуда же взялась картошка в России?
Это растение родом из Южной Америки.
Испанские мореплаватели почти 400 лет
назад привезли несколько клубней в
Европу, но европейцы не сразу стали
использовать картофель в пищу – не
пришлась она им по вкусу, их привлекли
цветы этого растения. Знатные дамы
украшали цветами картофеля платья и
шляпки. А в Россию привёз картофель
царь Петр 1, 300 лет назад. Но и русским
людям поначалу не понравился этот
овощ. Крестьяне отказывались его
сажать, даже бунтовали, называли его
чертовым яблоком. - Однажды крестьяне
рассердились, выкопали картофельное
растение с корнями и бросили в костёр,
чтобы оно сгорело. Когда огонь погас,
люди увидели в золе аппетитные,
румяные клубни. Это была печёная
картошка. Теперь же мы не представляем
себе жизни без картошки, зовём его
«вторым хлебом». В картошке есть
витамины необходимые для человека. -
Издавна известны и целебные свойства
картофеля.
Незнайка - вас лечили, когда-нибудь
картошкой? Если лечили, то как? При
каких болезнях? (ответы детей) - да,
ребята, кашицу из сырого протертого
картофеля прикладывают при ожогах;
при простуде рекомендуют вдыхать
горячий пар от сваренного картофеля;
если болит желудок, пьют картофельный
10
минут
7
сок.
- Ребята, а что должен делать человек,
чтобы вырастить хороший урожай
картофеля? (вскопать землю, посадить
картошку, окучивать, удобрять, бороться
с вредителями, поливать, потом выкопать
картошку).
Физкультминутка. «Собери урожай»
Чтобы собрать урожай, нужно сначала
посадить картофель, делаем наклон
вперед. Лето наступило, солнышко сияет,
и картофель быстро растет. Поднимите
руки, тянитесь вверх, покажите, как
растет картофельный куст. Ветер
сильный дует, качаем вытянутыми
руками в стороны. И грохочет гром,
топаем ногами. А картофелю это
нипочем. Снова в синем небе солнышко
сияет, и картофель снова быстро
вырастает, тянемся, потянемся вверх.
Картофель вырос, пора собирать урожай,
делаем наклоны, убирая картофель.
Молодцы, ребята.
2.3
Самостоятельная
деятельность
детей по
закреплению
нового знания
Опытно-
экспериментальн
ая деятельность.
Сейчас мы с вами ребята будем, как
учёные, проводить эксперименты,
которые помогут нам с вами узнать какая,
она – картошечка, из чего состоит.
Давайте перейдём в нашу лабораторию
(дети садятся за столы)
-Нас здесь встречает знаменитый овощ:
Кругла, рассыпчата, бела, на стол она с
полей пришла. Ты посоли её немножко,
ведь правда, вкусная … картошка. Вот
она душечка-голубушка . А теперь
возьмите по картофелю в руки и
рассмотрите его. Какого он цвета? А
какой он формы? Картофель бывает
разных сортов, поэтому он имеет разный
цвет и отличается по форме клубней. Это
13
минут
8
- как у людей, все мы отличаемся друг от
друга. У Леры волосы светлые, а у Вики
тёмные. Юра высокий, а Саша пониже.
Так и картофельные клубни отличаются
друг от друга. Какой картофель на
ощупь? А теперь рассмотрим зелёный
клубень. Может это тоже особый сорт?
Нет, такой позеленевший картофель ни в
коем случае нельзя использовать для
приготовления блюд – он ядовит и
опасен! Сейчас мы увидим, какие
вещества входят в состав картофеля.
Опыт 1. Попробуем стекой у картошки
соскоблить кожицу. Что произошло с
картофелем? (Ответы детей) То есть
картошка покрыта кожурой. (На
доску прикрепляем соответствующую
карточку) - А теперь посмотрим на
кружочки картофеля через лупу. Что вы
видите?
(капельки жидкости, на доску
прикрепляем соответствующую
карточку)
- Предлагаю вам проделать следующий
опыт. Опыт 2 . На разрезанный
картофель, пипеткой нанесу каплю йода.
Обратите внимание, какого цвета
картофель на срезе и какого цвета йод?
(дети рассматривают). Будьте
внимательны: что происходит с
картофелем, когда я капнула йод на него?
Каким цветом он стал? (Картофель стал
фиолетовым цветом). – В картофеле
находится крахмал. Под воздействием
йода крахмал поменял цвет. Давайте
попробуем выделить крахмал из клубней
картофеля. Для этого я возьму мелкую
тёрку, и натру картофель в тарелку на
этой терке. Получилась своеобразная
кашица. Немного подождем, и увидим,
что появилась в кашице жидкость. Что
это? (Это картофельный сок). Теперь
тертый картофель зальем водой, немного
подождем и профильтруем через марлю.
Вода вымывает крупинки крахмала из
9
картофеля. Придется немного подождать,
чтобы крахмал осел на дно, затем сольем
воду. Что вы видите? ( дети: что- то
белое) - Это вещество и есть крахмал.
Он немножко не такой, как
промышленный. А какой? Он
желтоватый, не сыпется (потому что
влажный). А чтобы наш крахмал был
белый и сухой, его нужно долго
промывать, а потом просушить. Это
длительный процесс. Посмотрите, такой
же крахмал продается в магазине (дети
трогают его руками) Из крахмала можно
приготовить кисель. Его добавляют в
тесто при выпечке некоторых изделий,
крахмалят белье, салфетки. Посмотрите,
накрахмаленное белье красиво и свежо
выглядит, хрустит. Общий вывод: из
картофеля мы выделили: воду, крахмал. -
Конечно, в картофеле есть и другие
полезные вещества, (витамины С,
различные микрочастицы). Но чтобы их
увидеть, необходима более сложная
аппаратура. - Сейчас у нас в лаборатории
перерыв. Предлагаю вам сыграть в
подвижную игру «Огородник» - Ах,
картошка, ты картошка, кормишь ты
честной народ! Если есть картошка в
доме, будешь сытым круглый год! (дети
становятся в круг, в центре – огородник,
у него завязаны глаза и в руках палка.
Дети идут по кругу проговаривая слова.
После этого огородник стучит палкой об
пол. Дети спрашивают «Ко там?»
-«Огородник»-«Зачем пришел?»- «За
картошкой». Водящий на ребенка
надевает маску картофеля и этот ребенок
говорит: «Я». Если огородник угадал по
голосу ребенка, то он его догоняет, сняв
повязку с глаз.) Но мы еще не все узнали
про крахмал. Предлагаю продолжить
исследования. Занимайте свои места в
лаборатории. Опыт 3 .Сравнение
крахмала с мукой.- Как вы думаете,
почему крахмал назвали картофельной
10
мукой? - У вас на столе стоят тарелочки
с мукой и крахмалом. Сравните эти два
вещества с полосками белого цвета.- Что
можно сказать о цвете муки?, крахмала?
(в таблице сравнения муки и крахмала
отмечаем все сходства и различия).-
Попробуйте пшеничную муку и
картофельный крахмал на ощупь. Что
можно сказать об ощущениях, когда
трогаем муку? Крахмал? Вывод: Мука
мягкая, не скрипит, а крахмал хрустит.
Какой у веществ запах? (Вспомнить
правило, «как держать форму, когда
определяем запах веществ») Вывод:
крахмал и мука не имеют запаха.
Попросить рассказать о результатах
сравнения по схеме 1-2 человека.
Опыт 4 . Как узнать содержится ли
крахмал в других овощах? (при помощи
йода, мы сможем узнать, в каких овощах
есть крахмал). Раздать детям тарелки с
нарезанными овощами (моркови,
картошки) баночками с йодом и
пипеткой. Дети проводят опыт: капают
йодом на каждый овощ и смотрят,
поменял ли йод цвет (ответы детей)-
Теперь, как настоящие исследователи,
занесите ваши результаты опыта в
карточки ( у детей карточки с
изображением тех овощей, которые лежат
на тарелках, нужно напротив овоща
поставить кружок темно-синего цвета
или коричневого, в зависимости от
наличия крахмала в данном овоще).
Вывод : крахмал есть только в картофеле.
- Итак, мы сегодня с вами сделали
открытия: 1. Картофель состоит из воды и
крахмала . 2. Крахмал содержится только
в картофеле . 3. Мука и крахмал похожи
по цвету, не имеют запаха, но отличаются
на ощупь. 4. Крахмал при
взаимодействии с йодом становится
11
темно-синего цвета.
III.
Заключительная
часть
3.1
Анализ и
самоанализ
деятельности
детей
Предложить вспомнить, о каком овоще
говорили, что нового о нем узнали о
таком обычном и привычном для нас
растении как картошка. Теперь своими
знаниями и умениями вы сможете
удивить и научить своих родных и
друзей. Спасибо вам за активную работу.
Незнайка . Молодцы! Сегодня из вас
получились отличные исследователи!
Мне понравилось у вас в гостях и на
память о нашей встречи я хочу
подарить вам вот такие записные книжки.
В них вы можете записывать результаты
новых опытов.
Предложить Незнайке и детям пройти в
кафе и попробовать кисель (2-й завтрак)
2
минуты
IV.
Дальнейшая разработка темы
4.1
Изготовление
салата из «Книги
рецептов»
«Винегрет»
Трудова
я
деятель
ность в
саду
4.2
Проведение
развлечение
«Ах, картошка, ты картошка, кормишь ты
честной народ»
Во
второй
полови
не дня в
саду
4.3
Выставка
поделок из
картошки
«Эта забавная картошка»
дома
12
Самоанализ занятия
Непосредственно-образовательная деятельность была проведена в форме
группового занятия, с элементами игры и экспериментальной деятельности.
Перед проведением занятия проводилась большая предварительная работа.
Чтение художественной литературы: «Эта забавная картошка» (сказка),
разучивание пословиц о картошке.
Художественное творчество: Конкурс детского рисунка «Мисс Картофелина»
Физическое развитие (подвижные игры)« Огородник» « Собери урожай»
В рамках направления развития воспитанников занятие является познавательно
- речевым. В ходе работы происходит интеграция таких образовательных
областей, как коммуникации — происходит развитие устной речи и активизация
словарного запаса по теме (беседы), познания — развитие познавательно-
исследовательской деятельности при применении ранее полученных знаний
(экспериментирование), чтения художественной литературы — при
приобщении к словесному искусству (пословицам, загадкам, стихам),
физической культуры — проведение подвижных игр и физкультминуток.
На протяжении всего занятия происходит постоянная смена видов деятельности
(игры, эксперименты, беседы), и в достаточной мере прослеживается
наглядность (просмотр слайдов, опыты, схемы).
Работа с детьми.
Игровой прием, персонажа Незнайки, в начале занятия позволил вызвать
интерес у детей, плавно перейти непосредственно к занятию и создать нужный
благоприятный эмоциональный настрой детей на протяжении всего занятия.
13
В результате этой мотивации ребята на занятии проявляли интерес не только к
подвижным играм, но и активно участвовали в проведении эксперимента,
делали самостоятельные выводы, а так же принимали активное участие в
беседах.
Дети остались очень довольными, что узнали много нового и интересного про
знакомый им картофель.
Работа с родителями : провести небольшую беседу с пояснением того, какая
работа была проведена с детьми, а так же рассказать домашнее задание:
сделать поделку из картошки на выставку и, посадить дома с ребенком клубень
картофеля так, что глазок был виден над землей, ухаживать за ним и наблюдать
рост до появления маленьких новых клубеньков, делать выводы и заполнять их
в виде таблицы.
Сроки
Фаза роста
Таблицу принести в детский сад, где будут сделаны совместные с детьми
выводы.
Вывод по занятию:
Структура занятия соответствует цели и задачам, все этапы были логически
взаимосвязаны, материал, излагаемый детям, был им доступен, достоверен.
Содержание занятия позволило детям реализовать себя в активной
деятельности, методы и приёмы обучения были выбраны правильно.
Занятие способствует всестороннему развитию, прочному закреплению
полученных ранее знаний и в тоже время не приводит к утомлению, так как
предусмотрена четкая регламентация деятельности, в соответствии с
возрастными физиологическими возможностями детей (правильное
чередование различных видов деятельности, проведение физических, игровых
минуток, создание гигиенических условий во время занятия)
Использование сочетания индивидуальных, групповых и фронтальных форм
организации деятельности учащихся позволило достигнуть высокой степени
активности детей.
14
Считаю, что совместная деятельность с детьми удалась, занятие достигло
своей цели.
Использованная литература
1.ЗубковаН.М. « Воз и маленькая тележка»,
« Научные ответы на детские «почему?»
2. ТугушеваГ.П., ЧистяковаА.Е.
«Экспериментальная деятельность детей среднего
и старшего дошкольного возраста»
15