Тема: "Незнайка в гостях у ребят" образовательная область "Познавательное развитие"

Автор: Атнажева Галина Фёдоровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №1"
Населённый пункт: Оренбургская область, Беляевский район, село Беляевка
Наименование материала: Конспект образовательной деятельности
Тема: Тема: "Незнайка в гостях у ребят" образовательная область "Познавательное развитие"
Дата публикации: 05.02.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

КОНСПЕКТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТЕМА: «НЕЗНАЙКА В ГОСТЯХ У РЕБЯТ» ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ Выполнила: Атнажева Галина Фёдоровна воспитатель МБДОУ «Детский сад №1» с.Беляевка Беляевка 2015
СОДЕРЖАНИЕ

Раздел
Стр.
I.

Пояснительная записка
6-7
II.

Конспект образовательной деятельности
8-16
III.

Самоанализ занятия
17-18
IV.

Список литературы
19 1


Актуальность использования исследовательской деятельности, исследовательского поведения ребенка в практике познавательного развития ребенка в современном дошкольном образовании обусловлено главной особенностью современного мира — его высокой динамичностью. Исследовательская деятельность ведет за собой познавательное развитие ребенка, которое согласно ФГОС ДО предполагает:  развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации;  формирование познавательных действий, становление сознания; 2
 развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира;  развивает у детей познавательную активность, приучает действовать самостоятельно, планировать работу и доводить ее до положительного результата. В результате у ребенка развиваются специальные знания, умения и навыки исследовательского поиска (по Савенкову): видеть проблемы; ставить вопросы; выдвигать гипотезы давать определение понятиям; классифицировать; наблюдать; проводить эксперименты; делать умозаключения и выводы; структурировать материал; готовить собственные мини-доклады; объяснять, доказывать и защищать свои идеи. С помощью взрослого и самостоятельно ребенок усваивает разнообразные связи в окружающем мире: вступает в речевые контакты со сверстниками и взрослыми, делиться своими впечатлениями, принимает участие в разговоре. В процессе детского исследования ребёнок получает конкретные, познавательные навыки: учится наблюдать, рассуждать, планировать работу, учится прогнозировать результат, экспериментировать, сравнивать, анализировать делать выводы и обобщения, словом развивает познавательные способности. Поэтому, детям предоставляется дополнительная возможность приобщаться к исследовательской работе, как ведущему способу познания окружающего мира. Данное занятие входит в общую систему занятий.
I.

Организационная информация

Приме

чание

1.

1

Доминирующая

образовательная

область
Познавательное развитие.
1.

2

Вид деятельности

детей
познавательно-исследовательская, игровая, коммуникативная.
II.

Методическая информация

1.

Тема
«Незнайка в гостях у ребят» 3

образовательной

деятельности

2.

Методы и приемы

реализации

содержания

занятия
Мотивация деятельности детей и целеполагание (создание ситуации успеха; сюрпризный момент) Игровая деятельность (игра «Собери урожай», «Огородник») Беседа, объяснение, рассуждение. Сопровождение педагогом самостоятельной деятельности детей.
3.

Интеграция

образовательных

областей

Познавательное развитие
( развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации , в процессе знакомства со свойствами картофеля)
социально-коммуникативное

развитие
( развитие общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками
)
в процессе исследовательской деятельности
,

речевое развитие
( обогащение активного словаря
), физическое
( развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук в процессе физ.минутки)
4.

Возрастная

группа:
Подготовительная группа
5.

Цель:
Развитие познавательно- исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста в процессе изучения свойств картофеля.
6.

Задачи:

6.1
Формировать представления об истории появления картофеля в меню россиян.
6.2
Развивать способность действовать по инструкции в процессе реализации эксперимента.
6.3
Формировать восприятие познавательного текста в процессе просмотра видеоматериалов и обсуждения его познавательной ценности
6.4
Формирование навыков взаимодействия в процессе экспериментальной 4
деятельности (высказывание предположений, обсуждение их, проверка, выводы)
7.

Планируемые

результаты:

7.1
Способен проводить эксперимент ( на основе карты эксперимента) и потребность в доведении окружающих его результатов
7.2
Инициативен и самостоятелен в процессе экспериментирования, игре, общении.
7.3
Устойчивый интерес к познавательным материалам (видео, аудио, энциклопедии) и способность к передаче новых сведений окружающим
7.4
Способен установить и четко следовать правилам взаимодействия со сверстниками в процессе познавательной деятельности.
8.

Организация

среды для

проведения

занятия

(образовательной

деятельности)
Загадка о картошке, клубни картофеля разных сортов, карточки (для фиксирование результата). Терка, крахмал, мука, пипетки, йод, кисель, накрахмаленные салфетки, лупы, полотенце для каждого ребенка.
9

Подготовка к

образовательной

деятельности на

занятии в

режимные

моменты
Чтение художественной литературы: «Эта забавная картошка» (сказка), заучивание пословиц о картошке. Художественное творчество: Конкурс детского рисунка «Мисс Картофелина» Физическое развитие (подвижные игры) «Огородник» « Собери урожай»
Конспект занятия (образовательной деятельности)

I.

Вводная часть
3 минуты
1.1

Введение в тему

(создание

проблемной

ситуации)
-Назовите мне самый главный продукт на нашем столе? Русская кухня славится русским караваем. Вторым по значимости важным продуктом питания после хлеба является картошка, ее называют вторым хлебом. Уверены ли 5
мы, что всё мы знаем о картошке?
1.2

Мотивация

деятельности

детей
Персонаж Незнайка, который любит, но не знает пользы картошки. Звучит веселая музыка, и в группу входит гость, Незнайка с корзиной картошки. -Здравствуйте, ребята, я гостил у Мальвины. Она меня угощала очень вкусными порожками из чудесного овоща. Расскажите мне, пожалуйста, об этом овоще. Отгадайте загадку: Закопали в землю в мае, И сто дней не вынимали, А когда копать пошли, Сразу десять вдруг нашли! Неказиста, шишковата, А придет на стол она, Скажут весело ребята: «Ну, рассыпчата, вкусна!» -Правильно, это картошка. Незнайка просит рассказать о картошке, где можно узнать о ней? Предлагаю детям пройти в «Кинозал» для просмотра фильма о картофеле.
1.3

Целеполагание (с

помощью

педагога дети

формулируют

цель своей

деятельности или

принимают цель

педагога)
Изучить историю появления в русской кухни картофеля и его вкусовые качества, его свойства (уметь найти необычное в обычном картофеле).
II.

Основная часть:

2.1

Актуализация

ранее

приобретенных

знаний
-Ребята, а часто ли вы едите этот овощ? - Какие знаете блюда из картофеля? (ответы детей) В некотором царстве, в некотором государстве Не на марсе и не на луне, жила картошечка в земле. 2 минуты 6
Свойства царское имела, накормить народ сумела. Словом наша речь о том, Как пришел картофель в дом! О всех свойствах, об уходе. Об работе в огороде. О поделках, вкусной пище Многое должны узнать. И уже пора начать.
2.2

Добывание

(сообщение и

приятие) нового

знания
Откуда же взялась картошка в России? Это растение родом из Южной Америки. Испанские мореплаватели почти 400 лет назад привезли несколько клубней в Европу, но европейцы не сразу стали использовать картофель в пищу – не пришлась она им по вкусу, их привлекли цветы этого растения. Знатные дамы украшали цветами картофеля платья и шляпки. А в Россию привёз картофель царь Петр 1, 300 лет назад. Но и русским людям поначалу не понравился этот овощ. Крестьяне отказывались его сажать, даже бунтовали, называли его чертовым яблоком. - Однажды крестьяне рассердились, выкопали картофельное растение с корнями и бросили в костёр, чтобы оно сгорело. Когда огонь погас, люди увидели в золе аппетитные, румяные клубни. Это была печёная картошка. Теперь же мы не представляем себе жизни без картошки, зовём его «вторым хлебом». В картошке есть витамины необходимые для человека. - Издавна известны и целебные свойства картофеля.
Незнайка -
вас лечили, когда-нибудь картошкой? Если лечили, то как? При каких болезнях? (ответы детей) - да, ребята, кашицу из сырого протертого картофеля прикладывают при ожогах; при простуде рекомендуют вдыхать горячий пар от сваренного картофеля; если болит желудок, пьют картофельный 10 минут 7
сок. - Ребята, а что должен делать человек, чтобы вырастить хороший урожай картофеля? (вскопать землю, посадить картошку, окучивать, удобрять, бороться с вредителями, поливать, потом выкопать картошку).
Физкультминутка. «Собери урожай»
Чтобы собрать урожай, нужно сначала посадить картофель, делаем наклон вперед. Лето наступило, солнышко сияет, и картофель быстро растет. Поднимите руки, тянитесь вверх, покажите, как растет картофельный куст. Ветер сильный дует, качаем вытянутыми руками в стороны. И грохочет гром, топаем ногами. А картофелю это нипочем. Снова в синем небе солнышко сияет, и картофель снова быстро вырастает, тянемся, потянемся вверх. Картофель вырос, пора собирать урожай, делаем наклоны, убирая картофель. Молодцы, ребята.
2.3

Самостоятельная

деятельность

детей по

закреплению

нового знания

Опытно-

экспериментальн

ая деятельность.
Сейчас мы с вами ребята будем, как учёные, проводить эксперименты, которые помогут нам с вами узнать какая, она – картошечка, из чего состоит. Давайте перейдём в нашу лабораторию (дети садятся за столы) -Нас здесь встречает знаменитый овощ: Кругла, рассыпчата, бела, на стол она с полей пришла. Ты посоли её немножко, ведь правда, вкусная … картошка. Вот она душечка-голубушка
.
А теперь возьмите по картофелю в руки и рассмотрите его. Какого он цвета? А какой он формы? Картофель бывает разных сортов, поэтому он имеет разный цвет и отличается по форме клубней. Это 13 минут 8
- как у людей, все мы отличаемся друг от друга. У Леры волосы светлые, а у Вики тёмные. Юра высокий, а Саша пониже. Так и картофельные клубни отличаются друг от друга. Какой картофель на ощупь? А теперь рассмотрим зелёный клубень. Может это тоже особый сорт? Нет, такой позеленевший картофель ни в коем случае нельзя использовать для приготовления блюд – он ядовит и опасен! Сейчас мы увидим, какие вещества входят в состав картофеля.
Опыт 1.
Попробуем стекой у картошки соскоблить кожицу. Что произошло с картофелем? (Ответы детей) То есть картошка покрыта кожурой. (На доску прикрепляем соответствующую карточку) - А теперь посмотрим на кружочки картофеля через лупу. Что вы видите? (капельки жидкости, на доску прикрепляем соответствующую карточку)
-
Предлагаю вам проделать следующий опыт.
Опыт 2
. На разрезанный картофель, пипеткой нанесу каплю йода. Обратите внимание, какого цвета картофель на срезе и какого цвета йод? (дети рассматривают). Будьте внимательны: что происходит с картофелем, когда я капнула йод на него? Каким цветом он стал? (Картофель стал фиолетовым цветом). – В картофеле находится крахмал. Под воздействием йода крахмал поменял цвет. Давайте попробуем выделить крахмал из клубней картофеля. Для этого я возьму мелкую тёрку, и натру картофель в тарелку на этой терке. Получилась своеобразная кашица. Немного подождем, и увидим, что появилась в кашице жидкость. Что это? (Это картофельный сок). Теперь тертый картофель зальем водой, немного подождем и профильтруем через марлю. Вода вымывает крупинки крахмала из 9
картофеля. Придется немного подождать, чтобы крахмал осел на дно, затем сольем воду. Что вы видите? (
дети:
что- то белое)
-
Это вещество и есть крахмал. Он немножко не такой, как промышленный. А какой? Он желтоватый, не сыпется (потому что влажный). А чтобы наш крахмал был белый и сухой, его нужно долго промывать, а потом просушить. Это длительный процесс. Посмотрите, такой же крахмал продается в магазине (дети трогают его руками) Из крахмала можно приготовить кисель. Его добавляют в тесто при выпечке некоторых изделий, крахмалят белье, салфетки. Посмотрите, накрахмаленное белье красиво и свежо выглядит, хрустит.
Общий вывод:
из картофеля мы выделили: воду, крахмал.
-
Конечно, в картофеле есть и другие полезные вещества, (витамины С, различные микрочастицы). Но чтобы их увидеть, необходима более сложная аппаратура. - Сейчас у нас в лаборатории перерыв. Предлагаю вам сыграть в подвижную игру «Огородник» - Ах, картошка, ты картошка, кормишь ты честной народ! Если есть картошка в доме, будешь сытым круглый год! (дети становятся в круг, в центре – огородник, у него завязаны глаза и в руках палка. Дети идут по кругу проговаривая слова. После этого огородник стучит палкой об пол. Дети спрашивают «Ко там?» -«Огородник»-«Зачем пришел?»- «За картошкой». Водящий на ребенка надевает маску картофеля и этот ребенок говорит: «Я». Если огородник угадал по голосу ребенка, то он его догоняет, сняв повязку с глаз.) Но мы еще не все узнали про крахмал. Предлагаю продолжить исследования. Занимайте свои места в лаборатории.
Опыт 3
.Сравнение крахмала с мукой.- Как вы думаете, почему крахмал назвали картофельной 10
мукой?
-
У вас на столе стоят тарелочки с мукой и крахмалом. Сравните эти два вещества с полосками белого цвета.- Что можно сказать о цвете муки?, крахмала? (в таблице сравнения муки и крахмала отмечаем все сходства и различия).- Попробуйте пшеничную муку и картофельный крахмал на ощупь. Что можно сказать об ощущениях, когда трогаем муку? Крахмал?
Вывод:
Мука мягкая, не скрипит, а крахмал хрустит. Какой у веществ запах? (Вспомнить правило, «как держать форму, когда определяем запах веществ»)
Вывод:
крахмал и мука не имеют запаха. Попросить рассказать о результатах сравнения по схеме 1-2 человека.
Опыт 4
. Как узнать содержится ли крахмал в других овощах? (при помощи йода, мы сможем узнать, в каких овощах есть крахмал). Раздать детям тарелки с нарезанными овощами (моркови, картошки) баночками с йодом и пипеткой. Дети проводят опыт: капают йодом на каждый овощ и смотрят, поменял ли йод цвет (ответы детей)- Теперь, как настоящие исследователи, занесите ваши результаты опыта в карточки ( у детей карточки с изображением тех овощей, которые лежат на тарелках, нужно напротив овоща поставить кружок темно-синего цвета или коричневого, в зависимости от наличия крахмала в данном овоще).
Вывод
: крахмал есть только в картофеле. - Итак, мы сегодня с вами сделали открытия:
1.
Картофель состоит из воды и крахмала
. 2.
Крахмал содержится только в картофеле
. 3.
Мука и крахмал похожи по цвету, не имеют запаха, но отличаются на ощупь.
4.
Крахмал при взаимодействии с йодом становится 11
темно-синего цвета.
III.

Заключительная

часть

3.1

Анализ и

самоанализ

деятельности

детей
Предложить вспомнить, о каком овоще говорили, что нового о нем узнали о таком обычном и привычном для нас растении как картошка. Теперь своими знаниями и умениями вы сможете удивить и научить своих родных и друзей. Спасибо вам за активную работу.
Незнайка
. Молодцы! Сегодня из вас получились отличные исследователи! Мне понравилось у вас в гостях и на память о нашей встречи я хочу подарить вам вот такие записные книжки. В них вы можете записывать результаты новых опытов. Предложить Незнайке и детям пройти в кафе и попробовать кисель (2-й завтрак) 2 минуты
IV.

Дальнейшая разработка темы

4.1

Изготовление

салата из «Книги

рецептов»
«Винегрет» Трудова я деятель ность в саду
4.2

Проведение

развлечение
«Ах, картошка, ты картошка, кормишь ты честной народ» Во второй полови не дня в саду
4.3

Выставка

поделок из

картошки
«Эта забавная картошка» дома 12
Самоанализ занятия Непосредственно-образовательная деятельность была проведена в форме группового занятия, с элементами игры и экспериментальной деятельности. Перед проведением занятия проводилась большая предварительная работа. Чтение художественной литературы: «Эта забавная картошка» (сказка), разучивание пословиц о картошке. Художественное творчество: Конкурс детского рисунка «Мисс Картофелина» Физическое развитие (подвижные игры)« Огородник» « Собери урожай» В рамках направления развития воспитанников занятие является познавательно - речевым. В ходе работы происходит интеграция таких образовательных областей, как коммуникации — происходит развитие устной речи и активизация словарного запаса по теме (беседы), познания — развитие познавательно- исследовательской деятельности при применении ранее полученных знаний (экспериментирование), чтения художественной литературы — при приобщении к словесному искусству (пословицам, загадкам, стихам), физической культуры — проведение подвижных игр и физкультминуток. На протяжении всего занятия происходит постоянная смена видов деятельности (игры, эксперименты, беседы), и в достаточной мере прослеживается наглядность (просмотр слайдов, опыты, схемы). Работа с детьми. Игровой прием, персонажа Незнайки, в начале занятия позволил вызвать интерес у детей, плавно перейти непосредственно к занятию и создать нужный благоприятный эмоциональный настрой детей на протяжении всего занятия. 13
В результате этой мотивации ребята на занятии проявляли интерес не только к подвижным играм, но и активно участвовали в проведении эксперимента, делали самостоятельные выводы, а так же принимали активное участие в беседах. Дети остались очень довольными, что узнали много нового и интересного про знакомый им картофель.
Работа с родителями
: провести небольшую беседу с пояснением того, какая работа была проведена с детьми, а так же рассказать домашнее задание: сделать поделку из картошки на выставку и, посадить дома с ребенком клубень картофеля так, что глазок был виден над землей, ухаживать за ним и наблюдать рост до появления маленьких новых клубеньков, делать выводы и заполнять их в виде таблицы. Сроки Фаза роста Таблицу принести в детский сад, где будут сделаны совместные с детьми выводы.
Вывод по занятию:
Структура занятия соответствует цели и задачам, все этапы были логически взаимосвязаны, материал, излагаемый детям, был им доступен, достоверен. Содержание занятия позволило детям реализовать себя в активной деятельности, методы и приёмы обучения были выбраны правильно. Занятие способствует всестороннему развитию, прочному закреплению полученных ранее знаний и в тоже время не приводит к утомлению, так как предусмотрена четкая регламентация деятельности, в соответствии с возрастными физиологическими возможностями детей (правильное чередование различных видов деятельности, проведение физических, игровых минуток, создание гигиенических условий во время занятия) Использование сочетания индивидуальных, групповых и фронтальных форм организации деятельности учащихся позволило достигнуть высокой степени активности детей. 14
Считаю, что совместная деятельность с детьми удалась, занятие достигло своей цели. Использованная литература 1.ЗубковаН.М. « Воз и маленькая тележка», « Научные ответы на детские «почему?» 2. ТугушеваГ.П., ЧистяковаА.Е. «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста» 15