Напоминание

"За Кремлевскою стеной..."

Автор: Кузьмина Нина Викторовна
Должность: учитель истории и обществознания
Учебное заведение: ГКОУ Волгоградский лицей-интернат "Лидер"
Населённый пункт: г. Волгоград
Наименование материала: методическая разработка внеклассного мероприятия
Тема: "За Кремлевскою стеной..."







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


В

НЕКЛАССНОЕ

МЕРОПРИЯТИЕ

«ЗА К

РЕМЛЕВСКУЮ

СТЕНОЙ



(Заочная экскурсия «в лицах» по Московскому Кремлю)

10 класс

Цель:
раскрыть значение и основное содержание памятников архитектуры Московского Кремля, показать историю создания и значение Московского Кремля; способствовать воспитанию у учащихся патриотических чувств и национального самосознания.
Оборудование:
картины «Московский Кремль при Иване Калите», «Московский Кремль при Дмитрии Донском». Репродукции соборов Московского Кремля: Успенский, Благовещенский, Архангельский; Грановитая палата, Царь-пушка, Царь-колокол; современное изображение Московского Кремля; звукозапись ростовских и московских колокольных звонов.
Эпиграф:
Здесь, как было, так и ныне – Сердце всей Руси святой, Здесь стоят ее святыни За Кремлевскою стеной! В. Брюсов
Звучит колокольный звон.
Учащиеся читают стихотворение В. Я. Брюсова «Москва». Нет тебе на свете равных, Стародавняя Москва! Блеском дней, вовеки славных, Будешь ты всегда жива. Град, что строил Долгорукий Посреди глухих лесов, Вознесли любовно внуки Выше прочих городов! Здесь Иван Васильич Третий Иго рабства раздробил, Здесь, за длинный ряд столетий, Был источник наших сил.
Здесь нашла свою препону Поляков надменных рать; Здесь пришлось Наполеону Зыбкость счастья разгадать. Здесь, как было, так и ныне – Сердце всей Руси святой, Здесь стоят ее святыни За Кремлевскою стеной! Здесь пути перекрестились Ото всех шести морей, Здесь великие учились Верить родине своей! Расширяясь, возрастая, Вся в дворцах и вся в садах Ты стоишь, Москва святая, На своих семи холмах… Ты стоишь, сияя златом Необъятных куполов, Над востоком и закатом Зыбля кров колоколов.
Х

ОД

ЭКСКУРСИИ

Ученик
в роли экскурсовода: Кремль – сердце Москвы, сердце нашей могучей Родины. Здесь каждое здание, каждый камень – история. Далеко в глубину веков уходит корнями древняя история Московского Кремля. В XI–XII веках на восточной окраине Суздальского княжества, на высоком холме, омываемом реками Москвой и Неглинной, шумел сосновый бор, в котором находилось небольшое укрепленное поселение – ремесленный и торговый посад. Вопрос: Когда и где впервые упоминается о Москве? Ответ: В 1147 году в летописях сказано: сын Владимира Мономаха суздальский князь Юрий, прозванный Долгоруким, возвращаясь из похода на Новгород, пригласил к себе на пир своего союзника и родственника новгород-северского князя Святослава Олеговича: «Приди ко мне, брате, в Москов». Здесь, в Москве, они держали совет, и Юрий, по словам летописца, дал гостю «и обед силен».
1147 год принято считать официальной датой основания Москвы.
Стихотворение № 1
Москва-река, тебе хвала! В веках ты видела немало. Когда б ты говорить могла, Ты многое бы рассказала. Ты б рассказала нам о том, Как люди начали селиться, За тыном – тын, за домом – дом, Росло на берегу твоем Начало будущей столицы. Ты отражала в глади вод Тот первый Кремль и город новый, Что строил русский наш народ Под первою стеной сосновой. Вот этот первый городок На перекрестках всех дорог. Н. Кончаловская. «Наша древняя столица» Вопрос: Когда впервые упоминается о Московском Кремле? Ответ: В 1156 г., как рассказывает тверской летописец, были построены первые деревянные стены Московского Кремля. Вокруг Кремля были разбросаны многочисленные села и деревни. Крепость служила не только административно-хозяйственным центром, но и надежным местом укрытия в случае нападения врагов.
Учащиеся выступают по одному.
1. В 13-м веке жителям Москвы пришлось испытать страшное вражеское нашествие: в 1238 году Москва была сожжена и разграблена полчищами хана Батыя. На месте древнего города остались лишь груды пепла.
Ученик читает стихотворение № 2.
Был страшный год, когда все страны Боялись больше, чем огня, Батыя – внука Чингис-хана, Свое соседство с ним кляня…
Был страшный век, когда монголы На Русь лавиною пошли, В осенний день по степи голой, Топча сухие ковыли. Так шла чудовищным потоком На Русь монгольская орда В одном стремлении жестоком Сжигать и грабить города. Н. Кончаловская. «Наша древняя столица» 2. В конце 13-го века при князе Даниле Александровиче, сыне Александра Невского, Москва стала центром небольшого удельного княжества. По мере усиления политического значения нового княжества росла и обустраивалась его столица. 3. 14-й век был временем больших строительных работ в Московском Кремле. В 1339–1340 гг. при князе Иване Даниловиче, прозванном Калитой, за 5 месяцев были возведены мощные дубовые стены вокруг Кремля ( обращение к картине «Московский Кремль при Иване Калите» ). В это время были заложены белокаменные соборы, новые княжеские хоромы. Появился двор митрополита. Кремль стал политическим центром феодального города.
Ученик читает
с
тихотворение № 3.
В этот памятный год – 1328 москвичи неспроста Дали прозвище князю: Иван Калита. «Калита» – это значит мешок для монет, И точнее для князя прозвания нет!.. И вот с этой поры Хан за данью баскаков не слал на места – Посылал своих дьяков Иван Калита. И везли все добро не татарам, не в стан, А в Москву, прямо в Кремль, чтоб решил князь Иван – Что татарам пойдет, что ему самому, Что в уплату пойдет тем, кто нужен ему… Так в Москву повели все дороги земли.
Враждовать с Калитой уж князья не могли. Нынче спорить с Москвой князьям не с руки – Ведь чуть что – князь Иван собирает полки. Чем тяжелее ярмо подымает народ, Тем скорее, сильнее хозяйство растет. Чем богаче Москва, чем хозяйство крупней, Тем Ивану сподручнее княжить над ней. И Москва собрала вкруг себя города. Лишь с Москвою считалась отныне Орда. Н. Кончаловская. «Наша древняя столица» 4. В 1367–1368 гг. молодой князь Дмитрий Иванович, внук Ивана Калиты (будущий Дмитрий Донской), построил белокаменные стены и башни Кремля. ( Обращение к картине.) Толщина стен была внушительной – от 2 до 3 метров. По тому времени это были первоклассные укрепления, представлявшие собой грозную преграду для врагов. 5. С 1485 по 1495 гг., в течение десятилетия, были выстроены новые кирпичные стены и башни Кремля, расширена его территория. Протяженность стен Кремля с башнями составляла 2235 метров. Площадь Московского Кремля стала равной примерно 28 га. 6. Со стороны Красной площади в начале 16-го века был вырыт ров шириной 32 м и глубиной около 12 м. С двух сторон Кремлевский холм омывали реки Неглинная (с юго- запада) и Москва (с южной стороны). Возводить укрепления в конце XV в. начали с южной стороны Кремля, выходящей к Москве-реке, откуда чаще можно было ожидать набегов неприятеля. Большую роль в обороне Москвы и Кремля играли башни Кремля.
Выходят девочки
, перед собой держат репродукции с изобра жением башен Московского кремля или рисунки большого формата. – А вот и мы! Нас 20 сестер. Каждая из нас имеет свой оригинальный архитектурный облик, свое название и свою историю.
– Я – Тайницкая башня
– самая старейшая, построил меня итальянский архитектор Антон Фрязин в 1485 г. Подо мной был вырыт колодец и проделан тайный ход к Москве-реке, чтобы в случае осады снабжать Кремль водой. Отсюда и пошло мое название.
– А меня прозвали Беклемишевой башней
, так как рядом с двором боярина Беклемишева в 1487 г. итальянский зодчий Марко возводит меня – высокую, стройную, круглую угловую башню.

– А я – Троицкая башня
– самая красивая, нарядная, стройная, а самое главное, самая высокая – высота моя 80 м. И у меня тоже тайник был, и не один, а два. Один тайник – колодец и второй тайник – подземный ход к речному берегу. Только давным-давно это было.
– Совсем не понимаю
, как можно столько говорить о красоте. Мы, башни, первейшие защитницы Кремля. Меня в старину люди прозвали
«Кутафья»
, так в былое время называли неуклюже одетую женщину. Нарядом я не отличаюсь, а стою на самом первом месте, впереди кремлевских стен. Не красоту надо ценить, а силу и мощь. Пусть во мне и 14-ти метров нет, зато я – предмостная сторожевая башня и впереди всех стен стою. Я храбрее всех своих сестер.
– Но с этим я буду спорить. Я – Набатная башня.
Возвышаюсь напротив храма Василия Блаженного. Под моим шатром висел колокол, отлитый из бронзы с примесью серебра. Каким громким и пронзительным голосом обладала я! Недаром и имя мне дали – Набатная башня. Любили меня все, холили и украшали. А потом случилось несчастье. Приключился в Москве в 1771 г. чумной бунт. Восставшие горожане ударили в мой колокол, и вся столица сбежалась в Кремль. Восставших разогнали, но зачинщиков, ударивших в набатный колокол, найти не удалось – утекли они за Дон, в вольные казацкие степи. Тогда императрица Екатерина II рассердилась и приказала у моего колокола язык вырвать. Так и осталась я без голоса. Стою нарядная, а петь не могу.
– А моя слава, Константино-Еленинской башни
, в прошлом. Стою я между Спасской и Москворецкой и смотрю на Красную площадь. Теперь через меня люди не ходят. Давно заложены мои проездные ворота. Отдыхают мои старые камни. Многое промелькнуло передо мной, но одно всегда помню: через широко распахнутые ворота движется войско Дмитрия Донского. От меня начался путь к Куликову полю, где была разбита орда хана Мамая.
– А я – Спасская башня
– имею парадные проездные ворота и 10 этажей. Три этажа мои заняты механизмом Кремлевских курантов. Известно, что первые часы в Москве были установлены в 1404 году на Соборной площади. А потом в 1625 г. зодчий башен Огурцов надстроил для них существующий ныне для меня шатровый верх. Часы устроены очень интересно. Три гири приводят их в действие, каждая из которых весит от 10 до 14 пудов (160–224 кг). С помощью маятника весом 2 пуда (32 кг) достигается точность хода часов. Общий вес их примерно 25 тонн, высота цифр – 72 см, длина часовой стрелки – 2,97 м, длина минутной стрелки –3,28 м. Поэтому мне тоже есть чем гордиться, и я себя считаю главной башней.
Ученик читает стихотворение:
А вот и первые часы – Куранты башни Спасской.
Огромный жернов для красы Окрашен синей краской. Скрипит тяжелый циферблат – Вращается тарелка, И цифры золотом горят Под неподвижной стрелкой. И «перечасы» громко бьют Куранты над Москвою, И горожане узнают Часы во время боя. Мы б все дивились в наши дни Часами башни Спасской, А нашим прадедам они Казались чудом, сказкой.
Следующий ученик читает другое стихотворение:
Быстра Неглинка и шумна По городу кружилась, У башни Свибловой она С Москвой-рекой сдружилась. Под этой башней угловой, Что и сейчас на месте, Неглинная с рекой Москвой Всегда шумели вместе. Хозяйство было не хитро. И летом, и в морозы Таскали за ведром ведро Из речек водовозы. И с коромыслом шли к реке, И с бочкой подъезжали. Ряд бань стоял невдалеке – Государи держали. И вот «розмыслы» в башню ту Пришли, науку зная, И поднялась на высоту Тогда вода речная.
Насосы, трубы, рукава Прилажены, готовы. Гордиться может мать-Москва Водопроводом новым. Сказать по правде, той воды На город было б мало – На Кремль и на его сады Воды едва хватало. Но в этой малости – простор Для гордости народной, И башню Свиблову с тех пор Прозвали Водозводной. – А я считаю, не это главное, кто из нас важнее, а главное то, что мы выполняли с честью свою основную задачу защиты и были всегда едины. Звучит колокольный звон.
Экскурсовод-ученик:
Центральную, Соборную, площадь Кремля образуют древние постройки русского зодчества: соборы – Успенский, Благовещенский, Архангельский.
Выходят трое учащихся с изображением соборов в руках.
– Это мы!
– Я – Успенский собор
, строился 4 года, с 1475 по 1479, итальянским мастером Аристотелем Фиораванти. Величавость моей архитектуры – в цельности и строгости пропорций, в могучем пятиглавии куполов. Внутри меня – высокие своды, удивительный простор, обилие света и воздуха. Иконы для меня писали лучшие живописцы России, так как я был главным собором Кремля. Я являлся также общественным зданием древнерусского государства, рассчитанным на проведение пышных торжественных церемоний. У меня оглашались государственные акты, такие как Акт о воссоединении Украины с Россией в 1684 г., а в 1547 г. здесь прошла коронация Ивана Грозного IV.
– А я – Благовещенский собор
– домовая церковь русских царей. Построен в стиле раннемосковского зодчества, в котором собраны достижения национальной архитектуры 1484–1489 годов.
Внутри я невелик. У западной стены, согласно древнерусскому обычаю, устроены хоры для царицы и царских детей. Пол у меня необычный, собран из плиток красновато-охристой драгоценной агатовидной яшмы. Во мне собраны лучшие иконы Андрея Рублева, Феофана Грека и Прохора Городца, как, например, икона с изображением архангела Михаила Андрея Рублева.
– А я – собор Архангельский
– усыпальница русских великих князей и царей до Петра I. Первым у меня был похоронен собиратель русских земель Иван Калита. Здесь же находятся гробницы великого русского полководца Дмитрия Донского, великого князя Ивана III, царя Ивана IV Грозного, а также первых царей Романовых: Михаила Федоровича, Алексея Михайловича и их детей. Особое место у меня занимает гробница царевича Дмитрия – сына Ивана Грозного. Она находится под шатром с белокаменными резными колоннами за ажурной решеткой. Гробница перевезена была ко мне из Углича В. Шуйским в 1606 году. А вообще здесь 46 гробниц, в них 56 захоронений. В алтарной части находятся иконы XVI–XVII веков, в частности работа Симона Ушакова «Федор Стратилат» (1676 г.) Экскурсовод-
ученик
: В центре Кремля возвышается знаменитая Колокольня Ивана Великого.
Звучит колокольный звон.

А это я!
( Выходит учащийся и держит перед собой репродукцию с изображением колокольни.) – Построена я в 1505–1508 годах. Об этом свидетельствует надпись под моим куполом, сделанная золочеными буквами: «… повелением Великого Государя Царя и Великого князя Бориса Федоровича… и сына его… князя Федора Борисовича… храм совершен и позлащен во второе лето государства их 108 (1600)». В свое время я была самым высоким зданием на Руси (высота моя 81 м) и являлась сторожевой сигнальный башней, с которой хорошо обозревались окрестности на 25–30 километров. Если сторожевые люди замечали приближение противника к Москве, они били во всполошные кремлевские колокола, народ брался за оружие и собирался на защиту родной земли. В 1532–1543 гг. зодчий Петрок Малый пристроил ко мне звонницу, а в XVII веке с северной стороны была сооружена так называемая Филаретовская пристройка. На мне до сих пор висят колокола (всего 21 колокол) – замечательное произведение русского литейного искусства. Самый большой из них, Успенский колокол весом около 70 тонн, отлит Завьяловым.
В 1812 году, при отступлении армии Наполеона из Москвы, звонница и пристройка мои были взорваны. Мой столп дал трещину, но устоял. Это свидетельствует об исключительной моей прочности, о высоком мастерстве моих строителей.
Экскурсовод- ученик:
За колокольней находится площадь, которую в старину называли Ивановской. Именно здесь утром дьяки оглашали царские указы. Из-за шума приходилось очень громко кричать, отсюда и возникла русская поговорка «Кричать во всю Ивановскую». – У подножия колокольни Ивана Великого
стою я – знаменитый Царь-колокол
(выходит ученик под звуки колокольного звона с изображением Царь-колокола ). Я отлит в Кремле литейщиком Иваном Моториным и его сыном Михаилом в 1733–1735 гг. В 1737 г. в Москве произошел пожар, который охватил и Кремль. От неравномерного охлаждения при тушении огня раскаленный колокол дал трещины. От меня откололся кусок весом 11,5 тонн. После пожара я находился в яме, и лишь в 1836 году по специально разработанному проекту архитектора Монферрана я был поднят и установлен на постаменте. Я – Царь-колокол – самый большой в мире. Мой вес – 200 тонн, высота – 6,14 м, диаметр – 6,6 метра.
Экскурсовод
-
ученик
: Недалеко от колокола установлен интересный памятник XVI века –
Царь-пушка
(показывает ее изображение). – Да, да.
Это – я!
( Выходит учащийся .) Отлил меня из бронзы русский мастер Андрей Чохов в 1586 году. Мой вес – 40 тонн, длина – 5 метров 34 сантиметра. Калибр – 890 миллиметров. По калибру я была самая большая пушка в мире. Стрелять из меня должны были картечью. Я отвечала всем требованиям, которые предъявлялись к боевым приказам XVI века, и предназначалась для обороны Московского Кремля. Лафет и ядра, лежащие около меня, – декоративные, чугунные; они отлиты в 1835 году в Петербурге на заводе Берда. Вес каждого моего ядра равен 1 тонне.
Экскурсовод- ученик
: В Кремле всё привлекает: и златоглавые соборы, блещущие маковками на солнце, и древние камни, превращенные в былые времена мастерами-волшебниками в белоснежное кружево. И, обходя Кремль, мы, конечно, любуемся стенами и башнями, защищавшими москвичей от врагов. Здесь каждая пядь земли – история нашего народа, и поэтому, осматривая достопримечательности древнего Кремля, мы испытываем чувство глубокой гордости за наш народ, нашу державу и нашу историю. Звучит колокольный звон.
Экскурсовод- ученик:
Над Москвой великой, златоглавою,
Над стеной кремлевской белокаменной… Заря алая подымается… Звучит песня О. Газманова «Москва! Звонят колокола!». Выходят все участники праздника и вместе поют эту песню. (Музыка и слова О. Газманова.)